СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому родному языку для 4 класса к учебнику О.М.Александровой, Л.А.Вербицкой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому родному языку для 4 класса к учебнику О.М.Александровой, Л.А.Вербицкой»

                                                                                                     

                                                                                                                                                                                                      

                                                                            Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;

постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

  • Рабочая программа разработана на основе примерной программы НОО по русскому языку с учётом программы А.А.Плешакова «Школа России»

  • Рабочая программа ориентирована на учебник:



Автор/Авторский коллектив

Название учебника

Класс

Издательство, год выпуска

О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая

Русский родной язык

4

М.: «Просвещение», 2020г.


Основные задачи реализации содержания предмета «Родной язык (русский)»:

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.

Целями изучения родного русского языка в начальной школе являются:

 создание на практике условий для развития речевых умений и интереса к говорению на родном русском языке;

 расширение языкового образовательного пространства учащихся начальных классов;

 развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

 воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

 пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь;

 воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного

средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

 осознание эстетической ценности родного языка развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

 развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Задачи:

 развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

 овладение умениями правильно читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и повествования небольшого объема;

 воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

4-й класс

Личностными результатами изучения предмета «Родной русский язык» являются следующие умения и качества:

 эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

 эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться совершенствованию собственной речи;

 любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

 интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

 интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

 интерес к изучению языка;

 осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

 самостоятельно формулировать тему и цели урока;

 составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

 работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

 вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

 пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

 извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

 пользоваться словарями, справочниками;

 осуществлять анализ и синтез;

 устанавливать причинно-следственные связи;

 строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД: 

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

 высказывать и обосновывать свою точку зрения;

 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

 задавать вопросы.

3-й класс

Предметными результатами изучения курса «Родной русский язык» является сформированность следующих умений:

 воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

 осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;

 производить звуко-буквенный анализ доступных слов;

 видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам;

 правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;

 находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;

 распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;

 определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;

 разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;

читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план,

 письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).

Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.

4-й класс

Предметными результатами изучения курса «Родной русский язык» является сформированность следующих умений:

 произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

 производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;

 правильно писать слова с изученными орфограммами;

 видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

 находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

 пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

 различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);

 ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но),оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);

 производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;

 разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

 писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;

Метапредметные результаты

Метапредметными результатами изучения курса «Родной русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Предметные результаты

произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

- производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;

- правильно писать слова с изученными орфограммами;

- видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически

обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

- пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

- различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);

- ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);

- производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;

- разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

- писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;

- читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;

- воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;

- создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.

В результате изучения курса « Родной русский язык» выпускник начальной школы научится:

называть:

 Изученные части речи;

 Значимые части речи;

Различать и сравнивать:

 Буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;

 Имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;

 Предлог и приставку;

 Корень, приставку, суффикс, окончание;

 Главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;

Приводить примеры:

Простого двусоставного предложения;

 Кратко характеризовать:

 Виды предложений по цели высказывания и интонации;

Решать практические учебные задачи:

 Выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены в простом предложении;

 Пользоваться словарями;

 Использовать алфавит при работе со словарем;

 писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75-80 слов со следующими изученными правилами правописания:

 прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

 звонкие и глухие согласные в корнях;

 непроизносимые согласные;

 сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, сочетания чн,чк;

 удвоенные согласные;

 безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, непроверяемые ударением;

 разделительный мягкий и твердый знаки; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;

 не с глаголами;

 безударные падежные окончания имен существительных; безударные падежные окончания имен прилагательных;

 правописание безударных личных окончаний глаголов;

 словарные слова, определенные орфограммой;

 знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения.

 отвечать на вопросы к тексту;

 делить текст на смысловые части и составлять простой план.

 понимать литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

 осознать значимость чтения для личного развития, формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;

 сформировать потребность в систематическом чтении;

 понимать роль чтения, использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

 достичь необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладеть

техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

 уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

- выразительно читать небольшой текст по образцу;

-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы ;

-быть хорошим слушателем;

- определять лексическое значение слова;

- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

- редактировать предложения;

- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи.

Содержание учебного предмета «Родной русский язык »


4 класс

Раздел 1.    Русский язык: прошлое и  настоящее  (13 часов)     

Наша речь и наш язык.  Не стыдно не знать, стыдно не учиться.  Вся семья вместе, так и душа на месте. Красна сказка складом,  а песня-ладом.  Язык языку весть подает.  Русские традиционные эпитеты.  Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов. Слова, называющие родственные отношения. Проект: «Откуда это слово появилось в русском языке».  

Раздел 2. Язык в действии (7  часов)                                                                                                         

 Трудно ли образовывать формы глагола?  Можно ли об одном и том же сказать по-разному? Как и когда появились знаки препинания? Проект «В мире пунктуационных знаков»

 Раздел 3. Секреты речи и текста (14 часов)

Научный стиль речи. Разговорный стиль речи. Деловой стиль речи. Художественный стиль.  Публицистический стиль речи.  Тексты разных стилей речи. Создаём статью в газету «Что значит для меня родной язык». Обобщение. Урок-тренинг «Узнай стиль речи»

                         

                                                    

                                                                 



 

                                                           







Календарно-тематическое планирование 4 класс


п/п

Тема урока


Количество часов


Дата проведения


По плану

Фактически


Раздел 1.    Русский язык: прошлое и  настоящее  (13 часов)


1

Наша речь и наш язык.


1



2

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.


1



3-4

Вся семья вместе, так и душа на месте.

2





5-6

Красна сказка складом, а песня - ладом.

2





7-8

Красное словцо не ложь.

2





9-11

Язык языку весть подаёт.


3







12

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира.

1



13

Русские слова в языках других народов.


1




Раздел 2. Язык в действии (7  часов)


14-15

Трудно ли образовывать формы глагола?

2





16-17

Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

2





18

Как и когда появились знаки препинания?


1



19-20

Проект «В мире пунктуационных знаков»

2






Раздел 3. Секреты речи и текста (14 часов)

21-22

Научный стиль речи

2





23-24

Разговорный стиль речи

2





25-26

Деловой стиль речи

2





27-28

Художественный стиль

2





29-30

Публицистический стиль речи

2





31

Тексты разных стилей речи.


1



32

Итоговая контрольная работа


1



33

Создаём статью в газету «Что значит для меня родной язык»


1



34

Обобщение. Урок-тренинг «Узнай стиль речи»


1