
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому(родному) языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых основ лингвистики;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание программы учебного курса (7 класс)
Введение. Русский язык как развивающееся явление
Повторение изученного в 5-6-ых классах
Причастие
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н. в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принeceны), правильно употреблять причастия с суффиксом -СЯ, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
III. Рассказ по картине.
Наречие
I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях.
Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.
Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
II. Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Категория состояния
Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Предлог
I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль
предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз
I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица
I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц' в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
III. Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова
I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Умение выразительно читать предложения с междометиями.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ
I.Разделы науки о русском языке. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Орфография. Синтаксис. Пунктуация.
II. Текст. Стили речи.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
7 класс (175ч.)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
1 | Русский язык как развивающееся явление | 1 | | |
2 | Повторение пройденного в 5-6 классах Синтаксис. Синтаксический разбор. | 1 | | |
3 | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | | | |
4 | Лексикология и фразеология | 1 | | |
5 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. | 1 | | |
6 | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. | 1 | | |
7-8 | Морфология. Морфологический разбор слова | 1 | | |
9 | Р.р. Текст | 1 | | |
10 | Диалог как текст. | 1 | | |
11 | Виды диалога | 1 | | |
12 | Р.р. Стили литературного языка | 1 | | |
13 | Р.р. Публицистический стиль речи | 1 | | |
14 | Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5-6 классах» | 1 | | |
15 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | | |
| Морфология и орфография. Культура речи. Причастие | | | |
16 | Причастие как часть речи | 1 | | |
17 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | 1 | | |
18 | Причастный оборот. Выделение причастных оборотов запятыми | 1 | | |
19 | Причастный оборот. Выделение причастных оборотов запятыми | 1 | | |
20 | Р.р. Описание внешности человека | 1 | | |
21 | Р.р. Описание внешности человека | 1 | | |
22 | Действительные и страдательные причастия | 1 | | |
23 | Краткие и полные страдательные причастия | 1 | | |
24 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | 1 | | |
25 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | 1 | | |
26 | Действительные причастия прошедшего времени | 1 | | |
27 | Действительные причастия прошедшего времени | 1 | | |
28 | Р.Р. Изложение (по упр.116) | 1 | | |
29 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | 1 | | |
30 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | 1 | | |
31 | Страдательные причастия прошедшего времени | 1 | | |
32 | Страдательные причастия прошедшего времени | 1 | | |
33 | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях | 1 | | |
34 | Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 | | |
35 | Одна буква Н в отглагольных прилагательных | 1 | | |
36 | Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных | 1 | | |
37 | Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных | 1 | | |
38 | Р.р. Выборочное изложение ( по упр.151) | 1 | | |
39 | Морфологический разбор причастия | 1 | | |
40 | Слитное и раздельное написание НЕ с Причастиями | 1 | | |
41 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | 1 | | |
42 | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 | | |
43 | Р. р. Сочинение. Портретное описание (упр.166, 167) | 1 | | |
44 | Р. р. Сочинение. Портретное описание (упр.166, 167) | 1 | | |
45 | Повторение темы «Причастие». Тест | 1 | | |
46 | Контрольная диктант по теме «Причастие» | 1 | | |
47 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | | |
48 | Деепричастие как часть речи. | 1 | | |
49 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | 1 | | |
50 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | 1 | | |
51 | Раздельное написание НЕ с деепричастиями | 1 | | |
52 | Деепричастия несовершенного вида | 1 | | |
53 | Деепричастия совершенного вида | 1 | | |
54-55 | Р.р. Описания действий людей. Обучающее сочинение по картине С.А.Григорьева «Вратарь» | 2 | | |
56 | Морфологический разбор деепричастия. | 1 | | |
57 | Повторение темы «Деепричастие». Тест. | 1 | | |
58 | Контрольный диктант по теме «Деепричастие» | 1 | | |
59 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | 1 | | |
60 | Наречие как часть речи | 1 | | |
61 | Употребление наречий в речи | 1 | | |
62 | Разряды наречий | 1 | | |
63 | Разряды наречий | 1 | | |
64 | Степени сравнения наречий | 1 | | |
65 | Степени сравнения наречий | 1 | | |
66 | Р.р. Сочинение в форме дневниковых записей по картине И.Попова «Первый снег». | 2 | | |
67 | Морфологический разбор наречия | 1 | | |
68 | Р.р. Изложение текста с описанием действий. | 1 | | |
69 | Р.р. Изложение текста с описанием действий. | 1 | | |
70 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е | 1 | | |
71 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е | 1 | | |
72 | Урок-практикум «Употребление не с разными частями речи» | 1 | | |
73 | Буквы Е- И в приставках НЕ- / НИ- отрицательных наречий | 1 | | |
74 | Буквы Е- И в приставках НЕ- / НИ- отрицательных наречий | 1 | | |
75 | Н и НН в наречиях на О-Е | 1 | | |
76 | Урок-практикум «Правописание не в разных частях речи» | 1 | | |
77 | Р.р. Описание действия по наблюдениям | 1 | | |
78 | Р.р. Описание действия по наблюдениям | 1 | | |
79 | Буквы О-Е после шипящих на конце наречий | 1 | | |
80 | Буквы О-А на конце наречий с приставками | 1 | | |
81 | Дефис между частями слова в наречиях | 1 | | |
82 | Урок-практикум «Дефис в разных частях речи» | 1 | | |
83 | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных | 1 | | |
84 | Р.р. Сочинение по картине Е.Н.Широкова «Друзья» | 1 | | |
85 | Р.р. Сочинение по картине Е.Н.Широкова «Друзья» | 1 | | |
86 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | 1 | | |
87 | Р.р.Учебно-научная речь. Отзыв. | 1 | | |
88-89 | Р.р.Учебно-научная речь. Учебный доклад. | 2 | | |
90 | Повторение темы «Наречие» | 1 | | |
91 | Повторение темы «Наречие» | 1 | | |
92 | Контрольный диктант по теме «Наречие» | 1 | | |
93 | Анализ диктанта. Работа над ошибками | 1 | | |
94-95 | Слова категории состояния как часть речи | 2 | | |
96 | Морфологический разбор слов категории состояния | 1 | | |
97-98 | Р.р. Сжатое изложение ( упр.322) | 2 | | |
99 | Повторение темы «Категория состояния». Тест. | 1 | | |
100 | Служебные части речи Самостоятельные и служебные части речи | 1 | | |
101 | Предлог Предлог как служебная часть речи | 1 | | |
102 | Употребление предлогов | 1 | | |
103-104 | Непроизводные и производные предлоги | 2 | | |
105 | Простые и составные предлоги. | 1 | | |
106-107 | Р.р. Подробное изложение | 2 | | |
108 | Морфологический разбор предлога | 1 | | |
| | | | |
109-110 | Р.р. Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине (А.В. Сайкина «Детская спортивная школа») | 2 | | |
111-112 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 2 | | |
113 | Обобщающий урок по теме «Предлог». Тест. | 1 | | |
114 | Союз Союз как часть речи | 1 | | |
115 | Простые и составные союзы | 1 | | |
116 | Союзы сочинительные и подчинительные. | 1 | | |
117-118 | Запятая перед союзами в сложносочиненном предложении | 2 | | |
119 | Сочинительные союзы | 1 | | |
120 | Сочинительные союзы | 1 | | |
121 | Подчинительные союзы | 1 | | |
122 | Подчинительные союзы. | 1 | | |
123 | Морфологический разбор союзов | 1 | | |
124-125 | Р.р.Сочинение-рассуждение «Книга – наш друг и советчик» | 2 | | |
126 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы | 1 | | |
127 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы | 1 | | |
128-129 | Повторение темы «Союз». Тест | 1 | | |
130 | Контрольный диктант по теме «Союз». | 1 | | |
131 | Анализ диктанта.Работа над ошибками | 1 | | |
132 | Частица Частица как часть речи | 1 | | |
133-134 | Разряды частиц. Формообразующие частицы | 2 | | |
135-136 | Р.р. Сочинение-рассказ по данному сюжету «Горе-мечтатель» | 2 | | |
137 | Смыслоразличительные частицы | 1 | | |
138-139 | Раздельное и дефисное написание частиц | 2 | | |
140 | Морфологический разбор частиц. | 1 | | |
141-142 | Отрицательные частицы не и ни. | 2 | | |
143-144 | Р.р. Составление «рассказа в рассказе» | 2 | | |
145-146 | Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ | 2 | | |
147-148 | Различение на письме частицы НИ, союза НИ-НИ и приставки НИ | 2 | | |
149-150 | Р.р. Сочинение-рассказ по данному сюжету. | 2 | | |
151-152 | Повторение темы «Частица» | 2 | | |
153 | Контрольный диктант по теме «Частицы» | 1 | | |
154 | Анализ диктанта. Работа над ошибками | 1 | | |
155 | Междометие Междометие как часть речи | 1 | | |
156 | Дефис в междометиях. | 1 | | |
157 | Знаки препинания при междометиях | 1 | | |
158 | Звукоподражательные сова и их отличие от междометий. | 1 | | |
159 | Повторение и обобщение изученного Разделы науки о языке. | 1 | | |
160-161 | Р.р. Текст. Стили речи. Учебно-научная речь. | 2 | | |
162 | Фонетика. Графика. | 1 | | |
163-164 | Лексика и фразеология | 2 | | |
165-166 | Морфемика. Словообразование | 2 | | |
167-168 | Морфология | 2 | | |
169 | Орфография. | 1 | | |
170 | Синтаксис. | 1 | | |
171-172 | Пунктуация | 2 | | |
173 | Итоговый тест. | 1 | | |
174 | Анализ ошибок | 1 | | |
175 | Резервный урок | 1 | | |
УМК к урокам русского языка.
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программа по русскому языку для общеобразовательных школ. 5-9 класс М.: Просвещение, 2011г.
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. ФГОС, 2014 г.
3.Аксенова Л. А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 7 класс. К учебнику М.Т. Баранова и др. "Русский язык. 7 класс". ФГОС
Богданова Г.А. Уpоки pусского языка. 7 класс. Книга для учителя. ФГОС, 2014 г.
Влодавская Е.А.Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 7 класс. К учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой "Русский язык. 7 класс". ФГОС
Груздева Е.Н. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 7 класс. К учебникам М.Т. Баранова; М.М. Разумовской; С.И. Львовой, В.В. Львова. ФГОС
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. К УМК М.Т. Баранова. ФГОС
Ерохина Е.Л Русский язык. 7 класс. Рабочая тетрадь. К учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской "Русский язык. 7 класс". ФГОС
Ладыженская Таиса Алексеевна Русский язык. 7 класс. Дидактические материалы, 2014
Селезнева Е.В.Тесты по русскому языку. 7 класс. Часть 1. К учебнику Баранова М.Т. "Русский язык. 7 класс". ФГОС
Селезнева Е.В.Тесты по русскому языку. 7 класс. Часть 2. К учебнику Баранова М.Т. "Русский язык. 7 класс". ФГОС
Сергеева Е.М. Русский язык. 7 класс. Тесты по русскому языку к учебнику Баранова М.Т. "Русский язык. 7 класс". ФГОС
Хаустова Д.А. Русский язык. 7 класс. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. ФГОС
Янченко В.Д., Латфуллина Л.Г., Михайлова С.Ю.Cкорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 7 класс. В 2-х частях
Сергеева Е.М. Русский язык. 7 класс. Тесты по русскому языку к учебнику Баранова М.Т. "Русский язык. 7 класс". ФГОС
Справочная литература:
Валгина, Н.С., Розенталь, Д.Э., Фомина, М.И. Современный русский язык: Учебник. Под ред. Н.С.Валгиной. Изд.6-е, перераб. и доп./ Н.С.Валгина, Д.Э.Розенталь, М.И.Фомина, - М.: «Логос»,
2002
Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современное написание/ В.И.Даль, - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001
Ефремова, Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка/ Т.Ф.Ефремова, - М.: Русский язык, 1996
Махницкая, Е.Ю. Сочинение, отзыв, эссе: пособие для подготовки к экзаменам/ Е.Ю. Махницкая, - Ростов н/Д: «Феникс», 2005
Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация/ Д.Э. Розенталь, - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2008
Тихонов, А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся. – 2-е изд., перераб./ А.Н.Тихонов, - М.: «Просвещение», 1991
Универсальный словарь по русскому языку, - СПб.: ИГ «Весь», 2009
Шанский, Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Под ред. чл.-кор. АН СССР С.Г.Бархударова Изд. 3-е, испр. и доп./ Н.М.Шанский, - М.: «Просвещение», 1975
Мультимедийные пособия
1. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов
2. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов
3. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
4. Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
5. Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
6. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс
7. Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5–6 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий
8. Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы
Интернет-ресурсы
1. Культура письменной речи http://www.gramma.ru
2. Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
3. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
4. Мир слова русского http://www.rusword.org
5. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
6. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/
7. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru
8. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru9. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
10. http://rusolimp.kopeisk.ru/
11. http://www.svetozar.ru/