Примерная рабочая программа по сельскохозяйственному труду на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Примерной программы воспитания.
Пояснительная записка
Данная программа по технологии основного общего образования разработана в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО).
Программа включает цели и задачи изучения модуля «Сельскохозяйственные технологии», общую характеристику учебного курса, личностные, метапредметные и предметные результаты его освоения, содержание курса, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Цели
освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта знаний и умений в самостоятельной практической деятельности сельскохозяйственных работ.
Задачи
Углубление и конкретизация знаний о значении; классификации основных овощных; цветочных; плодово-ягодных культур.
Формирование знаний и умений по возделыванию ведущих сельскохозяйственных растений.
Развитие умений по распознаванию и определению выращиваемых культур.
Как подчёркивается в Концепции преподавания предметной области «Сельскохозяйственный труд», ведущей формой учебной деятельности, направленной на достижение поставленных целей, является проектная деятельность в полном цикле: от формулирования проблемы и постановки конкретной задачи до получения конкретных значимых результатов.
Этот новый контекст никак не умаляет (скорее, увеличивает) значимость ручного труда для формирования интеллекта и адекватных представлений об окружающем мире.
Общая характеристика учебного предмет
В программе соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Основной формой организации учебного процесса является сдвоенный урок, который позволяет организовать практическую деятельность труда.
В курсе сельскохозяйственный труд осуществляется реализация широкого спектра межпредметных связей:
Информатика. Сбор, обработка, хранение, представление и распространение информации, использование компьютера.
Обществоведение. Овладение коммуникативной, практической деятельностью в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста; социальная ответственность; оценка собственных действий.
Математика. Расстояние между точками, длина отрезка, обозначении длины отрезка. Прямая линия, пересекающиеся, параллельные и перпендикулярные прямые. Прямой, острый и тупой углы. Единица величины угла – градус, обозначение градуса. Масштаб. Окружность и круг. Построение параллельных линий и прямых углов.
Биология. Питание, обмен веществ и превращение энергии, роль витаминов, соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни; оказание первой помощи при отравлении, размножение и роль бактерий, значение растений в жизни человека.
Место учебного «Сельскохозяйственный труд» предмета в учебном плане.
Освоение предметной области «Сельскохозяйственный труд» в основной школе осуществляется в5- 7 классах из расчета :2 час в неделю, 34 часа в год в I и IV четверти.
Содержание тем учебного курса
5 класс (34 часа)
Осенние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений.(14ч)
Основные теоретические сведения.
Основные направления растениеводства: полеводство, овощеводство, плодоводство, декоративное садоводство и цветоводство. Направления растениеводства в регионе, в ЛПХ своего села, на пришкольном участке. Понятие об урожае и урожайности. Правила безопасного и рационального труда в растениеводстве. Ведущие овощные и цветочно-декоративные культуры региона, их биологические и хозяйственные особенности. Технологии выращивания луковичных растений. Профессии, связанные с выращиванием овощей и цветов.
Весенне-летние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений.(16ч)
Основные теоретические сведения.
Размножение растений семенами. Особенности технологии выращивания однолетних, двулетних и многолетних растений. Понятие о сорте. Правила использования органических удобрений с учетом требований безопасного труда, охраны здоровья и окружающей среды. Правила проведения фенологических наблюдений.
Творческая, проектная деятельность(4ч)
Виды технологической деятельности и основные теоретические сведения.
Значение сельскохозяйственных опытов и правила их проведения. Выбор и утверждение тем проектов: консультационная информация по этапам проектирования, поиск недостающей информации, составление плана выполнения проекта.
Выявление и формулирование проблем, связанных с получением сельскохозяйственной продукции на учебно-опытном участке или в личном подсобном хозяйстве, выбор и обоснование темы проекта, подготовка необходимого посевного или посадочного материала, разработка формы дневника наблюдений, посев и посадка, уход за растениями, проведение наблюдений за развитием растений, уборка и учет урожая, защита проекта.
Варианты тем проектов: «Коллекция семян цветочных культур».
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
5 – 7 класс
Раздел «Технологии растениеводства»
Выращивание культурных растений
Общая характеристика и классификация культурных растений. Условия внешней среды и приёмы выращивания культурных растений. Признаки и причины недостатка питания растений. Понятие «полевой опыт». Виды полевых опытов: агротехнические и сортоиспытательные. Методика (технология) проведения полевого опыта и фенологических наблюдений.
Вегетативное размножение растений
Технологии вегетативного размножения культурных растений: отводками, черенками, прививкой. Современная биотехнология размножения растений культурой тканей. Способы размножения комнатных растений.
Технологии использования дикорастущих растений
Основные виды дикорастущих растений, используемых человеком. Предназначение дикорастущих растений в жизни человека. Лекарственные растения. Понятие «фитотерапия». Использование человеком дикорастущих растений. Технологии заготовки сырья дикорастущих растений. Переработка и применение сырья дикорастущих растений. Влияние экологических факторов на урожайность дикорастущих растений. Условия и методы сохранения природной среды.
Обработка почвы
Технологии обработки почвы. Состав и свойства почвы. Подготовка почвы под посадку. Агротехнические приёмы обработки: основная, предпосевная и послепосевная. Профессия тракторист-машинист.
Технологии посева, посадки и ухода за культурными растениями
Технология подготовки семян к посеву: сортировка, прогревание, обеззараживание, закаливание, замачивание и проращивание, обработка стимуляторами роста, посев семян на бумаге. Технологии посева семян и посадки культурных растений. Рассадный и безрассадный способы посадки. Технологии ухода за растениями в течение вегетационного периода: прополка, прореживание, полив, окучивание, рыхление, обработка от вредителей и болезней, подкормка. Ручные инструменты для ухода за растениями. Механизированный уход за растениями.
Технологии уборки урожая
Технологии механизированной уборки овощных культур. Технологии хранения и переработки урожая овощей и фруктов: консервирование, пастеризация, стерилизация, охлаждение, замораживание, сушка, варка с сахаром, маринование, квашение. Технологии получения семян культурных растений. Отрасль растениеводства — семеноводство. Технология сбора семенного материала.
Разновидности и условия возделывания цветочно-декоративных культур
Цветоводство как отрасль растениеводства. Классификация цветочных культур. Условия внешней среды и приёмы выращивания цветочных растений. Агротехнические приёмы выращивания цветочных культур. Технологии выращивания цветочно-декоративных культур
Технологии размножения цветочно-декоративных культур. Рассадный и безрассадный способы выращивания. Пикировка. Вегетативное размножение. Технологии ухода за цветочными культурами. Пасынкование и прищипка. Понятие о севообороте.
Ландшафтный дизайн
Понятие «ландшафтный дизайн». Художественное проектирование вручную и с применением специальных компьютерных программ. Элементы ландшафтного дизайна: здания и сооружения, зелёные насаждения, газонное покрытие, водоёмы, малые архитектурные формы. Профессия ландшафтный дизайнер.
Выращивание плодовых и ягодных культур
Основные теоретические сведения. Значение плодоводства. Краткая характеристика важнейших плодовых и ягодных культур. Технология выращивания основных видов плодовых растений своего региона, районированные сорта. Способы размножения плодовых растений. Уход за плодовыми растениями. Подготовка к зиме. Правила сбора и требования к условиям хранения плодов и ягод. Правила безопасного труда при закладке сада и внесении удобрений. Профессии, связанные с выращиванием плодовых и ягодных культур.
Весенние работы в саду
Основные теоретические сведения. Обрезка плодовых деревьев. Посадка черенков плодово-ягодных культур. Уход за земляникой. Защита сада от вредителей. Сбор урожая ранних ягодных культур. Подкормки в саду. Районированные сорта плодовых культур.
Раздел «Исследовательская и созидательная деятельность»
Разработка и реализация творческого проекта
Работа над творческим проектом. Реализация этапов выполнения творческого проекта. Выполнение требований к готовому проекту. Расчёт стоимости проекта. Защита (презентация) проекта.
Возможные творческие проекты:
«Моё любимое комнатное растение», «Вырастим витамины для пожилых людей»; «Дизайн садового участка», «Домашние грибы».
Планируемые результаты освоения ученого предмета «Сельскохозяйственный труд»
На уровне основного общего образования
В соответствии с ФГОС в ходе изучения предмета «Технология» учащимися предполагается достижение совокупности основных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
— формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
— формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
— самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
— развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
— осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
— становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
— проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
— самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
— формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам. Метапредметные результаты
— самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
— алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
— определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
— комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
— выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость; — проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач;
— осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
— формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
— организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
— оценивание точности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
— соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
— оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
— формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты
— осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
— практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
— уяснение социальных и экологических последствий развития технологий сельскохозяйственного производства; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
— развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
— овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, владение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
— формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
— владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; в трудовой сфере:
— планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
— овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
— выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены; ,
— выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
— контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
— документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг; в мотивационной сфере:
— оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
— согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
— формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
— выраженная готовность к труду в сфере сельскохозяйственного производства; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
— стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ; в эстетической сфере:
— обеспечение сохранности продуктов труда; разработка варианта рекламы результата труда;
— рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
— оптимальное планирование работ;
— рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
— участие в озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт; в коммуникативной сфере:
— практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
— установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
— сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
— адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги; в физиолого-психологической сфере:
— развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
— соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учётом технологических требований;
— сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности
Тематическое планирование
5 класс ( 34 часа)
Раздел: Осенние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений.(14ч) Основное содержание по темам: Основные направления растениеводства: полеводство, овощеводство. Направления растениеводства в регионе, в ЛПХ своего села, на пришкольном участке. Понятие об урожае и урожайности. Правила безопасного и рационального труда в растениеводстве. Ведущие овощные и полевые культуры региона, их биологические и хозяйственные особенности. Технологии выращивания овощных, полевых растений. Профессии, связанные с выращиванием овощей и зерна. Цель заготовки овощей и картофеля. Значение своевременной уборки овощей и картофеля. Правила уборки овощей и картофеля. Правила безопасности при работе сельхозинвентарем. Основные виды учебной деятельности: Условия необходимые для выращивания культурных растений. Особенности осенней обработки почвы. Подзимые посевы и посадки. Уборка и учет урожая овощных культур. Определять основные группы культурных растений. Проводить фенологические наблюдения за растениями. Учет программы воспитания: установление доверительных отношений между учителем и учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя. Привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности, использование занимательных элементов; инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных проектов, что даст учащимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы. |
№ урока | Тема урока | ЭОР | Практическая часть |
1 | Значение сельскохозяйственного труда в жизни человека | Презентация: | Изучение сельскохозяйственных культур. |
2 | Отбор семейных двулетних культур и закладка их на хранение. | Презентация: «Семена декоративных культур» | Сбор семян цветочно – декоративных растений |
3 | Отбор семейных двулетних культур и закладка их на хранение. |
4 | Осенние сельскохозяйственные работы . | Презентация «Осенние работы» | Уборка листвы из-под садовых деревьев. |
5 | Осенние сельскохозяйственные работы . |
6 | Ознакомление с ведущими сельскохозяйственными культурами данной зоны. | Презентация «Изучение сельскохозяйственных культур» | Изучение сельскохозяйственных культур |
7 | Работа в цветнике. | Видеоролик «Как осенью подготовить цветники к зиме | Уборка клумб на территории школы |
8 | Работа в цветнике. |
9 | Работа в цветнике. |
10 | Работа в цветнике. |
11 | Осенняя уборка пришкольной территории. | Презентация Уборка пришкольной территории | Сбор ботвы картофеля граблями. |
12 | Осенняя уборка пришкольной территории. |
13 | Закладка овощных культур на хранение. | Презентация "Хранение овощей" | Сортировка клубней картофеля. |
14 | Закладка овощных культур на хранение. |
Раздел: Творческая, проектная деятельность(4ч) Основное содержание по темам: Значение сельскохозяйственных опытов и правила их проведения. Выбор и утверждение тем проектов: консультационная информация по этапам проектирования, поиск недостающей информации, составление плана выполнения проекта. Выявление и формулирование проблем, связанных с получением сельскохозяйственной продукции на учебно-опытном участке или в личном подсобном хозяйстве, выбор и обоснование темы проекта, подготовка необходимого посевного или посадочного материала,. Варианты тем проектов: «Коллекция семян цветочных культур». Основные виды учебной деятельности: Работать над проектом. Находить необходимую информацию с использованием сети Интернет. Выполнять необходимые эскизы. Составлять учебные технологические карты. Контролировать качество выполнения этапов проекта. Оценивать стоимость проекта. Разрабатывать варианты рекламы. Подготавливать пояснительную записку. Оформлять проектные материалы. Проводить презентацию проекта Учет программы воспитания: индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения; создание гибкой среды обучения и воспитания с использованием гаджетов, |
№ урока | Тема урока | ЭОР | Практическая часть |
15 | Проектная деятельность | Презентация "Этапы выполнения творческого проекта | Коллекция семян цветочных культур |
16 | Проектная деятельность |
17 | Проектная деятельность |
18 | Защита проекта. |
Раздел. Весенне-летние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений.(16ч) Основное содержание по темам: Размножение растений семенами. Особенности технологии выращивания однолетних, двулетних и многолетних растений. Понятие о сорте. Правила использования органических удобрений с учетом требований безопасного труда, охраны здоровья и окружающей среды. Правила проведения фенологических наблюдений. Основные виды учебной деятельности: Определение последовательности завершающих операций с учетом конечного результата. Подготовка почвы под зеленные культуры. Сроки посева. Рассадный способ выращивания цветочно-декоративных культур. Маркеры для разметки рядков. Сроки высадки рассады томатов в открытый грунт или под временное пленочное укрытие. Расстояния между рядами и между растениями в ряду. Ручные орудия и инвентарь для выращивания растений. Почвенные смеси, уход за растениями, Способы, выращивание растений на цветниках. Цветоводство как отрасль растениеводства. Классификация цветочных культур. Условия внешней среды и приёмы выращивания цветочных растений. Агротехнические приёмы выращивания цветочных культур. Учет программы воспитания: одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации. |
№ урока | Тема урока | ЭОР | Практическая часть |
19 | Основные агротехнические приёмы выращивания с/х культур с учетом | Презентация «Способы размножения растений. Приемы выращивания растений, агротехника, этапы проведения опыта на участке» | Сроки посева и посадки культур в нашем регионе |
20 | Основные агротехнические приёмы выращивания с/х культур с учетом |
21 | Подготовка семян и посадочного материала к посеву | Презентация «Предпосевная обработка семян» | Определение всхожести семян |
22 | Подготовка семян и посадочного материала к посеву |
23 | Цветочные растения открытого грунта. | Презентация "Цветочные растения открытого грунта" | Посев однолетних цветочных растений в ящики. |
24 | Цветочные растения открытого грунта. |
25 | Однолетние цветочные растения. | Презентация "Однолетние цветковые растения" |
26 | Однолетние цветочные растения. |
27 | Цветоводство. Технология выращивания цветочных культур. | Презентация «Цветоводство и декоративное садоводство» | Подготовка цветочных клумб |
28 | Цветоводство. Технология выращивания цветочных культур. |
29 | Овощеводство. Технология выращивания овощных культур. Посев семян на рассаду. Севообороты. | Видеоролик « Выращивание овощных культур» | Посев семян столовой свеклы |
30 | Овощеводство. Технология выращивания овощных культур. Посев семян на рассаду. Севообороты. |
31 | Уход за высаженной в открытый грунт рассадой. | Видеоролик « Уход за рассадой после посадки в грунт» | Вегетационные поливы. Весенняя обработка почвы. Высадка рассады цветочных культур. Высадка рассады овощных культур. |
32 | Уход за высаженной в открытый грунт рассадой. |
33 | Уход за высаженной в открытый грунт рассадой. |
34 | Уход за высаженной в открытый грунт рассадой. |
6 класс ( 34 часа) |
Раздел: Осенние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений.(14ч) Основное содержание по темам: Технология подготовки хранилищ к закладке урожая и поддержания в них микроклимата, причины потерь сельхозпродукции при хранении и способы их устранения .Правила безопасного труда при работе в овощехранилищах. Особенности агротехники двулетних овощных культур, районированные сорта, их характеристики. Понятие о почве как основном средстве сельскохозяйственного производства. Типы почв, понятие о плодородии . Способы повышения почвенного плодородия и защиты почв от эрозии. Профессии, связанные с выращиванием растений и охраной почв. Основные виды учебной деятельности: Изучать состав почвы. Изучать агротехнические приёмы обработки почвы. Выполнять осеннюю обработку почвы. Знакомиться с профессией тракторист-машинист. Выполнять сбор семенного материала. Выполнять уборку урожая корнеплодов. Осваивать приёмы хранения и переработки овощей и фруктов. Находить и предъявлять информацию о технологиях обработки овощей и фруктов перед закладкой на хранение. Учет программы воспитания: организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию |
№ урока | Тема урока | ЭОР | Практическая часть |
1 | Сроки уборки картофеля. | Презентация: Овощи на огороде | Выкопка клубней картофеля, моркови, свёклы. |
2 | Сроки уборки картофеля. |
3 | Осенние работы на пришкольном участке. | Видеоролик: Осенние работы на приусадебном участке | Подготовка цветника к зиме. |
4 | Осенние работы на пришкольном участке. |
5 | Технологии уборки урожая | Презентация "Хранение плодов и овощей" | | Сбор семенного материала. Уборка урожая корнеплодов. |
6 | Технологии уборки урожая |
7 | Технологии уборки урожая |
8 | Технологии уборки урожая |
9 | Обработка почвы. Виды обработки почвы | Презентация: Осенняя обработка почвы | | Уборка растительных осатков с делянок на УОУ, закладка в компостную кучу |
10 | Обработка почвы. Виды обработки почвы |
11 | Обработка почвы. Виды обработки почвы |
12 | Обработка почвы. Виды обработки почвы |
13 | Технологии уборки георгинов | Видеоролик: Уборка и хранение георгинов – как выкапывать и хранить | Уборка и хранение клубней георгинов. |
14 | Технологии уборки георгинов |
Раздел: Творческая, проектная деятельность(4ч) Основное содержание по темам: Значение сельскохозяйственных опытов и правила их проведения. Выбор и утверждение тем проектов: консультационная информация по этапам проектирования, поиск недостающей информации, составление плана выполнения проекта. Основные виды учебной деятельности: Работать над проектом. Находить необходимую информацию с использованием сети Интернет. Выполнять необходимые эскизы. Составлять учебные технологические карты. Контролировать качество выполнения этапов проекта. Оценивать стоимость проекта. Разрабатывать варианты рекламы. Оформлять проектные материалы. Проводить презентацию проекта Учет программы воспитания: инициирование и поддержка исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ими индивидуальных работ; применение на уроке включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. |
№ урока | Тема урока | ЭОР | Практическая часть |
15 | Проектная деятельность | Презентация "Этапы выполнения творческого проекта | Варианты тем проектов. 1.Коллекция сорных растений. |
16 | Проектная деятельность |
17 | Проектная деятельность |
18 | Защита проекта. |
Раздел: весенние работы в овощеводстве (16 ч) Основное содержание по темам: Размножение растений семенами.. Понятие о сорте. Правила использования органических удобрений с учетом требований безопасного труда, охраны здоровья и окружающей среды. Правила проведения фенологических наблюдений. Технология подготовки семян к посеву: сортировка, прогревание, обеззараживание, закаливание, замачивание и проращивание, обработка стимуляторами роста, посев семян на бумаге. Технологии посева семян и посадки культурных растений. Рассадный и безрассадный способы посадки. Технологии ухода за растениями в течение вегетационного периода: прополка, прореживание, полив, окучивание, рыхление, обработка от вредителей и болезней, подкормка. Ручные инструменты для ухода за растениями. Механизированный уход за растениями. Основные виды учебной деятельности: Знакомиться с садовым инструментом. Осваивать безопасные приёмы труда. Выполнять проращивание семян овощных культур. Определять всхожесть семян по формуле. Выполнять посев семян и прореживание всходов. Изучать агротехнические мероприятия по борьбе с сорняками. Выполнять прополку всходов овощных или цветочных культур. Находить и предъявлять информацию о технологии дражирования семян; об агротехнических мероприятиях по борьбе с сорняками на садовом участке. Учет программы воспитания: применение на уроке включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; развитие навыков сотрудничества, коммуникации, социальной ответственности. |
№ урока | Тема урока | ЭОР | Практическая часть |
19 | Овощеводство. Технология выращивания овощных культур | Видеоролик « Выращивание овощных культур» | Весенняя обработка пришкольного участка. |
20 | Овощеводство. Технология выращивания овощных культур |
21 | Рассада. Виды защищенного грунта. | Презентация: Рассада. Виды защищенного грунта. | Заполнение посевных ящиков земляной смесью. |
22 | Выращивание рассады томатов | Презентация: Апрель - время посева | Посев семян томата в ящики. |
23 | Выращивание рассады томатов |
24 | Технологии посева, посадки и ухода за культурными растениями | Презентация: Способы подготовки семян к посеву, калибровка. Определение всхожести семян. | Заполнение посевных ящиков земляной смесью. Посев семян цветов в ящики. |
25 | Технологии посева, посадки и ухода за культурными растениями |
26 | Технологии посева, посадки и ухода за культурными растениями |
27 | Технологии посева, посадки и ухода за культурными растениями |
28 | Цветоводство. Технология выращивания цветочных культур | Презентация: Планирование и разбивка цветника | Посадка корнеклубней георгин, черенкование флокса, размножение ирисов делением куста, посадка луковиц лилий |
29 | Цветоводство. Технология выращивания цветочных культур |
30 | Уход за высаженной в открытый грунт рассадой. | Видеоролик «Уход за цветочно-декоративными растениями», | Вегетационные поливы. Весенняя обработка почвы. Высадка рассады цветочных культур. Высадка рассады овощных культур. |
31 | Уход за высаженной в открытый грунт рассадой. |
32 | Уход за высаженной в открытый грунт рассадой. |
33 | Выполнение дизайн проекта на клумбе | Видеоролик «Дизайн на школьном участке» | Подготовка клумбы, высадка рассады цветочных культур |
34 | Выполнение дизайн проекта на клумбе |
7 класс ( 34 часа)
Раздел: Осенние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений.( (14 ч) Основное содержание по темам: Плодоводство-древнейшая отрасль растениеводства. Профессия мастера-плод-вода. Биологические особен-ности плодовых и ягодных культур.Основные направления растениеводства: полеводство, овощеводство. Направления растениеводства в регионе, в ЛПХ своего села, на пришкольном участке. Понятие об урожае и урожайности. Правила безопасного и рационального труда в растениеводстве. Ведущие овощные и полевые культуры региона, их биологические и хозяйственные особенности. Технологии выращивания овощных, полевых растений. Профессии, связанные с выращиванием овощей и зерна. Основные виды учебной деятельности: Овощеводство-отрасль растениеводства. Разделение овощных культур по продолжительности жизни. Классификация овощных растений по характеру получаемого продукта. Профессии, связанные с овощеводством. Плодородие почв. Составные части почвы. Перегной и гумус. Классификация почв. Значение плодоводства. Краткая характеристика важнейших плодовых и ягодных культур. Технология выращивания основных видов плодовых растений. Способы размножения плодовых растений. Уход за плодовыми растениями. Подготовка к зиме Учет программы воспитания: организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию |
№ урока | Тема урока | ЭОР | Практическая часть |
1 | Сроки уборки картофеля. | Презентация: Овощи на огороде | Выкопка клубней картофеля, моркови, свёклы. |
2 | Сроки уборки картофеля. |
3 | Сортировка столовых корнеплодов и закладка на хранение | Презентация: Технологии производства продукции овощеводства | Сбор семенного материала. Уборка урожая корнеплодов. |
4 | Сортировка столовых корнеплодов и закладка на хранение |
5 | Технологии уборки урожая | Презентация "Хранение плодов и овощей" | Сбор семенного материала. Уборка урожая корнеплодов. |
6 | Технологии уборки урожая |
7 | Осенние работы в теплице. | Видеоролик Осенние работы в теплице, подготовка к весне. последний урожай. сад (огород) и теплица» | Подготовка теплицы к зиме. |
8 | Осенние работы в теплице. |
9 | Значение плодоводства. Подготовка плодовых деревьев к зиме. | Видеоролик «Подготовка плодовых деревьев к зиме» | Обрезка плодовых деревьев и ягодных кустарников. |
10 | Значение плодоводства. Подготовка плодовых деревьев к зиме. |
11 | Ягодные кустарники и уход за ними. | Презентация: Ягодные и декоративные кустарники. | Осенний уход за кустами смородины |
12 | Ягодные кустарники и уход за ними. |
13 | Обработка почвы. Виды обработки почвы | Презентация: Осенняя обработка почвы | Уборка растительных осатков с делянок на УОУ, закладка в компостную кучу |
14 | Обработка почвы. Виды обработки почвы |
Раздел: Творческая, проектная деятельность(4ч) Основное содержание по темам: Значение сельскохозяйственных опытов и правила их проведения. Выбор и утверждение тем проектов: консультационная информация по этапам проектирования, поиск недостающей информации, составление плана выполнения проекта. Основные виды учебной деятельности: Работать над проектом. Находить необходимую информацию с использованием сети Интернет. Выполнять необходимые эскизы. Составлять учебные технологические карты. Контролировать качество выполнения этапов проекта. Оценивать стоимость проекта. Разрабатывать варианты рекламы. Оформлять проектные материалы. Проводить презентацию проекта Учет программы воспитания: индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения; создание гибкой среды обучения и воспитания с использованием гаджетов, |
№ урока | Тема урока | ЭОР | Практическая часть |
15 | Проектная деятельность | Презентация "Этапы выполнения творческого проекта | Выполнение дизайн проекта на клумбе |
16 | Проектная деятельность |
17 | Проектная деятельность |
18 | Защита проекта. |
Раздел. Весенне-летние работы на участке овощных и цветочно-декоративных растений.(16ч) Цветоводство как отрасль растениеводства. Классификация цветочных культур. Условия внешней среды и приёмы выращивания цветочных растений. Агротехнические приёмы выращивания цветочных культур Технологии размножения цветочно-декоративные культур. Рассадный и безрассадный способы выращивания. Пикировка. Вегетативное размножение. Технологии ухода за цветочными культурами. Пасынкование и прищипка. Понятие «ландшафтный дизайн».. Элементы ландшафтного дизайна: здания и сооружения, зелёные насаждения, газонное покрытие, водоёмы, малые архитектурные формы. Профессия ландшафтный дизайнер. Использование человеком дикорастущих растений. Технологии заготовки сырья дикорастущих растений. Переработка и применение сырья дикорастущих растений. Влияние экологических факторов на урожайность дикорастущих растений. Условия и методы сохранения природной среды. Основные виды учебной деятельности: Изучение эффективности применения имеющихся ручных орудий труда на учебно-опытном участке, выявление потребности в усовершенствовании ручных орудий для обработки почвы, разработке новых видов ручных инструментов, коллективный анализ и оценка возможности их изготовления в школьных мастерских на уроках технического труда. Выбор и обоснование темы проекта, составление плана выполнения проекта, подготовка необходимых материалов и оборудования, разработка технологической карты изделий. Изготовление изделий, их испытание, защита проекта. Учет программы воспитания: установление доверительных отношений между учителем и учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности, использование занимательных элементов; инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных проектов, что даст учащимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы. |
№ урока | Тема урока | ЭОР | Практическая часть |
19 | Выращивание растений рассадным способом и в защищенном грунте | Видеоролик Особенности выращивания растений в защищенном грунте | Выбор культур для выращивания рассадным способом, подготовка и посев семян, уход за сеянцами, пикировка, высадка рассады в открытый грунт, пленочное укрытие, теплицу; подкормка. |
20 | Выращивание растений рассадным способом и в защищенном грунте |
21 | Выращивание растений рассадным способом и в защищенном грунте |
22 | Выращивание растений рассадным способом и в защищенном грунте |
23 | Весенние работы в теплице | Презентация "Парники и теплицы". | Смешивание дерновой земли с перегноем и торфом. Насыпка земляной смеси. Полив. Укрытие парника рамами. Посев капусты. |
24 | Весенние работы в теплице |
25 | Весенние работы в теплице |
26 | Весенние работы в теплице |
27 | Ландшафтный дизайн | Презентация «Дизайна пришкольного участка» | Оформление пришкольной территории цветочно-декоративными культурами. |
28 | Ландшафтный дизайн |
29 | Весеннее- летние работы на учебно-опытном участке. | Видеоролик «Влияние способов посадки на урожай» | рыхления почв; - глубина обработки почвы - полив совместимый с подкормкой; - органические настои - меры борьбы с сорняками и вредителями Выбор необходимых ручных орудий и инструментов. |
30 | Весеннее- летние работы на учебно-опытном участке. |
31 | Весеннее- летние работы на учебно-опытном участке. |
32 | Весеннее- летние работы на учебно-опытном участке. |
33 | Весеннее Весеннее- летние работы на учебно-опытном участке. |
34 | Весеннее- летние работы на учебно-опытном участке. |
Материально- техническое оснащение кабинета
1.Оборудованное овощехранилище.
2. ящики для хранения сельхозпродукции
3.Компьютер с комплексом обучающих программ и выходом.
4.Оборудование: лейки, грабли, лопаты, рыхлители, савок, плоскорез и т.д .
5. Аптечка
6. Секционные полки для хранения инструментов.
Информационно - методическое обеспечение
1. Синица Н. В. Технология. Сельскохозяйственные технологии.: 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций/Н. В. Синица, Е. М. Ковальчук. — М.: Дрофа, 2018. — 48 с.
2. Синица Н. В. Технология. Сельскохозяйственные технологии.: 6 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций/Н. В. Синица, Е. М. Ковальчук. — М.: Дрофа, 2018. — 64 с.
3. Синица Н. В. Технология. Сельскохозяйственные технологии.: 7 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций/Н. В. Синица, Е. М. Ковальчук. — М.: Дрофа, 2019. — 64 с