МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕРЕЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Г.А.РУБЦОВА»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей школы Протокол № 1 от «30» августа 2019г. | Утверждена педагогическим советом школы Протокол №1 от 30 августа 2019 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы__ А.Е.Полякова Приказ №97от 30 августа 2019 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ РОДНОМУ ЯЗЫКУ
для 9 класса
на 2019-2020 учебный год
Срок реализации 1 год
Разработчик: учитель русского языка
и литературы
Аксенова Лариса Ивановна
село Березовка
2019 г.
Пояснительная записка
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.
Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «Березовская СОШ им. Героя Советского Союза Г.А.Рубцова» с изменениями и дополнениями утверждена приказом № 78 от 15.06.2019г.
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"с изменениями на 22 мая 2019 года (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010)
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345.
Название учебного предмета «Русский родной язык»
Количество недельных часов – 1 час в неделю в первом полугодии (всего 16 часов)
Рабочая программа по русскому родному языку разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Березовская СОШ им. Героя Советского Союза Г.А.Рубцова», с учетом программ, включенных в ее структуру:
Программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
Программа воспитания и социализации обучающихся;
В соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком МКОУ «Березовская СОШ им. Героя Советского Союза Г.А.Рубцова» рабочая программа учебного предмета «Русский родной язык» составлена на 16 часов в год. При составлении программы использована Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию Протокол №2/18 от 31.01.2018.
Цели изучения учебного предмета «Русский родной язык»
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;
воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка;
воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
углубление и расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Планируемые результаты
освоения учебного предмета «Русский родной язык»
воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные результаты
Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа,
Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка,
осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка,
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка,
соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка,
соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка,
соблюдение основных норм русского речевого этикета: этикетные формы и
соблюдение основных орфографических норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе);
соблюдение основных пунктуационных норм современного русского литературного языки (в рамках изученного в основном курсе);
Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации)
Содержание ТЕМ учебного предмета
«Русский РОДНОЙ язык»
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость.Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ св составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала).Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов(но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие этикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дискантное общение.
Текст как единица языка и речи
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента по защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
Учебно-методический комплект
Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2018
Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и др. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2019
Родной русский язык: 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. – 4-е издание. – М.: «Просвещение», - 2020
Календарно-тематическое планирование по предмету «Русский родной язык» 9 класс (16 часов)
№ | Тема | Планируемая дата | Фактическая дата |
| Язык и культура | | |
1 | Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. | 03.09.19 | |
2 | Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. | 10.09.19 | |
3 | Развитие языка как объективный процесс. Стремительный рост словарного состава языка изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка. | 17.09.19 | |
| Культура речи | | |
4 | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Орфоэпический диктант. | 24.09.19 | |
5 | Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. | 01.10.19 | |
6 | Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём. Орфоэпический диктант. | 08.10.19 | |
7 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Речевая избыточность и точность. | 15.10.19 | |
8 | Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. | 22.10.19 | |
9 | Типичные грамматические ошибки. Правильное построение словосочетаний по типу управления. Проверочная работа. | 29.10.19 | |
10 | Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений. | 12.11.19 | |
11 | Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. | 19.11.19 | |
12 | Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. | 26.12.19 | |
| Речь. Речевая деятельность. Текст. | | |
13 | Русский язык в Интернете. Текст как единица языка и речи. | 03.12.19 | |
14 | Функциональные разновидности языка Разговорная речь. Сообщение. | 10.12.19 | |
15 | Официально-деловой стиль. Учебно-научный стиль | 17.12.19 | |
16 | Публицистический стиль. Язык художественной литературы. | 24.12.19 | |
Лист корректировки
Дата. | Вид коррекции (совмещение, использование резерва, самостоятельная работа). | Номера и темы уроков, которые подвергались корректировке. |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Учитель Л.И.Аксенова