РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
Программа составлена на основании:
«Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык. 10-11 классы», рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. М., ООО «ТИД «Русское слово -РС», 2019. Автор Н. Г. Гольцова.
Учебник (название, автор, издательство, год издания):
«Русский язык. 10-11 классы», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. , М.: «Русское слово», 2019г.
Количество часов:
Класс | Количество часов |
в неделю | в год | Резервных часов |
11 | 1 | 34 | |
Пояснительная записка.
Программа по русскому языку составлена на основании:
Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Министерство образования Российской Федерации, 2004 г.);
«Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык. 10-11 классы», рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. М., ООО «ТИД «Русское слово -РС», 2019. Автор Н. Г. Гольцова.
Программа будет реализовываться при помощи учебника Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина «Русский язык. 10-11 классы», М.:, «Русское слово», 2019г. Предлагаемый курс ( в неделю - 1 час, в год — 34 часа) должен обеспечить высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы.
Актуальность курса состоит в том, что сегодня в российском обществе остро стоит проблема сохранения национальной культуры, в том числе и культуры речи. Чтобы разобраться в реалиях современности, необходимо научиться формулировать свои мысли, связно выражать своё мнение относительно проблем окружающей действительности. Формированию необходимых речевых навыков и служит данный курс. Изучение русского языка на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Учебный предмет «Русский язык» в образовательных учреждениях с русским языком обучения выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребенка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых в школе учебных предметов.
Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.
Основные разделы (темы) содержания:
Раздел 1. Синтаксис. Пунктуация – 4 часа.
Раздел 2. Предложение – 24 часа.
Раздел 3. Культура речи – 3 часа.
Раздел 4. Обобщение – 3 часа.
Теоретические сведения носят инструментальный характер, их объем и особенности подчинены формированию конкретных умений и навыков. Сам учебник может быть использован как справочник по основным разделам русского языка, обеспечивая восполняющее повторение, при подготовке к вступительным экзаменам в вузы, а также при подготовке к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.
Включение в программу таких тем, как «Основные принципы русской орфографии», «Основные принципы русской пунктуации» и др. очень важны при повторении правил орфографии и пунктуации, так как обеспечивают сознательный подход к изучаемому материалу. Темы «Сочетание знаков препинания», «Факультативные знаки препинания», «Индивидуально-авторская пунктуация» обращают внимание на такие особенности русской пунктуации, как вариантность в постановке знаков препинания, их многозначность и многофункциональность. В художественном тексте знаки препинания выполняют особую смысловую и экспрессивную функцию, поэтому при анализе текста, наряду с анализом лексики, морфологии, синтаксиса, следует уделять внимание пунктуационному анализу.
Задачи, стоящие перед курсом «Русский язык» в старших классах, могут быть успешно решены, если на занятиях и в самостоятельной работе использовать различные методы и приёмы обучения. Фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический виды анализа базируются на ранее полученных знаниях. Большое место должно быть отведено орфографическому и пунктуационному анализу, что обеспечивает прочные знания и повышает качество грамотного письма, культуру владения языком, совершенствует умения и навыки нормативного использования языковых средств. В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа.
Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Из истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», «Анализ текста», изучение которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение материала первоисточников, анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке.
В конце разделов предполагается обобщающий урок в виде контрольного диктанта, проверочной работы, словарного диктанта, тестирования, комплексного анализа текста. Форма промежуточной аттестации – итоговая контрольная работа.
Содержание тем учебного предмета.
(34 часа)
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.
Словосочетание
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Простое предложение
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное предложение
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение
Понятие о сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.
Правильность речи.
Норма литературного языка. Типы норм литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические нормы.
Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.
Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.
Составление руководства «Учусь говорить хорошо и правильно».
СТИЛИСТИКА
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.
Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль.
Особенности литературно-художественной речи.
Текст. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ
М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. СИ. Ожегов.
Календарно-тематическое планирование
№ | Сроки (месяц) | Тема урока | Тип урока с указанием лабораторных, практических, контрольных работ | Вид и форма контроля за уровнем усвоенного | НРК |
Синтаксис. Пунктуация – 4 часа |
1. | сентябрь | Основные принципы русской пунктуации. | Урок усвоения новых знаний | | |
2. | сентябрь | Словосочетание как синтаксическая единица. | Урок усвоения навыков и умений | | |
3. | сентябрь | Предложение как единица синтаксиса. | Урок усвоения навыков и умений | Фронтальный | Д. Кибек. « Лесной великан». |
4. | сентябрь | Контрольный диктант. | Урок проверки оценки и коррекции знаний, умений, навыков | Фронтальный | |
Предложение – 24 часа |
5 | октябрь | Постановка тире в простом предложении. | Комбинированный урок | | |
6-7 | октябрь | Простое осложненное предложение. Предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися и двойными союзами. | Урок усвоения навыков и умений | | |
8 | октябрь | Обобщающие слова при однородных членах предложения. | Урок усвоения навыков и умений | Фронтальный | |
9 | октябрь | Комплексный анализ текста. | Комбинированный урок | Фронтальный | |
10 | ноябрь | Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные определения. | Урок усвоения навыков и умений | | |
11 | ноябрь | Обособленные приложения | Урок усвоения навыков и умений | | |
12-13 | ноябрь декабрь | Обособленные обстоятельства и дополнения. | Урок усвоения навыков и умений | Фронтальный | |
14 | декабрь | Уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения. | Урок усвоения навыков и умений | Фронтальный | |
15 | декабрь | Знаки препинания при сравнительном обороте. Знаки препинания при обращениях. Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова. | Урок усвоения навыков и умений | | |
16 | декабрь | Контрольный диктант. | Урок проверки оценки и коррекции знаний, умений, навыков | Фронтальный | |
17-18 | январь | Вводные слова и вставные конструкции. | | | |
19 | январь | Комплексный анализ текста. | Комбинированный урок | Фронтальный | |
20 | февраль | Сложные предложения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | Урок усвоения навыков и умений | Фронтальный | |
21 | февраль | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. | Урок усвоения навыков и умений | | Ю. Скворцов «Красный мак». |
22 | февраль | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. | Урок усвоения навыков и умений | Фронтальный | |
23 | февраль | Знаки препинания в бессоюзном предложении. | Урок усвоения навыков и умений | | |
24-25 | март | Сложные предложения с разными видами связи. | Урок усвоения навыков и умений | Фронтальный | |
26 | март | Контрольный диктант. | Урок проверки оценки и коррекции знаний, умений, навыков | Фронтальный | |
27 | апрель | Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при цитатах. | Урок усвоения навыков и умений | | В. Игнатьев «Танец маленьких лебедей». |
28 | апрель | Сочетание знаков препинания. Авторская пунктуация. | Урок усвоения новых знаний | Фронтальный | |
Культура речи – 3 часа |
29 | апрель | Культура речи. Ораторское мастерство. | Урок усвоения новых знаний | | |
30 | апрель | Стилистика. | Урок обобщения и систематизация знаний | | |
31 | май | Из истории русского языкознания. | Урок усвоения новых знаний | | Из истории чувашского языкознания. |
Обобщение – 3 часа |
32 | май | Итоговая контрольная работа. | Урок проверки оценки и коррекции знаний, умений, навыков | Фронтальный | |
33 | май | Анализ итоговой контрольной работы. | Комбинированный урок | | |
34 | май | Повторение и обобщение пройденного материала. | Урок обобщения и систематизация знаний | | |
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения русского языка учащийся должен
знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Учебно-методический комплекс
Основная литература для учителя.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык, 10-11 классы. - М, 2019.
Гольцова Н.Г. Программа курса «Русский язык» для 10-11 классов ОУ.-М., 2019.
Основная литература для учащихся.
1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык, 10-11 классы. - М, 2019.