СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому родному языку для третьего класса УМК " Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому родному языку для третьего класса УМК " Школа России"»

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Родной (русский) язык» в 3 классе

Русский язык: прошлое и настоящее

Ученик научится

- распознавать слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим);

- распознавать слова, называющие природные явления и растения (образные названия ветра, дождя, снега; названия растений);

- распознавать слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник);

- распознавать слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь);

- понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

- различать эпитеты, сравнения;

- использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;

- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами

Ученик получит возможность научиться:

- употреблять фразеологические обороты, отражающие русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта в современных ситуациях речевого общения;

- употреблять в современных ситуациях речевого общения пословицы, поговорки, крылатые выражения

Язык в действии

Ученик научится

- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного)

- осознавать смыслоразличительную роль ударения;

- различать по суффиксам различные оттенки значения слов;

- владеть нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных (родительный падеж множественного числа слов);

- владеть нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением);

- различать существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа

Ученик получит возможность научиться:

- выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже;

- редактировать письменный текст с целью исправления грамматических и орфографических ошибок

Секреты речи и текста

Ученик научится

- строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;

- использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

- соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;

- создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации;

-создавать тексты-повествования (заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);

Ученик получит возможность научиться:

- оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

-давать оценку невежливому речевому поведению.

-использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

-знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка);

-пользоваться основными способами правки текста.

- редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;

-анализировать типичную структуру рассказа


2. Содержание курса

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 часов)

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).

Слова, называющие природные явления и растения (образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).

Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь).

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).


Раздел 2. Язык в действии (10 часов)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).

Специфика грамматических категорий русского языка (категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).

Совершенствование навыков орфографического оформления текста.


Раздел 3. Секреты речи и текста (5 часов)

Особенности устного выступления.

Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).

Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.).

Программа внутрипредметного модуля «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 13, авторской программы «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» Антошин М.К.: - М.: Просвещение, 2019.

Цель курса:

Формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей.

Задачи курса:

Полноценное развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на основе их активной учебной деятельности, через освоение таких этапов, как:

1. Эмоциональное восприятие: формирование эмоциональной оценки текста.

2. Анализ содержания текста: анализ сюжета, композиции, характеристика героев (их внешность, речевая характеристика, поступки, их мотивы), определение последовательности событий.

3. Словарная работа: выявление незнакомых слов, объяснение их значения с опорой на контекст, поиск в энциклопедии, словаре или в Интернете.

4. Анализ языка произведения и средств художественной выразительности: работа над художественной деталью, анализ языка произведения — средств выразительности: как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею.

5. Понимание духовно-нравственного содержания произведения.


Содержание внутрипредметного модуля

«Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению»

Стихотворение П. Синявского «Родная песенка». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Родная песенка» (1 час)

Тайская сказка «Птица-болтунья». Готовимся к выразительному чтению сказки «Птица-болтунья» (1 час)

Занятие на компьютере (поиск информации в сети интернет) (1 час)

Экскурсия в библиотеку (1 час)

Рассказ Л. Каминского «Падежи Юры Серёжкина». Учебный текст «Как определить падеж имени существительного?». Готовимся к постановке рассказа Л. Каминского «Падежи Юры Серёжкина» (1 час)

Стихотворение Е. Евсеевой «Каникулы». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Каникулы» (1 час)

Проверим и оценим свои достижения. Что узнали. Чему научились. Промежуточная аттестация. Контрольная работа. (1 час)


На изучение курса родного (русского) языка в начальной школе выделяется 135 часов. В 3 классе курс «Родной язык (русский)» 34 часа (1 час в неделю). Кроме того, ФГОС предусматривает 20% от общего учебного времени на введение внутрипредметного образовательного модуля, который реализуется через внутрипредметный модуль «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» (авторская программа «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» Антошин М.К.: - М.: Просвещение, 2019. – 7 часов, в IV четверти.









Распределение учебных часов, 3 класс


Раздел


Название разделов

Количество часов


модуль

1.

Русский язык: прошлое и настоящее

12

-

2.

Язык в действии

10

-

3.

Секреты речи и текста

5

-

4.

Внутрипредметный модуль «Обучение смысловому чтению. Грамотный читатель»

-

7


ВСЕГО:

27

7

34 часа


Промежуточная аттестация проводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся» в форме контрольной работы.





3. Тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

КЭС

КПУ

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее – 12 часов

Духовно- нравственный компонент: работа над обогащением словарного запаса, развитием речи, творческих способностей, осознания языка как средства устного и письменного сообщения, а себя - как носителя русского языка.

1

Где путь прямой, там не езди по кривой. Пословицы, поговорки в современной ситуации речевого общения.

1

1.7

1.4.2

2

Кто друг прямой, тот брат родной. Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).

1

1.7

1.4.2

3

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Слова, называющие природные явления. Образные названия солнышка, дождя.

1

1.7

1.4.2

4

Сошлись два друга – мороз да вьюга. Образные названия мороза, вьюги.

1

1.7

1.4.2

5

Ветер без крыльев летает. Образные названия ветра.

1

1.7

1.4.2

6

Какой лес без чудес. Образные названия растений.

1

1.7

1.4.2

7

Дело мастера боится. Слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

1

1.7

1.4.2

8

Заиграйте мои гусли. Слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь).

1

1.7

1.4.2

9

Что ни город, то норов. Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

1

1.7

1.4.2

10

У земли ясно солнце, у человека – слово. Эпитеты и сравнения. Списывание отрывка фольклорного текста с творческим заданием.

1

1.7

1.4.2

11

Проектное задание: «История моего имени и фамилии», «Откуда в русском языке эта фамилия»

1

1.7

1.4.2

12

Контрольная работа по разделу «Русский язык: прошлое и настоящее»

1

1.7

1.4.2

Раздел 2. Язык в действии – 10 часов

Духовно- нравственный компонент: работа над обогащением словарного запаса, развитием речи, творческих способностей, осознания языка как средства устного и письменного сообщения, а себя - как носителя русского языка.

13

Как правильно произносить слова.

1

1.7

1.4 – 1.7

14

Для чего нужны суффиксы. Многообразие суффиксов как специфика русского языка

1

1.7

1.4 – 1.7

15

Изложение по рассказу Л.Толстого «Котенок»

1

1.7

1.4 – 1.7

16

Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка.

1

1.7

1.4 – 1.7

17

Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам.

1

1.7

1.4 – 1.7

18

Как изменяются имена существительные во множественном числе? Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных

1

1.7

1.4 – 1.7

19

Редактирование письменных текстов с целью исправления грамматических и орфографических ошибок

1

1.7

1.4 – 1.7

20

Зачем в русском языке такие разные предлоги? Нормы правильного и точного употребления предлогов

1

1.7

1.4 – 1.7

21

Восстановление деформированного теста «Зяблик с колечком» (По Н. Сладкову) с творческими дополнениями

1

1.7

1.4 – 1.7

22

Контрольная работа по разделу

1

1.7

1.4 – 1.7

Секреты речи и текста – 5 часов

Духовно- нравственный компонент: работа над обогащением словарного запаса, развитием речи, творческих способностей

23

Особенности устного выступления. Создание мини-доклада о народном промысле «Дымковская игрушка»

1

1.7

1.4 – 1.7

24

Типы текста. Текст – рассуждение. Сочинение-рассуждение по пословице «При солнышке тепло, при матушке добро» с использованием различных способов аргументации

1

1.7

1.4 – 1.7

25

Учимся редактировать тексты. Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы

1

1.7

1.4 – 1.7

26

Текст – повествование. Структура текста. Творческая работа. Создание заметки о путешествии по городам России

1

1.7

1.4 – 1.7

27

Творческая работа. Создание заметки о посещении краеведческого музея.

1

1.7

1.4 – 1.7

Внутрипредметный модуль

«Обучение смысловому чтению. Грамотный читатель» - 7 часов

Духовно- нравственный компонент: работа над обогащением словарного запаса, развитием речи, творческих способностей

28/1

Внутрипредметный модуль «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению». Стихотворение П. Синявского «Родная песенка». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Родная песенка»

1

1.7

1.4 – 1.7

29/2

Внутрипредметный модуль «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению». Тайская сказка «Птица-болтунья». Готовимся к выразительному чтению сказки «Птица-болтунья»

1

1.7

1.4 – 1.7

30/3

Внутрипредметный модуль «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению». Занятие на компьютере (поиск информации в сети интернет).

1

1.7

1.4 – 1.7

31/4

Внутрипредметный модуль «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению». Экскурсия в библиотеку. Работа со словарями.

1

1.7

1.4 – 1.7

32/5

Внутрипредметный модуль «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению». Рассказ Л. Каминского «Падежи Юры Серёжкина». Учебный текст «Как определить падеж имени существительного?». Готовимся к постановке рассказа Л. Каминского «Падежи Юры Серёжкина»

1

1.7

1.4 – 1.7

33/6

Внутрипредметный модуль «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» Стихотворение Е. Евсеевой «Каникулы». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Каникулы»

1

1.7

1.4 – 1.7

34/7

Внутрипредметный модуль «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению». Проверим и оценим свои достижения. Что узнали. Чему научились. Промежуточная аттестация. Контрольная работа

1

1.7

1.4 – 1.7

ИТОГО: всего 34 часа, в том числе 7 часов внутрипредметный модуль «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению»