ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для обучения учащихся 6 класса в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (ред. от 31.12.2015);
Приказом от 23.12.2014 № 1644 МО и Н РФ «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
с учетом:
«Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637.
Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся
Используемый учебно-методический комплект (УМК):
1. Русский родной язык : 6 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов, Л. А. Вербицкая, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина, А. Г. Нарушевич, Е. И. Казакова, И. П. Васильевых.— М. : Просвещение, 2019.
2. Примерная рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования. URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-rabochaya-programma-po-uchebnomu-predmetu-russkij-rodnoj-yazyk-dlya-obshheobrazovatelnyh-organizatsij-5-9-klassov.
Срок реализации программы – 1 год.
Место предмета в учебном плане: в учебном плане МБОУ «Горенская основная общеобразовательная школа» – 34 часа (из расчѐта – 1 час в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» направлена на достижение школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные
1) понимание родного русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности родного русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3)формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
4) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
Метапредметные результаты: формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться работать по предложенному учителем плану;
в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
ориентироваться в справочном аппарате учебника;
научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
находить ответы на вопросы в тексте, словарях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные результаты:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
учиться работать в паре, группе;
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики;
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка,
проведение различных видов анализа слова , стилистического анализа текста;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1 Язык и культура (10 часов)
Русский язык – национальный язык русского народа*.
Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.
Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы. Сведения о диалектных названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, не свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др. Русский язык - язык русской художественной литературы. Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы.
Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке.
Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске. Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.
Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п. – информация о традиционной русской грамотности и др.).
*Жирным курсивом выделено содержание «Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования», рекомендованное для реализации в первый год обучения (5 класс), но в целях обеспечения преемственности изучения учебного предмета «Родной (русский) язык» включенное в содержание второго года обучения (6 класс).
Раздел 2. Культура речи (12 часов)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы*.
Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи. Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные). Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных слов: ударение в форме род.п. мн.ч. существительных; ударение в кратких формах прилагательных; подвижное ударение в глаголах; ударение в формах глагола прошедшего времени; ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего времени м.р.; ударение в формах глаголов II спр. на –ить; глаголы звонить, включить и др. Варианты ударения внутри нормы: баловать – баловать, обеспечение – обеспечение.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексические нормы и стилистические варианты употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов.
Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов.
Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода и категория склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий; названий географических объектов; им.п. мн.ч. существительных на -а/-я и -ы/-и (директора, договоры); род.п. мн.ч. существительных м. и ср.р. с нулевым окончанием и окончанием –ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); род.п. мн.ч. существительных ж.р. на –ня (басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); тв.п. мн.ч. существительных III склонения; род.п. ед.ч. существительных м.р. (стакан чая – стакан чаю);склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных. Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи.
Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду – одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.).
Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен – торжественен).
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.
Речевой этикет
Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения.
*Жирным курсивом выделено содержание «Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования», рекомендованное для реализации в первый год обучения (5 класс), но в целях обеспечения преемственности изучения учебного предмета «Родной (русский) язык» включенное в содержание второго года обучения ( 6 класс).
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. (10 час)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Точность, логичность, выразительность, чистота и богатство речи*.
Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Текст как единица языка и речи
Текст, тематическое единство текста.
Композиционные формы описания, повествования, рассуждения.
Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение.
Функциональные разновидности языка
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».
Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.
Публицистический стиль. Устное выступление.
Язык художественной литературы. Описание внешности человека.
*Жирным курсивом выделено содержание «Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования», рекомендованное для реализации в первый год обучения (5 класс), но в целях обеспечения преемственности изучения учебного предмета «Родной (русский) язык» включенное в содержание второго года обучения (6 класс).
Повторение- 2 часа
Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые,
фронтальные; классные и внеклассные.
Ведущий вид деятельности: системно-деятельностный.
Методы и приемы обучения:
-объяснительно-иллюстративный: рассказ, объяснительная беседа; работа с учебником; письмо под диктовку; демонстрация картин;
-репродуктивный: разные виды чтения взависимости от коммуникативной задачи и характера текста; создание текстов различныхтипов и жанров;
-частично-поисковый: информационная и творческая переработка устного и письменного
текста; самостоятельная работа; подготовка выступлений, сообщений, докладов, проектов.
Формы и способы проверки знаний:
- проверочные работы;
- тесты;
- сочинения-рассуждения;
-проекты.
Нормы и критерии оценки результатов образовательной деятельности
обучающихся
Нормы и критерии оценивания по предмету соответствуют нормам и критериям
оценивания по предмету, утвержденным локальным актом «Положение о нормах и
критериях оценивания учащихся МБОУ «Горенская основная общеобразовательная школа».
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название темы | Количество часов | Контроль знаний | Всего |
1. | | | | |
2. | Язык и культура | 10 | 1 | 10 |
3. | Культура и речь | 12 | 1 | 12 |
4. | Речь. Речевая деятельность. Текст | 10 | 1 | 10 |
5. | Итоговое повторение | 2 | | 2 |
| Итого: | 34 | 1 | 34 |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Раздел. Тема урока | Кол-во часов | По плану | Факт. |
Раздел 1. Язык и культура (10 час.) | | |
1 | Язык как зеркало национальной культуры | 1 | 03.09 | |
2 | Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского языка, собственно русские слова. | 1 | 10.09 | |
3 | Слово как хранилище материальной и духовной культуры. народа | 1 | 17.09 | |
4-5 | Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта, слова с национально-культурным компонентом, народно-поэтические символы, эпитеты (дом, хоровод, три, Иван-царевич и др.) | 2 | 24.09 01.10 | |
6 | Метафоры общеязыковые и художественные. | 1 | 08.10 | |
7-9 | Примеры ключевых слов-концептов русской культуры (человек, время, пространство, судьба, счастье и др.) | 3 | 15.10, 22.10, | |
10 | Русские имена. Имена исконные и заимствованные, традиционные и новые, устаревшие и популярные. | 1 | 05.11 12.11 | |
11 | Общеизвестные русские города. Происхождение их названий. | 1 | 19.11 | |
12 | Проверочная работа №1 | 1 | 26.11 | |
Раздел 2. Культура речи (12 час.) | | |
1 | Основные орфоэпические нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. | 1 | 03.12 | |
2 | Произносительные варианты орфоэпической нормы (було[ч,]ная - було[ш]ная, же[н,]щина - же[н]щина, до[жд,]ем - до[ж,]ем и др.) | 1 | 10.12 | |
3 | Роль звукописи в художественном тексте. | 1 | 17.12 | |
4 | Нарушение орфоэпической нормы как художественный прием. | 1 | 24.12 | |
5 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности. | 1 | 14.01 | |
6 | Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением синонимов, антонимов и лексических омонимов в речи. | 1 | 21.01 | |
7 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория склонения: склонение русских и иностранных имен и фамилий, названий географических объектов. | 1 | 28.01 | |
8 | Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто), повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы, введение в сложное предложение лишних указательных местоимений. | 1 | 04.02 | |
9 | Речевой этикет. Правила речевого этикета: нормы и традиции. | 1 | 11.02 | |
10 | Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. | 1 | 18.02 | |
11 | Обращение в русском речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений, использования собственных имен, их оценка. | 1 | 25.02 | |
12 | Проверочная работа №2 | 1 | 03.03 | |
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 час.) | 10.03 | |
1 | Язык и речь. Виды речевой деятельности. Выразительность, чистота и богатство речи. | 1 | 17.03 | |
2 | Средства выразительности устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки). | 1 | 31.03 | |
3 | Эффективные приемы чтения: предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. | 1 | 07.04 | |
4 | Эффективные приемы слушания: предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. | 1 | 14.04 | |
5 | Текст как единица языка. Средства связи предложений и частей текста. | 1 | 21.04 | |
6 | Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. | 1 | 28.04 | |
7 | Виды преобразования текстов: аннотация, конспект, график, диаграмма, схема. | 1 | 05.05 | |
8 | Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение, поздравление, шутка как жанры разговорной речи. | 1 | 12.05 | |
9 | Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. | 1 | 19.05 | |
10 | Проверочная работа №3 | 1 | 26.05 | |
Итоговое повторение. | 2 | 26.05 | |
Итого | 34 | | |