Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Свердловской области
«Техникум индустрии и питания «Кулинар»
(ГАПОУ СО «ТИПУ «Кулинар»)
СОГЛАСОВАНО Методическим советом протокол от «___»________2018 г. №_______ | | УТВЕРЖДАЮ Директор ______________ Ф.Г. Исламгалиев Приказ № ___ от «___» ______ 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОУД.01.01 Русский язык
2018 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, ФГОС СПО по специальности 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело».
Организация разработчик: ГАПОУ СО Техникум индустрии питания и услуг «Кулинар»
Разработчик: Мокроусова О.П., преподаватель, ВВК
Рассмотрена на заседании методического совета протокол №______
от «___»_________2018г.
Председатель методического совета__________СубботинаИ.Н.
__________________
Согласовано:
Зам. директора по УР _____________ Субботина И.Н.
«_____»________2018г.
СОДЕРЖАНИЕ:
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Программа дисциплины Русский язык и литература является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности: 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована преподавателями для осуществления профессиональной подготовки специалистов среднего звена технического профиля.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в общеобразовательный цикл учебных дисциплин.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готов-
ность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятель-
ности;
− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
− готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образо-
ванию как условию успешной профессиональной и общественной деятель-
ности;
− эстетическое отношение к миру;
− совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание
чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения
к русской литературе, культурам других народов;
− использование для решения познавательных и коммуникативных задач раз-
личных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов
и др.);
метапредметных:
− умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять
причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, фор-
мулировать выводы;
− умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать
ее, определять сферу своих интересов;
− умение работать с разными источниками информации, находить ее, анали-
зировать, использовать в самостоятельной деятельности;
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
предметных:
− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной
и скрытой, основной и второстепенной информации;
− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннота-
ций, рефератов, сочинений различных жанров;
− сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- различия между языком и речью;
- функции языка;
- признаки литературного языка и типы речевой нормы;
- основные компоненты культурной речи;
- особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы;
- лексические и фразеологические единицы языка;
- способы словообразования;
- самостоятельные и служебные части речи;
- синтаксический строй предложений;
- правила правописания;
- функциональные стили литературного языка;
- образную природу словесного искусства;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- создавать тексты в устной и письменной форме;
- владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности;
- пользоваться словарями;
- владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова;
- находить и исправлять в тексте лексические ошибки;
- определять функционально – стилевую принадлежность слова;
-пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике;
- использовать словообразовательные средства в изобретательно – выразительных целях;
-употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста;
- различать предложения простые и сложные, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитировать;
- пользоваться богатством синтаксических средств при создании собственных текстов;
- редактировать собственные тексты и тексты других авторов;
- пользоваться правилами правописания и знаками препинания;
- различать тексты по их принадлежности к стилям;
- анализировать речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности;
- создавать тексты учебно-научного и официально – делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки обучающихся.
Освоение программы способствует формированию общих компетенций
Код Наименование общих компетенций
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
ОК 4. Работать в коллективе, команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 6 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.
Освоение программы способствует формированию общих компетенций:
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки 86 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 78часов;
консультаций-2 часа, экзамен- 6 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы | 86 |
Объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем | 86 |
в том числе: |
практические занятия | 78 |
консультации | 2 |
Самостоятельная работа | - |
экзамен | 6 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
| Содержание учебного материала | 2 | | |
Введение. Язык как система | 1. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. 2. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. | 2 | ОК 2, ОК 4 | |
3. Контрольная работа № 1. Входящий контроль знаний | |
Раздел 1 Язык и речь. Функциональные стили речи. | 8 | | |
Тема 1.1 Язык и речь. Функциональные стили речи. | Понятие языка и речи. Основные требования к речи. Разновидности литературного языка. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Функциональные стили речи и их особенности. | 2 | ОК 2,4,6 | |
Практическая работа №1. Определение вида речевых ошибок и их исправление. | |
Тема 1.2 Научный стиль.. Официально-деловой стиль. Признаки стиля. | Признаки и разновидности научного стиля (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная, специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов по специальности. Научное сообщение как основные языковые особенности научного стиля: фонетические, лексико-фразеологические, | 2 | ОК2,3,4,5,10 | |
Практическая работа № 2 Оформлению документов официально-делового стиля, по составлению текстов публицистического стиля. | |
Тема1.3 Публицистический стиль речи. Признаки стиля. | Публицистический стиль речи. Признаки стиля. Признаки стиля. Подстили научного стиля. Сфера употребления. Сфера использования публицистического стиля: информативность, сочетание логичности с образностью, открытая оценочность, эмоциональность. Разновидности публицистического стиля: газетный, стиль радио – и телепублицистики, ораторская речь. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле. | 2 | ОК 2,4,5,6 | |
| Практическая работа № 3 Текст как произведение речи. | 2 | ОК 2,4,5,6 | |
Тема 1.4 Разговорный стиль. Признаки стиля. Сфера употребления. | Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования Признаки стиля. Сфера употребления. | 2 | ОК3.4,5 | |
Практическая работа № 4 Тестовая работа по теме «Язык и речь. Языковая ситуация .Стилистические ошибки | |
Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. | | 8 | | |
Тема 2.1. Фонетические единицы | Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. | 2 | ОК 2,, ОК 5,6 | |
| Практическое занятие № 5 «Фонетические единицы. Орфоэпические нормы русского языка». | |
Тема 2.2. Орфоэпические нормы. | Произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. Лексические и фразеологические словари. Лексические ошибки и их исправление. | 2 | ОК 4, ОК 6, ОК 5. | |
Практическое занятие № 6 Орфоэпические нормы русского языка». | | |
Тема 2.3 Написания слов, подчиняющиеся фонетическому принципу русской орфографии | Написания слов, подчиняющиеся фонетическому принципу русской орфографии | 2 | ОК 2, ОК 3, ОК5;6 | |
| Практическое занятие № 7 Буквы -ъ- и -ь- разделительные. Буква -ь- неразделительная: правописание -ь- после мягких согласных, после шипящих, в глаголах неопределенной формы Правописание О-Ё после шипящих и Ц Слова – исключения. Приставки на З-С. Буквы И-Ы после приставок.» | | ОК 2,5 | |
Раздел 3 Лексика и фразеология | 8 | | |
Тема 3.1. Слово в лексической системе языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. | 1. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. 2. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. | 2 | ОК 2, ОК 3, ОК 5; | |
| Практическое занятие № 8 Лексические нормы русского языка. | | | |
Тема 3.2. Русская лексика с точки зрения ее происхождения. Лексика с точки зрения ее употребления. Активный и пассивный словарный запас. | Исконно русская лексика. Заимствованная лексика. Старославянизмы. Нейтральная лексика. Лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). | 2 | ОК 2, 4 ОК 3, ОК 5; | |
Практическое занятие № 9 Терминологическая лексика. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. | |
Тема 3.3. Фольклорная лексика и фразеология | Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление | 2 | ОК 2, ОК 3, ОК 5; | |
| Практическое занятие № 10 Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. | |
Тема 3.4. . Лексические нормы | Характеристика лексических ошибок, их употребление. Практическое занятие № 11 Редактирование текста | 2 | ОК 2,4,5,3 | |
Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография. | 6 | | |
Тема 4.1. Понятие морфемы как значимой части слова. Способы словообразования. | Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. | 2 | ОК , ОК 2, ОК 5,6, | |
Практическое занятие № 12 Морфемный разбор слова. Словообразовательный анализ | |
Тема4.2 Чередующиеся гласные | Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание чередующих гласных е-и , а-о в корнях слов: бир-бер, кас-кос, гар-гор, зар-зор, плав-плов, скак-скоч, раст-ращ-рос, равн-ровн. Слова-исключения. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. | 2 | ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК5 | |
Практическое занятие № 13 Контрольное списывание упражнений из учебника. | |
Тема 4.3 Правописание сложных слов. Словообразовательный разбор | Правописание сложных слов Соединительные гласные в сложных словах. Сложные существительные. Правописание существительных с пол-. Правописание сложных прилагательных.. Словообразовательный разбор | 2 | ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК5 | |
Практическое занятие № 14 Тестирование по различным видам орфограмм с творческим заданием | |
Раздел 5. Морфология и орфография. | 14 | | |
Тема 5.1. Имя существительное как часть речи. | Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж имен существительных. Склонение. Правописание окончаний имен существительных. Морфологический разбор. Употребление форм имен существительных в речи. | 2 | ОК 2,, ОК 4, ОК5 | |
Практическое занятие № 13 Тестирование по различным видам орфограмм с морфологический разбор. | |
Тема 4.2. Имя прилагательное. | Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. | 2 | ОК 2, ОК 3, ОК5 | |
Практическое занятие № 13 Употребление форм имен прилагательных в речи. | |
Тема 4.3. Имя числительное. | Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание порядковых и количественных числительных. Морфологический разбор. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. | 2 | ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК5 | |
Практическое занятие № 14 Ошибки в употреблении числительных. | |
Тема 4.4 Глагол. | Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. | 2 | ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК5 | |
Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте. | |
| Практическое занятие № 15 Самостоятельная работа по правописанию личных окончаний глаголов | | | |
Тема 4.5. Причастие как часть речи. | Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н-,-НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия. | 2 | ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК5 | |
Практическое занятие № 16 Тестирование «Правописание действительных и страдательных причастий. Н-НН в причастиях» . | |
Тема 4.6. Наречие. Слова категории состояния. | Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий слитно, раздельно, через дефис. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи | 2 | ОК , ОК 2 ОК 5,9 | |
Практическое занятие № 17 Работа с карточками « Правописание наречий» | |
Контрольная работа по теме «Самостоятельные части речи» | Итоговая контрольная работа | 2 | ОК 2 ОК 9 | |
Раздел 5. Служебные части речи. | 6 | | |
Тема 5.1. Предлог как часть речи. Союз как часть речи. | Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. | 2 | ОК 2,ОК 4, ОК 5,ОК 6 | |
Практическое занятие № 18 Проверочный диктант «Трудные случаи написания производных предлогов» | |
Тема 5.2. Частица как часть речи. Междометия и звукоподражательные слова. Контрольный тест. | Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи. | 2 | ОК 2, ОК 3, ОК 5, | |
Правописание междометий и звукоподражаний. | |
Знаки препинания в предложениях с междометиями. | |
Практическое занятие № 19 Тестирование «Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи» | |
Раздел 6. Синтаксис и пунктуация. | 26 | | |
Тема 6.1. Простое предложение. Осложненное простое предложение. Предложения с однородными членами. | Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения Грамматическая основа простого двусоставного предложения Тире между подлежащим и сказуемым | 2 | ОК 2, ОК 3, ОК 5, | |
Практическое занятие № 20 Тестирование «Грамматическая основа предложения2 т | |
ТТема 6.2 Односоставное и неполное предложения | Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. | 2 | ОК 4, ОК 2, ОК 5. | |
Практическое занятие № 21 | |
Тема 6.3 Обособление определений и приложений | Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Обособлений приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. | 2 | ОК 4, ОК 2, ОК 5. | |
| Практическое занятие № 22 Проверочный диктант. | | | |
Тема 6.4 Обособление обстоятельств | Способы обособления обстоятельств. | 2 | ОК 2, ОК 3, ОК 5, 9 | |
Практическое занятие № 23 Тестирование | |
Тема 6.6 Вводные слова и предложения | Смысловые группы вводных слов. | 2 | ОК 2, ОК 5. | |
Практическое занятие № 24 Контрольный диктант по теме «Простое предложение». | |
Тема 6.7. Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. | Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи. | 2 | ОК 4, ОК 2, ОК 5. | |
Практическое занятие № 25 Проверочный диктант с синтаксическим разбором. | |
Тема 6.8. Сложное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. | Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. | 2 | ОК 4, ОК 2, ОК 5. | |
Практическое занятие № 26 | |
Тема 6.9. . Сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном предложении | Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. | 2 | ОК 4, ОК 2, ОК 5. | |
Практическое занятие № 27 Контрольное списывание по учебнику | |
Тема 6.10 Сложное предложении с разными видами связи | Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения). | 2 | ОК 4, ОК 2, ОК 5. | |
Практическое занятие № 28 Тест «Знаки препинания в предложениях с разными видами связи» | |
Тема 6.11 Способы передачи чужой речи. | Способы передачи чужой речи. Цитирование. Практическое занятие № 29 Работа по карточкам. | 2 | ОК 4, ОК 2, ОК 5. | |
Тема 6.12Обобщающее занятие по теме «Синтаксис». | Повторение трудных случаев пунктуации. Т Практическое занятие № 30 Тестирование по теме «Обособление приложений, дополнений, обстоятельств». | 2 | ОК 4, ОК 2, ОК 5. | |
Тема 6.13 Контрольная работа | Подготовка к экзамену | 2 | ОК 4, ОК 2, ОК 5,3,6,9 | |
консультация | | 2 | | |
экзамен | | 6 | ОК2,5,6, | |
| | 86 часов | | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Учебная дисциплина изучается в кабинете русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий ««Русский язык 10-11»»;
- наглядные и электронные пособия;
- методические разработки уроков и мероприятий.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Рекомендуемая литература:
Для обучающихся
1. Базовый учебник: Антонова Е.С. Русский язык и литература. Русский язык: учебник, Е.С.Антонова,Т.М.Воителева.-2-е изд., стер.-Москва: Академия,2017.-416с.- (Профессиональное образование).
2. Базовый учебник: Русский язык, 10-11 класс, Учебник, Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А., 2012
3.. Гольцова Н.Г., Русский язык. 10-11 классы [электронный ресурс]: учебник в 2 ч.- Москва: Русское слово,2014.-URL: http://www/yangtecher.ru/uchebnik-russkij-yazyk-10-11-klass-golcova/.-02.02/2017.
Для преподавателей
Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 73-Ф3 (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-Ф3, от № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. От с изм. от 19.12.2016 )
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.06.2012 N 24480
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413».
Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р.
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Базовый учебник: Антонова Е.С. Русский язык и литература. Русский язык: учебник,Е.С.Антонова,Т.М.Воителева.-2-е изд., стер.-Москва: Академия,2017.-416с.- (Профессиональное образование
Воителева Т.М. Русский язык: методические рекомендации: методическое пособие для учреждений нач. и сред. проф. образования. – М.: 2012
Гольцова Н.Г., Русский язык. 10-11 классы [электронный ресурс]: учебник в 2 ч.- Москва: Русское слово,2014.-URL: http://www/yangtecher.ru/uchebnik-russkij-yazyk-10-11-klass-golcova/.-02.02/2017.
3
Дополнительные источники:
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2013.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2012.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2013.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2016.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2017.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2012.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2016.
Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2015.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2014.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2012.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2015.
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах». М.: «Просвещение», 2012год.
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы используемых в учебном процессе в Свердловской области Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Техникум индустрии и питания «ТИПУ «Кулинар».
Куршакова Л.М. «Схемы и образцы анализа языковых единиц». Елабуга, 2015 год.
Розенталь Д.Е. «Пособие по русскому языку (с упражнениями). Поступающим в вузы». М.: «Оникс», 2012 год.
Шильнова Н.И. «Большой словарь синонимов и антонимов русского языка» (100 000 слов и словосочетаний). «Дом славянской книги», 2012год.
Интернет- ресурсы
Газета 1 сентября. Все для учителя-словесника.
http://rus.1september.ru/index.php?year=2008
Справочно-информационный портал «Грамота.ру».
http://www.gramota.ru/
Виды и примеры ошибок, ответы на любые вопросы. Русский язык для нас.
http://www.rusforus.ru/
Интерактивные тесты, правила русского языка, методические разработки, темы сочинений. Кабинет русского языка и литературы
http://ruslit.ioso.ru/
Лингвистические ссылки - русский язык: словари, русская лексика, грамматика, орфография, специальные термины, лингвистика.
http://www.spelling.spb/ru/russian.htm
Справочная служба по русскому языку: исследование новых явлений в языке, правила орфографии и поэзии.
http://www.rusyaz.ru/
Коллекция «Диктанты русского языка».
http://language.edu.ru
Культура письма и речи.
http://www.gramma.ru
Основные правила грамматики русского языка.
http://.stihi-rus.ru/pravila.htm
Словесник для учителей.
http://slovesnik-oka.narod.ru
Справочная служба русского языка.
http://spravka.gramota.ru
Тесты по русскому языку.
http://likbez.spb.ru
Филологический портал.
http://www.philology.ru
Электронные пособия по русскому языку для школьников и студентов.
http://learniny-russian.gramota.ru
Грамотная речь или учимся говорить по-русски.
http://cultuchi/narod.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентов индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
-осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; | - Устные сообщения обучающегося (доклад, реферат, чтение наизусть стихотворения И.С. Тургенева «Русский язык»). - Устный опрос обучающегося: 1. Учитывается способность обучающегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения. 2. Учитываются речевые умения обучающегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации. |
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; | - Выборочный диктант с языковым разбором. - Языковой анализ текста: устные и письменные высказывания текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. - Анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. |
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; | - Карточки с заданиями. - Лингвистический анализ текста: лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка. |
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; | - Аудирование. - Чтение текстов разных стилей речи (учитывается ораторское искусство обучающегося). - Разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др. |
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; | - Работа со словарями. - Творческие работы обучающегося (статья, заметка, репортаж публицистического стиля; эссе художественного стиля). - Оформление деловых бумаг (резюме, заметка, статья). - Работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование. - Фронтальный опрос. |
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; | - Построение диалогов разговорного стиля. -Доклад обучающегося (учитывается ораторское итскусство). - Создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения. |
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; | - Фонетический разбор слова. - Морфемный разбор слова. - Орфоэпический анализ слова. - Орфографический диктант: учитываются умения обучающегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию преподавателя. |
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; | - Составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися. - Пунктуационный анализ предложения. - Орфографический диктант. - Изложение с элементами сочинения. - Контрольный диктант. |
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; | - Участие в дискуссии. - Речеведческий анализ текста. |
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; | - Информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием цитат; переложение текста; продолжение текста; составление тезисов; редактирование. |
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; | - Участие в дискуссии. - Выступление обучающихся с докладом, рефератом. - Письменные творческие работы (сочинение, эссе, заметка в газету, публицистическая статья, резюме, автобиография, анкета, объяснительная записка). - Чтение обучающимся критических статей ученых-филологов о языке и их анализ. - Беседа с обучающимися. |
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; | - Творческие работы обучающихся с применением разных стилей речи (научная и публицистическая статья, эссе, заметка, репортаж, аннотация, монография, сочинение). - Тестирование. -Разумность гипотез, пояснений и моделей записи письменной речи. |
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; | - Работа со словарями (словари синонимов, антонимов, омонимов, толковый, орфографический, этимологический, орфоэпический и др.). - Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью происходит общение. - Практическое овладение диалогической формой речи. - Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь вниманием и т. п. - Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). |
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; | - Устные сообщения обучающегося, участие в дискуссии: учитывается способность обучающегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения. |
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства. | - Письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты. |
Знания: | |
- связь языка и истории, культуры русского и других народов; | - Устные сообщения обучающихся, рефераты, творческие работы (эссе, публицистическая статья). |
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; | - Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). - Восстановление деформированного текста повествовательного характера. |
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; | - Осознание цели и ситуации устного общения. - Адекватное восприятие звучащей речи. - Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. |
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; | - Разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий). |
- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. | - Создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. - Рецензирование. - Создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка. |