СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому родному языку в 10-11 классах.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассчитана на 2 года(10-11 классы), по 1 часу в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому родному языку в 10-11 классах.»


Рабочая программа по родному (русскому) языку для 10- 11 классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17.12.2010г

  2. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (статья 47 п.5).

  3. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2018-2019 учебный .год.


Согласно учебному плану программа рассчитана на 34 час в год (1 час в неделю) в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе(33 часа)


Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.

Место предмета «Родной язык» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение родного (русского) языка в 10 классе – 34 часа, 11 класс-33 часа, что соответствует учебному плану МОБУ «СШ им.М.Горького»


1.Личностные, метапредметные и предметные

результаты изучения предмета

«Родной (русский) язык»

Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном.

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


Требования к уровню подготовки (к знаниям, умениям, навыкам) обучающихся за курс 10-11 классов

В результате изучения родного (русского языка) на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства меж­национального общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистиче­ского, официально-делового стилей, языка художественной лите­ратуры;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуацион­ные); нормы речевого этикета;

уметь:

• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

  • различать разговорную речь и язык художественной литературы;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога;

  • совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста в соответствии с изученным языковым материалом;

  • извлекать информацию из различных источников;

  • находить в словах изученные орфограммы, орфографические ошибки и исправлять их; правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическими словарями;

  • находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами;

  • производить фонетический, морфемный, морфологический разбор слов, синтаксический разбор предложений (с двумя главными членами);


аудирование и чтение

• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и
скрытую информацию);

• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистиче­скими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пе­ресказ, изложение, конспект);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответст­вии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнения­ми, установление и регулирование межличностных отношений);

• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности к прочитанному, услышанному, увиденному;

• соблюдать в практике речевого общения основные произноси­тельные, лексические, грамматические нормы современного рус­ского литературного языка; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использо­вать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактиро­вать собственные тексты;


использовать приобретенные знания и умения в практической дея­тельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отноше­ния к родному языку, сохранения чистоты русского языка как яв­ления культуры;

• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• использования родного языка как средства получения знаний по
другим учебным предметам и продолжения образования.

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя») работ, диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов.

В программе реализована коммуникативная и функциональная направленность обучения русскому языку, намечены пути развития речевой способности обучающихся.


Тема 1. Язык и культура.

Обучающиеся научится:

  • Раскрывать взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа;

  • Владеть нормами русского речевого этикета в различных сферах общения;

  • Владеть культурой межнационального общения;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи;

  • Обогащать активный и потенциальный словарный запас;

  • Овладевать основными орфоэпическими и акцентологическими нормами современного русского литературного языка.

Тема 2. Повторение.

Обучающие научатся:


  • правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;

  • анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения
    орфоэпических норм;

Обучающиеся получат возможность научиться


  • владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;

  • толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа - ЛОГ, ПОЛИ - , -

ФОН и т.п.);

  • пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;

опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении


Тема 3 Лексика и лексическая стилистика.

Обучающие научатся:

  • разъяснять значение слов общественной и морально-этической тематики
    пользоваться разными видами толковых словарей;

  • верно использовать термины в текстах научного стиля;

  • оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;

  • проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

Обучающиеся получат возможность научиться


• соблюдать в практике речевого общения основные произноси­тельные, лексические, грамматические нормы современного рус­ского литературного языка; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использо­вать паралингвистические (внеязыковые) средства общения.

Тема 4.Состав слова и словообразование.

Обучающиеся научатся:

  • понимать причины изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов;

  • определять значения устаревших слов с национально-культурным компонентом; определение значения современных неологизмов,

  • характеристика неологизмов по сфере употребления и стилистической окраске;

Обучающиеся получат возможность научиться


  • Находить слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство,

  • Определять роль уменьшительно-ласкательных формы как средство выражения задушевности и иронии,

  • Знать особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох

Тема 5. Грамматика и грамматическая стилистика.(42)

Обучающиеся научатся:

  • распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

  • правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;

  • определять синтаксическую роль слов разных частей речи;

  • опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа.

Обучающиеся получат возможность научиться

  • употреблять заимствованные несклоняемые имен существительных; сложные существительные; имѐна собственные (географических названий); аббревиатуры‚ обусловленные категорией рода;

  • употреблять заимствованные несклоняемых имѐна существительные;

  • склонять русские и иностранные имена и фамилии; названия географических объектов‚

  • употреблять отдельные грамматические формы имен существительных, прилагательных (в рамках изученного);

  • склонять местоимения‚ порядковые и количественные числительные.

Тема 6. Имя существительное.

Обучающиеся научатся:

  • Употреблять отдельные формы имен существительных в соответствии с типом склонения, родом, принадлежностью к разряду одушевленности – неодушевленности;

  • Уметь производить словоизменение отдельных форм множественного числа имени существительного.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Различать варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных.

  • Находить варианты грамматических норм в словарях и справочниках.

  • Тема 7. Имя прилагательное.

Обучающиеся научатся:

  • Знать трудные случаи употребления имён прилагательных,

  • Определять роль имён прилагательных в художественной литературе.

  • Знать нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен – торжественен).

Обучающиеся получат возможность научиться:

      • Производить морфологический разбор имени прилагательного.

  • Анализировать стихотворный текст.

Тема 8.Имя числительное.

Обучающиеся научатся:

  • Правильно склонять числительные,

  • Знать систему исчисления в русском родном языке.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Склонение количественных и порядковых числительных,

  • Употреблять числительные в устной и письменной речи.

Тема 9.Местоимение.

Обучающиеся научатся:

  • Правильно употреблять местоимения,

  • Находить ошибки в употреблении местоимений,

  • Определять разряды местоимений.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Склонять местоимения,

  • Различать притяжательные и личные местоимения.

Тема 10.Глагол.

Обучающиеся научатся:

  • Употреблять глаголы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;

  • Знать формообразование глаголов совершенного и несовершенного вида‚

  • Образовывать формы глаголов в повелительном наклонении.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Употреблять глаголы в связной речи,

  • Находить лексико-семантические группы глаголов.

Тема11.Причастие.

Обучающиеся научатся:

  • Употреблять причастные обороты в речи,

  • Склонять причастия, находить ошибки в употреблении причастий,

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Объяснять языковые явления процессы, выявляемые в ходе исследования причастий,

  • Формировать навык работы в группе,

  • Представлять конкретное содержание и представлять его в письменной и устной форме.

Тема 12.Деепричастие.

Обучающиеся научатся:

  • Употреблять деепричастные обороты в речи,

  • Находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастных оборотов,

  • Производить морфологический разбор деепричастий.

  • Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Усвоить нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях.

Тема 13.Наречие.

Обучающиеся научатся:

  • Употреблять наречия в речи,

  • определять роль наречий в отрывках произведений В.Г.Короленко,

  • Определять наречия по их грамматическим признакам,

  • Дифференцировать наречия по значению,

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Выявлять языковые явления, связи, процессы в ходе исследования наречий,

  • Формировать навык учебного сотрудничества.

Тема 14.Служебные части речи.

Обучающиеся научатся:

  • Отличать предлог от других частей речи,

  • Применять правило правописания предлогов,

    • Знать Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору)

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Отличать союзы от других частей речи и определять их роль в предложении,

  • Различать союзы простые и составные,

    • Определять союзы сочинительные и подчинительные по их грамматическим признакам

Тема15.Междометие.

Обучающиеся научатся:

  • Определять междометие по его грамматическим признакам,

  • Применять правило дефисного написания наречий, постановки знаков препинания при междометиях,

Обучающиеся получат возможность научиться:

      • Употреблять междометия в речи.

Тема 16.Язык и культура.

Обучающиеся научатся:

      • Осознавать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; осознавать роль русского родного языка в жизни человека;

      • Осознавать язык как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества;

      • Осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русского родного языка.

Обучающиеся получат возможность научиться:

      • понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением;

      • понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом

      • ; комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;

      • понимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крыл

2.Содержание

10 класс

Система языка и ее функционирование. (63)

Язык и культура.


Язык и его функции. Писатели о языке и речи.

Речь. Культура речи. Стихотворение С.Острового «Первородство».

Стилистика и синонимические средства языка.


Повторение (4).

Фонетика Орфоэпия. Интонация. Поэты о родном языке.

Орфография. Стихотворение В.Шефнера «Это так, а не иначе».

Пунктуация.

Употребление знаков препинания. Притча о сибирских цветах В.П.Астафьева.


Лексика и лексическая стилистика (7)

Слово – единица лексики. Писатели о богатстве русского языка.

Синонимы и их употребление в творчестве писателей и поэтов, в фольклоре.

Устаревшие и новые слова и их употребление в литературе.

Исконно русские и заимствованные слова.

Словари. «Собиратели слов» (По В.Одинцову).

Фразеологизмы и их употребление в фольклоре и литературе.



Состав слова и словообразование. (2)

Словообразование и стилистика.

Этимология. Этимологические словари.


Грамматика и грамматическая стилистика.(42)


Назначение грамматики. Тексты Л.К.Граудиной и В.Белова.

Морфология и стили речи.

Выдающиеся лингвисты: В.В. Виноградов и Н.К.Дмитриев.

Части речи и их происхождение.

Имя существительное. (10)

Имя существительное и его роль в художественных текстах.

Разряды имен существительных. Собственные имена существительные в литературе.

Род имен существительных.

Число имен существительных.

«Журавли» Н.Рубцова и Р.Гамзатова.

Употребление падежных форм имен существительных.

Употребление несклоняемых имен существительных.

Имена существительные в речи и в художественном тексте.

Морфологический разбор существительного. Обобщающий урок по теме «Имя существительное».


Имя прилагательное (3)


Трудности в употреблении имен прилагательных.

Употребление имен прилагательных в художественной литературе.

Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное». Морфологический разбор прилагательных .

11 класс

Имя числительное. (3)

Имя числительное как часть речи.

Система исчисления в родном и русском языках.

Употребление числительных в речи и художественной литературе.

Местоимение. (3)

Употребление местоимений в речи. Изменение местоимений.

Разряды местоимений. Местоимения в художественной литературе.

Глагол.(7)

Трудности в употреблении глаголов. Притча М.Карима о трех сыновьях.

Употребление глаголов в связной речи.

Глаголы речи.

Лексико-семантические группы глаголов. (Глаголы – синонимы, антонимы, омонимы). Текст «Сила русского глагола». Формы глагола в художественной литературе. Олицетворения.

Морфологический разбор глагола.

Причастие.(4)

Правописание причастий.

Употребление причастий в речи и в художественной литературе.

Деепричастия. (4)

Деепричастие как часть речи.

Употребление деепричастий в фольклоре и литературе.

Образ коня в фольклоре и литературе. (Отрывки из сказки П.Ершова «Конек-горбунок» и башкирского эпоса «Урал-Батыр».)


Наречие. (3)

Правила написания наречий.

Употребление наречий. В.Короленко «Все-таки впереди – огни!»

Служебные части речи. (4)

Предлог. Употребление предлогов в речи. Текст «Какой продукт едят все народы?»

Союз. Употребление союзов в речи.

Употребление частиц в художественной литературе.

Правописание частиц.

Междометие (1).

Употребление междометий в литературе.


Язык и культура.(4)

Языковая картина мира. К.Д.Ушинский. «О родном языке».

Стихи о родном языке русских поэтов и поэтов разных национальностей России.

Слово как концепт культуры. Концепты «Родина», «Мой родной край », «Добро».

.



3.Учебно – тематический план 10-11 классов


Тема

Кол-во

часов

В том числе

КР

Р.р.


Система языка и его функционирование.

63



1.

Язык и его функции.

1



2.

Речь. Культура речи.

1



3.

Стилистика и синонимические средства.

1



4.

Повторение.

4



5.

Лексика и лексическая стилистика.

7


1

6.

Состав слова и словообразование.

2



7.

Грамматика и грамматическая стилистика.

42



8.

Имя существительное.

10

1

2

9.

Имя прилагательное.

3


1

10

Имя числительное.

3



11

Местоимение.

3



12

Глагол.

7

1

1

13

Причастие.

4

1

1

14

Деепричастие.

4


1

15

Наречие.

3



16

Служебные части речи.

4



17

Междометие.

1



18

Язык и культура.

4


3


Итого

67

3

10


























4.Календарно-тематическое планирование


Дата проведения

Тема урока

Кол. ч.

Примечания

По плану

Фактическая

Язык и речь

(3)

1

.


Язык и его функции. Писатели о языке и речи.

1


2



Речь. Культура речи. Стихотворение С.Острового «Первородство».

1


3



Стилистика и синонимические средства языка.

1


4



Фонетика. Орфоэпия. Интонация. Поэты о родном языке.

1


5

.


Орфография. Стихотворение В.Шефнера «Это так, а не иначе».

1


6



Пунктуация.

1


7



Употребление знаков препинания. Притча о сибирских цветах В.П.Астафьева.

1


Лексика и лексическая стилистика.

(7)

8



Слово – единица лексики. Писатели о богатстве русского языка.

1


9



Синонимы и их употребление в творчестве писателей и поэтов, в фольклоре.

1


10



Устаревшие и новые слова и их употребление в литературе.

1


11



Исконно русские и заимствованные слова.

1


12



Словари. «Собиратели слов» (По В.Одинцову).

1


13



Фразеологизмы и их употребление в фольклоре и литературе.

1


14



Р.р. Лингвистическое сочинение о значении какого-либо фразеологизма или крылатой фразы.

1


Состав слова и словообразование.

(2)

15



Словообразование и стилистика.

1


16



Этимология. Этимологические словари.

1


Грамматика и грамматическая стилистика.

(42)

17



Назначение грамматики. Тексты Л.К.Граудиной и В.Белова.

1


18



Морфология и стили речи.

1


19



Выдающиеся лингвисты: В.В. Виноградов и Н.К.Дмитриев.

1


20



Части речи и их происхождение.

1


Имя существительное.

(10)

21



Имя существительное и его роль в художественных текстах.

1


22



Разряды имен существительных. Собственные имена существительные в литературе.

1


23



Род имен существительных.

1


24



Число имен существительных.

1


25-26




Р.р. «Журавли» Н.Рубцова и Р.Гамзатова. Обучение лингвистическому анализу.

2


27



Употребление падежных форм имен существительных. Употребление несклоняемых имен существительных.

1


28



Имена существительные в речи и в художественном тексте.

1


29



Р.р. Сочинение-описание портрета девушки (юноши), который нравится.

1


30



Морфологический разбор существительного. Обобщающий урок по теме «Имя существительное».

1


31



Контрольная работа по теме «Имя существительное». Тестирование.

1


Имя прилагательное

(3)

32



Трудности в употреблении имен прилагательных.

1


33



Р.р. Лингвистический анализ стихотворения И.Бунина.

1


34



Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное». Морфологический разбор прилагательных

1


Имя числительное.

(3)

35

.


Имя числительное как часть речи.

Система исчисления в родном и русском языках.

1


36



Употребление числительных в речи и художественной литературе.

1


37



Обобщающий урок по теме «Числительное».

1



Местоимение.

(3)

38



Употребление местоимений в речи. Изменение местоимений.

1


39



Разряды местоимений. Местоимения в художественной литературе.

1


40



Обобщающий урок по теме «Местоимение».

1


Глагол.

(7)

41



Трудности в употреблении глаголов. Притча М.Карима о трех сыновьях.

1


42



Употребление глаголов в связной речи.

1


43



Глаголы речи.



44



Лексико-семантические группы глаголов. (Глаголы – синонимы, антонимы, омонимы). Текст «Сила русского глагола».

1


45



Формы глагола в художественной литературе. Олицетворения.

1


46.



Р.р. Сочинение-рассказ на самостоятельно выбранную тему.

1


47.



Контрольная работа по теме «Глагол».

1


Причастие.

(4)

48



Правописание причастий.

1


49



Употребление причастий в речи и в художественной литературе..

1


50



Р.р. Сочинение-описание картины с использованием причастий. (В.Перов. «Дети, бегущие от грозы».)

1


51



Творческий диктант. (Упр.170)

1


Деепричастия.

(4)

52



Деепричастие как часть речи.

1


53



Употребление деепричастий в фольклоре и литературе.

1


54



Образ коня в фольклоре и литературе. (Отрывки из сказки П.Ершова «Конек-горбунок» и башкирского эпоса «Урал-Батыр».)

1


55



Р.р. Сочинение о коне с использованием материала из русской и родной литератур.

1


Наречие.

(3)

56



Правила написания наречий.

1


57.



Употребление наречий. В.Короленко «Все-таки впереди – огни!»

1


58



Обобщающий урок по теме «Наречие».

1


Служебные части речи.

(4)

59



Предлог. Употребление предлогов в речи. Текст «Какой продукт едят все народы?»

1


60



Союз. Употребление союзов в речи.

1


61



Употребление частиц в художественной литературе.

1


62



Правописание частиц.

1


63



Междометие. Употребление междометий в литературе.

1


Язык и культура.

(4)

64



Языковая картина мира. К.Д.Ушинский. «О родном языке».

1


65



Стихи о родном языке русских поэтов и поэтов разных национальностей России.

1


66



Р.р. Слово как концепт культуры. Концепт «Родина».

1


67



Р.р. Сочинение «Мой родной край »

1



1