СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Саранпаульская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Протокол №1 от 30.08.2021г. заседания предметного МО УНК | Согласовано Протокол № 1 от 31.08.2021г.заседания НМС | Утверждено Приказ № 156 МБОУ « Саранпаульская СОШ » от 31.08.2021
|
Рабочая программа по предмету
«Основы религиозных культур и светской этики»
модуль «Основы светской этики»
УМК «Школа России»
Рабочая программа учебного предмета «Основы светской этики» для 4 класса
разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного стандарта начального общего образования
на основе программы «Основы религиозных культур и светской этики» А. Я. Данилюк и
учебно-методическим комплектом авторов А.А.Шемшурина, Н.М.Брунчуковой, Р.Н.Демина.
Составитель учитель начальных классов:
Бадма-Церенова Марина Александровна
Саранпауль, 2021г.
Пояснительная записка
«Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс
УМК «Школа России»
Составлена на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики» А. Я. Данилюк и учебно-методическим комплектом авторов А.А.Шемшурина, Н.М.Брунчуковой, Р.Н.Демина.
Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании» ст.9, п.1, на основе ежегодных посланий Президента РФ собранию РФ. В соответствии с п.6 ст. 9 и п.2 ст.14 Закона РФ «Об образовании», п.1 ст.4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», п.1 ст.63 Семейного кодекса РФ. Требований Стандарта (п. 12.4)
Нормативно – правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632)
Структура рабочей программы соответствует стандарту начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики (ФГОС п.19.5).
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей:
Основы православной культуры;
Основы исламской культуры;
Основы буддийской культуры;
Основы иудейской культуры;
Основы мировых религиозных культур;
Основы светской этики.
Модуль светской этики | В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций. Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я.Данилюка, в частности модуль «Светская этика» соответствует ФГОС, который подробно описан в приказе Минобрнауки РФ «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года № 1089» №69 от 31 января 2012 года. Основой для данного курса также является концепция « Духовно-нравственного воспитания», которая разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребёнка, на основе Поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632. Не противоречит федеральным законам №124 « Основные гарантии …» и №125 «О свободе и совести и о религиозных объединениях». Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях.
|
Адресат | Программа адресована обучающимся четвёртых классов общеобразовательных школ. Программа разработана на один год обучения – 1 час в неделю (34 часа). Возрастное предназначение программы: 10–11 лет. Продолжительность занятия – 40 минут.
|
Объем и сроки изучения | Материал изучается на базовом уровне в 4 классе, один час в неделю, 34 часа в год. Основание Приказ Минобрнауки РФ «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 года № 1312» №74 от 01 февраля 2012 года. На изучение предмета отводится 1 час в неделю, всего - 34 часа: I триместр - 12ч. II триместр - 11ч. III триместр - 11ч |
Соответствие Государственному образовательному стандарту | Настоящая рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОСНОО), а также с учетом лучших традиций российской педагогики. Данная программа разработана в соответствии с: Примерной программой начального общего образования, разработанной на основе стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться; авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики». А.Я.Данилюк «Просвещение», 2010. учебно-методическим комплектом авторов А.А.Шемшурина, Н.М.Брунчуковой, Р.Н.Демина. |
Основные идеи и принципы обучения: | Основные идеи: – воспитание личности детей должно опираться на высшие достижения мировой и русской культуры, поднимающей вопросы нравственности; – содержание программы должно соответствовать интересам и потребностям воспитанников. Основные принципы: диалогическое взаимодействие; приоритет личностного развития учащихся, их интеллектуальной, духовно-нравственной и эмоциональной сферы; актуальность; опоры на самостоятельность мышления учащихся; вариативность (возможность выбора на уровне вопроса, задания, интерпретации, способов деятельности и презентации образовательного результата); деятельностное обучение, которое последовательно реализуется через соответствующий отбор содержания, форм, методов и видов учебной деятельности. соблюдения баланса между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения; органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.
|
Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания
| Технологии диалогового взаимодействия: -технология рефлексивного чтения; -технология обсуждения проблем; -технология взаимного обмена заданиями. Познавательно-исследовательские методы: -беседа-распознавание; -диалог-сравнение; -исследовательский проект. Методы обратной связи: -интерпретация; -загадки-притчи; -проблемная пресс-конференция; - разговор с замещённым собеседником. Игровые и деятельностные методы: -игра-испытание; - ролевая игра; - продуктивный труд.
|
Цель курса: | Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
|
Задачи:
| Знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»; Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей; Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе; Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
|
Подходы | Преподавание основ светской этики может строиться с учетом таких подходов, как: - целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции; - активизация познавательной активности школьников; - создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч. Большое внимание на каждом уроке, занятии следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя.
|
Методы:
| Преподавание курса будет проходить на основе системно-деятельностного подхода и информационно-коммуникативных технологий. В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, будут использоваться следующие методы: Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях. Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области. Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде. Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
|
Формы и варианты проведения уроков и их этапов:
| эвристические беседы; различные виды дискуссий учебные и социальные проекты; уроки-экскурсии; деловые и ролевые игры; практикумы; различные викторины и другие конкурсные события; творческие мастерские. Драматизация (театрализация) Интервью Составление словаря Сочинения Создание галереи образов |
Формы работы с учащимися: | Коллективная, групповая (с постоянным и меняющимся составом учащихся), и индивидуальная. А также предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов учащихся на основе изученного материала, как индивидуальных, так и коллективных форм обучения.
|
Формы работы с родителями: | В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований. Формы работы с родителями: родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации, открытые уроки, беседы, совместные праздники и мероприятия.
|
Специфика программы | Образовательные и воспитательные задачи обучения курса решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств Содержание программы по предмету религиоведение позволяет шире использовать деятельностный подход к учащимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и успешное продвижение в рефлексивном развитии.
|
Основное содержание модуля | Содержание модуля «Основы светской культуры» подразумевает выделение семи тематических разделов, каждый из которых имеет свою ценностную ориентацию и ведущую воспитывающую идею: Введение. Этика — наука о нравственной жизни человека (1 ч) Основные понятия: доброта, красота. Раздел 5. Простые нравственные истины (5 ч) Тема 1. Ежели душевны вы и к этике не глухи… (1 ч) Тема 3. Человек — чело века |
Общие требования к уровню подготовки учащихся
| В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики, а частности модуля «Светская этика» ученик должен: Знать: основные понятия светской этики; значение этики в жизни человека; образцы нравственности в культурах разных народов; духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Уметь: излагать свое мнение по поводу значения светской этики в жизни людей и общества; соотносить нравственные формы поведения с нормами поведения культур разных народов; строить толерантные отношения в обществе; применять полученные знания в социуме; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мнения, готовить сообщения по выбранным темам. |
Планируемые результаты изучения учебного предмета | Личностные, метапредметные и предметные результаты Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики», в частности модуля «Светская этика» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания. Требования к личностным результатам: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Требования к метапредметным результатам: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества; определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Требования к предметным результатам: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; осознание ценности человеческой жизни. |
Формы контроля | Формой промежуточного контроля являются выполнение различных творческих заданий (составление кроссворда, рисунки, соответствующие темам занятий и т. д. ), тестовых, практических заданий и т. д. Форма итогового контроля – защита презентаций. Диагностика успешности достижения результатов выполняется, прежде всего, в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.
|
Содержание учебника построено сучетом:
| возрастных особенностей обучающихся; новизны и особенностей содержания курса; культурологической направленности курса; направленности предмета на объединение, а не разобщение школьников; имеющегося учебного, социального и личностного опыта школьников; возможностей нового предмета для развития не только духовно-нравственной сферы, но и универсальных учебных действий, критического мышления, коммуникативных навыков и умений, творческого потенциала учащихся и т. д. |
Ожидаемые результаты.
| В результате изучения модуля «Светская этика» ожидается , что у учащихся будут сформированы: уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; эстетические потребности, ценности и чувства; основы российской гражданской идентичности; осознание своей этнической и национальной принадлежности; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
|
Используемый учебно-методический комплект
Учебная программа | Учебники, учебные пособия | Методические материалы | Дидактические материалы | Материалы для контроля |
Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2011. | Шемшурина А.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учебн. для общеобразоват. Организаций/ - М.: Просвещение, 2017.
| Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2011. | Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. – М.: Просвещение, 2015. | Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.Е.Егоркина и др.; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения). Контрольно-измерительные материалы – критерии оценивания проектных и творческих работ, составленные учителем. |
Календарно – тематическое планирование
Дата | № урока | Тема урока | Планируемые результаты | Формы и виды деятельности | Основные термины и понятия | Основное содержание | Характеристика основных видов |
Введение. Этика — наука о нравственной жизни человека (1 ч) | |||||||
03.09 | 1 | Этика – наука о нравственной жизни человека. | Знакомство с общественными нормами нравственности и морали | Беседа; комментированное чтение; устный рассказ на тему; работа с иллюстрированным материалом; самостоятельная работа с источником | Культура, мораль, нравственность, этика: религиозная, светская, | Иметь представления о светской этике и её роли в истории и современности Росси. | Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики; Владеть логическими действиями установления причинно-следственных связей между этическими феноменами; Адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач.
|
|
| Раздел 1 Этика общения |
|
| |||
10.09 | 2 | Добрым жить на свете веселей. | Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. | Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | Добро и зло как основные этические понятия | Понятия «добро» и «зло» как главные этические категории. | Вести учебный, социокультурный диалог. |
17.09 | 3 | Правила общения для всех. | Установка взаимосвязи между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственные формы поведения, сопоставление их с нормами разных культурных традиций | Общение, стремление понять другого человека, тактичность, чуткость, деликатность, Золотое правило этики; принципы общения | Общение как одна из основных потребностей человека. Главное в общении – стремление к пониманию. Тактичность — важное условие общения. Сопутствующие качества общения (чуткость, деликатность и др.) | Объяснять значение изучаемых понятий. | |
24.09 | 4 | От добрых правил – добрые слова и поступки. | Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Добро и зло как основные этические понятия | Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | Добро, зло, копилка добрых слов | Вековой опыт о доброй основе человека. Проявление добра | Различать проявления добра и зла. |
01.10 | 5 | Каждый интересен. | Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей | Добродетельные отношения. Дружба. | Этические основы правил общения в классе для каждого. | Определять особенности индивидуального проявления окружающих. | |
Раздел 2 Этикет | |||||||
08.10 | 6 | Премудрости этикета. | Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи. | Этикет, образец, церемониал | Этикет как понятие. Его этическая сущность и содержание. | Уметь охарактеризовать правила этикета. С пониманием комментировать иллюстрации правил, соотносить с ними своё поведение. |
15.10 | 7 | Красота этикета. | Установка взаимосвязи между культурой и поведением людей. | Правила этикета, | Целесообразность и красота этикета. Основные принципы правил этикета, их разумность. | Обозначать сущность понятия «этикет». | |
22.10 | 8 | Простые школьные и домашние правила этикета. | Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей | Праздник. Подарок. Праздничный ритуал. | Общее и особенное в правилах школьного и домашнего | Знать основные правила этикета. | |
29.10 | 9 | Чистый ручеёк нашей речи. | Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России. Овладение логическими действиями анализа готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | Речь, стыд, вина, извинение. | Характеристика и определение | Осознавать значение понятия «речь». |
Раздел 3 Этика человеческих отношений | |||||||
12.11 | 10 | В развитие добрых чувств – творение души. | Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.) | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | Доброта, ласка, приветливость, грубость, недоброжелательность, задиристость. Душа, духовность. | Этическая основа понятия | Объяснять, в чём этическая и эмоциональная основа понятия «душа». |
19.11 | 11 | Природа – волшебные двери к добру и доверию. | Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения. | Природа, жизнь, ответственность Ценности. Жизнь человека. Уникальность. Неповторимость жизни. | Природа как добрая основа | Определять смысловое значение понятия «справедливость». | |
26.11 | 12 | Чувство Родины. | Обучение толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России. | Нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист. | Многогранность и смысловое | Объяснять смысловую основу понятий «род», «Родина». | |
03.12 | 13 | Жизнь протекает среди людей. | Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей | Совесть. Стыд. Размышления. Чувства. Воля. | Многообразие видов взаимодействий человека с людьми и его содержательная основа. | Понимать значение понятия «человечности». | |
Раздел 4 Этика отношений в коллективе | |||||||
10.12 | 14 | Чтобы быть коллективом. | Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей | Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | Коллектив, коллективист, друг, дружба. Нравственная установка. Правила поведения в коллективе. | Смысловое содержание понятия «коллектив». Главные характеристики и значимые принципы коллективных отношений. Типичное и особенное в ситуациях | Аргументированно отвечать на вопрос «Что такое коллектив?» Анализировать особенности коллектива. |
17.12 | 15 | Коллектив начинается с меня. | Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей | Индивидуальные потребности | Осознавать понятия «индивидуальность», «дружба», «уважение». | ||
24.12 | 16 | Мой класс – мои друзья. | Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей | Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | Чуткость, бескорыстие, доверие. | Умение видеть состояние другого человека и соответственно | Умение понять состояние другого человека. |
14.01 | 17 | Скажи себе сам
| Рефлексия деятельности на протяжении изучения предмета в первом полугодии. |
| Творческая работа, подводящая итоги изучения предмета в 1-м полугодии. Это может быть сочинение-эссе, проект, совместное мероприятие и т. д | Применять на практике полученные знания. | |
Раздел 5. Простые нравственные истины | |||||||
21.01 | 18 | Ежели душевны вы и к этике не глухи. | Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | Вежа, вежливость, невежа. Золотое правило нравственности. Общечеловеческие ценности. | Золотое правило этики и, | Осознавать значение золотого правила этики. |
28.01 | 19 | Жизнь священна. | Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.) | Материальные и духовные потребности. Ценности. Жизнь человека. Уникальность неповторимость жизни. | Жизнь как главная потребность человека. Жизнь священна — главная нравственная истина. Отличие материальных | Понимать значение понятий «смысл», «нравственный закон», «жизнь». Уметь размышлять о том, какую роль играют духовные ценности в жизни человека. | |
04.02 | 20 | Человек рождён для добра. | Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.) | Добро, истина, красота | Благо жизни — в развитии | Характеризовать понятия «бескорыстность», «доброта», «совесть». | |
11.02 | 21 | Милосердие – закон жизни. | Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей | Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, составление плана, подготовка рассказа. | Сочувствие, милосердие, сопереживание, сострадание | Значимость этических понятий «сочувствие», «сопереживание», «сострадание», «милосердие», «участие». Их взаимосвязь | Объяснять значение понятий «сочувствие» и «сопереживание», «сострадание» и «милосердие». Использовать знания по литературному чтению, |
18.02 | 22 | Жить во благо себе и другим. | Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей | Культура, мораль, нравственность. Справедливость. Тактичность, | Конфликтные ситуации и | Анализировать конфликтную ситуацию, обозначая | |
Раздел 6 Душа обязана трудиться | |||||||
25.02 | 23 | Следовать нравственной установке. | Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. | Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа. | Добро, нравственная установка. | Намерения и поступки, их | Устанавливатьсвязь между намерением и поступком. Составлять небольшой текст-рассуждение на |
04.03 | 24 | Достойно жить среди людей. | Нравственность, бескорыстие, уважение, доброжелательность. | Взаимосвязь понятий «достойно» и «достоинство». Погружение | Обосновывать значение понятий «достоинство», | ||
11.03 | 25 | Уметь понять и простить. | Анализ моральных и этических требований, предъявляемых к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях. | Гуманизм, гуманность, понимание, прощение. | Необходимость и умение посмотреть на себя со стороны. | Чётко представлять, что такое понимание, гармония, прощение. | |
18.03 | 26 | Простая этика поступков. | Свобода. Нравственный выбор. Ситуация морального выбора. Этика поступка. | Сущность простой этики поступков. Их основной ориентир — любые наши действия всегда не во вред другим людям. | Аргументированно объяснять, что означает нравственный выбор. | ||
Раздел 7. Посеешь поступок – пожнёшь характер | |||||||
25.03 | 27 | Общение и источники преодоления обид. | Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей | Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа. | Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности. | Основные формы общения и | Комментировать основное содержание урока и |
01.04 | 28 | Ростки нравственного опыта поведения. | Моральный долг. Моральная обязанность. | Направленность и содержательные основы душевных усилий каждого на развитие нравственного опыта поведения. | Объяснятьпонятие «нравственность». | ||
08.04 | 29 | Доброте сопутствует терпение. | Добродетельные отношения. Дружба. Терпение и терпимость. | Закономерность сочетания и | Осознаннораскрывать суть понятий «терпение», | ||
15.04 | 30 | Действия с приставкой «СО». | Сочувствие, сопереживание, сострадание, соболезнование, соучастие. | Действия с приставкой «со» — | Систематизировать и обобщать этические знания. | ||
Раздел 8 . Судьба и Родина едины | |||||||
22.04 | 31 | С чего начинается Родина. | Знакомство с ценностями: Отечество, долг и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России. | Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | Родина, Отчизна, Отечество. | Смысловой оттенок чувства Родины. Соотношение понятий «Родина» и «Отечество». | Соотносить понятия «Родина», «Отечество». |
29.04 | 32 | В тебе рождается патриот и гражданин. | Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ. | Основы чувства любви к матери и Родине. Общее и особенное. Патриот – сын Отечества, | Осознанно раскрывать понятия «патриот», «патриотизм», «гражданин», «гражданственность». | ||
06.05 | 33 | Человек – чело века. | Анализ важности соблюдения человеком нравственных и моральных норм | Человек, назначение человека, | Человек как образ века. | Сравнивать чувство любви к Родине и матери. | |
13.05 | 34 | Слово, обращённое к тебе. | Подведение итогов. Презентация творческих работ. Участие в диспутах, обучение слушать собеседника и излагать своё мнение. | Нравственная установка, живите дружно и легко, понять и простить, гуманность, бескорыстие, СО значит вместе, опыт нравственного поведения, терпимость, терпение. | Итоговая творческая работа: сочинение, проект, совместное мероприятие, презентация и т. д. | Обобщать знания, полученные при изучении курса. |