Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Урюмская средняя общеобразовательная школа» Тетюшского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено» Руководитель МО учителей гуманитарного цикла _______/ Волкова Е.А./
Протокол № 1
от « 7» августа 2018 года
«Согласовано»
Зам. директора по УР
МБОУ «Урюмская средняя общеобразовательная школа»
_______/ Большакова Л. В./
«7» августа 2018 года
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Урюмская средняя общеобразовательная школа»
___________/Краснов И. В./
Приказ № 77 от « 7» августа 2018 года
Рабочая программа по русскому языку
для 8 класса
учителя 1 квалификационной категории Волковой Елены Аркадьевны
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № 1 от «6» августа 2018 года
2018 – 2019 учебный год
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами обучающихся являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты расширяют сферу практического применения сведений и навыков, сопутствующих изучению русского языка. Они включают:
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией; преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
3. Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction); критически оценивать содержание и форму текста.
4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций; прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора; распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Выпускник научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
русского языка в 7 классе
Личностные результаты.
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения,самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
Осуществлению контроля в констатирующей и предвосхищающей позиции.
Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
Обучающийся получит возможность научиться:
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижений целей в совместной деятельности.
Осуществлять коммуникативную рефлексию.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов,
устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Предметные результаты.
Обучающийся научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;5-9
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
Обучающийся получит возможность научиться:
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
2.Содержание учебного предмета «Русский язык» в 8 классе
Русский язык в современном мире
Понятие «государственный язык». Понятие «мировой язык».
Причины становления и функционирования русского языка в межнациональном и международном общении.
Повторение изученного в 5-7 классах.
Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. Знаки препинания в сложном предложении: деление сложных предложений на сложносочинённые и сложноподчинённые (выделение главного и придаточного предложений). Правописание Н, НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
Основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение, текст. Предложение как единица синтаксиса. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. Основные признаки словосочетания. Виды словосочетаний по способу связи слов: согласование, управление, примыкание. Синтаксический разбор словосочетаний. Повторение.
Простое предложение.
Структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения. Основные типы грамматических основ. Прямой и обратный порядок слов в предложении. Интонационные средства, основные элементы интонации (изменение тона, громкость, темп произношения, паузы, логическое ударение).
Двусоставные предложения.
Главные члены двусоставного предложения, способы выражения подлежащего. Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения. Составное глагольное сказуемое, способы его выражения. Составное именное сказуемое, способы его выражения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения. Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение. Согласованные и несогласованные определения. Способы выражения определения. Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при нём. Виды обстоятельств по значению. Способы выражения обстоятельств. Синтаксический разбор двусоставного предложения. Повторение.
Односоставные предложения.
Главный член односоставного предложения: классификация простых предложений по цели высказывания, по интонации, по количеству грамматических основ, по строению грамматической основы, по наличию второстепенных членов. Назывные предложения. Их структурные и смысловые особенности. Определённо-личные предложения. Их структурные и смысловые особенности. Неопределённо-личные предложения. Их структурные и смысловые особенности. Безличные предложения. Их структурные и смысловые особенности. Неполные предложения. Предложения полные и неполные. Неполные предложения в диалоге и сложном предложении. Синтаксический разбор односоставного предложения. Повторение.
Простое осложненное предложение.
Понятие об осложнённом предложении. Понятие об однородных членах предложения. Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. Однородные и неоднородные определения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами.
Понятие об обособлении. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения. Синтаксический разбор предложения с обособленными членами. Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. Повторение.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения.
Обращение. Назначение обращения. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений: наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.
Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. Отличие вводных слов от слов-омонимов. Выделительные знаки препинания при вводных словах. Вводные предложения. Вставные конструкции. Повторение.
Междометия в предложении. Знаки препинания в предложениях при междометиях. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.
Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Диалог и способы его оформления. Цитаты и знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложений с чужой речью. Способы передачи чужой речи. Повторение.
Повторение и систематизация изученного в VIII классе
Синтаксис и морфология: простые и сложные предложения, однородные и обособленные члены в простом предложении, неполные предложения; слова, грамматически не связанные с членами предложения. Синтаксис и пунктуация: знаки завершения, разделения, выделения. Синтаксис и культура речи: нормы литературного языка в построении словосочетаний и предложений. Синтаксис и орфография.
Учебник «Русский язык. 8 класс» (учебник для общеобразовательных организаций), Москва, «Просвещение», 2018, Л.А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Контрольные | Уроки развития речи | Всего часов |
тесты | диктанты | Всего | Сочи-нение | Изло-жение |
1 | Русский язык в современном мире. | | | | | | 1 |
2 | Повторение изученного в 5 – 7 классах. | 1 | | | | | 8 |
3 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | | | 2 | | 1 | 10 |
4 | Простое предложение.. | | 1 | 1 | | | 7 |
5 | Главные члены предложения. | | 1 | 4 | 1 | 1 | 18 |
6 | Второстепенные члены предложения. | | 1 | 3 | | 1 | 14 |
7 | Односоставные предложения | 1 | | 3 | | 1 | 14 |
8 | Однородные члены предложения. | | 1 | 5 | 1 | 1 | 17 |
9 | Обособленные члены предложения | 1 | | 3 | 1 | | 18 |
10 | Обращение. | | | 2 | | 1 | 4 |
11 | Вводные и вставные конструкции. | | 1 | 2 | 1 | | 12 |
12 | Чужая речь. | | 1 | 1 | | | 10 |
13 | Повторение и систематизация пройденного в 8 классе. | | 1 | | | | 6 |
14 | Итоговый урок | | | | | | 1 |
Итого | 3 | 7 | 26 | 4 | 6 | 140 |
Проектная деятельность |
Сентябрь - декабрь | Великие о русском языке |
Январь - май | Кроссворды по русскому языку |
Всего 140 часов час; в неделю 4 часа.
3. Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
№ п/п | Изучаемый раздел, тема урока | Кол -во часов | Дата проведения | Примечание |
По плану | По факту |
1 | Русский язык в современном мире. | 1 | | | |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 – 7 КЛАССАХ. |
2 | Пунктуация и орфография. | 1 | | | |
3 | Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. | 1 | | | |
4 | Знаки препинания в сложном предложении. | 1 | | | |
5 | Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий. | 2 | | | |
6 | | | |
7 | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. | 1 | | | |
8 | Контрольное тестирование по теме «Повторение изученного в 5 – 7 классах». | 1 | | | |
9 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании по теме «Повторение изученного в 5 – 7 классах». | 1 | | | |
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. |
10 | Основные единицы синтаксиса | 1 | | | |
11 | Текст как единица синтаксиса. | 1 | | | |
12 | Предложение как единица синтаксиса. | 1 | | | |
13 | Урок развития речи. Подготовка к сжатому изложению. Упр. 52 | 1 | | | |
14 | Урок развития речи. Сжатое изложение. | 1 | | | |
15 | Словосочетание как единица синтаксиса. | 1 | | | |
16 | Анализ ошибок, допущенных в сжатом изложении. | 1 | | | |
17 | Виды словосочетаний | 1 | | | |
18 | Синтаксические связи слов в словосочетаниях. | 1 | | | |
19 | Синтаксический разбор словосочетаний. | 1 | | | |
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. |
20 | Грамматическая (предикативная) основа предложения | 1 | | | |
21 | Порядок слов в предложении. | 1 | | | |
22 | Интонация, логическое ударение. | 1 | | | |
23 | Повторение изученного по теме «Простое предложение». | 1 | | | |
24 | Контрольный диктант по теме «Простое предложение». | 1 | | | |
25 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте по теме «Простое предложение». | 1 | | | |
26 | Урок развития речи. Описание памятника культуры. | 1 | | | |
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. |
27 | Подлежащее. | 1 | | | |
28 | Сказуемое. | 1 | | | |
29 | Простое глагольное сказуемое. | 1 | | | |
30 | Составное глагольное сказуемое. | 2 | | | |
31 | | | |
32 | Урок развития речи. Подготовка к сочинению об охране природы. | 1 | | | |
33 | Урок развития речи. Сочинение «Люби и охраняй родной край». | 1 | | | |
34 | Составное именное сказуемое. | 1 | | | |
35 | Анализ ошибок, допущенных в сочинении «Люби и охраняй родной край». | 1 | | | |
36 | Составное именное сказуемое. | 1 | | | |
37 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | | | |
38 | Урок развития речи. Подготовка к изложению с элементами сочинения – рассуждения. | 1 | | | |
39 | Урок развития речи. Изложение с элементами сочинения – рассуждения. | 1 | | | |
40 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | | | |
41 | Анализ ошибок, допущенных в изложении с элементами сочинения – рассуждения. | 1 | | | |
42 | Повторение изученного по теме «Главные члены предложения». | 1 | | | |
43 | Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения». | 1 | | | |
44 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте по теме «Главные члены предложения» | 1 | | | |
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. |
45 | Роль второстепенных членов в предложении. | 1 | | | |
46 | Дополнение. | 1 | | | |
47 | Определение. | 1 | | | |
48 | Урок развития речи. Подготовка к сжатому изложению. | 1 | | | |
49 | Урок развития речи. Сжатое изложение. | 1 | | | |
50 | Приложение. Знаки препинания при нём. | 1 | | | |
51 | Анализ ошибок, допущенных в сжатом изложении. | 1 | | | |
52 | Обстоятельство | 1 | | | |
53 | Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами. | 1 | | | |
54 | Синтаксический разбор двусоставного предложения | 1 | | | |
55 | Урок развития речи. Характеристика человека | 1 | | | |
56 | Повторение изученного по теме «Второстепенные члены предложения». | 1 | | | |
57 | Контрольный диктант по теме «Второстепенные члены предложения». | 1 | | | |
58 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте по теме «Второстепенные члены предложения». | 1 | | | |
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
59 | Главный член односоставного предложения. | 1 | | | |
60 | Назывные предложения. | 1 | | | |
61 | Определённо-личные предложения. | 1 | | | |
62 | Неопределённо-личные предложения. | 1 | | | |
63 | Урок развития речи. Инструкция. | 1 | | | |
64 | Безличные предложения. | 1 | | | |
65 | Урок развития речи. Подготовка к изложению с элементами сочинения. | 1 | | | |
66 | Урок развития речи. Изложение с элементами сочинения. | 1 | | | |
67 | Неполные предложения. | 1 | | | |
68 | Анализ ошибок, допущенных в изложении с элементами сочинения. | 1 | | | |
69 | Синтаксический разбор односоставного предложения. | 1 | | | |
70 | Повторение изученного по теме «Односоставные предложения». | 1 | | | |
71 | Контрольное тестирование по теме «Односоставные предложения». | 1 | | | |
72 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании по теме «Односоставные предложения». | 1 | | | |
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. |
73 | Понятие об осложнённом предложении. | 1 | | | |
74 | Понятие об однородных членах. | 1 | | | |
75 | Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. | 1 | | | |
76 | Однородные и неоднородные определения. | 1 | | | |
77 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | 1 | | | |
78 | Урок развития речи. Подготовка к сочинению «Сравнительная характеристика двух одноклассников». упр.264 | 1 | | | |
79 | Урок развития речи. Сочинение «Сравнительная характеристика двух одноклассников». | 1 | | | |
80 | Знаки препинания в предложении с однородными членами. | 1 | | | |
81 | Анализ ошибок, допущенных в сочинении «Сравнительная характеристика двух одноклассников». | 1 | | | |
82 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. | 1 | | | |
83 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами. | 1 | | | |
84 | Урок развития речи. Отзыв в книгу посетителей выставки о картине В.Е.Попкова «Осенние дожди». упр. 28 | 1 | | | |
85 | Повторение по теме «Однородные члены предложения». | 1 | | | |
86 | Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения». | 1 | | | |
87 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте по теме «Однородные члены предложения». | 1 | | | |
88 | Урок развития речи. Подготовка к сжатому изложению. | 1 | | | |
89 | Урок развития речи. Сжатое изложение. | 1 | | | |
ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. |
90 | Понятие об обособлении. | 1 | | | |
91 | Анализ ошибок, допущенных в сжатом изложении. | 1 | | | |
92 | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. | 2 | | | |
93 | | | |
94 | Урок развития речи. Рассуждение на дискуссионную тему. | 1 | | | |
95 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. | 2 | | | |
96 | | | |
97 | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. | 2 | | | |
98 | | | |
99 | Урок развития речи. Подготовка к сочинению-рассуждению (15.2). | 1 | | | |
100 | Урок развития речи. Сочинение-рассуждение (15.2). | 1 | | | |
101 | Обособленные уточняющие члены предложения, выделительные знаки препинания при них. | 1 | | | |
102 | Анализ ошибок, допущенных в сочинении - рассуждении. | 1 | | | |
103 | Обособленные уточняющие члены предложения, выделительные знаки препинания при них. | 1 | | | |
104 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. | 1 | | | |
105 | Повторение изученного по теме «Обособленные члены». | 1 | | | |
106 | Контрольное тестирование по теме «Обособленные члены предложения». | 1 | | | |
107 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании по теме «Обособленные члены предложения». | 1 | | | |
ОБРАЩЕНИЕ. |
108 | Обращение. Назначение обращения. Распространенные обращения. | 1 | | | |
109 | Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений | 1 | | | |
110 | Урок развития речи. Подготовка к сжатому изложению. | 1 | | | |
111 | Урок развития речи. Сжатое изложение. | 1 | | | |
ВВОДНЫЕ И ВСТАВНЫЕ КОНСТУКЦИИ. |
112 | Вводные конструкции. | 1 | | | |
113 | Анализ ошибок, допущенных в сжатом изложении. | 1 | | | |
114 | Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению | 1 | | | |
115 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. | 1 | | | |
116 | Вставные слова, словосочетания и предложения. Междометия в предложении. | 1 | | | |
117 | Урок развития речи. Подготовка к сочинению о пользе чтения. | 1 | | | |
118 | Урок развития речи. Сочинение о пользе чтения. | 1 | | | |
119 | Анализ ошибок, допущенных в сочинении о пользе чтения. | 1 | | | |
12 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. | 1 | | | |
121 | Повторение изученного по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения». | 1 | | | |
122 | Контрольный диктант по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения». | 1 | | | |
123 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения». | 1 | | | |
ЧУЖАЯ РЕЧЬ. |
124 | Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. | 1 | | | |
125 | Прямая речь и косвенная речь. Косвенная речь. | 1 | | | |
126 | Прямая речь. | 1 | | | |
127 | Диалог. | 1 | | | |
128 | Урок развития речи. Рассказ. | 1 | | | |
129 | Цитата. | 1 | | | |
130 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. | 1 | | | |
131 | Повторение изученного по теме «Чужая речь». | 1 | | | |
132 | Контрольный диктант по теме «Чужая речь». | 1 | | | |
133 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте по теме «Чужая речь». | 1 | | | |
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ. |
134 | Синтаксис и морфология. | 1 | | | |
135 | Синтаксис и пунктуация. | 1 | | | |
136 | Синтаксис и культура речи. | 1 | | | |
137 | Синтаксис и орфография. | 1 | | | |
138 | Итоговая промежуточная контрольная работа (диктант с грамматическим заданием). | 1 | | | |
139 | Анализ ошибок, допущенных в итоговой промежуточной контрольной работе (диктанте с грамматическим заданием) | 1 | | | |
ИТОГОВЫЙ УРОК |
140 | Итоговый урок. | 1 | | | |
Лист корректировки КТП
Раздел/ темы КТП | Причина корректировки | Способ корректировки (форма изучения пропущенного материала) | Сроки корректировки (в том числе даты проведенных уроков) |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
3