СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета " Основы светской этики "для 4 класса

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета " Основы светской этики "для 4 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Саранпаульская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрено

Протокол №1 от 30.08.2021г.

заседания предметного МО УНК

Согласовано

Протокол № 1 от 31.08.2021г.заседания НМС

Утверждено

Приказ № 156 МБОУ « Саранпаульская СОШ » от 31.08.2021





Рабочая программа по предмету

«Основы религиозных культур и светской этики»

модуль «Основы светской этики»

УМК «Школа России»


Рабочая программа учебного предмета «Основы светской этики» для 4 класса

разработана в соответствии с требованиями

федерального государственного стандарта начального общего образования

на основе программы «Основы религиозных культур и светской этики» А. Я. Данилюк и

учебно-методическим комплектом авторов А.А.Шемшурина, Н.М.Брунчуковой, Р.Н.Демина.


Составитель учитель начальных классов:

Бадма-Церенова Марина Александровна



Саранпауль, 2021г.


Пояснительная записка

«Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс

УМК «Школа России»


Составлена на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики» А. Я. Данилюк и учебно-методическим комплектом авторов А.А.Шемшурина, Н.М.Брунчуковой, Р.Н.Демина.

Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании» ст.9, п.1, на основе ежегодных посланий Президента РФ собранию РФ. В соответствии с п.6 ст. 9 и п.2 ст.14 Закона РФ «Об образовании», п.1 ст.4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», п.1 ст.63 Семейного кодекса РФ. Требований Стандарта (п. 12.4)

Нормативно – правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632)

Структура рабочей программы соответствует стандарту начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики (ФГОС п.19.5).

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей:

  1. Основы православной культуры;

  2. Основы исламской культуры;

  3. Основы буддийской культуры;

  4. Основы иудейской культуры;

  5. Основы мировых религиозных культур;

  6. Основы светской этики.



















Модуль светской этики

В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.

Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я.Данилюка, в частности модуль «Светская этика» соответствует ФГОС, который подробно описан в приказе Минобрнауки РФ «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года № 1089» №69 от 31 января 2012 года.

Основой для данного курса также является концепция « Духовно-нравственного воспитания», которая разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребёнка, на основе Поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632. Не противоречит федеральным законам №124 « Основные гарантии …» и №125 «О свободе и совести и о религиозных объединениях».

Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях.


Адресат

Программа адресована обучающимся четвёртых классов общеобразовательных школ.

Программа разработана на один год обучения – 1 час в неделю (34 часа). Возрастное предназначение программы: 10–11 лет. Продолжительность занятия – 40 минут.


Объем и сроки изучения

Материал изучается на базовом уровне в 4 классе, один час в неделю, 34 часа в год. Основание Приказ Минобрнауки РФ «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 года № 1312» №74 от 01 февраля 2012 года.

На изучение предмета отво­дится 1 час в неделю, всего - 34 часа:

I триместр - 12ч.

II триместр - 11ч.

III триместр - 11ч

Соответствие Государственному образовательному стандарту

Настоящая рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОСНОО), а также с учетом лучших традиций российской педагогики.

Данная программа разработана в соответствии с:

  • Примерной программой начального общего образования, разработанной на основе стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться;

  • авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики». А.Я.Данилюк «Просвещение», 2010.

  • учебно-методическим комплектом авторов А.А.Шемшурина, Н.М.Брунчуковой, Р.Н.Демина.

Основные идеи и принципы обучения:

Основные идеи:

– воспитание личности детей должно опираться на высшие достижения мировой и русской культуры, поднимающей вопросы нравственности;

– содержание программы должно соответствовать интересам и потребностям воспитанников.

Основные принципы:

  • диалогическое взаимодействие;

  • приоритет личностного развития учащихся, их интеллектуальной, духовно-нравственной и эмоциональной сферы;

  • актуальность;

  • опоры на самостоятельность мышления учащихся;

  • вариативность (возможность выбора на уровне вопроса, задания, интерпретации, способов деятельности и презентации образовательного результата);

  • деятельностное обучение, которое последовательно реализуется через соответствующий отбор содержания, форм, методов и видов учебной деятельности.

  • соблюдения баланса между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения;

  • органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.




Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания


  • Технологии диалогового взаимодействия:

-технология рефлексивного чтения;

-технология обсуждения проблем;

-технология взаимного обмена заданиями.

  • Познавательно-исследовательские методы:

-беседа-распознавание;

-диалог-сравнение;

-исследовательский проект.

  • Методы обратной связи:

-интерпретация;

-загадки-притчи;

-проблемная пресс-конференция;

- разговор с замещённым собеседником.

  • Игровые и деятельностные методы:

-игра-испытание;

- ролевая игра;

- продуктивный труд.


Цель курса:

Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.


Задачи:


  • Знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;

  • Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;

  • Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;

  • Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.


Подходы

Преподавание основ светской этики может строиться с учетом таких подходов, как:

- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;

- активизация познавательной активности школьников;

- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч.

Большое внимание на каждом уроке, занятии следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя.


Методы:


Преподавание курса будет проходить на основе системно-деятельностного подхода и информационно-коммуникативных технологий.

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, будут использоваться следующие методы:

  • Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

  • Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

  • Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

  • Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.


Формы и варианты проведения уроков и их этапов:


  • эвристические беседы;

  • различные виды дискуссий

  • учебные и социальные проекты;

  • уроки-экскурсии;

  • деловые и ролевые игры;

  • практикумы;

  • различные викторины и другие конкурсные события;

  • творческие мастерские.

  • Драматизация (театрализация)

  • Интервью

  • Составление словаря

  • Сочинения

  • Создание галереи образов

Формы работы с учащимися:

Коллективная, групповая (с постоянным и меняющимся составом учащихся), и индивидуальная. А также предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов учащихся на основе изученного материала, как индивидуальных, так и коллективных форм обучения.


Формы работы с родителями:

В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.

Формы работы с родителями: родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации, открытые уроки, беседы, совместные праздники и мероприятия.


Специфика программы

Образовательные и воспитательные задачи обучения курса решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их ре­шения. В организации учебно-воспитательного процесса важ­ную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств

Содержание программы по предмету религиоведение позво­ляет шире использовать деятельностный подход к уча­щимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и ус­пешное продвижение в рефлексивном развитии.


Основное содержание модуля

Содержание модуля «Основы светской культуры» подразумевает выделение семи тематических разделов, каждый из которых имеет свою ценностную ориентацию и ведущую воспитывающую идею:

Введение. Этика — наука о нравственной жизни человека (1 ч)
Этика — наука о нравственной жизни человека, о нравственных нормах его поведения в окружающем мире и в
отношениях с людьми. Понятие «воспитанность», определяющее культуру поведения человека. Вежливость как
основа воспитанности.
Древнегреческий мыслитель Аристотель — основатель этической науки. Вековой человеческий опыт о смысловой сущности норм поведения человека. Основные понятия: этика, воспитанность, вежливость.
Раздел 1. Этика общения (4 ч)
Тема 1. Добрым жить на белом свете веселей (1 ч)
Понятия «добро» и «зло» как главные этические категории. Смысловое значение понятия «доброта», его взаимосвязь с другими понятиями этики. Смысловое значение понятия «зло», его сочетание с другими понятиями этики. Основные понятия: добро, зло.
Тема 2. Правила общения для всех (1 ч)
Значение высказывания «Люди, как камни в реке, обтачивают друг друга». Общение как потребность человека.
Стремление к пониманию — главное в общении людей. Тактичность как условие общения. Чуткость и деликатность как характеристики общения. Золотое правило нравственности.
Основные понятия: тактичность, чуткость, деликатность.
Тема 3. От добрых правил — добрые слова и поступки (1 ч)

Основные понятия: доброта, красота.
Тема 4. Каждый интересен (1 ч)
Основные принципы, заложенные в правилах общения, как условие для каждого в классе. Проявление индивидуальных особенностей и интересов учащихся. Условия возникновения и сохранения дружбы. Основные понятия: дружба, уважение, приветливость.
Раздел 2. Этикет (4 ч)
Тема 1. Премудрости этикета (1 ч)
Этикет как этическое понятие, его сущность и содержание. Основные нормы этикета и их смысловые значения. История возникновения этикета. Аккуратность, опрятность, точность как первоначальные условия этикетной культуры. Привлекательность правил этикета.
Основные понятия: этикет, аккуратность, опрятность, точность.
Тема 2. Красота этикета (1 ч)
Целесообразность и красота этикета. Основные принципы, заложенные в правила этикета. Правила этикета за
столом, умение пользоваться столовыми приборами. Основы разумности этикета. Основные понятия: церемониал, церемонимейстер.
Тема 3. Простые школьные и домашние правила этикета (1 ч)
Правила соответствия школьному и домашнему этикету. Их главные основания. Требования этикета в различных жизненных ситуациях, их отражение в пословицах. Основные понятия: поступок, разумность, благодарность.
Тема 4. Чистый ручеёк нашей речи (1 ч)
Характеристика и определение понятия «речь», его смысловые значения. Общее и особенное в словах «речь» и «речка». Смысл и эмоциональная окраска слова, его образная выразительность. Вековой опыт о главном в речи. Основные понятия: слово, речь, образ.
Раздел 3. Этика человеческих отношений (4 ч)
Тема 1. В развитии добрых чувств — творение души (1 ч)
Этическая основа понятия «душа», его определение
и образные характеристики. Смысловые и эмоциональные значения данного понятия. Взаимодействие разума и чувств в различных состояниях души. Характеристика понятия «душевность». Общее и особенное в понятиях «душа», «дух», «духовность». Пути творения души. Основные понятия: душа, душевность, чувство, духовность.
Тема 2. Природа — волшебные двери к добру и доверию (1 ч)
Природа как добрая основа жизни. Значение природы для человека. Внимание и бережное отношение к живой природе. Природа — книга, которую надо прочитать и правильно понять. Соотношение человека и природы. Вековой опыт о природе.
Основные понятия: природа, жизнь, человек.
Тема 3. Чувство Родины (1 ч)
Многогранность и смысловое значение понятия «Родина». Взаимосвязь человека с Родиной. Взаимосвязь понятий «Родина» и «Отчизна». Ценностное содержание пословиц о Родине. Суть выражения «Судьба и Родина едины». Смысловая характеристика по-
нятия «патриотизм». Основные понятия: род, Родина, Отчизна, патриотизм.
Тема 4. Жизнь протекает среди людей (1 ч)
Многообразие форм взаимодействия людей и их взаимовлияние друг на друга. Познание себя и других людей через общение и взаимодействие с ними. Потребность доставлять радость людям и в то же время уважать себя — одна из ведущих характеристик человека в его отношениях с другими людьми. Основные понятия: человек, человечность, польза, отношения.
Раздел 4. Этика отношений в коллективе (4 ч)
Тема 1. Чтобы быть коллективом… (1 ч)
Содержание понятия «коллектив». Главные характеристики и значимые принципы коллективных отношений. Типичное и особенное в ситуациях коллективной жизнедеятельности. Ценности личности и коллектива, особенности взаимодействия в коллективе. Нравственная установка поведения в коллективе. Основные понятия: коллектив, личность, нравственная установка, понимание, доверие, достоинство.
Тема 2. Коллектив начинается с меня (1 ч)
Индивидуальные потребности во взаимодействии с коллективом. Пути сближения в коллективных отношениях, важные правила для каждого. Самооценка, самоопределение, самовоспитание. Что нужно, чтобы стать единомышленниками.
Основные понятия: индивидуальность, уважение, дружба.
Тема 3. Мой класс — мои друзья (1 ч)
Умение видеть состояние другого человека и соответственно реагировать на него. Нюансы дружеских отношений. Преодоление обид и позитивность стремлений в дружеских отношениях. Умение заглянуть в себя и увидеть
хорошее в другом человеке. Основные понятия: помощь, поддержка, участие.
Тема 4. Скажи себе сам
Итоговое творческое сочинение (1 ч)

Раздел 5. Простые нравственные истины (5 ч)

Тема 1. Ежели душевны вы и к этике не глухи… (1 ч)
Золотое правило этики — его сущность и содержание. Основная суть простых нравственных правил. Вековой человеческий опыт о простых и важных нравственных истинах. Взаимодействие разных культур в нашей многонациональной стране. Общее и особенное в традициях. Единое в нравственных нормах взаимоотношений людей. Сущность и содержание общечеловеческих ценностей. Аз-
бука простых норм нравственности. Основные понятия: жизнь, человек, общечеловеческие ценности.
Тема 2. Жизнь священна (1 ч)
Жизнь как главная потребность человека. Жизнь священна — главная нравственная истина. Различие материальных и духовных потребностей, их смысловая значимость. Реализация духовных потребностей в личной жизни человека. Высокие смыслы жизни. Жизнь и человек — основные нравственные ценности. Жить с нравственным законом в душе. Человеческий
опыт о качестве жизни. Основные понятия: потребность, смысл, нравственный закон.
Тема 3. Человек рождён для добра (1 ч)
Благо жизни — в развитии добра. Отражение жизни в
народном творчестве. Сказки как учебник жизни. Бескорыстность и доброта как главные характеристики героев
сказок. Содержательная взаимосвязь сказок и народных пословиц в преодолении зла. Необходимость отойти от зла и сотворить благо.
Основные понятия: добро, зло, истина, красота, благо, труд, мысль.
Тема 4. Милосердие — закон жизни (1 ч)
Значимость и взаимосвязь этических понятий «сочувствие», «сопереживание», «сострадание», «милосердие», «участие».
Чувство сопричастности другому человеку. Милосердие как основа жизни. Нравственные истины милосердия. Смысловая суть противоположных понятий «благодарность» и «неблагодарность». Основные понятия: сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие, участие, благодарность.
Тема 5. Жить во благо себе и другим (1 ч)
Конфликтные ситуации и их благоприятное решение. Необходимость следования нравственным принципам в любых ситуациях во взаимодействии с представителями различных вероисповеданий. Недопустимость недоброжелательности по отношению к любому человеку. Тактичность и простые правила справедливости. Основные понятия: благо, искренность, доброжелательность, справедливость, тактичность.
Раздел 6. Душа обязана трудиться (4 ч)
Тема 1. Следовать нравственной установке (1 ч)
Намерения и поступки, их соответствие и несоответствие. Следование добру как нравственная установка вдействиях человека. Её смысловая суть и содержание.Труд и необходимые нравственные усилия души. Вековойопыт человечества как ориентир в нравственных действиях и поступках.Основные понятия: нравственная установка, нравственные усилия, позиция добра.
Тема 2. Достойно жить среди людей (1 ч)
Взаимосвязь понятий «достойно» и «достоинство». Погружение во внутренний мир собственной жизни и опорана лучшее в себе. Необходимость веры в себя.Развитие нравственных норм жизни на основе их разумности. Достоинство как обязательное следование нравственным канонам в собственных действиях. Достижениепонимания другого человека.Общие правила разных народов: законы гостеприимства, уважение к старшим, почитание родителей, заботао младших, слабых.Бескорыстие как качество личности и основа достойнойжизни человека среди людей. Гуманность, гуманизм каксущность человеческой жизнедеятельности.Основные понятия: достоинство, внутренний мир,разум, бескорыстие, гуманность, гуманизм.
Тема 3. Уметь понять и простить (1 ч)
Необходимость и умение посмотреть на себя со стороны. Забота о равновесии между чувствами и их проявлениями. Стремление увидеть и услышать другого человека. Гуманизм как этический принцип отношений. Типичные моменты семейной жизни и достижение гармонии в отношениях. Как контролировать свои порывы. Вековой человеческий опыт о понимании и прощении. Основные понятия: понимание, прощение, семья, гармония, гуманность.
Тема 4. Простая этика поступков (1 ч)
Суть простой этики поступков. Основной ориентир — любые наши действия всегда должны быть не во вред другим людям. Нравственный выбор и его моральное значение. Проявление терпимости как обязательное условие взаимодействия с людьми различных национальностей. В основе терпимости лежит такое понятие, как дружелюбие. Закономерность простой этики поступков.
Основные понятия: этика поступков, нравственный выбор, терпимость, дружелюбие.
Раздел 7. Посеешь поступок — пожнёшь характер (4 ч)
Тема 1. Общение и источники преодоления обид (1 ч)
Основные формы общения. Характеристики нравственных качеств, привлекающих нас в поступках тех, с кем мы общаемся. Общее и особенное в них. Когда общение становится источником обид, неприятностей, плохого настроения, грустного состояния души?
Пути преодоления неприятных моментов общения в классе. Простые правила векового опыта человечества, способствующие гармоничному общению. Основные понятия: доброжелательность, доброта, чувство юмора, общительность, воспитанность, терпимость к недостаткам других людей, справедливость, чувство собственного достоинства, благородство.
Тема 2. Ростки нравственного опыта поведения (1 ч)
Направленность душевных усилий каждого на приобретение нравственного опыта поведения. Причины негативных состояний человека и возможности их изменения. Необходимость стремления каждого понять чувства другого и соответственно вести себя. Параметры данного соответствия. Практические действия для сокращения расстояния между «знаю» и «поступаю». Когда чувства руководствуются разумом. Формирование привычки поступать в соответствии с нравственными нормами и правилами.
Основные понятия: нравственность, воля, опыт поведения, норма, чувство, разум.
Тема 3. Доброте сопутствует терпение (1 ч)
Взаимосвязь добра и терпения. Значимость осознанного нравственного выбора. Результаты терпимости. Качества, сопутствующие проявлению терпимости. Основные понятия: терпеливость, терпимость, снисходительность, деликатность.
Тема 4. Действия с приставкой «со» (1 ч)
Качества, обозначаемые словами с приставкой «со» —вместе. Ценностно-смысловая суть этих качеств и их значимость для человека. Сочувствие, содействие как помощь в совместном проживании горя и радости. Осознание своей полезности другому человеку. Равнодушие, зависть как противопоставления нравственности. Образ жизни неравнодушного человека. Главная ценность этической культуры личности. Основные понятия: равнодушие, зависть, нравственный образ жизни, этическая культура.
Раздел 8. Судьба и Родина едины (4 ч)
Тема 1. С чего начинается Родина… (1 ч)
Смысловой оттенок понятия «чувство Родины». Соотношение понятий «Родина» и «Отечество». Связь семьи и Родины зарождается от семейного порога и колыбельной песни, крепнет и расширяется по мере взросления человека. Ценностно-смысловые оттенки этой связи.
Значение лада в семье. Простые правила его сохранения. Вековой опыт человечества. Основные понятия: Родина, Отечество, дом, семья, лад.
Тема 2. В тебе рождается патриот и гражданин (1 ч)
Основы чувства любви к матери и Родине. Общее и особенное. Патриот, гражданин — сын Отечества, его защитник. Когда взрослеет гражданин, Родина спокойна. Основные понятия: патриот, патриотизм, гражданин, гражданственность, любовь, служение, долг.

Тема 3. Человек — чело века
Смысловое содержание понятия «человек». Определение сути человека в опыте поколений. Человек таков, как он мыслит. Главенствующие ценности и качества людей. Мыслители о сути человека. Основные понятия: человек, образ человека, мышление, жизнедействие, ценность, мировоззрение.
Тема 4. Слово, обращённое к себе. Итоговое творческое сочинение (1 ч)

Общие требования к уровню подготовки учащихся













В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики, а частности модуля «Светская этика» ученик должен:

Знать:

  • основные понятия светской этики;

  • значение этики в жизни человека;

  • образцы нравственности в культурах разных народов;

  • духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

Уметь:

  • излагать свое мнение по поводу значения светской этики в жизни людей и общества;

  • соотносить нравственные формы поведения с нормами поведения культур разных народов;

  • строить толерантные отношения в обществе;

  • применять полученные знания в социуме;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий;

  • участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мнения, готовить сообщения по выбранным темам.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики», в частности модуля «Светская этика» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

  • определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

  • общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

  • осознание ценности человеческой жизни.

Формы контроля

Формой промежуточного контроля являются выполнение различных творческих заданий (составление кроссворда, рисунки, соответствующие темам занятий и т. д. ), тестовых, практических заданий и т. д. Форма итогового контроля – защита презентаций.

Диагностика успешности достижения результатов выполняется, прежде всего, в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.


Содержание учебника построено сучетом:


  • возрастных особенностей обучающихся;

  • новизны и особенностей содержания курса;

  • культурологической направленности курса;

  • направленности предмета на объединение, а не разобщение школьников;

  • имеющегося учебного, социального и личностного опыта школьников;

  • возможностей нового предмета для развития не только духовно-нравственной сферы, но и универсальных учебных действий, критического мышления, коммуникативных навыков и умений, творческого потенциала учащихся и т. д.

Ожидаемые результаты.


В результате изучения модуля «Светская этика» ожидается , что у учащихся будут

сформированы: уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; эстетические потребности, ценности и чувства; основы российской гражданской идентичности; осознание своей этнической и национальной принадлежности; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.



Используемый учебно-методический комплект

Учебная

программа

Учебники,

учебные пособия

Методические

материалы

Дидактические

материалы

Материалы

для контроля

Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2011.

Шемшурина А.И.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учебн. для общеобразоват. Организаций/ - М.: Просвещение, 2017.


Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2011.

Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. – М.: Просвещение, 2015.

Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.Е.Егоркина и др.; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

Контрольно-измерительные материалы – критерии оценивания проектных и творческих работ, составленные учителем.


Календарно – тематическое планирование

Дата

урока

Тема урока

Планируемые результаты

Формы и виды деятельности

Основные термины и понятия

Основное содержание

Характеристика основных видов
деятельности учащихся

Введение. Этика — наука о нравственной жизни человека (1 ч)

03.09

1

Этика – наука о нравственной жизни человека.

Знакомство с общественными нормами нравственности и морали

Беседа; комментированное чтение; устный рассказ на тему; работа с иллюстрированным материалом; самостоятельная работа с источником

Культура, мораль, нравственность, этика: религиозная, светская,

Иметь представления о светской этике и её роли в истории и современности Росси.

Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;

Владеть логическими действиями установления причинно-следственных связей между этическими феноменами; Адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач.




Раздел 1 Этика общения



10.09

2

Добрым жить на свете веселей.

Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Добро и зло как основные этические понятия

Понятия «добро» и «зло» как главные этические категории.
Понятие «доброта» и его смысловое значение. Взаимосвязь понятий «добро», «доброта».
Значение понятия «зло» и его связь с названными понятиями

Вести учебный, социокультурный диалог.
Определять понятия добра и зла.
Сопоставлять проявления добра и зла.
Аргументировать свою точку зрения.
Применять полученные знания в жизни.
Составлять небольшой текст-рассуждение на темы
добра и зла

17.09

3

Правила общения для всех.

Установка взаимосвязи между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственные формы поведения, сопоставление их с нормами разных культурных традиций

Общение, стремление понять другого человека, тактичность, чуткость, деликатность, Золотое правило этики; принципы общения

Общение как одна из основных потребностей человека. Главное в общении – стремление к пониманию. Тактичность — важное условие общения. Сопутствующие качества общения (чуткость, деликатность и др.)

Объяснять значение изучаемых понятий.
Определять основные характеристики общения.
Анализировать особенности общения на основе золотого правила нравственности.
Аргументировать свою позицию

24.09

4

От добрых правил – добрые слова и поступки.

Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Добро и зло как основные этические понятия

Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Добро, зло, копилка добрых слов

Вековой опыт о доброй основе человека. Проявление добра
в нашей повседневной жизни. Суть взаимосвязи доброго и злого в человеке. Копилка добрых слов и поступков.

Различать проявления добра и зла.
Осмысливать с этих позиций своё поведение и
поведение окружающих.
Осознавать с позиции нравственности свои по-
ступки.
Характеризоватьпримеры добрых правил.
Уметь вести диалог о значении добрых слов и поступков

01.10

5

Каждый интересен.

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Добродетельные отношения. Дружба.

Этические основы правил общения в классе для каждого.
Проявление индивидуальной
особенности личности. Признаки дружбы и её сохранения

Определять особенности индивидуального проявления окружающих.
Находить нужные слова при общении с другими.
Осознанно определять значение моральных норм
во взаимодействии людей.
С пониманием отвечать на учебные вопросы разных типов.

Раздел 2 Этикет

08.10

6

Премудрости этикета.

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Этикет, образец, церемониал

Этикет как понятие. Его этическая сущность и содержание.
Основные нормы этикета и
их смысловые значения. История возникновения этикета. Аккуратность, опрятность, точность как первооснова этикета. Привлекательность правил
этикета

Уметь охарактеризовать правила этикета.
Осознанно соблюдать правила этикета.
Вырабатывать в поведении соответствие правиламэтикета.

С пониманием комментировать иллюстрации правил, соотносить с ними своё поведение.
Обосновывать свою точку зрения

15.10

7

Красота этикета.

Установка взаимосвязи между культурой и поведением людей.

Правила этикета,

Целесообразность и красота этикета. Основные принципы правил этикета, их разумность.
Правила этикета за столом,
умение пользоваться столовыми приборами.

Обозначать сущность понятия «этикет».
Обосновыватьнеобходимость соблюдения правил
этикета.
Накапливать знания по правилам этикета, уметь
аргументировать их значение и смысл

22.10

8

Простые школьные и домашние правила этикета.

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Праздник. Подарок. Праздничный ритуал.

Общее и особенное в правилах школьного и домашнего
этикета. Суть требований этикета в различных жизненных ситуациях. Отражение правил
этикета в пословицах и поговорках.

Знать основные правила этикета.
Уметь обосновать необходимость соблюдения правил этикета в школе и дома, обозначать их перечень.
Осознанно комментировать текст учебника

29.10

9

Чистый ручеёк нашей речи.

Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России. Овладение логическими действиями анализа готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Речь, стыд, вина, извинение.

Характеристика и определение
понятия «речь», её смысловые
значения. Общее и особенное в словах «речь» и «речка».
Смысл и эмоциональная окраска слова, его образная выразительность. Вековой опыт о
главном в речи.

Осознавать значение понятия «речь».
Видеть и выражать многогранность взаимосвязи
понятий «речь» и «речка».
Характеризовать образную выразительность слова.
Использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи.
Составлять небольшой рассказ, используя образные речевые средства

Раздел 3 Этика человеческих отношений

12.11

10

В развитие добрых чувств – творение души.

Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Доброта, ласка, приветливость, грубость, недоброжелательность, задиристость. Душа, духовность.

Этическая основа понятия
«душа», её образные характеристики и определения. Смысловые и эмоциональные основания
содержания данного понятия. Сочетание и взаимодействие разума и чувств в состояниях души.
Характеристика производного
понятия «душевность». Общее
и особенное в понятиях «душа», «дух», «духовность». Пути творения души

Объяснять, в чём этическая и эмоциональная основа понятия «душа».
Использовать индивидуальные знания по предметам «Окружающий мир» и «Литературное чтение» для объяснения данного понятия.
Осознанно характеризовать понятия «духовность»,
«душевность».
Соотносить понятия «душа», «духовность»

19.11

11

Природа – волшебные двери к добру и доверию.

Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения.

Природа, жизнь, ответственность Ценности. Жизнь человека. Уникальность. Неповторимость жизни.

Природа как добрая основа
жизни. Эмоциональный личностный смысл этой основы. Значимость природы для чело-
века. Внимание к живой природе, бережное отношение к ней. Природа – книга, которую надо прочитать и правильно
понять. Соотношение человека и природы. Вековой опыт о природе

Определять смысловое значение понятия «справедливость».
Иллюстрировать примеры значимости природы в
жизни человека из личного опыта и опыта других
людей.
Осознавать взаимосвязь природы и жизни человека, аргументировать свои высказывания

26.11

12

Чувство Родины.

Обучение толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России.

Нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист.

Многогранность и смысловое
значение понятия «Родина». Эмоциональная взаимосвязь человека с Родиной, различие и
разнообразие чувств.
Индивидуальность и взаимосвязь понятий «Родина» и «Отчизна». Ценностно-смысловое
содержание пословиц о Родине. Суть выражения «судьба и Родина едины». Смысловая характеристика понятия «патриотизм»

Объяснять смысловую основу понятий «род», «Родина».
Осознанно определять, что значит быть патриотом.
Анализировать текст учебника в соответствии с
изучаемыми понятиями.
Составлять небольшой текст-рассуждение на тему
родины, патриотизма. Находить в литературе иллюстрации обсуждаемых понятий.

03.12

13

Жизнь протекает среди людей.

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Совесть. Стыд. Размышления. Чувства. Воля.

Многообразие видов взаимодействий человека с людьми и его содержательная основа.
Осознание себя через общение с людьми и познание людей во
взаимодействии с ними. Потребность доставлять радость людям и в то же время уважать себя– одни из ведущих качественных характеристик человека в его отношениях с
другими людьми.

Понимать значение понятия «человечности».
Осознанно аргументировать влияние взаимодействий с людьми на нравственный рост человека.
Расширять знания, дополненные другими учебными предметами, обогащённые личным опытом и опытом людей, в определении изучаемых понятий.
Осознанно комментировать текст учебника.

Раздел 4 Этика отношений в коллективе

10.12

14

Чтобы быть коллективом.

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Коллектив, коллективист, друг, дружба. Нравственная установка. Правила поведения в коллективе.

Смысловое содержание понятия «коллектив». Главные характеристики и значимые принципы коллективных отношений. Типичное и особенное в ситуациях
коллективной жизнедеятельности. Ценности личности и коллектива в ситуациях практического взаимодействия. Значение
нравственной установки поведения в коллективе

Аргументированно отвечать на вопрос «Что такое коллектив?»

Анализировать особенности коллектива.
Объяснять соотношение понятий «коллектив» и
«личность».
Приводить примеры взаимодействия коллектива и
личности из собственного опыта и материала других
предметов.

17.12

15

Коллектив начинается с меня.

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Индивидуальные потребности
во взаимодействии с коллективом. Пути развития коллективных отношений. Важные
правила для каждого члена
коллектива. Самооценка, самоопределение, самовоспитание.
Реализация задачи стать единомышленниками

Осознавать понятия «индивидуальность», «дружба», «уважение».
Анализировать возможности улучшения отношений в коллективе.
Уметь вырабатывать правила для себя и для других.
Аргументированно объяснять, что значит быть
единомышленником в коллективе

24.12

16

Мой класс – мои друзья.

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Чуткость, бескорыстие, доверие.

Умение видеть состояние другого человека и соответственно
реагировать на него. Нюансы
дружеских отношений. Преодоление обид и позитивность стремлений к дружеским отношениям.
Умение заглянуть в себя и увидеть хорошее в другом человеке

Умение понять состояние другого человека.
Разумно, с пониманием реагировать на состояние
другого человека.
Осознавать значение семьи для человека, общества и государства.
Стремиться корректировать своё поведение в процессе преодоления обид

14.01

17

Скажи себе сам


Рефлексия деятельности на протяжении изучения предмета в первом полугодии.


Творческая работа, подводящая итоги изучения предмета

в 1-м полугодии. Это может быть сочинение-эссе, проект,

совместное мероприятие и т. д

Применять на практике полученные знания.
Уметь планировать свою деятельность.
Раскрывать содержание изучаемых понятий.
Понимать необходимость осознанного отношения
к собственным поступкам.
Аргументировать свою точку зрения

Раздел 5. Простые нравственные истины

21.01

18

Ежели душевны вы и к этике не глухи.

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Вежа, вежливость, невежа. Золотое правило нравственности. Общечеловеческие ценности.

Золотое правило этики и,
его сущность и содержание.
Вежа — знаток правил по-
ведения. Суть простых нравственных правил. Вековой человеческий опыт о простых и
важных нравственных истинах.
Основы восприятия человеком
простых нравственных истин.
Взаимодействие разных культур
в нашей многонациональной
стране. Общее и особенное в
традициях, единое в нравственных нормах отношений к чело-
веку. Сущность и содержание
общечеловеческих ценностей

Осознавать значение золотого правила этики.
Размышлять о причинах появления золотого правила этики и его применении.
Объяснять сущность и содержание общечеловеческих ценностей.
Аргументировать свою точку зрения

28.01

19

Жизнь священна.

Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)

Материальные и духовные потребности. Ценности. Жизнь человека. Уникальность неповторимость жизни.

Жизнь как главная потребность человека. Жизнь священна — главная нравственная истина. Отличие материальных
и духовных потребностей, их
смысловая значимость. Реализация духовных потребностей
в личной жизни человека. Высокие смыслы жизни. Жизнь
и человек — основные нравственные ценности.
Жить с нравственным законом
в душе. Человеческий опыт о
качестве жизни

Понимать значение понятий «смысл», «нравственный закон», «жизнь».

Уметь размышлять о том, какую роль играют духовные ценности в жизни человека.
Аргументировать свою точку зрения.
Использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи

04.02

20

Человек рождён для добра.

Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)

Добро, истина, красота

Благо жизни — в развитии
добра. Отражение жизни в народном творчестве, его смысловая направленность. Сказки как учебник жизни. Бескорыстность
и доброта как главные характеристики героев сказок. Содержательная взаимосвязь сказок и
народных пословиц в преодолении зла. Необходимость отойти
от зла и сотворить благо

Характеризовать понятия «бескорыстность», «доброта», «совесть».
Объяснять смысл сказок и народных пословиц,
связь между ними.
Понимать необходимость осознанного отношения
к собственным поступкам.
Аргументировать свою точку зрения.
Составлять небольшой текст-рассуждение на тему
добра и бескорыстия

11.02

21

Милосердие – закон жизни.

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, составление плана, подготовка рассказа.

Сочувствие, милосердие, сопереживание, сострадание

Значимость этических понятий «сочувствие», «сопереживание», «сострадание», «милосердие», «участие». Их взаимосвязь
и обоюдная действенность.
Чувство сопричастности другому человеку. Милосердие как
основа жизни. Нравственные
истины милосердия.
Суть противоположности благодарности и неблагодарности

Объяснять значение понятий «сочувствие» и «сопереживание», «сострадание» и «милосердие».
Осознанно аргументировать роль совести как внутреннего регулятора человеческого поведения.

Использовать знания по литературному чтению,
примеры из личного опыта и опыта других людей
для характеристики действия совести

18.02

22

Жить во благо себе и другим.

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Культура, мораль, нравственность. Справедливость. Тактичность,

Конфликтные ситуации и
возможности их благоприятного решения. Необходимость
нравственно ориентированного выхода из любой ситуации
взаимодействия с людьми другой национальности и вероисповедания. Недопустимость
осуждения любого человека и
недоброжелательности к нему.Тактичность и простые правила
справедливости

Анализировать конфликтную ситуацию, обозначая
возможные способы выхода из неё.
Доброжелательно взаимодействоватьс людьми
любой национальности.
Осознанноследоватьправилам тактичного поведения.
Применять усвоенные знания в общении

Раздел 6 Душа обязана трудиться

25.02

23

Следовать нравственной установке.

Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа.

Добро, нравственная установка.

Намерения и поступки, их
соответствие и несоответствие.
Позиция добра как нравственная установка в действиях человека. Её суть и содержание.
Труд и необходимые нравственные усилия души. Деревомудрости векового опыта как
ориентир в нравственных действиях и поступках

Устанавливатьсвязь между намерением и поступком.
Осознаннораскрывать суть понятия «нравственная установка».
Сопоставлять понятия «нравственная установка»,
«нравственные усилия».
Аргументировать свою точку зрения.

Составлять небольшой текст-рассуждение на
тему «Образцы нравственного поведения в современной жизни»

04.03

24

Достойно жить среди людей.

Нравственность, бескорыстие, уважение, доброжелательность.

Взаимосвязь понятий «достойно» и «достоинство». Погружение
в свой внутренний мир собственной жизни и опора на лучшее в
себе. Необходимость веры в себя
в собственных действиях.
Развитие нравственных норм
жизни на основе их разумности.
Достоинство как обязательное
следование нравственным канонам в собственных действиях

Обосновывать значение понятий «достоинство»,
«бескорыстие», «гуманность».
Анализировать свои поступки, чувства, помыслы.
Осознавать необходимость соблюдения норм эти-
кета.
Совершенствовать умения в области коммуникации.
Аргументировать свои рассуждения

11.03

25

Уметь понять и простить.

Анализ моральных и этических требований, предъявляемых к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях.

Гуманизм, гуманность, понимание, прощение.

Необходимость и умение посмотреть на себя со стороны.
Забота о равновесии между
чувствами и их проявлениями.
Стремление увидеть и услышать
другого человека. Гуманизм как
этический принцип отношений.
Типичные моменты семейной
жизни и достижение гармонии
отношений. Как контролировать
свои необдуманные порывы. Советы векового человеческого опыта

Чётко представлять, что такое понимание, гармония, прощение.
Составлять небольшой текст-рассуждение на заданную тему.
Контролировать свои поступки и высказывания.
Соотносить своё поведение с опытом поколений

18.03

26

Простая этика поступков.

Свобода. Нравственный выбор. Ситуация морального выбора. Этика поступка.

Сущность простой этики поступков. Их основной ориентир — любые наши действия всегда не во вред другим людям.
Нравственный выбор и его моральное значение. Проявление
терпимости как обязательное
условие взаимодействия с людьми различных национальностей.
В его основе лежит такое понятие как дружелюбие. Закономерность простой этики поступков

Аргументированно объяснять, что означает нравственный выбор.
Совершенствовать умения в области общения.
Корректировать свои высказывания и поведение с
учётом этики поступков.
Проявлять терпимость и дружелюбие при взаимодействии с окружающими

Раздел 7. Посеешь поступок – пожнёшь характер

25.03

27

Общение и источники преодоления обид.

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа.

Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности.

Основные формы общения и
возможные источники возникновения обид. Характеристики
нравственных качеств, привлекающих нас в поступках тех, с кем
мы общаемся. Их общее и особенное. Характеристики общения,
при котором возникают обиды,
неприятности, плохое настроение, грустное состояние души.
Пути преодоления неприятных
моментов общения в классе.
Простые правила векового
опыта человечества, отражённые в мире мудрых мыслей, в
народной мудрости, помогающие гармоническому общению

Комментировать основное содержание урока и
его важнейшие понятия.
Отвечать на учебные вопросы.
Систематизировать и обобщать полученные знания.
Делать выводы.
Адекватно использовать полученные знания в
практике общения

01.04

28

Ростки нравственного опыта поведения.

Моральный долг. Моральная обязанность.

Направленность и содержательные основы душевных усилий каждого на развитие нравственного опыта поведения.
Причины негативных состояний человека и возможности их изменения. Необходимость стремления каждого понять чувства
другого и соответственно вести себя. Параметры данного соответствия. Практические действия
сокращения расстояния между«знаю» и «поступаю». Сочетание
руководства разума и чувств в формировании привычки поступать в соответствии с нравственными нормами и правилами

Объяснятьпонятие «нравственность».
Систематизировать иобобщать полученные знания.
Анализировать исопоставлять факты.Находить
аналогии.
Соотносить морально-нравственные проблемы с
анализом личного опыта поведения.
Аргументироватьсвои рассуждения

08.04

29

Доброте сопутствует терпение.

Добродетельные отношения. Дружба. Терпение и терпимость.

Закономерность сочетания и
взаимодействия добра и терпе-
ния. Значимость осознанного
нравственного выбора. Причи-
ны и результаты терпеливости.
Качества, сопутствующие про-
явлению терпимости

Осознаннораскрывать суть понятий «терпение»,
«терпимость», «деликатность».
Соотносить свои представления с опытом поведения других людей.
Анализировать своё поведение и высказывания.
Обобщать полученные знания

15.04

30

Действия с приставкой «СО».

Сочувствие, сопереживание, сострадание, соболезнование, соучастие.

Действия с приставкой «со» —
вместе. Их содержательная и ценностно-смысловая значимость
для человека. Сочувствие, содействие как помощь в совместном проживании. Осознание
необходимости своего участия
и полезность его для другого
человека. Равнодушие, зависть
как антиподы нравственности.
Образ жизни неравнодушного
человека. Главная ценность этической культуры личности

Систематизировать и обобщать этические знания.
Анализировать и сопоставлять факты поведения
человека.
Находить аналогии.
Рассуждать на морально-этические темы.
Соотносить морально-нравственные проблемы с
личным опытом

Раздел 8 . Судьба и Родина едины

22.04

31

С чего начинается Родина.

Знакомство с ценностями: Отечество, долг и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России.

Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Родина, Отчизна, Отечество.

Смысловой оттенок чувства Родины. Соотношение понятий «Родина» и «Отечество».
Связь семьи и Родины начинается с семейного порога и колыбельной песни, она
крепнет и расширяется в годы
взросления. Ценностно-смысловые оттенки этой связи. Значимость лада в семье. Простые правила его сохранения.
Напутствия векового опыта

Соотносить понятия «Родина», «Отечество».
Осознанно анализировать изучаемые понятия. Находить аналогии.
Вырабатывать умение, рассуждать на морально-
этические темы и делать выводы.
Осмысливать морально-нравственные проблемы в
соотнесении с личным опытом поведения

29.04

32

В тебе рождается патриот и гражданин.

Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ.

Основы чувства любви к матери и Родине. Общее и особенное. Патриот – сын Отечества,
гражданин – его защитник.
Когда взрослеет гражданин,
Родине спокойно

Осознанно раскрывать понятия «патриот», «патриотизм», «гражданин», «гражданственность».
Выделять главное в тексте учебника.
Соотносить полученные знания с собственным
опытом поведения, уметь анализировать его

06.05

33

Человек – чело века.

Анализ важности соблюдения человеком нравственных и моральных норм

Человек, назначение человека,

Человек как образ века.
Суть современного человека.
Главные ценности и смыслы
важных качеств человека.

Сравнивать чувство любви к Родине и матери.
Выделять общее и различия.
Аргументировать свои высказывания.
Объяснять, что значит быть защитником Отечества

13.05

34

Слово, обращённое к тебе.

Подведение итогов. Презентация творческих работ. Участие в диспутах, обучение слушать собеседника и излагать своё мнение.

Нравственная установка, живите дружно и легко, понять и простить, гуманность, бескорыстие, СО значит вместе, опыт нравственного поведения, терпимость, терпение.

Итоговая творческая работа: сочинение, проект, совместное мероприятие, презентация и т. д.

Обобщать знания, полученные при изучении курса.
Применять на практике полученные знания.
Уметь планировать свою работу. Подводить её
итоги, представлять результаты.
Аргументировать свою позицию