СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по "Русскому родному языку" для 9 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 Рабочая программа по "Русскому родному языку" для обучающихся 9 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Программа учебного предмета "Русский родной язык" составлена на 16 часов в год (первое полугодие)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по "Русскому родному языку" для 9 класса»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЕРЕЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Г.А.РУБЦОВА»





Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей школы
Протокол № 1

от «30» августа 2019г.


Утверждена педагогическим советом школы

Протокол №1

от 30 августа 2019 г.


УТВЕРЖДАЮ


Директор школы__ А.Е.Полякова


Приказ №97от 30 августа 2019 г










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО РУССКОМУ РОДНОМУ ЯЗЫКУ

для 9 класса


на 2019-2020 учебный год







Срок реализации 1 год

Разработчик: учитель русского языка

и литературы

Аксенова Лариса Ивановна














село Березовка

2019 г.

Пояснительная записка


Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.

  • Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «Березовская СОШ им. Героя Советского Союза Г.А.Рубцова» с изменениями и дополнениями утверждена приказом № 78 от 15.06.2019г.

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"с изменениями на 22 мая 2019 года (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010)

  • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345.


  • Название учебного предмета «Русский родной язык»

  • Количество недельных часов – 1 час в неделю в первом полугодии (всего 16 часов)


Рабочая программа по русскому родному языку разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Березовская СОШ им. Героя Советского Союза Г.А.Рубцова», с учетом программ, включенных в ее структуру:

  • Программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • Программа воспитания и социализации обучающихся;

В соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком МКОУ «Березовская СОШ им. Героя Советского Союза Г.А.Рубцова» рабочая программа учебного предмета «Русский родной язык» составлена на ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­16 часов в год. При составлении программы использована Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию Протокол №2/18 от 31.01.2018.

Цели изучения учебного предмета «Русский родной язык»

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

  • осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;

  • воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка;

  • воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • углубление и расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;

  • совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.


Планируемые результаты

освоения учебного предмета «Русский родной язык»


  • воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

  • приобщение к литературному наследию своего народа;

  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;

  • осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

  • получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Предметные результаты

  • Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа,

  • Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка,

  • осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка,

  • соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка,

  • соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка,

  • соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка,

  • соблюдение основных норм русского речевого этикета: этикетные формы и

  • соблюдение основных орфографических норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе);

  • соблюдение основных пунктуационных норм современного русского литературного языки (в рамках изученного в основном курсе);

  • Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации)



Содержание ТЕМ учебного предмета

«Русский РОДНОЙ язык»

Раздел 1. Язык и культура

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость.Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.

Раздел 2. Культура речи

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.

Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ св составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала).Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов(но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

Речевой этикет

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие этикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

Язык и речь. Виды речевой деятельности

Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дискантное общение.

Текст как единица языка и речи

Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Анекдот, шутка.

Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.

Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента по защите проекта.

Публицистический стиль. Проблемный очерк.

Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.




Учебно-методический комплект



  1. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2018

  2. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и др. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2019

  3. Родной русский язык: 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. – 4-е издание. – М.: «Просвещение», - 2020












Календарно-тематическое планирование по предмету «Русский родной язык» 9 класс (16 часов)


Тема

Планируемая дата

Фактическая дата


Язык и культура



1

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа.

03.09.19


2

Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость.

10.09.19


3

Развитие языка как объективный процесс. Стремительный рост словарного состава языка изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка.

17.09.19



Культура речи



4

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Орфоэпический диктант.

24.09.19


5

Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.

01.10.19


6

Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём. Орфоэпический диктант.

08.10.19


7

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Речевая избыточность и точность.

15.10.19


8

Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях.

22.10.19


9

Типичные грамматические ошибки. Правильное построение словосочетаний по типу управления. Проверочная работа.

29.10.19


10

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений.

12.11.19


11

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках.

19.11.19


12

Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

26.12.19



Речь. Речевая деятельность. Текст.



13

Русский язык в Интернете. Текст как единица языка и речи.

03.12.19


14

Функциональные разновидности языка Разговорная речь. Сообщение.

10.12.19


15

Официально-деловой стиль. Учебно-научный стиль

17.12.19


16

Публицистический стиль. Язык художественной литературы.

24.12.19















Лист корректировки


Дата.

Вид коррекции (совмещение, использование резерва, самостоятельная работа).

Номера и темы уроков, которые подвергались корректировке.

























Учитель Л.И.Аксенова