Программа по русскому языку имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.
Для решения этих взаимообусловленных задач строится содержательная часть программы. Особое внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.
Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смощение акцентов при обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью , она осуществляется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил, сколько умение применять изученный грамматико-орфографических материал в устной и письменной форме речевой практики.
Программа включает следующие разделы: «Звуки и буквы. Текст», « Слово. Текст», «Предложение. Текст», «Связная письменная речь», «Деловое письмо».
Во всех разделах задания к теме «Текст» выполняются в процессе изучения других грамматических тем.
Специальные уроки делового письма или связной речи с элементами творчества проводятся 1-2 раза в месяц по выбору учителя. Тренировочные упражнения в деловом письме используются и на других уроках русского языка.
-подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в разных частях слова;
-составлять простые и сложные предложения с опорой на иллюстрацию, предложенную ситуацию;
-составлять план к текстам повествовательного характера с четко выраженными структурными частями;
-писать изложение после предварительного анализа по коллективно составленному плану и данной иллюстрации;
-оформлять деловые бумаги с опорой на образец.
№ | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
По плану | По факту |
Повторение. Звуки и буквы. |
1. | Гласные и согласные. Их различение | 1 | | |
2. | Безударные гласные в словах | 1 | | |
3. | Сомнительные звонкие и глухие согласные в словах | 1 | | |
4. | Звуки и буквы. Закрепление знаний по теме .Контрольные вопросы и задания | 1 | | |
5. | Деловое письмо. Адрес | 1 | | |
|
Предложение. Текст |
6. | Деление текста на предложения | 1 | | |
7 | Выделение главных и второстепенных членов предложения | 1 | | |
8. | Нераспространенные и распространенные члены предложения | 1 | | |
9. | Однородные члены предложения | 1 | | |
10. | Предложение. Закрепление знаний по теме. | 1 | | |
|
Состав слова. Текст |
11. | Корень и однокоренные слова | 1 | | |
12. | Окончание как изменяемая часть слова | 1 | | |
13. | Приставка как часть слова | 1 | | |
14. | Суффикс как часть слова Разбор слов по составу | 1 | | |
Правописание безударных гласных в корне |
15. | Написание гласных в корне однокоренных слов | 1 | | |
Правописание звонких и глухих согласных в корне |
16. | Написание согласных в корне однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова | 1 | | |
17. | Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне. Контрольные вопросы и задания | 1 | | |
Правописание приставок | |
18. | Приставка и предлог Различение приставки и предлога | 1 | | |
19. | Правописание безударных гласных в корне и приставке | 1 | | |
20. | Наблюдение за правописанием согласных в приставках | 1 | | |
21. | Различение написания слов с разделительным твердым знаком и без него | 1 | | |
22. | Состав слова. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания | 1 | | |
Части речи. Текст |
23 | Существительное, прилагательное, глагол | 1 | | |
Имя существительное |
24. | Значение существительных в речи | 1 | | |
Род и число существительных |
25. | Различение существительных по родам и по числам | 1 | | |
Правописание имен собственных |
26. | Существительные собственные и нарицательные | 1 | | |
27 | Имя существительное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания | 1 | | |
Изменение существительных по падежам |
28. | Понятие о склонении Определение падежей существительных по вопросам | 1 | | |
29. | Именительный падеж - кто? что? Родительный падеж – кого? чего? | 1 | | |
30. | Дательный падеж – кому? чему? Винительный падеж – кого? что? | 1 | | |
31. | Творительный падеж- кем? чем? Предложный падеж – о ком? о чем? | 1 | | |
32 | Изменение существительных по падежам. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания | 1 | | |
33. | Деловое письмо. Записка | 1 | | |
Имя прилагательное |
34. | Значение прилагательных в речи Прилагательные, противоположные по значению | 1 | | |
Изменение прилагательных по родам и числам |
35. | Изменение прилагательных по родам | 1 | | |
36. | Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода | 1 | | |
37. | Изменение прилагательных по числам. Закрепление знаний | 1 | | |
Склонение прилагательных мужского и среднего рода |
38. | Понятие о склонении прилагательных Постановка вопросов к прилагательным в косвенных падежах | 1 | | |
39. | Именительный и родительный падежи прилагательных мужского и среднего рода | 1 | | |
40. | Дательный и винительный падежи прилагательных мужского и среднего рода | 1 | | |
41. | Творительный и предложный падежи прилагательных мужского и среднего рода | 1 | | |
42. | Склонение прилагательных мужского и среднего рода. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания | 1 | | |
Глагол |
43. | Значение глагола в речи Глаголы, противоположные по значению | 1 | | |
44. | Различение существительных, прилагательных и глаголов | 1 | | |
Изменение глаголов по временам |
45. | Настоящее, прошедшее, будущее время глаголов | 1 | | |
Изменение глаголов по числам |
46. | Единственное и множественное число глаголов настоящего времени | 1 | | |
47. | Единственное и множественное число глаголов будущего времени | 1 | | |
48. | Единственное и множественное число глаголов прошедшего времени | 1 | | |
49. | Текст. Связь частей в тексте | 1 | | |
48. | Глагол. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания | 1 | | |
Предложение. |
49. | Различение повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений | 1 | | |
Однородные члены предложения |
50. | Определение однородных членов предложения | 1 | | |
51. | Однородные члены предложения без союзов | 1 | | |
52. | Однородные члены предложения с союзом и | 1 | | |
53. | Однородные члены предложения без союзов и с союзом и | 1 | | |
Обращение |
54. | Знакомство с обращением Место обращения в предложении | 1 | | |
55. | Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания | 1 | | |
Повторение |
56. | Состав слова | 1 | | |
57 | Правописание гласных и согласных в корне и приставке | 1 | | |
58 | Правописание гласных и согласных в корне и приставке | 1 | | |
59 | Правописание гласных и согласных в корне и приставке | 1 | | |
60 | Имя существительное | 1 | | |
61 | Имя существительное | 1 | | |
62 | Имя прилагательное | 1 | | |
63 | Имя прилагательное | 1 | | |
64 | Глагол | 1 | | |
65 | Глагол | 1 | | |
66 | Деловое письмо. Объявление | 1 | | |
67 | Повторение изученного за год | 1 | | |
68 | Обобщение изученного1 | | | |