СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку в 11 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по русскому языку в 11 классе к учебнику Власенков, рыбченкова 68 часов в год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку в 11 классе»


Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Русский язык. 11 класс» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы для среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень), «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А.И. Власенков// М.: Просвещение, 2011 г.

Рабочая программа рассчитана на изучение дисциплины в количестве 2 часа в неделю, в год - 68 часов в соответствии с учебным планом, целями и задачами МБОУ «Орджоникидзевская СОШ». В ней учитываются основные идеи и положения федеральных государственных стандартов, а также накопленный опыт преподавания предмета в школе.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

  1. Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова.

Целью рабочей программы является обеспечение выполнения требований Стандарта: повысить речевую культуру старшеклассников и развить их коммуникативные умения в разных сферах функционирования языка.

Задачи изучения курса:

  1. закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике,

лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;

  1. совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

  2. закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;

  3. дать общие сведения о языке в соответствии с Обязательным минимумом

содержания среднего (полного) общего образования;

  1. обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с

одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;

  1. обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму;

  2. способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.

Место учебного предмета в учебном плане

Результаты обучения

В результате изучения русского языка ученик должен

знать:

функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

уметь:

проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

В результате изучения русского языка ученик должен овладеть навыками:

аудирование и чтение:

использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

говорение и письмо:

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных
дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

Особенность класса – класс малокомплектный, в нем обучается 5 обучающихся. Один ученик имеет повышенный уровень знаний по предмету. Остальные обучающиеся обладают прочными базовыми знаниями.

Содержание программы.

Общие сведения о языке (3 ч).

Язык как система. Основные уровни языка.

Нормы современного русского литературного язы­ка, их описание и закрепление в словарях, граммати­ках, учебных пособиях, справочниках. Роль масте­ров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм.

Выдающиеся ученые-русисты.

Повторение изученного о тексте, а также по фонетике, графике, орфографии, орфоэпии, морфемике, морфологии и словообразованию (16+3ч).

Повторение изученного о тексте. Обобщающее повторение фо­нетики, графики, орфоэпии, орфографии. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Обобщающее повторение морфологии. Морфологический разбор знаменательных и служеб­ных частей речи, их словооб­разование и правописание. Трудные вопросы правопи­сания окончаний и суффик­сов разных частей речи.

Синтаксис и пунктуация (21+3! ч)

Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматиче­ская основа простого предложения, виды его ослож­нения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Цитирование.

Нормативное построение словосочетаний и пред­ложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.

Принципы и функции русской пунктуации. Смыс­ловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтерна­тивные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.

Синтаксическая синонимия как источник богатст­ва и выразительности русской речи. Повторение и обобщение изученного о типах простого и сложного предложения. Пунктуация простого и сложного предложения.

Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.


Обучение написанию части С (сочинения на ЕГЭ) (8ч).

Проблема текста. Комментарий текста. Определение позиции автора в тексте. Аргументация высказывания. Естественные и искусственные доказательства. Композиция сочинения. Виды ошибок в содержании и речевом оформлении сочинения.

Публицистический стиль речи (6 ч)

Особенности публицистического стиля речи. Сред­ства эмоциональной выразительности в публицисти­ческом стиле.

Очерк, эссе.

Устное выступление. Дискуссия.

Использование учащимися средств публицистиче­ского стиля в собственной речи.

Художественный стиль речи (5+1 ч)

Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность,

широкое использование изобразительно-выразитель­ных средств, языковых средств других стилей, выра­жение эстетической функции национального языка. Язык как первоэлемент художественной литера­туры, один из основных элементов структуры худо­жественного произведения.

Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструк­ций. Стилистические функции порядка слов.

Основные виды тропов, их использование мастера­ми художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

Анализ художественно-языковой формы произве­дений русской классической и современной лите­ратуры, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоци­онального и эстетического содержания произведе­ния.











Календарно- тематическое планирование

N
п/п

 

Тема урока

Дата план

Дата факт

Примечания

1

Язык и общество. Язык и культура.





2

Язык и история народа.





3

Активные процессы в совре­менном русском языке.





4

Повторение изученного о тексте.Разбор заданий ЕГЭ





5

Обобщающее повторение фо­нетики, графики, орфоэпии, орфографии.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.





6




7

Обобщающее повторение частей речи.





8-9

Морфологический разбор знаменательных и служеб­ных частей речи, их словооб­разование и правописание. Разбор заданий ЕГЭ






10-11

Контрольная работа. Комплексный анализ текста. Анализ работ.




12-13

Трудные вопросы правопи­сания окончаний и суффик­сов разных частей речи. Разбор заданий ЕГЭ .





14-15

Синтаксис и пунктуация.Интонационное богатство русской речи.
Словосочетание и предложение. Разбор заданий ЕГЭ .





16*

Проблема текста. Разбор заданий ЕГЭ (Часть С).






17

Грамматическая основа простого предложения.

Разбор заданий ЕГЭ.




18

От формулировки проблемы текста – к комментарию.

Разбор заданий ЕГЭ (Часть С).

.




19

Виды осложнения простого предложения.

Разбор заданий ЕГЭ .





20

Определение позиции автора в тексте.

Разбор заданий ЕГЭ (Часть С).





21

 Прямая и косвенная речь.





22

Аргументация высказывания. Естественные доказательства.

Разбор заданий ЕГЭ (Часть С).





23

Контрольная работа по орфографии и пунктуации.





24

Принципы и функции русской пунктуации. Смыс­ловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении.





25

Пунктуация осложнённого простого предложения.

Разбор заданий ЕГЭ .





26

Аргументация высказывания. Искусственные доказательства.

Разбор заданий ЕГЭ (Часть С).





27

Пунктуация осложнённого простого предложения.

Разбор заданий ЕГЭ.




28

Композиция сочинения.

Разбор заданий ЕГЭ (Часть С).





29

Пунктуация осложнённого простого предложения.

Разбор заданий ЕГЭ .





30

Композиция сочинения.

Разбор заданий ЕГЭ (Часть С).





31

Виды сложных предложений.

Разбор заданий ЕГЭ.





32

Виды ошибок в содержании и речевом оформлении сочинения.

Разбор заданий ЕГЭ (Часть С).





33-34

Контрольная работа . Тест.




35-36

ССП и его пунктуация.

Разбор заданий ЕГЭ.




37

Основные группы СПП.

Разбор заданий ЕГЭ.




38

СПП с придаточным изъяснительным

Разбор заданий ЕГЭ ).

.




39

СПП с придаточным определительным.

.




40-41

СПП с придаточными обстоятельственными. Разбор заданий ЕГЭ .





42-43

Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Разбор заданий ЕГЭ.





44

Синтаксическая синонимия как источник богатст­ва и выразительности русской речи. Разбор заданий ЕГЭ (А26).

русской речи.





45

Функциональные стили речи. Разбор заданий ЕГЭ.





46

Особенности публицистического стиля речи.





47-48

Лексические особенности и синтаксические особенностипублицистического стиля речи. Разбор заданий ЕГЭ (Часть С).





49-51

Жанры публицистического стиля. Разбор заданий ЕГЭ (Часть С).





52

Художественный стиль. Разбор заданий ЕГЭ (Часть С).





53-55

Виды тропов и стилистических фигур.





56

Речеведческий анализ текста. Разбор заданий ЕГЭ.





57

Контрольная работа по речеведческому анализу текста.





58

Разбор заданий по фонетике и орфоэпии.





59

Разбор заданий по лексике и фразеологии.




60-61

Разбор заданий по орфографии.





62

Разбор заданий по морфологии.





63-64

Разбор заданий по синтаксису и пунктуации





65

Контрольная работа. Комплексный анализ текста.




66

Грамматические нормы.





67-68

Типы текста и стили речи






Учебно – методическое обеспечение:

  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2001.

  2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002.

  3. Греков В.Ф. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.

  4. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс. – М.: ВАКО, 2006.

  5. Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.

  6. Разные типы словарей.

  7. .А. Тропкина « Русский язык. Поурочное планирование 11», Волгоград, издательство « Учитель»

  8. Журналы: « Русский язык в школе» и « Русский язык»- приложение к газете « Первое сентября»

  9. Библиотечка газеты « Первое сентября»



НОРМЫ И ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЯ.

Ниже приводится фрагмент единственного нормативного документа, определяющего критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся, уровень владения которыми выявляется в письменных работах выпускников основной школы. (Документ в полном виде опубликован в сборнике “Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы”. — М., 2001.)

С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.


Оценка устных ответов учащихся.

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.

Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.

Отметка «5» ставится, если ученик:1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.