Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Бакальский техникум профессиональных технологий и сервиса имени М.Г.Ганиева»
УТВЕРЖДАЮ
Директор БТПТиС им. М.Г. Ганиева
________________ Н.В. Глущенко
Приказ №___ от _________2020г.
Рабочая ПРОГРАММа
по спортивной секции
волейбол
Для всех специальностей и профессий
Бакал, 2020г
| СОГЛАСОВАНО Методист ________ О.В. Стругова ___ _______ 20___ |
Рабочая программа разработана на основе программы учебной дисциплины «Физическая культура» для специальностей среднего профессионального образования технического, социально – экономического и естественно – научного профиля.
.
Организация-разработчик: «Бакальский техникум профессиональных технологий и сервиса имени М.Г. Ганиева»
Разработчики:
Н.Е.Старостина преподаватель физической культуры, высшая квалификационная категория
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Рекомендована ___________________________________________________
Заключение №____________ от «____»__________20__ г.
Введена впервые
Редакция №1 ____ ______________20___г.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПРОГРАММЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ | 14 |
условия реализации программы учебной дисциплины | 15 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 17 |
1 пояснительная записка ПРОГРАММЫ
Область применения программы
Программа по волейболу является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО и направлена на реализацию самостоятельной работы обучающихся.
Программа учебной дисциплины может быть предназначена для изучения волейбола в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Программа служит основным документом для эффективного содействия успешному решению задач физического воспитания студентов.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Программа секции волейбол принадлежит к базовым предметам в средних профессиональных заведениях при реализации полного среднего образования и к циклу ОГСЭ – при реализации ФГОС СПО.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель программы – углублённое изучение спортивной игры волейбол.
Основными задачами стоящими перед занимающимися являются:
- укрепление здоровья и содействие правильному разностороннему физическому развитию;
- повышение уровня развития общей физической подготовки
- развитие быстроты, гибкости, ловкости;
- обучение техники перемещений и стоек, подачи мяча, приема и передачи мяча, нападающего удара, техническим действиям в нападении и защите
- дать необходимые знания по физической культуре и спорту, истории развития волейбола, врачебном контроле, первой медицинской помощи, правила и организации соревнований
- подготовка обучающихся к соревнованиям по волейболу, баскетболу;
Данный материал планируется для каждой группы в зависимости от возраста и подготовленности обучающихся.
Во всех периодах тренировочного процесса большее внимание уделяется технической подготовке спортсмена.
Для занимающихся предусматриваются теоретические и практические занятия, а так же сдача контрольных нормативов два раза в год и участия в соревнованиях.
В результате освоения программы по волейболу обучающийся должен
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
использовать технику и методику обучения по волейболу;
применять навыки в организации и проведении спортивных мероприятиях;
В результате изучения программы обучающийся должен
знать:
-о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
-основы здорового образа жизни;
-специфику тренировочного процесса;
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Программа предназначена для студентов 1-4 курсов.
В коллектив принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Набор производится, начиная с сентября до мая текущего года. Возможен добор отдельных обучающихся в объединения 2-3 годов обучения в случае отчисления из них студентов по каким-либо причинам.
Срок реализации программы – 1 год.
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 162 часа, в том числе:
Содержание данной программы рассчитано на систему занятий в неделю: 2 занятия в неделю; продолжительностью занятия 2 часа (90 минут).
Продолжительность занятий определяется их интенсивностью. Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по волейболу в техникуме и вне его.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
2.1 Объём учебной и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Теоретический раздел | 3 |
Общая физическая подготовка | 20 |
Специальная физическая подготовка | 10 |
Интегральная подготовка | 13 |
Техническая подготовка | 38 |
Тактическая подготовка | 36 |
Тактика защиты | 34 |
Учебные и контрольные испытания и игры | 8 |
ВСЕГО | 162 |
2.2 Тематический план и содержание
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 Теоретический раздел | Содержание учебного материала | | |
1.1 | Краткие исторические сведение о возникновении игры. Развитие волейбола. Правила игры в мини-волейбол. Понятие об обучении и тренировке в волейболе. Классификация упражнений, применяемых в учебно-тренировочном процессе по волейболу. Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Понятие о методике судейства. Состав команды. Расстановка и переход игроков. Начало игры и подачи. Перемена подачи. Удары по мячу. Игра двоих. Переход средней линии. Выход мяча из игры. Проигрыш очка или подачи. Счет и результат игры. Правила волейбола. Положение о соревнованиях. Способы проведения соревнований: круговой, с выбиванием, смешанный. Подготовка мест для соревнований. Обязанности судей. Обучение и тренировка как единый процесс формирования и совершенствования двигательных навыков, физических и волевых качеств. Важность соблюдения режима для достижения высоких результатов. Применение дидактических принципов. | 3 | 2 |
2 Общая физическая подготовка | Содержание учебного материала | 20 | |
2.1 | Развитие быстроты и выносливости Легкая атлетика: Бег с ускорением 20-30 м. Повторный бег 3х20-30м, . Эстафетный бег с этапами до 30 м. Бег 100 м. Бег в чередовании с ходьбой (до 400 м). Бег или кросс (до 1000 м). Метание малого мяча с места в стену или в щит на дальность отскока и дальность. Метание гранаты с места и с разбега Прыжки: с места в длину, вверх. Прыжки с разбега в длину и высоту. Метание теннисного мяча в цель, на дальность. | 4 | 2 |
2.2 | Развития общей силы Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Упражнения в парах, держась за мяч, упражнения в сопротивлении. Чередование упражнений руками, ногами – различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в положении сидя, лёжа – поднимание ног с мячом. Упражнения с гантелями. Упражнения на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка, канат). Смешанные висы. | 4 | 1 |
2.3 | Развитие гибкости Акробатические упражнения. Кувырки вперёд, назад, стойка на лопатках. Группировки в приседе, сидя, лёжа на спине. Перекаты в сторону из положения лёжа и упора стоя на коленях. Перекаты вперёд, назад прогнувшись, лёжа на бёдрах, с опорой и без опоры рук. Перекаты в стороны согнувшись с поворотом на 180° из седа ноги врозь с захватом ноги. Перекаты назад в группировке и согнувшись в стойку на лопатках. Кувырок вперёд из упора присев и из основной стойки, с трёх шагов и небольшого разбега. Длинный кувырок вперёд. Переворот в сторону (вправо и влево) с места и с разбега. Соединение указанных выше акробатических упражнений в несложные комбинации. Гимнастические упражнения. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Упражнения с набивными мячами – поднимание, опускание, перебрасывание с одной руки на другую, броски, ловля. Упражнения с набивными мячами – приседания, выпады, прыжки, подскоки. Из различных исходных положений. Чередование упражнений руками, ногами – различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в положении сидя, лежа – поднимание ног с мячом. В парах, держась за мяч, упражнения в сопротивлении. Упражнения с гимнастическими поясами, гантелями, на гимнастической стенке массового типа. | 5 | 1 |
2.4 | Развитие ловкости Подвижные игры. Игры без предметов и с предметами: «День и ночь» (сигнал зрительный, исходные положения самые различные), «Вызов номеров», «Попробуй, унеси», различные варианты игры в «Салки», Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», и т.д. Специальные эстафеты с выполнением заданий в сочетании с определёнными препятствиями, комбинированные эстафеты. | 3 | |
2.5 | Развитие прыгучести. Упражнения для развития прыгучести. Приседания и резкое выпрямление ног с взмахом рук вверх; то же с прыжком вверх, то же с набивным мячом (или двумя) в руках (до 2 кг). Из положения стоя на гимнастической стенке, права (левая) нога сильно согнуты, левая (права) опущена вниз, руками держатся на уровне лица – быстрое разгибание ноги (от стенки не отклоняться). То же, с отягощением (пояс массой до 6 кг). Упражнение с отягощением (мешок с песком массой до 4 кг для девушек и до 8 кг для юношей). Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Бег по лестнице вверх, ступая на каждую ступеньку. | 4 | 1 |
Практические занятия | 20 | |
3 Специальная физическая подготовка | Содержание учебного материала | 10 | |
3.1 | Развитие специальной быстроты Бег с остановками и изменением направления. Челночный бег на 5 и 10 м (общий пробег за одну попытку 20–30 м). Челночный бег, но отрезок вначале пробегается, развернувшись лицом вперед, а обратно – спиной и т. д. По принципу челночного бега передвижение приставными шагами. То же с набивными мячами в руках (массой от 1 до 2 кг), с поясом-отягощением или в куртке с весом. Бег (приставные шаги) в колонне по одному (в шеренге) вдоль границ площадки. Бег (приставные шаги) в колонне по одному (шеренги) вдоль границ площадки. По сигналу – выполнение определенного задания: ускорения, остановка, изменение направления или способа передвижения, поворот на 360˚– прыжок вверх, падение, перепад, имитация подачи стойки, с падением в прыжке, имитация подачи нападающих ударов, блокирование и т.д. То же, но занимающиеся перемещаются по одному, по двое, по трое от лицевой линии к сетке. То же, но подается несколько сигналов. На каждый сигнал занимающийся выполняет определенные действия. Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5, 10, 15 м из исходных положений: стойки волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии) – сидя, лежа на спине и на животе в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами. | 2 | 1 |
3.2 | Развитие взрывной силы Бег (приставные шаги) в колонне по одному (шеренги) вдоль границ площадки. По сигналу – выполнение определенного задания: ускорения, остановка, изменение направления или способа передвижения, поворот на 360˚– прыжок вверх, падение, перепад, имитация подачи стойки, с падением в прыжке, имитация подачи нападающих ударов, блокирование. Специальная эстафета с выполнением перечисленных выше заданий в разнообразных сочетаниях и с преодолением препятствий. | 3 | 1 |
3.3 | Развитие скоростной силы Упражнения с отягощением, многократные броски набивного мяча над собой в прыжке и ловля после приземления. Бег с остановками и изменениями направлений. Челночный бег. | 2 | 1 |
3.4 | Развитие специальной и скоростной выносливости Бег с чередованием с ходьбой до 400 метров. Бег медленный до 3 минут (юноши) и до 2 минут (девушки). Бег или кросс до 1000 метров. | 3 | 1 |
| Практические занятия | 10 | |
4 Интегральная подготовка | Содержание учебного материала | 13 | |
4.1 | Чередование упражнений подготовительных, подводящих по технике. Упражнение для развития физических качеств в рамках структуры технических приемов. Переключение при выполнении тактических действий в нападении и защите. Развитие физических качеств необходимых для передач и приема мяча. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча. Круговые движения рук в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой. Упражнения с набивным мячом. Упражнения с волейбольным мячом (выполняются многократно подряд). Подачи с максимальной силой у тренировочной сетки (в сетку). Подачи мяча слабейшей рукой. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, и круговые движения кистей, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх, на месте и в сочетании с различными предметами. Из упора стоя у стены одновременное и попеременной сгибание в лучезапястных суставах, отталкивание ладонями и пальцами от стены двумя руками одновременно и попеременно правой и левой рукой. Упор лежа. Передвижение на руках по кругу, носки ног на месте. Броски набивного мяча от груди двумя руками (из стойки волейболиста) на дальность (соревнование). Упражнение для кистей рук с гантелями. Многократная передача волейбольного мяча в стену, постепенно увеличивая расстояние от нее. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз – стоя на месте в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат). Броски набивного мяча массой 1 кг в прыжке из-за головы двумя руками через сетку. Броски набивного мяча массой 1 кг «крюком» в прыжке – в парах и через сетку. Имитация прямого и бокового нападающих ударов, держа в руках мешочки с песком (до 1 кг). Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании. Прыжковые упражнения, описанные ранее, в сочетании с подниманием рук вверх с касанием подвешенного набивного мяча. То же с касанием волейбольного мяча на резиновых амортизаторах: с места, после перемещения, после поворотов, после поворотов и перемещений (различные сочетания), после прыжка в глубину (спрыгивания). | 13 | 2 |
Практические занятия | 10 | |
5 Техническая подготовка | Содержание учебного материала | 38 | |
5.1 | Техника перемещения и стоек. Стойка игрока (исходные положения). Ходьба, бег, развернувшись лицом вперед. Перемещения приставными шагами: развернувшись лицом, правым, левым боком вперед. Двойной шаг вперед. Сочетание способов перемещений Стартовая стойка (исходные положения) в сочетании с перемещениями. Перемещаясь скрестным шагом вправо, спиной вперед. Скачок назад, вправо, влево. Сочетание способов перемещений и стоек с техническими приемами. | 5 | 2 |
5.2 | Техника передачи мяча сверху двумя руками. Имитация передачи мяча сверху двумя руками на месте, после перемещения; передача над собой, в парах, у стены, через сетку, параллельно сетке, передача низкая, средняя, высокая; передача на точность в парах, передача для нападающего удара в 4, 3, 2 зоны, снизу двумя руками с подачи в зонах 6, 1, 5 и первая передача в зоны 3, 2. Действия с мячом: передача сверху двумя руками из глубины площадки для нападающего удара; передача сверху двумя руками у сетки, стоя спиной по направлению; передача сверху двумя руками в прыжке (вперед-вверх). Подача мяча – верхняя прямая. | 7 | 2 |
5.3 | Техника приема мяча снизу двумя руками Имитация приема мяча снизу двумя руками на месте, после перемещения; прием над собой, в парах, у стены, через сетку, параллельно сетке; прием на точность в парах, у стены; прием подачи. Действия с мячом. Прием мяча: снизу двумя руками; нижняя передача на точность, прием мяча снизу двумя руками с подачи в зонах 6, 1, 5 и первая передача в зоны 4, 3, 2; прием мяча сверху двумя руками с выпадом в сторону и последующим падением и перекатом на бедро и спину. | 7 | 2 |
5.4 | Техника подачи мяча Имитация верхней подачи. Подача с 3м., 6 м., 9м. Верхняя прямая подача на точность. Подача подряд 10 попыток, подача в правую и левую половину площадки. Подача в дальнюю и ближнюю от сетки половину площадки. Соревнования на большее количество правильно выполненных подач. Верхняя прямая подача по правилам игры. Нижняя прямая подача и боковая, прием мяча, отраженного сеткой. Нижняя прямая на точность, нижняя боковая на точность. | 6 | 2 |
5.5 | Техника приема подачи Прием снизу подачи: прием подачи сверху двумя руками в зонах 6, 1, 5. Прием подачи в зонах 6, 5,1; прием подачи по правилам игры. | 4 | 2 |
5.6 | Техника нападающего удара и защиты. Нападающие удары: по ходу сильнейшей рукой с разбега (1, 2, 3 шага) по мячу, подвешенному на амортизаторах; через сетку по мячу, наброшенному партнеру; нападающий удар из зоны 4 с передачи партера из зоны 3. Нападающий удар из зон 4, 3, 2 с высоких и средних передач. Техника защиты. Действия без мяча. Остановка прыжком. Падения и перекаты после падений. Сочетание способов перемещений с остановками и стойками. Сочетание способов перемещений и стоек с техническими приемами игры в защите. Блокирование. Одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4, 3, 2. Одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4, 2, стоя на подставке. | 9 | 2 |
Практические занятия | 40 | |
6 Тактическая подготовка | Содержание учебного материала | 36 | |
6.1 | Индивидуальные действия Выбор места: для выполнения второй передачи в зонах3 , 2; для нападающего удара (прямого сильнейшей рукой в зонах 4,2); для выполнения второй передачи в зоне 2; стоя спиной по направлению; для выполнения подачи (верхней прямой). Чередование способов подач на точность, в ближнюю, дальнюю половины площадки. Выбор способа отбивания мяча через сетку: передачей сверху двумя руками, кулаком (стоя на площадке в прыжке); снизу (в положении лицом, боком, спиной к сетке). Подача на игрока, слабо владеющего навыками приема мяча. | 10 | 2 |
6.2 | Групповые действия Взаимодействие игрока с зоны 3 с игроком зоны 4, игрока зоны 3 с игроком зоны 2 (при второй передаче). Взаимодействие игроков передней линии. При первой передаче: игрока зоны 4 с игроком зоны 2, игрока зоны 3 с игроком зоны 2, игрока с зоны 3 с игроком зоны 4. Взаимодействия игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 3(в условиях чередования подач в зоны). | 14 | 2 |
6.3 | Командные действия Система игры со второй передачи игрока со второй передачи игрока передней линии. Прием нижних подач и первая передача в зону 3, вторая передача в зону 4 и 2, стоя лицом со стороны передачи. Прием нижних подач и первой передачи в зону 2, вторая передача в зону 3. Прием мяча от подач и первая передача в зону 3, вторая – игроком, к которому передающий стоит спиной. Система игры со второй передачи и игрока передней линии. | 12 | 2 |
Практические занятия | 36 | |
7 Тактика защиты | Содержание учебного материала | 34 | |
7.1 | Индивидуальные действия Техника защиты. Действия без мяча. При действиях с мячом: выбор способа приема мяча, посланного через сетку противником (сверху, снизу, с нападением). Выбор места: при приеме нижних подач; при страховке партнера, принимающего мяч от подачи и обманной передачи. | 8 | 2 |
7.2 | Групповые действия Взаимодействие игроков внутри линии при приеме мяча от нижней подачи и передачи. Передача нападающего и обманного удара. Расположение игроков при приеме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3. Взаимодействия игроков при приеме от подачи передачи: игрока зоны 1 с игроком зон 6 и 2; игрока зоны 6 с игроками зон 1, 5, 3; игрока зоны 5 с игроками зон 6 и 4. | 14 | 2 |
7.3 | Командные действия Расположение игроков при приеме мяча от противника «углом вперед». Расположение игроков при приеме мяча от противника «углом вперед» с применением командных действий. Прием подач. Расположение игроков при приеме нижних подач, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 2, игрок зоны 3 находится сзади. Система игры. Расположение игроков при приеме мяча от противника «углом вперед» с применением групповых действий. | 12 | 2 |
Практические занятия | 34 | |
8 Учебные и контрольные испытания и игры | Принять участие в соревнованиях. Контрольные игры и соревнования. Организация и проведение соревнований. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок. Практические занятия. Соревнования по подвижным играм с элементами техники волейбола. Соревнования по мини-волейболу. Технический план игры команды и задания отдельным игрокам. Характеристика команды противника. Общая оценка игры и действий отдельных игроков. | 8 | |
| Практические занятия | 8 | |
Всего часов | | 162 ч | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности преподавателя и обучающегося. Занятия необходимо строить так, чтобы обучающиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 2–4 часа в неделю.
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели преподаватель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у обучающихся конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
– метод упражнений;
– игровой;
– соревновательный;
– круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
– в целом;
– по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
4 условия реализации программы дисциплины
4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия: спортивного зала, тренажёрного зала, открытого стадиона, бассейна.
Оборудование спортивных помещений:
Спортивный зал:
Волейбольная сетка
Стойки волейбольные – 2 шт.
Волейбольные мячи
Свисток
Секундомер
Шведские стенки
Скакалки
Гимнастические скамейки
Гимнастические маты
Мячи набивные (масса 1- 2 кг)
Резиновые амортизаторы
Методические пособия и рекомендации
Инструкция по технике безопасности
Контрольные нормативы
Правила по волейболу
4.2 Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
В.И.Ляха, Л.Е.Любомирского, Г.Б. Мейксона «Физическая культура учебник для 10-11 классов» 2010г – 345c
Е.А.Воронова «Здоровый образ жизни»: программы, мероприятия, игры.- Изд.2-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2012.-245
Клещев Ю.Н. «Волейбол»- (Серия «Школа тренера») М., «ФиС», 2005г.- 400с., ил
Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М., Спортивные игры: учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений. - М.: «Академия», 2009г – 400с.
5. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта / Б.Р. Голощапов. – М.: Академия, 2013. – 320 с.
6. Кунянский В.А. Волейбол. Практикум для судей / В.А. Кунянский. – М.: ТВТ Дивизион, 2014. – 178 с.
7. Погадаев Г.И. Физическая культура: программы: сред. проф. образование / Г.И. Погадаев, Р.Л. Палтиевич, В.Г. Щербаков. – М.: Дрофа, 2012. – 57, [2] с.: ил.
8. Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование. – М.: Академия, 2013. – 336 с
9. Литвинов А. А., Козлов А. В., Ивченко Е. В. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Плавание. — М., 2014.
10. www.minstm.gov.ru (Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации).
11. www.edu.ru (Федеральный портал «Российское образование»). www.olympic.ru (Официальный сайт Олимпийского комитета России). www.goup32441.narod.ru (сайт: Учебно-методические пособия «Общевойсковая подготовка». Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009)
Дополнительные источники:
Методическое пособие – «Физиологическое обоснование средств восстановлений и их характеристика», Курченкова О.В. 2010 г.
Методическое пособие – «Методика составления индивидуальных программ физического воспитания», Масюк Л.Н., Библиотека ТПК 311.
Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельных работ Н.А. Давыдова 2011г.
Бишаева А. А. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента: учеб. пособие. — М., 2013.
Миронова Т. И. Реабилитация социально-психологического здоровья детско-молодежных групп. — Кострома, 2014.
Тимонин А. И. Педагогическое обеспечение социальной работы с молодежью: учеб. пособие / под ред. Н.Ф.Басова. — 3-е изд. — М., 2013
5 Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий.
В конце изучения программы занимающиеся получат необходимый минимум знаний для физического самосовершенствования, знание правил игры, навыки простейшего судейства. Научатся играть в волейбол. Будут сформированы коммуникативные способности, то есть умение играть в команде.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: -использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; - использовать технику и методику обучения по волейболу; - применять навыки в организации и проведении спортивных мероприятиях; Знания: роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основ здорового образа жизни. специфику тренировочного процесса; | Текущий контроль: практические занятия, самостоятельная работа Промежуточный контроль: практические занятия; самостоятельная работа Итоговый контроль: Контрольные испытания |
5.1 Система формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
Умения и навыки проверяют во время участия обучающихся в городских, районных, зональных и областных соревнованиях, в организации и проведении судейства внутритехникумовских соревнований. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке проводится 2 раза в год (декабрь, апрель), обучающиеся выполняют контрольные нормативы.
Система диагностики – тестирование физических и технических качеств:
Контрольные испытания.
Общефизическая подготовка.
Бег 30 м 6 × 5 м. На расстоянии 5 м чертятся две линии – стартовая и контрольная. По зрительному сигналу учащийся бежит, преодолевая 5 м шесть раз. При изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.
Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении. Из трех попыток берется лучший результат.
Прыжок в высоту с разбега. Замер делается по высоте стойки. На каждой высоте дается три попытки.
Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками. Испытуемый стоит у линии, одна нога впереди, держа мяч двумя руками внизу перед собой. Поднимая мяч вверх замахом назад за голову, испытуемый производит бросок вперед.
Физическая подготовленность
№ п/п | Содержание требований (вид испытаний) | девочки | мальчики |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. 2. 3. 4. 5. | Бег 30 м с высокого старта (с) Бег 30 м (6х5) (с) Прыжок в длину с места (см) Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см) Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками: сидя (м), в прыжке с места (м) | 5,0 11,9 180-190 35 570 8,2 | 4,4 11,2 220-230 45 815 11,0 |
Техническая подготовка.
Волейбол
Испытания на точность передачи. В испытаниях создаются условия, при которых можно получить количественные результаты: устанавливаются ограничители расстояния и высоты передачи – рейки, цветные ленты, обручи (гимнастические), наносятся линии. При передачах из зоны 3 в зоны 2 и 4 расстояние передачи 3–3,5 м, высота ограничивается 3 м, расстояние от сетки – не более 1,5 м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток; учитывается количество передач, отвечающих требованиям в испытании, а также качество исполнения передачи (передачи с нарушением правил не засчитываются).
Испытание на точность передачи через сетку.
На противоположной стороне площадки очерчивается зона, куда надо послать мяч: в зоне 4 – размером 2 × 1, в зоне 1 и в зоне 6 – размером 3 × 3 м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток в каждую зону, учитывается количественная и качественная сторона исполнения.
Испытания на точность подач.
Основные требования: при качественном техническом исполнении заданного способа подачи послать мяч в определенный участок площадки: правая (левая) половина площадки, зоны 4–5 (1–2), площадь у боковых линий в зонах 5–4 и 1–2 (размером 6× 2 м), в зоне 6 у лицевой линии размером 3 × 3 м. Каждый учащийся исполняет 3 попытки (в учебно-тренировочных группах – 5 попыток).
Испытания на точность нападающего удара.
Требования к этим испытаниям состоят в том, чтобы испытуемые качественно (в техническом отношении) смогли выполнить тот или иной способ нападающего удара в три зоны: 1, 6, 5 из зон 4, 2.
Испытание в защитных действиях («защита зоны»).
Испытуемый находится в зоне G в круге диаметром 2,5 м. Стоя на подставке, учащийся ударом с собственного подбрасывания посылает мяч через сетку из зон 4 и 2.
Учащийся должен применить все изученные до этого приемы защиты. Количество ударов для каждого года обучения различное: группа начальной подготовки – первый год обучения – 5; второй год обучения – 10; учебно-тренировочные группы, первый год обучения – 15, второй год обучения – 20.
Тактическая подготовка. Действия при приеме мяча в поле. Основное содержание испытаний заключается в выборе способа действия в соответствии с заданием, сигналом. Дается два упражнения: 1) Выбор способа приема мяча (по заданию). Дается 10 попыток, а с 16 лет – 15 попыток. Учитывается количество правильных попыток и качество приема. 2) Выбор способа действия: прием мяча от нападающего удара или выход к сетке на страховку и прием мяча от скидки. Дается 10 попыток. Учитывается количество правильно выполненных заданий и качество.
Техническая подготовленность
№ п/п | Содержание требований (вид испытаний) | Количественный показатель |
1 | 2 | 3 |
1. 2. 3. 4. | Верхняя передача мяча на точность из зоны 3 (2) в зону 4 Подача верхняя прямая в пределы площади Приём мяча с подачи и первая передача в зону 3 Чередование способов передачи и приёма мяча сверху, снизу | 4 3 3 8 |
6