
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Рабочая программа
учебного предмета «Русский язык»
для 3 класса
на 2018 – 2019 учебный год
Составлена на основе авторской программы В.П. Канакиной
В.Г. Горецкого, «Русский язык»
УМК «Школа России», Просвещение, 2011г.
Учебник «Русский язык», 2016, автор В.П. Канакина
Количество часов в неделю: 5 часов
Количество часов в учебном году: 170 часов
Составитель: Лукутова И. И.
Брянск 2018
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умений ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе. Кроме того, в классе ученики продвинутого уровня будут вовлекаться в дополнительную подготовку к урокам, участию в олимпиадах, конкурсах разного уровня.
Содержание учебного предмета
Систематический курс русского языка представлен следующими содержательными линиями:
• система языка (основа лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология, синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова3.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа «стол», «конь»;в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постсуффикса-ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных по вопросам кто? и что? Выделение имен существительных собственных и нарицательных.
Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1-му, 2-му, 3-му склонению. Словообразование имен существительных. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имен прилагательных. Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Спряжение глаголов. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Частица. Частица не, ее значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Сложное предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространенные и нераспространенные. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, середине или конце предложения).
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания - жи–ши, ча–ща, чу–щу в положении под ударением;
• сочетания - чк, чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
• непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолет, вездеход);
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
• безударные падежные окончания имен существительных
• безударные падежные окончания имен прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
• запятая при обращении в предложениях.
Развитие речи. Осознание ситуации обращения: с какой целью, с кем и где происходит обращение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Содержание программы по разделам
Язык и речь (2 часа)
Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Текст, предложение, словосочетание (14 часов)
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)
Знаки препинания в конце предложений.
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Слово в языке и речи (19 часов)
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.
Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).
Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.
Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста.
Состав слова (16 часов)
Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Разделительный Ъ.
Правописание частей слова (30 часов)
Общее представление o правописании слов c орфограммами в значимых частях слава.
Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии c изученным правилом.
Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи. Правописание слов c безударными гласными в корне.
Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке.
Формирование уважительного отношения к истории языка.
Правописание слов c парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.
Правописание слов c непроизносимыми согласными в корне.
Правописание слов c удвоенными согласными.
Правописание суффиксов и приставок.
Правописание приставок и предлогов.
Правописание слов c разделительным твёрдым знаком (ъ).
Развитие речи. Составление текста по репродукции картины. Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. Составление объявления.
Части речи. Имя существительное (31 час)
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление). Имя существительное.
Значение и употребление имён существительных в речи.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Представление об устаревших словах в русском языке.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Правописание имён собственных.
Изменение имён существительных по числам.
Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд).
Имена существительные общего рода (первое представление).
Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.).
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь). Изменение имён существительных по падежам.
Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.
Неизменяемые имена существительные.
Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж.
Винительный падеж. Творительный падеж.
Предложный падеж. Начальная форма имени существительного.
Морфологический разбор имени существительного.
Части речи. Имя прилагательное (18 часов)
Имя прилагательное.
Лексическое значение имён прилагательных.
Обогащение словарного запаса именами прилагательными.
Связь имени прилагательного c именем существительным.
Роль имён прилагательных в тексте.
Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.
Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе.
Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.
Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя).
Изменение имён прилагательных по числам.
Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление). Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного.
Начальная форма имени прилагательного.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Части речи. Местоимение (5 часов)
Местоимение. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.
Личные местоимения единственного и множественного числа.
Род местоимений 3-го лица единственного числа.
Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам.
Морфологический разбор местоимений.
Части речи. Глагол (21 час)
Глагол. Значение и употребление в речи.
Изменение глаголов по числам.
Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы что делать? и что сделать?
Изменение глаголов по временам. Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-a, -o).
Правописание частицы не c глаголами. Морфологический разбор глагола.
Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану, по опорным словам. Письмо по памяти.
Составление устного рассказа по серии картин. Сочинение по репродукции картины.
Составление текста-описания растения в научном стиле.
Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины. Составление текста-описания o животном по личным наблюдениям.
Составление сочинения-отзыва по репродукции картины.
Составление письма.
Составление текста по сюжетным рисункам.
Составление предложений c нарушенным порядком слов.
Повторение изученного за год (14 часов)
Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
По плану | По факту |
1 четверть |
1. | Наша речь. Виды речи | 1 | 03.09-07.09 | |
2. | Наш язык | 1 | | |
3. | Текст. Типы текстов | 1 | | |
4. | Текст. Работа с текстом | 1 | | |
5. | Предложение. Словарный диктант | 1 | | |
6. | Виды предложений по цели высказывания | 1 | 10.09 -14.09 | |
7. | Виды предложений по интонации. Р.р. Составление рассказа по репродукции картины К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы» | 1 | | |
8. | Анализ работ. Предложения с обращением | 1 | | |
9. | Входной контрольный диктант | 1 | | |
10. | Работа над ошибками. Главные и второстепенные члены предложения | 1 | | |
11. | Главные и второстепенные члены предложения. Словарный диктант | 1 | 17.09-21.09 | |
12. | Простое и сложное предложения | 1 | | |
13. | Сложное предложения. Союзы в сложном предложении | 1 | | |
14. | Словосочетание | 1 | | |
15. | Словосочетание | 1 | | |
16. | Проверочная работа по теме «Предложение. Текст. Словосочетание» | 1 | 24.09-28.09 | |
17. | Работа над ошибками. Лексическое значение слова | 1 | | |
18. | Синонимы и антонимы | 1 | | |
19. | Омонимы. Тест | 1 | | |
20. | Слово и словосочетание | 1 | | |
21. | Фразеологизмы | 1 | 01.10-05.10 | |
22. | Р.р. Обучающее подробное изложение | 1 | | |
23. | Анализ работ. Части речи | 1 | | |
24. | Имя существительное | 1 | | |
25. | Имя прилагательное | 1 | | |
26. | Глагол | 1 | 08.10-12.10 | |
27. | Что такое имя числительное? | 1 | | |
28. | Проверочная работа по теме «Части речи» | 1 | | |
29. | Работа над ошибками. Однокоренные слова | 1 | | |
30. | Звуки и буквы. Гласные звуки | 1 | | |
31. | Звуки и буквы. Согласные звуки | 1 | 15.10-19.10 | |
32. | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак | 1 | | |
33. | Обобщение и закрепление изученного. Словарный диктант | 1 | | |
34. | Контрольный диктант за 1 четверть по теме «Слово в языке и речи» | 1 | | |
35. | Работа над ошибками. Проект «Рассказ о слове» | 1 | | |
36. | Что такое корень слова? | 1 | 22.10-26.10 | |
37. | Как найти в слове корень? | 1 | | |
38. | Сложные слова | 1 | | |
39. | Что такое окончание? Как найти в слове окончание? | 1 | | |
40. | Окончание слова | 1 | | |
41. | Что такое приставка? Как найти в слове приставку? | 1 | 06.11-09.11 | |
42. | Значение приставок | 1 | 06.11.18 | |
43. | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | 1 | | |
44. | Значение суффиксов | 1 | | |
45. | Р.р. Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе» | 1 | | |
2 четверть |
46. | Анализ работ. Что такое основа слова? | 1 | 12.11-16.11 | |
47. | Обобщение знаний о составе слова | 1 | | |
48. | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | 1 | | |
49. | Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова | 1 | | |
50 | Р.р. Обучающее изложение | 1 | | |
51. | Анализ работ. Проект «Семья слов» | 1 | 19.11-23.11 | |
52. | В каких значимых частях слова есть орфограммы? | 1 | | |
53. | Правописание слов с безударными гласными в корне | 1 | | |
54. | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне | 1 | | |
55. | Правописание слов с безударными гласными в корне. Словарный диктант | 1 | | |
56. | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне | 1 | 26.11-30.11 | |
57. | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне | 1 | | |
58. | Проверка слов с парными согласными в корне. Словарный диктант | 1 | | |
59. | Проверка слов с парными согласными в корне | 1 | | |
60. | Р.р. Обучающее изложение | 1 | | |
61. | Анализ работ. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | 03.12-07.12 | |
62 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | 1 | | |
63. | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | | |
64. | Правописание слов с удвоенными согласными | 1 | | |
65. | Проверочная работа по теме «Правописание корней слов» | 1 | | |
66. | Работа над ошибками. Правописание слов с удвоенными согласными | 1 | 10.12-14.12 | |
67. | Р.р. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка» | 1 | | |
68. | Анализ работ. Правописание суффиксов и приставок | 1 | | |
69. | Правописание суффиксов –ек,-ик,-ок | 1 | | |
70. | Правописание приставок | 1 | | |
71. | Правописание суффиксов и приставок | 1 | 17.12-21.12 | |
72. | Правописание приставок и предлогов | 1 | | |
73. | Правописание приставок и предлогов | 1 | | |
74. | Контрольный диктант за 2 четверть по теме «Правописание частей слова» | 1 | | |
75. | Анализ контрольного диктанта. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком | 1 | | |
76. | Разделительный твёрдый и мягкий знаки | 1 | 24.12-28.12 | |
77. | Правописание слов с разделительным твёрдым и мягким знаками. Словарный диктант | 1 | | |
78. | Правописание слов с разделительным твёрдым и мягким знаками | 1 | | |
79. | Р.р. Обучающее изложение | 1 | | |
80. | Анализ работ. Обобщение и закрепление по теме «Части слова» | 1 | | |
3 четверть |
81. | Проект «Составляем орфографический словарь» | 1 | 14.01-18.01 | |
82. | Части речи. (2 часть учебника) | 1 | | |
83. | Имя существительное и его роль в речи | 1 | | |
84. | Начальная форма имени существительного. Значение и употребление имен существительных в речи | 1 | | |
85. | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Устаревшие слова | 1 | | |
86. | Р.р. Изложение текста по самостоятельно составленному плану | 1 | 21.01-25.01 | |
87. | Анализ работ. Собственные и нарицательные имена существительные | 1 | | |
88. | Проект «Тайна имени» | 1 | | |
89. | Число имён существительных | 1 | | |
90. | Контрольное списывание с грамматическим заданием | 1 | | |
91. | Анализ работ. Род имён существительных | 1 | 28.01-01.02 | |
92. | Род имён существительных | 1 | | |
93. | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих | 1 | | |
94. | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих | 1 | | |
95. | Р.р. Обучающее изложение | 1 | | |
96. | Анализ работ. Склонение имён существительных | 1 | 04.02-08.02 | |
97. | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | | |
98 | Работа над ошибками. Склонение имён существительных | 1 | | |
99. | Падеж имён существительных | 1 | | |
100 | Р.р. Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван–царевич и лягушка-квакушка» | 1 | | |
101 | Анализ работ. Именительный падеж | 1 | 11.02-15.02 | |
102 | Родительный падеж | 1 | | |
103 | Дательный падеж | 1 | | |
104 | Винительный падеж | 1 | | |
105 | Творительный падеж | 1 | | |
106 | Предложный падеж. Словарный диктант | 1 | 18.02-22.02 | |
107 | Р.р. Обучающее изложение | 1 | | |
108 | Анализ работ. Все падежи. Признаки падежей | 1 | | |
109 | Обобщение знаний. Проверь себя | 1 | | |
110 | Контрольный диктант по теме «Правописание имён существительных» | 1 | | |
111 | Работа над ошибками. Р.р. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» | 1 | 25.02-01.03 | |
112 | Проект «зимняя страничка» | 1 | | |
113 | Значение и употребление имён прилагательных в речи | 1 | | |
114 | Значение и употребление имён прилагательных в речи. Сложные имена прилагательные | 1 | | |
115 | Роль прилагательных в тексте | 1 | | |
116 | Текст-описание | 1 | 04.03-08.03 | |
117 | Р.р. Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь» | 1 | | |
118 | Анализ работ. Род имён прилагательных | 1 | | |
119 | Изменение имён прилагательных по родам | 1 | | |
120 | Изменение имён прилагательных по родам | 1 | | |
121 | Число имён прилагательных | 1 | 11.03-15.03 | |
122 | Число имён прилагательных | 1 | | |
123 | Изменение имён прилагательных по падежам | 1 | | |
124 | Изменение имён прилагательных по падежам | 1 | | |
125 | Обобщение знаний о прилагательном. Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | | |
126 | Обобщение знаний о прилагательном | 1 | 18.03-22.03 | |
127 | Контрольный диктант за 3 четверть по теме «Имя прилагательное» | 1 | | |
128 | Анализ диктанта. Обобщение знаний | 1 | | |
129 | Р.р. Отзыв по картине В.А.Серова «Девочка с персиками» | 1 | | |
130 | Проект «Имена прилагательные в загадках» | 1 | | |
4 четверть |
131 | Личные местоимения | 1 | 01.04-05.04 | |
132 | Изменение личных местоимений по родам | 1 | | |
133 | Местоимения 3-го лица | 1 | | |
134 | Местоимение. Морфологический разбор | 1 | | |
135 | Р.р. Обучение составлению письма. Письмо другу | 1 | | |
136 | Значение и употребление глаголов в речи | 1 | 08.04-12.04 | |
137 | Значение и употребление глаголов в речи | 1 | | |
138 | Значение и употребление глаголов в речи. Тест | 1 | | |
139 | Неопределённая форма глагола | 1 | | |
140 | Неопределённая форма глагола | 1 | | |
141 | Число глаголов | 1 | 15.04-19.04 | |
142 | Число глаголов | 1 | | |
143 | Времена глаголов | 1 | | |
144 | Времена глаголов.2-е лицо глаголов | 1 | | |
145 | Изменение глаголов по временам. Тест | 1 | | |
146 | Изменение глаголов по временам | 1 | 22.04-26.04 | |
147 | Р.р. Обучающее изложение. Текст-рассуждение | 1 | | |
148 | Анализ работ. Род глаголов в прошедшем времени | 1 | | |
149 | Род глаголов в прошедшем времени | 1 | | |
150 | Правописание частицы не с глаголами | 1 | | |
151 | Правописание частицы не с глаголами | 1 | 29.04-03.05 | |
152 | Обобщение знаний. Контрольное списывание | 1 | | |
153 | Обобщение знаний. Морфологический разбор глагола | 1 | | |
154 | Обобщение знаний | 1 | | |
155 | Обобщение знаний | 1 | | |
156 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | 06.05-10.05 | |
157 | Работа над ошибками. Обобщение и систематизация изученного о частях речи | 1 | | |
158 | Обобщение и систематизация изученного о частях речи | 1 | | |
159 | Р.р. Обучающее изложение | 1 | | |
160 | Анализ работ. Обобщение изученного о слове, предложении | 1 | | |
161 | Правописание окончаний имён прилагательных | 1 | 13.05-17.05 | |
162 | Правописание приставок и предлогов | 1 | | |
163 | Правописание безударных гласных | 1 | | |
164 | Правописание значимых частей слова | 1 | | |
165 | Итоговый годовой контрольный диктант | 1 | | |
166 | Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова | 1 | 20.05-24.05 | |
167 | Р.р. Обучающее изложение | 1 | | |
168 | Анализ работ. Текст | 1 | | |
169 | Р.р. Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул» | 1 | | |
170 | КВН «Знатоки русского языка» | 1 | | |