© 2023 131 0
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Перспектива"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемый курс имеет практическую направленность. Он ориентирован на слияние обучения, развития и воспитания младших школьников в единый органичный процесс. При этом под обучением понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием, во-первых — формирование лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых — совершенствование чувства слова, языковой интуиции детей. Важным компонентом развития школьников считается и становление у них основ учебной самостоятельности, в том числе — потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов. Воспитание связывается, прежде всего, с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием культуры речевого поведения и заботливого отношения к качеству своей речи.
В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку: а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность; б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, кому целесообразно формулировать свои мысли и грамотно оформлять их в письменной речи.
Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.
Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиная с 1 -го класса) формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.
Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им. В связи с этим в программе делается попытка представить не только понятийное содержание обучения, но и перечень тех основных языковых и речевых действий, которые осваивают учащиеся.
Актуальность
Познавательная направленность курса обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания и развития речевого мышления. Мы познаем мир через родной язык, его знаковую систему, т. е. через языковой знак, который является символическим «заместителем» реальности (языковой знак имеет план содержания — семантическая сторона и план выражения — фонетическая и формально-грамматическая сторона).
Общая характеристика учебного предмета
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет “Русский язык” реализует две основные цели:
познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);
социально -культурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).
Современное обучение русскому языку не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области “Филология”:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития обучающихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов
овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса “Русский язык”:
приобретение и систематизация знаний о языке;
овладение орфографией и пунктуацией;
раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
развитие чувства языка.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом рабочая программа составлена по программе авторов Климановой Л.В., Бабушкиной Т.В. из расчета 4ч в неделю, 136 ч в год. Программа состоит из разделов курса и тем различных учебных занятий.
Организационно-методические условия
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок.
Типы уроков могут быть сориентированы на ступень изучения определённого материала:
урок изучения новой темы с первичным её закреплением;
урок закрепления темы и формирования умений на основе нового материала;
урок тренировки, упражнения в выработке автоматизма грамматических, орфографических и других действий по применению изученного материала;
урок повторительно- обобщающий в конце изучения темы, раздела;
урок проверки знаний и умений (диктант, грамматические упражнения, тесты и др.);
комбинированный урок – урок смешанного типа, на котором проводится и изучение нового, и закрепление;
урок-игра;
викторины и др.
Для реализации системно-деятельностного подхода используются:
методы (репродуктивные, частично-поисковый, проблемный, исследовательский, проектный);
технологии (здоровьесберегающие, проблемно-диалогического обучения, ИКТ);
формы организации учебной деятельности (индивидуальная, фронтальная, парная, групповая).
В классе проводятся небольшие самостоятельные работы как часть урока. Их цель – совместно с обучающимися выяснить успешность усвоения материала урока. Материал для самостоятельных работ дан в пособии Л.В. Климанова, “Русский язык. Контрольно-измерительные материалы. 3 класс” (М.; “Вако”, 2011).При постановке проблемы (задачи) детям предоставляется возможность проявить самостоятельность. Затем эта работа подкрепляется совместной деятельностью учителя и обучающихся.
В 3 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий курса русского языка (текст, предложение, слово, словосочетание, части речи, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение, предлог, члены предложения, значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание и др.).
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения предмета “Русский язык” являются следующие умения:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально “проживать” текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения курса “Русский язык” является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса “Русский язык” является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
делить текст на части, озаглавливать части;
подробно и выборочно пересказывать текст;
правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
делить слова на части для переноса;
производить звукобуквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
писать под диктовку слова, предложения, текст из 60 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов;
буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова;
слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой;
писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
обращать внимание на особенности употребления слов;
ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
Ученики сделают первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.
В 3 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий курса русского языка (текст, предложение, слово, словосочетание, части речи, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение, предлог, члены предложения, значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание и др.).
Учебно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов | Количество часов | Контрольные работы |
1 | Речевое общение. Повторяем - узнаём новое. | 4 | 1 |
2 | Язык - главный помощник в общении. | 38 | 1 |
3 | Состав слова. | 16 | 1 |
4 | Части речи. | 71 | 2 |
5 | Повторение изученного за год. | 7 | 1 |
Итого за год: | 136 | 6 |
Содержание
Тема “Состав слова” 16 ч.
Предполагает уточнение и систематизацию знаний об однокоренных словах и корне слова, формирование представлений об основе и окончании, суффиксе и приставке, их существенных признаках. Школьники знакомятся с некоторыми способами образования слов (без введения терминов), чередованием гласных и согласных звуков в корне. Значимая роль отводится орфографической работе: формированию навыка правописания слов с безударными гласными, парными по глухости-звонкости согласными (на конце слова или перед согласным), непроизносимыми согласными в корне, правописанию наиболее употребительных приставок и суффиксов, написанию разделительного твёрдого знака (ъ). Проводятся упражнения по совершенствованию навыка правописания слов с изученными во 2 классе орфограммами.
Тема “Части речи” 71 ч.
Даёт возможность уточнить и систематизировать знания учащихся о некоторых изученных существенных признаках частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог) и дать представление о других существенных признаках частей речи (категории рода, падежа, времени, лица (у местоимений)), формах изменения имён существительных (по числам, падежам), имён прилагательных (по числам, по родам в единственном числе, падежам), глаголов (по числам, временам), глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам.
В ознакомительном плане третьеклассникам даётся первое представление об имени числительном как части речи.
В процессе изучения частей речи формируются орфографические навыки правописания существительных женского и мужского рода с шипящим звуком на конце (ночь — врач), навыки правописания родовых окончаний имён существительных (-а, -о, -е), имён прилагательных (-ый, -ий, -ой, -ое, -ее, -ая, -яя), глаголов прошедшего времени в единственном числе женского и среднего рода (-а, -о), частицы не с глаголами. Проводятся упражнения в правописании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе в словах разных частей речи.
Изучение языковых понятий (40 ч.)
Проводится на базе осознания лексического значения слов, анализа словосочетаний и предложений. Уточняются и углубляются знания о лексическом значении слов (однозначных и многозначных словах, прямом и переносном значении слов, синонимах, антонимах), учащиеся знакомятся с омонимами и паронимами, устаревшими и новыми словами, устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами), некоторыми изобразительно-выразительными средствами языка (сравнение, олицетворение). Совершенствуются умения воспроизводить лексическое значение слов, правильно выбирать и употреблять слова в речи, пользоваться лингвистическими словарями.
Уточняется и углубляется представление о предложении, главных и второстепенных членах предложения. Учащиеся получают первое представление о словосочетании, его назначении в языке и речи, знакомятся с предложениями, различными по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), предложениями простыми и сложными, предложениями с обращением (общее представление).
Продолжается работа над совершенствованием знаний и умений
(9 ч):
Распознавать текст, типы текстов, определять тему, главную мысль, части текста, составлять план, озаглавливать текст, составлять собственный текст на основе текста-образца, по заданной теме и рисунку, по заданной теме и опорным словам, по заданной теме и личному опыту либо творческому воображению, по демонстрационной картине и др. Формируются умения различать книжный и разговорный стили текстов, устанавливать типы связи в предложениях текста, создавать текст определённого типа и стиля.
Курс “Русский язык” обладает широкими возможностями для организации внеурочной деятельности младших школьников в следующих формах:
кружки, творческие группы по интересам, факультативы, клубы
утренники, конкурсы, олимпиады, выставки;
подготовка полезной для класса лингвистической информации (оформление уголка русского языка, стенда “Говори и пиши правильно”, рекламных стендов, выпуск классной газеты и классного литературного журнала); проектная деятельность.
Предметом внеурочной деятельности могут стать вопросы культуры общения, культуры речи, речевого этикета, истории жизни слов, происхождение русских имен и фамилий, создание тематических словариков, сочинение сказок, стихов, загадок.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения предметного содержания русского языка, обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
наблюдать над словом, предложением, текстом как единицами речи и языка, их функциями в общении;
развивать внимание к устной и письменной речи;
формировать умения организовывать свое познавательную деятельность по учебнику: искать пути решения учебной задачи, точно выполнять задания;
составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки
правильно списывать буквы и слова с рукописного и печатного текста
писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и короткие предложения из подобных слов,
писать большую букву в начале предложения, в именах людей и кличках животных.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны знать:
— названия и порядок букв русского алфавита;
— признаки гласных и согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки; пары согласных звуков по звонкости-глухости;
— правила переноса слов;
— признаки предложения и текста;
— правила речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
— использовать правила речевого этикета в соответствии с ситуацией и целью общения;
— вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение;
— различать устные и письменные формы общения;
— каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты слов без пропусков и искажений;
— проверять написанное, сравнивая с образцом;
— проводить звукобуквенный анализ слов, делить слова на слоги, ставить ударение, находить ударный и безударные слоги, переносить слова по слогам;
— обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
— писать заглавную букву в именах собственных;
— писать под диктовку без ошибок предложения и небольшие тексты , включающие слова, произношение которых совпадает с их написанием;
— правильно писать слова с разделительным мягким знаком (ь);
— различать предлоги и приставки; писать предлоги раздельно с другими словами;
— находить корень в группе родственных слов; самостоятельно подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (простейшие случаи);
— проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова путем изменения его формы или подбора однокоренных слов;
— выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему;
— находить в предложении главные члены;
— определять части речи (имя существительное, глагол, прилагательное) по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам;
— определять число имен существительных, прилагательных, глаголов.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
При работе с первым разделом «Речевое общение. Повторяем — узнаем новое»
--- закрепить представление детей о речевом общении и языке как основном средстве коммуникации,
--- углубить знания учащихся о вербальных (словесных) и невербальных средствах общения.
--- познакомить с основными правилами ведения диалога,
--- продолжать формировать представление детей о культуре устной и письменной речи, речевом этикете, уметь поддерживать разговор с партнером, проявлять к собеседнику должное внимание и уважение,
--- наблюдать за функционированием языковых единиц в речи, постепенно приучаясь реализовывать свои коммуникативные намерения, оформлять устные и письменные высказывания в соответствии с существующими культурными нормами,
--- продолжать работу по формированию орфографической зоркости учащихся,
--- систематизировать знания детей об орфографических правилах.
Раздел «Язык – главный помощник в общении»
--- познакомить детей с особенностями данных языковых единиц,
--- показать, что словосочетание, предложение и текст — это не случайные образования. Каждое из них имеет свою четкую структуру,
--- сопоставить сначала словосочетания, а затем предложения с разным лексическим наполнением, но построенных по одной модели (схеме),
--- познакомить с композицией текста, определить, что данная структура свойственна не какому-либо одному тексту, а всем синтаксическим единицам данного уровня,
--- продолжить работу со словарями различного типа: орфографическим, орфоэпическим, толковым, энциклопедическим, словарями синонимов и антонимов.
Раздел «Состав слова».
Лексической работе со словом, его значением в новой системе отводится значительное место. Начиная с периода обучения грамоте формируется представление детей о слове как о двусторонней единице языка, которая имеет внешнюю (звукобуквенную) форму и внутреннюю форму (значение). Осознать и удержать в памяти информацию о двух сторонах слова учащимся помогают простейшие структурно-семантические модели слова. Такие модели помогают глубже осознать особенности многозначных слов, омонимов, синонимов и антонимов.
--- учащиеся соотносят слова, которые создаются для наименования целой группы однородных предметов (нарицательные имена), слова, называющие единичные, конкретные предметы (имена собственные), слова, служащие для замещения других слов (местоимения),
--- при изучении состава слова существенное внимание уделяется значению, которое приносит в слово каждая из морфем,
--- знакомятся с понятием основы слова, с элементарными способами словообразования. Знание морфемного состава слова позволяет, с одной стороны, лучше понять его семантику, с другой стороны, организовать эффективную и осмысленную работу над орфографическими правилами.
--- для формирования орфографической грамотности учащихся особое значение имеет задание сравнить форму и значения родственных слов. Выполнение этого задания помогает избежать ошибки, когда к однокоренным относят слова, которые имеют одинаково звучащие части, но различны по значению (вода — водитель, вор — ворона и др.). Знания о составе слова служат залогом орфографически верного написания приставок и суффиксов (простые случаи).
В разделе «Части речи»
--- углубить и расширить знания учеников об имени существительном, глаголе, имени прилагательном,
--- вводится определение местоимения,
--- при изучении грамматических понятий (род, число и падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время, число и род глаголов) акцент делается на значении этих категорий для общения, для построения словосочетаний, предложений, текстов.
Календарно-тематическое планирование
№
| Дата планируемая | Тема урока | Количество часов | Дата фактическая | |
Мир общения. Повторяем – узнаем новое (11 ч) | |||||
Собеседники. Диалог (1 ч) | |||||
1. | 01.09 | Собеседники. Диалог Основные функции общения; умение вести диалог с опорой на рисунки и жизненные впечатления детей; основные требования к монологическому тексту (смысловая связь предложений в тексте, их верное письменное оформление). | 1 | 01.09 | |
Культура устной и письменной речи (2 ч) | |||||
2. | 02.09 | Культура устной и письменной речи Роль языка в истории общества; две формы языка — устная и письменная; культура речи; основные требования к устной и письменной речи. | 1 |
| |
3 | 03.09 | Культура устной и письменной речи Зависимость выбора речевых средств от ситуации общения (коммуникативной обусловленности речи); орфоэпические нормы (нормы верного произношения): постановка ударения в словах | 1 |
| |
Текст (6 ч) | |||||
4. | 06.09 | Текст. Тема. Главная мысль Прогнозирование предполагаемого содержания текста по его теме или по его главной мысли; составление текстов на заданную тему. | 1 |
| |
5. | 08.09 | Текст. Типы текстов Сравнение текстов разных типов: текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение. | 1 |
| |
6. | 09.09 | Текст. Составные части текста Вступление, основная часть, заключение; установление логической последовательно-сти частей текста; роль плана текста; стилистическая принадлежность) | 1 |
| |
7. | 10.09 | Текст. План текста Составные части текста: вступление, основная часть, заключение; установление логической последовательности частей текста; роль плана текста. | 1 |
| |
8. | 13.06 | Текст. Научный и художественный текст Установление стилистической принадлежности (сфера использования) текста. | 1 |
| |
9. | 15.09 | Р/р. Подробное изложение текста по вопросам. «Петя помог» (40 мин). | 1 |
| |
Контрольная работа. Работа над ошибками (2 ч) | |||||
10. | 19.09 | Контрольная работа по теме «Мир общения. Повторяем – узнаём новое» (40 1мин). | 1 |
| |
11. | 17.09 | Анализ ошибок и коррекция знаний. Проверочное списывание (20 мин). | 1 |
| |
Язык – главный помощник в общении (38 ч) | |||||
Язык – главный помощник в общении (2 ч) | |||||
12. | 20.09 | Язык – главный помощник в общении Русский язык – культурная ценность народов России. Высказывания писателей о русском языке. | 1 |
| |
13. | 22.09 | Входная административная контрольная работа (40 мин). | 1 |
| |
Звуки и буквы (2 ч) | |||||
14. | 23.09 | Анализ ошибок и коррекция знаний. Звуки и буквы | 1 |
| |
15. | 24.09 | Звуки и буквы Классификация звуков. Звуко-буквенный анализ слов. | 1 |
| |
Слог, ударение (1 ч) | |||||
16. | 27.09 | Слог. Ударение Деление слова на слоги. Ударный и безударный слог. Перенос слов по слогам | 1 |
| |
Девять правил орфографии (10 ч) | |||||
17. | 29.09 | Девять правил орфографии Определение орфограммы; обобщение знаний учеников обо всех известных орфограммах. | 1 |
| |
18. | 30.09 | Имена собственные Употребление прописной буквы в именах собственных; классификация имен собственных по значению; возможности перехода имен нарицательных в имена собственные. | 1 |
| |
19. | 01.10 | Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением Алгоритм проверки данной орфограммы; способы проверки орфограммы «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением». | 1 |
| |
20. | 04.10 | Парные согласные в корне слова Алгоритм проверки данной орфограммы; отличия в работе со словами с проверяемыми и непроверяемыми согласными | 1 |
| |
21. | 06.10 | Непроизносимые согласные Правило написания непроизносимых согласных; составление устных текстов-рассуждений. | 1 |
| |
22. | 07.10 | Разделительный твёрдый и разделительный мягкий знак Правила написания разделительных твердого и мягкого знаков; алгоритм проверки того, какой разделительный знак пишется в слове. | 1 |
| |
23. | 08.10 | Удвоенные согласные Нахождение в словах изученных ранее орфограмм; составление словосочетаний, предложений, устных рассказов по личным впечатлениям | 1 |
| |
24. | 11.10 | Написание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк. Написание жи-ши, ча-ща под ударением и в безударном положении; актуализация знаний учеников о частях речи; типах текстов; составление текста-рассуждения. | 1 |
| |
25. | 13.10 | Правила переноса слов. Запись ответов на вопросы по тексту. | 1 |
| |
26. | 14.10 | Написание слов с изученными орфограммами. Проверка усвоения теоретических знаний и умение применить их при работе с языковым материалом; умение учащихся самостоятельно выполнять предложенные задания. | 1 |
| |
Контрольная работа. Работа над ошибками (2 ч) | |||||
27. | 15.10 | Диктант по теме «Девять правил орфографии» (40 мин). | 1 |
| |
28. | 18.10 | Повторение по теме «Девять правил орфографии». Коррекция знаний. (Работа над ошибками.) | 1 |
| |
Слово и его значение (12 ч) | |||||
29. | 20.10 | Роль слова и жеста в речевом общении. Значения жестов, принятых у разных народов; уместность использования жестов в общении, культура поведения. | 1 |
| |
30. | 21.10 | Основные функции слова структура слова: Зависимость значения слова от его звуко-буквенной формы; нематериальность лексического значения слова. | 1 |
| |
31. | 22.10 | Звуко-буквенная форма слова и его значение Звукопись и роль звуковых повторов в тексте; семантика звуков. | 1 |
| |
32. | 25.10 | Р/р. Сочинение по наблюдениям «Как опадают листья» (40 мин). | 1 |
| |
33. | 27.10 | Как «устроено» слово. Как возникают слова Значение слова, его происхождение; этимология некоторых слов; составление текста-рассуждения. | 1 |
| |
34. | 28.10 | Откуда слово пришло. Мудрые мысли Этимология некоторых слов; составление текста-рассуждения. | 1 |
| |
35. | 29.10 | Синонимы Неоднозначность соответствия предмета и слова, кото-рое этот предмет называет; признаки синонимов. | 1 |
| |
36. | 08.11 | Роль синонимов в речи Признаки синонимов, синонимы, их роль в русском языке. | 1 |
| |
37. | 10.11 | Антонимы Использование антонимов в речи; подбор антонимических пар | 1 |
| |
38. | 11.11 | Омонимы Роль омонимов в речи; использование тол-кового словаря для определения значения слов-омонимов. | 1 |
| |
39. | 12.11 | Многозначные слова. Определение значения многозначных слов в контексте. | 1 |
| |
40. | 15.11 | Группы слов. Роль местоимений в тексте Правила употребления местоимений в речи. | 1 |
| |
Словосочетание (2 ч) | |||||
41. | 17.11 | Словосочетание Сравнение словосочетания и предложения, их различение на основе использования: | 1 |
| |
42. | 18.11 | Словосочетание Сравнение словосочетания и предложения, их различение на основе использования: | 1 |
| |
Предложение (1 ч) | |||||
43. | 19.11 | Предложение Типы предложений по цели высказывания и по интонации, связь слов по смыслу и по форме. | 1 |
| |
Главные члены предложения (2 ч) | |||||
44. | 22.11 | Главные члены предложения Подлежащее, сказуемое | 1 |
| |
45. | 24.11 | Главные члены предложения Подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения, их роль в предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. | 1 |
| |
Предложения с однородными членами (2 ч) | |||||
46. | 25.11 | Предложения с однородными членами Понятие однородных членов предложения; поиск в предложениях однородных членов. | 1 |
| |
47. | 26.11 | Предложения с однородными членами Поиск в предложениях однородных членов; правило постановки знаков препинания при однородных членах предложения. | 1 |
| |
Контрольная работа. Работа над ошибками (2 ч) | |||||
48. | 29.11 | Диктант по теме «Предложение, члены предложения» (40 мин). | 1 |
| |
49. | 01.12 | Анализ ошибок и коррекция знаний. Повторение по теме «Предложение, члены предложения». | 1 |
| |
Состав слова (16 ч) | |||||
Повторение значимых частей слова (1 ч) | |||||
50. | 02.12 | Значимые части слова. Основа и окончание Выделение основы слова и его окончания; нулевое окончание. | 1 |
| |
Корень (2 ч) | |||||
51. | 03.12 | Корень. Однокоренные слова Сравнение однокоренных слов, форм одного и того же слова. Чередование букв согласных звуков в корнях слов. | 1 |
| |
52. | 06.12 | Корень. Однокоренные слова Сравнение однокоренных слов. | 1 |
| |
Приставка (4 ч) | |||||
53. | 08.12 | Приставка Значения приставок в словах. | 1 |
| |
54. | 09.12 | Приставка Правило употребления разделительного твердого знака после приставок. | 1 |
| |
55. | 10.12 | Приставки и предлоги Различия в написании приставок и предлогов, способы различения приставок и предлогов. | 1 |
| |
56. | 13.12 | Суффикс Слова с суффиксами субъективной оценки; с суффиксами со значением обозначения лица по профессии.
| 1 |
| |
Суффикс (2 ч) | |||||
57. | 15.12 | Административная рубежная контрольная работа (40 мин).
| 1 |
| |
58. | 16.12 | Анализ ошибок и коррекция знаний. Суффикс. Значение суффикса в слове и сфера употребления слов с определенными (уменьшительно-ласкательными) суффиксами. | 1 |
| |
Окончание (2 ч) | |||||
59. | 17.12 | Окончание Слово как единство определенных морфем, каждая из которых привносит в слово свое значение; разбор слова по составу; алгоритм разбора слова по составу. | 1 |
| |
60. | 20.12 | Окончание Разбор слова по составу; алгоритм разбора слова по составу. Проверочное списывание (20 мин). | 1 |
| |
Как образуются слова (3 ч) | |||||
61. | 22.12 | Как образуются слова Основные способы образования слов с помощью приставок и суффиксов; исторические изменения в морфемном составе слов. | 1 |
| |
62. | 23.12 | Как образуются слова Образование слова из заданных морфем; особенности словообразования и правописания сложных слов; слова — названия лица по профессии. | 1 |
| |
63. | 24.12 | Как образуются слова. Систематизация знаний учащихся о составе слова Проверочная работа (20 мин)
| 1 |
| |
Контрольная работа. Работа над ошибками (2 ч) | |||||
64. | 27.12 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Состав слова» (40 мин). | 1 |
| |
65. | 29.12 | Анализ ошибок и коррекция знаний. Повторение по теме «Состав слова». | 1 |
| |
Части речи (71 ч) | |||||
Систематизация знаний по разделу «Части речи» (4 ч) | |||||
66. | 10.01 | Части речи Определение принадлежности к части речи омонимичных словоформ; различия между самостоятельными и служебными частями речи. | 1 |
| |
67. | 12.01 | Определение частей речи Роль слов разных частей речи в тексте; дифференциация слов одной части речи и однокоренных слов. | 1 |
| |
68. | 13.01 | Определение частей речи. Проверочная работа Проверка уровня первоначальных знаний детей о частях речи. | 1 |
| |
69. | 14.01 | Роль слов разных частей речи в тексте | 1 |
| |
Имя существительное как часть речи. Повторяем, что знаем (3 ч) | |||||
70. | 17.01 | Имя существительное. Повторяем, что знаем Предмет как грамматическое понятие; различие между бытовым и грамматическим пониманием предмета | 1 |
| |
71. | 19.01 | Собственные и нарицательные имена существительные Отличия в орфографическом оформлении имен собственных и нарицательных; смысловые отличия собственных и нарицательных имен существительных | 1 |
| |
72. | 20.01 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные Различие одушевленных и неодушевленных имен существительных по вопросу и значению. | 1 |
| |
Число имён существительных (3 ч) | |||||
73. | 21.01 | Число имени существительного Роль окончаний при изменении имен существительных по числам; имена существительные, не изменяющиеся по числам. | 1 |
| |
74. | 24.01 | Изменение имён существительных по числам Зависимость от формы числа имени существительного формы других слов в словосочетании и предложении | 1 |
| |
75. | 26.01 | Проверочная работа по теме «Число имён существительных» (40 мин). | 1 |
| |
Род имён существительных (3 ч) | |||||
76. | 27.01 | Род имени существительного Актуализация знаний учащихся о роде имен существительных. | 1 |
| |
77. | 28.01 | Определение рода имени существительного Роль окончания в определении рода имени существительного | 1 |
| |
78. | 31.01 | Определение рода имени существительного во множественном числе. | 1 |
| |
Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих (3 ч) | |||||
79. | 02.02 | Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих Орфограмма — правописание мягкого знака в конце имен существительных женского рода
| 1 |
| |
80. | 03.02 | Роль мягкого знака на конце имен существительных после шипящих Орфограмма «Правописание мягкого знака в конце имен существительных женского рода»; | 1 |
| |
81. | 04.02 | Употребление мягкого знака после шипящих в конце существительных женского рода
| 1 |
| |
Изменение имён существительных по падежам (склонение) (13 ч) | |||||
82. | 07.02 | Изменение имён существительных по падежам Понятия склонения и падежа; названия падежей, роль окончания при изменении имен существительных по падежам; слова-«помощники» при определении падежей.
| 1 |
| |
83.. | 09.02 | Изменение имён существительных по падежам Предлоги, употребляемые с определенными падежами.
| 1 |
| |
84. | 10.02 | Именительный падеж имён существительных Роль имени существительного в именительном падеже в предложении | 1 |
| |
85. | 11.02 | Родительный падеж имён существительных Нахождение в предложении имен существительных в родительном падеже по вопросам; окончания существительных в родительном падеже. | 1 |
| |
86. | 14.02 | Родительный падеж имён существительных Окончания существительных в родительном падеже | 1 |
| |
87. | 16.02 | Дательный падеж Нахождение имен существительных в дательном падеже по вопросам; значение имен существительных в дательном падеже | 1 |
| |
88. | 17.02 | Винительный падеж Различие имен существительных в именительном падеже и в винительном падеже; главные члены предложения. | 1 |
| |
89. | 18.02 | Творительный падеж Определение творительного падежа имен существительных по вопросам и предлогам; окончания имен существительных в творительном падеже; использование сравнений в художественной речи. | 1 |
| |
90. | 21.02 | Предложный падеж Пропедевтическое наблюдение за окончаниями имен существительных в предложном падеже. | 1 |
| |
91. | 21.02 | Изменение имён существительных по падежам (склонение) Выбор нужных предлогов и верных вариантов окончаний | 1 |
| |
92. | 25.02 | Изменение имён существительных по падежам (склонение) Образование падежных форм имен существительных. | 1 |
| |
93. | 28.02 | Как разобрать имя существительное Систематизация знаний учащихся о роде, числе и падеже имени существительного; устный и письменный разбор имени существительного как части речи. | 1 |
| |
94. | 02.03 | Как разобрать имя существительное. Проверочный тест по теме «Имя существительное» (20 мин). | 1 |
| |
Контрольная работа. Работа над ошибками (2 ч) | |||||
95. | 03.03 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» (40 мин). | 1 |
| |
96. | 04.03 | Анализ ошибок и коррекция знаний. Повторение по теме «Имя существительное». | 1 |
| |
Местоимение (3 ч) | |||||
97. | 07.03 | Местоимение. Основная функция местоимений — заменять другие слова в предложении; использование местоимений в речи. | 1 |
| |
98. | 09.03 | Роль местоимений в предложении. Основная функция местоимений — заменять другие слова в предложении. | 1 |
| |
99. | 10.03 | Роль местоимений в предложении. Проверочное списывание с заданием. | 1 |
| |
Глагол (16 ч) | |||||
100. | 11.03 | Глагол как часть речи. Значение глагола. | 1 |
| |
101. | 14.03 | Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению; роль глаголов в речи; этимология термина «глагол». | 1 |
| |
102. | 16.03 | Изменение глаголов по временам. Определение времени глагола по вопросу. | 1 |
| |
103. | 17.03 | Глаголы настоящего времени. Образование фор-мы глаголов настоящего времени по образцу; зависимость употребления глагола в настоящем времени от того, на какой вопрос (что делать? что сделать?) глагол отвечает | 1 |
| |
104. | 18.03 | Глаголы прошедшего времени. Поиск глагола в прошедшем времени по вопросу; суффиксы глаголов в прошедшем времени; изменение глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам; родовые окончания глаголов в прошедшем времени. | 1 |
| |
105. | 21.03 | Глаголы будущего времени Особенности образования форм глаголов в будущем времени: будущее простое время и будущее сложное время; определение времени действия, обозначаемого глаголом в будущем времени | 1 |
| |
106. | 23.03 | Глаголы будущего времени. Сложность написания безударных окончаний глаголов в будущем времени.
| 1 |
| |
107. | 24.03 | Неопределённая форма глагола. Определение термина «неопределенная форма глагола»; суффиксы глаголов в неопределенной форме; нахождение глаголов в неопределенной форме в предложениях.
| 1 |
| |
108. |
| Краткое изложение по рассказу Л.Толстого «Птичка» (40 мин). | 1 |
| |
109. |
| Изменение глаголов по числам. Наблюдение за ролью окончаний при изменении глаголов по числам;
| 1 |
| |
110. |
| Изменение глаголов по числам. Наблюдение за ролью окончаний при изменении глаголов по числам; развитие речи учащихся при изменении текстов | 1 |
| |
111. |
| Изменение по родам глаголов прошедшего времени. Письмо родовых окончаний глаголов в про-шедшем времени | 1 |
| |
112. |
| Изменение по родам глаголов прошедшего времени Письмо родовых окончаний глаголов в про-шедшем времени | 1 |
| |
113. |
| НЕ с глаголами. Значение частицы НЕ и правила ее написания с глаголами; изменение текстов. | 1 |
| |
114. |
| Разбор глагола как части речи Систематизация знаний детей о времени, числе и роде глагола; разбор глагола как части речи. | 1 |
| |
115. |
| Разбор глагола как части речи. Проверочный тест
| 1 |
| |
Контрольная работа. Работа над ошибками (2 ч) | |||||
116. |
| Контрольный диктант по теме «Глагол» (40 мин). | 1 |
| |
117. |
| Анализ ошибок и коррекция знаний. Повторение по теме «Глагол». | 1 |
| |
Имя прилагательное (10 ч) | |||||
118. |
| Имя прилагательное как часть речи. Актуализация знаний детей об имени прилагательном как части речи; классификация имен прилагательных по значению; роль имен прилагательных в речи.
| 1 |
| |
119. |
| Имя прилагательное как часть речи. Классификация имен прилагательных по значению; роль имен прилагательных в речи.
| 1 |
| |
120. |
| Сочинение-описание «Моя любимая игрушка» (40 мин). | 1 |
| |
121. |
| Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. Грамматическая зависимость имени прилагательного от имени существительного; нахождение в предложении имени существительного, от которого зависит имя прилагательное
| 1 |
| |
122. |
| Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. Постановка вопроса от существительного к прилагательному; изменение имен прилагательных по родам и числам. | 1 |
| |
123. |
| Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам Постановка вопроса от существительного к прилагательному; изменение имен прилагательных по родам и числам. | 1 |
| |
124. |
| Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам Постановка вопроса от существительно-го к прилагательному; изменение имен прилагательных по родам и числам. | 1 |
| |
125. |
| Разбор прилагательного как части речи Алгоритм разбора прилагательного как части речи, разбор прилагательных как части речи. | 1 |
| |
126. |
| Повторение по теме «Имя прилагательное» Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 |
| |
127. |
| Обобщение по теме «Имя прилагательное». Проверочный тест (20 мин). | 1 |
| |
Контрольная работа. Работа над ошибками (2 ч) | |||||
128. |
| Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» (40 мин). | 1 |
| |
129. |
| Анализ ошибок и коррекция знаний. Повторение по теме «Имя прилагательное». | 1 |
| |
Повторение (7 ч) | |||||
130. |
| Повторение по теме «Предложение». Систематизация изученного в третьем классе материала по всем разделам учебника; закрепление навыка написания изученных орфограмм; создание положительной мотивации к дальнейшему изучению языка. | 1 |
| |
131. |
| Повторение по теме «Текст». Систематизация изученного в третьем классе материала по всем разделам учебника; закрепление навыка написания изученных орфограмм; создание положительной мотивации к дальнейшему изучению языка. | 1 |
| |
132. |
| Административная итоговая контрольная работа (40 мин). | 1 |
| |
133. |
| Анализ ошибок и коррекция знаний. Повторение по теме «Текст»
| 1 |
| |
134. |
| Контрольное списывание с грамматическим заданием (40 мин). | 1 |
| |
135. |
| Повторение по теме «Девять правил орфографии». Систематизация изученного в третьем классе материала по всем разделам учебника; за-крепление навыка написания изученных орфограмм
| 1 |
| |
136. |
| Обобщение изученного материала. Систематизация изученного в третьем классе материала по всем разделам учебника; закрепление навыка написания изученных орфограмм риала. | 1 |
|
Материально-техническое обеспечение программы
Специфическое оборудование
алфавит;
таблицы к основным разделам грамматического материала (в соответствии с программой);
наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе;
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
интерактивная доска;
наборы ролевых игр (по темам инсценировок);
настольные развивающие игры;
аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности).
Электронно-программное обеспечение (по возможности)
компьютер;
презентационное оборудование;
выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя начальной школы, для учащихся – на уровне ознакомления);
целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках;
цифровые зоны: коммуникационная (веб-камера на рабочем месте учителя, доступ через скайп),
алгоритмическая (решение логических задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР: http://school-collection.edu.ru/)..
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ ПО русскому языку ЗА 3 КЛАСС
Входной контрольный диктант
Осенний лес.
Мы шли по лесной тропинке. По сторонам толпились молодые берёзки и осинки. Осенний лес был в золотистых красках. Ласково светило солнышко. Пахло грибами и листвой. Вот стайка крикливых дроздов слетела с рябины. Над моей головой раздался протяжный крик. Это высоко в небе летел большой косяк журавлей. Птицы отправились в далёкий путь на юг. До свидания, журавли!
Грамматическое задание:
В первом предложении подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи.
Выпишите 2 слова с проверяемой безударной гласной, подберите проверочные слова.
Изложение
Лебедь.
Лебедь по красоте и силе назван царем всей водяной птицы. Белый, как снег, с гибкой и красивой шеей, он прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей.
Про силу лебедя рассказывают чудеса. Он ударом крыла может убить собаку, если она бросится на его детей.
Лебеди легко делаются ручными. Ручные лебеди летом плавают в пруду. Зимой их переводят в теплое место. Едят лебеди рыбу, хлеб, зерно.
Много песен сложил русский народ о лебедях. Их называют ласковыми словами: лебедушка, лебедка.
Беседа по тексту.
- Что нового о лебеде вы узнали из текста? (Кроме того, что это красивая птица, лебедь сильная птица).
- Почему лебедя называют царём водяной птицы? (Лебедь по красоте и силе назван царем всей водяной птицы).
- Когда лебедь может убить собаку? (Он ударом крыла может убить собаку, если она бросится на его детей).
- Можно ли приручить лебедя? (Да. Лебеди легко делаются ручными).
- Что в тексте сказано о ручных лебедях? (Ручные лебеди летом плавают в пруду. Зимой их переводят в теплое место. Едят лебеди рыбу, хлеб, зерно.)
- Как в народном творчестве отражена любовь к этой птице? (Много песен сложил русский народ о лебедях. Их называют ласковыми словами: лебедушка, лебедка.)
Составление плана текста.
- Из скольки частей, на ваш взгляд, состоит текст? (Из четырёх).
- Как вы озаглавите первую часть? (Красота лебедя).
- Как озаглавите вторую часть? (Сила лебедя).
- Как озаглавите третью часть? (Ручные лебеди).
- Как озаглавите четвёртую часть? (Как русский народ относится к лебедям).
План:
Красота лебедя.
Сила лебедя.
Ручные лебеди.
Как русский народ относится к лебедям.
Проверочная работа по теме «Язык-главный помощник в общении»
1. Выберите верный ответ:
Собеседники:
это люди, которые не ссорятся;
это люди, которые беседуют.
Диалог:
это беседа, разговор двух или нескольких лиц;
это речь одного человека.
Качества хорошего собеседника:
невнимательно слушает собеседника, перебивает его;
внимателен к собеседнику, к его мнению, тер¬пелив, вежлив.
2. Напишите:
буквы гласных звуков ______________________________
гласные звуки [ ] __________________________________
парные звонкие и глухие согласные______________________________________________
3. Разделите слова для переноса.
Майский, подъезд, вьюга, речка.
__________________________________________________________________________________________________________________________
4. Спишите текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы, где это необходимо.
Мы под..ехали к деревне (С, с)тепанково веч..ром. Со..нце уже закатилось. Все птич..ки спали. Только с..ва хлопала крыл..ями. Дома нас ждали кошка и к..тята. Они были голодными и пищ..ли. Мы дали им поесть. К..тята всё с..ели, закрыли гла..ки и уснули.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольный диктант по теме: «Слово и его значение».
Скучная картина.
Пришла ненастная осенняя пора. Леса редеют и пустеют. Там стоит тишина. Только тяжёлая мокрая ворона садится на голую ветку и кричит. Галки летают стаями. Частый дождик мочит землю. Она выглядит уныло под темным серым небом. Потянулись с севера на юг длинные караваны гусей, уток, журавлей. С прощальным криком улетают от нас летние гости. Летят они цепью или клином.
Контрольный диктант по теме: «Состав слова»
Синички.
Стоит чудесный зимний денёк. Под моё окошко летят прелестные птички. Смотрю на синиц. Вот они сидят на ветвях кудрявой берёзы. На голове чёрная шапочка. Спина, крылья и хвостик жёлтые. На короткую шейку птичка словно галстучек повязала. Грудка яркая, жёлтая. Будто жилет синица надела. Хороша птица!
Клювик у птички тоненький. Едят синички вкусное сало. Радостно им.
Обучающее изложение
Кладинка.
Идут утром Егорка с мамой. Прошли свою улицу. А тут канавка, грязь. Кое-как перепрыгнули. Мама туфли очищает, а Егорка смотрит, как переходят канавку школьники, девочка и бабушка. На другой день Егорка взял небольшую доску. Мама стала его ругать, но Егорка упорно тащил доску с собой. Дошли до канавы. Егорка положил дощечку, перешел по ней и маму позвал. Перешла мама. Улыбается, на чистые туфли смотрит. Двинулись дальше. А за ними и все пошли. (73 слова)
Вопросы и задания к тексту.
Что встретилось на пути Егорки и его мамы?
Что сделал Егорка на следующий день?
Как вы относитесь к поступку мальчика?
Что такое кладинка?
Примерный план
Грязная канава.
Егорка несет доску.
Кладинка.
Всем хорошо.
Контрольный диктант по теме «Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода»
На охоте.
Вот первый луч солнце осветил верхушки деревьев. Мы встали и отправились на охоту. Дорога шла через рожь. Я с интересом смотрел по сторонам. Вот пробежала полевая мышь. Пролетел к лесу пёстрый чиж. У опушки мы услышали плач. Это прокричал сыч. У леса нас встретил егерь – лесной сторож. Мы оставили вещи в сторожке. С собой взяли только ружьё. В рюкзаке лежали лаваш и несколько яиц. В этих лесах встречается тетерев-косач. Егерь завёл нас в глушь. Мы тихо вышли на поляну и затаились. В кустах кто-то зафыркал. Это ёж. Долго мы ждали удачи. И все же нам повезло. Мы возвращались усталые и несли на поясе дичь. К сторожке мы подошли за полночь.
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
Летучая мышь
Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересный зверь. Днем летучая мышь спит. Широкие крылья похожи на плащ.
Вот погас последний луч солнца. Наступила ночь. Летучие мыши — ночные хищники. Они легко ищут добычу в ночной тиши.
Ученые пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места.
Как это происходит? Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идет назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.
Грамматические задания
Выпишите три словосочетания с именами существительными, выделите окончания, определите род, число, падеж.
Замените выделенные слова антонимами и запишите словосочетания.
Запишите имена существительные, данные в скобках, в родительном падеже.
Яна купила пару (ботинки) и две пары (чулки). В саду собрали урожай (яблоки) и (груши).
Контрольная работа по теме «Глагол как часть речи»
Не бери в лес ружьё.
В глубокой древности оттолкнул от себя человек зверей и птиц на расстояние вытянутой руки. А потом – на расстояние стрелы. А что ему было делать? Нужно было есть и шить одежду. С тех пор это расстояние растёт. И вот уже не подпускает к себе зверь и на ружейный выстрел. Но теперь одежду и мясо нам дает хозяйство. Зачем нам враждовать с дикими животными? Человек устраивает зоопарки, держит дикарей дома. Но клеточный зверь не похож на лесного. Человек идёт в лес. Но всё живое в ужасе бежит от человека. Виноваты в этом охотники. Это они приносят в лес страх. Не бери в лес ружьё. Не поднимай палку и не тянись за камнем. И мы снова обретём добрых соседей. Надо сберечь дикую природу для наших потомков.
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».
Деревья скрипят.
Каждое скрипучее дерево на свой лад скрипит. Интересно слушать в лесу этот скрип. Раньше я все ночевки под скрипучим деревом и устраивал.
И за веселым треском костра, и за бульканьем горячего чая, сквозь дремоту – все скрипит да скрипит дерево. К утру я уже знал, почему скрипит это дерево.
То растут два дерева тесно, уперлись друг в друга сучьями – вот и скрипят. То ветер повалит одно слабое дерево другому на плечи – тоже оба скрипят.
Иное дерево на вид здоровое, а нутро имеет трухлявое. Чуть дунул ветерок – скрипит. А то снег зимой дерево скрючит. Стоит оно гнутое и тоже скрипит. А то снег зимой дерево скрючит. Стоит оно гнутое и тоже скрипит.
Наслушался я по лесам разного скрипа. И в хвойном, и в лиственном лесу деревья скрипят. И каждое по-особому, о своем.
Словарные слова
Воробей, ворона, карандаш, картина, сорока, пальто, метро, город, ветер, молоко, Родина, Россия, билет, октябрь, Москва, ученик, яблоко, телефон, телевизор, морковь, коньки, корзина, завод, вагон, лопата, работа, магазин, корова, посуда, арбуз, газета, капуста, варежки, платок, воротник, мороз, дорога, октябрь, здравствуй, машина, девочка, собака, чемодан, одежда, пожалуйста, группа, перрон, суффикс, класс, директор, учитель, тетрадь, линейка, пенал, вдруг, до свидания, русский, урожай, алфавит, народ, язык, товарищ, помощь, багаж, саквояж., диван, квитанция, картон, чувствовать, участвовать.
Погода, четверг, праздник, футбол, шоссе, топор, платформа, компьютер, автобус, трамвай, пшеница, аллея, ракета, вокзал, троллейбус, аллея, болото, малина, шофёр, январь, лестница, огурец, помидор, овощ, соловей, тарелка, животное, месяц, хороший, магазин, февраль, сирень, хоккей, декабрь, солома, осина, Кремль, метро, обед, винегрет, дорога, расстояние, рисунок, молоток, экскурсия, кровать, запад, восток, горячий, трактор, победа, космос, космонавт, чувство, орех, комбайн, пирог, песок, завтрак, рассказ, аптека, библиотека, однажды, герой, земляника, отец, металл.
Промежуточная аттестация по русскому языку
(контрольный диктант с грамматическим заданием)
Соловьиная песня.
Закатилось огромное солнце. Угасает длинный день. Смолкают птичьи голоса. Наступает вечерняя тишь. Нов от в сумраке вечера послышалась новая птичья песня. Певец пробует свой сильный чудесный голос. Щелкнул, издал протяжный свист. Помолчал чуточку, снова засвистал, залился веселой трелью.
Кто это так хорошо поет в сумерках? Вот он сидит на суку. Сам серый. Ростом с воробья.
Птичка подняла голову, открыла клюв. Легко и свободно плывет в ночной тишине соловьиная песня.
Грамматические задания:
Выпишите по одному слову с проверяемым безударным гласным в корне, с парным по звонкости – глухости согласным в корне, непроизносимым согласным. Напишите к ним проверочные слова, обозначьте орфограммы.
Сделайте разбор как части речи одного имени существительного, одного имени прилагательного, глагола.
Замените первое устойчивое выражение именем прилагательным, второе – глаголом, третье – существительным.
От горшка два вершка - …, зарубить на носу - …, волк в овечьей шкуре - ….
Критерии оценивания
Диктант
Отметка "5" – за работу, в которой нет ошибок.
Отметка "4" – за работу, в которой допущено 1-2 ошибки.
Отметка "3" – за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.
Отметка "2" – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Учет ошибок в диктанте:
1. Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку (например, ученик дважды в слове "песок" написал вместо "е" букву "и").
2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву "т" вместо "д" в слове "лошадка" и букву "с" вместо "з" в слове "повозка").
Ошибкой считается:
1. Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.
2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями).
3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
Примечание:
2 исправления считаются за 1 ошибку.
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения.
При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученное правило, в особенности на давно изученные орфограммы.
Грамматическое задание
Отметка "5" – без ошибок.
Отметка "4" – правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
Отметка "3" – правильно выполнено не менее 1/2 заданий
Отметка "2" – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Изложение
Оценка "5" ставится за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), за логически последовательное раскрытие темы (сочинение), если в них отсутствуют недочеты в употреблении слов, в построении предложений и словосочетаний, а также нет орфографических ошибок (допускаются 1-2 исправления).
Оценка "4" ставится, если в работе правильно, достаточно полно передается авторский текст (изложение), раскрывается тема (сочинение), но незначительно нарушается последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, а также 1-2 ошибки в правописании, 1-2 исправления.
Оценка "3" ставится, если в работе имеются некоторые отступления от авторского текста (изложение), некоторые отклонения от темы (сочинение), допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, допущены 3-6 ошибок и 1-2 исправления.
Оценка "2" ставится, если в работе имеются значительные отступления от авторского текста (изложение), от темы (сочинение): пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, допущены более 6 ошибок, 3-5 исправлений.
Учитывая, что изложения и сочинения в начальных классах носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только при проведении итоговых контрольных изложений.
Словарный диктант
3 класс – 10 – 12 слов
«5» - без ошибок.
«4» - 1 ошибка и 1 исправление.
«3» - 2 ошибки и 1 исправление.
«2» - 3-5 ошибок.
36