671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru
от «___» ________ 2015 г.
_______________ Будаев С.О.
Учитель: Шурыгин С.Д.
с. Новая Брянь
Рабочая программа по столярному делу для 8-го класса специальной коррекционной школы VIII вида составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, № 29/ 20 65 - П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой и учебного плана Образовательного учреждения.
С этой целью даются самостоятельные работы, которые имеют комплексный характер, развивают инициативу и самостоятельность учащихся в правильном выборе приемов, инструментов и последовательности выполняемых операций. На формирование умения действовать самостоятельно, направлено и поэтапное сокращение помощи учителя в умственной и трудовой деятельности учеников. Объем помощи на конкретных уроках учитывает сложность заданий и индивидуального умения учащихся. При обучении, в первую очередь учащихся 8 класса, первостепенное внимание придается правильности выполнения приемов труда. В 6 классе темп работы и степень овладения трудовыми навыками нарастает. С этой целью организуются занятия практического повторения. Самостоятельные и практические работы проводятся в конце каждой учебной четверти и служат динамике развития трудовых способностей, отработке навыков и умений. Изучение и анализ качества таких работ учителем, наряду с другими методами наблюдения за ребенком, позволяют выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи коррекции присущих ему недостатков.
Одним из основных путей повышения качества работы учащихся в соответствии с программами для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида является создание психологической установки на изготовление изделий, отвечающих техническим требованиям и имеющих товарный вид.
Программа построена по операционно - комплексному принципу, когда учащиеся с приемами труда знакомятся предварительно при выполнении упражнений. Например, изготовление отверстий в заготовках. В дальнейшем эти приемы используются в комплексных практических работах. На уроках даются теоретические сведения об инструментах, оборудовании и технологических процессах, о правилах и приемах безопасной работы. С учетом специфики состава обучаемых, детей вопросы техники безопасности рассматриваются и повторяются многократно при изучении разных тем. Данной программой предусматривается выполнение практических заданий учащимися на каждом уроке.
Это, прежде всего, обучение стандартным навыкам и нормативно одобренным приемам, обеспечивающим безопасный и производительный труд, Перечень приемов, рекомендованных программой, учитель может дополнять и изменять исходя их технологии характерной для изготовления конкретного изделия. При составлении программы для 8 класса принято во внимание то, что, во-первых, учащиеся недостаточно глубоко знакомы с технологией выпиливания изделий лобзиком, и во- вторых, что они уже имеют ряд навыков, которые усвоены при обучении столярному делу. Поэтому некоторые темы заимствованы из программ для 6 и 7 классов. С другой стороны, материал ряда тем изучается в сокращенном варианте. Такими темами являются - виды столярных соединений, техника сверления отверстий, распиловка фанеры столярной ножовкой характеристика используемых пиломатериалов.
Программа рассчитана на 408 часов.
- развитие у учащихся общетрудовых умений, то есть умений ориентироваться в трудовом задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работ;
- воспитание у учащихся устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, готовности помочь товарищу, работать на общую пользу.
- участие в конкурсах; участие в выставках декоративно-прикладного творчества.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока. Вид деятельности | Содержания | Основные знания умения | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания |
Вводное занятие(2 ч) |
1 | Вводное занятие. Первичный инструктаж но охране труда | 2 | Урок- повторение | Задачи обучения в 8 классе. План работы на четверть. Распределение обязанностей. Первичный инструктаж по охране труда. Основные материалы и инструменты, используемые в столярной мастерской | Знать правила безопасной работы в мастерской | Тестирование по вопросам охраны труда | |
Заделка пороков и дефектов древесины (22 ч) |
1 | Дефекты и пороки древесины | 2 | Объяснение нового материала | Дефекты и пороки древесины. Группы пороков древесины. Дефекты обработки и хранения. Определение пороков и дефектов древесины | Знать дефекты и пороки древесины. Уметь определять пороки и дефекты древесины | Ответы на вопросы. Контроль за действием | |
2 | Шпатлевка: характеристика разных видов, приемы заделки пороков древесины | 2 | Объяснение нового материала | Назначение и виды шпатлевки. Характеристика по основному составу пленкообразующего вещества (масляная, клеевая, лаковая и др.). Выявление пороков и дефектов древесины, заделываемых шпатлевкой. Приемы заделки пороков древесины шпатлевкой | Знать: назначение и виды шпатлевки; характеристики разных видов. Уметь: определять пороки и дефекты древесины под заделку шпатлевкой; подготавливать шпатлевку к работе | Ответы на вопросы. Контроль за действием | |
3 | Заделка пороков и дефектов древесины шпатлевкой (на отходах материалов) | 2 | Практическая работа | Подготовка шпатлевки и места для ее нанесения. Заделка пороков и дефектов древесины шпатлевкой. Зачистка поверхности | Знать приемы подготовки шпатлевки и места ее нанесения. Уметь заделывать пороки и дефекты древесины шпатлевкой | Контроль за действием. Контроль качества | |
4 | Устройство и назначение одношпиндельного сверлильного станка | 2 | Объяснение нового материала | Одношпиндельный сверлильный станок: назначение, конструкция, устройство механизмов. Организация рабочего места для сверления. Устройство для крепления сверла. Уборка и смазка сверлильного станка. Правила безопасной работы при сверлении | Знать: устройство и назначение одношпиндельного сверлильного станка; устройство для крепления сверла. Уметь: организовывать рабочее место при сверлении; убирать и смазывать сверлильный станок | Ответы на вопросы. Контроль за действием | |
5 | Ознакомление с многошпиндсльным сверлильным и сверлильно-пазовальным станками | 1 | Объяснение нового материала | Ознакомление с многошпиндельным сверлильным и сверлильно-пазовальным станками | Знать особенности конструкции и назначение многошпиндельного сверлильного и сверлильно-пазовального станков | Ответы на вопросы | |
6 | Подготовка сверлильного станка к работе | 1 | Комбинированный | Подготовка сверлильного станка к работе | Уметь подготавливать сверлильный станок к работе | Контроль за действием | |
7 | Сверление сквозных и глухих отверстий (на отходах материалов) | 2 | Практическая работа | Сверление сквозных и глухих отверстий (на отходах материалов) | Знать правила безопасной работы при сверлении. Уметь выполнять сверление отверстий на сверлильном станке | Контроль за действием | |
8 | Выдалбливание сквозных и несквозных гнезд (на отходах материалов) | 2 | Комбинированный | Выдалбливание сквозных и несквозных гнезд с предварительным сверлением | Знать правила безопасной работы. Уметь выполнять выдалбливание сквозных и несквозных гнезд | Контроль за действием | |
9 | Подготовка заготовки к заделке дефекта | 2 | Комбинированный | Выявление дефектов, требующих заделки. Определение формы дефекта. Выполнение разметки под заделку | Уметь: выявлять дефекты; определять форму заделки; выполнять разметку под заделку | Контроль за действием | |
10 | Высверливание, долбление отверстия | 2 | Комбинированный | Выполнение отверстия под заделку (высверливание или выдалбливание). Технические требования к качеству выполненной операции | Знать правила безопасной работы при сверлении и долблении. Уметь выполнять отверстия под заделку | Контроль за действием. Контроль качества | |
11 | Изготовление заделки | 2 | Комбинированный | Изготовление заделки. Технические требования к качеству выполнения операции | Уметь изготавливать заделку. Понимать, что от качества выполнения заделки зависит прочность ее соединения с древесиной | Контроль за действием. Контроль качества | |
12 | Вставка заделки на клею | 1 | Комбинированный | Виды клея, используемые для вставки заделки. Вставка заделки на клею. Технические требования к качеству выполнения операции | Знать виды клея и правила безопасной работы с ним. Уметь выполнять вставку заделки на клею | Контроль за действием. Контроль качества | |
13 | Застрагивание заделки | 1 | Комбинированный | Застрагивание заделки. Оценка качества выполненной работы | Знать правила безопасной работы при строгании. Уметь: выполнять застрагивание заделки; оценивать качество выполненной работы | Контроль за действием. Контроль качества | |
Пиломатериалы (4 ч) |
1 | Пиломатериалы: виды, назначение, получение | 2 | Комбинированный | Пиломатериалы: виды (бруски, доски, брусья, обапол, шпалы, рейки, дощечки, планки), назначение, получение. Распознавание вида пиломатериалов | Знать виды и назначение пиломатериалов. Уметь определять вид пиломатериала на рисунке и по образцу | Ответы на вопросы | |
2 | Характеристика основных видов пиломатериалов | 2 | Объяснение нового материала | Характеристика основных видов пиломатериалов. Хранение пиломатериалов, их обмер и стоимость | Знать: характеристики основных видов пиломатериалов; условия их хранения. Иметь представление о расчете стоимости пиломатериалов | Ответы на вопросы. Контроль за действием | |
Изготовление столярно-мебельного изделия (31 ч) |
1 | Виды и назначение мебели | 2 | Объяснение нового материала | Мебель: виды (стул, кресло, стол, тумба, комод, сервант, диван и др.), назначение и комплектование мебели для разных помещений | Знать виды мебели. Уметь определять вид мебели на рисунке и по натуральному образцу | Ответы на вопросы | Современные интерьеры жилых помещений |
2 | Ознакомление с производственным процессом изготовления мебели | 1 | Объяснение нового материала | Производственный процесс изготовления мебели | Иметь представление о производственном процессе изготовления мебели | Ответы на вопросы | |
3 | Содержание сборочного чертежа | 1 | Комбинированный | Содержание сборочного чертежа: спецификация и обозначение составных частей изделия. Чтение технической документации | Иметь представление о содержании сборочного чертежа. Уметь читать техническую документацию | Ответы на вопросы | |
4 | Знакомство с изделием (табурет) | 2 | Объяснение нового материала | Табурет: назначение, детали, материалы для изготовления. Сборочный чертеж табурета. Технический рисунок изделия | Знать: детали изделия, материалы для его изготовления. Уметь: подбирать материалы; выполнять технический рисунок, читать техническую документацию | Ответы на вопросы. Контроль за действием | Виды табуретов. Отличительные особенности каждого из видов |
5 | Последовательность изготовления изделия | 2 | Комбинированный | Последовательность изготовления изделия. Названия операций по изготовлению изделия | Знать названия операций по изготовлению изделия. Уметь: составлять последовательность изготовления изделия с опорой на сборочный чертеж, предметно-технологическую карту, образец; распознавать вид работ | Заполнение технологической карты | |
6 | 'Заготовка деталей | 2 | Комбинированный | Заготовка деталей: подбор материала, отпиливание | Знать: правила подбора материала; правила безопасной работы при пилении. Уметь: выполнять разметку заготовок деталей (ножек, проножек, царг) с припуском на обработку; отпиливание заготовок | Контроль за действием. Контроль качества | |
7 | Выстрагивание деталей но размерам | 2 | Комбинированный | Выстрагивание деталей табурета по размерам. Технические требования к качеству выполнения операции | Знать правила безопасной работы при строгании. Уметь выполнять разметку и выстрагивать детали по размерам | Контроль за действием. Контроль качества | |
8 | Изготовление вставных шипов | 2 | Комбинированный | Изготовление вставных шипов. Технические требования к качеству выполнения операции | Знать приемы изготовления шипов. Уметь изготавливать вставные шипы | Контроль за действием. Контроль качества | |
9 | Выполнение отверстий в деталях табуретах | 2 | Комбинированный | Разметка и просверливание отверстий в ножках, царгах и про ножках | Знать правила безопасной работы при сверлении. Уметь выполнять сверление отверстий в деталях табурета | Контроль за действием. Контроль качества | 1 |
10 | Склеивание боковых рамок | 2 | Комбинированный | Виды клея для склеивания деталей. Вклеивание вставных шипов. Соединение ножек с царга ми и проножками. Проверка прямоугольности конструкции. Прессование. Удаление выступившего клея | Знать правила безопасной работы при склеивании. Уметь выполнять склеивание двух боковых рамок | Контроль за действием. Контроль качества | |
11 | Склеивание корпуса табурета | 2 | Комбинированный | Разметка и просверливание в ножках боковых рамок, царгах и проножках. Соединение деталей на шипах и клею. Прессование, соединение в зажимах. Проверка прямоугольности конструкции | Знать правила безопасной работы при сверлении и склеивании. Уметь выполнять склеивание корпуса изделия | Контроль за действием. Контроль качества | |
12 | Изготовление сиденья табурета | 2 | Комбинированный | Разметка и опиливание детали сиденья. Технические требования к качеству выполненной операции | Знать правила безопасной работы при пилении. Уметь изготавливать сиденье табурета | Контроль за действием. Контроль качества | Варианты сидений табуретов |
13 | Зачистка сиденья и корпуса табурета | 2 | Комбинированный | Виды шлифовальной шкурки. Зачистка сиденья и корпуса табурета. Правила безопасной работы | Знать правила выбора шлифовальной шкурки. Уметь выполнять зачистку сиденья и корпуса табурета | Контроль за действием. Контроль качества | |
14 | Соединение корпуса табурета с сиденьем | 4 | Комбинированный | Разметка отверстий для круглых вставных шипов. Просверливание отверстий. Установка сиденья на клею. Прессование соединения в струбцинах. Удаление выступившего клея | Знать правила безопасной работы при сверлении и склеивании. Уметь выполнять соединение корпуса с сиденьем | Контроль за действием. Контроль качества | |
15 | Отделка изделия | 2 | Комбинированный | Виды отделки изделия. Подготовка изделия к отделке. Окраска табурета лаком. Правила безопасной работы | Знать: виды отделки изделий; правила безопасной работы при окраске лаком. Уметь выполнять отделку изделия | Контроль за действием. Контроль качества | Образцы табуретов с разными видами отделки |
16 | Оценка качества готового изделия | 1 | Урок- обобщение | Оценка качества готового изделия (сравнение с образцом). Анализ выполненной работы | Уметь оценивать качество готового изделия | Контроль качества. Она вопросы | |
Практическое повторение (41 ч) |
1 | Изготовление изделий ( табурет аптечка) | 41 | Практическая работа | Последовательность изготовления изделия. Правила безопасной работы с инструментами | Знать: правила безопасной работы при изготовлении изделия; технологию изготовления изделия. Уметь изготавливать изделие | Контроль за действием. Контроль качества | |
Самостоятельная работа (8 ч) |
1 | Самостоятельная работа (по выбору учителя) | 8 | Самостоятельная работа | Последовательность выполнения технологической операции или изготовления изделия | Уметь выполнять технологическую операцию или изготавливать изделие | Контроль за действием. Контроль качества | |
Вводное занятие (1 ч) |
1 | Вводное занятие | 1 | Объяснение нового материала. Беседа | План работы на четверть. Правила безопасной работы в мастерской Изготовление разметочного инструмента | Знать правила безопасной работы в мастерской | Тестирование по вопросам охраны труда | |
Изготовление разметочного инструмента (19 ч) |
1 | Разметочные инструменты | 2 | Объяснение нового материала | Разметочные инструменты: угольник столярный, ярунок, рейсмус. Требования к разметочным инструментам. Материалы для изготовления инструментов. Качество изготовления, точность. Проверка состояния и пригодности к работе имеющихся в мастерской линеек и угольников | Знать: требования к разметочным инструментам, материалы для изготовления инструментов, качество и точность изготовления. Уметь проверять состояние и пригодность к работе разметочных инструментов | Ответы на вопросы. Контроль за действием | Бережное хранение разметочного инструмента и уход за ним |
2 | Подготовка рубанка для строгания древесины твердой породы | 1 | Комбинированный | Подбор материала для разметочного инструмента. Подготовка рубанка для строгания древесины твердой породы | Знать правила подбора материала для разметочного инструмента. Уметь готовить рубанок для строгания древесины твердой породы | Ответы на вопросы. Контроль за действием | |
3 | Столярный угольник: материал, последовательность изготовления | 2 | Комбинированный | Столярный угольник: материал, последовательность изготовления. Выполнение технического рисунка изделия с обозначением размеров | Знать требования к угольнику столярному. Уметь: подбирать материал для изготовления; составлять последовательность изготовления с опорой на образец, предметно-технологическую карту; выполнять технический рисунок | Ответы на вопросы. Заполнение технологической карты | |
4 | Изготовление столярного угольника | 6 | Практическая работа | Разметка деталей по чертежу. Выпиливание заготовки. Выстрагивание поверхностей по заданным размерам. Разметка проушины. Сборка угольника «насухо». Склеивание угольника. Проверка угольника контрольными инструментами. Разметка длины пера и колодки. Отпиливание припуска. Зачистка инструмента. Отделка изделия. Оценка качества изделия (сравнение с чертежом и образцом) | Знать последовательность изготовления столярного угольника. Уметь изготавливать столярный угольник | Контроль за действием. Контроль качества | |
5 | Ярунок: назначение, применение | 1 | Объяснение нового материала | Ярунок: назначение, применение. Ориентировка по чертежу изделия. Особенности конструкции | Знать назначение и применение ярунка. Уметь читать чертеж | Ответы на вопросы | |
6 | Последовательность изготовления ярунка | 1 | Комбинированный | Последовательность изготовления ярунка. Названия операций по изготовлению изделия | Знать названия операций по изготовлению изделия. Уметь самостоятельно составлять последовательность изготовления ярунка | Заполнение технологической карты | |
7 | Изготовление ярунка | 6 | Практическая работа | Изготовление ярунка по составленной технологической карте. Установка малки по транспортиру. Проверка качества изготовления ярунка малкой | Знать технологию изготовления ярунка. Уметь: изготавливать ярунок; проверять качество его изготовления | Контроль за действием. Контроль качества | |
Токарные работы (18 ч) |
1 | Токарный станок: управление, уход, неисправности. Правила безопасной работы | 2 | Объяснение нового материала | Токарный станок: управление, уход за ним, неисправности. Меры по предупреждению поломок. Правила безопасной работы на токарном станке по дереву | Знать: правила ухода за токарным станком; меры по предупреждению поломок; правила безопасной работы на токарном станке по дереву. Уметь ухаживать за токарным станком | Ответы на вопросы. Контроль за действием | |
2 | Скоба и штангенциркуль | 2 | Объяснение нового материала | Скоба и штангенциркуль. Устройство штангенциркуля. Использование нулевого деления нониуса (отсчет до целых миллиметров). Приемы разметки скобой. Приемы работы со штангенциркулем | Знать: устройство штангенциркуля; применение скобы и штангенциркуля. Уметь использовать приемы работы со скобой и штангенциркулем | Ответы на вопросы. Контроль за действием | |
3 | Приемы работы на токарном станке (на отходах материалов) | 4 | Комбинированный | Приемы работы на токарном станке: снятие конуса резцом, выполнение шипов у ножек, сверление с использованием задней бабки. Проверка размеров изделия кронциркулем и штангенциркулем | Знать правила безопасной работы на токарном станке по дереву. Уметь: выполнять снятие конуса резцом, шипы у ножек; сверлить с использованием задней бабки | Контроль за действием. Контроль качества | |
4 | Знакомство с изделием (ручка для напильников, стамесок, долот) | 1 | Объяснение нового материала | Ручка для инструмента: материалы для изготовления, форма. Требования к ручкам напильников, стамесок, долот. Чертеж изделия | Знать: требования, предъявляемые к ручкам для напильников, стамесок, долот; материалы для изготовления. Уметь ориентироваться в чертеже изделия | Ответы на вопросы | |
5 | Последовательность изготовления изделия | 1 | Объяснение нового материала | Последовательность изготовления изделия. Названия операций по изготовлению изделия | Уметь составлять последовательность изготовления ручки для напильника, стамески, долота | Заполнение технологической карты | |
6 | Заготовка для ручки | 1 | Комбинированный | Подбор материала из твердой древесины. Разметка и отпиливание заготовки для ручки с припуском на обработку | Уметь: подбирать материал, размечать и отпиливать заготовку нужного размера | Контроль за действием | |
7 | Вытачивание цилиндра | 1 | Комбинированный | Вытачивание цилиндра. Технические требования к качеству выполнения операции | Знать правила безопасной работы на токарном станке. Уметь вытачивать цилиндр на токарном станке | Контроль за действием. Контроль качества | |
8 | Обработка поверхности ручки по заданному размеру | 2 | Комбинированный | Обработка поверхности ручки по заданному размеру. Технические требования к качеству выполненной операции | Знать правила безопасной работы на токарном станке. Уметь выполнять обработку поверхности ручки по заданному размеру | Контроль за действием. Контроль качества | |
9 | Сверление отверстия для хвостовика инструмент | 2 | Комбинированный | Сверление отверстия глубиной, равной длине хвостовика инструмента | Знать правила безопасной работы на токарном станке. Уметь выполнять сверление отверстия под хвостовик инструмента | Контроль за действием. Контроль качен ва | |
10 | Зачистка ручки | 2 | Комбинированный | Зачистка ручки. Оценка качества готового изделия | Уметь: выполнять зачистку ручки; оценивать качество готового изделия | Контроль за действием. Контроль качества | |
Практическое повторение (40 ч) |
1 | Изготовление изделия (скамейка, ярунок или солонка) | 40 | Практическая работа | Последовательность изготовления изделия. Правила безопасной работы | Уметь изготавливать изделие на токарном станке | Контроль за действием. Контроль качества | |
Самостоятельная работа (6 ч) |
1 | Самостоятельная работа (по выбору учителя) | 6 | Самостоятельная работа | Последовательность выполнения технологической операции или изготовления изделия | Уметь выполнять технологическую операцию или изготавливать изделие | Контроль за действием. Контроль качества | |
Вводное занятие(1 ч) |
1 | Вводное занятие. Повторный инструктаж по охране труда | 1 | Объяснение нового материала. Беседа | План работы на четверть. Повторный инструктаж по охране труда | Знать правила безопасной работы в мастерской | Ответы на вопросы. Тестирование | |
Изготовление строгального инструмента (34 ч) |
1 | Строгальные инструменты | 2 | Объяснение нового материала | Инструменты для ручного строгания плоскости: технические требования. Материал для изготовления инструментов. Экономические и эстетические требования к инструментам. Назначение разных видов строгального инструмента. Основные части строгальных инструментов | Знать: назначение строгального инструмента, материал для его изготовления; требования, предъявляемые к строгальным инструментам | Ответы на вопросы | |
2 | Последовательность изготовления шерхебеля | 2 | Объяснение нового материала | Основные части шерхебеля. Последовательность изготовления шерхебеля. Инструменты, необходимые для изготовления шерхебеля | Знать: названия деталей и операций по изготовлению шерхебеля; инструменты. Уметь составлять последовательность изготовления шерхебеля с опорой на предметно- технологическую карту | Ответы на вопросы. Заполнение технологической карты | |
3 | Изготовление колодки | 10 | Комбинированный | Основные части колодки шерхебеля. Подбор материала. Разметка заготовок для колодки. Выпиливание заготовок по длине и ширине. Выстрагивание пласти. Подготовка заготовок к склеиванию. Склеивание заготовок. Выстрагивание колодки по заданному размеру. Разметка колодки. Выполнение летка. Обработка торцов гнезда. Выполнение пропилов внутри гнезда. Срезание подрезанного материала. Зачистка поверхностей гнезда. Отапливание припуска по длине. Обработка торцов. Зачистка колодки | Знать: части колодки шерхебеля; материал; последовательность изготовления колодки; правила безопасной работы. Уметь изготавливать колодку | Контроль за действием. Контроль качества | |
4 | Изготовление клина | 6 | Комбинированный | Подбор материала. Выпиливание заготовки для клина. Выстрагивание заготовки по заданному размеру. Разметка и спиливание уклона. Подгонка клина к постели строганием. Разметка рожков. Срезание уклона. Разметка длины клина. Отпиливание. Обработка торцов и пласти. Зачистка клина | Знать: последовательность изготовления клина; правила подбора материала; правила безопасной работы с инструментами. Уметь изготавливать клин | Контроль за действием. Контроль качества | |
5 | Изготовление рожка | 8 | Комбинированный | Подбор материала. Выпиливание заготовки. Выстрагивание заготовки по заданному размеру. Разметка и обработка контуров. Скругление углов. Зачистка. Выбирание гребня. Зачистка рожка шкуркой. Разметка паза в колодке по гребню рожка. Выбирание паза в колодке. Подгонка рожка к колодке | Знать: - последовательность изготовления рожка; -правила безопасной работы. Уметь изготавливать рожок | Контроль за действием. Контроль качества | |
6 | Настройка и отделка шерхебеля | 6 | Комбинированный | Фугование подошвы. Проведение пробного строгания. Разборка шерхебеля. Зачистка колодки, клина и рожка. Лакирование рожка, клина, колодки. Сборка шерхебеля. Оценка качества готового изделия | Знать: операции по настройке и отделке шерхебеля; правила безопасной работы. Уметь выполнять настройку и отделку шерхебеля | Контроль за действием. Контроль качества | |
Представление о процессе резания древесины (4 ч) |
1 | Элементы резца | 1 | Объяснение нового материала | Резец: элементы, основные грани и углы при прямолинейном резании | Знать элементы резца. Уметь различать углы заточки и резания | Ответы на вопросы | |
2 | Виды резания древесины | 1 | Объяснение нового материала | Виды резания древесины (продольное, поперечное, торцовое). Движения резания и подачи | Знать виды резания древесины. Уметь определять по типу стружки вид резания | Ответы на вопросы | |
3 | Влияние изменения угла резца на процесс резания | 1 | Комбинированный | Влияние на процесс резания изменения основных углов резца | Иметь представление о влиянии на процесс резания изменения основных углов резца. Уметь сравнивать процессы резания при разных углах резца | Ответы на вопросы. Контроль за действием | |
4 | Определение формы резцов | 1 | Лабораторная работа | Определение формы резцов разных дереворежущих инструментов | Уметь определять форму (элементы геометрии) резцов разных дереворежущих инструментов | Оформление результатов лабораторной работы | |
Изготовление столярно-мебельного изделия (37 ч) |
1 | Знакомство с изделием (щитовой стол и табурет в масштабе 1 : 5) | 1 | Объяснение нового материала | Щитовой стол и табурет рамочной конструкции. Детали изделия. Материалы для изготовления. Чертеж изделия. Организация рабочего места | Знать: детали изделий, материалы для изготовления. Уметь: ориентироваться в чертеже изделия; организовывать рабочее место | Ответы на вопросы. Контроль за действием | |
2 | Технология изготовления сборочных единиц | 2 | Объяснение нового материала | Технология изготовления сборочных единиц (рамок, коробок, щитов, опор). Распознавание сборочных единиц в выполняемом изделии | Знать названия операций. Уметь распознавать сборочные единицы в выполняемом изделии | Контроль за действием. Контроль качества | |
3 | Способы соединения деталей и сборочных единиц | 2 | Объяснение нового материала | Способы соединения деталей и сборочных единиц. Способы соединения в сборочных зажимах и приспособлениях. Зависимость времени выдержки собранного узла от вида клея, температурных условий последующей обработки. Брак при сборке изделия: предупреждение и исправление | Знать способы соединения деталей и сборочных единиц. Иметь представление о зависимости времени выдержки собранного узла от различных факторов, о видах брака | Ответы на вопросы | |
4 | Разборные соединения в столярно-мебельных изделиях | 2 | Объяснение нового материала | Металлическая фурнитура для соединения сборочных единиц. Разъемные и неразъемные соединения | Знать виды металлической фурнитуры для соединения сборочных единиц. Уметь определять вид соединения деталей и узлов | Ответы на вопросы | Современные виды металлической фурнитуры для соединения сборочных единиц |
5 | Бригадный метод работы | 2 | Объяснение нового материала | Бригадный метод работы при производстве мебели. Организация пооперационной работы. Учет производительности труда | Иметь представление о бригадном методе работы, пооперационном разделении труда | Ответы на вопросы | |
6 | Последовательность изготовления изделия. Организация работы | 2 | Объяснение нового материала | Последовательность изготовления изделия. Организация бригад. Пооперационное разделение труда внутри бригад | Знать названия операций по изготовлению изделия. Уметь: составлять последовательность изготовления изделия с опорой на образец или предметно-технологическую карту; организовывать работу по производству мебели внутри бригады | Ответы на вопросы. Контроль за действием. Заполнение технологической карты | |
7 | Изготовление деталей и сборочных единиц | 24 | Комбинированный | Подбор материала для изделия. Изготовление щитового стола: подготовка щитов; изготовление крышки, ножек, проножеки клиньев; соединение подстолья; закрепление крышки на подстолье; зачистка лицевых поверхностей и граней; покрытие лаком. Изготовление табурета рамочной конструкции с мягким сиденьем: изготовление ножек, проножек и царг; склеивание двух боковых рамок, склеивание корпуса табурета, изготовление сиденья; зачистка корпуса табурета, соединение корпуса с сиденьем; покрытие изделия лаком | Уметь изготавливать столярно-мебельное изделие в масштабе 1:5с пооперационным разделением труда | Контроль качества | |
8 | Анализ выполненной работы | 2 | Урок- обобщение | Учет и коллективное обсуждение производительности труда. Оценка качества готового изделия. Анализ выполненной работы | Уметь: анализировать выполненную работу; оценивать качество готового изделия | Контроль качества | |
Практическое повторение (34 ч) |
1 | Изготовление изделия (столярный угольник, выставочная витрина и др.) | 34 | Практическая работа | Последовательность изготовления изделия. Правила безопасной работы | Знать: технологию изготовления изделия; правила безопасной работы. Уметь: изготавливать изделие; оценивать его качество | Контроль за действием. Контроль качества | |
Самостоятельная работа (10 ч) |
2 | Самостоятельная работа (по выбору учителя) | 10 | Самостоятельная работа | Последовательность выполнения технологической операции или изготовления изделия | Знать правила безопасной работы. Уметь выполнять технологическую операцию или изготавливать изделие | Контроль за действием. Контроль качества | |
Вводное занятие(1ч) |
1 | Вводное занятие | 1 | Объяснение нового материала. Беседа | План работы на четверть. Правила безопасной работы в мастерской | Знать правила безопасной работы в мастерской | Ответы на вопросы | |
Ремонт столярного изделия (27 ч) |
2 | Эксплуатация мебели и причины ее износа | 2 | Объяснение нового материала | Эксплуатация мебели. Износ мебели: причины, виды. Выявление повреждений на мебели | Знать причины износа мебели, виды повреждений. Уметь выявлять повреждения на мебели | Ответы на вопросы. Контроль за действием | |
3 | Виды ремонта мебели | 2 | Объяснение нового материала | Виды ремонта мебели (восстановление шиповых соединений, покрытий лицевой стороны, использование вставок, замена деталей). Технические требования к качеству ремонта | Знать виды ремонта мебели. Уметь планировать ремонт мебели (стула, стола, шкафа) | Ответы на вопросы. Контроль за действием | |
4 | Планирование работы при ремонте мебели | 2 | Объяснение нового материала | Последовательность работы при ремонте изделий. Составление дефектной ведомости | Знать виды ремонта мебели. Уметь: составлять план работы при ремонте мебели; составлять дефектную ведомость на ремонтируемое изделие | Ответы на вопросы. Контроль за действием | |
5 | Ремонт столярного изделия | 20 | Комбинированный | Разборка изделия частично или полностью. Очистка соединения от старого клея. Ремонт или замена (не подлежащих восстановлению) деталей. Склеивание элементов. Усиление узлов и соединений болтами, металлическими уголками. Подгонка узлов. Установка фурнитуры. Зачистка поверхности. Окраска изделия лаком. Технические требования к качеству работ | Знать: последовательность работы при ремонте изделия; правила безопасной работы. Уметь выполнять ремонт столярного изделия | Контроль за действием. Контроль качества | |
6 | Оценка качества выполненной работы | 1 | Урок- обобщение | Оценка качества выполнения ремонта столярного изделия | Уметь оценивать качество выполнения ремонта столярного изделия | Контроль качества | |
Безопасность труда во время столярных работ (4 ч) |
1 | Безопасность труда во время столярных работ | 2 | Объяснение нового материала | Значение техники безопасности (гарантия от несчастных случаев и травм). Причины травматизма (неисправность инструмента или станка, неправильное складирование или переноска материала, ошибки при заточке или наладке инструмента, неосторожное обращение с электричеством). Меры предохранения от травм | Иметь представление о значении техники безопасности. Знать причины травматизма и меры по его предупреждению. Уметь определять возможные причины травматизма при работе с каким-либо инструментом или на каком-либо станке | Ответы на вопросы. Контроль за действием | |
2 | Предупреждение пожаров | 2 | Урок- повторение | Возможность быстрого возгорания древесных материалов, мате- риалоотходов, красок, лаков и других легковоспламеняющихся жидкостей. Предупреждение пожаров. Первичные средства пожаротушения. Действия при пожаре | Знать: возможные причины пожаров; правила пользования первичными средствами пожаротушения; правила и пути эвакуации. Уметь: пользоваться первичными средствами пожаротушения; правильно действовать при возникновении пожара | Ответы на вопросы. Контроль за действием | Современные огнетушители: виды, правила пользования |
Крепежные изделия и мебельная фурнитура (6 ч) |
1 | Способы соединения деталей и столярных изделиях | 1 | Объяснение нового материала | Способы соединения деталей и столярных изделиях (на гвоздях, шурупах, клею, на шинах, комбинированные) | Знати способы соединения детален в столярных изделиях. Уметь определять вид соединения по образцам или техническим рисункам | Ответы на вопросы | |
2 | Виды гвоздей и их использование | 1 | Объяснение нового материала | Гвоздь: виды (строительный, тарный, обойный, штукатурный, толевый, отделочный), их использование. Стандартная длина гвоздя | Знать виды гвоздей, сферу их применения. Уметь определять вид гвоздя, его длину на глаз | Ответы на вопросы. Контроль за действием | |
3 | Виды и назначение шурупов | 1 | Объяснение нового материала | Шурупы: виды, назначение. Стандартная длина шурупа. Распознавание видов шурупов | Знать виды шурупов и их назначение. Уметь распознавать вид шурупов | Ответы на вопросы. Контроль за действием | |
4 | Мебельная фурнитура и крепежные изделия | 2 | Комбинированный | Виды крепежных изделий и фурнитуры: болт, винт, стяжка, задвижка, защелка, магнитный держатель, полкодержатель, петля; их назначение | Знать виды крепежных изделий и мебельной фурнитуры и их назначение. Уметь распознавать виды мебельной фурнитуры и крепежных изделий | Ответы на вопросы | Современные виды мебельной фурнитуры |
5 | Распознавание видов крепежных изделий и мебельной фурнитуры | 1 | Лабораторная работа | Распознавание видов крепежных изделий и мебельной фурнитуры | Знать виды крепежных изделий и мебельной фурнитуры. Уметь распознавать виды крепежных изделий и мебельной фурнитуры | Оформление результатов лабораторной работы | |
Практическое повторение (48 ч) |
1 | Изготовление крепежных изделий | 48 | Практическая работа | Последовательность изготовления крепежных изделий. Оценка качества готового изделия | Уметь изготавливать крепежные изделия | Контроль за действием. Контроль качества | |
Контрольная работа (10 ч) |
1 | Изготовление изделия (по выбору учителя) | 10 | Контрольная работа | Последовательность изготовления изделия. Анализ выполненной работы | Знать технологию изготовления изделия. Уметь изготавливать изделие | Контроль за действием. Контроль качества | |