СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по СБО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет:   социально – бытовая ориентировка

 

 

Класс:  9

 

                Программа:  адаптированная образовательная программа для

                    детей с     нарушением интеллекта (легкая и умеренная  степени

                     умственной    отсталости)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по СБО»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Брагинская средняя общеобразовательная школа № 11







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА







Учитель: Артемьева Мария Викторовна


Предмет: социально – бытовая ориентировка



Класс: 9


Программа: адаптированная образовательная программа для

детей с нарушением интеллекта (легкая и умеренная степени

умственной отсталости)










Программа:

специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «Владос» 2014 г., под редакцией В.В.Воронковой





Количество часов в неделю:


    • по программе: 2 часа

    • по учебному плану школы: 2 часа































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для 9 класса составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенной Министерством образования РФ, Москва «Владос»

2014 г., под редакцией В.В.Воронковой


Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год.


Цели курса:

  • воспитание личностных качеств (трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость);

  • воспитание элементов трудовой культуры (организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии и др.), строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда;

  • воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду;

  • развитие обоняния, осязания, ловкости, скорости;

  • развитие внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.























Содержание курса


урока

п/п

Тема

Количество часов

1

Вводное занятие.

1ч.

2

Одежда, обувь.

6 ч.

3

Семья.

8 ч.

4

Культура поведения.

4 ч.

5

Жилище.

4 ч.

6

Медицинская помощь.

6 ч.

7

Транспорт.

4 ч.

8

Торговля.

4 ч.

9

Средства связи.

5 ч.

10

Учреждения, организации.

4 ч.

12

Трудоустройство.

12 ч.

13

Питание.

10 ч.


Итого:

68 ч.




























Краткое содержание рабочей программы по СБО (по крупным разделам программы)

Темы

Краткое содержание тем

«Личная гигиена»

Особенности личной гигиены в жизни подростка. Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела. Особенности ухода за кожей лица и волосами. Пользование шампунем в соответствии с типом волос. Средства борьбы с перхотью.

«Одежда и обувь»

Значение продления срока службы одежды. Виды штопки, наложение заплат. Использование бытовой техники при стирке белья из х/б ткани, стирка изделий из шелка в ручную. Правила и приемы глажения белья, брюк, спортивной одежды. Прачечная, виды услуг и правила пользования.

«Питание»

Виды питания. Значение первых и вторых блюд и их приготовление. Использование механических и электробытовых приборов для экономии сил и времени при приготовлении пищи. Составление меню завтрака, обеда, ужина на день, неделю.

«Семья»

Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми и в соблюдении чистоты и порядка дома, в школе.

«Культура поведения»

Правила приглашения в гости и формы отказа. Подготовка к походу в гости, подарки

«Жилище»

Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры к лету и зиме. Санитарная обработка помещения в случае необходимости. Уход за полом в зависимости от покрытия, средства по уходу за полом.

«Транспорт»

Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы. Их назначение и основные службы. Справочная служба вокзалов. Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость проезда до разных пунктов. Формы приобретения ж/д билетов. порядок сдачи и получения его.

«Торговля»

Универмаги и универсамы, их назначение. Сельмаг и сельпо, их назначение. Отделы магазинов, стоимость некоторых товаров. Порядок приобретения и выбор товара, хранение чека и его копии. Отделы распродаж товаров по сниженным ценам, прием товаров у населения.

«Средства связи»

Виды бандеролей, порядок их отправления. Упаковка и стоимость пересылки. Посылки. Виды упаковки, правила отправления и стоимость.

«Медицинская помощь»

Виды доврачебной помощи. Лекарственные растения в домашней аптечке. Первая медицинская помощь при травмах. Меры по предупреждению переломов.

«Учреждения, организации»

Промышленные и сельскохозяйственные предприятия местности, их назначение для жителей города.














Перечень практических работ

п/п

Тема

Кол-во

часов

Сроки

проведения

1

Практическая работа № 1 «Определение собственных размеров одежды и обуви»

1

13.09.17 г.

2

Практическая работа № 2 «Выведение пятен»

1

20.09.17 г.

3

Практическая работа № 3 «Упражнения в планировании бюджета семьи и распределении обязанностей в семье»

1

11.10.17 г.

4

Практическая работа № 4 «Упражнение в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера»

1

22.11.17 г.

5

Практическая работа № 5 «Сюжетная игра – «Больной в доме. Уход за ним: измерение температуры и запись, заправка постели, организация столика у постели больного»

1

13.12.17 г.

6

Практическая работа № 6 «Выбор пункта назначения. Уточнение своих возможностей для приобретения билета «туда» и «обратно». Расчет средств с учетом дополнительных затрат проезда от аэропорта до города

1

29.12.17 г.

7

Практическая работа № 7 «Участие в школьной ярмарке или посещение отделов магазина – распродажи товаров по сниженным ценам»

1

19.01.18 г.

8

Практическая работа № 8 «Заполнение бланков на отправление денежного перевода, почтового и телеграфного»

1

07.02.18 г.

9

Практическая работа № 9 «Знакомство с профилем учреждений, выбор предложенной работы»

1

02.03.18 г.

10

Практическая работа № 10 «Составление деловых бумаг»

1

20.04.18 г.

11

Практическая работа № 11 «Составление меню диетического питания на день, на неделю»

1

25.04.18 г.

12

Практическая работа № 12 «Составление меню на день, неделю для ребенка ясельного возраста»

1

04.05.18 г.

13

Практическая работа № 13 «Запись рецепта наиболее характерного национального блюда»

1

16.05.18 г.

14

Практическая работа № 14 «Приготовление национального блюда по записанному рецепту»

1


15

Практическая работа № 15 «Составление меню праздничного стола»

1


16

Практическая работа № 16 «Сервировка праздничного стола»

1


17

Промежуточная аттестация «Сервировка праздничного стола»

1

18.05.18 г.


















Календарно-тематическое планирование


урока

п/п

Дата

Тема (глава)

Словарь


По плану

Корректировка



1



Вводное занятие


Одежда, обувь (6 ч.)

2

01.09.17


Стиль одежды. Мода.

Романтический

фольклорный,

авангардный

3

04.09.17


Обновление одежды.

Обновление

4

06.09.17


Выбор одежды, обуви при покупке в соответствии с назначением.

Аксессуары

5

08.09.17


Определение размера. Практическая работа № 1 «Определение собственных размеров одежды и обуви».

Размер

6

13.09.17


Экскурсия в магазин (заочная).

Примерка

7

15.09.17

Выведение пятен с одежды. Практическая работа № 2 «Выведение пятен».

Пятновыводитель

Семья (8 ч.)

8

20.09.17

Российская семья.

Брак, родство

9

22.09.17


Условия создания семьи.

Венчание

10

27.09.17

Основные семейные отношения.

Отношения

11

29.09.17


Распределение обязанностей по ведению хозяйства, бюджета.

Моральные качества

12

04.10.17


Семейные традиции.

Традиция

13

06.10.17


Практическая работа № 3 «Упражнения в планировании бюджета семьи и распределении обязанностей в семье».

Экономия

14

11.10.17

Формы организации досуга, отдыха в семье

Досуг

15

13.10.17

Забота о детях

Совершеннолетие

Культура поведения (4ч.)

16

18.10.17


Адекватность поведения в обществе.

Адекватность

17

20.10.17


Правила приема гостей.

Вежливый

18

25.10.17


Правила хорошего тона.

Этикет

19

27.10.17

Взаимоотношения с соседями.

Общежитие

Жилище (4 ч.)

20

08.11.17


Рациональная расстановка мебели в квартире.

Площадь

21

15.11.17


Интерьер.

Интерьер

22

17.11.17

Практическая работа № 4 «Упражнение в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера».

Рациональный

23

22.11.17

Сохранение жилищного фонда.

Жилищный фонд

Медицинская помощь (6 ч.)

24

24.11.17

Инфекционные заболевания.

Инфекция

25

29.11.17

.

Меры по предупреждению инфекционных заболеваний.

Профилактика

26

01.12.17

Уход за больным.

Процедура

27

06.12.17

Применение лекарства .

График

28

08.12.17

Практическая работа № 5 «Сюжетная игра – «Больной в доме. Уход за ним: измерение температуры и запись, заправка постели, организация столика у постели больного».

Горчичник

29

13.12.17


Справка и лист нетрудоспособности.

Листок нетрудоспособности

Транспорт (4 ч.)

30

15.12.17

Авиатранспорт.

Аэропорт

31

20.12.17

Аэровокзал. Маршруты.

Рейс

32

22.12.17

Порядок приобретения билетов.

Чартер

33

27.12.17

Практическая работа № 6 «Выбор пункта назначения. Уточнение своих возможностей для приобретения билета «туда» и «обратно». Расчет средств с учетом дополнительных затрат проезда от аэропорта до города».

Пункт назначения

Торговля (4 .)

34

29.12.17

Значение ярмарок.

Ярмарка

35

10.01.18

Виды ярмарок.

Привоз

36

12.01.18

Время и место проведения ярмарок.

Пресса

37

17.01.18

Практическая работа № 7 «Участие в школьной ярмарке или посещение отделов магазина – распродажи товаров по сниженным ценам».

Распродажа

Средства связи (5 ч.)

38

19.01.18

.

Виды денежных переводов.

Перевод

39

24.01.18

Экскурсия на почту. Практическое знакомство с телеграфным переводом.

Телеграфный перевод

40

26.01.18

Виды связи.

Автоответчик

41

31.01.18

Современные виды связи.

Абонент

42

02.02.18

Практическая работа № 8 «Заполнение бланков на отправление денежного перевода, почтового и телеграфного».

Стоимость

Учреждения, организации (4 ч.)

43

07.02.18

Предприятия бытового обслуживания населения.

Бытовое обслуживание

44

09.02.18

Виды услуг.

Прейскурант

45

14.02.18

Профессии работников.

Профессии

46

16.02.18


Деятельность предприятия. Экскурсия на предприятие бытового обслуживания населения для ознакомления с их деятельностью (заочная).

Бытовое обслуживание

Трудоустройство (12 ч.)

47

21.02.18

Отдел кадров.

Трудоустройство

48

28.02.18

Трудоустройство. Практическая работа № 9 «Знакомство с профилем учреждений, выбор предложенной работы».

Отдел кадров

49

02.03.18

Биржа труда.

Биржа

50

07.03.18

Постоянная работа.

Стаж

51

23.03.18

Работа по контракту.

Контракт

52

30.03.18

Правила перехода на другую работу.

Заявление

53

04.04.18

Документы для поступления на работу.

Оформление

54

06.04.18

Заявление.

Заявление

55

11.04.18

Анкета.

Анкета

56

13.04.18

Расписка.

Расписка

57

18.04.18

Докладная.

Заявка

58

20.04.18

Трудоустройство. Практическая работа № 10 «Составление деловых бумаг»

Образцы документов

Питание (10 ч.)

59

21.04.18

Диетическое питание.

Диетическое питание

60

25.04.18

Диетическое питание. Практическая работа № 11 «Составление меню диетического питания на день, на неделю».

Меню

61

27.04.18

Питание детей ясельного возраста

Ясельный

62

04.05.18

Составление меню. Практическая работа № 12 «Составление меню на день, неделю для ребенка ясельного возраста».

Ясли

63

05.05.18


Приготовление национальных блюд.

Национальный

64

11.05.18


Приготовление национальных блюд. Практическая работа № 13 «Запись рецепта наиболее характерного национального блюда» .

Пицца

65

16.05.18


Национальные блюда. Практическая работа № 14 «Приготовление национального блюда по записанному рецепту».

Инструменты

66

18.05.18


Промежуточная аттестация «Сервировка стола к празднику».

Десерт

67

23.05.18


Меню праздничного стола. Практическая работа № 15 «Составление меню праздничного стола».

Сервировка

68

25.05.18


Сервировка праздничного стола. Практическая работа № 16 «Сервировка праздничного стола».

Праздник














































Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать:

  1. Виды питания и их особенности, значение первых и вторых блюд, правила безопасности при использовании механических и электрических бытовых приборов при приготовлении пищи.

  2. Правила личной гигиены девушки и юноши, виды косметических средств и правила ухода за волосами и кожей лица и рук.

  3. Особенности стирки цветного и белого белья, правила пользования моющими средствами, устройство стиральной машины и способы пользования ею, назначение прачечной и виды её услуг, последовательность и особенность глажения одежды из разных тканей.

  4. Правила ухода за младшими детьми, различные, тихие и подвижные игры, стишки, песенки.

  5. Правила поведения при встрече и расставании, правила поведения при вручении и получении подарков.

  6. Последовательность проведения регулярной и сезонной уборки помещения, способы подготовки жилья к зиме, весне и лету, способы ухода за полом в зависимости от покрытия.

  7. Функции железнодорожного транспорта, типы пассажирских вагонов, виды справочных служб и камер хранения, о сроках и месте возврата билетов.

  8. Назначение и различие универмага и универсама.

  9. Виды телефонной связи, правила пользования телефонным справочником, виды междугородней связи, способы оплаты, порядок заказа переговоров.

  10. Меры по предупреждению несчастных случаев, правила оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях.

  11. Адрес местной префектуры, её назначение и услуги, названия отделов.

Обучающиеся должны уметь:

  • Пользоваться механическими и электрическими бытовыми приборами, готовить первое и второе блюдо по рецепту, составлять меню завтрака, обеда и ужина на день.

  • Определять тип кожи и волос, подбирать средства по уходу в соответствии с этим, правильно ухаживать за кожей лица и волосами.

  • Ремонтировать разорванные места одежды, штопать, пришивать пуговицу и петельку; стирать белое бельё вручную и с помощью стиральной машины.

  • Ухаживать за младшими детьми, объяснять им правила игры и играть с ними.

  • Культурно вести себя в гостях, выбирать подарки, изготавливать простые сувениры.

  • Убирать жилые помещения, мыть зеркала и стёкла, утеплять окна.

  • Ориентироваться в расписании, приобретать билеты, обращаться за справкой в справочное бюро вокзала.

  • Приобретать товары с учетом их необходимости и своих финансовых возможностей.

  • Культурно разговаривать по телефону, кратко объяснять причину своего звонка.

  • Оказать первую помощь при ожоге, обморожении, утопающему.

  • Обращаться с вопросами к работникам предприятия.







Планирование коррекционной работы


п/п

Крупные темы

Коррекционная работа

1

«Питание»

Активизировать мыслительную и речевую деятельность при знакомстве с видами и значением питания. Развивать логическое мышление и воображение при составлении меню, учитывая принятые требования. Развивать мелкую моторику рук, зрительное и слуховое восприятие в процессе приготовления 1-х и 2-х блюд.

2

«Личная гигиена»

Развивать осознанное восприятие и слуховое внимание в процессе ознакомления учащихся с особенностями личной гигиены в жизни подростка. Способствовать правильному распределению внимания и расширению кругозора.

3

«Одежда и обувь»

Развивать мелкую моторику рук и глазомер при практическом выполнении ремонта одежды. Развивать переключаемость внимания с одного вида деятельности на другой. Расширять словарный запас и связную речь.

4

«Семья»

Способствовать развитию социально-бытовой ориентировки, осуществляя связь с жизнью

5

«Культура поведения»

Активизировать воображение и логическое мышление при подборе одежды в соответствии с назначением и подборе и оформлении подарков. Развивать связную и обоснованную речь в процессе составления правил приёма и отказа от приглашения в гости. Корригировать поведенческие навыки.

6

«Жилище»

Развивать осознанное восприятие и бытовую ориентировку при распределении навыков уборки жилого помещения. Активизировать мыслительную деятельность, общую и мелкую моторику при практической отработке полученных знаний.

7

«Транспорт»

Способствовать развитию осознанного восприятия и мыслительной деятельности при формировании представлений о железнодорожном транспорте, опираясь на жизненный опыт учащихся. Корригировать внимание и поведенческие навыки в процессе практического повторения изученного.

8

«Торговля»

Активизировать зрительную память и внимание, логическое мышление при определении назначения и выделения отличий и сходств универмага и универсама. Развивать аналитико-синтетическую деятельность. Расширять словарный запас, осуществляя взаимосвязь с жизнью.

9

«Средства связи»

Развивать бытовую направленность восприятия и внимания в процессе практической деятельности. Развивать наблюдательность и способность правильно распределять внимание при ознакомлении с работой почты.

10

«Медицина»

Активизировать речевую деятельность, развивать связную речь в процессе составления последовательного рассказа, сопровождаемого практическими действиями при оказании первой медицинской помощи. Расширять кругозор, осуществляя взаимосвязь с жизнью.

11

«Учреждения, организации»

Способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности при распределении предприятий города на определенные категории и в процессе формирования представлений об их назначении. Активизировать осознанное восприятие и логическое мышление