СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа программа по русскому язку для 4 класса . Авторы Л.М.Зелениа, Т.Е Хохлова.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
Примерной программы по русскому языку начального общего образования,
Авторской программы« Русский язык» 4 класс, авторов Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой, Москва, "Просвещение", 2012г.,
Календарного учебного графика ОУ на 2014 – 2015 уч.г.
Цели программы
Познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи программы
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь
Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с примерной программой нет.
УМК:
Учебник: Русский язык 2 части.4 класс, Москва «Просвещение» 2042 год., Автор: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.
Рабочая тетрадь: Москва «Просвещение» 2014 год., Автор: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.
Программа рассчитана на 170ч в год, 5ч в неделю
Программа ориентирована на учащихся 4 класса, базовый уровень
Общая характеристика предмета
Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей развёрнутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности: умение самостоятельно планировать учебную работу и пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами-моделями, алгоритмическими предписаниями, словарями ит.д.) способность к самооценке и самоконтролю.
Умение планировать учебную работу рассматривается как общий способ учебной деятельности: осознание ребенком цели предстоящей работы, необходимых познавательных действий и учебных средств для ее выполнения, установление последовательности и распределение во времени учебной работы.
Самооценка и самоконтроль, тесно связанные с умением самостоятельно планировать учебную работу. Они формируются как готовность и способность ученика соотнести содержание с теми знаниями, которыми он располагает, решить для себя, возможно ли восстановить (по памяти, учебнику, тетради и т. д.) и нужно ли дополнить эти знания для успешного выполнения задания.
Это предполагает:
освоение учащимися первоначальных знаний о звукобуквенном и словарном составе родного языка; его лексико-грамматическом синтаксическом строе, особенностях словообразования;
знакомство учащихся с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания и пунктуации, с особенностями двух форм речи — устной и письменной.
Программа ориентирована также на собственно лингвистическое и речевое развитие младших школьников:
осознание (различение) детьми двух реальностей — окружающего мира и слова, называющего (отражающего) этот мир во всем его многообразии;
поддержание и развитие «чувства языка», свойственного детям;
дополнение интуитивного владения языком осознанным отношением к его фактам и закономерностям;
развитие (формирование) способности моделировать факты языка;
овладение ведущими методами лингвистического анализа – действиями изменения и сравнения; развитие фонематического слуха.
Данная программа направлена на формирование у детей развёрнутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности:
умение самостоятельно планировать учебную работу и пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами-моделями, алгоритмическими предписаниями, словарями ит.д.)
способность к самооценке и самоконтролю.
Умение планировать учебную работу рассматривается как общий способ учебной деятельности: осознание ребенком цели предстоящей работы, необходимых познавательных действий и учебных средств для ее выполнения, установление последовательности и распределение во времени учебной работы.
Самооценка и самоконтроль, тесно связанные с умением самостоятельно планировать учебную работу, формируются как готовность и способность ученика соотнести содержание с теми знаниями, которыми он располагает, решить для себя, возможно ли восстановить (по памяти, учебнику, тетради и т. д.) и нужно ли дополнить эти знания для успешного выполнения задания.
Курс включает систему понятий, относящихся к фонетике (звуки речи, их фонетическая характеристика, сильная и слабая позиции звуков в слове; звуковой, звуко-слоговый анализ слова), графике, (состав русского алфавита, соотношение между звуками речи и буквами, их обозначающими), слону (морфемный состав слова, лексическое богатство языка, прямое и переносное значение слова, синонимы и антонимы, многозначность слова; части речи, их лексико- грамматические признаки); предложению (смысловая и интонационная законченность, связь слов в предложении; словосочетание как распространенное слово; виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, интонации; распространенные и нераспространенные предложения; предложения простые и сложные; предложение и текст).
Основной языковой единицей курса является предложение. В связи с предложением изучаются другие единицы языка.
Программа строится по годам обучения в соответствии с принципами природосообразности, поэтапности, непрерывности, с психолого-педагогическими особенностями обучении младших школьников. Формируемые языковые понятия соответствуют научным представлениям и в дальнейшем не требуют переучивания, а нуждаются лишь в углублении и полег широкой конкретизации.
Основные разделы программы:
«Фонетика и графика», «Лексика», «Морфемика» (состав слова), «Морфология» (части речи), «Синтаксис и пунктуация». «Орфография», «Речевое развитие», «Чистописание»
Место учебного предмета в учебном плане:
Количество часов:
По программе: в год - 170 ч., в неделю – 5 ч.
По учебному плану: в год - 170 ч., в неделю – 5 ч., в т.ч.
- диктант – 12ч.
- словарный диктант – 16ч.
- изложение – 7ч.
- сочинение – 6ч.
- работа с деформированным текстом – 3ч.
-тестовые работы – 5 ч
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка;
осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспита-
ние любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Содержание предмета
Тема | Часы | Знания, умения, навыки |
Предложение | 30ч | Предложение. Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (обстоятельство, определение, дополнение). |
Части речи | 120ч |
|
| 40ч | Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Род имен существительных, изменение по числам и вопросам. Имена существительные собственные и нарицательные. Имена существительные 1, 2 и 3-го склонения. |
| 25ч | Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Сочетание прилагательных с существительными. Изменение прилагательных по родам, числам и вопросам. |
| 7ч | Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Личные местоимения и имя существительное. Личные местоимения единственного и множественного числа. Правописание личных местоимений с предлогами. |
| 45ч | Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Неопределенная форма глагола. Вопросы что делать? что сделать? Время глагола. Лицо глагола. Число глагола. Изменение глагола по временам, лицам и числам. Спряжение глаголов. I и II спряжение глаголов. Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного числа и в глаголах неопределенной формы — стеречь, беречь и др. Различие правописания глаголов на -тся, -ться. Употребление глагола в речи. |
| 3ч | Общие сведения о наречии. Лексико-грамматические признаки наречия. Наречия, называющие признак, время, место и направление действия. Наречие как член предложения. Употребление наречий в речи. |
Повторение | 20ч | Обобщение пройденного материала в начальных классах |
Чистописание |
| Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений (по группам) в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнения в развитии ритмичности, плавности письма, способствующие формированию скорописи. |
Организация обучения:
Формы организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), проблемный, частично- поисковый, наглядные методы ( метод иллюстраций, метод демонстраций)
Технологии обучения: личностно-ориентированное развивающее обучение, ИКТ
.
Результаты обучения:
Формы проверки и оценки результатов обучения:
Текущий контроль: самоконтроль, взаимоконтроль, внешний контроль.
Промежуточный контроль: самоконтроль, внешний контроль.
Итоговый контроль: внешний контроль.
Способы проверки и оценки результатов обучения:
Текущий контроль: устный опрос, диктант, словарный диктант, проверочная работа.
Промежуточный: контрольный диктант, контрольное списывание.
Итоговый контроль: контрольное списывание, итоговая контрольная работа.
Средства проверки и оценки результатов обучения:
комплексные разно уровневые работы (для текущей проверки)
СТРУКТУРА КУРСА И КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
№ п/п | Тема разделов | Количество часов по теме | Контрольные работы | Проверочные работы | Развитие речи | ||||||
АКР | Диктант | Списывание | Изложение | Тесты. ЗТФ. | Словарные диктанты | ВДТ | Изложения | Сочинения | |||
1 | Синтаксис и пунктуация | 30 | 1 | 1 | 1 |
| 1 | 3 | 1 | 1 | 2 |
2 | Имя существительное | 40 |
| 2 |
|
| 1 | 4 | 1 | 2 | 1 |
3 | Имя прилагательное | 25 | 1 | 1 |
|
| 1 | 2 |
| 2 |
|
4 | Личные местоимения | 7 |
|
|
|
|
| 1 | 1 |
|
|
5 | Глагол | 45 |
| 2 | 1 |
| 1 | 4 |
| 2 | 2 |
6 | Наречие | 3 |
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
7 | Повторение | 20 | 1 |
|
| 1 | 1 | 1 |
|
| 1 |
| ИТОГО | 170 | 3 | 6 | 2 | 1 | 5 | 16 | 3 | 7 | 6 |
Практическая часть программы
№ | Тема | Дата | Источник |
1 | Входящая контрольная работа №1 «Диктант за курс 3 класса». АКР
| 11.09.14 | Приложение №1 |
2 | К/работа № 2. Контрольное списывание Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | 30.09.14 | Приложение №2 |
3 | Контрольная работа №3. Диктант по теме "Знаки препинания в предложениях"
| 9.10.14 | Приложение№3 |
4 | Контрольная работа№4. Диктант за I четверть по теме «Имя существительное» | 23.10.14 | Приложение №4 |
5 | Контрольный работа №5 . Диктант по теме: «Правописание окончаний имён существительных». | 11.12.14 | Приложение №5 |
6 | К/р №6. Административная работа за первое полугодие по теме: «Правописание окончаний имён прилагательных и существительных».
| 19.01.14 | Приложение №6 |
7 | Контрольная работа №7. Диктант по теме: «Падежные окончания имён прилагательных». | 29.01.15 | Приложение №7 |
8 | Контр/ работа № 8 . Диктант по теме: «Правописание безударных окончаний глаголов 1
и 2 спряжения ». | 13.03.15 | Приложение №8 |
9 | Контрольная работа №9. Списывание текста по теме: «Правописание личных окончаний глаголов». К/Сп 6.04 | 06.04.15 | Приложение №9 |
10 | Контрольная работа№10. Диктант по теме «Личные окончания глаголов». К/ Д 22.04 | 22.04.15 | Приложение №10 |
11 | Контрольная работа №11. Изложение «Лесные богатства» К/Изл 8.05 | 8.05.15 | Приложение №11 |
12 | Административная контрольная работа №12 по пройденному материалу за курс начальной школы. | 12.05.15 | Приложение №12 |
13 | Р/речи. Сочинение на тему «Летние каникулы » | 3.09 | Приложение №13 |
14 | Р/речи. Изложение зрительно воспринятого текста по теме «Второстепенные члены предложения»
| 22.09 | Приложение №14 |
15 | Р/речи.. Редактирование деформированного текста. р/р РДТ 26.09 | 26.09 | Приложение №15 |
16 | Р/речи. Сочинение - рассуждение на тему "Моя любимая книга" | 7.10 | Приложение №16 |
17 | Р/речи. Сочинение по картине И.Шишкина "Рожь" | 15.10 | Приложение №17 |
18 | Р/речи. Изложение текста воспринятого на слух по самостоятельно составленному плану. | 31.10 | Приложение №18 |
19 | Р/речи. Изложение воспринятого текста на слух «Белка» с употреблением сложных предложений. | 21.11 | Приложение №19 |
20 | Развитие речи. Восстановление деформированного текста . | 5.12 | Приложение №20 |
21 | Р/речи. Сжатое изложение повествовательного текста «Царица-зима». | 23.12 | Приложение №21 |
22 | Р/речи. Изложение на основе слухового восприятия текста «Краски художника» по составленному плану. | 16.01 | Приложение №22 |
23 | Р/речи. Восстановление деформированного текста с личными местоимениями.
| 3.02 | Приложение №23 |
24 | Р/речи. Сочинение-фантазия «Что прошептала мне снежинка?».
| 17.02 | Приложение №24 |
25 | Р/речи. Изложение повествовательного текста с элементами описания.
| 4.03 | Приложение №25 |
26 | Р/речи. Сочинение-рассуждение «О чем звенит капель?» | 19.03 | Приложение №26 |
27 | Р/речи. Изложение с элементами рассуждения. | 9.04 | Приложение №27 |
28 | Р/речи. Сочинение-рассуждение «Кем я хочу быть?». | 22.05 | Приложение №28 |
29 | ЗТФ по теме: «Простые и сложные предложения (25 мин). | 8.10 | Приложение №29 |
30 | ЗТФ по теме: «Правописание безударных
окончаний имён существительных» (25 мин). | 28.11 | Приложение №30 |
31 | ЗТФ «Способы проверки безударных окончаний имён прилагательных» (30 мин). | 26.01 | Приложение №31 |
32 | ЗТФ по теме: «Изменение глаголов в прошедшем времени» (30мин). | 2.03 | Прложение №32 |
33 | Проверочный тест по теме «Предложение» (30 мин). | 6.05 | Приложение №33 |
34 | Краевая контрольная работа | По приказу |
|
Программа направлена на формирование универсальных учебных действий
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных соци-альных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существо-вания различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргу-ментировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Планируемые предметные результаты на конец 4 класса
В результате изучения русского языка учащиеся должны знать / понимать:
фонетика и графика
анализировать и кратко характеризовать звуки речи: гласные - согласные, звонкие -, глухие, мягкие - твёрдые, парные - непарные, гласные ударные и безударные;
различать произношение и написание слов;
соблюдать орфоэпические нормы;
адекватно воспринимать звучащую речь (высказывание взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
лексика
овладевать нормами речевого этикета в ситуациях повседневного общения;
использовать словари русского языка;
состав слова
выделять значимые части слова: приставку, корень, суффикс, окончание;
понимать значение суффиксов и приставок;
различать однокоренные слова и формы слова;
определять морфемный состав имён существительных, имён прилагательных, глаголов, наречий;
анализировать и кратко характеризовать части речи:
- в имени существительном - значение и употребление, определять в нём падежные окончания 1,2, 3го склонения, а также называть его грамматические признаки;
- в имени прилагательном- значение и употребление, изменение по родам, числам и падежам; приводить примеры согласования прилагательного с существительным, а также называть лексико-грамматические признаки имён прилагательных;
- в личном местоимении - значение и употребление, склонение личных местоимений, а также называть его грамматические признаки;
- в глаголах - значение и употребление, изменение по временам, лицам и числам в настоящем времени, по родам и числам в прошедшем времени;
распознавать неопределённую форму глагола; владеть способами
определения спряжения глаголов (1,2 спряжения), а также называть
лексико-грамматические признаки глагола;
- предлоги, союзы, какова их роль в речи;
- называть лексико-грамматические признаки наречий;
Синтаксис
различать слова, словосочетания и предложения;
анализировать и кратко характеризовать предложения;
соотносить разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;
выделять признаки главных и второстепенных членов предложений;
находить главные и второстепенные члены предложений ;
различать термины: подлежащее, сказуемое; дополнение, обстоятельство, определение;
устанавливать связь слов в предложении
различать простое распространённое и нераспространённое предложения;
определять однородные члены предложения;
выделять признаки однородных членов предложения;
расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами ;
различать и употреблять в речи простые и сложные предложения;
выделять признаки простого и сложного предложений;
расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях;
создавать небольшие монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- передавать в устной и письменной форме несложные тексты по интересующей тематике;
- овладевать нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения;
- адекватно воспринимать звучащую речь (высказывание взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
Использовать в самостоятельных и высказываниях и письменных текстах предложения различные по синтаксическому строю (сложные, простые, распространённые, предложения с однородными членами)
Выразительно произносить предложения и тексты (логическое ударение, интонацию) и правильно расставлять знаки препинания в предложениях, различных по составу;
Составлять устно и письменно предложения и тексты, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление.
Находить разные способы проверки правописания слов:
- изменение формы слова
- подбор слов
- использование орфографического словаря
Списывание без ошибок несложных текстов объёмом 70 90 слов;
Соблюдение изученной нормы орфографии (диктант -текст 75 - 80 слов):
- безударные гласные
- парные звонкие и глухие согласные
- непроизносимые согласные
- удвоенные согласные в корне слова
- безударные падежные окончания
- не с глаголами
- сочетания жи-ши, ча-ша, чу-щу, ЧК, чн
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных
- разделительный мягкий и твёрдый знаки
-ь знак после шипящих на конце имен существительных и глаголов
- слова с непроверяемыми написаниями
Пунктуация
Соблюдать изученные нормы пунктуации:
- знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки);
- слова с непроверяемыми написаниями.
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выразительности, грамматической и орфографической грамотности речи, готовности использовать в самостоятельных высказываниях и письменных текстах предложений различных по синтаксическому строю (сложных, простых, распространённых, предложений с однородными членами);
выразительного произнесения предложений и текстов (логическое ударение, интонация) и правильной расстановки знаков препинания в предложениях, различных по составу;
устного и письменного составления предложений и текстов на определённую тему и текстов, выражающих благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
правильного написание слов с изученными орфограммами, безошибочного и аккуратного списывания текстов (70-80 слов) и письма текстов под диктовку (75 - 85 слов) с изученными орфограммами (безударные падежные окончания существительных и прилагательных, безударные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения ит.д.);
готовности к осознанию учебных, познавательных задач по русскому языку, к самостоятельному использованию различных справочных материалов (словарей, таблиц, алгоритмов ит.д.), готовности к самооценке и самоконтролю.
Примечание:
- словарный диктант (10-12 слов) проводится 1 раз в 2 недели, с выставлением отметки
в журнал;
- чистописание – ежедневно по 5-7 минут, по 2-3 строчки слогов и слов;
- работа по развитию речи (изложение, сочинение, восстановление деформированного
текста, контрольное списывание) проводится 1 раз в 2 недели.
Условные обозначения в КТП:
АКР - административная контрольная работа
Д - диктант
КС - контрольное списывание
КИ - контрольное изложение
СД - словарный диктант
ВДТ - восстановление деформированного текста
И - изложение, С - сочинение, ЗТФ - тест, С - сочинение
*- использование мультимедиаресурсов
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
ТЕМА УРОКА. | Вид контроля. | Дата | Корре ктируемая дата. | |||||
| СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. 30 ч | ||||||||
Цель: Формирование понятия предложения; актуализация знаний учащихся о грамматических признаках предложения и его видах. Задачи: -Формировать умение анализировать и кратко характеризовать предложение, соотносить разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; умение выделять признаки главных и второстепенных членов предложения; - Развивать умение определять однородные члены в предложении. Расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях; выделять грамматическую основу предложения; -Воспитывать интерес к познанию основ русского языка; Универсальные учебные действия Создание условий для формирования следующих умений: 1. Личностные:
2. Метапредметные:
Коммуникативные – - работать в паре, группе: предлагать свои варианты предложений, обсуждать и выбирать наиболее удачные из них, обсуждать и оценивать результат выполнения задания. 3. Предметные:
- выделять признаки главных и второстепенных членов предложения. - находить главные и второстепенные члены предложений. - различать термины: подлежащее, сказуемое; дополнение, обстоятельство, определение. - устанавливать связь слов в предложении. - различать простое распространенное и нераспространенное предложения - определять однородные члены предложения - выделять признаки однородных членов предложения. - расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами. - различать и употреблять в речи простые и сложные предложения. - выделять признаки простого и сложного предложений. - расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях Характеристика деятельности учащихся Устанавливать связь слов в предложении Выделять главные и второстепенные члены. Сравнивать и различать предложения (группы слов, выражающих законченную мысль) и словосочетания. Характеризовать однородные дополнения, однородные определения, однородные обстоятельства. Наблюдать и устанавливать, может ли быть в предложении одна или две грамматические основы. Выделять в тексте предложения с прямой речью. Фомулировать вывод по результатам наблюдений. Объяснять расстановку знаков препинания при в предложениях с однородными членами, прямой речью и обращением Наблюдать за оформлением предложений в устной и письменной речи. Оформлять самостоятельно предложения на письме. Составлять рассказ по рисунку (работать в группе). Озаглавливать текст. Анализировать и определять цель высказывания предложений. Соотносить интонацию и знаки препинания в предложениях, разных по цели высказывания. Работать в группе: предлагать свои варианты предложений, обсуждать и выбирать наиболее удачные из них. Анализировать употребление в тексте слова. Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложения, в которых употребляются слова в прямом и переносно смысле. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать ошибки, подбирая наиболее точный синоним. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи. Работать с лингвистическими словарями учебника, находить в них нужную информацию. Работать со словарем иностранных слов. Наблюдать над изобразительно-выразительными средствами языка, составлять текст по рисунку и фразеологизму
| |||||||||
1 | Предложение. Главные члены предложения. |
| 01.09 |
| |||||
2* | Грамматическая основа предложения. |
| 02.09 |
| |||||
3 | Р/речи. Сочинение на тему «Летние каникулы » | р/р С | 03.09 |
| |||||
4 | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Обстоятельство - второстепенный член предложения. |
| 04.09 |
| |||||
5 | Определение – признак, качество предмета. |
| 05.09 |
| |||||
6 | Дополнение – второстепенный член предложения. |
| 08.09 |
| |||||
7 | Главные и второстепенные члены предложения. |
| 9.09 |
| |||||
8* | Закрепление по теме: «Предложение. Главные и второстепенные члены предложения». Словарный диктант | С.Д | 10.09 |
| |||||
9 | Входящая контрольная работа№1 «Диктант за курс 3 класса» (45 мин0 | К/р. АКР | 11.09 |
| |||||
10 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Однородные члены предложения. |
| 12.09 |
| |||||
11* | Связь однородных членов предложения с помощью союзов или интонации перечисления |
| 15.09 |
| |||||
12 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. |
| 16.09 |
| |||||
13 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединенные союзом И |
| 17.09 |
| |||||
14 | Предложения с однородными членами, соединёнными союзами И, А, НО. |
| 18.09 |
| |||||
15* | Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и без союзов. |
| 19.09 |
| |||||
16 | Р/речи. Изложение зрительно воспринятого текста по теме «Второстепенные члены предложения» | р/р Изл. | 22.09 |
| |||||
17 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Простые и сложные предложения |
| 23.09 |
| |||||
18 | Сложные предложения, в состав которых входят простые предложения. Словарный диктант. | С/ Д | 24.09 |
| |||||
19 | Составление простых и сложных предложений. |
| 25.09 |
| |||||
20 | Р/речи.. Редактирование деформированного текста. | р/р РДТ | 26.09 |
| |||||
21 | Работа над ошибками, допущенными при работе с текстом. Составление простых и сложных предложений. |
| 29.09 |
| |||||
22* | К/работа № 2. Контрольное списывание. Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.(45мин) | К/Сп. | 30.09 |
| |||||
23 | Работа над ошибками. Диалог. Прямая речь перед словами автора. |
| 01.10 |
| |||||
24 | Обращение. Предложения с обращением. |
| 02.10 |
| |||||
25 | Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения. |
| 03.10 |
| |||||
26 | Особенность интонации и цели высказывания предложений с обращением. Словарный диктант | С/ Д | 06.10 |
| |||||
27 | Р/речи. Сочинение - рассуждение на тему "Моя любимая книга" | р/р Соч | 07.10 |
| |||||
28 | Работа над ошибками. ЗТФ по теме: «Простые и сложные предложения (25 мин). | ЗТФ | 8.10 |
| |||||
29 | Контрольная работа №3. Диктант по теме "Знаки препинания в предложениях"(45 мин) | К/ Д
| 9.10 |
| |||||
30 | Работа над ошибками. Закрепление по теме «Синтаксис и пунктуация» |
| 10.10 |
| |||||
| ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. 40 ч | ||||||||
Цель: Формирование понятия имени существительного, как части речи. Задачи: - Продолжить формировать понятие имени существительного. Его значение и употребление в речи; - Научить различать одушевленные и неодушевленные имена существительные; различать 1-е, 2-е, 3-е склонения имен существительных; научить определять падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонения; - Развивать умение называть лексико-грамматические признаки имен существительных; развивать умения классифицировать имена существительные по родам, изменять существительные по числам и падежам.
Универсальные учебные действия Создание условий для формирования следующих умений: 1. Личностные:
2. Метапредметные:
2.3. Коммуникативные –
- в тексте существительные, - одушевленные и неодушевленные имена существительные, Уметь: распознавать самостоятельные и служебные части речи. -распознавать существительное, определять род имен существительных -склонять имена существительные по падежам ; - определять тему рисунка, озаглавливать его, анализировать содержание и составлять текст, отражающий содержание рисунка; уметь правильно строить предложения и употреблять их в речи; - определять ударные и безударные окончания имен существительных; отрабатывать навык склонения и умения определять склонение имен существительных; - отрабатывать прием распознавания падежей имен существительных во множественном числе
Характеристика деятельности учащихся: Выделять существительные по лексико – грамматическим признакам.. Различать собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные имена существительные в форме единственного и множественного числа.. Определять и изменять форму числа имени существительного. Озаглавливать текст и определять тему текста, составлять текст – описания на заданную тему. Наблюдать, как пишутся имена собственные. Работать в паре: подготавливать варианты предложений, обсуждать их, выбирать и записывать наиболее удачные из них, договариваться. Обсуждать и оценивать результат выполнения работы Отвечать на вопросы по рисунку. Выделять из предложений словосочетания с существительными. Определять падеж существительного в предложении. Разбирать существительные по составу. Устанавливать основные признаки существительных 1-го , 2–го и 3-го склонения. Сравнивать ударные и безударные окончания существительных. Формулировать выводы по результатам наблюдений. Строить алгоритм объяснения правописания безударных окончаний существительных. Разбирать существительное как часть речи.
| |||||||||
31 | Часть речи – имя существительное. |
| 13.10 |
| |||||
32* | Лексическое значение, основные грамматические признаки имени существительного. |
| 14.10 |
| |||||
33 | Р/речи. Сочинение по картине И.Шишкина "Рожь" | р/р Соч. | 15.10 |
| |||||
34 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Род имени существительного |
| 16.10 |
| |||||
35 | Имена существительные мужского и среднего рода |
| 17.10 |
| |||||
36 | Женский род имён существительных. Словарный диктант | С/Д | 20.10 |
| |||||
37 | Изменение имён существительных по падежам |
| 21.10 |
| |||||
38 | Имена существительные собственные и нарицательные |
| 22.10 |
| |||||
39 | Контрольная работа№4. Диктант за I четверть по теме «Имя существительное» (45 мин) | К/Д | 23.10 |
| |||||
40 | Работа над ошибками. Повторение по теме «Имя существительное» |
| 24.10 |
| |||||
41 | Основные типы склонений имён существительных |
| 27.10 |
| |||||
42 | Первое склонение |
| 28.10 |
| |||||
43 | Существительные женского и мужского рода первого склонения |
| 29.10 |
| |||||
44 | Р/речи. Изложение текста воспринятого на слух по самостоятельно составленному плану. | р/р Изл. | 30.10 |
| |||||
45 | Работа над ошибками. Упражнение в написании рода имен существительных. |
| 31.10 |
| |||||
46 | Имена существительные второго склонения. Словарный диктант | С/ Д | 10.11 | 2 четверть | |||||
47 | Правописание существительных второго склонения |
| 11.11 |
| |||||
48 | Окончание имен существительных второго склонения |
| 12.11 |
| |||||
49 | Существительные женского рода третьего склонения. |
| 13.11 |
| |||||
50 | Признаки склонения имён существительных |
| 14.11 |
| |||||
51 | Правописание окончаний имён существительных в единственном числе. |
| 17.11 |
| |||||
52 | Падежные окончания существительных в единственном числе 1, 2, 3склонений. |
| 18.11 |
| |||||
53 | Окончания имён существительных 1 склонения |
| 19.11 |
| |||||
54 | Имена существительные 1 и 3 склонений в родительном, дательном и предложном падежах. |
| 20.11 |
| |||||
55 | Р/речи. Изложение воспринятого текста на слух «Белка» с употреблением сложных предложений. | р/р Изл | 21.11 |
| |||||
56 | Работа над ошибками. Склонение имен существительных. |
| 24.11 |
| |||||
57* | Правописание безударных падежных окончаний. Сл/дик. | С/ Д | 25.11 |
| |||||
58 | Окончания имён существительных с твёрдой и мягкой основами |
| 26.11 |
| |||||
59 | Окончания 1, 2, 3 склонений в творительном падеже |
| 27.11 |
| |||||
60 | ЗТФ по теме: «Правописание безударных окончаний имён существительных» (25 мин). Окончания имён существительных. | ЗТФ | 28.11 |
| |||||
61 | Работа над ошибками. Правописание окончаний существительных 1, 2, 3 склонений в предложном падеже. |
| 1.12 |
| |||||
62 | Предлоги дательного падежа. |
| 2.12 |
| |||||
63 | Употребление предлогов с различными падежами имён существительных. |
| 3.12 |
| |||||
64 | Упражнение в правописании падежных окончаний имён существительных единственного числа. |
| 4.12 |
| |||||
65 | Развитие речи. Восстановление деформированного текста | р/р ВДТ | 5.12 |
| |||||
66 | Работа над ошибками, допущенными при работе с текстом. Правописание окончаний имён существительных множественного числа. |
| 8.12 |
| |||||
67 | Склонение существительных множественного числа с твёрдой и мягкой основами. Словарный диктант. | С/ Д | 9.12 |
| |||||
68 | Закрепление изученных орфограмм по теме: «Имя существительное». |
| 10.12 |
| |||||
69 | Контрольный работа №5 . Диктант по теме: «Правописание окончаний имён существительных»(45 мин). | К/ Д | 11.12 |
| |||||
70 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение по теме: «Имя существительное» |
| 12.12 |
| |||||
| ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ 25ч. | ||||||||
Цель: Формирование понятия «имя прилагательное», как часть речи. Задачи: - Научиться давать определение имени прилагательного и кратко характеризовать его значение; - Формировать умение приводить примеры согласования прилагательного с именем существительным; умение называть лексико-грамматические признаки имен прилагательных; - Развивать умение классифицировать прилагательные по родам, числам и падежам.
Универсальные учебные действия Создание условий для формирования следующих умений: 1. Личностные:
2. Метапредметные: 2.1Регулятивные –
2.2Познавательные –
2.3. Коммуникативные –
Характеристика деятельности учащихся: Характеризовать лексическое значение имён прилагательных . Характеризовать особенности грамматических признаков имени прилагательного. Определять и изменять форму числа, рода, падежа имени прилагательного . Озаглавливать текст и определять тему текста, составлять текст на заданную тему. Работать в паре: подготавливать варианты предложений, обсуждать их, выбирать и записывать наиболее удачные из них, договариваться. Обсуждать и оценивать результат выполнения работы Отвечать на вопросы по рисунку. Выделять из предложений словосочетания существительные и прилагательные. Формулировать алгоритм проверки правописания безударных окончаний прилагательных. Определять падеж, род, число прилагательные в предложении. Разбирать прилагательные по составу. Сравнивать ударные и безударные окончания прилагательных . Формулировать выводы по результатам наблюдений. Разбирать существительное как часть речи. Применять на практике правило правописания безударных падежных окончаний прилагательных. Толковать значение пословиц.
| |||||||||
71 | Часть речи – имя прилагательное. |
| 15.12 |
| |||||
72 | Слова, которые отвечают на вопросы: какой? какая? какое? |
| 16.12 |
| |||||
73 | Лексическое значение имени прилагательного. |
| 17.12 |
| |||||
74* | Основные грамматические признаки прилагательного. |
| 18.12 |
| |||||
75 | К/р №6. Административная работа за первое полугодие по теме: «Правописание окончаний имён прилагательных и существительных» (45 мин). | АКР | 19.12
|
| |||||
76 | Работа над ошибками. Склонение имени прилагательного. |
| 22.12 |
| |||||
77 | Р/речи. Сжатое изложение повествовательного текста
| р/р Изл | 23.12 |
| |||||
78 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Род имени прилагательного. |
| 24.12 |
| |||||
79 | Род, число и падеж прилагательных. Словарный диктант | С/ Д | 25.12 |
| |||||
80 | Склонение имён прилагательных ед/ числа мужского рода. |
| 26.12 |
| |||||
81 | Прилагательные мужского и среднего рода с твёрдой и мягкой основами |
| 12.01 | 3четверть | |||||
82 | Упражнение в правописании окончаний прилагательных мужского и среднего рода. |
| 13.01 |
| |||||
83 | Склонение прилагательных единственного числа женского рода. |
| 14.01 |
| |||||
84 | Падежные окончания имён прилагательных единственного числа женского рода |
| 15.01 |
| |||||
85 * | Р/речи. Изложение на основе слухового восприятия текста «Краски художника» по составленному плану. | р/р Изл | 16.01 |
| |||||
86 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Правописание прилагательных женского рода с твёрдой и мягкой основами. |
| 19.01 |
| |||||
87 | Ударные и безударные окончания имён прилагательных. Словарный диктант | С/ Д | 20.01 |
| |||||
88 | Склонение прилагательных множественного числа с твёрдой и мягкой основами. |
| 21.01 |
| |||||
89 | Правописание окончаний прилагательных множественного числа. |
| 22.01 |
| |||||
90 | Изменение прилагательных мн.числа по падежам, сочетающихся с неодушевленными существительными. |
| 23.01 |
| |||||
91 | Правописание окончаний прилагательных. ЗТФ «Способы проверки безударных окончаний имён прилагательных» (30 мин). | ЗТФ | 26.01 |
| |||||
92 | Именительный и винительный падежи имени прилагательного. |
| 27.01 |
| |||||
93 | Закрепление и обобщение по теме: «Имя прилагательное». |
| 28.01 |
| |||||
94 | Контрольная работа №7. Диктант по теме: «Имя прилагательное. Падежные окончания» (45 мин). | К / Д | 29.01 |
| |||||
95 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте на тему «Падежные окончания прилагательных» |
| 30.01 |
| |||||
| ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ. 7 ч | ||||||||
Цель: Формирование понятия личные местоимения. Задачи: - Формировать умение распознавать личные местоимения в тексте и указывать лексико-грамматические признаки личных местоимений; - Развивать умение склонять личные местоимения.
Универсальные учебные действия Создание условий для формирования следующих умений: 1. Личностные:
2. Метапредметные:
2.3. Коммуникативные –
3. Предметные –
Характеристика деятельности учащихся: Выделять личные местоимения в предложении. Устанавливать лексическое значение личных местоимений. Характеризовать особенности грамматических признаков личных местоимений . Работать в паре: подготавливать варианты предложений, обсуждать их, выбирать и записывать наиболее удачные из них, договариваться. Обсуждать и оценивать результат выполнения работы Отвечать на вопросы. Наблюдать за предложениями с личными местоимениями и устанавливать, каким членом предложения может быть личное местоимение. Различать личные местоимения 1 –го, 2 – го, 3 –го лица единственного числа. Изменять личные местоимения по падежным вопросам (склонять). Сравнивать ударные и безударные окончания прилагательных . Формулировать выводы по результатам наблюдений. Применять на практике правило правописания безударных падежных окончаний прилагательных. Редактировать текст с использованием местоимений.
| |||||||||
96 | Местоимения. Общее понятие. |
| 2.02 |
| |||||
97 | Р/речи. Восстановление деформированного текста с личными местоимениями. | р/р ВДТ | 3.02 |
| |||||
98 | Работа над ошибками. Число личных местоимений. Словарный диктант | С/ Д | 4.02 |
| |||||
99 | Единственное и множественное число личных местоимений. |
| 5.02 |
| |||||
100 | Склонение личных местоимений единственного числа. |
| 6.02 |
| |||||
101 | Склонение местоимений множественного числа. |
| 9.02 |
| |||||
102 | Употребление предлогов с личными местоимениями. |
| 10.02 |
| |||||
ГЛАГОЛ. 46 ч | |||||||||
Цель: Формирование понятия глагол Задачи: - Формировать умение давать определение глагол, его значение и употребление в речи. - Научить изменять глаголы по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени, по родам и числам в прошедшем времени; распознавать неопределенную форму глагола; владеть способами определения спряжения глаголов (1,2спряжение); -Развивать умение определять личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения; указывать лексико-грамматические признаки глаголов. Универсальные учебные действия Создание условий для формирования следующих умений: 1. Личностные:
2. Метапредметные:
2.3. Коммуникативные –
3. Предметные –
Характеристика деятельности учащихся: Выделять глаголы среди других частей речи . Устанавливать лексическое значение глаголов. Характеризовать особенности грамматических признаков глаголов. Работать в паре: подготавливать варианты предложений, обсуждать их, выбирать и записывать наиболее удачные из них, договариваться. Обсуждать и оценивать результат выполнения работы Отвечать на вопросы. Устанавливать, каким членом предложения может быть глагол. Различать глаголы 1 –го и 2 – го спряжения, неопределённую форму глаголов на – ться и форму 3 –го лицо единственного и множественного числа на – тся, объяснять их правописание. Разбирать глагол как часть речи (морфологический разбор) Применять на практике правило правописания безударных личных окончаний глаголов 1 –го и 2-го спряжения. Составлять текст на заданную тему, тексты грамматических задач по аналогии. Писать сочинения на заданную тему. Составлять текст по его началу. Составлять план текста и писать по нему изложение.
| |||||||||
103 | Общие сведения о глаголе. |
| 11.02 |
| |||||
104 | Употребление глагола в речи. |
| 12.02 |
| |||||
105 | Основные грамматические признаки глагола. |
| 13.02 |
| |||||
106* | Неопределённая форма глагола. Основа глаголов неопределённой формы. |
| 16.02 |
| |||||
107 | Р/речи. Сочинение-фантазия «Что прошептала мне снежинка?». | р/р Соч. | 17.02 |
| |||||
108 | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Неопределенная форма глагола. Словарный диктант | С/ Д | 18.02 |
| |||||
109 | Неопределённая форма глаголов. |
| 19.02 |
| |||||
110 | Правописание глаголов с частицами – СЯ, - СЬ |
| 20.02 |
| |||||
111 | Время глагола. |
| 25.02 |
| |||||
112 | Изменение глагола по лицам и числам. |
| 25.02 |
| |||||
113 | Глаголы настоящего и будущего времени. |
| 26.02 |
| |||||
114 | Образование глаголов прошедшего времени. |
| 27.03 |
| |||||
115 | Род и число глаголов прошедшего времени. ЗТФ по теме: «Изменение глаголов в прошедшем времени» (30мин). | ЗТФ | 2.03 |
| |||||
116 | Работа над ошибками. Первое и второе спряжение глаголов. |
| 3.03 |
| |||||
117 | Р/речи. Изложение повествовательного текста с элементами описания. | р/р Изл. | 4.03 |
| |||||
118 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Спряжение глагола. Словарный диктант. | С/ Д | 5.03 |
| |||||
119 | Безударные окончания глаголов I спряжения. |
| 6.03 |
| |||||
120 | Правописание безударных окончаний глаголов II спряжения. |
| 10.03 |
| |||||
121 | Глаголы- исключения II спряжения. |
| 11.03 |
| |||||
122 | Закрепление темы « Спряжение глаголов». |
| 12.03 |
| |||||
123 | Распознавание спряжения у глаголов исключений |
| 13.03 |
| |||||
124 | Контр/ работа № 8 . Диктант по теме: «Правописание безударных окончаний глаголов Ӏ и ӀӀ спряжения »(45 мин). | К/ Д | 16.03 |
| |||||
125 | Работа над ошибками. Глаголы исключения. |
| 17.03 |
| |||||
126 | Правописание глаголов на –ТСЯ, -ТЬСЯ. |
| 18.03 |
| |||||
127 | Р/речи. Сочинение-рассуждение «О чем звенит капель?» | р/р Соч | 19.03 |
| |||||
128 | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Правописание безударных окончаний глаголов. |
| 20.03 |
| |||||
129 | Безударные окончания глаголов настоящего времени. Словарный диктант | С/ Д | 30.03 | 4 четверть | |||||
130 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. |
| 31.03 |
| |||||
131 | Мягкий знак в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа. |
| 1.04 |
| |||||
132 | Правописание окончаний глаголов 2-го лица единственного числа. |
| 2.04 |
| |||||
133 | Изменение глаголов по родам и числам. Правописание окончаний глаголов. |
| 3.04 |
| |||||
134 | Контрольная работа №9. Списывание текста по теме: «Правописание личных окончаний глаголов» (45 мин). | К/Сп | 6.04 |
| |||||
135 | Работа над ошибками, допущенными при списывании. Прошедшее время глаголов. Суффикс -л-. |
| 7.04 |
| |||||
136 | Глаголы близкие и противоположные по значению. |
| 8.04 |
| |||||
137 | Р/речи. Изложение с элементами рассуждения. | р/рИзл | 9.04 |
| |||||
138 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Особенности употребления глаголов в речи. |
| 10.04 |
| |||||
139* | Родовые окончания глаголов. Словарный диктант. | С/ Д | 13.04 |
| |||||
140 | Повторение и обобщение по теме «Спряжение глаголов». |
| 14.04 |
| |||||
141 | Глагол как главный член предложения. |
| 15.04 |
| |||||
142 | Упражнение в написании безударных окончаний глаголов. |
| 16.04 |
| |||||
143 | Повторение по теме «Время глагола». |
| 17.04 |
| |||||
144 | Правописание глаголов в неопределённой форме . |
| 20.04 |
| |||||
145 | Закрепление и обобщение темы «Глагол». |
| 21.04 |
| |||||
146 | Контрольная работа№10. Диктант по теме «Личные окончания глаголов» (45 мин). | К/ Д | 22.04 |
| |||||
147 | Краевая контрольная работа | ККР | 23.04 |
| |||||
148 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение по теме: «Глагол». |
| 24.04 |
| |||||
НАРЕЧИЕ. 3 ч | |||||||||
Цель: Формирование знаний о лексико-грамматических признаках наречий Задачи: -Обеспечить усвоение особенностей лексико-грамматических признаков наречий; -Научить правописанию суффиксов - о, - а в наречиях; -Развивать самостоятельность, культуру поведения на уроке. Универсальные учебные действия Создание условий для формирования следующих умений: 1. Личностные:
2. Метапредметные:
2.3. Коммуникативные –
3. Предметные –
Характеристика деятельности учащихся: Выделять наречия среди других частей речи . Устанавливать лексическое значение наречий. Характеризовать особенности грамматических признаков наречий. Работать в паре: подготавливать варианты предложений, обсуждать их, выбирать и записывать наиболее удачные из них, договариваться. Обсуждать и оценивать результат выполнения работы Отвечать на вопросы. Устанавливать, каким членом предложения является наречие.
| |||||||||
149 | Наречие. Общие сведения о наречии. |
| 27.04 |
| |||||
150 | Определение наречий и их значение. Словарный диктант | С/ Д | 28.04 |
| |||||
151* | Правописание суффиксов - о, - а в наречиях. |
| 29.04 |
| |||||
ПОВТОРЕНИЕ (ОБОБЩЕНИЕ) ПРОЙДЕННОГО 20ч В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ. | |||||||||
Цель: Обобщение пройденного материала по темам: «Предложение» и «Части речи». Задачи: -Обобщить и закрепить пройденный материал по теме: предложение и части речи. -Развивать культуру поведения на уроке. -Воспитывать интерес к познанию основ русского языка;
Универсальные учебные действия Создание условий для формирования следующих умений: 1. Личностные:
ответственно относиться к своей УД 2. Метопредметные:
- какая группа слов составляет предложение; как связаны слова в предложении;
2.3. Коммуникативные –
3. Предметные:
Характеристика деятельности учащихся Объяснять, какая группа слов составляет предложение. Выделять в предложении главные члены. Устанавливать соответствие между представленной моделью предложения и предложением. Продолжать рассказ по его началу (работать в паре). Использовать изученные орфограммы в практической деятельности; Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; Работать в паре: подготавливать варианты предложений, обсуждать их, выбирать и записывать наиболее удачные из них, договариваться. Обсуждать и оценивать результат выполнения работы Отвечать на вопросы.
| |||||||||
152 | Знаки препинания в предложениях. Предложение. Словосочетание. |
| 30.04 |
| |||||
153 | Предложения с однородными членами. |
| 4.05 |
| |||||
154 | Простые предложения в составе сложного. |
| 5.05 |
| |||||
155 | Проверочный тест по теме «Предложение» (30 мин). Словосочетание. | ЗТФ | 6.05 |
| |||||
156 | Работа над ошибками, допущенными в заданиях теста. Обобщение знаний по теме «Имя существительное». |
| 7.05 |
| |||||
157 | Контрольная работа №11. Изложение «Лесные богатства» (45 мин). | К/Изл | 8.05 |
| |||||
158 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Обобщение знаний по теме "Имя прилагательное". |
| 11.05 |
| |||||
159 | Административная контрольная работа №12 по пройденному материалу за курс начальной школы (45мин.). | АКР | 12.05 |
| |||||
160 | Работа над ошибками. Грамматические признаки частей речи.
|
| 13.05 |
| |||||
161 | Слова с непроверяемыми написаниями. Словарный диктант. | С/ Д | 14.05 |
| |||||
162 | Правописание парных звонких и глухих согласных. |
| 15.05 |
| |||||
163 | Правописание мягкого знака. |
| 18.05 |
| |||||
164 | Правописание безударных личных окончаний в разных частях речи |
| 19.05 |
| |||||
165 | Личное местоимение и имя существительное. Административный контроль |
| 20.05 |
| |||||
166 | Повторение темы «Наречие» |
| 21.05 |
| |||||
167 | Р/речи. Сочинение-рассуждение «Кем я хочу быть?». | р/р Соч | 22.05 |
| |||||
168 | Работа над ошибками. Повторение по теме «Части речи». |
| 25.05 |
| |||||
169 | Упражнение в написании слов на изученные орфограммы. |
| 26.05 |
| |||||
170 | «Весёлая грамматика» - грамматические признаки частей речи. |
| 27.05 |
|
СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРЕДМЕТУ
"Дидактический материал для" 4 кл. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е..М/"Просвещение"-2012.
"Поурочные планы по учебнику" Русский язык 4 кл. Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой Издательство" И.В.Перекрёстова Издательство: Волгоград. "Учитель" 2013 г.,
"Поурочное планирование по русскому языку" к учебнику Л.М. Хохловой "Русский язык. В 2-х частях.. 4класс О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова
Издательство: Москва "АСТ- Астрель " 2012;
"Тренинговые упражнения" Русский язык. 4 класс. Н.В. Лободина. Издательство: Волгоград "Учитель" 2012;
"Тематический тестовый контроль по русскому языку в начальной школе" Н.Г.Кувашова, Издательство Волгоград"Учитель" 2014
"Зачётная тетрадь. Тематический контроль знаний учащихся" (Практическое пособие) В.Т.Голубь, Издательство: Воронеж ЧП Лакоценин С,С. 2006
"Я выучу словарные слова!" сборник задач и упражнений по русскому языку для 4 класса. - М.: "Грамотей", 2005;
"Сочинения по картинам в н7ачальных классах" В.И.Воробьёва Издательство: Тула "Родничок" 2004;
" 100 минисочинений" 4 класс. С.А.Есенина Издательство: Москва "Грамотей" 2005.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННОЙ УЧАЩИМСЯ
Словари: орфографический, толковый и др..
Рабочая тетрадь к учебнику русского языка.
Правила и упражнения по русскому языку. 4 класс. - Издательский Дом "Литера", 2009 г. (Серия "Учёный кот")
"Почему так говорят" Фразеологический словарик школьника. О.Д.Ушакова,Издательский дом "ЛИТЕРА"Санк-Петербург 2005;
Как научить вашего ребёнка писать сочинения" 4 классИздательство М.:"Грамотей" 2005
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ,
Учебно-методические комплекты по русскому языку для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради).
Стандарт начального образования по русскому языку.
Примерная программа начального образования по русскому языку.
Комплекты букв и сочетаний (слоги).
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального образования по русскому языку.
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в стандарте начального образования по русскому языку.
Словари всех типов по русскому языку.
Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Компьютер.
Цифровые образовательные ресурсы.
Наборы ролевых игр по темам: «Зоопарк», «Транспорт».
Настольные развивающие игры.
Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
ДИКТАНТ.
Объем диктанта:
1-й класс – 15-17 слов.
2-й класс – 1-2 четверть – 25-35 слов.
3-4 четверть – 35-52 слова.
3-й класс – 1-2 четверть – 45-53 слова.
3-4 четверть – 53-73 слова.
4-й класс – 1-2 четверть – 58-77 слов.
3-4 четверть – 76-93 слова.
Отметка "5" – за работу, в которой нет ошибок.
Отметка "4" – за работу, в которой допущено 1-2 ошибки.
Отметка "3" – за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.
Отметка "2" – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Учет ошибок в диктанте:
1. Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку (например, ученик дважды в слове "песок" написал вместо "е" букву "и").
2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву "т" вместо "д" в слове "лошадка" и букву "с" вместо "з" в слове "повозка").
Ошибкой считается:
1. Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.
2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями).
3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
Примечание.
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения.
При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученное правило, в особенности на давно изученные орфограммы.
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
Отметка "5" – без ошибок.
Отметка "4" – правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
Отметка "3" – правильно выполнено не менее 1/2 заданий
Отметка "2" – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Отметка "5" – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
Отметка "4" – за работу, в которой допущена 1 ошибка и 1-2 исправления.
Отметка "3" – за работу, в которой допущены 2-3 ошибки и 1-2 исправления.
Отметка "2" – за работу, в которой допущены 4 и более ошибок.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Объем: 2-й класс – 8-10 слов. 3-й класс – 10-12 слов. 4-й класс – 12-15 слов. | Отметка "5" – без ошибок. Отметка "4" – 1 ошибка и 1 исправление. Отметка "3" – 2 ошибки и 1 исправление. Отметка "2" – 3-5 ошибок. |
СОЧИНЕНИЕ И ИЗЛОЖЕНИЕ.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая—за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.
Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае
Первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
ИЗЛОЖЕНИЕ.
Отметка за содержание и речевое оформление:
Отметка "5" – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст.
Отметка "4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.
Отметка "3" – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.
Отметка "2" – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.
Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:
Отметка "5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.
Отметка "4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.
Отметка "3" – имеются 3-6 орфографические ошибки и 1-2 исправления.
Отметка "2" – имеются более 6 орфографических ошибок.
СОЧИНЕНИЕ.
Отметка за содержание и речевое оформление:
Отметка "5" – логически последовательно раскрыта тема.
Отметка "4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.
Отметка "3" – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.
Отметка "2" – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.
Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:
Отметка "5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.
Отметка "4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.
Отметка "3" – имеются 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
Отметка "2" – имеются более 6 орфографических ошибок.
Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:
Отметка «5» – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.
Отметка «4» – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.
Отметка «3» – имеются 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
Отметка «2» – имеются более 6 орфографических ошибок.
ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ
При проверке работ проставляется количество баллов за выполнение каждой единицы содержания работы. Количество набранных баллов переводится в значение коэффициента. Для этого набранные учеником баллы необходимо разделить на максимальное количество баллов, предусмотренными данными заданиями.
Значение коэффициента | Отметка |
0,5 и ниже | «2» |
0,51 – 0,74 | «3» |
0,75 – 0,94 | «4» |
0.95 - 1 | «5» |
УСТНЫЙ ОПРОС
Отметка «5» - если ответ полный, с использованием специальной терминологии, логичности и аргументированности изложения с использованием широкой доказательной базы.
Отметка «4» - если ответ полный, с использованием специальной терминологии, логичности и аргументированности изложения, с использованием широкой доказательной базы с небольшими недостатками и неточностями.
Отметка «3» - если ответ неполный, не содержит основных параметров и понятий, а изложенный материал носит фрагментарный характер.
Отметка «2» - если ученик не знает ответ на вопрос.
РАБОТА С ДЕФОРМИРОВАННЫМ ТЕКСТОМ
«5» - ставится за правильное построение предложений и аккуратное выполнение работы;
«4» – ставится, если есть недочеты в построении 1-2 предложений, допущены 1 – 2 орфографические ошибки.
«3» – ставится, если в работе неправильно составлены 2 предложения, допущены 3 орфографические ошибки.
«2» – ставится, если в работе большая часть предложений оформлены неправильно, допущено более 3 орфографических ошибок.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ,
Учебно-методические комплекты по русскому языку для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради).
Стандарт начального образования по русскому языку.
Примерная программа начального образования по русскому языку.
Комплекты букв и сочетаний (слоги).
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального образования по русскому языку.
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в стандарте начального образования по русскому языку.
Словари всех типов по русскому языку.
Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Компьютер.
Цифровые образовательные ресурсы.
Наборы ролевых игр по темам: «Зоопарк», «Транспорт».
Настольные развивающие игры.
Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.