СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку( Поварское и кондитерское дело)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку( Поварское и кондитерское дело)»




Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Свердловской области

«Техникум индустрии и питания «Кулинар»

(ГАПОУ СО «ТИПУ «Кулинар»)




СОГЛАСОВАНО

Методическим советом

протокол от «___»________2018 г. №_______



УТВЕРЖДАЮ

Директор

______________ Ф.Г. Исламгалиев


Приказ № ___ от «___» ______ 2018 г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

ОУД.01.01 Русский язык













2018 г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, ФГОС СПО по специальности 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело».




Организация разработчик: ГАПОУ СО Техникум индустрии питания и услуг «Кулинар»


Разработчик: Мокроусова О.П., преподаватель, ВВК


Рассмотрена на заседании методического совета протокол №______

от «___»_________2018г.

Председатель методического совета__________СубботинаИ.Н.

__________________


Согласовано:

Зам. директора по УР _____________ Субботина И.Н.

«_____»________2018г.

































СОДЕРЖАНИЕ:


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ












































1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Программа дисциплины Русский язык и литература является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности: 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована преподавателями для осуществления профессиональной подготовки специалистов среднего звена технического профиля.

1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в общеобразовательный цикл учебных дисциплин.

1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню

развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,

а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в

поликультурном мире;

− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с

общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готов-

ность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятель-

ности;

− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

− готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на

протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образо-

ванию как условию успешной профессиональной и общественной деятель-

ности;

− эстетическое отношение к миру;

− совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание

чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения

к русской литературе, культурам других народов;

− использование для решения познавательных и коммуникативных задач раз-

личных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов

и др.);

метапредметных:

− умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,

подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять

причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, фор-

мулировать выводы;

− умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать

ее, определять сферу своих интересов;

− умение работать с разными источниками информации, находить ее, анали-

зировать, использовать в самостоятельной деятельности;

− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной

деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к

самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению

различных методов познания;

предметных:

− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за

собственной речью;

− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной

и скрытой, основной и второстепенной информации;

− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннота-

ций, рефератов, сочинений различных жанров;

− сформированность представлений о системе стилей языка художественной

литературы.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- различия между языком и речью;

- функции языка;

- признаки литературного языка и типы речевой нормы;

- основные компоненты культурной речи;

- особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы;

- лексические и фразеологические единицы языка;

- способы словообразования;

- самостоятельные и служебные части речи;

- синтаксический строй предложений;

- правила правописания;

- функциональные стили литературного языка;

- образную природу словесного искусства;


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- создавать тексты в устной и письменной форме;

- владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности;

- пользоваться словарями;

- владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова;

- находить и исправлять в тексте лексические ошибки;

- определять функционально – стилевую принадлежность слова;

-пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике;

- использовать словообразовательные средства в изобретательно – выразительных целях;

-употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста;

- различать предложения простые и сложные, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитировать;

- пользоваться богатством синтаксических средств при создании собственных текстов;

- редактировать собственные тексты и тексты других авторов;

- пользоваться правилами правописания и знаками препинания;

- различать тексты по их принадлежности к стилям;

- анализировать речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности;

- создавать тексты учебно-научного и официально – делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки обучающихся.


Освоение программы способствует формированию общих компетенций


Код Наименование общих компетенций


ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

ОК 4. Работать в коллективе, команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 6 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.


Освоение программы способствует формированию общих компетенций:

1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки 86 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки 78часов;

консультаций-2 часа, экзамен- 6 часов.














  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы

86

Объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем

86

в том числе:

практические занятия

78

консультации

2

Самостоятельная работа

-

экзамен

6



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»

Наименование разделов и тем


Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем часов

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы


1

2

3

4



Содержание учебного материала

2



Введение. Язык как система

1. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.

2. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.

2

ОК 2,
ОК 4




3. Контрольная работа № 1.

Входящий контроль знаний


Раздел 1 Язык и речь. Функциональные стили речи.

8



Тема 1.1 Язык и речь. Функциональные стили речи.

Понятие языка и речи. Основные требования к речи. Разновидности литературного языка. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.

Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Функциональные стили речи и их особенности.


2

ОК 2,4,6


Практическая работа №1. Определение вида речевых ошибок и их исправление.



Тема 1.2 Научный стиль.. Официально-деловой стиль. Признаки стиля.

Признаки и разновидности научного стиля (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная, специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов по специальности. Научное сообщение как основные языковые особенности научного стиля: фонетические, лексико-фразеологические,

2

ОК2,3,4,5,10


Практическая работа № 2 Оформлению документов официально-делового стиля, по составлению текстов публицистического стиля.


Тема1.3 Публицистический стиль речи. Признаки стиля.

Публицистический стиль речи. Признаки стиля. Признаки стиля. Подстили научного стиля. Сфера употребления.

Сфера использования публицистического стиля: информативность, сочетание логичности с образностью, открытая оценочность, эмоциональность. Разновидности публицистического стиля: газетный, стиль радио – и телепублицистики, ораторская речь. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.

2

ОК 2,4,5,6




Практическая работа № 3 Текст как произведение речи.

2

ОК 2,4,5,6


Тема 1.4 Разговорный стиль. Признаки стиля. Сфера употребления.

Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования Признаки стиля. Сфера употребления.

2

ОК3.4,5


Практическая работа № 4 Тестовая работа по теме «Язык и речь. Языковая ситуация .Стилистические ошибки



Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.


8



Тема 2.1. Фонетические единицы

Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.

2

ОК 2,,
ОК 5,6



Практическое занятие № 5 «Фонетические единицы. Орфоэпические нормы русского языка».


Тема 2.2. Орфоэпические нормы.


Произносительные нормы и нормы ударения.

Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов.

Использование орфоэпического словаря.

Лексические и фразеологические словари.

Лексические ошибки и их исправление.

2


ОК 4, ОК 6,
ОК 5.



Практическое занятие № 6 Орфоэпические нормы русского языка».



Тема 2.3 Написания слов, подчиняющиеся фонетическому принципу русской орфографии

Написания слов, подчиняющиеся фонетическому принципу русской орфографии


2


ОК 2, ОК 3,

ОК5;6



Практическое занятие № 7

Буквы -ъ- и -ь- разделительные.

Буква -ь- неразделительная: правописание -ь- после мягких согласных, после шипящих, в глаголах неопределенной формы

Правописание О-Ё после шипящих и Ц Слова – исключения. Приставки на З-С.

Буквы И-Ы после приставок.»


ОК 2,5


Раздел 3 Лексика и фразеология

8



Тема 3.1. Слово в лексической системе языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.


1. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.

2. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.

2


ОК 2,
ОК 3, ОК 5;





Практическое занятие № 8 Лексические нормы русского языка.





Тема 3.2. Русская лексика с точки зрения ее происхождения. Лексика с точки зрения ее употребления. Активный и пассивный словарный запас.

Исконно русская лексика.

Заимствованная лексика.

Старославянизмы.

Нейтральная лексика.

Лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы).

2




ОК 2, 4
ОК 3, ОК 5;


Практическое занятие № 9 Терминологическая лексика. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы.


Тема 3.3. Фольклорная лексика и фразеология

Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление

2

ОК 2,

ОК 3, ОК 5;



Практическое занятие № 10 Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.


Тема 3.4. . Лексические нормы

Характеристика лексических ошибок, их употребление.

Практическое занятие № 11 Редактирование текста

2

ОК 2,4,5,3


Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография.

6



Тема 4.1. Понятие морфемы как значимой части слова. Способы словообразования.


Многозначность морфем.

Синонимия и антонимия морфем.

Словообразование знаменательных частей речи.

Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

Понятие об этимологии.

2


ОК , ОК 2,
ОК 5,6,


Практическое занятие № 12 Морфемный разбор слова. Словообразовательный анализ


Тема4.2 Чередующиеся гласные


Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание чередующих гласных е-и , а-о в корнях слов: бир-бер, кас-кос, гар-гор, зар-зор, плав-плов, скак-скоч, раст-ращ-рос, равн-ровн. Слова-исключения. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -.

2

ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК5


Практическое занятие № 13 Контрольное списывание упражнений из учебника.



Тема 4.3 Правописание сложных слов. Словообразовательный разбор

Правописание сложных слов Соединительные гласные в сложных словах. Сложные существительные. Правописание существительных с пол-. Правописание сложных прилагательных.. Словообразовательный разбор

2

ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК5


Практическое занятие № 14 Тестирование по различным видам орфограмм с творческим заданием


Раздел 5. Морфология и орфография.


14



Тема 5.1.

Имя существительное как часть речи.

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж имен существительных. Склонение. Правописание окончаний имен существительных. Морфологический разбор. Употребление форм имен существительных в речи.

2

ОК 2,,
ОК 4, ОК5


Практическое занятие № 13 Тестирование по различным видам орфограмм с морфологический разбор.


Тема 4.2. Имя прилагательное.


Лексико-грамматические разряды имен прилагательных.

Степени сравнения имен прилагательных.

Правописание сложных прилагательных.

2

ОК 2, ОК 3,

ОК5


Практическое занятие № 13 Употребление форм имен прилагательных в речи.


Тема 4.3. Имя числительное.

Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание порядковых и количественных числительных. Морфологический разбор. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.

2


ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК5


Практическое занятие № 14 Ошибки в употреблении числительных.



Тема 4.4 Глагол.


Грамматические признаки глагола.

Правописание суффиксов и личных окончаний глагола.

Правописание НЕ с глаголами.

Морфологический разбор глагола.

2

ОК 2, ОК 3,
ОК 4, ОК5


Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.



Практическое занятие № 15 Самостоятельная работа по правописанию личных окончаний глаголов




Тема 4.5. Причастие как часть речи.






Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н-,-НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия.

2






ОК 2, ОК 3,

ОК 4, ОК5


Практическое занятие № 16 Тестирование «Правописание действительных и страдательных причастий. Н-НН в причастиях» .



Тема 4.6. Наречие. Слова категории состояния.


Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий слитно, раздельно, через дефис. Отличие наречий от слов-омонимов.

Морфологический разбор наречия.

Употребление наречия в речи. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи

2


ОК , ОК 2
ОК 5,9


Практическое занятие № 17 Работа с карточками « Правописание наречий»


Контрольная работа по теме «Самостоятельные части речи»

Итоговая контрольная работа

2

ОК 2
ОК 9


Раздел 5. Служебные части речи.

6



Тема 5.1. Предлог как часть речи. Союз как часть речи.


Правописание предлогов.

Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.

Употребление предлогов в составе словосочетаний.

Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

Правописание союзов.

Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.

Употребление союзов в простом и сложном предложении.

2







ОК 2,ОК 4,
ОК 5,ОК 6



Практическое занятие № 18 Проверочный диктант «Трудные случаи написания производных предлогов»



Тема 5.2. Частица как часть речи. Междометия и звукоподражательные слова.

Контрольный тест.


Правописание частиц.

Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи.

Частицы как средство выразительности речи.

Употребление частиц в речи.

2


ОК 2, ОК 3,
ОК 5,



Правописание междометий и звукоподражаний.


Знаки препинания в предложениях с междометиями.


Практическое занятие № 19 Тестирование «Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи»


Раздел 6. Синтаксис и пунктуация.

26



Тема 6.1. Простое предложение. Осложненное простое предложение.

Предложения с однородными членами.

Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения

Грамматическая основа простого двусоставного предложения Тире между подлежащим и сказуемым

2


ОК 2, ОК 3,
ОК 5,




Практическое занятие № 20 Тестирование «Грамматическая основа предложения2 т



ТТема 6.2 Односоставное и неполное предложения

Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.

Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.

2


ОК 4, ОК 2,
ОК 5.



Практическое занятие № 21



Тема 6.3 Обособление определений и приложений



Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Обособлений приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения.

2

ОК 4, ОК 2,
ОК 5.




Практическое занятие № 22 Проверочный диктант.





Тема 6.4

Обособление обстоятельств

Способы обособления обстоятельств.

2


ОК 2, ОК 3,
ОК 5, 9



Практическое занятие № 23 Тестирование


Тема 6.6 Вводные слова и предложения

Смысловые группы вводных слов.

2

ОК 2,
ОК 5.



Практическое занятие № 24 Контрольный диктант по теме «Простое предложение».


Тема 6.7. Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.


Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.


2

ОК 4, ОК 2,
ОК 5.



Практическое занятие № 25 Проверочный диктант с синтаксическим разбором.


Тема 6.8. Сложное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.


Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

2

ОК 4, ОК 2,
ОК 5.



Практическое занятие № 26


Тема 6.9. . Сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном предложении


Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

2

ОК 4, ОК 2,
ОК 5.



Практическое занятие № 27 Контрольное списывание по учебнику


Тема 6.10 Сложное предложении с разными видами связи

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).

2

ОК 4, ОК 2,
ОК 5.



Практическое занятие № 28 Тест «Знаки препинания в предложениях с разными видами связи»


Тема 6.11 Способы передачи чужой речи.

Способы передачи чужой речи. Цитирование.

Практическое занятие № 29 Работа по карточкам.

2

ОК 4, ОК 2,
ОК 5.



Тема 6.12Обобщающее занятие по теме «Синтаксис».

Повторение трудных случаев пунктуации.

Т Практическое занятие № 30 Тестирование по теме «Обособление приложений, дополнений, обстоятельств».

2

ОК 4, ОК 2,
ОК 5.



Тема 6.13 Контрольная работа

Подготовка к экзамену

2

ОК 4, ОК 2,
ОК 5,3,6,9



консультация


2



экзамен


6

ОК2,5,6,




86 часов




3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Материально-техническое обеспечение

Учебная дисциплина изучается в кабинете русского языка и литературы.

Оборудование учебного кабинета:

- рабочие места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий ««Русский язык 10-11»»;

- наглядные и электронные пособия;

- методические разработки уроков и мероприятий.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Рекомендуемая литература:


Для обучающихся

1. Базовый учебник: Антонова Е.С. Русский язык и литература. Русский язык: учебник, Е.С.Антонова,Т.М.Воителева.-2-е изд., стер.-Москва: Академия,2017.-416с.- (Профессиональное образование).

2. Базовый учебник: Русский язык, 10-11 классУчебникГреков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А., 2012

3.. Гольцова Н.Г., Русский язык. 10-11 классы [электронный ресурс]: учебник в 2 ч.- Москва: Русское слово,2014.-URL: http://www/yangtecher.ru/uchebnik-russkij-yazyk-10-11-klass-golcova/.-02.02/2017.


Для преподавателей

Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 73-Ф3 (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-Ф3, от № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. От с изм. от 19.12.2016 )

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.06.2012 N 24480

Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413».

Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р.

Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).


Базовый учебник: Антонова Е.С. Русский язык и литература. Русский язык: учебник,Е.С.Антонова,Т.М.Воителева.-2-е изд., стер.-Москва: Академия,2017.-416с.- (Профессиональное образование



Воителева Т.М. Русский язык: методические рекомендации: методическое пособие для учреждений нач. и сред. проф. образования. – М.: 2012


Гольцова Н.Г., Русский язык. 10-11 классы [электронный ресурс]: учебник в 2 ч.- Москва: Русское слово,2014.-URL: http://www/yangtecher.ru/uchebnik-russkij-yazyk-10-11-klass-golcova/.-02.02/2017.

3



Дополнительные источники:

  1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2013.

  2. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2012.

  3. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.

  4. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2013.

  5. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2016.

  6. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2017.

  7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.

  8. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.

  9. Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2012.

  10. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2016.

  11. Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2015.

  12. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2014.

  13. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2012.

  14. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2015.

  15. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах». М.: «Просвещение», 2012год.

  16. Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы используемых в учебном процессе в Свердловской области Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Техникум индустрии и питания «ТИПУ «Кулинар».

  17. Куршакова Л.М. «Схемы и образцы анализа языковых единиц». Елабуга, 2015 год.

  18. Розенталь Д.Е. «Пособие по русскому языку (с упражнениями). Поступающим в вузы». М.: «Оникс», 2012 год.

  19. Шильнова Н.И. «Большой словарь синонимов и антонимов русского языка» (100 000 слов и словосочетаний). «Дом славянской книги», 2012год.



Интернет- ресурсы

Газета 1 сентября. Все для учителя-словесника.

http://rus.1september.ru/index.php?year=2008

Справочно-информационный портал «Грамота.ру».

http://www.gramota.ru/

Виды и примеры ошибок, ответы на любые вопросы. Русский язык для нас.

http://www.rusforus.ru/

Интерактивные тесты, правила русского языка, методические разработки, темы сочинений. Кабинет русского языка и литературы

http://ruslit.ioso.ru/

Лингвистические ссылки - русский язык: словари, русская лексика, грамматика, орфография, специальные термины, лингвистика.

http://www.spelling.spb/ru/russian.htm

Справочная служба по русскому языку: исследование новых явлений в языке, правила орфографии и поэзии.

http://www.rusyaz.ru/

Коллекция «Диктанты русского языка».

http://language.edu.ru

Культура письма и речи.

http://www.gramma.ru

Основные правила грамматики русского языка.

http://.stihi-rus.ru/pravila.htm

Словесник для учителей.

http://slovesnik-oka.narod.ru

Справочная служба русского языка.

http://spravka.gramota.ru

Тесты по русскому языку.

http://likbez.spb.ru

Филологический портал.

http://www.philology.ru

Электронные пособия по русскому языку для школьников и студентов.

http://learniny-russian.gramota.ru

Грамотная речь или учимся говорить по-русски.

http://cultuchi/narod.ru





4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентов индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:


-осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;


- Устные сообщения обучающегося (доклад, реферат, чтение наизусть стихотворения И.С. Тургенева «Русский язык»).

- Устный опрос обучающегося:

1. Учитывается способность обучающегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

2. Учитываются речевые умения обучающегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации.

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- Выборочный диктант с языковым разбором.

- Языковой анализ текста: устные и письменные высказывания текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

- Анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- Карточки с заданиями.

- Лингвистический анализ текста: лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.

- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

- Аудирование.

- Чтение текстов разных стилей речи (учитывается ораторское искусство обучающегося).

- Разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

- Работа со словарями.

- Творческие работы обучающегося (статья, заметка, репортаж публицистического стиля; эссе художественного стиля).

- Оформление деловых бумаг (резюме, заметка, статья).

- Работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

- Фронтальный опрос.

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

- Построение диалогов разговорного стиля.

-Доклад обучающегося (учитывается ораторское итскусство).

- Создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения.

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- Фонетический разбор слова.

- Морфемный разбор слова.

- Орфоэпический анализ слова.

- Орфографический диктант: учитываются умения обучающегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию преподавателя.

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- Составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися.

- Пунктуационный анализ предложения.

- Орфографический диктант.

- Изложение с элементами сочинения.

- Контрольный диктант.

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

- Участие в дискуссии.

- Речеведческий анализ текста.

- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

- Информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием цитат; переложение текста; продолжение текста; составление тезисов; редактирование.

-использовать приобретенные

знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

- Участие в дискуссии.

- Выступление обучающихся с докладом, рефератом.

- Письменные творческие работы (сочинение, эссе, заметка в газету, публицистическая статья, резюме, автобиография, анкета, объяснительная записка).

- Чтение обучающимся критических статей ученых-филологов о языке и их анализ.

- Беседа с обучающимися.

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

- Творческие работы обучающихся с применением разных стилей речи (научная и публицистическая статья, эссе, заметка, репортаж, аннотация, монография, сочинение).

- Тестирование.

-Разумность гипотез, пояснений и моделей записи письменной речи.

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- Работа со словарями (словари синонимов, антонимов, омонимов, толковый, орфографический, этимологический, орфоэпический и др.).

- Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью происходит общение.

- Практическое овладение диалогической формой речи.

- Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь вниманием и т. п. - Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

- Устные сообщения обучающегося, участие в дискуссии: учитывается способность обучающегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

- Письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.


Знания:


- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- Устные сообщения обучающихся, рефераты, творческие работы (эссе, публицистическая статья).

- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений).

- Восстановление деформированного текста повествовательного характера.

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- Осознание цели и ситуации устного общения.

- Адекватное восприятие звучащей речи.

- Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- Разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий).

- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

- Создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

- Рецензирование.

- Создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка.