СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 11 класса.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой вариант рабочей программы по русскому языку для учащихся 11 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для учащихся 11 класса.»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Русский язык»





Программа составлена на основании:

«Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык. 10-11 классы», рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. М., ООО «ТИД «Русское слово -РС», 2019. Автор Н. Г. Гольцова.

Учебник (название, автор, издательство, год издания):

«Русский язык. 10-11 классы», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. , М.: «Русское слово», 2019г.



Количество часов:

Класс

Количество часов

в неделю

в год

Резервных часов

11

1

34















Пояснительная записка.

Программа по русскому языку составлена на основании:

  • Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Министерство образования Российской Федерации, 2004 г.);

  • «Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык. 10-11 классы», рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. М., ООО «ТИД «Русское слово -РС», 2019. Автор Н. Г. Гольцова.

Программа будет реализовываться при помощи учебника Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина «Русский язык. 10-11 классы», М.:, «Русское слово», 2019г. Предлагаемый курс ( в неделю - 1 час, в год — 34 часа) должен обеспечить высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию язы­ка как системы.

Актуальность курса состоит в том, что сегодня в российском обществе остро стоит проблема сохранения национальной культуры, в том числе и культуры речи. Чтобы разобраться в реалиях современности, необходимо научиться формулировать свои мысли, связно выражать своё мнение относительно проблем окружающей действительности. Формированию необходимых речевых навыков и служит данный курс. Изучение русского языка на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Учебный предмет «Русский язык» в образовательных учреждениях с русским языком обучения выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребенка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых в школе учебных предметов.

Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуа­ции в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматрива­ется подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.

Основные разделы (темы) содержания:

Раздел 1. Синтаксис. Пунктуация – 4 часа.

Раздел 2. Предложение – 24 часа.

Раздел 3. Культура речи – 3 часа.

Раздел 4. Обобщение – 3 часа.

Теоретические сведения носят инструментальный характер, их объем и особенности подчинены формированию конкретных уме­ний и навыков. Сам учебник может быть использован как спра­вочник по основным разделам русского языка, обеспечивая восполняющее повторение, при подготовке к вступительным экза­менам в вузы, а также при подготовке к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.

Включение в программу таких тем, как «Основные принципы русской орфографии», «Основные прин­ципы русской пунктуации» и др. очень важны при повторении пра­вил орфографии и пунктуации, так как обеспечивают сознательный подход к изучаемому материалу. Темы «Сочетание знаков препинания», «Факультативные знаки препинания», «Индивидуально-авторская пунктуация» обращают внимание на такие особенности русской пунктуации, как вариант­ность в постановке знаков препинания, их многозначность и мно­гофункциональность. В художественном тексте знаки препинания выполняют особую смысловую и экспрессивную функцию, поэтому при анализе текс­та, наряду с анализом лексики, морфологии, синтаксиса, следует уделять внимание пунктуационному анализу.

Задачи, стоящие перед курсом «Русский язык» в старших классах, могут быть успешно решены, если на занятиях и в самостоятельной работе использовать различные методы и приёмы обучения. Фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксичес­кий виды анализа базируются на ранее полученных знаниях. Боль­шое место должно быть отведено орфографическому и пунктуацион­ному анализу, что обеспечивает прочные знания и повышает качество грамотного письма, культуру владения языком, совершенствует уме­ния и навыки нормативного использования языковых средств. В соответствии с современными требованиями коммуникатив­ной направленности в обучении русскому языку программа преду­сматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилисти­ческого и других видов лингвистического анализа.

Для активизации познавательной деятельности учащихся в про­грамму включены разделы «Из истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», «Анализ текста», изучение которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение материа­ла первоисточников, анализ текстов разных функциональных сти­лей, обеспечивает расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке.

В конце разделов предполагается обобщающий урок в виде контрольного диктанта, проверочной работы, словарного диктанта, тестирования, комплексного анализа текста. Форма промежуточной аттестации – итоговая контрольная работа.




Содержание тем учебного предмета.

(34 часа)

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.

Словосочетание

Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.

Предложение

Понятие о предложении. Классификация предложений. Пред­ложения простые и сложные.

Простое предложение

Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отри­цательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и одно­составные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространен­ные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соедини­тельное тире. Интонационное тире.

Порядок слов в простом предложении. Инверсия.

Синонимия разных типов простого предложения.

Простое осложненное предложение

Синтаксический разбор простого предложения.

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложе­ниях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препи­нания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.

Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособ­ленных членах предложения. Обособленные и необособленные опре­деления. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присо­единительные члены предложения.

Параллельные синтаксические конструкции.

Знаки препинания при сравнительном обороте.

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.

Сложное предложение

Понятие о сложном предложении.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтак­сический разбор сложносочиненного предложения.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного пред­ложения с одним придаточным.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с не­сколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчи­ненного предложения с несколькими придаточными.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запя­тая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоето­чие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном слож­ном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

Период. Знаки препинания в периоде.

Синонимия разных типов сложного предложения.

Предложения с чужой речью

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при пря­мой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.

Употребление знаков препинания

Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклица­тельный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препи­нания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие зна­ки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правиль­ность и чистоту речи.

Правильность речи.

Норма литературного языка. Типы норм литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лекси­ческие, морфологические, синтаксические, стилистические нормы.

Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.

Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.

Составление руководства «Учусь говорить хорошо и правильно».

СТИЛИСТИКА

Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.

Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицисти­ческий стиль. Разговорный стиль.

Особенности литературно-художественной речи.

Текст. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.

ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ

М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виногра­дов. СИ. Ожегов.



Календарно-тематическое планирование







Сроки

(месяц)



Тема урока

Тип урока

с указанием лабораторных, практических, контрольных работ

Вид и форма контроля за уровнем усвоенного



НРК

Синтаксис. Пунктуация – 4 часа

1.

сентябрь

Основные принципы русской пунктуации.

Урок усвоения новых знаний



2.

сентябрь

Словосочетание как синтаксическая единица.

Урок усвоения навыков и умений



3.

сентябрь

Предложение как единица синтаксиса.

Урок усвоения навыков и умений

Фронтальный

Д. Кибек. « Лесной великан».

4.

сентябрь

Контрольный диктант.

Урок проверки оценки и коррекции знаний, умений, навыков

Фронтальный


Предложение – 24 часа

5

октябрь

Постановка тире в простом предложении.

Комбинированный урок



6-7

октябрь

Простое осложненное предложение. Предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися и двойными союзами.

Урок усвоения навыков и умений



8

октябрь

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Урок усвоения навыков и умений

Фронтальный


9

октябрь

Комплексный анализ текста.

Комбинированный урок

Фронтальный


10

ноябрь

Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные определения.

Урок усвоения навыков и умений



11

ноябрь

Обособленные приложения

Урок усвоения навыков и умений



12-13

ноябрь

декабрь

Обособленные обстоятельства и дополнения.

Урок усвоения навыков и умений

Фронтальный


14

декабрь

Уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения.

Урок усвоения навыков и умений

Фронтальный


15

декабрь

Знаки препинания при сравнительном обороте. Знаки препинания при обращениях. Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.

Урок усвоения навыков и умений



16

декабрь

Контрольный диктант.

Урок проверки оценки и коррекции знаний, умений, навыков

Фронтальный


17-18

январь

Вводные слова и вставные конструкции.




19

январь

Комплексный анализ текста.

Комбинированный урок

Фронтальный


20

февраль

Сложные предложения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Урок усвоения навыков и умений

Фронтальный


21

февраль

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.

Урок усвоения навыков и умений


Ю. Скворцов «Красный мак».

22

февраль

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

Урок усвоения навыков и умений

Фронтальный


23

февраль

Знаки препинания в бессоюзном предложении.

Урок усвоения навыков и умений



24-25

март

Сложные предложения с разными видами связи.

Урок усвоения навыков и умений

Фронтальный


26

март

Контрольный диктант.

Урок проверки оценки и коррекции знаний, умений, навыков

Фронтальный


27

апрель

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при цитатах.

Урок усвоения навыков и умений


В. Игнатьев «Танец маленьких лебедей».

28

апрель

Сочетание знаков препинания. Авторская пунктуация.

Урок усвоения новых знаний

Фронтальный


Культура речи – 3 часа

29

апрель

Культура речи. Ораторское мастерство.

Урок усвоения новых знаний



30

апрель

Стилистика.

Урок обобщения и систематизация знаний



31

май

Из истории русского языкознания.

Урок усвоения новых знаний


Из истории чувашского языкознания.

Обобщение – 3 часа

32

май

Итоговая контрольная работа.

Урок проверки оценки и коррекции знаний, умений, навыков

Фронтальный


33

май

Анализ итоговой контрольной работы.

Комбинированный урок



34

май

Повторение и обобщение пройденного материала.

Урок обобщения и систематизация знаний







Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения русского языка учащийся должен

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

    • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.



Учебно-методический комплекс


Основная литература для учителя.

  1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык, 10-11 классы. - М, 2019.

  2. Гольцова Н.Г. Программа курса «Русский язык» для 10-11 классов ОУ.-М., 2019.


Основная литература для учащихся.

1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык, 10-11 классы. - М, 2019.