Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 с. Верхние Киги муниципального района Кигинский район РБ
Рассмотрено Руководитель ШМО учителей русского языка и литературы ________/Р. Р. Мустафина/ Протокол № ____ от «___»___________20___г. | Согласовано Заместитель директора по УВР МОБУ СОШ №2 с. Верхние Киги МР Кигинский район РБ ____________/О. Р. Абдуллина / «___»____________20___г. | Утверждаю Директор МОБУ СОШ №2 с. Верхние Киги МР Кигинский район РБ ________/М. М. Мустафин/ Приказ № _____ от «___»___________20___г. |
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
МУСТАФИНОЙ РУФИНЫ РИФКАТОВНЫ
НА 2017-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Класс | Учебный предмет | Количество часов в неделю | УМК |
10 | Русский язык | 3 | В.Ф. Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко М.Просвещение,2016 |
11 | Русский язык | 3 | В.Ф. Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко М.Просвещение,2016 |
10 | Литература | 3 | Ю.В.Лебедев. М. Просвещение, 2016 |
11 | Литература | 3 | В.П.Журавлев. М.Просвещение,2015 |
с. Верхние Киги – 2017 г.
Планируемые результаты освоения предмета «Русский язык»
10- 11 класс
Личностными результатами освоения средней образовательной программы являются:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
общего образования.
Метапредметными результатами освоения средней общеобразовательной программы по русскому языку учащимися 10-11 классов являются:
- владение всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение):
-понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли, основной и дополнительной информацией);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт – диски учебного назначения, ресурсы Интернета);
- свободно пользоваться словарями различных видов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способствовать к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог – расспрос, диалог – побуждение, диалог – обмен мнениями; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом, участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способствовать использованию родного языка как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, бурятского, литературы и др.);
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого – либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально – культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения предмета «Русский язык» учащимися 10 -11 классов являются:
- представления об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основных научных знаний о русском языке, понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики и ее основных разделов; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная, монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь; научный, публицистический, официально – деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально – делового стилей и разговорной речи; функционально – смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение; текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- опознавание и анализ единиц языка, грамматических категорий языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
- понимание коммуникативно – эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
в 10- 11 классах
10 класс
Русский язык в современном мире. Стили и типы речи. Понятие о норме литературного языка. Типы норм.
Лексика.
Слово и его лексическое значение. Точность словоупотребления.
Многозначные слова и их употребление. Тропы как выразительные средства языка. Омонимы и их употребление. Употребление синонимов и антонимов.
Употребление стилистически ограниченной лексики. Заимствованные слова и их употребление. Употребление устаревших слов и неологизмов. Употребление фразеологизмов. Фигуры речи как выразительные средства языка. Словари русского языка.
Орфоэпия.
Орфоэпические нормы языка.
Морфемика. Словообразование. Орфография.
Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв. Употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных. Употребление ь для обозначения грамматических форм. Состав слова. Употребление однокоренных слов. Основные способы образования слов. Правописание гласных в корне слова. Правописание гласных после шипящих и ц. правописание согласных в корне слова. Двойные согласные. Международные словообразовательные элементы. Правописание приставок, не изменяющихся и изменяющихся на письме. Правописание приставок пре-и при-. Сочетание согласных на стыке приставки и корня. Употребление разделительныхъ и ь. Буквы ы и и после приставок. Буквы е и о после шипящих и ц. Общие правила правописания сложных слов. Правила переноса слов.
Морфология. Самостоятельные части речи.
Имя существительное
Род и число имен существительных. Правописание и и е в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа. Именительный падеж множественного числа некоторых существительных мужского рода. Правописание существительных в родительном падеже множественного числа. Правописание фамилий и названий населенных пунктов в творительном падеже. Правописание суффиксов имен существительных. Правописание сложных имен существительных.
Имя прилагательное
Употребление некоторых форм прилагательных. Правописание окончаний имён прилагательных. Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных.
Имя числительное.
Правописание и употребление числительных.
Местоимение.
Особенности употребления местоимений. Правописание неопределённых и отрицательных местоимений.
Глагол.
Спряжение глаголов. Правописание глаголов.
Причастие.
Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. Краткие и полные страдательные причастия. Правописание н и нн в прилагательных и причастиях.
Деепричастие.
Значение и употребление деепричастий.
Наречие.
Правописание наречий. Правописание н и нн в словах разных частей речи
Служебные части речи.
Предлоги.
Особенности употребления некоторых предлогов. Правописание предлогов.
Союзы.
Правописание союзов.
Частицы.
Раздельное и дефисное написание частиц. Правописание не сословами разных частей речи. Правописание частицы ни.
11 класс
Синтаксис и пунктуация.
Основные принципы русской пунктуации.
Простое предложение.
Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные предложения. Предложения двусоставные и односоставные. Неполные предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим.
Особенности употребления второстепенных членов предложения.
Дополнение в форме родительного падежа при глаголах с отрицанием. Управление при словах, близких по значению. Падеж определений, включённых в сочетание, состоящее из числительного два, три или четыре и существительного в родительном падеже.
Предложения с однородными членами.
Знаки препинания между однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Согласование в предложениях с однородными членами.
Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения.
Обособление определений.
Построение оборотов с распространёнными определениями, выраженными причастиями и прилагательными. Обособленные приложения и дополнения. Обособление обстоятельств. Уточняющие обстоятельства. Сравнительные обороты.
Вводные слова, обращения и междометия.
Вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции. Обращение. Междометия в составе предложения и слова- предложения да и нет.
Сложные предложения.
Сложносочиненное предложение.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Сложноподчиненное предложение.
Сложноподчиненное предложение с одним придаточным. Синонимия сложноподчиненных предложений и предложений с причастными и деепричастными оборотами. Сложноподчиненные предложения двумя или несколькими придаточными. Некоторые недочёты и ошибки в построении сложноподчиненных предложений.
Бессоюзное сложное предложение.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Сложные предложения с разными видами связи.
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.
Прямая и косвенная речь.
Прямая речь. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела | Количество часов |
10 класс |
1. | Введение | 1 |
2. | Стили и типы речи | 2 |
3. | Лексика. | 20 |
4. | Орфоэпия | 2 |
5. | Орфография. | 28 |
6. | Морфология. Самостоятельные части речи. | 36 |
7. | Служебные части речи. | 10 |
| Итого: | 99 |
11 класс |
Синтаксис и пунктуация. |
1. | Основные принципы русской пунктуации. | 2 |
2. | Простое предложение. | 50 |
3. | Сложное предложение. | 50 |
| Итого: | 102 |
| | |
Планируемые результаты освоения предмета «Литература»
10- 11 класс
Личностные:
-российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
-сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
-навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
-нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
-готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
-эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений.
Метапредметные:
- поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей.
- сравнение, сопоставление, классификация.
- самостоятельное выполнение различных творческих работ.
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде.
- осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств, языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей.
- составление плана, тезисов, конспекта.
- подбор аргументов, формирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Предметные:
- владение техникой грамотного и осмысленного чтения;
- владение умениями выразительного чтения;
- восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства;
- умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
- умение выделять этическую, нравственную проблематику произведения;
- умение определять жанрово-родовую природу произведения;
- умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
- умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее.
СОДЕРЖАНИЕ
Русская литература XIX века
А.С. Пушкин
Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», а также три стихотворения по выбору.
Поэма «Медный всадник».
М.Ю. Лермонтов
Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...», а также три стихотворения по выбору.
Н.В. Гоголь
Одна из петербургских повестей по выбору
А.Н. Островский
Драма «Гроза»
И.А. Гончаров
Роман «Обломов»
И.С. Тургенев
Роман «Отцы и дети»
Ф.И. Тютчев
Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), а также три стихотворения по выбору.
А.А. Фет
Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь», а также три стихотворения по выбору.
А.К. Толстой
Три произведения по выбору.
Н.А. Некрасов
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…», а также три стихотворения по выбору.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Н.С. Лесков
Одно произведение по выбору.
М.Е. Салтыков-Щедрин
«История одного города» (обзор).
Ф.М. Достоевский
Роман «Преступление и наказание».
Л.Н. Толстой
Роман-эпопея «Война и мир»
А.П. Чехов
Рассказы: «Студент», «Ионыч», а также два рассказа по выбору.
Рассказы: «Человек в футляре», «Дама с собачкой» Пьеса «Вишневый сад»
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА
И.А. Бунин
Три стихотворения по выбору.
Рассказ «Господин из Сан-Франциско», а также два рассказа по выбору.
Рассказ «Чистый понедельник»
А.И. Куприн
Одно произведение по выбору.
М. Горький
Пьеса «На дне».
Одно произведение по выбору.
Поэзия конца XIX – начала XX вв.
И.Ф. Анненский, К.Д. Бальмонт, А. Белый, В.Я. Брюсов,
М.А. Волошин, Н.С. Гумилев, Н. А. Клюев, И. Северянин, Ф.К. Сологуб, В. В. Хлебников, В.Ф. Ходасевич.
Стихотворения не менее двух авторов по выбору.
А.А. Блок
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», а также три стихотворения по выбору.
Поэма «Двенадцать».
В.В. Маяковский
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», а также три стихотворения по выбору.
Поэма «Облако в штанах»
С.А. Есенин
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», а также три стихотворения по выбору.
М.И. Цветаева
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», а также два стихотворения по выбору.
О.Э. Мандельштам
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», а также два стихотворения по выбору.
А.А. Ахматова
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», а также два стихотворения по выбору.
Поэма «Реквием».
Б.Л. Пастернак
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», а также два стихотворения по выбору.
Роман «Доктор Живаго» (обзор).
М.А. Булгаков
Романы: «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита»
А.П. Платонов
Одно произведение по выбору.
М.А. Шолохов
Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).
А.Т. Твардовский
Стихотворения: «Вся суть в одном - единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», а также два стихотворения по выбору.
В.Т. Шаламов
«Колымские рассказ» (два рассказа по выбору).
А.И. Солженицын
Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).
Проза второй половины XX века
Ф. А. Абрамов, Ч. Т. Айтматов, В. П. Астафьев, В. И. Белов, А. Г. Битов, В. В. Быков, В. С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В. Л. Кондратьев, В. П.Н екрасов, Е.И. Носов, В. Г. Распутин, В. Ф. Тендряков, Ю. В. Трифонов, В. М. Шукшин.
Произведения не менее трех авторов по выбору.
Поэзия второй половины XX века
Б. А. Ахмадулина, И. А. Бродский, А. А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е. А. Евтушенко, Ю. П. Кузнецов, Л. Н. Мартынов, Б. Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д. С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А. А. Тарковский.
Стихотворения не менее трех авторов по выбору.
Драматургия второй половины ХХ века
А. Н. Арбузов, А. В. Вампилов, А. М. Володин, В. С. Розов, М.М. Рощин.
Произведение одного автора по выбору.
Литература последнего десятилетия
Проза (одно произведение по выбору). Поэзия (одно произведение по выбору).
ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ
Г. Айги, Р. Гамзатов, М. Джалиль, М. Карим, Д. Кугультинов, К. Кулиев, Ю. Рытхэу, Г. Тукай, К. Хетагуров, Ю. Шесталов.
Произведение одного автора по выбору.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Проза
О. Бальзак, Г. Бёлль, О. Генри, У. Голдинг, Э. Т. А.Гофман, В. Гюго, Ч. Диккенс, Г. Ибсен, А. Камю, Ф. Кафка, Г.Г. Маркес, П. Мериме, М. Метерлинк, Г. Мопассан, У. С. Моэм, Д. Оруэлл, Э. А. По, Э. М. Ремарк, Ф. Стендаль, Дж. Сэлинджер, О. Уайльд, Г. Флобер, Э. Хемингуэй, Б. Шоу, У. Эко.
Произведения не менее трех авторов по выбору.
Поэзия
Г. Аполлинер, Д.Г. Байрон, У. Блейк, Ш. Бодлер, П. Верлен, Э. Верхарн, Г. Гейне, А. Рембо, Р.М. Рильке, Т.С. Элиот.
Стихотворения не менее двух авторов по выбору.
ОСНОВНЫЕ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
СВЕДЕНИЯ
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХIX ВЕКА
Русская литература в контексте мировой культуры.
Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Нравственные устои и быт разных слоев русского общества (дворянство, купечество, крестьянство). Роль женщины в семье и общественной жизни.
Национальное самоопределение русской литературы. Историко-культурные и художественные предпосылки романтизма, своеобразие романтизма в русской литературе и литературе других народов России. Формирование реализма как новой ступени познания и художественного освоения мира и человека. Общее и особенное в реалистическом отражении действительности в русской литературе и литературе других народов России. Проблема человека и среды. Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств.
Расцвет русского романа. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Проблема судьбы, веры и безверия, смысла жизни и тайны смерти. Выявление опасности своеволия и прагматизма. Понимание свободы как ответственности за совершенный выбор. Идея нравственного самосовершенствования. Споры о путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека. Историзм в познании закономерностей общественного развития. Развитие психологизма. Демократизация русской литературы. Традиции и новаторство в поэзии. Формирование национального театра. Становление литературного языка.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже XIX - ХХ веков. Новые литературные течения. Модернизм.
Трагические события эпохи (Первая мировая война, революция, гражданская война, массовые репрессии, коллективизация) и их отражение в русской литературе и литературе других народов России. Конфликт человека и эпохи. Развитие русской реалистической прозы, ее темы и герои. Государственное регулирование и творческая свобода в литературе советского времени. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Сатира в литературе.
Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературе других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. «Лагерная» тема в литературе. «Деревенская» проза. Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературе других народов России. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).
ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ
Отражение в национальных литературах общих и специфических духовно-нравственных и социальных проблем.
Произведения писателей – представителей народов России как источник знаний о культуре, нравах и обычаях разных народов, населяющих многонациональную Россию. Переводы произведений национальных писателей на русский язык.
Плодотворное творческое взаимодействие русской литературы и литературы других народов России в обращении к общенародной проблематике: сохранению мира на земле, экологии природы, сбережению духовных богатств, гуманизму социальных взаимоотношений.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них «вечных» проблем бытия. Постановка в литературе XIX-ХХ вв. острых социально-нравственных проблем, протест писателей против унижения человека, воспевание человечности, чистоты и искренности человеческих отношений. Проблемы самопознания и нравственного выбора в произведениях классиков зарубежной литературы.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ПОНЯТИЯ
Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ.
Содержание и форма.
Художественный вымысел. Фантастика.
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.
Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
Деталь. Символ.
Психологизм. Народность. Историзм.
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.
Стиль.
Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.
Литературная критика.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№ | Наименование раздела | Количество часов | Развитие речи |
10 класс |
1. | Введение. Обзор русской литературы конца XIX – начало XX веков. | 4 | |
2. | А. С. Пушкин | 7 | 1 |
3. | М. Ю. Лермонтов | 6 | 1 |
4. | Н. В. Гоголь | 9 | 1 |
5. | И. А. Гончаров | 7 | 1 |
6. | А. Н. Островский | 7 | 1 |
7. | И. С .Тургенев | 9 | 1 |
8. | Н. А. Некрасов | 8 | 1 |
9. | Ф. И. Тютчев | 4 | 1 |
10. | А. А. Фет | 2 | |
11. | А. К. Толстой | 3 | |
12. | М. Е. Салтыков - Щедрин | 3 | |
13. | Ф. М. Достоевский | 9 | 1 |
14. | Л. Н. Толстой | 9 | 1 |
15. | Н. С. Лесков | 4 | 1 |
16. | А. П. Чехов | 8 | 1 |
17. | Зарубежная литература | 4 | 1 |
| Итого | 103 | 13 |
11 класс |
1. | Введение | 1 | - |
2. | Проза XX века. | 8 | 1 |
3. | Разнообразие художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века. | 10 | 5 |
4. | Творчество А. А. Блока | 5 | 3 |
5. | Творчество А. М. Горького (1868-1936). | 6 | 1 |
6. | Новокрестьянские поэты. | 1 | - |
7. | Творчество С. А. Есенина | 7 | 4 |
8. | Творчество В. В. Маяковского | 5 | 1 |
9. | Тема революции и гражданской войны в русской литературе XX века. | 13 | 1 |
10. | Тема истории в литературе XX века. | 2 | - |
11. | Сатира 30-40-ых годов XX века. | 5 | 1 |
12. | Литература русского Зарубежья. | 6 | 1 |
13. | Творчество М. И. Цветаевой и А. А. Ахматовой. | 5 | 3 |
14. | Тема коллективизации в русской литературе XX века. | 4 | 1 |
15. | Тема Великой Отечественной войны в русской литературе XX века. | 6 | 1 |
16. | Судьба человека в тоталитарном государстве. (По произведениям русской литературы XX века). | 4 | 1 |
17. | Тема милосердия и нравственности в русской литературе XX века. | 3 | - |
18. | Тема экологии в русской литературе XX века. | 1 | 1 |
19. | Основные направления развития современной литературы. | 7 | - |
20. | Из зарубежной литературы. | 5 | - |
21. | Резервный урок. | 1 | - |
21. | Итого | 102 | 25 |