Рабочая программа по родному (русскому) языку для 10- 11 классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17.12.2010г
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (статья 47 п.5).
Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2018-2019 учебный .год.
Согласно учебному плану программа рассчитана на 34 час в год (1 час в неделю) в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе(33 часа)
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.
Место предмета «Родной язык» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение родного (русского) языка в 10 классе – 34 часа, 11 класс-33 часа, что соответствует учебному плану МОБУ «СШ им.М.Горького»
1.Личностные, метапредметные и предметные
результаты изучения предмета
«Родной (русский) язык»
Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Требования к уровню подготовки (к знаниям, умениям, навыкам) обучающихся за курс 10-11 классов
В результате изучения родного (русского языка) на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
различать разговорную речь и язык художественной литературы;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога;
совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста в соответствии с изученным языковым материалом;
извлекать информацию из различных источников;
находить в словах изученные орфограммы, орфографические ошибки и исправлять их; правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическими словарями;
находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами;
производить фонетический, морфемный, морфологический разбор слов, синтаксический разбор предложений (с двумя главными членами);
аудирование и чтение
• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и
скрытую информацию);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
• использования родного языка как средства получения знаний по
другим учебным предметам и продолжения образования.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя») работ, диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов.
В программе реализована коммуникативная и функциональная направленность обучения русскому языку, намечены пути развития речевой способности обучающихся.
Тема 1. Язык и культура.
Обучающиеся научится:
Раскрывать взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа;
Владеть нормами русского речевого этикета в различных сферах общения;
Владеть культурой межнационального общения;
Обучающиеся получат возможность научиться:
Анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи;
Обогащать активный и потенциальный словарный запас;
Овладевать основными орфоэпическими и акцентологическими нормами современного русского литературного языка.
Тема 2. Повторение.
Обучающие научатся:
Обучающиеся получат возможность научиться
владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа - ЛОГ, ПОЛИ - , -
ФОН и т.п.);
опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении
Тема 3 Лексика и лексическая стилистика.
Обучающие научатся:
разъяснять значение слов общественной и морально-этической тематики
пользоваться разными видами толковых словарей;
верно использовать термины в текстах научного стиля;
оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
Обучающиеся получат возможность научиться
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
Тема 4.Состав слова и словообразование.
Обучающиеся научатся:
понимать причины изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов;
определять значения устаревших слов с национально-культурным компонентом; определение значения современных неологизмов,
характеристика неологизмов по сфере употребления и стилистической окраске;
Обучающиеся получат возможность научиться
Находить слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство,
Определять роль уменьшительно-ласкательных формы как средство выражения задушевности и иронии,
Знать особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох
Тема 5. Грамматика и грамматическая стилистика.(42)
Обучающиеся научатся:
распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
Обучающиеся получат возможность научиться
употреблять заимствованные несклоняемые имен существительных; сложные существительные; имѐна собственные (географических названий); аббревиатуры‚ обусловленные категорией рода;
употреблять заимствованные несклоняемых имѐна существительные;
склонять русские и иностранные имена и фамилии; названия географических объектов‚
употреблять отдельные грамматические формы имен существительных, прилагательных (в рамках изученного);
склонять местоимения‚ порядковые и количественные числительные.
Тема 6. Имя существительное.
Обучающиеся научатся:
Употреблять отдельные формы имен существительных в соответствии с типом склонения, родом, принадлежностью к разряду одушевленности – неодушевленности;
Уметь производить словоизменение отдельных форм множественного числа имени существительного.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Различать варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных.
Находить варианты грамматических норм в словарях и справочниках.
Тема 7. Имя прилагательное.
Обучающиеся научатся:
Знать трудные случаи употребления имён прилагательных,
Определять роль имён прилагательных в художественной литературе.
Знать нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен – торжественен).
Обучающиеся получат возможность научиться:
Тема 8.Имя числительное.
Обучающиеся научатся:
Обучающиеся получат возможность научиться:
Склонение количественных и порядковых числительных,
Употреблять числительные в устной и письменной речи.
Тема 9.Местоимение.
Обучающиеся научатся:
Правильно употреблять местоимения,
Находить ошибки в употреблении местоимений,
Определять разряды местоимений.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Тема 10.Глагол.
Обучающиеся научатся:
Употреблять глаголы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;
Знать формообразование глаголов совершенного и несовершенного вида‚
Образовывать формы глаголов в повелительном наклонении.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Тема11.Причастие.
Обучающиеся научатся:
Употреблять причастные обороты в речи,
Склонять причастия, находить ошибки в употреблении причастий,
Обучающиеся получат возможность научиться:
Объяснять языковые явления процессы, выявляемые в ходе исследования причастий,
Формировать навык работы в группе,
Представлять конкретное содержание и представлять его в письменной и устной форме.
Тема 12.Деепричастие.
Обучающиеся научатся:
Употреблять деепричастные обороты в речи,
Находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастных оборотов,
Производить морфологический разбор деепричастий.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Усвоить нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях.
Тема 13.Наречие.
Обучающиеся научатся:
Употреблять наречия в речи,
определять роль наречий в отрывках произведений В.Г.Короленко,
Определять наречия по их грамматическим признакам,
Дифференцировать наречия по значению,
Обучающиеся получат возможность научиться:
Выявлять языковые явления, связи, процессы в ходе исследования наречий,
Формировать навык учебного сотрудничества.
Тема 14.Служебные части речи.
Обучающиеся научатся:
Отличать предлог от других частей речи,
Применять правило правописания предлогов,
Обучающиеся получат возможность научиться:
Отличать союзы от других частей речи и определять их роль в предложении,
Различать союзы простые и составные,
Тема15.Междометие.
Обучающиеся научатся:
Определять междометие по его грамматическим признакам,
Применять правило дефисного написания наречий, постановки знаков препинания при междометиях,
Обучающиеся получат возможность научиться:
Тема 16.Язык и культура.
Обучающиеся научатся:
Осознавать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; осознавать роль русского родного языка в жизни человека;
Осознавать язык как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества;
Осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русского родного языка.
Обучающиеся получат возможность научиться:
понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением;
понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом
; комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;
понимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крыл
2.Содержание
10 класс
Система языка и ее функционирование. (63)
Язык и культура.
Язык и его функции. Писатели о языке и речи.
Речь. Культура речи. Стихотворение С.Острового «Первородство».
Стилистика и синонимические средства языка.
Повторение (4).
Фонетика Орфоэпия. Интонация. Поэты о родном языке.
Орфография. Стихотворение В.Шефнера «Это так, а не иначе».
Пунктуация.
Употребление знаков препинания. Притча о сибирских цветах В.П.Астафьева.
Лексика и лексическая стилистика (7)
Слово – единица лексики. Писатели о богатстве русского языка.
Синонимы и их употребление в творчестве писателей и поэтов, в фольклоре.
Устаревшие и новые слова и их употребление в литературе.
Исконно русские и заимствованные слова.
Словари. «Собиратели слов» (По В.Одинцову).
Фразеологизмы и их употребление в фольклоре и литературе.
Состав слова и словообразование. (2)
Словообразование и стилистика.
Этимология. Этимологические словари.
Грамматика и грамматическая стилистика.(42)
Назначение грамматики. Тексты Л.К.Граудиной и В.Белова.
Морфология и стили речи.
Выдающиеся лингвисты: В.В. Виноградов и Н.К.Дмитриев.
Части речи и их происхождение.
Имя существительное. (10)
Имя существительное и его роль в художественных текстах.
Разряды имен существительных. Собственные имена существительные в литературе.
Род имен существительных.
Число имен существительных.
«Журавли» Н.Рубцова и Р.Гамзатова.
Употребление падежных форм имен существительных.
Употребление несклоняемых имен существительных.
Имена существительные в речи и в художественном тексте.
Морфологический разбор существительного. Обобщающий урок по теме «Имя существительное».
Имя прилагательное (3)
Трудности в употреблении имен прилагательных.
Употребление имен прилагательных в художественной литературе.
Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное». Морфологический разбор прилагательных .
11 класс
Имя числительное. (3)
Имя числительное как часть речи.
Система исчисления в родном и русском языках.
Употребление числительных в речи и художественной литературе.
Местоимение. (3)
Употребление местоимений в речи. Изменение местоимений.
Разряды местоимений. Местоимения в художественной литературе.
Глагол.(7)
Трудности в употреблении глаголов. Притча М.Карима о трех сыновьях.
Употребление глаголов в связной речи.
Глаголы речи.
Лексико-семантические группы глаголов. (Глаголы – синонимы, антонимы, омонимы). Текст «Сила русского глагола». Формы глагола в художественной литературе. Олицетворения.
Морфологический разбор глагола.
Причастие.(4)
Правописание причастий.
Употребление причастий в речи и в художественной литературе.
Деепричастия. (4)
Деепричастие как часть речи.
Употребление деепричастий в фольклоре и литературе.
Образ коня в фольклоре и литературе. (Отрывки из сказки П.Ершова «Конек-горбунок» и башкирского эпоса «Урал-Батыр».)
Наречие. (3)
Правила написания наречий.
Употребление наречий. В.Короленко «Все-таки впереди – огни!»
Служебные части речи. (4)
Предлог. Употребление предлогов в речи. Текст «Какой продукт едят все народы?»
Союз. Употребление союзов в речи.
Употребление частиц в художественной литературе.
Правописание частиц.
Междометие (1).
Употребление междометий в литературе.
Язык и культура.(4)
Языковая картина мира. К.Д.Ушинский. «О родном языке».
Стихи о родном языке русских поэтов и поэтов разных национальностей России.
Слово как концепт культуры. Концепты «Родина», «Мой родной край », «Добро».
.
3.Учебно – тематический план 10-11 классов
| Тема | Кол-во часов | В том числе |
КР | Р.р. |
| Система языка и его функционирование. | 63 | | |
1. | Язык и его функции. | 1 | | |
2. | Речь. Культура речи. | 1 | | |
3. | Стилистика и синонимические средства. | 1 | | |
4. | Повторение. | 4 | | |
5. | Лексика и лексическая стилистика. | 7 | | 1 |
6. | Состав слова и словообразование. | 2 | | |
7. | Грамматика и грамматическая стилистика. | 42 | | |
8. | Имя существительное. | 10 | 1 | 2 |
9. | Имя прилагательное. | 3 | | 1 |
10 | Имя числительное. | 3 | | |
11 | Местоимение. | 3 | | |
12 | Глагол. | 7 | 1 | 1 |
13 | Причастие. | 4 | 1 | 1 |
14 | Деепричастие. | 4 | | 1 |
15 | Наречие. | 3 | | |
16 | Служебные части речи. | 4 | | |
17 | Междометие. | 1 | | |
18 | Язык и культура. | 4 | | 3 |
| Итого | 67 | 3 | 10 |
4.Календарно-тематическое планирование
№ | Дата проведения | Тема урока | Кол. ч. | Примечания |
По плану | Фактическая |
Язык и речь (3) |
1 | . | | Язык и его функции. Писатели о языке и речи. | 1 | |
2 | | | Речь. Культура речи. Стихотворение С.Острового «Первородство». | 1 | |
3 | | | Стилистика и синонимические средства языка. | 1 | |
4 | | | Фонетика. Орфоэпия. Интонация. Поэты о родном языке. | 1 | |
5 | . | | Орфография. Стихотворение В.Шефнера «Это так, а не иначе». | 1 | |
6 | | | Пунктуация. | 1 | |
7 | | | Употребление знаков препинания. Притча о сибирских цветах В.П.Астафьева. | 1 | |
Лексика и лексическая стилистика. (7) |
8 | | | Слово – единица лексики. Писатели о богатстве русского языка. | 1 | |
9 | | | Синонимы и их употребление в творчестве писателей и поэтов, в фольклоре. | 1 | |
10 | | | Устаревшие и новые слова и их употребление в литературе. | 1 | |
11 | | | Исконно русские и заимствованные слова. | 1 | |
12 | | | Словари. «Собиратели слов» (По В.Одинцову). | 1 | |
13 | | | Фразеологизмы и их употребление в фольклоре и литературе. | 1 | |
14 | | | Р.р. Лингвистическое сочинение о значении какого-либо фразеологизма или крылатой фразы. | 1 | |
Состав слова и словообразование. (2) |
15 | | | Словообразование и стилистика. | 1 | |
16 | | | Этимология. Этимологические словари. | 1 | |
Грамматика и грамматическая стилистика. (42) |
17 | | | Назначение грамматики. Тексты Л.К.Граудиной и В.Белова. | 1 | |
18 | | | Морфология и стили речи. | 1 | |
19 | | | Выдающиеся лингвисты: В.В. Виноградов и Н.К.Дмитриев. | 1 | |
20 | | | Части речи и их происхождение. | 1 | |
Имя существительное. (10) |
21 | | | Имя существительное и его роль в художественных текстах. | 1 | |
22 | | | Разряды имен существительных. Собственные имена существительные в литературе. | 1 | |
23 | | | Род имен существительных. | 1 | |
24 | | | Число имен существительных. | 1 | |
25-26 | | | Р.р. «Журавли» Н.Рубцова и Р.Гамзатова. Обучение лингвистическому анализу. | 2 | |
27 | | | Употребление падежных форм имен существительных. Употребление несклоняемых имен существительных. | 1 | |
28 | | | Имена существительные в речи и в художественном тексте. | 1 | |
29 | | | Р.р. Сочинение-описание портрета девушки (юноши), который нравится. | 1 | |
30 | | | Морфологический разбор существительного. Обобщающий урок по теме «Имя существительное». | 1 | |
31 | | | Контрольная работа по теме «Имя существительное». Тестирование. | 1 | |
Имя прилагательное (3) |
32 | | | Трудности в употреблении имен прилагательных. | 1 | |
33 | | | Р.р. Лингвистический анализ стихотворения И.Бунина. | 1 | |
34 | | | Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное». Морфологический разбор прилагательных | 1 | |
Имя числительное. (3) |
35 | . | | Имя числительное как часть речи. Система исчисления в родном и русском языках. | 1 | |
36 | | | Употребление числительных в речи и художественной литературе. | 1 | |
37 | | | Обобщающий урок по теме «Числительное». | 1 | |
Местоимение. (3) |
38 | | | Употребление местоимений в речи. Изменение местоимений. | 1 | |
39 | | | Разряды местоимений. Местоимения в художественной литературе. | 1 | |
40 | | | Обобщающий урок по теме «Местоимение». | 1 | |
Глагол. (7) |
41 | | | Трудности в употреблении глаголов. Притча М.Карима о трех сыновьях. | 1 | |
42 | | | Употребление глаголов в связной речи. | 1 | |
43 | | | Глаголы речи. | | |
44 | | | Лексико-семантические группы глаголов. (Глаголы – синонимы, антонимы, омонимы). Текст «Сила русского глагола». | 1 | |
45 | | | Формы глагола в художественной литературе. Олицетворения. | 1 | |
46. | | | Р.р. Сочинение-рассказ на самостоятельно выбранную тему. | 1 | |
47. | | | Контрольная работа по теме «Глагол». | 1 | |
Причастие. (4) |
48 | | | Правописание причастий. | 1 | |
49 | | | Употребление причастий в речи и в художественной литературе.. | 1 | |
50 | | | Р.р. Сочинение-описание картины с использованием причастий. (В.Перов. «Дети, бегущие от грозы».) | 1 | |
51 | | | Творческий диктант. (Упр.170) | 1 | |
Деепричастия. (4) |
52 | | | Деепричастие как часть речи. | 1 | |
53 | | | Употребление деепричастий в фольклоре и литературе. | 1 | |
54 | | | Образ коня в фольклоре и литературе. (Отрывки из сказки П.Ершова «Конек-горбунок» и башкирского эпоса «Урал-Батыр».) | 1 | |
55 | | | Р.р. Сочинение о коне с использованием материала из русской и родной литератур. | 1 | |
Наречие. (3) |
56 | | | Правила написания наречий. | 1 | |
57. | | | Употребление наречий. В.Короленко «Все-таки впереди – огни!» | 1 | |
58 | | | Обобщающий урок по теме «Наречие». | 1 | |
Служебные части речи. (4) |
59 | | | Предлог. Употребление предлогов в речи. Текст «Какой продукт едят все народы?» | 1 | |
60 | | | Союз. Употребление союзов в речи. | 1 | |
61 | | | Употребление частиц в художественной литературе. | 1 | |
62 | | | Правописание частиц. | 1 | |
63 | | | Междометие. Употребление междометий в литературе. | 1 | |
Язык и культура. (4) |
64 | | | Языковая картина мира. К.Д.Ушинский. «О родном языке». | 1 | |
65 | | | Стихи о родном языке русских поэтов и поэтов разных национальностей России. | 1 | |
66 | | | Р.р. Слово как концепт культуры. Концепт «Родина». | 1 | |
67 | | | Р.р. Сочинение «Мой родной край » | 1 | |
1