СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Карасартовская основная общеобразовательная школа
Карасукского района Новосибирской области
ПРИНЯТО протокол заседания методического совета от «____» августа 2018 года № ___
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________________ Г.М.Туребаева от «____» августа 2018 года |
Рабочая программа учебного предмета
«Технология»
для основного общего образования (5-7 классы)
Срок освоения: 3 года
Составитель:
Думатова Б.С.,
учитель технологии
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Технология» обязательной предметной области «Технология» разработана на основе нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015г. №1577);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями от 29 июня 2011г.);
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 (ред. от 05.07.2017) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 № 1529, от 26.01.2016 № 38, от 21.04.2016 № 459, от 29.12.2016 № 1677, от 08.06.2017 № 535, от 20.06.2017 № 581, от 05.07.2017 № 629);
- Письмо Минобрнауки РФ от 24.11.2011 N МД-1552/03 "Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием" (вместе с "Рекомендациями по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся");
- Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе проектной деятельности»
- Письмо Минобрнауки России от 17.05.2018 № 08-1214 «По вопросу обязательного изучения «Второго иностранного языка» на уровне основного общего образования»;
- Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке»;
- Письмо Рособрнадзора от 20.06.2018 № 05-192 «О реализации прав на изучение родных языков из числа языков народов РФ в общеобразовательных организациях»;
- Письмо Минобрнауки России от 16.05.2018 № 08-1211 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности»;
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550);
- Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования) (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 № 38575);
- Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых « (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 № 38994);
- Приказ Минтруда России от 10.01.2017 № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»
- Письмо Минобрнауки РФ от 13 мая 2013 года № ИР-352/09 «О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях».
- Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 N 08-761 "Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
- Примерной основной образовательной программы ООО (www.fgosreestr.ru);
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Карасартовской ООШ, а также на основе информационно-методических материалов:
- рабочие программы по технологии к УМК Н.В.Синицы, В.Д.Симоненко, Вентана-Граф, 2016
Предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своем содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. В рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.
Программа предмета «Технология» обеспечивает формирование у школьников технологического мышления. Схема технологического мышления (потребность – цель – способ – результат) позволяет наиболее органично решать задачи установления связей между образовательным и жизненным пространством, образовательными результатами, полученными при изучении различных предметных областей, а также собственными образовательными результатами (знаниями, умениями, универсальными учебными действиями и т. д.) и жизненными задачами. Кроме того, схема технологического мышления позволяет вводить в образовательный процесс ситуации, дающие опыт принятия прагматичных решений на основе собственных образовательных результатов, начиная от решения бытовых вопросов и заканчивая решением о направлениях продолжения образования, построением карьерных и жизненных планов. Таким образом, предметная область «Технология» позволяет формировать у обучающихся ресурс практических умений и опыта, необходимых для разумной организации собственной жизни, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Предмет «Технология» является базой, на которой может быть сформировано проектное мышление обучающихся. Проектная деятельность как способ преобразования реальности в соответствии с поставленной целью оказывается адекватным средством в ситуациях, когда сформировалась или выявлена в ближайшем окружении новая потребность, для которой в опыте обучающегося нет отработанной технологии целеполагания и построения способа достижения целей или имеется противоречие между представлениями о должном, в котором выявленная потребность удовлетворяется, и реальной ситуацией. Таким образом, в программу включено содержание, адекватное требованиям ФГОС к освоению обучающимися принципов и алгоритмов проектной деятельности.
Проектно-технологическое мышление может развиваться только с опорой на универсальные способы деятельности в сферах самоуправления и разрешения проблем, работы с информацией и коммуникации. Поэтому предмет «Технология» принимает на себя значительную долю деятельности образовательной организации по формированию универсальных учебных действий в той их части, в которой они описывают присвоенные способы деятельности, в равной мере применимые в учебных и жизненных ситуациях. В отношении задачи формирования регулятивных универсальных учебных действий «Технология» является базовой структурной составляющей учебного плана школы. Программа обеспечивает оперативное введение в образовательный процесс содержания, адекватно отражающего смену жизненных реалий, формирует пространство, на котором происходит сопоставление обучающимся собственных стремлений, полученного опыта учебной деятельности и информации, в первую очередь в отношении профессиональной ориентации.
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;
освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
Изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:
развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;
формирование представлений о социальных и этических аспектах научно- технического прогресса;
формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
1.1. Личностные результаты освоения учебного предмета
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находящихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной, в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
1.2. Метапредметные результаты освоения учебного предмета
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
определять необходимое (ые) действие (я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и /или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и /или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических /эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные/наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными;
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и /или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и /или явления;
строить модель / схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять и восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать / рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта / результата.
8. Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием / неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т.д.);
представлять в устной и письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные / отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ).
Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче - инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
1.3. Предметные результаты освоения учебного предмета
Направление «Технологии ведения дома»
5 класс
Пятиклассник научится:
сравнивать различные виды волокон и тканей по коллекциям;
определять виды переплетения нитей в ткани; определять лицевую и изнаночную стороны ткани; определять направление долевой нити в ткани;
объяснять основные технологические понятия и характеристики; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;
рационально организовывать рабочее место; выполнять ручные работы;
характеризовать устройство современной бытовой швейной машины;
выполнять машинные строчки с различной длинной стежка;
снимать мерки с фигуры человека; строить чертеж фартука в М 1:1; строить чертеж фартука в натуральную величину;
выполнять моделирование фартука;
характеризовать основы физиологии питания человека;
соблюдать личную гигиену при приготовлении пищи;
соблюдать безопасные приёмы работы кухонным оборудованием; колющими и режущими инструментами; горячими жидкостями;
Пятиклассник получит возможность научиться:
находить информацию о технических характеристиках и технологических возможностях современных швейных машин;
выполнять новые технологические операции; анализировать допущенные ошибки;
анализировать основные направления моды; подбирать модели фартука с учетом особенностей фигуры;
корректировать выкройку с учетом своих мерок и особенностей фигуры;
планировать время и последовательность выполнения отдельных операций и работы в целом;
выполнять эскизы художественного оформления бутербродов;
определять вкусовые сочетания по вкусу и цвету продуктов;
проводить сравнительный анализ вкусовых качеств различных видов горячих напитков.
6 класс
Шестиклассник научится:
исследовать свойства тканей из натуральных волокон;
определять виды переплетения нитей в ткани; выполнять простейшие переплетения;
анализировать конструкцию бытовой швейной машины; определять возможности пределов регулирования в бытовой швейной машине;
заменять иглу в швейной машине; выполнять чистку и смазку швейной машины;
анализировать особенности фигуры человека различных типов;
снимать мерки с фигуры человека; строить чертеж плечевого изделия в М 1:1; строить чертеж плечевого изделия в натуральную величину;
выполнять моделирование плечевого изделия;
соблюдать технологическую последовательность изготовления плечевого изделия;
находить необходимую информацию в различных источниках; применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или приготовления кулинарного блюда;
готовить и оформлять блюда из круп и макаронных изделий; определять консистенцию блюд;
соблюдать безопасные приёмы труда;
Шестиклассник получит возможность научиться:
выбирать собственный стиль в одежде с учетом особенностей своей фигуры; контролировать качество выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов;
изготавливать изделия декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
организовывать питание, обеспечивающее сохранение здоровья; приготавливать и оформлять кулинарные блюда здорового питания; сервировать стол и соблюдать правила поведения за столом;
проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получение продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности.
7 класс
Семиклассник научится:
выполнять зигзагообразную строчку;
анализировать причины возникновения дефектов машинной строчки и находить способы их устранения;
выполнять безопасные приёмы труда;
разрабатывать эскизы моделей современной одежды с использованием элементов народного костюма;
осуществлять поиск информации о современных направлениях моды;
разрабатывать эскизы различных моделей женской одежды;
выполнять конструирование поясного изделия в М1:4; выполнять конструирование на свою фигуру;
выполнять моделирование поясного изделия;
соблюдать технологическую последовательность изготовления поясного изделия;
характеризовать виды, приёмы и последовательность выполнения технологических операций;
анализировать рецептуру и кулинарное использование различных видов теста;
приготавливать различные виды теста в домашних условиях;
определять доброкачественность фруктов и ягод по внешнему виду; выполнять механическую обработку фруктов и ягод;
Семиклассник получит возможность научиться:
изготавливать швейные изделия и изделия декоративно-прикладного искусства;
выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов осуществлять доступными материальными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты;
планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности;
изготавливать или ремонтировать изделия из текстильных и поделочных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования; измерения фигуры человека для определения размерных признаков одежды;
выполнять безопасные приемы труда, соблюдать правила гигиены.
8 класс
Восьмиклассник научится:
характеризовать влияние различных технологий обработки материалов и получение продукции на окружающую среду и здоровье человека;
выбирать сырьё, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ; готовить различные кулинарные блюда с учетом принципов здорового питания;
осуществлять доступными материальными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты;
планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности;
производить расчет минимальной стоимости потребительской корзины; анализировать расходы своей семьи;
выполнять творческий проект; анализировать результаты выполнения проекта;
Восьмиклассник получит возможность научиться:
развивать творческие способности и достигать высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека, результатов слияния духовной и материальной культуры
получать технологические сведения из разнообразных источников информации;
развивать творческие способности и достигать высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека, результатов слияния духовной и материальной культуры;
получать технологические сведения из разнообразных источников информации;
выполнять безопасные приемы труда и правила электробезопасности, санитарии и гигиены; оценивать затраты, необходимые для создания объекта или услуги.
9 класс
Выпускник научится:
называть и характеризовать актуальные управленческие, медицинские, информационные технологии, технологии производства и обработки материалов, машиностроения, биотехнологии, нанотехнологии;
называть и характеризовать перспективные управленческие, медицинские, информационные технологии, технологии производства и обработки материалов, машиностроения, биотехнологии, нанотехнологии;
объяснять на произвольно избранных примерах принципиальные отличия современных технологий производства материальных продуктов от традиционных технологий, связывая свои объяснения с принципиальными алгоритмами, способами обработки ресурсов, свойствами продуктов современных производственных технологий и мерой их технологической чистоты;
проводить мониторинг развития технологий произвольно избранной отрасли на основе работы с информационными источниками различных видов.
Выпускник получит возможность научиться:
приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере.
Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся
Выпускник научится:
следовать технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта;
оценивать условия применимости технологии в том числе с позиций экологической защищенности;
прогнозировать по известной технологии выходы (характеристики продукта) в зависимости от изменения входов / параметров / ресурсов, проверяет прогнозы опытно-экспериментальным путем, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты;
в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии (затратность – качество), проводит анализ альтернативных ресурсов, соединяет в единый план несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного продукта;
проводить оценку и испытание полученного продукта;
проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;
описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;
анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;
проводить и анализировать разработку и / или реализацию прикладных проектов, предполагающих:
изготовление материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования;
модификацию материального продукта по технической документации и изменения параметров технологического процесса для получения заданных свойств материального продукта;
определение характеристик и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде (конструкторе);
встраивание созданного информационного продукта в заданную оболочку;
изготовление информационного продукта по заданному алгоритму в заданной оболочке;
проводить и анализировать разработку и / или реализацию технологических проектов, предполагающих:
оптимизацию заданного способа (технологии) получения требующегося материального продукта (после его применения в собственной практике);
обобщение прецедентов получения продуктов одной группы различными субъектами (опыта), анализ потребительских свойств данных продуктов, запросов групп их потребителей, условий производства с выработкой (процессированием, регламентацией) технологии производства данного продукта и ее пилотного применения; разработку инструкций, технологических карт для исполнителей, согласование с заинтересованными субъектами;
разработку (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения материального и информационного продукта с заданными свойствами;
проводить и анализировать разработку и / или реализацию проектов, предполагающих:
планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации);
планирование (разработку) материального продукта на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов;
разработку плана продвижения продукта;
проводить и анализировать конструирование механизмов, простейших роботов, позволяющих решить конкретные задачи (с помощью стандартных простых механизмов, с помощью материального или виртуального конструктора).
Выпускник получит возможность научиться:
выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;
модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией / заказом / потребностью / задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;
технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты;
оценивать коммерческий потенциал продукта и / или технологии.
Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения
Выпускник научится:
характеризовать группы профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере, описывает тенденции их развития,
характеризовать ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции ее развития,
разъяснять социальное значение групп профессий, востребованных на региональном рынке труда,
характеризовать группы предприятий региона проживания,
характеризовать учреждения профессионального образования различного уровня, расположенные на территории проживания обучающегося, об оказываемых ими образовательных услугах, условиях поступления и особенностях обучения,
анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений,
анализировать результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории,
анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности,
получит опыт наблюдения (изучения), ознакомления с современными производствами в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере и деятельностью занятых в них работников,
получит опыт поиска, извлечения, структурирования и обработки информации о перспективах развития современных производств в регионе проживания, а также информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда.
Выпускник получит возможность научиться:
предлагать альтернативные варианты траекторий профессионального образования для занятия заданных должностей;
анализировать социальный статус произвольно заданной социально-профессиональной группы из числа профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере.
Содержание учебного предмета, курса.
Направление «Технологии ведения дома»
5 класс (68 ч.)
Раздел «Проектная деятельность»
Исследовательская и созидательная деятельность.
Теоретические сведения. Цель и задачи проектной деятельности в 6 классе. Составные части годового творческого проекта.
Практические работы. Творческие проекты по разделам. Составление портфолио и разработка электронной презентации. Защита проекта
Раздел «Оформление интерьера»
Теоретические сведения. Понятия об интерьере. Требования к интерьеру. Создание интерьера кухни с учётом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Планировка кухни, разделение на зоны, оборудование, цветовое решение, использование современных материалов. Проектирование кухни с помощью ПК.
Лабораторно - практические и практические работы. Разработка плана размещения оборудования на кухне-столовой. Проектирование кухни с помощью ПК. Бытовые электроприборы.
Раздел «Кулинария ».
Санитария и гигиена на кухне.
Теоретические сведения. Санитарно- гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, к хранению продуктов и готовых блюд. Современные моющие и чистящие средства. Безопасные приёмы работы на кухне. Первая помощь при порезах и ожогах.
Лабораторно - практические и практические работы. Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи.
Физиология питания.
Теоретические сведения. Питание как физиологическая потребность. Питательные вещества. Пищевая пирамида. Пищевые отравления, первая помощь. Режим питания.
Лабораторно - практические и практические работы. Составление индивидуального режима питания и дневного рациона на основе пищевой пирамиды.
Бутерброды и горячие напитки
Теоретические сведения. Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Технология приготовления бутербродов. Виды горячих напитков. Сорта чая и кофе. Технология приготовления чая и кофе.
Лабораторно - практические и практические работы. Приготовление и оформление бутербродов и горячих напитков. Дегустация блюд.
Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий
Теоретические сведения. Виды круп, бобовых и макаронных изделий, применяемых в питании человека. Технология приготовления рассыпчатых, вязких и жидких каш. Применение бобовых в кулинарии. Технология приготовления блюд из макаронных изделий.
Лабораторно - практические и практические работы. Приготовление и оформление блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.
Блюда из овощей и фруктов
Теоретические сведения. Пищевая ценность овощей и фруктов. Способы хранения. Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Формы нарезки овощей. Технология приготовления салата из сырых овощей или фруктов. Украшение блюд. Значение и виды тепловой обработки продуктов.
Лабораторно-практические и практические работы. Приготовление и оформление блюд из сырых и варёных овощей и фруктов.
Блюда из яиц
Теоретические сведения. Значение яиц в питании человека, использование их в кулинарии. Технология приготовления блюд из яиц.
Лабораторно - практические и практические работы. Определение свежести яиц. Приготовление блюд из яиц. Дегустация блюд.
Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку.
Теоретические сведения. Меню завтрака. Понятие о сервировке стола. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом.
Лабораторно-практические и практические работы. Разработка меню завтрака. Сервировка стола к завтраку. Складывание салфеток. Приготовление завтрака.
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»
Свойства текстильных материалов
Теоретические сведения. Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Основная и уточная нити. Ткацкие переплетения. Лицевая и изнаночная стороны ткани.
Лабораторно - практические и практические работы. Определение направления долевой нити в ткани, лицевой и изнаночной сторон, изучение свойств тканей из хлопка и льна.
Конструирование швейных изделий.
Теоретические сведения. Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Снятие мерок. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки.
Лабораторно-практические и практические работы. Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ. Подготовка выкройки к раскрою.
Швейная машина
Теоретические сведения. Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы. Подготовка швейной машины к работе. Приёмы работы. Назначение и правила использования регулирующих механизмов. Правила безопасной работы на швейной машине.
Лабораторно-практические и практические работы. Заправка швейной машины нитками, шитьё, выполнение прямой и зигзагообразной строчек. Выполнение закрепок.
Технология изготовления швейных изделий
Теоретические сведения. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек, выкраивание изделия. Понятие о стежке, строчке, шве. Основные операции при ручных и машинных работах. Оборудование для влажно-тепловой обработки ткани. Основные операции ВТО. Классификация машинных швов. Последовательность изготовления швейных изделий.
Лабораторно - практические и практические работы. Раскладка выкроек на ткани, раскрой изделия. Изготовление образцов ручных и машинных швов, Проведение ВТО. Обработка изделия по индивидуальному плану.
Раздел «Художественные ремёсла»
Декоративно-прикладное искусство
Теоретические сведения. Традиционные и современные виды декоративно - прикладного искусства России. Знакомство с творчеством умельцев своего края, области, села. Приёмы украшения праздничной одежды в старину. Профессия художник декоративно - прикладного искусства и художественных промыслов.
Лабораторно - практические и практические работы. Экскурсия в краеведческий музей. Изучение работ мастеров родного края.
Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно - прикладного искусства
Теоретические сведения. Понятие композиции. Правила, приёмы и средств композиции. Понятие орнамента. Стилизация реальных форм. Цветовые сочетания в орнаменте. Возможности графических редакторов ПК в создании эскизов, орнаментов.
Лабораторно - практические и практические работы. Зарисовка природных мотивов с натуры, их стилизация. Создание графической композиции, орнамента на ПК.
Лоскутное шитьё
Теоретические сведения. Возможности лоскутной пластики, её связь с направлениями современной моды. Материалы, инструменты и приспособления для работы. Шитьё по шаблонам. Аппликация и стёжка.
Лабораторно - практические и практические работы. Изготовление образцов лоскутных узоров, проектного изделия.
6 класс (68 ч.)
Раздел «Технологии домашнего хозяйства»
Интерьер жилого дома
Теоретические сведения. Понятие о жилом помещении: жилой дом, квартира, комната, многоквартирный дом. Зонирование пространства жилого дома. Организация зон приготовления и приёма пищи, отдыха и общения членов семьи, приёма гостей, зоны сна, санитарно-гигиенической зоны. Зонирование комнаты подростка. Понятие композиции в интерьере. Интерьер жилого дома. Современные стили в интерьере. Использование современных материалов и подбор цветового решения в отделке квартиры. Виды отделки потолка, стен, пола. Декоративное оформление интерьера. Применение текстиля в интерьере. Основные виды занавесей для окон.
Лабораторно - практические и практические работы. Выполнение электронной презентации «Декоративное оформление интерьера». Разработка плана жилого дома. Подбор современных материалов для отделки потолка, стен, пола. Изготовление макета оформления окон.
Комнатные растения в интерьере
Теоретические сведения. Понятие о фитодизайне как искусстве оформления интерьера, создания композиций с использованием растений. Роль комнатных растений в интерьере. Приёмы размещения. Разновидности комнатных растений. Технологии выращивания комнатных растений, правила ухода. Профессия садовник.
Лабораторно - практические и практические работы. Пересадка (перевалка) комнатных растений. Уход за растениями.
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности»
Исследовательская и созидательная деятельность
Теоретические сведения. Цель и задачи проектной деятельности в 6 классе. Составные части годового творческого проекта.
Практические работы. Творческие проекты по разделам. Составление портфолио и разработка электронной презентации. Защита проекта.
Раздел «Кулинария»
Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря
Теоретические сведения. Пищевая ценность рыбы и нерыбных продуктов моря. Виды рыбы и нерыбных продуктов моря. Маркировка консервов. Признаки доброкачественности рыбы, условия и сроки хранения рыбной продукции. Тепловая обработка рыбы. Технология приготовления блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря.
Лабораторно - практические и практические работы. Определение свежести рыбы. Приготовление блюд из рыбы. Приготовление блюд из морепродуктов.
Блюда из мяса
Теоретические сведения. Значение мясных блюд в питании. Виды мяса и субпродуктов. Условия и сроки хранения мясной продукции. Виды тепловой обработки мяса. Технология приготовления блюд из мяса. Подача к столу. Гарниры к мясным блюдам.
Лабораторно - практические и практические работы. Определение доброкачественности мяса и мясных продуктов. Приготовление блюд из мяса.
Блюда из птицы
Теоретические сведения. Виды домашней и сельскохозяйственной птицы и их кулинарное употребление. Способы определения качества птицы. Виды тепловой обработки птицы, технология приготовления блюд из птицы. Оформление готовых блюд.
Лабораторно - практические и практические работы. Приготовление блюда из птицы.
Заправочные супы.
Теоретические сведения. Значение супов в рационе питания. Технология приготовления бульонов, используемых при приготовлении заправочных супов. Виды заправочных супов. Технология приготовления щей, борща, рассольника, солянки, овощных супов и супов с крупами и мучными изделиями. Оформление готового блюда.
Лабораторно - практические и практические работы. Приготовление и оформление заправочного супа.
Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду.
Теоретические сведения. Меню обеда. Сервировка стола к обеду.
Набор столового белья, приборов и посуды для обеда. Подача блюд. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.
Лабораторно - практические и практические работы. Приготовление обеда. Сервировка стола. Определение калорийности блюд.
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»
Свойства текстильных материалов
Теоретические сведения. Классификация текстильных химических волокон. Способы их получения, виды и свойства искусственных и синтетических тканей. Виды нетканых материалов из химических волокон.
Лабораторно - практические и практические работы. Изучение свойств текстильных материалов из химических волокон.
Конструирование швейных изделий
Теоретические сведения. Понятие о плечевой одежде. Понятие об одежде с цельнокроеным и втачным рукавом. Определение размеров фигуры человека. Снятие мерок. Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.
Лабораторно - практические и практические работы. Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ. Снятие мерок и построение чертежа швейного изделия.
Моделирование швейных изделий
Теоретические сведения. Понятие о моделировании одежды. Моделирование формы выреза горловины, плечевой одежды с застёжкой на пуговицах, отрезной плечевой одежды. Подготовка выкройки к раскрою. Профессия художник по костюму.
Лабораторно - практические и практические работы. Моделирование выкройки проектного изделия. Подготовка выкройки к раскрою.
Швейная машина
Теоретические сведения. Устройство машинной иглы. Неполадки в работе швейной машины, связанные с неправильной установкой иглы, её поломкой. Замена иглы. Дефекты машинной строчки. Обмётывание петель и пришивание пуговицы с помощью швейной машины.
Лабораторно - практические и практические работы. Устранение дефектов машинной строчки. Применение приспособлений к швейной машине. Выполнение прорезных петель. Пришивание пуговицы.
Технология изготовления швейных изделий
Теоретические сведения. Правила раскладки выкроек и правила раскроя. Понятие о дублировании деталей кроя. Основные операции при ручных и машинных работах. Классификация машинных швов. Подготовка и проведение примерки, устранение дефектов. Последовательность изготовления плечевой одежды с цельнокроеным рукавом. Профессия технолог - конструктор.
Лабораторно - практические и практические работы. Раскрой швейного изделия. Дублирование деталей клеевой прокладкой. Изготовление образцов ручных и машинных работ. Подготовка изделия к примерке, проведение, устранение дефектов.
Раздел «Художественные ремёсла»
Вязание крючком
Теоретические сведения. Материалы и инструменты для вязания. Виды крючков и спиц. Организация рабочего места. Основные виды петель при вязании крючком. Условные обозначения. Вязание полотна. Вязание по кругу.
Лабораторно - практические и практические работы. Вязание полотна. Вязание по кругу.
Вязание спицами
Теоретические сведения. Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных петель. Вязание полотна, вязание цветных узоров. Создание схем с помощью ПК. Профессия вязальщица.
Лабораторно - практические и практические работы. Выполнение образцов вязок.
7 класс (34 ч.)
Раздел «Технологии домашнего хозяйства»
Освещение жилого помещения. Предметы искусства и коллекции в интерьере
Теоретические сведения. Роль освещения в интерьере. Естественное и искусственное освещение. Типы ламп. Виды светильников. Системы управления светом. Типы освещения. Оформление интерьера произведениями искусства. Оформление и размещение картин. Понятие о коллекционировании. Размещение коллекций в интерьере. Профессия дизайнер.
Практические работы. Выполнение электронной презентации «Освещение жилого дома». Систематизация коллекции книг.
Гигиена жилища
Теоретические сведения. Виды уборки, их особенности. Правила проведения ежедневной, влажной и генеральной уборки.
Практические работы. Генеральная уборка кабинета технологии. Подбор моющих средств для уборки помещения.
Раздел «Электротехника»
Бытовые электроприборы
Теоретические сведения. Электрические бытовые приборы для уборки и создания микроклимата в помещении. Современный многофункциональный пылесос. Приборы для создания микроклимата: кондиционер, ионизатор- очиститель воздуха, озонатор.
Практические работы. Изучение потребности в бытовых электроприборах для уборки и создания микроклимата в помещении, подбор современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи.
Раздел «Кулинария»
Блюда из молока и кисломолочных продуктов
Теоретические сведения. Значение молока и кисломолочных продуктов в питании человека. Натуральное (цельное) молоко. Молочные продукты. Молочные консервы. Кисломолочные продукты. Сыр. Методы определения качества молока и молочных продуктов. Посуда для приготовления блюд из молока и кисломолочных продуктов. Молочные супы и каши: технология приготовления и требования к качеству. Подача готовых блюд. Технология приготовления творога в домашних условиях. Технология приготовления блюд из кисломолочных продуктов.
Практические работы. Определение качества молока и молочных продуктов. Приготовление молочного супа, каши или блюда из творога.
Изделия из жидкого теста
Теоретические сведения. Виды блюд из жидкого теста. Продукты для приготовления жидкого теста. Пищевые разрыхлители для теста. Оборудование, посуда и инвентарь для замешивания теста и выпечки блинов.
Технология приготовления теста и изделий из него: блинов, блинчиков с начинкой, оладий и блинного пирога. Подача их к столу. Определение качества мёда органолептическими и лабораторными методами.
Практические работы. Определение качества меда. Приготовление изделий из теста.
Виды теста и выпечки
Теоретические сведения. Продукты для приготовления выпечки. Разрыхлители теста. Инструменты и приспособления для приготовления теста и формования мучных изделий. Электрические приборы для приготовления выпечки. Дрожжевое, бисквитное, заварное тесто и тесто для пряничных изделий. Виды изделий из них. Рецептура и технология приготовления пресного слоёного и песочного теста. Особенности выпечки изделий из них. Профессия кондитер.
Практические работы. Приготовление изделий из песочного и пресного слоеного теста.
Сладости, десерты, напитки
Теоретические сведения. Виды сладостей: цукаты, конфеты, печенье, безе (меренги). Их значение в питании человека. Виды десертов. Безалкогольные напитки: молочный коктейль, морс. Рецептура, технология их приготовления и подача к столу.
Практические работы. Приготовление сладких блюд и напитков.
Сервировка сладкого стола. Праздничный этикет
Теоретические сведения. Меню сладкого стола. Сервировка сладкого стола. Набор столового белья, приборов и посуды. Подача кондитерских изделий и сладких блюд. Правила поведения за столом и пользования десертными приборами. Сладкий стол-фуршет. Правила приглашения гостей. Разработка пригласительных билетов с помощью ПК.
Практические работы. Разработка меню. Приготовление блюд для праздничного сладкого стола. Сервировка сладкого стола. Разработка приглашения на праздник с помощью ПК.
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»
Свойства текстильных материалов
Теоретические сведения. Классификация текстильных волокон животного происхождения. Способы их получения. Виды и свойства шерстяных и шёлковых тканей. Признаки определения вида ткани по сырьевому составу. Сравнительная характеристика свойств тканей из различных волокон.
Практические работы. Определение сырьевого состава тканей и изучение их свойств.
Конструирование швейных изделий
Теоретические сведения. Понятие о поясной одежде. Виды поясной одежды. Конструкции юбок. Снятие мерок для изготовления поясной одежды. Построение чертежа прямой юбки.
Практические работы. Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ. Снятие мерок и построение чертежа прямой юбки в натуральную величину.
Моделирование швейных изделий
Теоретические сведения. Приёмы моделирования поясной одежды. Моделирование юбки с расширением книзу. Моделирование юбки со складками. Подготовка выкройки к раскрою. Получение выкройки швейного изделия из пакета готовых выкроек, журнала мод, с CD и из Интернета.
Практические работы. Моделирование юбки. Получение выкройки швейного изделия из журнала мод. Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.
Швейная машина
Теоретические сведения. Уход за швейной машиной: чистка и смазка движущихся и вращающихся частей
Практические работы. Уход за швейной машиной: чистка и смазка. Выполнение потайного подшивания и окантовывания среза с помощью приспособлений к швейной машине.
Технология изготовления швейных изделий
Теоретические сведения. Правила раскладки выкроек поясного изделия на ткани. Правила раскроя. Выкраивание бейки. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы ножницами, булавками, утюгом. Дублирование детали пояса клеевой прокладкой-корсажем. Основные операции при ручных работах. Основные машинные операции. Классификация машинных швов. Технология обработки среднего шва юбки с застёжкой-молнией и разрезом. Притачивание застёжки-молнии вручную и на швейной машине. Технология обработки односторонней, встречной и бантовой складок. Подготовка и проведение примерки поясной одежды. Устранение дефектов после примерки. Последовательность обработки поясного изделия после примерки. Технология обработки вытачек, боковых срезов, верхнего среза поясного изделия прямым притачным поясом. Вымётывание петли и пришивание пуговицы на поясе. Обработка нижнего среза изделия. Обработка разреза в шве. Окончательная чистка и влажно-тепловая обработка изделия.
Практические работы. Раскрой проектного изделия. Изготовление образцов ручных и машинных работ. Обработка среднего шва юбки застежкой - молнией. Обработка складок. Подготовка и проведение примерки поясного изделия. Обработка юбки после примерки. Выполнение прорезной петли и пришивание пуговицы. Чистка изделия и окончательная влажно-тепловая обработка.
Раздел «Художественные ремёсла»
Ручная роспись тканей
Теоретические сведения. Понятие о ручной росписи тканей.
Подготовка тканей к росписи. Виды батика. Технология горячего батика. Декоративные эффекты в горячем батике. Технология холодного батика. Декоративные эффекты в холодном батике. Особенности выполнения узелкового батика и свободной росписи. Профессия художник росписи по ткани.
Практические работы. Выполнение образца росписи ткани в технике холодного батика.
Вышивание
Теоретические сведения. Материалы и оборудование для вышивки. Приёмы подготовки ткани к вышивке. Технология выполнения прямых, петлеобразных, петельных, крестообразных и косых ручных стежков. Техника вышивания швом крест горизонтальными и вертикальными рядами, по диагонали. Использование ПК в вышивке крестом. Техника вышивания художественной, белой и владимирской гладью. Материалы и оборудование для вышивки гладью. Атласная и штриховая гладь. Швы французский узелок и рококо. Материалы и оборудование для вышивки атласными лентами. Швы, используемые в вышивке лентами. Профессия вышивальщица.
Практические работы. Выполнение образцов швов прямыми, петлеобразными, петельными, крестообразными и косыми стежками. Выполнение образца вышивки в технике крест. Выполнение образцов вышивки гладью, французским узелком и рококо. Выполнение образца вышивки атласными лентами.
3. Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
5 класс (2 часа в неделю)
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
Раздел «Проектная деятельность» (1 ч.) | ||
1 | Проектная деятельность на уроках «Технологии». Санитарно-гигиенические требования и правила ТБ. | 1 |
Раздел «Оформление интерьера» (5 ч.) | ||
2 | Интерьер кухни-столовой. Оборудование кухни. | 1 |
3-4 | Творческий проект «Кухня моей мечты». | 2 |
5-6 | Защита проекта «Кухня моей мечты». | 2 |
Раздел «Кулинария» (16 ч). | ||
7 | Санитария и гигиена на кухне. | 1 |
8 | Здоровое питание. | 1 |
9-10 | Бутерброды. Горячие напитки. | 2 |
11-12 | Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий. | 2 |
13 | Практическая работа № 1 «Приготовление блюда из крупы или макаронных изделий». | 1 |
14 | Контрольная работа №1 за 1 четверть | 1 |
15 | Анализ контрольной работы. Блюда из сырых овощей и фруктов. | 1 |
16 | Блюда из вареных овощей. | 1 |
17-18 | Практическая работа № 2 «Приготовление салатов из сырых и вареных овощей». | 2 |
19 | Блюда из яиц. | 1 |
20 | Сервировка стола к завтраку. Творческий проект по разделу «Кулинария» «Воскресный завтрак в моей семье». | 1 |
21-22 | Практическая работа №3 Групповой проект «Воскресный завтрак для всей семьи». | 2 |
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» (28 ч.) | ||
23-24 | Производство текстильных материалов. Практическая работа №4 «Определение лицевой и изнаночной сторон ткани». Практическая работа №5 «Определение направления долевой нити в ткани». | 2 |
25-26 | Свойства текстильных материалов. Практическая работа №6 «Изучение свойств тканей из хлопка и льна». Проект «Фартук для работы на кухне». | 2 |
27-28 | Конструирование швейных изделий. Определение размеров швейного изделия. Практическая работа №7 «Снятие мерок для построения чертежа проектного изделия». | 2 |
29 | Построение чертежа швейного изделия. Практическая работа №8 «Построение чертежа швейного изделия». | 1 |
30 | Контрольная работа №2 за 2 четверть | 1 |
31-32 | Анализ контрольной работы. Раскрой швейного изделия. Практическая работа №9 «Раскрой швейного изделия». | 2 |
33-34 | Швейные ручные работы. | 2 |
35-36 | Подготовка швейной машины к работе. | 2 |
37-38 | Приёмы работы на швейной машине. Практическая работа № 10 «Выполнение образцов машинных швов». | 2 |
39-40 | Швейные машинные работы. ВТО ткани. | 2 |
41-42 | Выполнение проекта «Фартук для работы на кухне». Технология изготовления швейного изделия. | 2 |
43-44 | Обработка накладного кармана. Практическая работа №11 «Обработка накладного кармана». | 2 |
45-46 | Обработка нижнего и боковых срезов фартука. Практическая работа №12 «Обработка нижнего и боковых срезов фартука». | 2 |
47 | Обработка верхнего среза фартука притачным поясом. Практическая работа №13 «Обработка верхнего среза фартука. Изготовление пояса». Подготовка защиты проекта | 1 |
48 | Контрольная работа №3 за 3 четверть | 1 |
49-50 | Анализ контрольной работы. Защита проекта «Фартук для работы на кухне». | 2 |
Раздел «Художественные ремёсла» (18ч.) | ||
51-52 | Декоративно-прикладное изделие для кухни. | 2 |
53-54 | Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства. | 2 |
55-56 | Орнамент. Цветовые сочетания в орнаменте. | 2 |
57-58 | Лоскутное шитьё. Технологии лоскутного шитья. | 2 |
58-60 | Лоскутное шитьё. Технологии лоскутного шитья. Практическая работа №14 «Изготовление образца изделия из лоскутков». | 2 |
61-62 | Лоскутное шитьё. Обоснование проекта. | 2 |
63 | Выполнение проекта. Практическая работа №15 «Стачивание деталей изделия». | 1 |
64 | Годовая контрольная работа | 1 |
65-66 | Анализ годовой контрольной работы. Подготовка проекта к защите. | 2 |
67-68 | Защита проекта «Лоскутное изделие для кухни». | 2 |
| Всего | 68 ч. |
6 класс (2 часа в неделю)
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
Разделы «Технологии домашнего хозяйства», «Технологии творческой и опытнической деятельности» (6 ч.) | ||
1 | Санитарно-гигиенические требования и правила ТБ. | 1 |
2 | Планировка и интерьер жилого дома. | 1 |
3-4 | Комнатные растения в интерьере | 2 |
5-6 | Творческая проектная деятельность | 2 |
Раздел «Кулинария» (16 ч.) | ||
7-8 | Блюда из рыбы. Технология первичной обработки рыбы. | 2 |
9-10 | Морепродукты. Технология приготовления блюд из них. | 2 |
11-12 | Виды мяса и мясных продуктов. Определение доброкачественности мяса | 2 |
13 | Приготовление блюд из мяса | 1 |
14 | Контрольная работа №1 за 1 четверть | 1 |
15 | Анализ контрольной работы. | 1 |
16 | Блюда из птицы | 1 |
17-18 | Заправочные супы | 2 |
19-20 | Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду | 2 |
21-22 | Творческий проект по разделу «Кулинария» «Приготовление воскресного семейного обеда» | 2 |
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» (27 ч.) | ||
23-24 | Виды и свойства текстильных материалов из химических волокон | 2 |
25-26 | Конструирование плечевой одежды с цельнокроеным коротким рукавом | 2 |
27-28 | Моделирование плечевой одежды. | 2 |
29 | Раскрой плечевого изделия | 1 |
30 | Контрольная работа №2 за 2 четверть | 1 |
31 | Анализ контрольной работы. | 1 |
32 | Технология дублирования деталей. | 1 |
33-34 | Ручные швейные работы | 2 |
35-36 | Дефекты машинной строчки. Приспособления к швейной машине | 2 |
37-38 | Машинные работы | 2 |
39-40 | Обработка мелких деталей | 2 |
41-42 | Подготовка и проведение примерки | 2 |
43-44 | Технология изготовления плечевого изделия | 2 |
45-47 | Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов» | 3 |
48 | Контрольная работа №3 за 3 четверть | 1 |
49 | Анализ контрольной работы. | 1 |
50 | Обобщающий урок по теме «Технологии творческой и опытнической деятельности» | 1 |
Раздел «Художественные ремесла» (18 ч.) | ||
51-52 | Основные виды петель при вязке крючком. Вязание полотна | 2 |
53-54 | Вязание по кругу | 2 |
55-56 | Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных петель | 2 |
57-59 | Вязание цветных узоров | 3 |
60 | Годовая контрольная работа | 1 |
61 | Анализ годовой контрольной работы. | 1 |
62-64 | Творческий проект по разделу «Художественные ремесла» | 3 |
65-66 | Подготовка к защите творческого проекта | 2 |
67-68 | Защита творческого проекта | 2 |
| Всего | 68 ч. |
7 класс (1 час в неделю)
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (4 ч.) | ||
| Санитарно-гигиенические требования и правила ТБ. Освещение жилого помещения. | 1 |
| Предметы искусства и коллекции в интерьере | 1 |
| Гигиена жилища | 1 |
| Гигиена жилища | 1 |
Раздел «Электротехника» (3 ч.) | ||
| Бытовые электроприборы | 1 |
| Бытовые электроприборы | 1 |
| Контрольная работа №1 за 1 четверть | 1 |
Раздел «Кулинария» (10 ч.) | ||
| Анализ контрольной работы. Блюда из молока и кисломолочных продуктов | 1 |
| Блюда из молока и кисломолочных продуктов | 1 |
| Изделия из жидкого теста | 1 |
| Изделия из жидкого теста | 1 |
| Виды теста и выпечки | 1 |
| Виды теста и выпечки | 1 |
| Сладости, десерты, напитки | 1 |
| Контрольная работа №2 за 2 четверть | 1 |
| Анализ контрольной работы. Сладости, десерты, напитки | 1 |
| Сервировка сладкого стола. Праздничный этикет | 1 |
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» (11 ч.) | ||
| Свойства текстильных материалов | 1 |
| Свойства текстильных материалов | 1 |
| Конструирование швейных изделий | 1 |
| Конструирование швейных изделий | 1 |
| Моделирование швейных изделий | 1 |
| Моделирование швейных изделий | 1 |
| Контрольная работа №3 за 3 четверть | 1 |
| Анализ контрольной работы. Швейная машина | 1 |
| Швейная машина | 1 |
| Технология изготовления швейных изделий | 1 |
| Технология изготовления швейных изделий | 1 |
Раздел «Художественные ремёсла» (4 ч.) | ||
| Ручная роспись тканей | 1 |
| Вышивание | 1 |
| Вышивание | 1 |
| Годовая контрольная работа | 1 |
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» (2 ч.) | ||
| Анализ годовой контрольной работы. Исследовательская и созидательная деятельность | 1 |
| Исследовательская и созидательная деятельность | 1 |
| Всего | 34 ч. |
40