МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГОРЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Рассмотрено на заседании МО» Протокол № ____ от «____»__________ 2019г Руководитель МО ____________ Т.Е.Ляшина | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Горенская ООШ» _______________ А.И. Кемайкина « » августа 2019 года | «Утверждаю» Директор МБОУ «Горенская ООШ» _______________ С.Ф. Ромайкина Приказ № ___ от « » августа 2019 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного курса: Русский язык
Класс: 7
Уровень общего образования: основное общее образование
Учитель русского языка: Ромайкина Людмила Петровна, высшая квалификационная категория
Срок реализации программы: 2019 – 2020 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 136 часов в год; в неделю 4 часа.
Планирование составлено на основе примерной программы по русскому языку для основных школ и в соответствии c программой по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (автор программы М.Т.Баранов)
Учебник: Русский язык. 7 класс : учебное пособие для общеобразовательных организации/ Т.А.Ладыженская и др.- 12 – е изд. – М.: Просвещение, 2018
Рабочую программу составила ________________________ Л.П.Ромайкина
(подпись) (расшифровка подписи
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы,
протокол № 1 от «__» августа 2019 года
с.Горенка
2019 – 2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа cоставлена на основе:
1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с последующими изменениями и дополнениями.
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Список изменяющих документов
(в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 N 576,от 28.12.2015 N 1529, от 26.01.2016 N 38, от 21.04.2016 N 459,от 29.12.2016 N 1677, от 08.06.2017 N 535, от 20.06.2017 N 581, от 05.07.2017 N 629)
3.Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Горенская основная общеобразовательная школа».
4.Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов МБОУ «Горенская основная общеобразовательная школа ».
5.Учебного плана МБОУ «Горенская основная общеобразовательная школа» на 2019-2020 учебный год.
6.Годового календарного графика работы МБОУ «Горенская основная общеобразовательная школа».
- Авторской программы: «Рабочие программы. Русский язык. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 – 9 классы» (М.: Просвещение, 2016г).
Рабочая программа рассчитана на 4 часа в неделю, количество учебных недель в году 34. Всего в год по авторской программе - 136 часов.
Используемый учебно-методический комплекс
1.Авторская программа: «Рабочие программы. Русский язык. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 – 9 классы» (М.: Просвещение, 2016г).
2.Учебник. Русский язык Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др М.:"Просвещение"2017 г.
3.Русский язык. Поурочные разработки. 7 класс:учеб.пособие для общеобразоват. организаций /Е. А. Касатых. — М. : Просвещение, 2017.
Место предмета в учебном плане Данная программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю), 34 рабочих недели в соответствии с годовым учебным планом МБОУ «Горенская основная общеобразовательная школа» на 2019-2020 учебный год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета учащихся 7 класса
Личностные
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные
1)владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации,владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать
информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности,последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.
Предметные
1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке;
4) освоение базовых понятий лингвистики;
5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка;
6) опознавание и анализ основных единиц языка;
7) проведение различных видов анализа слова
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
I.Введение. .(1ч)
Русский язык как развивающееся явление.
II. Повторение изученногов V-VI классах (11ч.+ 1р.р)
Синтаксис. Синтаксический разбор.
Пунктуация. Пунктуационный разбор.
Лексика и фразеология.
Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.
Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.
Морфология и орфографии. Морфологический разбор слова.
Текст. Стили литературного языка. Диалог. Виды диалогов. Публицистический стиль
III. Морфология и орфография. Культура речи.
Причастие (26ч. + 7р.р)
Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Описание внешности человека.
Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия.
Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Действительные причастия прошедшего времени.
Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных.Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких прилагательных.
Морфологический разбор причастий.
Слитное и раздельное написание НЕс причастиями. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Повторение.
Деепричастие (10 +1)
Деепричастие как часть речи.
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
Раздельное написание не с деепричастиями. Деепричастия несовершенного. Деепричастия совершенного вида.
Морфологический разбор деепричастия.
Повторение.
Наречие (23+5)
Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий.
Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий.
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и –е. Буквы е и ив приставках не и ни отрицательных наречий . Одна и две буквы Н в наречиях на -о и -е.
Описание действий.
Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Буква Ь после шипящих на конце наречий.
Повторение.
4.Учебно-научная речь(2)
Отзыв. Учебный доклад.
5.Категория состояния (2+2)
Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категории состояния.
Повторение.
IV. Служебные части речи
Самостоятельные и служебные части речи.(1 ч.)
Предлог (8)
Предлог как часть речи. Употребление предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога.
Слитное и раздельное написание производных предлогов.
Союз (11+1)
Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные.
Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.
Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Морфологический разбор слова.
Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ.
Повторение сведений о предлогах и союзах.
3.Частица (10+2)
Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смысловые частицы.
Различение и дефисное написание частиц.
Морфологический разбор частиц. Отрицательные частицы НЕ и НИ. Различение частицы НЕ и приставки НЕ. Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ. Повторение.
IV. Междометие(1 ч.)
Междометие как часть речи.
Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.
V. Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (8 +2)
Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые,
фронтальные; классные и внеклассные.
Ведущий вид деятельности: системно-деятельностный.
Методы и приемы обучения:
-объяснительно-иллюстративный: рассказ, объяснительная беседа; работа с учебником; письмо под диктовку; демонстрация картин;
-репродуктивный: разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста; создание текстов различных типов и жанров;
-частично-поисковый: информационная и творческая переработка устного и письменного
текста; самостоятельная работа; подготовка выступлений, сообщений, докладов, проектов.
Формы и способы проверки знаний:
- проверочные работы;
- тесты;
- сочинения-рассуждения;
-проекты.
Нормы и критерии оценки результатов образовательной деятельности
обучающихся
Нормы и критерии оценивания по предмету соответствуют нормам и критериям
оценивания по предмету, утвержденным локальным актом «Положение о нормах и
критериях оценивания учащихся МБОУ «Горенская основная общеобразовательная школа».
Учебно – тематический план
Содержание | Кол-во часов |
Русский язык как развивающееся явление. | 1 |
Повторение пройденного в 5-6 классах. | 12 |
Текст и стили | 2 |
Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие. | 29 |
Деепричастие. | 9 |
Наречие. | 25 |
Учебно - научная речь. | 2 |
Категория состояния. | 5 |
Служебные части речи. Культура речи. Предлог. | 1 11 |
Союз. | 14 |
Частица. | 15 |
Междометие. | 3 |
Повторение и систематизация изученного в 5- 7 классах. | 6 |
ИТОГО | 136 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Дата проведения |
План | Факт |
1. | Русский язык как развивающееся явление. | | |
| Повторение изученного в 5 – 6 классах. | | |
2-3 | Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор | | |
4 | Лексика и фразеология. | | |
5-6 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. | | |
7-8 | Словообразование и орфография .Морфемный и словообразовательный разбор слова. | | |
9-11 | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. | | |
12 | Контрольный диктант с грамматический заданием по теме «Повторение изученного в 5-6 классах» | | |
13 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | | |
| Тексты и стили. | | |
14 | Текст. Диалог как текст. Виды диалогов. | | |
15 | Р/Р.Стили литературного языка. Публицистический стиль | | |
| Морфология и орфография. | | |
16. | Причастие как часть речи. | | |
17. | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | | |
18. | Причастный оборот. | | |
19. | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | | |
20. | (Р/Р.) . Описание внешности человека. | | |
21. | Действительные и страдательные причастия. | | |
22. | Краткие и полные страдательные причастия. | | |
23. | Действительные причастия настоящего времени. | | |
24. | Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | | |
25. | Действительные причастия прошедшего времени | | |
26. | Р/Р.Изложение.Упр.116. | | |
27. | Страдательные причастия настоящего времени. | | |
28. | Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | | |
29. | Страдательные причастия прошедшего времени. | | |
30. | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. | | |
31-32. | Одна и две буквы Н в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и в полных отглагольных прилагательных. | | |
33-34. | Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и в кратких отглагольных прилагательных. | | |
35. | Р/Р. Выборочное изложение. | | |
36. | Морфологический разбор причастия. | | |
37. | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | | |
38. | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | | |
39-40. | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | | |
41. | Р/Р. Сочинение по личным наблюдениям на тему «Вы с ним знакомы». | | |
42. | Повторение по теме «Причастие». | | |
43. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Причастие» | | |
44. | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | | |
| Деепричастие. | | |
45. | Деепричастие как часть речи. | | |
46. | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | | |
47. | Раздельное написание НЕ с деепричастиями. | | |
48. | Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. | | |
49. | Морфологический разбор деепричастия. | | |
50. | (Р/Р.) Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь». | | |
51. | Повторение изученного по теме «Деепричастие». | | |
52. | Контрольный(тест), диктант с грамматическим заданием по теме «Деепричастие», контрольная работа. | | |
53. | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | | |
| Наречие. | | |
54. | Наречие как часть речи. | | |
55-56. | Смысловые группы наречий. | | |
57. | Р/Р. Сочинение в форме дневниковых записей по картине И.Попова «Первый снег». | | |
58. | Итоговый тест за I полугодие. | | |
59. | Степени сравнения наречий. | | |
60. | Морфологический разбор наречий. | | |
61. | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е. | | |
62. | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е. | | |
63. | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. | | |
64. | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. | | |
65. | Одна и две буквы Н в наречиях на – О и –Е. | | |
66. | Одна и две буквы Н в наречиях на – О и –Е. | | |
67. | Р.Р. Сочинение. Описание действий. | | |
68. | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. | | |
69. | Буквы О и А на конце наречий с приставками из-,до-,с-. | | |
70. | Буквы О и А на конце наречий с приставками из-,до-,с-. | | |
71. | Дефис между частями слова в наречиях. | | |
72. | Дефис между частями слова в наречиях. | | |
73. | Дефис между частями слова в наречиях. | | |
74. | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | | |
75. | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | | |
76. | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | | |
77. | Повторение по теме «Наречие». | | |
78. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие». | | |
79. | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | | |
| Учебно – научная речь. | | |
80. | Отзыв. | | |
81. | Учебный доклад. | | |
| Категория состояния. | | |
82-83. | Категория состояния как часть речи. | | |
84. | Морфологический разбор категории состояния. | | |
85. | Р/Р. Сжатое изложение. | | |
86. | Повторение изученного о категории состояния.. | | |
| Служебные части речи. | | |
87. | Самостоятельные и служебные части речи. | | |
88. | Предлог как часть речи. | | |
89. | Употребление предлогов. | | |
90. | Производные и непроизводные предлоги. | | |
91. | Простые и составные предлоги. | | |
92. | Морфологический разбор предлога. | | |
93. | (Р/Р.) Впечатление от картины А.Сайкиной «Детская спортивная школа». | | |
94. | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | | |
95. | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | | |
96. | Слитное и раздельное написание производных предлогов | | |
97. | Повторение изученного о предлоге. | | |
98. | Контрольное тестирование по теме «Предлог». | | |
| Союз. | | |
99. | Союз как часть речи. | | |
100. | Простые и составные союзы. | | |
101. | Союзы сочинительные и подчинительные | | |
102. | Союзы сочинительные и подчинительные | | |
103. | Сочинительные союзы. | | |
104. | Роль сочинительного союза И в простом предложении с однородными членами. | | |
105. | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. | | |
106. | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. | | |
107. | Подчинительные союзы | | |
108. | Морфологический разбор союза. | | |
109. | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. | | |
110. | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. | | |
111. | (Р) Сочинение-рассуждение «Книга – наш друг и советчик». | | |
112. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Союз». | | |
| Частица. | | |
113. | Понятие о частице. | | |
114. | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | | |
115. | Смысловые частицы. | | |
116. | Смысловые частицы. | | |
117. | Раздельное и дефисное написание частиц. | | |
118. | Морфологический разбор частиц. | | |
119. | Отрицательные частицы не и ни. | | |
120. | Отрицательные частицы не и ни. | | |
121. | Различение приставки не- и частицы не. | | |
122. | Различение приставки не- и частицы не. | | |
123. | Р/Р.Написание рассказа по данному сюжету. | | |
124. | Частица ни, приставка ни-, союз ни…ни. | | |
125. | Частица ни, приставка ни-, союз ни…ни. | | |
126. | Повторение по теме «Частицы» | | |
127. | Контрольный тест по теме «Частицы». | | |
| Междометие. | | |
128. | Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. | | |
129. | Производные междометия. Междометия и другие части речи. | | |
130. | Контрольный тест за 7 класс. | | |
| Повторение и систематизация изученного в 5 – 7 классах . | | |
131. | Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. Учебно-научная речь | | |
132. | Фонетика. Графика. | | |
133. | Лексика и фразеология. | | |
134. | Морфемика. Словообразование. | | |
135. | Морфология. Орфография | | |
136. | Синтаксис и пунктуация. | | |
13