Рабочая программа
по русскому языку
в 11 классе.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:
1. Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по образовательным областям, утвержденный приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки РФ для общеобразовательных школ «Русский язык. 10-11 классы» Н. Г. Гольцовой и рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю – профильный уровень). Календарно-тематическое планирование составлено по учебнику: Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2014.
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного подхода к обучению:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как к духовной ценности, средству общения;
развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Главной целью учебной дисциплины «Русский язык» является развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в школе рассматривается не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника; поэтому в последние годы задачи обучения русскому языку определяются с позиций компетентности подхода. При этом под компетенцией понимается сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия, в том числе и речевые.
Период обучения в 5-11 классах охватывает практически все этапы становления языковой личности. Задачей обучения в 10-11 классах является развитие и совершенствование способностей учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне обучения предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры устной и письменной речи);
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
связь языка и истории, культуры русского народа;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы языка, их признаки;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения;
уметь:
• осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
проводить лингвистический анализ текстов различных стилей; аудирование и чтение:
использовать основные виды чтения;
извлекать необходимую информацию из различных источников; говорение и письмо:
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения;
• использовать основные, а также приобретенные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
В данном планировании предусмотрена работа по формированию у учащихся орфографической зоркости и пунктуационной грамотности, поэтому на уроках проводится попутное повторение орфографических тем, разъясняются типы ошибок, причины их возникновения.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Программа рассчитана на 102 часа, в том числе для проведения:
Программа содержит:
отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области синтаксиса и пунктуации, культуры речи, стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся,— формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по русскому языку
Всего: 102 часа; в неделю 3 часа
Плановых контрольных уроков:
Сочинений -
Изложений-
Тестов -
Диктантов -
Содержание обучения
Словосочетание
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.
Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Простое предложение
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия. Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное предложение
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение
Понятие о сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Правильность речи.
Норма литературного языка. Типы норм литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические нормы.
Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.
Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.
Составление руководства «Учусь говорить хорошо и правильно».
СТИЛИСТИКА
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства
Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль.
Особенности литературно-художественной речи.
Текст. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров
Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам.
Основные направления работы по русскому языку в 11 классе
Одно из основных направлений преподавания русского языка — организация работы по повторению учащимися курса русского языка и подготовка к сдаче единого государственного экзамена.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов разбора, которые следует использовать прежде всего для объяснения условий выбора орфограммы и знаков препинания, а также для выработки навыков самоконтроля.
Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Повторяя с учащимися орфографические и пунктуационные правила, важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения правил на практике.
Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями.
Тщательный анализ ошибок, допускаемых учащимися при написании обучающих и особенно контрольных работ, используется для определения направления дальнейшей работы учителя по формированию умений и навыков школьников.
Изучение каждого раздела, каждой темы должно содействовать развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения).
ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХ РАБОТ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
ВЫВЕДЕНИЕ ИТОГОВЫХ ОЦЕНОК
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой оценки преимущественное значение придается оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» или «1».
В старших классах обе оценки за сочинение, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.
Список использованной литературы
Голъцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: программа курса / Н. Г. Гольцова. - М.: Русское слово, 2010.
Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: книга для учителя / Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2009.
Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. Профильный уровень: тематическое и поурочное планирование / Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2009.
Голъцова, Н. Г. Русский язык. ЕГЭ: учебное пособие / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2008.
Гольцова, Н. Г. Русский язык в таблицах. 10-11 классы / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2008.
Гольцова, Н. Г. Русский язык: трудные вопросы морфологии. 10-11 классы / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2009.
Меркин, Б. Г. Русский язык: подготовка к ЕГЭ: дидактические и справочные материалы, тесты / Б. Г. Меркин, Л. Г. Смирнова. - М.: Русское слово, 2008.
Школьный справочник по русскому языку / К.А. Войлова, Е.В. Клобуков, В.В, Леденева; под ред. П. А. Леканта. - М.: Русское слово, 2008.
Календарно- тематическое планирование
уроков русского языка
в 11 классе
№ п/п | Тема урока | Кол час | Дата | Домашнее задание |
|
План | Факт |
1 | Из истории русского языкознания (раздел учебника). Групповая работа с текстами об ученых - лингвистах | | | | Подготовить устное сообщение |
2 | Повторение и обобщение изученного в 5-10 классах. Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы. | | | | Повторить материал |
3 | Входная контрольная работа (тестирование) | | | | |
4 | Лексика. Синонимы. Антонимы. | | | | Индивид. задания |
5 | Омонимы. Паронимы. | | | | Индивид. задания |
6 | Фразеология. Употребление фразеологизмов в речи. | | | | Выписать из текста фразеологизмы |
7 | Словообразование. | | | | Морфемный разбор 10 слов |
8-9 | Морфология. Орфография. Морфологический разбор разных частей речи. | | | | Упр 173, 236 |
10 | Контрольный диктант «В начале осени». | | | | |
11 | Анализ контрольного диктанта. | | | | Повторить пройденный материал |
12 | Принципы русской орфографии. Трудные темы русской орфографии. | | | | §65, упр. 327(1) |
13-14 | Обобщение и систематизация знаний. Тестирование «Подготовка к ЕГЭ». Анализ результатов тестирования. | | | | Подготовка к ЕГЭ |
15-17 | Текст и его признаки. Комплексный анализ текста с решением тестовых задач Научный стиль. Работа с терминами. Специфика научного стиля | | | | Задания ЕГЭ №1-3. §112,упр 522 |
18 | Специфика официально-делового стиля. Практическая работа по составлению документов | | | | §113, упр 527 |
19-20 | Публицистический стиль. Особенности научно-популярного, публицистического стилей. | | | | §114, написать эссе |
21-22 | Сочинение «Кем я хочу стать». | | | | Написать сочинение |
23 -25 | Особенности стиля художественной литературы. Текст и его признаки. Стилистический анализ текста. | | | | §116, упр 535, 536 Анализ текста |
26-27 | Тестирование «Подготовка к ЕГЭ». Анализ результатов тестирования. | | | | Подготовка к ЕГЭ |
28 | Синтаксис и пунктуация. Основные принципы русской пунктуации. Словарный диктант | | | | §65, индивид .задания |
29-30 | Словосочетание как синтаксическая единица. Виды синтаксической связи. | | | | §66-67, упр 328,334 |
31-32 | Понятие о предложении. Виды предложений по цели высказывания. | | | | §68-69, упр. 336 |
33- 34 | Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные. | | | | §70-71, упр. 338, 339 |
35-36 | Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксический разбор простого предложения | | | | §73, упр.346 Подготовка к ЕГЭ |
37-38 | Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. | | | | §72, упр.343 §74, упр.348 |
39-41 | Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире. | | | | §75-77, упр. 351,356 |
42 | Обобщение и систематизация по теме «Словосочетание. Простое предложение». | | | | Подготовка к ЕГЭ |
43-44 | Изложение «Чистые пруды». | | | | Написать изложение |
45-46 | Простое осложненное предложение. | | | | §78, упр. 359 |
47-48 | Предложения с однородными членами. Знаки препинания между однородными членами. | | | | §79, упр. 361 |
49-50 | Однородные и неоднородные определения. Согласование в предложениях с однородными членами Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях | | | | §80, упр. 366 |
51-53 | Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. … соединенных повторяющимися и парными союзами. Обобщающие слова при однородных членах. | | | | Подготовка к ЕГЭ §82-84, упр 372,377,380 |
54-55 | Диктант с творческим заданием. Работа над ошибками диктанта. | | | | Индивид. задания |
56-57 | Предложения с обособленными членами. Обособление определений. Построение оборотов с распространенными определениями, выраженными причастиями и прилагательными | | | | §85, упр.384,386 |
58-59 | Обособленные приложения. Знаки препинания. | | | | §86, упр.393 |
60-61 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями. Грамматическая норма. Обособление обстоятельств, выраженных другими частями речи. | | | | §87, упр. 399. Задание №16 КИМ |
62 | Обособленные дополнения | | | | §88, упр. 402 |
63 | Язык художественной литературы как разновидность современного русского языка. Роль средств выразительности в авторском тексте (№25). | | | | |
64-65 | Уточняющие пояснительные и присоединительные члены предложения | | | | §89, упр. 405 Подготовка к ЕГЭ |
66 | Контрольный диктант «Лес». | | | | |
67 | Знаки препинания в предложениях со сравнительными оборотами | | | | §90, упр. 412 |
68 | Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту как части экзаменационной работы | | | | Алгоритм написания сочинения |
69-70 | Сочинение по прочитанному тексту. «Белый гусь» (подготовка к ЕГЭ). | | | | Написать сочинение |
71-74 | Вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции (2ч). Обращения. Междометия в составе предложения. Слова - предложения да и нет | | | | §91-93, упр 415, 423, 428 |
75 | Обобщение и систематизация по теме «Обособленные члены предложения». | | | | Задания № 15-17 КИМ |
76-77 | Тест в формате ЕГЭ. Анализ контрольного тестирования. | | | | |
78-80 | Сложное предложение. Сложносочиненное предложение (ССП). Знаки препинания в сложносочиненном предложении | | | | §94-95, упр. 438, 441 |
81 | Сложноподчиненное предложение (СПП). Сложноподчиненное предложение с одним придаточным. Синонимия сложноподчиненных предложений и предложений с причастным и деепричастными оборотами | | | | §96, упр.451 |
82-84 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Недочеты и ошибки в построении сложноподчиненных предложений. БСП. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. | | | | §97-98, упр 454, 461 |
85 | Период. Знаки препинания в периоде. | | | | §99, упр.470 |
86-87 | Изложение «Учитель» | | | | |
88 | Обобщение и систематизация по теме «Сложное предложение». | | | | Подготовка к ЕГЭ |
89 | Тестирование «Подготовка к ЕГЭ» | | | | |
90 | Сложное синтаксическое целое и абзац. | | | | §100, упр.472 |
91-92 | Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Разные способы оформления на письме цитат. | | | | §101-102, упр 477, 479 |
93-94 | Контрольный диктант «Муравьи». Работа над ошибками. Подготовка к ЕГЭ. | | | | §99-102, повторить |
95 | Знаки препинания при диалоге, при цитатах. | | | | §103-104, упр.483 |
96 | Сочетание знаков препинания. | | | | §105, выписать примеры |
97-98 | Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация. | | | | §106-107, упр. 490 |
99-100 | Культура речи. Язык и речь. Правильность русской речи. Типы норм русского языка. | | | | §108-109, упр.513 §110-111, упр.515 |
101 | Обобщающие контрольно- тренировочные упражнения. | | | | Упр. 501 |
102 | Итоговый урок. Подготовка к ЕГЭ | | | | |