МБОУ «Дубровская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Руководитель РМО учителей Директор МБОУ «Дубровская СОШ»
русского языка и литературы
________________ Е. Ю. Петрова __________________ Г. П. чазова
«____» ____________ 2015 г. «____» ____________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
5 класс
Разработчик
Бушуева Тамара Веденеевна,
учитель русского языка и литературы
С. Дуброво
I. Пояснительная записка
Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Вместе с тем очевидно, что положение с обучением предмету «Русский язык» в общей основной школе требует к себе самого серьезного внимания. Анализ состояния преподавания русского языка показывает, что школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся, их орфографическую и пунктуационную грамотность; недостаточно формируются навыки и умения специализированной устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке изучаются изолированно и не используются для формирования практической речевой деятельности на родном языке. Это означает, что проблема соотношения знания о языке и практического владения языком все ещё не решена. Кроме того, курс родного языка оторван от параллельно изучаемого иностранного языка, практически никак не связан с «неязыковыми» школьными предметами, а с курсом литературы учитель вынужден искусственно устанавливать так называемые межпредметные связи.
Делая попытку найти пути решения указанных проблем, авторы не могут не учитывать и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС. Поэтому в основу настоящей программы положены психолого-педагогические и дидактические принципы развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100»
II. Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100».
А. Личностно - ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Б. Культурно - ориентированные принципы: принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно - ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Психологической основой данного курса является «теория обобщения» В.В. Давыдова. В соответствии с этой теорией знания общего и абстрактного характера представлены в начале изучения русского языка в 5-м классе; более частные и конкретные знания выводятся из общих знаний как из единой основы. По мнению психологов этого направления и методистов, разделяющих эту точку зрения (см. труды Л.А. Тростенцовой и др.), при таком расположении грамматического, орфографического и пунктуационного материала усиливается практическая направленность курса, активизируется практическое использование получаемых знаний, ускоряется формирование соответствующих умений и навыков на теоретической основе. В раздел «Повторение и углубление курса начальной школы» (5-й класс) вынесены такие обобщенные понятия, как слово, морфема, часть речи, предложение, текст, орфограмма, пунктуационно-смысловой отрезок. В течение всего последующего времени (5–9-й классы) эти понятия конкретизируются, представление о них обогащается новым знанием.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса составлена на основе Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку.
1) Учебник «Русский язык» (авт. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И.В.). Изд. 4 –е. перераб. – М.: Баласс, 2014 г..
2) Методические рекомендации для учителя (авт. Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Исаева Н.А.). - М.: Баласс, 2014.
На обучение русскому языку в 5 классе в соответствии с Федеральным базисным учебным планом отводится 204 часа (6 часов в неделю).
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебных процессов
Ведущее место предмета « Русский язык» в системе общения образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка формирует представления о языке как об основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная речь - это показатель культуры человека. На уроках русского языка учащиеся получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является основой всего процесса обучения. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим предметам.
V. Содержание учебного предмета
Слово в языке и речи
(повторение и углубление курса начальной школы)
Слово и его звуковая оболочка. Звуки языка, гласные и согласные звуки. Ударные и безударные гласные. Согласные звонкие и глухие (парные и непарные), твёрдые и мягкие (парные и непарные). Обозначение звуков на письме. Способы обозначения твёрдости и мягкости согласных, звука [j,]. Сопоставление звукового и буквенного состава слова. Алфавит. Использование знания алфавита при поиске информации в разных источниках, в SMS-сообщениях. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных на письме. Слог, слогоделение. Ударение. Элементы фонетической транскрипции.
Орфограмма. Опознавательные признаки орфограмм. Условия выбора орфограммы. Орфографический словарь.
Нормы произношения звуков речи. Орфоэпический словарь. Буквы ё, о после букв шипящих в корне слова. Вклад В.К. Тредиаковского в развитие отечественной фонетики и орфоэпии (ознакомление). Основные выразительные средства фонетики.
Слово и его лексическое значение.
Лексика. Лексическое значение слова.
Роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Словарный запас человека как показатель его интеллектуального и речевого развития.
Основные способы толкования лексического значения слова: объяснение в толковом словаре, синонимия, антонимия; через значение морфем, составляющих слово.
Толковый словарь. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Многозначные слова и омонимы.
Вклад В.И. Даля в развитие русской лексикологии и лексикографики (ознакомление).
Синонимы. Словарь синонимов. Синонимы стилистически нейтральные и стилистически окрашенные (наблюдение). Антонимы. Словарь антонимов.
Морфемика. Словообразование. Морфема – значимая часть слова. Основа как носитель лексического значения слова. Производная и непроизводная основа. Производящая основа.
Корень слова как основной носитель лексического значения слова. Чередование гласных и согласных звуков в корне. Правописание букв безударных гласных в корне: 1) проверяемых ударением; 2) не проверяемых ударением. Правописание корней с чередованием букв а и о (-лаг- – -лож-, -раст- (-ращ-) – -рос-, -гар- – -гор-, -зар- – -зор-).
Значения приставок и суффиксов как составляющих компонентов лексического значения слова. Основные выразительные средства словообразования. Правописание букв гласных и согласных в приставках. Значение приставок пре- и при-. Буквы е и и в приставках пре- и при-.
Буквы з, с на конце приставок. Буквы ы, и после приставок на согласные. Значения суффиксов.
Основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, сложение). Правописание сложных слов. Сложносокращённые слова. Правописание сложносокращенных слов.
Грамматическое значение слова.
Окончание как одно из средств выражения грамматического значения слова. Форма слова.
Морфологические признаки слов.
Часть речи как группа слов, имеющих:
1) одно и то же общее грамматическое значение;
2) одни и те же морфологические и синтаксические признаки.
Знаменательные и служебные части речи, функции служебных слов. Междометия.
Вклад М.В. Ломоносова в развитие отечественной науки о языке (ознакомление).
Слово в предложении.
Номинативная функция слова и словосочетания, коммуникативная функция предложения. Интонация, смысловая роль интонации.
Сочинительная связь между словами. Подчинительная связь между словами.
Словосочетание. Главное и зависимое слово. Функция словосочетания.
Слово как член предложения. Главные члены предложения. Грамматическая основа предложения. Односоставные и двусоставные предложения (ознакомление).
Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Предложение распространённое и нераспространённое. Понятие смыслового отрезка, требующего пунктуационного оформления. Однородные члены предложения. Интонация перечисления. Знаки препинания при однородных членах предложения. Предложения с обобщающим словом при однородных членах. Двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами.
Обращение как смысловой отрезок предложения. Интонация при обращениях. Знаки препинания в предложении с обращениями.
Вводные слова как смысловой отрезок предложения, их функция (ознакомление). Основные группы вводных слов (ознакомление). Интонация при вводных словах. Знаки препинания в предложениях с вводными словами.
Сложное предложение. Средства связи частей сложного предложения.
Сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное предложение (ознакомление).
Интонация как средство связи частей сложного предложения, смысловая функция интонации.
Запятая между частями сложного предложения.
Слово в тексте.
Развитие речи. Чтение и работа с информацией.
Текст и его признаки. Тема. Основная мысль. Развитие мысли в тексте. Заголовок. Ключевые слова. Деление текста на абзацы. Простой план текста.
Типы речи – повествование, описание, рассуждение и их основные особенности.
Текст-описание. Подробное изложение текста-описания. Сочинение-описание пейзажа по личным наблюдениям. Сочинение-описание пейзажа по картине.
Текст-повествование. Подробное изложение текста-повествования.
Разговорный и книжный стили речи. Слово как носитель стилистических значений. Слова нейтральные и стилистически окрашенные.
Научный стиль речи (задачи речи, сфера употребления, характерные языковые средства).
Учебно-научный текст. Изучающее и ознакомительное чтение.
Монологическая и диалогическая речь. Оформление диалога на письме.
Знаменательные (самостоятельные) слова
Слова со значением «предмет»
Имя существительное в языке и речи.
Имя существительное как часть речи. Лексическое значение имен существительных.
Общее грамматическое значение имени существительного. Понимание «предмета» в широком и узком значении. Грамматическое понятие «предмет». Опредмеченный признак, действие.
Способы образования имен существительных (морфологические и сложение). Гласные в суффиксах имен существительных -ек-, -ик-. Буквы ч, щ в суффиксе имён существительных -чик- (-щик-). Буквы о и е после букв шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных.
Морфологические признаки имён существительных.
Постоянные и непостоянные морфологические признаки.
Имена существительные собственные/нарицательные, одушевлённые/неодушевлённые.
Большая буква в именах собственных; выделение имён собственных кавычками.
Род имён существительных. Существительные общего рода.
Число имён существительных. Существительные, имеющие форму только множественного числа. Существительные, имеющие форму только единственного числа.
Падеж. Именительный падеж единственного числа как начальная, словарная форма имени. Косвенные падежи.
Склонение имён существительных. Типы склонения. Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные. Буквы е, и в падежных окончаниях имён существительных. Особенности склонения имён существительных на -ия, -ий, -ие. Сочетательные возможности имён существительных. Лексическая сочетаемость имён существительных. Грамматическая сочетаемость имён существительных. Определительные отношения «предмет + его признак»: «имя существительное + имя прилагательное», «имя существительное + имя существительное» (корзина с яблоками).
Роль имени существительного в предложении.
Имя существительное в качестве подлежащего.
Имя существительное в качестве дополнения. Дополнение прямое и косвенное.
Имя существительное в качестве определения (ознакомление).
Имя существительное в качестве обстоятельства.
Имя существительное в качестве сказуемого. Составное именное сказуемое (ознакомление).
Тире между подлежащим и сказуемым. Интонационное оформление предложений с именем существительным в качестве сказуемого.
Текст. Текстообразующая роль имён существительных.
Указательные слова-местоимения. Местоимения-существительные
Местоимение в языке и речи.
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений (ознакомление).
Морфологические признаки местоимений, указывающих на предмет (местоимений-существительных).
Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Буква Н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Лицо местоимений. Род личных местоимений. Число личных местоимений.
Возвратное местоимение СЕБЯ. Склонение возвратного местоимения.
Вопросительно-относительные местоимения КТО, ЧТО. Склонение местоимений кто, что.
Неопределённые местоимения кто-то, некто, что-то, нечто, что-нибудь и др. Склонение неопределенных местоимений. Правописание не- в неопределенных местоимениях. Дефис в неопределенных местоимениях.
Отрицательные местоимения никто, ничто, некого, нечего. Склонение отрицательных местоимений. Слитное и раздельное написание не- и ни- в отрицательных местоимениях. Различение на письме приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях.
Роль меcтоимений-существительных в предложении. Местоимения в тексте.
Слова со значением «действие или состояние предмета»
Глагол в языке и речи.
Глагол как часть речи. Лексическое значение глаголов.
Общее грамматическое значение глагола. Основные способы словообразования глаголов.
Морфологические признаки глагола. Постоянные и непостоянные признаки.
Неопределенная форма глагола. Переходность/непереходность, возвратность/невозвратность.
Вид глагола. Гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-). Буквы е и и в корнях с чередованием. Буквы а и о в корне -кас- – -кос-. Лексическое значение глаголов разных видов.
Способы образования видовых пар: суффиксальный, приставочный.
Спряжение. I и II спряжение. Разноспрягаемые глаголы.
Правописание гласных в безударных личных окончаниях глагола.
Наклонение. Способы образования форм наклонения.
Раздельное написание частицы бы (б) с глаголом в условном наклонении.
Буквы ь и и в глаголах повелительного наклонения.
Настоящее и будущее время глагола. Лицо и число. Прошедшее время глагола. Род.
Способы образования форм времени. Основа настоящего/будущего времени.
Правописание букв гласных перед суффиксом -л- в форме прошедшего времени. Безличные глаголы.
Глагол в предложении.
Роль глагола в предложении. Простое и составное глагольное сказуемое (ознакомление).
Глагол в тексте. Глагол в художественном тексте.
Развитие речи.
Взаимодействие типов речи. Подробное изложение художественного текста-повествования с элементами описания. Сочинение-рассказ о случае из жизни.
Текст-рассуждение. Сочинение-рассуждение.
Повторение изученного в 5-м классе.
VI. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Русский язык»
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5-го класса позволяет организовать учебный процесс с учётом всех основных направлений работы по русскому языку в рамках Образовательной системы «Школа 2100».
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5-го класса содержит четыре тематических блока: «Слово в языке и речи (повторение и углубление курса начальной школы», «Слова со значением «предмет», «Слова со значением «действие предмета», «Повторение и систематизация изученного». Эти тематические блоки в свою очередь подразделены на шесть разделов: «Введение», «Слово в языке и речи», «Имя существительное в языке и речи», «Местоимения-существительные в языке и речи», «Глагол в языке и речи», «Повторение и систематизация изученного».
Развитие речи учащихся не выделяется в специальный раздел для изучения, но является одним из ведущих сквозных направлений в курсе русского языка 5-го класса. Развитие устной художественной речи осуществляется в ходе выполнения заданий к свободным диктантам и изложениям художественных текстов. На развитие письменной учебно-научной речи направлены изложения учебно-научного текста, письменные ответы на вопросы по изучаемой теме. Система работы по развитию письменной разговорной речи с элементами художественной строится таким образом, чтобы все виды работ по данному направлению были тесно связаны с изучаемым материалом и направлены на его использование в собственной речи, поэтому подавляющее большинство заданий предлагает создание детьми собственных текстов. Это прежде всего сочинения-миниатюры, которые равномерно распределяются по разделам и имеют специальное языковое задание и рабочие материалы. В данную систему органично включаются и упражнения на развитие письменной художественной речи (изложения).
Межпредметные связи на уроках русского языка. В школе изучается в основном русский литературный язык, поэтому наиболее тесные связи русского языка как предмета осуществляются с литературой. При обучении русскому языку широко используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста, а также отдельные типы речи (повествование, описание и рассуждение). Связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для этих предметов виды работ (обучение изложению, пересказу, сочинению и т. п.). Одинаковые лингвистические понятия имеют место в курсе изучаемых иностранных языков (подлежащее, сказуемое, член предложения и т. д.). Близкие понятия содержатся в курсе литературы, изобразительного искусства (антоним, антитеза, контраст, изобразительное средство); на уроках истории учащиеся знакомятся с архаизмами, историзмами, заимствованными словами, широко вводят их в речь; при изучении географии — с вопросами народонаселения и языковыми группами; на уроках биологии — с вопросами мышления и речи; при занятиях музыкой — со звуком, тембром, интонацией.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
Эти цели обусловливают следующие задачи:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Предполагаемые результаты обучения
Результаты изучения курса «Русский язык» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно - ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Система оценивания
достижений учащихся включает в себя оценивание контрольных, самостоятельных, практических работ, тестовых заданий, сочинений, устных ответов учащихся. В связи с этим учащимся будет предложен ряд контрольных, самостоятельных, практических работ, написание сочинений.
Знания, умения и навыки учащихся оцениваются на основании устных ответов и письменных работ по пятибалльной системе оценивания.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку описаны в конце рабочих планов ко всем классам.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Отметка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Отметка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «2».
Оценка сочинений и изложений
Примерный объем текста для подробного изложения: в VIII классе – 250-300 слов, Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в VIII классе — 2,0-3,0 страницы. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками.
VII. Материально -техническое обеспечение образовательного процесса
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И.В. Русский язык: Учебник для 5-го класса основной школы.- Изд. 4-е, перераб – М.: Баласс, 2014 (Образовательная система «Школа 2100»).
Бунеева Е.В. Русский язык. 5-й класс. Методические рекомендации для учителя. - Изд. 3-е, перераб М.: Баласс, 2014.
Тематическое планирование по русскому языку в 5 классе (204 часа) (Бунеевы)
№ | Дата | Раздел, тема | Ко-личчас |
План | Факт |
| | | 1 четверть Слово в языке и речи (Повторение и углубление курса начальной школы) | |
| | | Введение. Ты изучаешь русский язык | 2 |
1 | | | Язык как средство общения. | 1 |
2 | | | Роль родного языка в духовной жизни человека. | 1 |
| | | Слово и его звуковая оболочка | 14 |
3 | | | Звуки языка. Гласные и согласные звуки. | 1 |
4 | | | Звук и буква. Двойная роль букв Е –Ё- -Ю- Я | 1 |
5 | | | Звук и слог. Деление слова на слоги и для переноса. | 1 |
6 | | | Фонетический разбор. | 1 |
7 | | | Орфограмма. Опознавательный признак орфограммы. | 1 |
8 | | | Проверяемые и непроверяемые буквы согласных. Буквы непроизносимых согласных в корне слова. | 1 |
9-10 | | | Р.р. Подробное изложение текста-описания. | 2 |
11 | | | Р р. Условия выбора орфограммы Ь и Ъ. Соч. - описание по личным впечатлениям. | 1 |
12 | | | Нормы произношения звуков речи. | 1 |
13 | | | Буквы О - Ё после шипящих в корне слова. | 1 |
14 | | | Развитие орфографических умений. Свободный диктант. | 1 |
15 | | | Р.р. Соч- описание пейзажа по картине И. И. Левитана «Золотая осень». | 1 |
16 | | | Диктант. | 1 |
| | | Слово и его лексическое значение | 6 |
17 | | | Лексика. Лексическое значение слова | 1 |
18 | | | Способы толкования лексического значения слова. В. И. Даль. | 1 |
19 | | | Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. | 1 |
20 | | | Многозначные слова и омонимы. | 1 |
21 | | | Синонимы. Словарь синонимов | 1 |
22 | | | Антонимы. Словарь антонимов | 1 |
| | | Слово, его образование и строение | 21 |
23 | | | Основа слова – носитель его лексического значения. | 1 |
24 | | | Морфема – значимая часть слова. Словообразующие и формообразующие морфемы | 1 |
25 | | | Проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова | 1 |
26 | | | Буквы А- О в корне -лаг- – -лож- | 1 |
27 | | | Буквы А - О в корне -раст- (-ращ-) – рос- | 1 |
28 | | | Развитие орфографических умений | 1 |
29 | | | Буквы а–о в корне -гар- – -гор-. | 1 |
30 | | | Р/р Свободный диктант | 1 |
31 | | | Буквы а–о в корне -зар- – -зор-. | 1 |
32 | | | Р/р Свободный диктант | 1 |
33 | | | Приставка как словообразующая морфема. Значения приставок. | 1 |
34 | | | Буквы Е - И в приставках пре- при- | |
35 | | | Развитие орфографических умений | 1 |
36 | | | Буквы з и с на конце приставок. Р/р Свободный диктант | 1 |
37 | | | Буквы Ы – И после приставок | 1 |
38 | | | Суффикс как словообразующая морфема. Значения суффиксов | 1 |
39 | | | Способы образования слов. | 1 |
40 | | | Словообразовательный и морфемный разбор | 1 |
41 | | | Сложные и сложносокращённые слова, образование и правописание | 1 |
42 | | | Контрольный диктант с самопроверкой | 1 |
43 | | | Пишем правильно. Работа над ошибками. | 1 |
| | | Грамматическое значение слова | 4 |
44 | | | Окончание как формообразующая морфема. Форма слова. Р/р Сочинение-описание по опорным словам | 1 |
45 | | | Морфологические признаки слов (самостоятельных частей речи) | 2 |
47 | | | Служебные части речи | 1 |
| | | Слово в предложении | 22 |
48 | | | Слово в словосочетании и предложении | 1 |
49 | | | Слово как член предложения. Главные члены предложения | 1 |
50 | | | Второстепенные члены предложения. Определение | 1 |
51 | | | Второстепенные члены предложения. Дополнение | 1 |
52 | | | Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. Виды обстоятельств (ознакомление) | 1 |
53 | | | Роль знаков препинания в письменной речи. Однородные члены предложения – смысловые отрезки, их признаки. | 1 |
54 | | | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 |
| | | 2 четверть | |
55 | | | Предложения с обобщающим словом при однородных членах. | 1 |
56 | | | Знаки препинания в предложениях, содержащих обобщающие слова перед однородными членами | 1 |
57 | | | Обращение – смысловой отрезок, его признаки. | 1 |
58 | | | Знаки препинания в предложениях с обращениями | 1 |
59 | | | Вводные слова – смысловые отрезки, их признаки (ознакомление). | 1 |
60 | | | Знаки препинания в предложениях с вводными словами (ознакомление) | 1 |
61 | | | Синтаксический разбор простого предложения | 1 |
62 | | | Сложное предложение. Части сложного предложения – смысловые отрезки | 1 |
63 | | | Р/р Подробное изложение текста-повествования | 1 |
64 | | | Синтаксический разбор сложного предложения. | 1 |
65 | | | Знаки препинания и их роль в письменной речи (завершение, разделение, выделение) | 1 |
66 | | | Средства связи частей сложного предложения. Сочинительная связь между частями сложного предложения. Сложносочинённое предложение (ознакомление) | 1 |
67 | | | Бессоюзная связь между частями сложного предложения. Бессоюзное сложное предложение (ознакомление) | 1 |
68 | | | Подчинительная связь между частями сложного предложения. Сложноподчинённое предложение (ознакомление) | 1 |
69 | | | Контрольный диктант с самопроверкой | 1 |
| | | 6. Слово в тексте | 11 |
70 | | | Художественный и научный текст | 1 |
71 | | | Р/р Подробное изложение художественного текста-описания | 2 |
73 | | | Р/р Учебно-научный текст. Изучающее чтение. Освоение приёмов изучающего чтения | 2 |
75 | | | Р/р Монологическая и диалогическая речь. | 1 |
76 | | | Знаки препинания при оформлении диалога на письме | 1 |
77 | | | Р/р Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Разговорный стиль | 1 |
78 | | | Р/р Подробное изложение текста, включающего диалог | 2 |
80 | | | Р/р Сочинение-повествование с элементами описания | 1 |
| | | Знаменательные (самостоятельные) слова. Слова со значением «предмет». 7. Имя существительное в языке и речи | 39 |
81 | | | Лексическое значение имени сущ - го. Имя сущ. как часть речи | 1 |
82 | | | Способы образования имён существительных | 2 |
84 | | | Буквы гласных в суффиксах имён существительных -ек, -ик | 1 |
85 | | | Буквы Ч – Щ в суффиксах имён существительных -чик (-щик). | 1 |
86 | | | Развитие орфографических умений | 1 |
87 | | | Буквы О – Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имён существительных | 2 |
89 | | | Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква и кавычки в именах собственных | 1 |
90 | | | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | 1 |
91 | | | Род имён существительных | 1 |
92 | | | Имена существительные общего рода | 2 |
94 | | | Число имён существительных. Нормы образования и употребления форм числа | 1 |
95 | | | Контрольный диктант с самопроверкой за полугодие | 1 |
96 | | | Пишем правильно (работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте) | 1 |
| | | 3 четверть | |
97 | | | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 1 |
98 | | | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | 1 |
99 | | | Р/р Сочинение по картине И. И. Шишкина «Сосны, освещённые солнцем» | 1 |
100 | | | Падеж. Склонение имён существительных | 1 |
101 | | | Разносклоняемые имена существительные | 1 |
102 | | | Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых сущ-ых. | 1 |
103 | | | Р/р Соч.-миниатюра (повествование) с использованием несклон.сущ -х | 1 |
104 | | | Буквы Е -И в падежных окончаниях имён существительных. | 1 |
105 | | | Правописание имён существительных на -ия, -ие, -ий | 1 |
106 | | | Развитие орфографических умений | 1 |
107 | | | Имя сущ. как член предложения. Имя сущ. в роли подлежащего. Однородные подлежащие и знаки препинания при них | 1 |
108 | | | Имя сущ. в роли дополнения. Прямое и косвенное дополнение | 1 |
109 | | | Имя существительное в роли определения (ознакомление) | 1 |
110 | | | Имя существительное в роли обстоятельства. | 1 |
111 | | | Различение дополнений и обстоятельств, выраженных именами сущ. | 1 |
112 | | | Имя сущ. в роли сказуемого. Сост. именное сказуемое (ознакомление) | 1 |
113 | | | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 |
114 | | | Контрольный диктант с самопроверкой | 1 |
115 | | | Пишем правильно (работа над ошибками в диктанте) | 1 |
116 | | | Морфологический разбор имени существительного | 1 |
117 | | | Имена существительные в тексте | 1 |
118 | | | Р/р Подробное изложение текста-повествования с элементами описания | 1 |
119 | | | Р/р Сочинение-рассказ о случае из своей жизни | 1 |
| | | Указательные слова-местоимения 8. Местоимения - существительные в языке и речи | 18 |
120 | | | Разряды местоимений. Местоимения-существительные. | 1 |
121 | | | Личные местоимения-существительные | 1 |
122 | | | Возвратное местоимение-существительное СЕБЯ | 1 |
123 | | | Вопросительные местоимения-существительные КТО и ЧТО | 1 |
124 | | | Неопределённые местоимения-существительные | 1 |
125 | | | Правописание неопределённых местоимений-существительных | 2 |
127 | | | Отрицательные местоимения-существительные | 1 |
128 | | | Различение на письме приставок НЕ и НИ в отрицательных местоимениях-существительных | 2 |
130 | | | Раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях- существительных | 2 |
132 | | | Роль местоимений-существительных в предложении | 1 |
133 | | | Морфологический разбор местоимений-существительных | 1 |
134 | | | Контрольный диктант с самопроверкой | 1 |
135 | | | Пишем правильно (работа над ошибками, допущенными в диктанте) | 1 |
136 | | | Местоимения-существительные в тексте. Р/р Творческое списывание с выбором слова из ряда данных | 1 |
137 | | | Р/р Сочинение-повествование с использованием местоимений- сущ-х | 1 |
| | | Слова со значением «действие или состояние предмета» 9. Глагол в языке и речи | 52 |
138 | | | Лексическое значение глагола. Р/р Сочинение-миниатюра повествовательного характера с использованием глаголов звучания | 1 |
139 | | | Р/р Соч.-описание по картине В.Д. Поленова «Московский дворик» | 2 |
141 | | | Глагол как часть речи. Морфологические признаки глагола | 2 |
143 | | | Способы образования глаголов | 2 |
145 | | | Глаголы переходные и непереходные | 2 |
147 | | | Возвратные глаголы. Р/р Редактирование предложений с возвратными глаголами | 2 |
149 | | | Вид глагола. | 1 |
150 | | | Р/р Сочинение-миниатюра (повествование) с использованием глаголов совершенного и несовершенного вида | 1 |
151 | | | Видовые пары глаголов | 1 |
152 | | | Буквы гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-) | 1 |
153 | | | Буквы гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива) и перед суффиксом -ва | 1 |
154 | | | Буквы Е – И в корнях с чередованием | 3 |
| | | 4 четверть | |
157 | | | Буквы А - О в корне -кас- – -кос- | 2 |
159 | | | Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы | 1 |
160 | | | Контрольный диктант с самопроверкой | 1 |
161 | | | Пишем правильно (работа над ошибками, допущенными в диктанте) | 1 |
162 | | | Правописание букв гласных в безударных окончаниях глаголов. | 1 |
163 | | | Р/р Составление рассказа по опорным словосочетаниям | 1 |
164 | | | Развитие орфографических умений | 1 |
165 | | | Р/р Свободный диктант | 1 |
166 | | | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола | 1 |
167 | | | Условное наклонение глагола | 1 |
168 | | | Повелительное наклонение глагола | 1 |
169 | | | Правописание глаголов в форме повелительного наклонения | 2 |
171 | | | Р/р Свободный диктант. Сочинение-рассуждение | 1 |
172 | | | Время глагола. Настоящее и будущее время глагола. | 1 |
173 | | | Лицо и число | 1 |
174 | | | Прошедшее время глагола. Род глагола. | 1 |
175 | | | Буквы гласных перед суффиксом –Л- в глаголах прошедшего времени | 1 |
176 | | | Р/р Свободный диктант | 1 |
177 | | | Безличные глаголы | 2 |
179 | | | Глагол как член предложения. Сказуемое. | 1 |
180 | | | Личные и безличные глаголы в роли сказуемого | 1 |
181 | | | Простое глагольное и составное глагольное сказуемое (ознакомление) | 2 |
183 | | | Морфологический разбор глагола | 1 |
184 | | | Контрольная работа | 1 |
185 | | | Глагол в тексте | 1 |
186 | | | Р/р Соч-рассужд. «Богатство и выразительность глаголов в рус. языке» | 1 |
187 | | | Контрольный диктант с самопроверкой | 1 |
188 | | | Пишем правильно (работа над ошибками, допущенными в диктанте) | 1 |
| | | Повторение | |
189 | | | Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». | 1 |
190 | | | Р/р Свободный диктант | 1 |
191 | | | Повторение по теме «Морфология». | 1 |
192 | | | Р/р Свободный диктант | 1 |
193 | | | Повторение по темам «Фонетика», «Состав слова и словообразование». | 1 |
194 | | | Р/р Сочинение-миниатюра «Семья слов» | 1 |
195 | | | Повторение по теме «Лексика». | 1 |
196 | | | Р/р Творческое списывание с самостоятельным лексическим выбором | 1 |
197 | | | Повторение по теме «Орфография». | 2 |
199 | | | Зачёт по теме «Орфография» | 1 |
200 | | | Повторение по теме «Текст» | 2 |
202 | | | Контрольный тест за уч. год | 1 |
203 | | | Анализ теста. Работа над ошибками. | 1 |
204 | | | Заключительный урок. Беседа об успехах учащихся в изучении родного языка. | 1 |