СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по столярному делу для 8-го класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по столярному делу для 8-го класса специальной коррекционной школы VIII вида

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по столярному делу для 8-го класса»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru





УТВЕРЖДЕНО:

Протокол педсовета

от «___» ________ 2015 г.

Приказ № _________

Директор

_______________ Будаев С.О.

«_____ »______________2015 г




Адаптированная рабочая программа


по предмету «Столярное дело»

для 8 класса







Учитель: Шурыгин С.Д.

















с. Новая Брянь

Пояснительная записка


Рабочая программа по столярному делу для 8-го класса специальной коррекционной школы VIII вида составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, № 29/ 20 65 - П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой и учебного плана Образовательного учреждения.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по столярному делу. Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в учете повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового. Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках математики, русского языка и др. предметов. Кроме того, обучение по данной программе направлено на: развитие у учащихся умений ориентироваться в задании, планировать последовательность действий; контролировать ход работы; обучение стандартный приемам труда и привитие школьникам соответствующих навыков; воспитание устойчивого положительного отношения к труду и формирование ответственности, добросовестности, чувства коллективизма, бережного отношения к инструментам, оборудованию и рабочей одежде. Для решения коррекционных задач предназначен самоконтроль качества и обучение анализу выполненной работы.


С этой целью даются самостоятельные работы, которые имеют комплексный характер, развивают инициативу и самостоятельность учащихся в правильном выборе приемов, инструментов и последовательности выполняемых операций. На формирование умения действовать самостоятельно, направлено и поэтапное сокращение помощи учителя в умственной и трудовой деятельности учеников. Объем помощи на конкретных уроках учитывает сложность заданий и индивидуального умения учащихся. При обучении, в первую очередь учащихся 8 класса, первостепенное внимание придается правильности выполнения приемов труда. В 6 классе темп работы и степень овладения трудовыми навыками нарастает. С этой целью организуются занятия практического повторения. Самостоятельные и практические работы проводятся в конце каждой учебной четверти и служат динамике развития трудовых способностей, отработке навыков и умений. Изучение и анализ качества таких работ учителем, наряду с другими методами наблюдения за ребенком, позволяют выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи коррекции присущих ему недостатков.

Одним из основных путей повышения качества работы учащихся в соответствии с программами для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида является создание психологической установки на изготовление изделий, отвечающих техническим требованиям и имеющих товарный вид.

Программа построена по операционно - комплексному принципу, когда учащиеся с приемами труда знакомятся предварительно при выполнении упражнений. Например, изготовление отверстий в заготовках. В дальнейшем эти приемы используются в комплексных практических работах. На уроках даются теоретические сведения об инструментах, оборудовании и технологических процессах, о правилах и приемах безопасной работы. С учетом специфики состава обучаемых, детей вопросы техники безопасности рассматриваются и повторяются многократно при изучении разных тем. Данной программой предусматривается выполнение практических заданий учащимися на каждом уроке.

Это, прежде всего, обучение стандартным навыкам и нормативно одобренным приемам, обеспечивающим безопасный и производительный труд, Перечень приемов, рекомендованных программой, учитель может дополнять и изменять исходя их технологии характерной для изготовления конкретного изделия. При составлении программы для 8 класса принято во внимание то, что, во-первых, учащиеся недостаточно глубоко знакомы с технологией выпиливания изделий лобзиком, и во- вторых, что они уже имеют ряд навыков, которые усвоены при обучении столярному делу. Поэтому некоторые темы заимствованы из программ для 6 и 7 классов. С другой стороны, материал ряда тем изучается в сокращенном варианте. Такими темами являются - виды столярных соединений, техника сверления отверстий, распиловка фанеры столярной ножовкой характеристика используемых пиломатериалов.

Программа рассчитана на 408 часов.

Цель: Подготовка учащихся к освоению профессий столяра и плотника и выполнению элементарных видов работ

Задачи:

- формирование доступных школьникам технических и технологических знаний;

- развитие у учащихся общетрудовых умений, то есть умений ориентироваться в трудовом задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работ;

- воспитание у учащихся устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, готовности помочь товарищу, работать на общую пользу.

Основной формой организации учебного процесса по предмету «Столярное дело» является - урок, практическая работа (изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению), самостоятельная работа (работа по карточкам, работа по плакатам, составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте).

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются: беседа (диалог), работа с книгой.

Методы обучения: словесные, практические, наглядные.

Методы стимуляции:

- демонстрация натуральных объектов;

- ТК дифференцирование;

- разноуровневое обучение;

- наглядные пособия, раздаточный материал;

- создание увлекательных ситуаций;

- занимательные упражнения;

- экскурсии;

- декады трудового обучения;

- участие в конкурсах; участие в выставках декоративно-прикладного творчества.

Учебно-тематический план

№п/п

Название раздела

Количества часов

1 четверть. 108 часов 9 недель

1

Вводное занятие Первичный инструктаж по охране труда.

2

2

Заделка пороков и дефектов древесины.

22

3

Пиломатериалы.

4

4

Изготовление столярно-мебельного изделия.

31

5

Практическое повторение

41

6

Самостоятельная работа.

8

2 четверть 84 часа 7 недель

1

Вводное занятие

1

2

Изготовление разметочного инструмента.

19

3

Токарные работы.

18

4

Практическое повторение.

40

5

Самостоятельная работа.

6

3 четверть 120 часов 10 недель

1

Вводное занятие

1

2

Изготовление строгального инструмента.

34

3

Представление о процессе резания древесины

4

4

Изготовление столярно-мебельного изделия.

37

5

Практическое повторение.

34

6

Самостоятельная работа.

10

4 четверть 96 часов 8 недель

1

Вводное занятие

1

2

Ремонт столярного изделия.

27

3

Безопасность труда во время столярных работ.

4

4

Крепежные изделия и мебельная фурнитура.

6

5

Практическое повторение

48

6

Контрольная работа.

10

Итого: 408 часов














ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС

I четверть (108 часов)


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока. Вид деятельности

Содержания

Основные знания умения

Вид контроля

Элементы дополни­тельного содержания

Вводное занятие(2 ч)

1

Вводное занятие. Первичный инструктаж но охране труда

2

Урок- повторение

Задачи обучения в 8 классе. План работы на четверть. Распределе­ние обязанностей. Первичный инструктаж по охране труда. Ос­новные материалы и инструмен­ты, используемые в столярной мастерской

Знать правила безопасной ра­боты в мастерской

Тестирование по вопросам охраны труда


Заделка пороков и дефектов древесины (22 ч)

1

Дефекты и пороки древесины

2

Объяснение нового материала

Дефекты и пороки древесины. Группы пороков древесины. Дефекты обработки и хранения. Определение пороков и дефектов древесины

Знать дефекты и пороки древесины.

Уметь определять пороки и дефекты древесины


Ответы на вопросы. Контроль за действием


2

Шпатлевка: характеристика разных видов, приемы заделки пороков древесины

2

Объяснение нового материала

Назначение и виды шпатлевки. Характеристика по основному составу пленкообразующего ве­щества (масляная, клеевая, лаковая и др.). Выявление пороков и дефектов древесины, заделываемых шпатлевкой. Приемы заделки пороков древесины шпатлевкой

Знать:

назначение и виды шпатлевки;

характеристики разных видов. Уметь:

определять пороки и дефекты древесины под заделку шпат­левкой;

подготавливать шпатлевку к работе

Ответы на вопросы. Контроль за действием


3

Заделка пороков и дефектов древесины шпатлевкой (на отходах материалов)

2

Практиче­ская работа

Подготовка шпатлевки и места для ее нанесения. Заделка пороков и дефектов древесины шпатлевкой. Зачистка поверхности

Знать приемы подготовки шпатлевки и места ее нанесения. Уметь заделывать пороки и дефекты древесины шпатлевкой

Контроль за действием. Контроль ка­чества


4

Устройство и назначение одношпиндельного сверлильного станка

2

Объяснение нового материала

Одношпиндельный сверлильный станок: назначение, конструкция, устройство механизмов. Организация рабочего места для сверления. Устройство для крепления сверла. Уборка и смазка сверлильного станка. Правила безопасной работы при сверлении

Знать: устройство и назначение одношпиндельного сверлильного станка; устройство для крепления сверла. Уметь: организовывать рабо­чее место при сверлении; убирать и смазывать сверлильный станок

Ответы на вопросы. Контроль за действием


5

Ознакомление с многошпиндсльным свер­лильным и сверлильно-пазовальным станками

1

Объяснение нового материала

Ознакомление с многошпин­дельным сверлильным и сверлильно-пазовальным станками

Знать особенности конструкции и назначение многошпиндельного сверлильного и сверлильно-пазовального станков

Ответы на во­просы


6

Подготовка сверлильного станка к работе





1

Комбини­рованный

Подготовка сверлильного станка к работе

Уметь подготавливать свер­лильный станок к работе




Контроль за действием


7

Сверление сквозных и глухих отверстий (на отходах материалов)

2

Практиче­ская работа

Сверление сквозных и глухих отверстий (на отходах мате­риалов)

Знать правила безопасной работы при сверлении. Уметь выполнять сверление отверстий на сверлильном станке

Контроль за действием


8

Выдалбливание сквозных и не­сквозных гнезд (на отходах ма­териалов)

2

Комбини­рованный

Выдалбливание сквозных и несквозных гнезд с предварительным сверлением

Знать правила безопасной работы.

Уметь выполнять выдалбливание сквозных и несквозных гнезд

Контроль за действием


9

Подготовка заготовки к заделке дефекта

2

Комбини­рованный

Выявление дефектов, требующих заделки. Определение формы дефекта. Выполнение разметки под заделку

Уметь:

выявлять дефекты;

определять форму заделки;

выполнять разметку под заделку

Контроль за действием


10

Высверливание, долбление отверстия

2

Комбини­рованный

Выполнение отверстия под заделку (высверливание или выдалбливание). Технические требования к качеству выполненной операции

Знать правила безопасной работы при сверлении и долб­лении.

Уметь выполнять отверстия под заделку


Контроль за действием. Контроль качества


11

Изготовление заделки

2

Комбини­рованный

Изготовление заделки. Технические требования к качеству выполнения операции

Уметь изготавливать заделку. Понимать, что от качества выполнения заделки зависит прочность ее соединения с древесиной


Контроль за действием. Контроль качества


12

Вставка заделки на клею

1

Комбини­рованный

Виды клея, используемые для вставки заделки. Вставка заделки на клею. Технические требования к качеству выполнения операции

Знать виды клея и правила безопасной работы с ним. Уметь выполнять вставку заделки на клею

Контроль за действием. Контроль качества


13

Застрагивание заделки

1

Комбини­рованный

Застрагивание заделки. Оценка качества выполненной работы

Знать правила безопасной работы при строгании. Уметь: выполнять застрагивание заделки; оценивать качество выполненной работы

Контроль за действием. Контроль качества


Пиломатериалы (4 ч)

1

Пиломатериалы: виды, назначение, получение

2

Комбини­рованный

Пиломатериалы: виды (бруски, доски, брусья, обапол, шпалы, рейки, дощечки, планки), назна­чение, получение. Распознавание вида пиломатериалов




Знать виды и назначение пи­ломатериалов.

Уметь определять вид пиломатериала на рисунке и по образцу

Ответы на вопросы


2

Характеристика основных видов пиломатериалов

2

Объяснение нового ма­териала

Характеристика основных видов пиломатериалов. Хранение пиломатериалов, их обмер и стоимость

Знать: характеристики основ­ных видов пиломатериалов; условия их хранения. Иметь представление о расчете стоимости пиломатериалов



Ответы на вопросы. Контроль за действием


Изготовление столярно-мебельного изделия (31 ч)

1

Виды и назначение мебели

2

Объяснение нового ма­териала

Мебель: виды (стул, кресло, стол, тумба, комод, сервант, диван и др.), назначение и комплектование мебели для разных помещений

Знать виды мебели. Уметь определять вид мебели на рисунке и по натуральному образцу

Ответы на во­просы

Совре­менные интерь­еры жи­лых по­мещений

2

Ознакомление с производственным процессом изготовления мебели

1

Объяснение нового ма­териала

Производственный процесс изготовления мебели

Иметь представление о производственном процессе изготовления мебели

Ответы на во­просы


3

Содержание сборочного чертежа

1

Комбиниро­ванный

Содержание сборочного чертежа: спецификация и обозначение составных частей изделия. Чтение технической документации

Иметь представление о содержании сборочного чертежа. Уметь читать техническую документацию

Ответы на во­просы


4

Знакомство с изделием (табурет)

2

Объяснение нового ма­териала

Табурет: назначение, детали, материалы для изготовления. Сборочный чертеж табурета. Техни­ческий рисунок изделия

Знать: детали изделия, мате­риалы для его изготовления. Уметь:

подбирать материалы;

выполнять технический рисунок, читать техническую документацию










Ответы на вопросы. Контроль за действием

Виды табуретов. Отличительные особенности каждого из видов

5

Последовательность изготовления изделия

2

Комбини­рованный

Последовательность изготовления изделия. Названия операций по изготовлению изделия

Знать названия операций по изготовлению изделия. Уметь:

составлять последовательность изготовления изделия с опорой на сборочный чертеж, предметно-технологическую карту, образец;

распознавать вид работ

Заполнение технологиче­ской карты


6

'Заготовка деталей

2

Комбини­рованный

Заготовка деталей: подбор мате­риала, отпиливание

Знать:

правила подбора материала;

правила безопасной работы при пилении.

Уметь:

выполнять разметку заготовок деталей (ножек, проножек, царг) с припуском на обработку;

отпиливание заготовок

Контроль за действием. Контроль ка­чества


7

Выстрагивание деталей но размерам

2

Комбини­рованный

Выстрагивание деталей табурета по размерам. Технические требо­вания к качеству выполнения операции

Знать правила безопасной ра­боты при строгании. Уметь выполнять разметку и выстрагивать детали по размерам

Контроль за действием. Контроль ка­чества


8

Изготовление вставных шипов

2

Комбини­рованный

Изготовление вставных шипов. Технические требования к качеству выполнения операции

Знать приемы изготовления шипов.

Уметь изготавливать вставные шипы


Контроль за действием. Контроль ка­чества


9

Выполнение отверстий в деталях табуретах

2

Комбини­рованный

Разметка и просверливание отверстий в ножках, царгах и про ножках

Знать правила безопасной работы при сверлении. Уметь выполнять сверление отверстий в деталях табурета

Контроль за действием. Контроль качества

1

10

Склеивание боковых рамок

2

Комбини­рованный

Виды клея для склеивания деталей. Вклеивание вставных ши­пов. Соединение ножек с царга ми и проножками. Проверка прямоугольности конструкции. Прессование. Удаление выступившего клея

Знать правила безопасной работы при склеивании. Уметь выполнять склеивание двух боковых рамок

Контроль за действием. Контроль ка­чества


11

Склеивание корпуса табурета

2

Комбини­рованный

Разметка и просверливание в ножках боковых рамок, царгах и проножках. Соединение дета­лей на шипах и клею. Прессова­ние, соединение в зажимах. Проверка прямоугольности конструкции

Знать правила безопасной работы при сверлении и склеивании.

Уметь выполнять склеивание корпуса изделия

Контроль за действием. Контроль ка­чества


12

Изготовление сиденья табурета

2

Комбини­рованный

Разметка и опиливание детали сиденья. Технические требования к качеству выполненной операции

Знать правила безопасной работы при пилении. Уметь изготавливать сиденье табурета

Контроль за действием. Контроль ка­чества

Варианты

сидений

табуретов

13

Зачистка сиденья и корпуса табурета

2

Комбини­рованный

Виды шлифовальной шкурки. Зачистка сиденья и корпуса табурета. Правила безопасной ра­боты

Знать правила выбора шлифо­вальной шкурки. Уметь выполнять зачистку сиденья и корпуса табурета


Контроль за действием. Контроль ка­чества


14

Соединение корпуса табурета с сиденьем

4

Комбини­рованный

Разметка отверстий для круглых вставных шипов. Просверливание отверстий. Установка сиденья на клею. Прессование соединения в струбцинах. Удаление выступившего клея

Знать правила безопасной работы при сверлении и склеи­вании.

Уметь выполнять соединение корпуса с сиденьем


Контроль за действием. Контроль ка­чества


15

Отделка изделия

2

Комбини­рованный

Виды отделки изделия. Подготовка изделия к отделке. Окраска табурета лаком. Правила безопас­ной работы

Знать: виды отделки изделий; правила безопасной работы при окраске лаком. Уметь выполнять отделку изделия


Контроль за действием. Контроль ка­чества

Образцы табуретов с разными видами отделки

16

Оценка качества готового изделия

1

Урок- обобщение

Оценка качества готового изделия (сравнение с образцом). Ана­лиз выполненной работы








Уметь оценивать качество готового изделия

Контроль ка­чества. Она вопросы


Практическое повторение (41 ч)

1

Изготовление изделий ( табурет аптечка)

41

Практиче­ская работа

Последовательность изготовления изделия. Правила безопасной работы с инструментами

Знать: правила безопасной работы при изготовлении изделия; технологию изготовления изделия.

Уметь изготавливать изделие

Контроль за действием. Контроль качества


Самостоятельная работа (8 ч)

1

Самостоятельная работа (по выбору учителя)

8

Самостоя­тельная ра­бота

Последовательность выполнения технологической операции или изготовления изделия

Уметь выполнять технологическую операцию или изготав­ливать изделие

Контроль за дей­ствием. Контроль качества






















II четверть (84 часа)

Вводное занятие (1 ч)

1

Вводное занятие

1

Объяснение нового материала. Беседа

План работы на четверть. Правила безопасной работы в мастерской Изготовление разметочного инструмента

Знать правила безопасной ра­боты в мастерской

Тестирование по вопросам охраны труда


Изготовление разметочного инструмента (19 ч)

1


Разметочные инструменты
























2

Объяснение нового ма­териала

Разметочные инструменты: угольник столярный, ярунок, рейсмус. Требования к разметочным инструментам. Материалы для изготовления инструментов. Качество изготовления, точность. Проверка состояния и пригодности к работе имеющихся в мастерской линеек и угольников

Знать: требования к разметочным инструментам, материалы для изготовления инструментов, качество и точность изго­товления. Уметь проверять состояние и пригодность к работе разме­точных инструментов










Ответы на вопросы. Контроль за действием

Бережное хранение разметочного инструмента и уход за ним

2

Подготовка рубанка для строгания древесины твердой породы

1

Комбини­рованный

Подбор материала для разметоч­ного инструмента. Подготовка рубанка для строгания древесины твердой породы

Знать правила подбора мате­риала для разметочного инст­румента.

Уметь готовить рубанок для строгания древесины твердой породы

Ответы на во­просы. Кон­троль за дей­ствием


3

Столярный угольник: мате­риал, последова­тельность изго­товления

2

Комбини­рованный

Столярный угольник: материал, последовательность изготовле­ния. Выполнение технического рисунка изделия с обозначением размеров

Знать требования к угольнику столярному.

Уметь: подбирать материал для изготовления; составлять последовательность изготовле­ния с опорой на образец, пред­метно-технологическую карту; выполнять технический рисунок








Ответы на во­просы. Запол­нение техно­логической карты


4

Изготовление

столярного

угольника

6

Практиче­ская работа

Разметка деталей по чертежу. Выпиливание заготовки. Выстрагивание поверхностей по задан­ным размерам. Разметка про­ушины. Сборка угольника «насу­хо». Склеивание угольника. Про­верка угольника контрольными инструментами. Разметка длины пера и колодки. Отпиливание припуска. Зачистка инструмента. Отделка изделия. Оценка качест­ва изделия (сравнение с черте­жом и образцом)

Знать последовательность изготовления столярного уголь­ника.

Уметь изготавливать столяр­ный угольник

Контроль за действием. Контроль ка­чества


5

Ярунок: назна­чение, примене­ние

1

Объяснение нового ма­териала

Ярунок: назначение, применение. Ориентировка по чертежу изде­лия. Особенности конструкции

Знать назначение и примене­ние ярунка. Уметь читать чертеж

Ответы на во­просы


6

Последовательность изготов­ления ярунка

1

Комбини­рованный

Последовательность изготовле­ния ярунка. Названия операций по изготовлению изделия

Знать названия операций по изготовлению изделия. Уметь самостоятельно состав­лять последовательность изго­товления ярунка




Заполнение технологиче­ской карты


7

Изготовление ярунка

6

Практиче­ская работа

Изготовление ярунка по состав­ленной технологической карте. Установка малки по транспорти­ру. Проверка качества изготовле­ния ярунка малкой

Знать технологию изготовле­ния ярунка.

Уметь: изготавливать ярунок; проверять качество его изго­товления

Контроль за действием. Контроль ка­чества


Токарные работы (18 ч)

1

Токарный станок: управление, уход, неисправности. Правила безопасной ра­боты

2

Объяснение нового ма­териала

Токарный станок: управление, уход за ним, неисправности. Ме­ры по предупреждению поломок. Правила безопасной работы на токарном станке по дереву

Знать:

правила ухода за токарным станком;

меры по предупреждению поломок;

правила безопасной работы на токарном станке по дереву. Уметь ухаживать за токарным станком

Ответы на вопросы. Контроль за действием


2

Скоба и штан­генциркуль

2

Объяснение нового ма­териала

Скоба и штангенциркуль. Устрой­ство штангенциркуля. Использо­вание нулевого деления нониуса (отсчет до целых миллиметров). Приемы разметки скобой. Прие­мы работы со штангенциркулем

Знать:

устройство штангенциркуля;

применение скобы и штанген­циркуля.

Уметь использовать приемы работы со скобой и штанген­циркулем



Ответы на во­просы. Кон­троль за дей­ствием


3

Приемы работы на токарном станке (на отхо­дах материалов)

4

Комбини­рованный

Приемы работы на токарном станке: снятие конуса резцом, выполнение шипов у ножек, сверление с использованием задней бабки. Проверка размеров изделия кронциркулем и штан­генциркулем

Знать правила безопасной работы на токарном станке по дереву. Уметь:

выполнять снятие конуса рез­цом, шипы у ножек;

сверлить с использованием задней бабки

Контроль за действием. Контроль ка­чества


4

Знакомство с из­делием (ручка для напильни­ков, стамесок, долот)

1

Объяснение нового ма­териала

Ручка для инструмента: материа­лы для изготовления, форма. Требования к ручкам напильни­ков, стамесок, долот. Чертеж из­делия

Знать: требования, предъяв­ляемые к ручкам для напильни­ков, стамесок, долот; материалы для изготовления. Уметь ориентироваться в чер­теже изделия

Ответы на во­просы


5

Последователь­ность изготов­ления изделия

1

Объяснение нового ма­териала

Последовательность изготовле­ния изделия. Названия операций по изготовлению изделия

Уметь составлять последовательность изготовления ручки для напильника, стамески, долота

Заполнение технологиче­ской карты


6

Заготовка для ручки

1

Комбини­рованный

Подбор материала из твердой древесины. Разметка и отпиливание заготовки для ручки с при­пуском на обработку

Уметь: подбирать материал, размечать и отпиливать заго­товку нужного размера


Контроль за действием


7

Вытачивание цилиндра

1

Комбини­рованный

Вытачивание цилиндра. Техни­ческие требования к качеству выполнения операции

Знать правила безопасной ра­боты на токарном станке. Уметь вытачивать цилиндр на токарном станке


Контроль за действием. Контроль ка­чества


8

Обработка по­верхности ручки по заданному размеру

2

Комбини­рованный

Обработка поверхности ручки по заданному размеру. Техниче­ские требования к качеству вы­полненной операции

Знать правила безопасной ра­боты на токарном станке. Уметь выполнять обработку поверхности ручки по заданно­му размеру

Контроль за действием. Контроль ка­чества


9

Сверление от­верстия для хвос­товика инстру­мент

2

Комбини­рованный

Сверление отверстия глубиной, равной длине хвостовика инст­румента

Знать правила безопасной ра­боты на токарном станке. Уметь выполнять сверление отверстия под хвостовик инст­румента

Контроль за действием. Контроль ка­чен ва


10

Зачистка ручки

2

Комбиниро­ванный

Зачистка ручки. Оценка качества готового изделия

Уметь:

выполнять зачистку ручки;

оценивать качество готового изделия



Контроль за действием. Контроль ка­чества


Практическое повторение (40 ч)

1

Изготовление изделия (ска­мейка, ярунок или солонка)

40

Практиче­ская работа

Последовательность изготовле­ния изделия. Правила безопасной работы

Уметь изготавливать изделие на токарном станке

Контроль за действием. Контроль ка­чества


Самостоятельная работа (6 ч)

1

Самостоятельная работа (по вы­бору учителя)

6

Самостоя­тельная ра­бота

Последовательность выполнения технологической операции или изготовления изделия

Уметь выполнять технологи­ческую операцию или изготав­ливать изделие

Контроль за действием. Контроль ка­чества
























III четверть (120 часов)

Вводное занятие(1 ч)

1

Вводное заня­тие. Повторный инструктаж по охране труда

1

Объяснение нового ма­териала. Беседа

План работы на четверть. По­вторный инструктаж по охране труда

Знать правила безопасной ра­боты в мастерской

Ответы на во­просы. Тести­рование


Изготовление строгального инструмента (34 ч)

1

Строгальные инструменты

2

Объяснение нового ма­териала

Инструменты для ручного стро­гания плоскости: технические требования. Материал для изготовления инструментов. Экономические и эстетические требования к инструментам. Назначение разных видов строгального инструмента. Основные части строгальных инструментов


Знать: назначение строгального инструмента, материал для его изготовления; требования, предъявляемые к строгальным инструментам

Ответы на во­просы


2

Последователь­ность изготовле­ния шерхебеля

2

Объяснение нового ма­териала

Основные части шерхебеля. По­следовательность изготовления шерхебеля. Инструменты, необ­ходимые для изготовления шер­хебеля

Знать: названия деталей и опе­раций по изготовлению шерхе­беля; инструменты. Уметь составлять последова­тельность изготовления шерхе­беля с опорой на предметно- технологическую карту




Ответы на во­просы. Запол­нение техноло­гической карты


3

Изготовление колодки

10

Комбини­рованный

Основные части колодки шерхебеля. Подбор материала. Разметка заготовок для колодки. Выпиливание заготовок по длине и ширине. Выстрагивание пласти. Подготовка заготовок к склеива­нию. Склеивание заготовок. Выстрагивание колодки по задан­ному размеру. Разметка колодки. Выполнение летка. Обработка торцов гнезда. Выполнение про­пилов внутри гнезда. Срезание подрезанного материала. Зачистка поверхностей гнезда. Отапливание припуска по длине. Обработка торцов. Зачистка колодки












Знать: части колодки шерхе­беля; материал; последователь­ность изготовления колодки; правила безопасной работы. Уметь изготавливать колодку

Контроль за действием. Контроль ка­чества


4

Изготовление клина

6

Комбиниро­ванный

Подбор материала. Выпиливание заготовки для клина. Выстрагива­ние заготовки по заданному раз­меру. Разметка и спиливание уклона. Подгонка клина к посте­ли строганием. Разметка рожков. Срезание уклона. Разметка дли­ны клина. Отпиливание. Обра­ботка торцов и пласти. Зачистка клина

Знать:

последовательность изготов­ления клина;

правила подбора материала;

правила безопасной работы с инструментами.

Уметь изготавливать клин



Контроль за действием. Контроль ка­чества


5

Изготовление рожка

8

Комбини­рованный

Подбор материала. Выпиливание заготовки. Выстрагивание заго­товки по заданному размеру. Разметка и обработка контуров. Скругление углов. Зачистка. Вы­бирание гребня. Зачистка рожка шкуркой. Разметка паза в колод­ке по гребню рожка. Выбирание паза в колодке. Подгонка рожка к колодке









Знать:

- последовательность изготов­ления рожка;

-правила безопасной работы. Уметь изготавливать рожок

Контроль за действием. Контроль ка­чества


6

Настройка и от­делка шерхебеля

6

Комбини­рованный

Фугование подошвы. Проведение пробного строгания. Разборка шерхебеля. Зачистка колодки, клина и рожка. Лакирование рожка, клина, колодки. Сборка шерхебеля. Оценка качества го­тового изделия

Знать:

операции по настройке и от­делке шерхебеля;

правила безопасной работы. Уметь выполнять настройку и отделку шерхебеля

Контроль за действием. Контроль ка­чества


Представление о процессе резания древесины (4 ч)

1

Элементы резца

1

Объяснение нового ма­териала

Резец: элементы, основные грани и углы при прямолинейном ре­зании

Знать элементы резца. Уметь различать углы заточки и резания

Ответы на во­просы


2

Виды резания древесины

1

Объяснение нового ма­териала

Виды резания древесины (про­дольное, поперечное, торцовое). Движения резания и подачи

Знать виды резания древесины. Уметь определять по типу стружки вид резания

Ответы на во­просы


3

Влияние изме­нения угла резца на процесс ре­зания

1

Комбини­рованный

Влияние на процесс резания из­менения основных углов резца

Иметь представление о влия­нии на процесс резания изме­нения основных углов резца. Уметь сравнивать процессы резания при разных углах резца



Ответы на во­просы. Кон­троль за дей­ствием


4

Определение формы резцов

1

Лаборатор­ная работа

Определение формы резцов раз­ных дереворежущих инстру­ментов

Уметь определять форму (эле­менты геометрии) резцов раз­ных дереворежущих инстру­ментов



Оформление результатов лабораторной работы


Изготовление столярно-мебельного изделия (37 ч)

1

Знакомство с изделием (щи­товой стол и та­бурет в масшта­бе 1 : 5)

1

Объяснение нового ма­териала

Щитовой стол и табурет рамоч­ной конструкции. Детали изде­лия. Материалы для изготовле­ния. Чертеж изделия. Организа­ция рабочего места

Знать: детали изделий, мате­риалы для изготовления. Уметь:

ориентироваться в чертеже изделия;

организовывать рабочее место

Ответы на во­просы. Кон­троль за дей­ствием


2

Технология из­готовления сбо­рочных единиц

2

Объяснение нового ма­териала

Технология изготовления сбо­рочных единиц (рамок, коробок, щитов, опор). Распознавание сборочных единиц в выполняе­мом изделии

Знать названия операций. Уметь распознавать сбороч­ные единицы в выполняемом изделии



Контроль за действием. Контроль ка­чества


3

Способы соеди­нения деталей и сборочных единиц

2

Объяснение нового ма­териала

Способы соединения деталей и сборочных единиц. Способы соединения в сборочных зажимах и приспособлениях. Зависимость времени выдержки собранного узла от вида клея, температурных условий последующей обработки. Брак при сборке изделия: предупреждение и исправление




Знать способы соединения де­талей и сборочных единиц. Иметь представление о зави­симости времени выдержки собранного узла от различных факторов, о видах брака

Ответы на вопросы


4

Разборные со­единения в столярно-мебельных изделиях

2

Объяснение нового ма­териала

Металлическая фурнитура для соединения сборочных единиц. Разъемные и неразъемные соеди­нения

Знать виды металлической фурнитуры для соединения сборочных единиц. Уметь определять вид соеди­нения деталей и узлов

Ответы на во­просы

Совре­менные виды ме­талличе­ской фур­нитуры для соединения сборочных единиц

5

Бригадный ме­тод работы

2

Объяснение нового ма­териала

Бригадный метод работы при производстве мебели. Организа­ция пооперационной работы. Учет производительности труда

Иметь представление о бри­гадном методе работы, поопе­рационном разделении труда

Ответы на во­просы


6

Последователь­ность изготов­ления изделия. Организация работы

2

Объяснение нового ма­териала

Последовательность изготовле­ния изделия. Организация бри­гад. Пооперационное разделение труда внутри бригад

Знать названия операций по изготовлению изделия. Уметь: составлять последова­тельность изготовления изде­лия с опорой на образец или предметно-технологическую карту; организовывать работу по производству мебели внутри бригады


Ответы на во­просы. Кон­троль за дей­ствием. Заполнение технологиче­ской карты


7

Изготовление деталей и сбо­рочных единиц

24

Комбини­рованный

Подбор материала для изделия. Изготовление щитового стола: подготовка щитов; изготовле­ние крышки, ножек, проножеки клиньев; соединение подсто­лья; закрепление крышки на под­столье; зачистка лицевых по­верхностей и граней; покрытие лаком. Изготовление табурета рамочной конструкции с мягким сиденьем: изготовление ножек, проножек и царг; склеивание двух боковых рамок, склеивание корпуса табурета, изготовление сиденья; зачистка корпуса табу­рета, соединение корпуса с си­деньем; покрытие изделия лаком

Уметь изготавливать столярно-мебельное изделие в мас­штабе 1:5с пооперационным разделением труда

Контроль ка­чества


8

Анализ выпол­ненной работы

2

Урок- обобщение

Учет и коллективное обсуждение производительности труда. Оценка качества готового изде­лия. Анализ выполненной работы






Уметь: анализировать выпол­ненную работу; оценивать ка­чество готового изделия

Контроль ка­чества


Практическое повторение (34 ч)

1

Изготовление изделия (столяр­ный угольник, выставочная вит­рина и др.)

34

Практиче­ская работа

Последовательность изготовле­ния изделия. Правила безопасной работы

Знать:

технологию изготовления изделия;

правила безопасной работы. Уметь: изготавливать изделие; оценивать его качество

Контроль за действием. Контроль ка­чества


Самостоятельная работа (10 ч)

2

Самостоятельная работа (по вы­бору учителя)

10

Самостоя­тельная ра­бота

Последовательность выполнения технологической операции или изготовления изделия

Знать правила безопасной работы.

Уметь выполнять технологи­ческую операцию или изготав­ливать изделие

Контроль за действием. Контроль ка­чества

















IV четверть (96 часов)


Вводное занятие(1ч)

1

Вводное занятие

1

Объяснение нового ма­териала. Беседа

План работы на четверть. Прави­ла безопасной работы в мастер­ской

Знать правила безопасной работы в мастерской

Ответы на вопросы


Ремонт столярного изделия (27 ч)

2

Эксплуатация мебели и причи­ны ее износа

2

Объяснение нового ма­териала

Эксплуатация мебели. Износ ме­бели: причины, виды. Выявление повреждений на мебели

Знать причины износа мебели, виды повреждений. Уметь выявлять повреждения на мебели

Ответы на во­просы. Кон­троль за дей­ствием


3

Виды ремонта мебели

2

Объяснение нового ма­териала

Виды ремонта мебели (восста­новление шиповых соединений, покрытий лицевой стороны, ис­пользование вставок, замена де­талей). Технические требования к качеству ремонта

Знать виды ремонта мебели. Уметь планировать ремонт мебели (стула, стола, шкафа)

Ответы на во­просы. Кон­троль за дей­ствием


4

Планирование работы при ре­монте мебели

2

Объяснение нового ма­териала

Последовательность работы при ремонте изделий. Составление дефектной ведомости

Знать виды ремонта мебели. Уметь:

составлять план работы при ремонте мебели;

составлять дефектную ведо­мость на ремонтируемое изделие




Ответы на во­просы. Кон­троль за дей­ствием


5

Ремонт столяр­ного изделия

20

Комбини­рованный

Разборка изделия частично или полностью. Очистка соеди­нения от старого клея. Ремонт или замена (не подлежащих вос­становлению) деталей. Склеивание элементов. Усиление узлов и соединений болтами, метал­лическими уголками. Подгонка узлов. Установка фурнитуры. Зачистка поверхности. Окраска изделия лаком. Технические тре­бования к качеству работ

Знать:

последовательность работы при ремонте изделия;

правила безопасной работы. Уметь выполнять ремонт сто­лярного изделия

Контроль за действием. Контроль ка­чества


6

Оценка качества

выполненной

работы

1

Урок- обобщение

Оценка качества выполнения ре­монта столярного изделия

Уметь оценивать качество вы­полнения ремонта столярного изделия














Контроль ка­чества


Безопасность труда во время столярных работ (4 ч)

1

Безопасность труда во время столярных работ

2

Объяснение нового ма­териала

Значение техники безопасности (гарантия от несчастных случаев и травм). Причины травматизма (неисправность инструмента или станка, неправильное складиро­вание или переноска материала, ошибки при заточке или наладке инструмента, неосторожное об­ращение с электричеством). Ме­ры предохранения от травм

Иметь представление о значе­нии техники безопасности. Знать причины травматизма и меры по его предупреждению. Уметь определять возможные причины травматизма при ра­боте с каким-либо инструмен­том или на каком-либо станке


Ответы на во­просы. Кон­троль за дей­ствием


2

Предупрежде­ние пожаров

2

Урок- повторение

Возможность быстрого возгора­ния древесных материалов, мате- риалоотходов, красок, лаков и других легковоспламеняющих­ся жидкостей. Предупреждение пожаров. Первичные средства пожаротушения. Действия при пожаре

Знать:

возможные причины пожаров;

правила пользования пер­вичными средствами пожаро­тушения;

правила и пути эвакуации. Уметь:

пользоваться первичными средствами пожаротушения;

правильно действовать при возникновении пожара


Ответы на во­просы. Кон­троль за дей­ствием

Совре­менные огнету­шители: виды, пра­вила поль­зования

Крепежные изделия и мебельная фурнитура (6 ч)

1

Способы соеди­нения деталей и столярных из­делиях

1

Объяснение нового ма­териала

Способы соединения деталей и столярных изделиях (на гвоздях, шурупах, клею, на шинах, комбинированные)

Знати способы соединения детален в столярных изделиях. Уметь определять вид соеди­нения по образцам или техни­ческим рисункам


Ответы на во­просы


2

Виды гвоздей и их использо­вание

1

Объяснение нового ма­териала

Гвоздь: виды (строительный, тарный, обойный, штукатурный, толевый, отделочный), их ис­пользование. Стандартная длина гвоздя

Знать виды гвоздей, сферу их применения. Уметь определять вид гвоздя, его длину на глаз


Ответы на во­просы. Кон­троль за дей­ствием


3

Виды и назначе­ние шурупов

1

Объяснение нового ма­териала

Шурупы: виды, назначение. Стандартная длина шурупа. Рас­познавание видов шурупов

Знать виды шурупов и их на­значение.

Уметь распознавать вид шу­рупов









Ответы на во­просы. Кон­троль за действием


4

Мебельная фур­нитура и крепеж­ные изделия

2

Комбини­рованный

Виды крепежных изделий и фур­нитуры: болт, винт, стяжка, за­движка, защелка, магнитный держатель, полкодержатель, пет­ля; их назначение

Знать виды крепежных изде­лий и мебельной фурнитуры и их назначение. Уметь распознавать виды ме­бельной фурнитуры и крепеж­ных изделий

Ответы на во­просы

Совре­менные виды ме­бельной фурнитуры

5

Распознавание видов крепеж­ных изделий и мебельной фурнитуры

1

Лаборатор­ная работа

Распознавание видов крепежных изделий и мебельной фурнитуры

Знать виды крепежных изде­лий и мебельной фурнитуры. Уметь распознавать виды кре­пежных изделий и мебельной фурнитуры

Оформление результатов лабораторной работы


Практическое повторение (48 ч)

1

Изготовление крепежных изделий

48

Практиче­ская работа

Последовательность изготовления крепежных изделий. Оценка качества готового изделия

Уметь изготавливать крепежные изделия

Контроль за действием. Контроль качества


Контрольная работа (10 ч)

1

Изготовление изделия (по выбору учителя)

10

Контроль­ная работа

Последовательность изготовления изделия. Анализ выполненной работы

Знать технологию изготовления изделия.

Уметь изготавливать изделие

Контроль за действием. Контроль качества


Список литературы

  1. Перелетов. А.Н. Столярное дело 8 класс. Гуманитарный издательский центр «Владос» 2005.

  2. Журавлев Б.А. Столярное дело. 7 – 8 кл. М.:Просвешение. 1993.

  3. Павлова О.В. Трудовое обучение 5 – 9 классы. Развернутое тематическое планирование. Столярное дело. Волгоград, Учитель. 2010.

  4. Крейндлин Л.Н. Столярные работы. М.: Высшая школа. 1978.