Пояснительная записка.
Рабочая программа создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. Программа составлена по учебнику «Русский язык» (1-4), авторов Репкина В.В., Восторговой Е.В., Некрасовой Т.В. издательства «М. ВИТА-ПРЕСС»,который нацеливает на умения, навыки и компетенции, формирующиеся в связи с требованиями стандартов второго поколения, в связи с введением ФГОС. Учебник помогает осуществить деятельностный подход и способствует развитию личности.
При составлении данной рабочей программы
были учтены требования официальных нормативных документов:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Конвенции о правах ребенка,
Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015. №1576 и от 31.12.2015 №1577
Учебника «Русский язык» (1-4) авторов Репкина В.В., Восторговой Е.В., Некрасовой Т.В. разработанного в соответствии с ФГОС НОО, являющегося составной частью завершенной предметной линии учебников «Русский язык» системы учебников Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ в рамках ФГОС МОУ СОШ №43 г. Борзи
Русский язык 3 класс
В соответствии с учебным планом МОУ СОШ №43 г. Борзи на изучение русского языка в 3 классе начальной школы отводится 5 часов в неделю. В год - 170 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностные результаты:
- осознание себя носителем родного языка, являющегося универсальным средством общения и неотъемлемой частью национальной культуры;
- устойчивый познавательный интерес к родному языку, его устройству и особенностям функционирования в речи;
- понимание необходимости соблюдения языковых и речевых норм в устном и письменном общении для более точной передачи его содержания;
- способность к самооценке и стремление к самосовершенствованию адекватности выбора языковых средств для более успешного решения коммуникативных задач в различных ситуациях общения.
Предметные результаты
К окончанию 3 класса предполагается достижение следующих предметных результатов:
обучающиеся должны знать:
- названия падежей;
- типы орфограмм (по отношению к фонеме, по позиции, по положению в составе слова и по отношению к закону письма);
- способ проверки орфограмм слабой позиции в падежных окончаниях существительных (названий предметов) и прилагательных (названий признаков);
- основные правила проверки нефонемных написаний в падежных окончаниях (буквы О, Ё, Ь после шипящих; буква И в окончаниях слов на -ий, -ия, -ие; буква Г в окончании -ого (-его); окончание -ый (-ий) в прилагательных мужского рода);
- правила правописания орфограмм сильных позиций (буквы И, Ы после Ц; разделительные Ь и Ъ);
- способы проверки орфограмм в окончаниях слов, называющих действия (орфограммы в формах прошедшего времени, -ться - -тся, буквы Ё и Ь после шипящих, гласные в личных окончаниях);
уметь:
- определять с помощью словаря значения многозначного слова и объяснять связь между ними;
- склонять существительные разного типа и определять падеж существительного в словосочетании;
- проверять орфограммы слабых позиций в падежных окончаниях существительных и прилагательных путем подстановки в высказывание "проверочного" слова с окончанием в сильной позиции;
- определять тип спряжения глагола и проверять орфограммы в его окончаниях;
- правильно записывать слова с непроверяемыми орфограммами, изученные во 2-3-м классах;
- записывать под диктовку текст (55-60 слов) с изученными орфограммами;
- списывать словосочетаниями несложный по содержанию текст без опоры на орфографическое проговаривание вслух;
- выразительно читать незнакомый художественный текст (темп чтения - не менее 80 слов в минуту);
- составлять простой план повествовательного и описательного текста;
- письменно излагать содержание повествовательного и описательного текста по коллективно составленному плану (с пропуском неизученных орфограмм);
- самостоятельно составлять текст повествовательного или описательного характера с опорой на собственные наблюдения (с пропуском неизученных орфограмм);
- составлять развернутый письменный ответ на вопросы по изученному материалу (с пропуском неизученных орфограмм).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Содержание программы.
1. Основной закон русского письма (систематизация материала, изученного во 2-м классе). 23ч.+2ч(резерв)
Значимые части слова: основа и окончание. Части основы: корень и аффиксы (префиксы, суффиксы, постфиксы). Позиционное чередование звуков в частях слова. Ряд позиционно чередующихся звуков (фонема) как основная звуковая единица языка. Звук как позиционный представитель фонемы в слове. Смыслоразличительная функция фонем. Сильные и слабые позиции фонем (позиции разграничения и позиции совпадения рядов позиционно чередующихся звуков). Звук в сильной позиции как основной представитель фонемы. Способ определения фонемного состава слова (приведение звука в слабой позиции к сильной позиции в той же части слова). "Неопределяемые" (неприводимые к сильной позиции) фонемы.
Буква как знак фонемы. Основной закон русского письма (фонематический принцип письма): обозначение буквами фонем (а не звуков). Буквы, обозначающие фонему в слабой позиции, как орфограммы. Общее орфографическое правило (обозначение фонемы в слабой позиции буквой, которой обозначается эта фонема в той же части слова в сильной позиции). Общий способ проверки орфограмм слабой позиции (приведение фонемы к сильной позиции в той же части слова).
Применение общего правила к разным частям слова. Чередование звуков и фонем в корнях слов. Необозначение буквами позиционного чередования звуков и необходимость обозначения чередования фонем. Непроизносимые согласные. Применение общего правила орфографии к аффиксам (наблюдения). Правописание слов с приставкой -с. Слова с буквой З перед согласной в начале слова (здание, здесь, здоровье, здравствуй).
2. Окончание значимая часть слова 23ч +2ч как (резерв).
Работа окончания в словах, называющих предметы (указание на число, падеж и род слова). Постоянная (указание на род) и переменные (указание на число и падеж) работы окончания. Падежное окончание как основное средство связи названия предмета с другими словами в высказывании. Сравнительная характеристика работы окончаний в названиях предметов и признаков.
Система падежных окончаний. Склонение слов, называющих предметы, в единственном числе (с помощью слов есть..., нет... и т.д.). Названия падежей. Омонимия и синонимия падежных окончаний. Определение падежа слова в словосочетании. Предлог как дополнительное средство связи названия предмета с другими словами в высказывании. Предлоги и приставки. Особенности падежных форм указательных слов он, она, оно, они с предлогами.
Набор падежных окончаний слова (в единственном числе). Четыре основных набора падежных окончаний у слов, называющих предметы. Приведение слова к именительному падежу как способ определения набора его падежных окончаний. Буква Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы. Способ определения рода, числа и падежа слов, называющих признаки.
3. Применение общего орфографического правила к падежным окончаниям. 30ч.
Позиционное чередование звуков в падежных окончаниях. Соответствие букв, обозначающих фонемы в слабых позициях в падежных окончаниях, закону русского письма. Способ проверки орфограмм в падежных окончаниях (замена слова с орфограммой словом с тем же набором падежных окончаний в сильных позициях). "Проверочные слова" для проверки орфограмм в падежных окончаниях (стена, стол, окно, другой). Применение способа проверки орфограмм в падежных окончаниях к словам, называющим предметы и признаки (в единственном числе).
Падежные окончания во множественном числе. Совпадение окончаний -ам (-ям), -ами (-ями), -ах (-ях) у слов с разными наборами падежных окончаний. Окончания -а (-я), -ы (-и) в именительном падеже множественного числа. Падежные окончания родительного падежа множественного числа. Беглые О и Е в этой падежной форме.
Порядок действий при проверке орфограмм слабых позиций в падежных окончаниях.
4. Нефонемные написания в падежных окончаниях. 19ч.
Несоответствие закону письма буквы И в падежных окончаниях слов типа армия, здание, гербарий. Особенность основы этих слов. Необходимость дополнительной проверки орфограмм, соответствующих ударному -е в проверочном слове (в столе - в гербарии, в стене-в армии и т.п.)
Несоответствие закону письма написаний в окончаниях названий признаков (буквы Ы, И в окончании -ый (-ий), буква Г в окончании -ого (-его)). Необходимость дополнительной проверки орфограмм, соответствующих -ой в сильной позиции.
Несоответствие закону письма обозначения фонемы в слабой позиции буквой Е после
шипящих Ц.
Уточнение порядка действий при проверке орфограмм в падежных окончаниях с учётом наличия нефонемных написаний.
5. Правописание личных окончаний. 35 часов.
Работа личных окончаний: указание на лицо и число слов, называющих действия. Два набора личных окончаний (слова 1-го и 2-го спряжения). Работа окончаний слов, называющих действия, в прошедшем времени (в единственном числе - указание на число и род, во множественном - только на число). Окончания инфинитива (неопределенной формы слов, называющих действия). Особенность их работы - отсутствие указания на время, лицо, число и род слова. Постфикс -ся. Способ проверки орфограммы в формах на -ться, -тся.
Соответствие написаний орфограмм в окончаниях прошедшего времени основному закону письма.
Фонемный характер написаний гласных в личных окончаниях. Необходимость определения спряжения при проверке орфограммы слабой позиции в личном окончании. Определение спряжения по одному из личных окончаний. Буквы Ё и Ь после шипящих в личных окончаниях.
Установление признаков слов, относящихся к 1-му и 2-му спряжению. Две основы у слов, называющих действие (основа инфинитива и основа настоящего времени), соотношение между ними (усекаемые и неусекаемые основы инфинитива). Особенности слов 2-го спряжения (усекаемая основа, суффиксы -и-, -е-, -а-, наличие шипящей перед суффиксом -а-). Правописание личных окончаний в словах гнать, брить (неусекаемая основа с заменой -и- на -е-), стелить (образование личных форм от стлать), хотеть (разноспрягаемое слово). Определение типа спряжения слов приставками.
6. Система орфограмм и способы их проверки (работа с орфографической тетрадью-справочником). 36ч.
Орфограммы, связанные и не связанные с обозначением фонем. Правила, регулирующие написание орфограмм, не связанных с обозначением фонем. Раздельное написание слов (предлоги и приставки). Употребление больших букв (повторение). Правила переноса слов.
Орфограммы, связанные с обозначением фонем. Орфограммы сильных и слабых позиций. Список орфограмм сильных позиций и правила, регулирующие их написание (повторение).
Способы проверки орфограмм слабых позиций. Определение части слова, в которой находится орфограмма слабой позиции. Определение вида орфограммы по отношению к закону письма (по списку нефонемных написаний в данной части слова). Нефонемные написания в окончаниях слов (повторение). Нефонемные написания в корнях слов (на примере корня гор-/гар). Необходимость специальных правил для проверки таких орфограмм. Орфограммы корня с "двойной проверкой" (на примере корня зор-/зар-). Специальные правила, регулирующие написание таких орфограмм (наблюдения).
Общий способ проверки орфограмм слабых позиций, не требующих специальных правил (приведение к сильной позиции в той же части слова). "Непроверяемые" орфограммы.
Порядок действий при проверке орфограмм в высказывании.
7. Развитие речи. Определение значения слова по контексту и с помощью толкового словаря. Многозначность слова. Определение связи между значениями многозначного слова (с помощью словаря). Слова-синонимы и слова-омонимы, их связь с многозначностью слова. Устаревшие слова, их стилистическая функция в поэтической речи.
Образные значения слов (наблюдения). Сравнение как средство выразительности художественной речи. Речевые особенности пословиц, поговорок, загадок. Толкование пословиц и поговорок. Фразеологизмы (без термина).
Высказывание с репликой и словами автора, варианты его строения. Правила записи таких высказываний (случаи, в которых слова автора не прерывают реплику). Разные варианты выделения реплики: с помощью тире и красной строки; с помощью кавычек.
Часть текста как развернутое (уточненное, дополненное) сообщение о предмете. Абзац (часть письменной записи текста, выделенная с помощью красной строки). Выделение частей в тексте-описании и тексте-повествовании и оформление их при записи. Редактирование текста с неправильно выделенными частями.
План как средство понимания текста. Разные способы формулирования пунктов плана: в виде заголовков к каждой части и в виде вопросов. Составление простого плана текста (описания и повествования) с целью его понимания и последующего воспроизведения. Восстановление деформированного текста по заданному плану. Составление текста (повествования и описания) по заданному плану. Составление описания с учетом позиции наблюдателя. Изложение текста повествовательного или описательного характера по коллективно составленному плану.
Устный и письменный ответ на вопрос по изученному грамматическому материалу с обоснованием тезиса.
Слова с непроверяемыми написаниями.
Автобус, вместе, вокруг, восток, герой, горох, дорога, желтый, завтрак, земляника, картина, картофель, квартира, коллектив, коллекция, компьютер, Кремль, кровать, лагерь, лестница, магазин, малина, месяц, метро, молоток, морковь, обед, овощи, огород, огурец, однажды, орех, осина, отец, песок, погода, помидор, потом, праздник, приветливо, пшеница, ракета, растение, рисунок, север, сирень, солома, топор, трактор, трамвай, троллейбус, ужин, улица, черный, четверг, чувство, яблоко.
Русский язык 4 класс
В соответствии с учебным планом МОУ СОШ №43 г. Борзи на изучение русского языка в 4 классе начальной школы отводится 5 часов в неделю. В год - 170 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностные результаты:
-осознание себя носителем родного языка, являющегося универсальным средством общения и неотъемлемой частью национальной культуры;
-устойчивый познавательный интерес к родному языку, его устройству и его особенностям функционирования в речи;
-понимание необходимости соблюдения языковых и речевых норм в устном и письменном общении для более точной передачи его содержания;
-способность к самооценке и стремление к самосовершенствованию адекватности выбора языковых средств для более успешного решения коммуникативных задач в различных ситуациях общения.
Метапредметные результаты:
- умение обнаруживать границу (дефицит) своих знаний и формулировать вопросы (задачи) для ее преодоления;
- умение строить развернутое рассуждение, приводить аргументы для обоснования своей точки зрения, приводить примеры для демонстрации своихтезисов;
- умение вести диалог, слушать и слышать собеседника, оценивать обоснованность его мнения; стремление к более точному выражению своей
позиции;
- умение пользоваться справочной литературой (словарями, справочниками) с целью установления норм правописания и произношения (или каких либо иных норм и точных сведений),нахождения нужной информации (определений, правил, исключений из них и т.п.).
Предметные результаты:
- общее представление о ведущем принципе и закономерностях русского правописания, необходимости овладения его нормами;
- практическое соблюдение норм современного русского литературного языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных и пр.) в собственной устной и письменной речи (в рамках изученного в начальной школе);
- умение объективно оценивать свое владение этими нормами (в условиях коллективно-распределенной деятельности на уроке);
- общее представление о знаковой системе языка, взаимосвязи его единиц на разных уровнях (звук, фонема; морфема; слово как лексическая единица и часть речи, слово как член предложения; словосочетание и простое предложение); умение характеризовать существенные признаки указанных единиц и их функции (в объеме изученного).
Знания и умения
К концу четвёртого класса обучающиеся должны знать:
что такое часть речи;
«общее» и частные грамматические значения изученных частей речи:
имя существительное (обозначение предмета; одушевлённость–неодушевлённость, род, число, падеж), тип склонения;
имя прилагательное (обозначение признака предмета; род, число, падеж);
имя числительное (обозначение числа или количества предметов; падеж);
местоимение (обозначение лица; лицо, число, род, падеж);
глагол (обозначение процесса; время, наклонение, лицо, число, род), тип спряжения;
наречие (обозначение признака процесса);
предлог (дополнительное средство падежного значения существительного);
союз (средство выражения связи между частями предложения и однородными словами);
частица (средство выражения дополнительных значений слов и предложений);
междометие (средство выражения чувств);
правила правописания корней зор- / зар-, гор- / гар;
правило правописания приставок на З-/ С-;
правило правописания суффикса – О (-Е) в наречиях, образованных от прилагательных без приставок (в том числе–после шипящих);
правила правописания буквы Ь после шипящих во всех частях речи;
виды синтаксических единиц (словосочетание, предложение);
грамматическое значение предложения;
что такое сказуемое (член предложения, выражающий его грамматическое значение);
что такое подлежащее (член предложения, определяющий грамматические формы сказуемого);
уметь:
определять принадлежность слова к одной из изученных частей речи;
определять грамматические значения слова и словоформы в предложении (в пределах изученных частей речи) и средства их выражения;
образовывать от данного слова другие части речи и объяснять способ их образования (простейшие
случаи типа холод – холодный - холодить);
находить главные члены предложения;
находить слова, не являющиеся членами предложения (обращения, междометия);
различать простые и сложные предложения (простейшие случаи);
находить ряды однородных слов;
объяснять правописание слова (в пределах изученных орфограмм)4
правильно писать изученные в 1 - 4 классах слова с непроверяемыми орфограммами;
правильно употреблять знаки препинания при записи сложных предложений без союзов и с союзами и, а, но, или (простейшие случаи),
простых предложений с однородными членами (без союзов и с союзами и, а, но, или, с обращениями, междометиями);
записывать под диктовку связный текст (не менее 80 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами;
письменно излагать содержание повествовательного текста с элементами описания и рассуждения с предварительным составлением плана;
строить развёрнутое устное сообщение по изученному учебному материалу с иллюстрацией и обоснованием формулируемых положений;
давать подробный письменный ответ на вопросы по изученному учебному материалу;
составлять и записывать сочинение (повествование и описание) делового и художественного характера на заданную тему
Содержание учебного предмета.
Раздел I. «Строение слова. (Повторение материала, изученного во 2-3 классах)» - 13 часов.
Основная цель: Повторить материал, изученный во 2 – 3 классах.
Задачи:
1. Восстановить и конкретизировать знания учеников о значимых частях слова.
2. Вспомнить способ определения фонемного состава слова.
3. Повторить основной закон письма и общее орфографическое правило.
4. Восстановить и конкретизировать знания четвероклассников об орфограммах – нарушителях в различных морфемах.
Раздел II. «Слово как часть речи» - 26 часов.
Основная цель: Сконструировать с учащимися теоретическое понятие о частях речи как о грамматических классах слов.
Задачи:
1. Дать представление о лексическом значении как обязательном значении слова, фиксируемом в
толковом словаре.
2. Выявить грамматические значения как значения, которые проявляются у слов только в высказывании.
3. Установить, какие бывают грамматические значения и какие варианты каждого из них существуют в языке.
4. Определить средства выражения лексического (основа слова) и грамматических значений (словоформа).
5. Установить индивидуальность лексического значения и типичность грамматических значений.
6. Выявить различия между грамматическими значениями (зависимые и независимые значения) и указать их особенности на грамматических моделях слов – названий.
7. Обнаружить общее грамматическое значение «предмет» у слов, построенных по модели названий предметов, и достроить полную грамматическую модель этих слов.
8. Обнаружить общее грамматическое значение «признак предмета» у слов, построенных по модели слов, называющих признаки предметов, и построить их полную грамматическую модель.
9. Обнаружить общее грамматическое значение «процесс» у слов, построенных по модели названий действий, и построить их полную грамматическую модель.
10. Дать понятие о части речи как о словах, имеющих одинаковое общее грамматическое значение.
11. Сконструировать словесное определение основных частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола).
Раздел Ш. «Всё ли мы знаем о грамматических значениях имён и глаголов?» - 29 часов
Основная цель: исследование особенностей ряда грамматических категорий имён и глагола.
Задачи:
1. Сформировать понятие о грамматических формах слова как о словоформах одного и того же слова, которые отличаются друг от друга каким – то одним значением, и о грамматической категории – совокупности всех грамматических форм, выражающих однородное грамматическое значение.
2. Обнаружить особенность грамматической категории падежа существительных (многозначность падежных форм).
3. Установит признаки трёх склонений существительных и поупражняться в определении склонения.
4. Установить две работы форм числа существительных: указание на количество предметов и на то, в какой форме должны быть употреблены зависимые слова.
5. Установить особенности грамматической категории рода имён существительных.
6. Обнаружить новую грамматическую категорию существительных (неодушевлённость) и установить её особенности.
7. Выявить особенности грамматических категорий имени прилагательного.
8. Открыть второй способ выражения грамматических значений существительных – с помощью форм зависимых слов.
9. Составить план грамматической характеристики существительных и прилагательных и потренироваться в составлении таких характеристик по плану.
10. Установить особенности грамматической категории лица глагола.
11. Выявить особенности грамматической категории времени глагола.
12. Обнаружить у глаголов грамматическую категорию наклонения.
13. Составить план грамматической характеристики глагола и потренироваться в составлении таких характеристик.
Раздел IV. «Система частей речи в русском языке» - 26 часов
Основная цель: сконструировать систему частей речи на основании грамматического подхода.
Задачи:
1. Обнаружить слова с общим грамматическим значением числа, количества – имена числительные.
2. Установить отнесённость указательных слов к известным частям речи (местоименные существительные, местоимённые прилагательные, местоимённые числительные).
3. Обнаружить у местоимённых существительных общее грамматическое значение «обозначение лиц, участвующих в разговоре» и тем самым уточнить предыдущий вывод, выделив эти слова в отдельную часть речи – местоимение.
4. Обнаружить у предлогов общее грамматическое значение (обозначение связи существительных, числительных и местоимений с другими словами в высказывании) и разграничить самостоятельные части речи (могут работать в речи самостоятельно) и служебные.
5. Открыть новую часть речи в результате обнаружения особого общего грамматического значения «обозначение признака действия».
6. Установить особую функцию союзов как служебной части речи (служит для связи слов, выполняющих в высказывании одинаковую работу, или частей высказывания, каждая из которых может быть самостоятельным высказыванием).
7. Обнаружить в языке частицы – служебную часть речи, которая придаёт высказыванию новый смысл, не изменяя его содержания.
8. Открыть особенности междометия (выражает чувства, не называя их) – части речи, которая не может быть отнесена ни к самостоятельным. Ни к служебным частям речи.
Раздел V. «Синтаксические единицы языка: словосочетание и предложение» - 32 часа.
Основная цель: сформировать синтаксические понятия: словосочетание и предложение.
Задачи:
1. Обнаружить три типа грамматической связи – подчинительную, сочинительную и взаимную.
2. Сформировать понятие о словосочетании как о синтаксической единице, образованной на основе подчинительной связи.
3. Сформировать способ нахождения независимого и зависимого членов словосочетания.
4. Научиться определять тип работы зависимого члена словосочетания.
5. Сформировать понятие о предложении как о синтаксической единице, образованной на основе взаимной связи и служащей в речи высказыванием.
6. Сформировать представление о грамматическом значении предложения и его формах, выражающих это значение.
7. Сконструировать способ нахождения сказуемого и подлежащего в предложении и его применение при анализе предложений разной конструкции.
Раздел VI. «Типы предложений в русском языке» - 22 часа
Основная цель: показать целый спектр различных конструкций предложений.
Задачи:
1. Научиться различать предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске.
2. Сформировать понятия о главных и второстепенных членах предложения, их работе.
3. Научиться различать нераспространённые и распространённые предложения.
4. Научиться различать предложения с одним и двумя главными членами предложения.
5. Научиться различать простые и сложные предложения. Составлять алгоритм грамматической характеристики предложения, научиться его применять на материале предложений разных конструкций
Раздел VII. «Систематизация знаний о слове и его работе в речи» - 20 час.
Задачи:
1. Воспроизвести знания о звуковом строе русского слова, способ определения фонемного состава слова.
2. Воспроизвести знания об орфограммах, их типах и основных способах проверки; проконтролировать усвоение слов с непроверяемыми орфограммами («словарных» слов).
3. Воспроизвести знания о родственных словах, способ определения морфемного состава слова.
4. Систематизировать знания о лексическом и грамматических значениях слова, понятии части речи, системе частей речи в русском языке, морфологических особенностях изучения частей речи.
5. Систематизировать знания о работе слова в предложении, отработать способ её определени
Учебно-методический комплект, дидактические пособия.
Для учителя:
1.Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В., Чеботкова Л.В. Русский язык. 3 класс (1-4). Части 1 и 2. - "Вита-пресс", 2013.
2.Репкин В.В., Некрасова Т.В. Русская орфография. Рабочая тетрадь. 3-4 класс (1-4).- Томск: Пеленг, 1997; М.: "Вита-пресс", 2013.
3.Некрасова Т.В., Старагина И.П. Тексты для списывания. 3 класс. - М.: "Вита-пресс", 2013.
4.Восторгова Е.В., Чеботкова Л.В. Методический комментарий к учебнику русского языка для 3-го класса.- М.: "Вита-Пресс", 2013. г.
Для обучающихся:
1. Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В., Чеботкова Л.В. Русский язык. 4 класс (1-4). Части 1 и 2. - "Вита-пресс", 2013.
2. Некрасова Т.В., Старагина И.П. Тексты для списывания. 4 класс. - М.: "Вита-пресс", 2013.
3.Школьный учебный словарь русского языка . Репкин В.В..- М.; АСТ; Астрель, 2005.
Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В. Русский язык. Учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы. (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). В 2-х частях. – М.: Вита-Пресс, 2009.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М.: Просвещение,1981
Методическое обеспечение:
Восторгова Е.В., Чеботкова Л.В. Методический комментарий к учебнику русского языка для 4
класса.(Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) Программа В.В.Репкина и др.: Пособие для
учителя четырёхлетней начальной школы. – М.: Вита-Пресс, 2003.
Интернет-ресурсы:
Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».
http:www.Nachalka.com.
http:www.viku.rdf.ru.
http:www.rusedu.ru.
http://school-collection.edu.ru/
www.center.fio.ru
http://www.maro.newmail.ru
http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
http://www.int-edu.ni
http://standart.edu.ru/map.aspx