СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому (родному ) языку в 5 классе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка соответствует стандарту ФГОС и разработана для учебного пособия для общеобразовательных организаций Русский родной язык : 5 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов, Л. А. Вербицкая, Ю. Н.& ...

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому (родному ) языку в 5 классе.»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для обучения учащихся 5 класса в соответствии с:

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (ред. от 31.12.2015);

Приказом от 23.12.2014 № 1644 МО и Н РФ «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

с учетом:

«Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637.

Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся

Используемый учебно-методический комплект (УМК): 

1. Русский родной язык : 5 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов, Л. А. Вербицкая, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина, А. Г. Нарушевич, Е. И. Казакова, И. П. Васильевых.— М. : Просвещение, 2019.  

2. Примерная рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования. URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-rabochaya-programma-po-uchebnomu-predmetu-russkij-rodnoj-yazyk-dlya-obshheobrazovatelnyh-organizatsij-5-9-klassov. 

Срок реализации программы – 1 год. 

Место предмета в учебном плане: в учебном плане МБОУ «Горенская основная общеобразовательная школа» – 34 часа (из расчѐта – 1 час в неделю). 




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» направлена на достижение школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные:

1) понимание родного русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности родного русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3)формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

4) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,

Метапредметные результаты: формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться работать по предложенному учителем плану;

  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в справочном аппарате учебника;

  • научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

  • находить ответы на вопросы в тексте, словарях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные результаты:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • учиться работать в паре, группе;

  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные результаты:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  • освоение базовых понятий лингвистики;

  • соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка;

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  • опознавание и анализ основных единиц языка,

  • проведение различных видов анализа слова , стилистического анализа текста;

  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  • осознание эстетической функции родного языка;






СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  • Введение. (1 час)
  • Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека

  • Язык и культура. (10 часов)
  • Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык – язык русской художественной литературы.

  • Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.), народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина – девушка, тучи – несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица, и т.п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.

  • Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок (битый небитого везёт; по щучьему велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бобарихой и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки.

  • Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками. Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях (фразеологизмах) (надуть щёки, вытягивать шею, всплеснуть руками и др.) в сравнении с языком жестов других народов.

  • Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох.

  • Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Национальная специфика слов с живой внутренней формой (черника, голубика, земляника, рыжик).

  • Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства. Поэтизмы и слова-символы, обладающие традиционной метафорической образностью, в поэтической речи.

  • Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определённых наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т.п. человека (барышня – об изнеженной, избалованной девушке; сухарь – о сухом, неотзывчивом человеке; сорока – о болтливой женщине и т.п., лиса – хитрая для русских, но мудрая для эскимосов; змея – злая, коварная для русских, символ долголетия, мудрости – в тюркских языках и т.п.).

  • Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску. Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий.

  • Раздел 2. Культура речи (7 час).

  • Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях. Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах.

  • Омографы: ударение как маркёр смысла слова: пАрить — парИть, рОжки — рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс. Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная — було[ш]ная, же[н’]щина — же[н]щина, до[жд]ём — до[ж’]ём и под.). Произносительные варианты на уровне словосочетаний (микроволнОвая печь – микровОлновая терапия). Роль звукописи в художественном тексте.

  • Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности. Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. Стилистические варианты нормы (книжный, общеупотребительный‚ разговорный и просторечный) употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в речи (кинофильм — кинокартина — кино – кинолента, интернациональный — международный, экспорт — вывоз, импорт — ввоз‚ блато — болото, брещи — беречь, шлем — шелом, краткий — короткий, беспрестанный — бесперестанный‚ глаголить – говорить – сказать – брякнуть).

  • Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных (шимпанзе, колибри, евро, авеню, салями, коммюнике); род сложных существительных (плащ-палатка, диван-кровать, музей-квартира); род имен собственных (географических названий); род аббревиатур. Нормативные и ненормативные формы употребления имён существительных. Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и)‚ различающиеся по смыслу: корпуса (здания, войсковые соединения) – корпусы (туловища); образа (иконы) – образы (литературные); кондуктора (работники транспорта) – кондукторы (приспособление в технике); меха (выделанные шкуры) – мехи (кузнечные); соболя (меха) – соболи (животные). Литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода (токари – токаря, цехи – цеха, выборы – выбора, тракторы – трактора и др.).

  • Речевой этикет Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве обращений собственных имён, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель степени воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния. Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он».

  • Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (15 ч)

  • Язык и речь. Виды речевой деятельности Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи.

  • Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки). Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.

  • Текст как единица языка и речи Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста.

  • Функциональные разновидности языка Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи.

  • Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное).

  • Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста

  • Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.

  • Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.

  • Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными суффиксами и т.д.).




Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, 

фронтальные; классные и внеклассные. 

Ведущий вид деятельности: системно-деятельностный. 

Методы и приемы обучения: 

-объяснительно-иллюстративный: рассказ, объяснительная беседа; работа с учебником; письмо под диктовку;  демонстрация картин; 

-репродуктивный:  разные виды чтения взависимости от коммуникативной задачи и характера текста; создание текстов различныхтипов и жанров; 

-частично-поисковый: информационная и творческая переработка устного и письменного 

текста; самостоятельная работа; подготовка выступлений, сообщений, докладов, проектов. 

Формы и способы проверки знаний: 

- проверочные работы; 

- тесты; 

- сочинения-рассуждения; 

-проекты. 

Нормы и критерии оценки результатов образовательной деятельности 

обучающихся 

Нормы и критерии оценивания по предмету соответствуют нормам и критериям 

оценивания по предмету, утвержденным локальным актом  «Положение о нормах и 

критериях оценивания учащихся МБОУ «Горенская основная общеобразовательная школа». 



УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Название темы

Количество часов

Контроль

знаний

Всего

1.

Введение.

1


1

2.

Язык и культура


10

1

11

3.

Культура и речь

7

1

7

4.

Речь. Речевая деятельность. Текст

15

1

15

5.

Итоговое повторение

1


1


Итого:

34

1

34



Календарно-тематическое планирование



п\п

урока

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата

План

Факт.

1

1

Раздел 1. Язык и культура.

Наш родной русский язык

11


1



2

2

Из истории русской письменности

1



3

3

Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры

1



4

4

История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды

1



5

5

История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды

1



6

6

История в слове: наименования предметов традиционного русского быта

1



7

7

Образность русской речи: сравнение, метафора, олицетворение

1



8

8

Живое слово русского фольклора

1



9

9

Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки

1



10

10

О чем может рассказать имя

1



11

11

Проверочная работа №1

1



12

12

Раздел 2. Культура речи.

Современный русский литературный язык

7


1



13

13

Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения

1



14

14

Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы

1



15

15

Стилистическая окраска слова

1



16

16

Речь правильная. Основные грамматические нормы

1



17

17

Речевой этикет: нормы и традиции

1



18

18

Проверочная работа № 2

1



19

19

Раздел 3. Речь. Текст.

Язык и речь

15

1



20

20

Средства выразительности устной речи

1



21

21

Формы речи: монолог и диалог

1



22

22

Текст и его строение




23

23

Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения

1



24

24

Средства связи предложений и частей текста

1



25

25

Функциональные разновидности языка

1



26

26

Разговорная речь. Просьба, извинение

1



27

27

Официально-деловой стиль. Объявление

1



28

28

Научно-учебный подстиль. План ответа на уроке, план текста

1



29

29

Публицистический стиль. Устное выступление

1



30

30

Язык художественной литературы. Литературная сказка

1



31

31

Язык художественной литературы. Рассказ

1



32

32

Особенности языка фольклорных текстов

1



33

33

Проверочная работа № 3

1



34

34

Итоговый урок.

1