СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку по программе "Школа России" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по программе "Школа России". Авторы учебника В.П.Канакин, В.Г.Горецкий.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку по программе "Школа России" 3 класс»

I Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 3 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 г.), Примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкиной, М. Н. Дементьевой, Н. Ф. Стефаненко «Русский язык. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).

Целями изучения предмета «Русский язык» являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Основными задачами реализации содержания обучения являются:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

III Планируемые результаты

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты


1. Овладение способностью принимать

и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».


Предметные результаты


Развитие речи

Обучающийся научится:

•участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

•осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

•применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;

•анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

•строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо.


Обучающийся получит возможность научиться:


•определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;

•пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;

•письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать

текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

•составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;

•использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование.



Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

• характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);

• определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;

• устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными


Обучающийся получит возможность научиться:

• осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;

• оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;

• соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

• пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).



Лексика

Обучающийся научится:

• находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;

• наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;

• иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;

•иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;

•наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;

•распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи).



Обучающийся получит возможность научиться:


•осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

•замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);

•оценивать уместность использования слов в тексте;

•подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

•выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

•размышлять над этимологией некоторых слов-названий;

•приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.



Морфология

Обучающийся научится:


•распознавать части речи на основе усвоенных признаков(в объёме программы);

•распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические

признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;

•распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);

•распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сде-

лать?»; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);

•распознавать личные местоимения (в начальной форме),определять грамматические признаки: лицо, число, род(у местоимений 3-го лица); использовать личные местоиме-

ния для устранения неоправданных повторов;

•узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;

•устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;

•узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;

•подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.



Обучающийся получит возможность научиться:


•производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;

•наблюдать за словообразованием частей речи;

•замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.


Синтаксис

Обучающийся научится:


•различать предложение, словосочетание и слово;

•выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;

•определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;

•различать понятия «члены предложения» и «части речи»;

•находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);

•устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;

•соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

•различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;

•отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;

•разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какиеиз них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.


Обучающийся получит возможность научиться:


•устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

•выделять в предложении основу и словосочетания;

•находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);

•опознавать простое и сложное предложения.

III Содержание

Язык и речь (2 ч)

Наша речь. Виды речи.

Наш язык.

Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)

Текст. Типы текстов.

Предложение.

Виды предложений по цели высказываний.

Виды предложений по интонации.

Предложение с обращением.

Р.Р. Обучающее изложение по тексту «Путешественница».

Главные и второстепенные члены предложения.

Простое и сложное предложения.

Словосочетания.

Контрольный диктант по теме «Предложение».

Слово в языке и речи (19 ч)

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

Синонимы и антонимы.

Омонимы.

Слово и словосочетание.

Фразеологизмы.

Р.Р. Обучающее изложение по тексту учебника.

Части речи.

Имя существительное.

Имя прилагательное.

Глагол.

Что такое имя числительное?

Однокоренные слова.

Звуки и буквы. Гласные звуки.

Звуки и буквы. Согласные звуки.

Звонкие и глухие согласные звуки. разделительный мягкий знак.

Р.Р. Обучающее изложение по тексту «Как медведь сам себя напугал».

Обобщение и закрепление изученного по теме «Слово в языке и речи».

Проект «Рассказ о слове».

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи».

Состав слова (16 ч)

Что такое корень слова?

Как найти в слове корень?

Сложные слова.

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

Значения приставок.

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

Значения суффикса.

Р.Р. Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе».

Что такое основа слова?

Обобщение знаний о составе слова.

Контрольный диктант по теме «Состав слова».

Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова.

Р.Р. Обучающее изложение по тексту учебника.

Проект «Семья слов».


Правописание частей слова (29 ч)

В каких значимых частях слова есть орфограмма?

Правописание слов с безударным гласным в корне.

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Р.Р. Обучающее изложение по тексту «Клесты».

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Правописание слов с удвоенными согласными.

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка».

Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов».

Правописание суффиксов и приставок.

Правописание приставок и предлогов.

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

Р.Р. Обучающее изложение по тексту учебника.

Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова».

Проект «Составляем орфографический словарь».

Части речи (76 ч)

Части речи.

Имя существительное (31 ч)

Имя существительное и его роль в речи.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Р.Р. Обучающее изложение по тексту учебника.

Собственные и нарицательные имена существительные.

Проект «Тайна имени».

Число имён существительных.

Род имён существительных.

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

Р.Р. Обучающее изложение по тексту учебника.

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

Склонение имён существительных.

Падеж имён существительных.

Р.Р. Сочинение по картине И.Я.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

Именительный падеж.

Родительный падеж.

Дательный падеж.

Винительный падеж.

Творительный падеж.

Предложный падеж.

Р.Р. Обучающее изложение по тексту учебника.

Все падежи.

Обобщение знаний по теме «Имя существительное».

Р.Р. Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень».

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

Проект «Зимняя страничка».

Имя прилагательное (18 ч)

Значение и употребление имён прилагательных в речи.

Роль прилагательных в тексте.

Текст-описание.

Р.Р. Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

Роди имён прилагательных.

Изменение имён прилагательных по родам.

Число имён прилагательных.

Изменение имён прилагательных по падежам.

Обобщение знание по теме «Имя прилагательное».

Р.Р. Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками».

Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное».

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

Проект «Имена прилагательные в загадках».

Местоимение (5 ч)

Личные местоимения.

Изменение личных местоимений по родам.

Местоимение.

Р.Р. Обучающее изложение по тексту «Кошкин выкормыш» .

Глагол (21 ч)

Значение и употребление глаголов в речи.

Неопределённая форма глагола.

Число глаголов.

Времена глаголов.

Времена глаголов. 2-е лицо глаголов.

Изменение глаголов по временам.

Р.Р. Обучающее изложение по тексту учебника.

Род глаголов в прошедшем времени.

Правописание частицы не с глаголами.

Обобщение знаний по теме «Глагол».

Контрольный диктант по теме «Глагол».

Повторение (14 ч)

Части речи.

Р.Р. Обучающее изложение по тексту учебника.

Обобщение изученного о слове, предложении.

Правописание окончаний имён прилагательных.

Правописание приставок и предлогов.

Правописание безударных гласных.

Правописание значимых частей слов.

Итоговый контрольный диктант.

Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова.

Р.Р. Обучающее изложение по тексту учебника.

Текст.

Р.Р. Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул».

КВН «Знатоки русского языка».

IV Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения урока

Язык и речь (2 ч)

1

Наша речь. Виды речи.

1

3.09

2

Наш язык.

1

4.09

Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)

3-

4

Текст. Типы текстов.

2

5.09

6.09

5

Предложение. РК

1

7.09

6

Виды предложений по цели высказываний.

1

10.09

7

Виды предложений по интонации.

1

11.09

8

Предложение с обращением.

1

12.09

9

Р.Р. Обучающее изложение по тексту «Путешественница».

1

13.09

10 –

11

Главные и второстепенные члены предложения.

2

14.09

17.09

12 –

13

Простое и сложное предложения. РК

2

18.09

19.09

14 -15

Словосочетание.

2

20.09

21.09

16

Контрольный диктант по теме «Предложение».

1

24.09

Слово в языке и речи (19 ч)

17

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

1

25.09

18

Синонимы и антонимы.

1

26.09

19

Омонимы.

1

27.09

20

Слово и словосочетание.

1

28.09

21

Фразеологизмы.

1

1.10

22

Р.Р. Обучающее изложение повествовательного текста.

1

2.10

23

Части речи. РК

1

3.10

24

Имя существительное.

1

4.10

25

Имя прилагательное.

1

5.10

26

Глагол.

1

8.10

27

Что такое имя числительное?

1

9.10

28

Однокоренные слова.

1

10.10

29

Звуки и буквы. Гласные звуки.

1

11.10

30

Звуки и буквы. Согласные звуки.

1

12.10

31

Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак.

1

15.10

32

Р.Р. Обучающее изложение по тексту «Как медведь сам себя напугал».

1

16.10

33

Обобщение и закрепление изученного по теме «Слово в языке и речи».

1

17.10

34

Проект «Рассказ о слове».

1

18.10

35

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи».

1

19.10

Состав слова (16 ч)


36

Что такое корень слова?

1

22.10

37

Как найти в слове корень?

1

23.10

38

Сложные слова. РК

1

24.10

39 –

40

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

2

25.10

26.10

41

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

1

6.11

42

Значения приставок.

1

7.11

43

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

1

8.11

44

Значения суффикса.

1

9.11

45

Р.Р. Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе».

1

12.11

46

Что такое основа слова?

1

13.11

47

Обобщение знаний о составе слова.

1

14.11

48

Контрольный диктант по теме «Состав слова».

1

15.11

49

Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова.

1

16.11

50

Р.Р. Обучающее изложение повествовательного текста.

1

19.11

51

Проект «Семья слов».

1

20.11

Правописание частей слова (29 ч)

52

В каких значимых частях слова есть орфограмма?

1

21.11

53-

54-

55

Правописание слов с безударным гласным в корне.

3

22.11

23.11

26.11

56-

57-

58-

59

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

4

27.11

28.11

29.11

30.11

60

Р.Р. Обучающее изложение по тексту «Клесты».

1

3.12

61-

62-

63

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

3

4.12

5.12

6.12

64-

65

Правописание слов с удвоенными согласными.

2

7.12

10.12

66

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка».

1

11.12

67

Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов».

1

12.12

68-

69-

70-

71

Правописание суффиксов и приставок.

4

13.12

14.12

17.12

18.12

72-

73

Правописание приставок и предлогов. РК

2

19.12

20.12

74

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

1

21.12

75-

76-

77

Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

3

24.12

25.12

26.12

78

Р.Р. Обучающее изложение повествовательного текста.

1

27.12

79

Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова».

1

28.12

80

Проект «Составляем орфографический словарь».

1

10.01

Части речи (76 ч)

81

Части речи. РК

1

11.01

Имя существительное (31 ч)

82-

83

Имя существительное и его роль в речи.

2

14.01

15.01

84-

85

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

2

16.01

17.01

86

Р.Р. Обучающее изложение повествовательного текста.

1

18.01

87

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

21.01

88

Проект «Тайна имени».

1

22.01

89-

90

Число имён существительных.

2

23.01

24.01

91-

92

Род имён существительных.

2

25.01

28.01

93-

94

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

2

29.01

30.01

95

Р.Р. Обучающее изложение повествовательного текста.

1

31.01

96

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

1

1.02

97

Склонение имён существительных.

1

4.02

98-

99

Падеж имён существительных.

2

5.02

6.02

100

Р.Р. Сочинение по картине И.Я.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

1

7.02

101

Именительный падеж.

1

8.02

102

Родительный падеж.

1

11.02

103

Дательный падеж.

1

12.02

104

Винительный падеж.

1

13.02

105

Творительный падеж.

1

14.02

106

Предложный падеж.

1

15.02

107

Р.Р. Обучающее изложение повествовательного текста.

1

18.02

108

Все падежи. РК

1

19.02

109

Обобщение знаний по теме «Имя существительное».

1

20.02

110

Р.Р. Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень».

1

21.02

111

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

1

22.02

112

Проект «Зимняя страничка».

1

25.02

Имя прилагательное (18 ч)


113-

114

Значение и употребление имён прилагательных в речи.

2

26.02

27.02

115

Роль прилагательных в тексте.

1

28.02

116

Текст-описание.

1

1.03

117

Р.Р. Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

1

4.03

118

Роди имён прилагательных.

1

5.03

119-

120

Изменение имён прилагательных по родам.

2

6.03

7.03

121-

122

Число имён прилагательных.

2

11.03

12.03

123-

124

Изменение имён прилагательных по падежам.

2

13.03

14.03

125-

126

Обобщение знание по теме «Имя прилагательное».

2

15.03

18.03

127

Р.Р. Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками».

1

19.03

128

Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное».

1

20.03

129

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

1

21.03

130

Проект «Имена прилагательные в загадках».

1

22.03

131

Личные местоимения.

1

1.04

132

Изменение личных местоимений по родам.

1

2.04

133-

134

Местоимение.

2

3.04

4.04

135

Р.Р. Обучающее изложение по тексту «Кошкин выкормыш» .

1

5.04

136-

137-

138

Значение и употребление глаголов в речи.

3

8.04

9.04

10.04

139-

140

Неопределённая форма глагола.

2

11.04

12.04

141-

142

Число глаголов.

2

16.04

17.04

143

Времена глаголов.

1

18.04

144

Времена глаголов. 2-е лицо глаголов.

1

19.04

145-

146

Изменение глаголов по временам.

2

20.04

22.04

147

Р.Р. Обучающее изложение повествовательного текста.

1

23.04

148-

149

Род глаголов в прошедшем времени.

2

24.04

25.04

150-

151

Правописание частицы не с глаголами.

2

26.04

29.04

152-153-

154-

155

Обобщение знаний по теме «Глагол».

4

30.04

6.05

7.05

8.05

156

Контрольный диктант по теме «Глагол».

1

13.05

Повторение (14 ч)

157-

158

Части речи. РК

2

14.05

15.05

159

Р.Р. Обучающее изложение повествовательного текста.

1

16.05

160

Обобщение изученного о слове, предложении.

1

17.05

161

Правописание окончаний имён прилагательных.

1

20.05

162

Правописание приставок и предлогов. РК

1

21.05

163

Правописание безударных гласных.

1

22.05

164

Правописание значимых частей слов.

1

23.05

165

Итоговый контрольный диктант.

1

24.05

166

Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова.

1

27.05

167

Р.Р. Обучающее изложение повествовательного текста.

1

28.05

168

Текст. РК

1

29.05

169

Р.Р. Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул».

1

30.05

170

КВН «Знатоки русского языка».

1

31.05









































Контрольно-измерительные материалы

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Осенью

Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрыта пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

Слова для справок: ходим, воздухом.

Грамматическое задание:

  1. Запишите цифрой, сколько слов в первом предложении.

  2. Слова русский, листья разделите для переноса.

  3. В третьем предложении подчеркните основу, выпишите словосочетания.



Осенью

Осенью скворцы, грачи и ласточки улетают на юг. Там тепло и много корма. А звери встречают зиму.

Белка сушит на ветках деревьев грибы. В дупле у белки мягкое гнездо. Ёж много ест. Ловит жучков, червей. Из травы и сухих листьев делает гнездо. И медведь много ест. Копит жир. Зимой он спит в берлоге.

Слово для справки: делает.



Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»

Прощание с осенью

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава по тропе у дома.

Слова для справок: стало, подмёрзла.

Грамматическое задание:

  1. В первом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое, определите части речи.

  2. Выпишите из текста два однокоренных слова, выделите в них корень.

  3. Выпишите из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.







Контрольный диктант по теме «Состав слова»

В лютый зимний холод всякая птица спешит к жилью человека. Там легче добыть пищу. Голод убивает обычный страх. Люди перестают пугать осторожную лесную живность. Тетерев и куропатка залетают в хранилища с зерном. Русаки ночью постоянно скачут в сад и огород. Ласки устраивают охоту на мышей в подвалах. Беляки прибегают щипать душистое сено из стогов.

Однажды через открытую дверь в сторожку влетела синичка. Она стала клевать крошки на столе. По В.Бианки

Слово для справки: постоянно.

Грамматическое задание:

  1. Разберите по составу слова сторожка, зимний, душистое.

  2. Подберите однокоренные слова к слову лесную.

  3. Выпишите из текста два глагола с приставками. Приставки выделите.



Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов»

Снеговик

Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.

Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!

Грамматическое задание

  1. В первом предложении подчеркните главные члены и укажите части речи.

  2. Разберите слова по составу: вариант 1 – зимний, шубки; вариант 2 – белые, морковки.

  3. Найдите в тексте и запишите по одному слову с проверяемым безударным гласным в корне, парным по глухости-звонкости согласным, непроизносимым согласным. Рядом запишите проверочные слова.



Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»

Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые снежинки. С берёз и осин листья давно опали. Только на дубах желтеют листья. Тишина.

Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. Но кто бежит по дну речки? Это оляпка или водяной воробей.

Слова для справок: оляпка, водяной.

Грамматическое задание

  1. Разберите предложения по членам: вариант 1 – третье, вариант 2 – десятое.

  2. Разберите по составу слова осинка, переход.

  3. Найдите в тексте и подчеркните два слова с безударным гласным в корне, которое можно проверить.





Гостья

Семья лесника переехала в лесную сторожку. Зимой Таня и Витя прикрепили к стволу осины кормушку. Однажды на сосне появилась белка. Она осторожно прыгнула с сучка на кормушку. Гостья взяла в лапки гроздья рябины и начала объедать вкусные ягодки.

Ребята смастерили для белки столик. Они крошили хлеб, сухие грибки. Иногда дети зарывали съестное в сугроб. У белки отличное чутьё. Она разгребала снег и находила пищу. Белочка угощалась у столика.

По Г. Скребицкому

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка – ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.

Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.


Грамматическое задание

  1. Запишите по два имени существительных женского, мужского и среднего рода.

  2. Запишите пять имён существительных и шипящим звуком на конце.

  3. Разберите по составу слова рыбка, тишина, лесною.


Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний имён существительных»

Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересное животное. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья закрывают зверька, как плащ. Гаснет последний солнечный луч. Наступает ночь. Летучие мыши ищут добычу.

Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глаза, нос. Мышь облетала опасные места. Когда мышь пищит, тончайший звук доходит по преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.

По В.Бианки

Грамматическое задание

  1. Определите падеж имён существительных в последнем предложении.

  2. В первом предложении слово гараж разберите как часть речи.

  3. Разберите по составу слова интересное, глазки, находит.


Контрольный диктант по теме «имя прилагательное»

Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.

Выбежал на опушку робки заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосёнком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.




Грамматическое задание

  1. Подчеркните в предложении главные члены, выпишите словосочетания: вариант 1 – четвертое предложение, вариант 2 – пятое.

  2. Замените прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания: вариант 1 – трусливый мальчик, узкий ручей; вариант 2 – старательный ученик, высокий куст.

  3. Определите род, число и падеж имён прилагательных в словосочетаниях сосновую шишку, крепким клювом.

Птица-лесовод

Шёл я однажды по лесу. Замечаю под осиной кучу шишек. На осине сосновые шишки не растут. Кто натаскал их сюда?

Вдруг летит дятел. Несёт в клюве сосновую шишку. Прилетел и уселся на осину. Зацепился за кору когтями, сунул шишку в щель, долбит её крепки клювом.

Засмотрелся я на дятла. Вот молодец! Сам поест и лесу пользу принесёт. Все семена дятел не ест. Многие упадут на землю и весной прорастут.

По М.Пришвину


Контрольный диктант по теме «Глагол»

Весеннее утро

Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине побежал весёлый, говорливый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ёжик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Он ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

По Г.Скребицкому

Грамматическое задание

  1. Разберите предложение по членам: вариант 1 – седьмое, вариант 2 – девятое.

  2. Разберите слова по составу: вариант 1 – засветило, утренний, берёзки; вариант 2 – развесили, весёлый, местечко.

  3. Определите время, число, лицо глаголов побежал, взглянешь, принесу.


Итоговый контрольный диктант

Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни.

Всё радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.

По А.Куприну

Грамматическое задание

  1. Выпишите из текста два слова с безударными гласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.

  2. Выпишите из текста два слова с приставками. Приставки выделите.

  3. Разберите предложение по членам: вариант 1 – второе, вариант 2 – третье.


Соловьиная песня

Закатилось солнце. Угасает длинный день. Смолкают голоса птиц. Наступает тишь. Но вот в сумраке вечера послышалась новая птичья песня. Певец пробует свой сильный чудесный голос. Щёлкнул, издал протяжный свист. Помолчал чуточку, снова засвистел, залился трелью.

Кто это так хорошо поёт в сумраках? Вот он сидит на суку. Сам серый. Ростом с воробья.

Птичка подняла головку, открыла клюв. Легко и свободно плывёт в ночной тишине соловьиная песня.

По Г.Скребицкому


22