Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кировская общеобразовательная школа №1» Кировского района Республики Крым
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании МО учителей Заместитель директора по УВР И.о директора школы
социально-гуманитарного цикла ___________Жабоедова Л.Н. _____Ананьева С.П.
протокол №... от «....» августа 2020 г. «....» августа 2020 г. Приказ № ....
«.....» августа 2020 г.
Председатель МО ____ Джелалчик Э.Я.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ИСТОРИИ
Наименование учебного предмета: ««Практикум по истории»
базовый уровень
Класс: 10-А
Уровень общего образования: среднее общее образование
Срок реализации программы, учебный год: 1 год, 2020-2021 учебный год
Количество часов по учебному плану: за год 34, в неделю 1 , за полугодие ...\....
Составитель: Джелалчик Э.Я., учитель истории, высшая категория
пгт. Кировское
2020-2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «Практикум по истории» предназначен для эффективной подготовки старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории, который по своему содержанию соответствует государственному стандарту среднего (полного) образования по предмету. Элективный курс рассчитан на 34 ч. в 10 классе (1 ч в неделю).
Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «История России с древнейших времен до XII в.», «История России. XII-ХIII в.», «История России с начала XIV до конца XVI вв.», «История России XVII- XVIII вв.» «Россия в XIX вв.» (10 класс), «Россия в XX – начале XXI вв.» (11 класс). Планирование составлено на основе:
- Программы курса «История». Базовый уровень. 10-11 классы / авт.-сост. Л.А. Пашкина. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016.
- Авторской программы «Всеобщая история. Конец XIX – начало XXI века». 11 кл. Загладин Н.В., Загладина Х.Т. М., «Русское слово», 2009.
В процессе подготовки к ЕГЭ по истории очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий. Работа над темой включает два этапа:
Работа с модульным блоком и выполнение тренировочных заданий.
Контроль и коррекция полученного результата.
По каждому периоду учащимся предлагается: 1) блок обобщения, 2) тренинг, практическое занятие (упражнения по отработке базовых знаний дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий, умение соотносить единичные факты и общие исторические явления, процессы, указывать их характерные черты, производить поиск информации в источнике, 3)поверочный контроль. Блок обобщения является главным и чрезвычайно важным инструментом формирования общего представления о периоде.
Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений, учащихся по истории России с древнейших времен до наших дней для более успешной сдачи ЕГЭ.
Задачами курса являются:
Систематизация и обобщение знаний курса истории России
Организация познавательной деятельности учащихся в процессе подготовки к ЕГЭ по истории.
Приобретение учащимися навыков критического анализа учебного текста и освоение приемов работы с текстом.
Изучение демонстрационных материалов ЕГЭ по истории.
Приобретение навыков работы с электронными тренажерами ЕГЭ по истории.
Формирование навыков работы с алгоритмами выполнения заданий разных типов и уровней сложности.
Практический тренинг выполнения заданий части А, В, С по истории.
Формы и методы работы:
Лекции, беседы;
Практические занятия, тренинги;
Работа в парах, группах, индивидуально;
Решение заданий различной степени сложности: части А, В, С.
Система оценивания и формы контроля:
На протяжении всего курса обучения учащиеся выполняют задания различных уровней сложности. В конце курса учащиеся пишут пробный ЕГЭ, получают зачет по курсу.
Курс рассчитан для учащихся 10 классов в количестве: в 10 классе – 34 часа.
В процессе подготовки элективного курса «Практикум по истории» использованы современные разработки и методические материалы по истории России, всемирной истории, периодические издания по проблемам современной отечественной истории, а так же контрольные измерительные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.
Введение. Основные структурные и содержательные характеристики экзаменационной работы по истории. Требования к уровню подготовки выпускников. Кодификатор элементов содержания по истории для КИМов. Оценка выполнения заданий ЕГЭ. Критерии оценки выполненной работы.
История России с древнейших времен до XII в.
Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия. Восточнославянские племена и их соседи. Индоевропейцы. Славяне: западные, восточные, южные. Взаимоотношения славян с финно-угорскими и балтийскими племенами.
Занятие, общественный строй, верования восточных славян. Занятия восточных славян. Общественный строй: вече. Князь, дружина, ополчение. Торговый путь «из варяг в греки». Язычество. Пантеон богов. Идолы, волхвы.
Возникновение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Дискуссия о происхождении Древнерусского государства и слова «Русь». Начало династии Рюриковичей.
Русь при первых князьях. Олег. Военные походы, торговые договоры. Князь Игорь, полюдье. Княгиня Ольга: налоговая реформа. Святослав. Владимир Красно Солнышко. Принятие христианства на Руси. Христианская культура и языческие традиции. Княжение Ярослава Мудрого. «Русская Правда». Категории населения. Владимир Мономах.
Культура древней Руси. Письменность и просвещение. Литература: «Повесть временных лет», «Слово о Законе и Благодати». Былины. Развитие зодчества (крестово-купольный храм). Живопись: иконопись, мозаика, фрески. Прикладное искусство.
Контроль. Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С.
История России. XII-ХIII в.
Феодальная раздробленность: причины, особенность. Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель.
Русские земли и княжества в период феодальной раздробленности. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская земля: вече, посадник, тысяцкий, епископ. Галицко-Волынское княжество.
Борьба Руси с иноземными захватчиками. Сражение на реке Калка. Северо-Восточный поход Батыя на Русь. Юго-Западный поход Батыя на Русь. Русь и Орда (иго, ярлык, выход). Экспансия с Запада.
Культура XII-XIII вв. «Слово о полку Игореве». «Моление» Даниила Заточника. Зодчество: Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота во Владимире-на-Клязьме, церковь Покрова на Нерли. Изобразительное искусство. Культура в период монголо-татарского ига. «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище». Архитектура. Иконопись. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Контроль. Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С.
История России с начала XIV до конца XVI вв.
Начало образования Российского централизованного государства. Москва как центр объединения русских земель. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Политика московских князей. Борьба за власть внутри Московского великокняжеского дома. Причины возвышения Москвы. Московский князь Иван Данилович Калита, особенности внутренней и внешней политики. Дмитрий Иванович Донской. Куликовская битва. Поход Тохтамыша на Русь.
Политика московских князей в первой половине XV в. Династическая война 1427 – 1452 гг. Василий II Темный.
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Правление Ивана III. Присоединение Новгорода. «Стояние на Угре». «Судебник 1497». Василий III.
Россия при Иване IV. Регентство Елены Глинской. 1547 год – венчание на царствование. Избранная рада. Земский собор. Приказная система центральных органов власти. Судебник. «Стоглав». Опричнина Ивана Грозного.
Расширение территории России в XVI в. Ливонская война. Присоединение Казанского княжества. Присоединение Астраханского княжества. Присоединение Сибири. Ливонская война.
Смута. Правление Федора Ивановича. Борис Годунов. Гибель царевича Дмитрия. Лжедмитрий I. Правление Лжедмитрия I. Правление Василия Шуйского. Выступление под предводительством Ивана Болотникова. Лжедмитрий II – «тушинский вор». «Семибоярщина». Первое народное ополчение (Ляпунов). Второе народное ополчение (Д. Пожарский, К. Минин). Земский собор 1613 г.
Культура России в XIV-XVI вв. «Хождение за два моря» А. Никитин. Начало книгопечатания в России. Иван Федоров. Живопись. Архитектура. Успенский собор. Шатровый стиль. Собор Василия Блаженного. Федор Конь.
Контроль. Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С
История России XVII-XVIII вв.
Первые Романовы. Итоги смутного времени. Экономическая система в XVII в. Внутренняя политика России в XVII в. Михаил Романов и Филарет. Алексей Михайлович. Соборное уложение. Федор Алексеевич. Царевна Софья.
Церковный раскол. Социальные движения в XVII веке. Патриарх Никон. Церковные реформы. Раскол. Старообрядцы. Протопоп Аввакум.
Внешняя политика России в XVII веке. Поляновский мир. Воссоединение Украины с Россией. Освоение Сибири и Дальнего Востока.
Культура России в XVII веке. Светский характер культуры. Научные знания. Литература. Театр. Архитектура. Живопись.
Россия при Петре I. Великое посольство. Северная война. Основные сражения. Ништадтский мирный договор. Реформы Петра в области экономике, управления, военном деле, социальной сфере. Народные выступления в первой половине XVIII в.
Период дворцовых переворотов. Россия в период дворцовых переворотов. Борьба дворцовых группировок за власть. Екатерина I и А. Д. Меншиков. Петр III. Анна Иоанновна, бироновщина, кондиции. Россия при Елизавете Петровне.
Внутренняя политика Екатерины II. Петр III. Екатерина II. Эпоха «просвещенного абсолютизма». Развитие промышленности и торговли. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева.
Россия в войнах второй половины XVIII века. Россия в Семилетней войне. Русско-турецкие войны: выход к Черному морю. П. А. Румянцев. Г. А. Потемкин. Ф. Ф. Ушаков. А. В. Суворов. Разделы Польши.
Культура России в XVIII веке. Эпоха Просвещения. Развитие образования. Наука и техника. Литература. Живопись – парадные портреты. Скульптура. Архитектура. Театр.
Контроль. Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С
Россия в XIX веке.
Внутренняя и внешняя политика Александра I. Россия при Павле I. Внутренняя политика. Реформы Александра I. Войны с Францией. Тильзитский мир. Война с Персией. Отечественная война 1812 г: основные сражения. Заграничный поход русской армии 1813-1814 гг. Венский конгресс. Священный союз.
Восстание декабристов. Последние годы царствования Александра I. Аракчеев А. А. «Союз спасения». «Союз благоденствия». «Северное тайное общество» и «Южное тайное общество». Выступление декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 года.
Россия при Николае I: внутренняя и внешняя политика. Николай I . Расправа над декабристами. Кодификация законов, М. М. Сперанский. Реформы П. Д. Киселева и Е. Ф. Канкрина. Война с Персией. Война с Турцией. Кавказская война. Договоры с Китаем. Крымская война: причины, участники, ход военных действий, итоги. Парижский мирный договор.
Общественная мысль в 1830-1850 гг. «Общество любомудров». «Теория официальной народности». Западники и славянофилы. «Общинный социализм» А. И. Герцена. Петрашевцы.
Русская культура в первой половине XIX века. Развитие системы образования: университеты, институты, реальные училища. Развитие науки. Литература: романтизм, реализм. Искусство (живопись)Скульптура. Архитектура. Театр. Музыка.
Александр II. Реформы 1860-1870-х гг. Александр II. Отмена крепостного права: причины, разработка реформы, проведение. Значение отмены крепостного права в России. Земская реформа. Судебная реформа. Городская реформа. Военная реформа. Реформа просвещения. Реформа печати. Значение либеральных реформ.
Общественное движение второй половины XIX вв. Либеральные идеи. Теория «крестьянского социализма». «Земля и воля». Народничество. Три течения в народничестве: бунтарское, заговорщическое, пропагандистское. «Хождение в народ». Раскол «Земли и воли»: «Черный передел» и «Народная воля». Убийство Александра II. Рабочее движение. «Освобождение труда». В. И. Ульянов (Ленин).
Внутренняя и внешняя политика Александра III. Александр III. Контрреформы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Образование военных блоков.
Культура второй половины XIX в. Процесс демократизации культуры. Система образования. Развитие науки. Литература. Искусство. Живопись. Скульптура. Архитектура. Театр. Музыка. Печать и книгоиздательское дело.
Контроль. Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С.
9
Список используемых интернет-ресурсов:
1.http://egeigia.ru
2.www.cntiprogress.ru/ Информационные материалы семинара «Единый государственный экзамен по истории. Совершенствование форм аттестации учащихся».2012г.
3.www. uomur.org Единый государственный экзамен «Проекты КИМ ЕГЭ – 2021».
4.http://ege.yandex.ru/
5.http://4ege.ru/
6.http://roboos.com/
7.http://gia-online.ru
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название темы | Количество часов |
1. | Введение. | 2 |
2. | История России с древнейших времен до XII в. | 6 |
3 | История России. XII-ХIII в. | 6 |
4. | История России с начала XIV до конца XVI вв. | 6 |
5. | История России XVII-XVIII вв. | 6 |
6. | Россия в XIX веке. | 8 |
| Итого: | 34 ч |