Планируемые результаты
Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:
1)понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2)осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3)достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
•адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
•владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
•адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
•способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
•овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
•умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средства аргументации;
2)применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3)коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения программы по русскому языку являются:
1)представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2)понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3)усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4)освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный стиль, язык художественной литературы; жанры научного стиля и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5)овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6)опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7)проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения;
8)понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9)осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Результаты обучения
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
5-й класс
– по фонетике и графике: производить фонетический разбор слова; соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением; свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем; не смешивать буквы и звуки;
– по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем;
– по лексике: пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов; толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы; давать элементарный анализ лексического значения слова;
– по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова; выделять основу слова; образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ; производить морфемный разбор; производить словообразовательный разбор;
– по морфологии: различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи;
– по синтаксису: выделять словосочетание в предложении; определять главное и зависимое слово; образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова; определять вид предложения по цели высказывания, интонации; определять грамматическую основу предложения; определять вид предложения по количеству грамматических основ; определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения; определять однородные члены; определять вводные слова и обращения (данное умение не является обязательным, т.к. материал вводился ознакомительно); различать простое и сложное предложение; производить синтаксический разбор предложения;
– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
– по пунктуации: находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила;
– по связной речи, чтению и работе с информацией: читать учебно-научный текст изучающим чтением; владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план; определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато; понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов; определять стиль текста; письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст; пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы; озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.
Содержание тем учебного курса
Язык - важнейшее средство общения (2 + 1).
Личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка, необходимость владения русским языком для учебной деятельности; анализировать себя как слушателя.
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова
Повторение изученного в начальных классах (23 + 6).
Личностные: участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв ы, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ъ на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2-го и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ъ во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -тъся; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II. Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (25 + 3).
Личностные: проявлять желание умело пользоваться языком, сознательного отношение к своей речи
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений со знаками препинания
I.Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II.Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III.Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста.
Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (13+ 6).
Личностные: формировать устойчивую мотивацию к индивидуальной и коллективной творческой деятельности
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования согласных и гласных звуков
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари.
II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований
учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III.Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (7+ 6).
Личностные: формировать навыки анализа
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слова как лексической единицы
I.Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II.Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьнымисловарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (20 + 3).
Личностные: формировать навыки анализа, индивидуального и коллективного проектирования
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования форм слова и однокоренных слов
I.Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Роль окончаний в словах. Нулевое окончание. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и сна конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и о в корнях -лож лаг-, -рос— -раст-. Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II.Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться
орфографическими и морфемными словарями.
III.Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи (49).
Личностные: формировать навык развернутого анализа
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования существительных на постоянные и непостоянные признаки
Самостоятельные и служебные части речи (1).
Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи. Имя существительное (16 + 3).
Личностные: формировать навык развернутого анализа
Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования существительных на постоянные и непостоянные признаки
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
П. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (6 + 3).
Личностные: формировать навыки анализа, работы в парах по алгоритму, самопроверки, взаимопроверки
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования прилагательных на постоянные и непостоянные признаки
I.Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II.Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна,
трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III.Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности
этого жанра.
Глагол (19+ 3).
Личностные: формировать познавательный интерес
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования глаголов на постоянные и непостоянные признаки
I.Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -тъ (-тъся), -ти (-тисъ), -чь (-чься)). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных «е», «и» вкорнях глаголов –бер --бир-, -дер --дир-, -мер-
-мир-, -пер--пир-, -тер--тир-, -стел--стил-. Правописание не с глаголами.
II.Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III.Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация изученного (9+ 1).
Личностные: формировать устойчивую мотивацию к исследовательской и проектировочной деятельности; познавательного интереса
Регулятивные: уметь ориентироваться на образец и правило выполнения задания
Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Дата проведения | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них |
план | факт | Контрольная работа, ч. | Развитие речи, ч. | Самостоятельная работа, ч. |
1 | | | Язык и общение | 3 | | | |
1.1 | | | Язык и человек. Язык и речь. | 1 | | | |
1.2 | | | Язык и его единицы. | 1 | | | |
1.3 | | | Стили речи. | 1 | | | |
2 | | | Вспоминаем, повторяем, изучаем | 29 | 2 | 3 | 1 |
2.1 | | | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | 1 | | | |
2.2 | | | Орфограмма. | 1 | | | |
2.3 | | | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | 2 | | | |
2.4 | | | Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова. | 2 | | | |
2.5 | | | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 1 | | | |
2.6 | | | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | 1 | | | |
2.7 | | | Входная контрольная работа. | 1 | | | |
2.8 | | | Буквы и, у, а после шипящих. | 1 | | | |
2.9 | | | Разделительные ъ и ь. | 1 | | | |
2.10 | | | Раздельное написание предлогов с другими словами. | 1 | | | |
2.11 | | | Текст | | | | 1 |
2.12 | | | Обучающее изложение (по Г. А. Скребицкому, упр.70) | | | 2 | |
2.13 | | | Части речи | 1 | | | |
2.14 | | | Глагол | 1 | | | |
2.15 | | | Правописание –тся и –ться в глаголах | 1 | | | |
2.16 | | | Личные окончания глаголов | 1 | | | |
2.17 | | | Тема текста | 1 | | | |
2.18 | | | Имя существительно как часть речи | 1 | | | |
2.19 | | | Падежные окончания существительных | 1 | | | |
2.20 | | | Имя прилагательное как часть речи | 1 | | | |
2.21 | | | Местоимение как часть речи | 1 | | | |
2.22 | | | Основная мысль текста | 1 | | | |
2.23 | | | Обучающее сочинение- описание по картине А. А. Пластова «Летом» | | | 1 | |
2.24 | | | Повторение изученного в начальных классах | 1 | | | |
2.25 | | | Контрольных диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах» | | 1 | | |
2.26 | | | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | 1 | | | |
3 | | | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | 28 | 1 | 2 | |
3.1. | | | Синтаксис. Пунктуация | 1 | | | |
3.2 | | | Словосочетание | 1 | | | |
3.3 | | | Способы выражения грамматической связи в словосочетании | 1 | | | |
3.4 | | | Разбор словосочетания | 1 | | | |
3.5 | | | Сжатое изложение (упр. 127) | | | 1 | |
3.6 | | | Предложение. Виды предложений по цели высказывания | 1 | | | |
3.7 | | | Виды предложений по интонации | 1 | | | |
3.8 | | | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | 1 | | | |
3.9 | | | Сказуемое | 1 | | | |
3.10 | | | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | | | |
3.11 | | | Нераспространенные и распространенные предложения | 1 | | | |
3.12 | | | Второстепенные члены предложения. Дополнение | 1 | | | |
3.13 | | | Определение | 1 | | | |
3.14 | | | Обстоятельство | 1 | | | |
3.15 | | | Предложение с однородными членами | 1 | | | |
3.16 | | | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 | | | |
3.17 | | | Обобщающие слова при однородных членах | 1 | | | |
3.18 | | | Предложения с обращениями | 1 | | | |
3.19 | | | Письмо | | | 1 | |
3.20 | | | Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения | 1 | | | |
3.21 | | | Простые и сложные предложения | 1 | | | |
3.22 | | | Синтаксический разбор сложного предложения | 1 | | | |
3.23 | | | Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью | 2 | | | |
3.24 | | | Диалог | 1 | | | |
3.25 | | | Повторение по теме «Синтаксис. Пунктуация» | 1 | | | |
3.26 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация» | | 1 | | |
3.27 | | | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | 1 | | | |
4 | | | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи | 19 | 1 | 4 | 1 |
4.1 | | | Фонетика. Гласные звуки | 1 | | | |
4.2 | | | Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие | 1 | | | |
4.3 | | | Изменение звуков в потоке речи | 1 | | | |
4.4 | | | Повествование | 1 | | | |
4.5 | | | Обучающее изложение с элементами описания (К. Г. Паустовский «Шкатулка») | | | 2 | |
4.6 | | | Согласные звонкие и глухие | 1 | | | |
4.7 | | | Графика. Алфавит | 1 | | | |
4.8 | | | Описание предмета | 1 | | | |
4.9 | | | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака | 1 | | | |
4.10 | | | Двойная роль букв е,ё,ю,я | 2 | | | |
4.11 | | | Орфоэпия | 1 | | | |
4.12 | | | Фонетический разбор слова | 1 | | | |
4.13 | | | Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» | 1 | | | |
4.14 | | | Контрольный тест по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» | | | | 1 |
4.15 | | | Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте | 1 | | | |
4.16 | | | Подготовка к сочинению- описанию предметов, изображенных на картине Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» | | | 1 | |
4.17 | | | Сочинение- описание предметов, изображенных на картине Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» | | | 1 | |
5 | | | Лексика. Культура речи | 13 | 1 | 4 | 1 |
5.1 | | | Слово и его лексическое значение | 1 | | | |
5.2 | | | Однозначные и многозначные слова | 1 | | | |
5.3 | | | Прямое и переносное значение слов | 1 | | | |
5.4 | | | Омонимы | 1 | | | |
5.5 | | | Синонимы | 2 | | | |
5.6 | | | Подготовка к сочинению по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» | | | 1 | |
5.7 | | | Контрольное сочинение- описание по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» | | | 1 | |
5.8 | | | Антонимы | 1 | | | |
5.9 | | | Повторение по теме «Лексика. Культура речи» | 1 | | | |
5.10 | | | Контрольный тест по теме «Лексика. Культура речи» | | | | 1 |
5.11 | | | Подготовка к подробному изложению (К. Г. Паустовский «Первый снег») | | | 1 | |
5.12 | | | Подробное изложение (К. Г. Паустовский «Первый снег») | | | 1 | |
6 | | | Морфемика. Орфография. Культура речи | 23 | 1 | 2 | |
6.1 | | | Морфема. Изменение и образование слов | 1 | | | |
6.2 | | | Окончание. Основа слова | 1 | | | |
6.3 | | | Корень слова | 1 | | | |
6.4 | | | Рассуждение | 1 | | | |
6.5 | | | Суффикс | 2 | | | |
6.6 | | | Приставка | 1 | | | |
6.7 | | | Чередование звуков | 1 | | | |
6.8 | | | Беглые гласные | 1 | | | |
6.9 | | | Варианты морфем | 1 | | | |
6.10 | | | Морфемный разбор слова | 1 | | | |
6.11 | | | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 | | | |
6.12 | | | Буквы з и с на конце приставок | 1 | | | |
6.13 | | | Буквы а-о в корне –лаг-, -лож- | 1 | | | |
6.14 | | | Буквы а-о в корне –раст-, -ращ-, -рос- | 1 | | | |
6.15 | | | Буквы ё-о после шипящих в корне | 2 | | | |
6.16 | | | Буквы ы-и после ц | 1 | | | |
6.17 | | | Повторение по теме «Морфемика» | 1 | | | |
6.18 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика» | | 1 | | |
6.19 | | | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | 1 | | | |
6.20 | | | Подготовка к сочинению- описанию по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине» | | | 1 | |
6.21 | | | Сочинение- описание по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине» | | | 1 | |
7 | | | Морфология. Орфография. Культура речи | 49 | | | |
| | | Имя существительное | 19 | 1 | 2 | |
7.1 | | | Морфология. Имя существительно как часть речи | 1 | | | |
7.2 | | | Доказательства в рассуждении | 1 | | | |
7.3 | | | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 1 | | | |
7.4 | | | Имена существительные собственные и нарицательные | 1 | | | |
7.5 | | | Род имен существительных | 1 | | | |
7.6 | | | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 1 | | | |
7.7 | | | Сжатое изложение (упр.513) | | | 1 | |
7.8 | | | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | 1 | | | |
7.9 | | | Три склонения имен существительных | 1 | | | |
7.10 | | | Падеж имен существительных | 1 | | | |
7.11 | | | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | 1 | | | |
7.12 | | | Существительные на –ия, -ие,-ий | 1 | | | |
7.13 | | | Множественное число имен существительных | 1 | | | |
7.14 | | | Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных | 1 | | | |
7.15 | | | Морфологический разбор имени существительного | 1 | | | |
7.16 | | | Повторение по теме «Имя существительное» | 2 | | | |
7.17 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное» | | 1 | | |
7.18 | | | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | 1 | | | |
| | | Имя прилагательное | 9 | 1 | 2 | |
7.19 | | | Имя прилагательное как часть речи | 1 | | | |
7.20 | | | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | 1 | | | |
7.21 | | | Буквы о-ё после шипящих в окончаниях прилагательных | 1 | | | |
7.22 | | | Описание животного | | | 1 | |
7.23 | | | Прилагательные полные и краткие | 1 | | | |
7.24 | | | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | | | |
7.25 | | | Повторение по теме «Имя прилагательное» | 1 | | | |
7.26 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное» | | 1 | | |
7.27 | | | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | 1 | | | |
| | | Глагол | 22 | 1 | 2 | |
7.28 | | | Глагол как часть речи | 1 | | | |
7.29 | | | Не с глаголами | 2 | | | |
7.30 | | | Рассказ | 1 | | | |
7.31 | | | Неопределенная форма глагола | 1 | | | |
7.32 | | | Правописание –ться и – тся в глаголах | 1 | | | |
7.33 | | | Виды глагола | 1 | | | |
7.34 | | | Видовые пары глагола | 1 | | | |
7.35 | | | Буквы е-и в корнях с чередованием | 1 | | | |
7.36 | | | Невыдуманный рассказ (о себе) | | | 1 | |
7.37 | | | Время глагола. Прошедшее время | 1 | | | |
7.38 | | | Настоящее время | 1 | | | |
7.39 | | | Будущее время | 1 | | | |
7.40 | | | Спряжение глаголов | 1 | | | |
7.41 | | | Правописание безударных личных окончаний глагола | 2 | | | |
7.42 | | | Морфологический разбор глагола | 1 | | | |
7.43 | | | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа | 1 | | | |
7.44 | | | Употребление времен | 1 | | | |
7.45 | | | Повторение по теме «Глагол» | 1 | | | |
7.46 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол» | | 1 | | |
7.47 | | | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | 1 | | | |
8 | | | Повторение и систематизация изученного | 10 | 1 | | |
8.1 | | | Разделы науки о языке | 1 | | | |
8.2 | | | Орфограммы в приставках и в корнях слов | 2 | | | |
8.3 | | | Орфограммы в окончаниях слов | 2 | | | |
8.4 | | | Употребление букв ь и ъ | 1 | | | |
8.5 | | | Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью | 2 | | | |
8.6 | | | Итоговый контрольный диктант | | 1 | | |
8.7 | | | Анализ ошибок, допущенных в итоговом контрольном диктанте | 1 | | | |
| | | Итого | 175 | 10 | 21 | 3 |