Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2»
Согласовано Руководитель МО ________И. Б. Федорук Протокол №1 от 31.08.2022 г. | Утверждаю Директор «Гимназии №2» ________ Н. В. Маслеников Протокол № от 31.08.2022 г. |
Рабочая программа
по русскому языку
в 7 в , 7 г классах
(базовый уровень)
Учитель
Губницына Л. В .
квалификационная категория
136 часов
г. Ярославль
Раздел 1.
Рабочая программа предмета «Русский язык» обязательной предметной области "Филология" для основного общего образования разработана на основе нормативных документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г;
Примерная основная образовательная программа основного общего образования, утвержденная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность" от 20.05.2020 № 254;
Методическое письмо о преподавании учебных предметов «русский язык» и «родной язык (русский)» в 2022–2023 учебном году;
Учебный план гимназии на 2022-23 учебный год, приказ № …от…..2022 г.
Приказ об утверждении списка учебников на 2022-2023 учебный год № …от….2022г.
Приказ об утверждении рабочих программ № ….от…..2022 г. в соответствии с календарным учебным графиком на 2022-2023 учебный год, приказ № ….от …..г.
Основная образовательная программа гимназии, утв. Приказом директора № 03-02/218 от 31.08.18.
Предметная программа по русскому языку на ступень основного общего образования, утв. Приказом директора № 03-02/219 от 31.08.18.
Программа ориентирована на использование учебника «Русский язык. 7 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская, А.Г.Нарушевич – М.: Просвещение, 2019г. и рассчитана на 136 часов (из расчета 4 часа в неделю), в том числе на р\р - 21 час, к\р – 11 часов.
Цели изучения учебного предмета «Русский язык».
Основными целями изучения русского языка в 7 классе являются:
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения
к нему как явлению культуры;
осмысление родного языка как основного средства общения, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования; о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка;
развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые явления;
овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, некоторыми видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;
обогащение активного и потенциального словарного запаса;
совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Раздел 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение определять цели своего обучения, формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей.
Изучение предметной области "Филология" – языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека
получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;
формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним; осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;
формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, с установкой на билингвизм;
обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов.
Предметные результаты изучения предметной области "Филология"
Русский язык. Родной язык:
совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;
расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Формирование лингвистической компетенции
Морфология. Причастие.
Ученик научится:
- анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки причастия, его синтаксическую функцию.
- распознавать грамматические признаки глагола и прилагательного у причастия;
- различать действительные и страдательные причастия, полные и краткие формы страдательных причастий; приводить соответствующие примеры.
- правильно образовывать формы причастий от глагола
- правильно употреблять причастия с определяемыми словами; соблюдать видовременную соотнесённость причастий с формой глагола-сказуемого; правильный порядок слов в предложениях с причастными оборотами и в причастном обороте.
- отличать краткие отыменные прилагательные от кратких причастий и кратких отглагольных прилагательных
- отличать краткие причастия от наречий
Ученик получит возможность научиться:
- наблюдать за особенностями употребления причастий в различных функциональных стилях и языке художественной литературы и анализировать их.
Деепричастие
Ученик научится:
- анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки деепричастия, определять его синтаксическую функцию.
- распознавать грамматические признаки глагола и наречия у деепричастия;
- различать деепричастия совершенного и несовершенного вида.
- правильно образовывать деепричастия от глагола
- правильно употреблять предложения с деепричастным оборотом.
Ученик получит возможность научиться:
- наблюдать за особенностями употребления деепричастий в текстах различных функциональных стилей и языке художественной литературы и анализировать их.
Наречие
Ученик научится:
- давать определение наречию как части речи
- анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки наречия, его синтаксическую функцию.
- распознавать наречия разных разрядов; приводить соответствующие примеры.
- правильно образовывать и употреблять в речи наречия сравнительной степени.
- различать наречия и прилагательные в форме сравнительной степени.
Ученик получит возможность научиться:
- наблюдать за особенностями употребления наречий в различных функциональных стилях и языке художественной литературы и анализировать их.
Слова категории состояния
Ученик научится
- характеризовать слова категории состояния; их значение, морфологические особенности и синтаксическая роль в предложении
- различать слова категории состояния и наречия на основе анализа их синтаксической роли.
- находить слова категории состояния в тексте
Ученик получит возможность научиться:
- наблюдать за особенностями употребления слов категории состояния в различных функциональных стилях и языке художественной литературы и анализировать их.
Предлог
Ученик научиться:
- давать определение предлога как части речи
- производить морфологический анализ предлога.
- распознавать производные и непроизводные предлоги, простые и составные предлоги
- отличать производные предлоги от слов самостоятельных (знаменательных) частей речи: наречий, существительных с предлогом.
- наблюдать за употреблением предлогов с одним или несколькими падежами.
- правильно употреблять предлоги с нужным падежом, существительные с предлогами благодаря, согласно, вопреки.
- правильно употреблять в речи предлоги по завершении, по окончании, по приезде
Ученик получит возможность научиться:
- находить и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением предлогов.
Союз
Ученик научится:
- давать определение союза как части речи.
- распознавать союзы разных разрядов (сочинительные и подчинительные) по значению и по строению (простые и составные).
- производить морфологический анализ союза.
- конструировать предложения по заданной схеме с использованием указанных союзов.
- различать союзы и слова других частей речи: местоимений, наречий, частиц (и)
Ученик получит возможность научиться:
- употреблять в речи союзы в соответствии с их значением и стилистическими особенностями.
Частица
Ученик научится:
- давать определение частицы как части речи.
- производить морфологический анализ частицы.
- распознавать частицы разных разрядов по значению, употреблению и строению.
- отличать частицы от слов других частей речи
- определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки.
Ученик получит возможность научиться:
- правильно употреблять частицы для выражения отношения к действительности и передачи различных смысловых оттенков.
Междометия. Звукоподражательные слова
Ученик научится
- характеризовать междометие как особого разряда слов
- определять грамматические особенности междометий.
- распознавать междометия разных семантических разрядов.
- правильно и уместно употреблять междометия для выражения эмоций, этикетных формул, команд, приказов.
- отличать междометия от звукоподражательных слов
Ученик получит возможность научиться
- наблюдать за использованием междометий и звукоподражательных слов в разговорной речи и языке художественной литературы.
- различать грамматические омонимы.
Орфография
Ученик научиться:
- опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
- различать написание слов с ПОЛ- (слитное, раздельное, дефисное), ПОЛУ-;
- правильно писать слова с Ъ и Ь знаками разделительными после иноязычных приставок, после двух-, трёх-, четырёх-.
- различать написание слов с приставкой НЕДО- и слов с частицей НЕ и приставкой ДО-.
- правильно писать суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени (-ущ, -ющ, -ащ, -ящ, -ом, -ем, -им); слова-исключения (брезжущий, движимый)
- правильно писать гласную перед суффиксом действительных и страдательных причастий прошедшего времени
- правильно писать гласную перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях.
- правильно писать слова с Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных.
- правильно писать слова с Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных.
- правильно писать НЕ с причастиями
- правильно писать слова с буквами Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
- правильно писать гласную перед суффиксом деепричастия.
- правильно писать НЕ с деепричастиями
- правильно писать НЕ с наречиями на -О (-Е)
- правильно писать слова с условием выбора Н и НН в наречиях на –О (-Е)
- правильно писать наречия с условием букв О и Е после шипящих на конце наречий
- правильно писать наречия с условием выбора букв О и А на конце наречий
- правильно писать наречия с дефисом между частями слова.
- правильно писать наречия, образованных от существительных и количественных числительных
- правильно писать наречия, оканчивающиеся на шипящий.
- правильно писать отрицательные наречия.
- правильно писать сложные наречия
- правильно писать наречия, образованные от существительных, прилагательных, числительных, местоимений.
- правильно писать производные предлоги (слитно, раздельно, через дефис)
- правильно писать союзы
- правильно писать частицу НЕ со словами.
- разграничивать правописание слов с частицами НЕ и НИ
- правильно писать частицы (раздельно, через дефис)
- правильно писать междометия
Ученик получит возможность научиться:
- различать правописание омонимичных наречий и существительных с предлогом
- различать и правильно писать омонимичные предлоги и наречия, деепричастия и предлоги, предлоги и существительные с предлогом
- различать омонимичные союзы и слова других частей речи (местоимений, наречий) с предлогами и частицами, правильно писать их
Пунктуация
Ученик научится:
- опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
- обособлять причастные и деепричастные обороты.
Ученик получит возможность научиться:
- ставить знаки препинания в сложном предложении с тремя и более грамматическими основами.
Формирование коммуникативной компетенции
Ученик научится:
- владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- различать формы речевого общения: диалог, монолог, полилог его виды: свободную беседу, обсуждение, дискуссию.
- соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения.
- вести беседу по определённому поводу
- предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения
- вести беседу в конфликтной ситуации, соблюдая речевой этикет
- писать сжатое изложение с элементами сочинения-рассуждения
- работать с информацией, представленной в различном виде
- различать жанры официально-делового стиля, анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты объяснительной записки, отчёта о работе творческого коллектива (клуба, студии, объединения).
- различать жанры публицистики, анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты личного письма в газету, очерка-описания, очерка-описания, проблемного интервью, поликодовые тексты: герб, экслибрис; печатной рекламы, хроники, репортажа, видеоролика
- писать сочинение-рассуждение
- различать жанры научного стиля, анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты рецензии на сочинение одноклассника, выступления на научную тему,
- участвовать в дискуссии, дебатах, соблюдая правила их ведения и нормы речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
-моделировать речевую ситуацию по заданным параметрам;
-анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- опознавать различные выразительные средства языка;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
- самостоятельно анализировать текст, определяя его авторскую задачу, функционально-стилевую, жанровую принадлежность;
- самостоятельно исправлять логические, речевые ошибки, грамматические ошибки в творческих работах.
Раздел 3. Содержание курса
Речь и речевое общение
Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.
Понимание основных особенностей устной и письменной речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей говорящего в разных ситуациях общения.
Речевая деятельность
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
Овладение основными видами речевой деятельности. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в соответствии с ситуацией речевого общения. Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности.
Текст
Основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Средства связи предложений и частей текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смыслового типа речи. Создание текстов различного типа, стиля, жанра.
Функциональные разновидности языка
Разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи.
Общие сведения о языке
Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык – язык художественной литературы. Лингвистика как наука о языке.
Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание красоты, богатства, выразительности русского языка.
Фонетика и орфоэпия
Звук как единица языка. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Орфоэпия как раздел лингвистики.
Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Нормативное произношение.
Графика
Соотношение звука и буквы.
Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова.
Морфемика и словообразование
Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Основные способы образования слов.
Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Определение основных способов словообразования. Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Проведение лексического разбора слов.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Самостоятельные и служебные части речи.
Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Синтаксис
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений. Предложения осложненной структуры. Сложные предложения.
Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных, ъ и ь знаков. Слитные, дефисные и раздельные написания. Знаки препинания и их функции.
Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
Раздел 4. Тематическое планирование
Реализация воспитательного потенциала уроков русского языка:
уроки развития речи; уроки-практикумы;
аналитическая работа с текстами на нравственные, духовные, гражданские темы;
создание тематических проектов;
использование дистанционных образовательных технологий обучения;
подготовка индивидуальных сообщений на нравственные темы, предваряющих работу с определенным текстом;
групповая работа над созданием проектов, на уроках-практикумах.
Раздел | Всего часов | Из них | Вид контроля | Инструментарий |
языковая и лингвист. компетенц. | коммуникативная компетенция (р/р) | контроль знаний (к/р) |
Введение. Повторение изученного в 5-6 классах | 14 | 11 | 2 | 1 | текущий диагностический | теория: https://interneturok.ru/lesson/russian/7-klass/vvedenie/russkiy-yazyk-kak-razvivayuscheesya-yavlenie; презентация: https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-russkogo-yazika-po-teme-russkiy-yazik-kak-razvivayuscheesya-yavlenie-klass-2390488.html практика: https://edu.skysmart.ru/homework/new тест: https://obrazovaka.ru/test/russkiy-yazyk-kak-razvivayuscheesya-yavlenie.html уроки РЭШ https://resh.edu.ru/subject/13/ LiameloN School - https://www.youtube.com/playlist?list=PLHYZenZg0FRlWRZ8gbW6nrlijUMox9HZn практика https://edu.skysmart.ru/homework/new тесты https://testschool.ru/2018/10/03/test-po-russkomu-yazyiku-povtorenie-izuchennogo-v-5-klasse-dlya-6-klassa/ https://testedu.ru/test/russkij-yazyik/ |
Морфология. Причастие | 30 | 23 | 6 | 1 | текущий тематический | онлайн-учебник https://ansevik.ru/russkij_yazyk_7/index.html https://www.youtube.com/watch?v=SmlLKcQB-wU&list=PLHYZenZg0FRlWRZ8gbW6nrlijUMox9HZn&index=10 практика https://login.cerm.ru/_user/user_app.php?mod=twg&do=twgExercises&sidx=1 https://edu.skysmart.ru/homework/new тесты https://testedu.ru/test/russkij-yazyik/7-klass/ https://rus7-vpr.sdamgia.ru/ |
Деепричастие | 18 | 10 | 5 | 3 | текущий тематический, диагностический | онлайн-учебник https://ansevik.ru/russkij_yazyk_7/index.html https://resh.edu.ru/subject/13/ практика https://login.cerm.ru/_user/user_app.php?mod=twg&do=twgExercises&sidx=1 тесты https://testedu.ru/test/russkij-yazyik/7-klass/ https://rus7-vpr.sdamgia.ru/ |
Наречие | 24 | 20 | 3 | 1 | текущий тематический | онлайн-учебник https://ansevik.ru/russkij_yazyk_7/index.html https://resh.edu.ru/subject/13/ уроки https://www.youtube.com/watch?v=SmlLKcQB-wU&list=PLHYZenZg0FRlWRZ8gbW6nrlijUMox9HZn&index=10 практика https://login.cerm.ru/_user/user_app.php?mod=twg&do=twgExercises&sidx=1 https://edu.skysmart.ru/homework/new тесты https://foxford.ru/catalog/trainings/russkiy-yazyk https://testedu.ru/test/russkij-yazyik/7-klass/ |
Слова категории состояния | 1 | 1 | | | текущий | https://foxford.ru/catalog/trainings/russkiy-yazyk |
Предлог | 12 | 9 | 2 | 1 | текущий тематический | онлайн-учебник https://ansevik.ru/russkij_yazyk_7/index.html практика https://login.cerm.ru/_user/user_app.php?mod=twg&do=twgExercises&sidx=1 https://edu.skysmart.ru/homework/new тесты https://foxford.ru/catalog/trainings/russkiy-yazyk |
Союз | 14 | 11 | 2 | 1 | текущий тематический | учебник https://ansevik.ru/russkij_yazyk_7/62.html практика https://login.cerm.ru/_user/user_app.php?mod=twg&do=twgExercises&sidx=1 https://testedu.ru/test/russkij-yazyik/7-klass/ https://foxford.ru/catalog/trainings/russkiy-yazyk |
Частица | 11 | 9 | 1 | 1 | текущий тематический | уроки https://www.youtube.com/watch?v=ZYKPu2E1_XM&list=PLHYZenZg0FRlWRZ8gbW6nrlijUMox9HZn&index=13 практика https://login.cerm.ru/_user/user_app.php?mod=twg&do=twgExercises&sidx=1 https://edu.skysmart.ru/homework/new тесты https://testedu.ru/test/russkij-yazyik/7-klass/ |
Междометия и звукоподражательные слова | 1 | 1 | | | текущий | https://login.cerm.ru/_user/user_app.php?mod=twg&do=twgExercises&sidx=1 |
Омонимия частей речи | 1 | 1 | | | текущий | |
Повторение | 10 | 8 | | 2 | текущий, тематический, итоговый | учебник https://ansevik.ru/russkij_yazyk_7/62.html практика https://login.cerm.ru/_user/user_app.php?mod=twg&do=twgExercises&sidx=1 https://edu.skysmart.ru/homework/new тесты https://foxford.ru/catalog/trainings/russkiy-yazyk https://rus7-vpr.sdamgia.ru/ https://testedu.ru/test/russkij-yazyik/7-klass/ |
Итого | 136 | 104 | 21 | 11 | | |
Календарно-тематическое (поурочное) планирование
№ | Дата | Раздел. Темы уроков, содержание |
| | Введение. Повторение изученного в 5-6 классах (14 часов) |
1 | | 1.Русский язык в современном мире. Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон). Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. |
2 | | 2. Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Речевой этикет. Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение). Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). |
3 | | 3. Понятие о функциональной разновидности языка. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие). |
4 | | 4. Комплексное повторение: орфограммы в приставках и корнях слов, синтаксис (словосочетание). |
5 | | 5. Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. |
6 | | 6. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа. Анализ текста. |
7 | | 7. Комплексное повторение: орфограммы в приставках и корнях слов, синтаксис простого предложения. |
8 | | 8. Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами соврем. русского литературного языка. |
9 | | 9. Повторение: части речи самостоятельные и служебные, существительное, прилагательное; правописание имён существительных и прилагательных. Знаки препинания в простом предложении: тире между подлежащим и сказуемым, прямая речь. |
10 | | 10. Повторение: части речи. Прилагательное, местоимение, числительное. Правописание. Знаки препинания при однородных членах предложения. |
11 | | 11. Повторение: глагол как часть речи, правописание глагола. Знаки препинания в сложном предложении. |
12 | | 12. Контрольный диктант / тестовая работа. |
13 | | 13. Р.р. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. |
14 | | 14. Р.р. Жанры разговорного стиля речи. Беседа, беседа в конфликтной ситуации, спор. |
| | Морфология. Причастие (30 часов) |
15 | | 1. Система частей речи в русском языке. Понятие о причастии. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства причастия. |
16 | | 2. Признаки глагола и прилагательного у причастия. Причастие настоящего и прошедшего времени. Синтаксическая функция причастий. |
17 | | 3.Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте. Синтаксическая функция причастий. |
18 | | 4. Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте. |
19 | | 5. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие формы причастий. |
20 | | 6. Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени. |
21 | | 7. Правописание действительных причастий настоящего и прошедшего времени. |
22 | | 8. Р.р. Жанры официально-делового стиля. Отчёт о работе творческого коллектива (клуба, студии, объединения). |
23 | | 9. Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. |
24 | | 10. Правописание страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. |
25 | | 11. Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях. Условия выбора. Отличие кратких отыменных прилагательных от кратких причастий и кратких отглагольных прилагательных. Отличие кратких причастий от наречий. |
26 | | 12. Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях. Развитие умения писать полные и краткие страдательные причастия. Проверочная работа. |
27 | | 13. Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных. Условия выбора. |
14. Р.р. Чтение в учебной деятельности. Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. | | |
15. Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных. Развитие умения писать страдательные причастия и отглагольные прилагательные. | | |
16. Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных. Условия выбора. | | |
17. Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных. Развитие умения писать страдательные причастия и прилагательные. Проверочная работа. | | |
18. Морфологический разбор причастия. | | |
19. Р.Р. Жанры публицистического стиля. Личное письмо в газету. | | |
20. Правописание НЕ с причастиями. Условия выбора. | | |
21. Правописание НЕ с причастиями. Развитие умения писать причастия с НЕ. | | |
22. Правописание НЕ с причастиями. Развитие умения писать причастия с НЕ. Проверочная работа. | | |
23. Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Условие выбора. | | |
24. Р.р. Изложение прочитанного или прослушанного текста (подробное / сжатое / выборочное). | | |
25. Р.р. Сочинение рассуждение по прочитанному или прослушанному тексту. | | |
26. Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Развитие умения правильно писать причастия прошедшего времени. | | |
41 | | 27. Повторение темы "Причастие". |
42 | | 28. Культура речи. Нормы образования причастий. |
43 | | 29. Контрольный диктант по теме "Причастие". Решение теста. |
44 | | 30. Р.р.Жанры публицистического стиля. Обозрение. |
| | Деепричастие (18 часов) |
45 | | 1. Понятие о деепричастии. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства деепричастия. Наречные и глагольные признаки деепричастия. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Синтаксическая функция деепричастия. |
46 | | 2. Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте. |
47 | | 3. Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте. |
48 | | 4. Р.р. Способы сокращения текста. Тезисный план текста. Упр. 165 |
49 | | 5. Правописание НЕ с деепричастиями. |
50 | | 6. Правописание НЕ с деепричастиями. |
51 | | 7. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. |
52 | | 8. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Развитие умения образовывать деепричастия и правильно писать их. |
53 | | 9. Р.р. Изложение прочитанного или прослушанного текста (подробное / сжатое / выборочное). |
54 | | 10. Морфологический разбор деепричастия. |
55 | | 11. Повторение темы "Деепричастие" |
56 | | 12. Контрольный диктант по теме "Деепричастие". Решение теста |
57 | | 13. Культура речи. Нормы образования деепричастий. |
58 | | 14. Р.р. Сочинение. Речевая характеристика литературного героя (друга, знакомого). |
59 | | 15. Р.р. Жанры публицистического стиля. Интервью-портрет. |
60 | | 16. Р.р. Жанры публицистического стиля. Хроника, репортаж. |
61 | | 17. Контрольная работа за первое полугодие. |
62 | | 18. Контрольная работа за первое полугодие. |
| | |
63 | | 1. Наречие как часть речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства наречия. |
64 | | 2. Разряды наречий по значению. |
65 | | 3. Степени сравнения наречий. |
66 | | 4. Слитное и раздельное написание с наречиями на О-Е |
67 | | 5. Морфологический разбор наречия. |
68 | | 6. Н и НН в наречиях на О-Е |
69 | | 7. Н и НН в наречиях на О-Е |
70 | | 8. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. |
71 | | 9. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. |
72 | | 10. Р.р. Жанры публицистического стиля. Поликодовый текст: герб, экслибрис. |
73 | | 11. Буквы О и А на конце наречий. |
74 | | 12. Буквы О и А на конце наречий. |
75 | | 13. Дефис между частями слова в наречиях. |
76 | | 14. Дефис между частями слова в наречиях. |
77 | | 15. Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. |
78 | | 16. Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. |
79 | | 17. Правописание омонимичных наречий и существительных с предлогом. |
80 | | 18. Ь после шипящих на конце наречий. |
81 | | 19. Ь после шипящих на конце наречий. |
82 | | 20. Повторение темы "Наречие". |
83 | | 21. Культура речи. Нормы образования наречий. |
84 | | 22. Контрольный диктант по теме "Наречие". |
85 | | 23. Р.р. Жанры публицистического стиля. Реклама. |
86 | | 24. Р.р. Сочинение-рассуждение на основе научно-популярного текста. |
| | Слова категории состояния (1 час). |
87 | | 1. Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи. Слова категории состояния; их значение, морфологические особенности и синтаксическая роль в предложении. |
| | |
88 | | 1. Предлог как часть речи. |
89 | | 2. Предлоги производные и непроизводные. |
90 | | 3. Предлоги простые и составные. |
91 | | 4. Правописание предлогов (слитно, раздельно, через дефис). |
92 | | 5. Правописание предлогов (слитно, раздельно, через дефис). |
93 | | 6. Отличие и правописание омонимичных предлогов и наречий, деепричастий и предлогов, предлогов и существительных с предлогом. |
94 | | 7. Культура речи. Нормы образования и употребления предлогов в речи. |
95 | | 8. Морфологический разбор предлога. |
96 | | 9. Повторение темы "Предлог". |
97 | | 10. Контрольный диктант по теме "Предлог". Решение теста. |
98 | | 11. Р.р. Изложение прочитанного или прослушанного текста (подробное / сжатое / выборочное). |
99 | | 12. Р.р. Жанры научного стиля. Отзыв, рецензия на сочинение одноклассника. |
| | Союз (14 часов) |
100 | | 1. Союз как часть речи. |
101 | | 2. Разряды союзов. |
102 | | 3. Сочинительные союзы. |
103 | | 4. Сочинительные союзы. Знаки препинания. |
104 | | 5. Подчинительные союзы. |
105 | | 6. Подчинительные союзы. Знаки препинания. |
106 | | 7. Р.р. Жанры научного стиля. Выступление на научную тему. |
107 | | 8. Союзы и союзные слова. |
108 | | 9. Отличие и правописание омонимичных союзов и слов других частей речи (местоимений, наречий) с предлогами и частицами. |
109 | | 10. Союзы в простых и сложных предложениях. |
110 | | 11. Морфологический разбор союза. |
111 | | 12. Повторение темы "Союз". |
112 | | 13. Контрольный диктант по теме "Союз". Решение теста. |
113 | | 14. Р.р. Жанры научного стиля. Дискуссия, дебаты. |
| | |
114 | | 1. Частица как часть речи. |
115 | | 2. Разряды частиц. |
116 | | 3. Правописание частиц. |
117 | | 4. Правописание частиц. |
118 | | 5. Правописание частицы НЕ с разными частями речи. |
119 | | 6. Правописание частицы НЕ с разными частями речи. |
120 | | 7. Разграничение частиц НЕ и НИ. |
121 | | 8. Правописание слов с частицами НЕ и НИ. |
122 | | 9. Повторение темы "Частица". |
123 | | 10. Контрольный диктант по теме "Частица". Решение теста. |
124 | | 11. Р.р. Изложение прочитанного или прослушанного текста (подробное / сжатое / выборочное). |
| | Междометие и звукоподражательные слова (1 час). |
125 | | 1. Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Семантические разряды междометий. Звукоподражательные слова. |
126 | | Омонимия слов разных частей речи (1 час). 1. Переход одной части речи в другую (прилагательных в существительные, числительных в прилагательные). Морфологический анализ слова. |
| | |
127 | | 1. Морфология. Причастие и деепричастие. Грамматические признаки, правописание. |
128 | | 2. Морфология. Наречие. Грамматические признаки, правописание. |
129 | | 3. Предлог. Грамматические признаки, правописание. |
130 | | 4. Союз. Грамматические признаки, правописание. |
131 | | 5. Частица. Грамматические признаки, правописание. |
132 | | 6. Пунктуация. Знаки препинания в простом и сложном предложении. |
133 | | 7. Итоговая контрольная работа по русскому языку. |
134 | | 8. Итоговая контрольная работа по русскому языку. |
135 | | 9. Работа над ошибками. |
136 | | 10. Повторение. Обобщение изученного. |