1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание | Материальная культура как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека. Мир профессий. Профессии типа «Человек - техника», «Человек - природа», «Человек - художественный образ». Ориентировка в задании: анализ информации в процессе наблюдений, чтения текста на страницах учебника, восприятия аудио- и видеоматериалов, в процессе общения с учителем и сверстниками. Организация рабочего места. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Планирование хода практической работы. Самоконтроль действий. Задания разных типов - от точного повторения образца (в виде рисунка, схемы, простейшего чертежа) до создания собственного образа. Исследовательская работа. Работы коллективные, групповые, парами, индивидуальные. Взаимопомощь в работе. Самообслуживание в школе и дома, элементарный уход за одеждой и обувью. | В течении года | - воспринимает предметный мир как основную среду обитания современного человека; - называет наиболее распространенные в своем регионе профессии; - понимает правила создания рукотворных предметов; - использует эти правила в своей деятельности; - организовывает свое рабочее место в зависимости от вида работы; - отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы; - соблюдает гигиенические нормы пользования инструментами - уважительно относится к труду людей; - понимает культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, уважает их; - понимает особенности проектной деятельности, осуществляет под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывает замысел, ищет пути его реализации, воплощает его в продукте, демонстрирует готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги). | Регулятивные - понимает смысл инструкции - принимает учебную задачу; - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - проговаривает вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; - оценивеат совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносит соответствующие коррективы; - адекватно воспринимает оценку своей работы учителями, товарищами; - в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находит несколько вариантов решения учебной задачи; - под руководством учителя осуществлять констатирующий контроль по результату • в сотрудничестве с учителем ставит новые учебные задачи; • преобразовывает практическую задачу в познавательную; • проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; • учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; • осуществляет констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; • самостоятельно оценивает правильность выполнения действия - вносит необходимые коррективы в исполнение как по ходу реализации, так и в конце действия Познавательные - под руководством учителя осуществляет поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; - понимает знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; - понимает заданный вопрос, в соответствии с ним строит ответ в устной форме; - анализирует объекты труда с выделением их существенных признаков; - проводит в сотрудничестве с учителем сравнение и классификацию объектов труда по заданным основаниям; - выделяет класс объектов по заданному признаку. - продуктивно пользуется знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; - выделяет существенную информацию из познавательных текстов; - на основе полученной информации принимает несложные практические решения; - под руководством учителя ориентируется на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками обобщает: выделяет класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно; - читаеть тексты с целью освоения и использования информации. Коммуникативные - принимает участие в коллективных работах, работах парами и группами; - понимает важность коллективной работы; - контролирует свои действия при совместной работе; - допускает существование различных точек зрения; - договаривается с партнерами и приходит к общему решению. - проявляет инициативу в коллективных творческих работах; - следит за действиями других участников совместной деятельности; - принимает другое мнение и позицию; - строит понятные для партнера высказывания. |
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты 2.1. Многообразие материалов. 2.2. Технологические приемы обработки материалов 2.3. Приемы безопасной работы с инструментами (ножницами, иглой, линейкой, стекой) | Бумага обычная цветная, страницы журналов, бумажные салфетки, гофрированная и металлизированная бумага, фантики; ткань, тесьма, веревки, нитки; клеенка, поролон, фольга, пластилин, тесто, птичьи перья, вата, яичная скорлупа, различный «бросовый» материал. Новые свойства материалов: - разрывание бумаги по прямой и кривой линиям, по спирали, скручивание, надрезание, обрывание кусочками, сминание комочков, гофрирование, сгибание внутрь и выгибание наружу, вплетание полосок, сгибание полоски; - наклеивание ткани на бумагу и вырезание, складывание в технике оригами, вышивание по криволинейному контуру, присборивание; - рисование штрихами на пластилиновой основе, обрубовка, вытягивание из целого куска. Приклеивать можно клеенку, поролон, фольгу, птичьи перья, вату, яичную скорлупу, пластиковые трубочки. Разметка: на глаз, по шаблону, с помощью линейки, копированием. Сборка и соединение деталей: клеем, сшиванием, пластилином, скручиванием, закручиванием ниткой, переплетением, с помощью узлов, сцеплением ворса бархатной бумаги и ниток, скотчем. Отделка: налепные украшения, рамочка в технике мозаики из кусочков ткани, рамочки из тесьмы, украшение кружевом. Виды художественной техники. Лепка Выполнение с помощью стеки узора или рисунка на тонком слое пластилина, нанесенного на плоскую или объемную основу. Вылепливание предмета из нескольких частей путем примазывания одной части к другой (конструктивный способ лепки -обрубовка). Лепка из целого куска путем вытягивания (пластический способ лепки). Лепка из теста. Аппликация Обрывная аппликация из бумаги на бумажной основе. Плоская аппликация из ткани на бумажной основе. Объемная аппликация из бумаги, природных материалов или ткани на бумажной или картонной основе. Комбинирование в одной работе разных материалов (коллаж). Мозаика Заполнение всего контура элементами, вырезанными из бумаги или полученными с помощью обрывания. Объемная мозаика. Выполнение мозаики из разных материалов. Художественное складывание Складывание приемом гофрирования («гармошкой») деталей из круга, овала, квадрата, треугольника. Объединение деталей в одном изделии. Оригами из бумажного квадрата по схеме. Складывание квадратной льняной салфетки и сравнение свойств бумаги и ткани. Плетение Косое плетение в четыре пряди из текстильных материалов или бумажного шпагата, проволоки, соломы. Прямое плетение из полосок бумаги (разметка по линейке). Узелковое плетение (макраме) из текстильных материалов (узлы морские и декоративные). Шитье и вышивание Вышивание по криволинейному контуру швом «вперед иголку». Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами. Работа с технической документацией (рисунок, схема, эскиз, простейший чертеж). Линии чертежа (контур, сгиб, размерная). Условные знаки оригами: сложить «долиной», сложить «горой», складка, вогнуть внутрь, выгнуть наружу, перевернуть. Изготовление плоскостных и объемных изделий по рисункам, эскизам, схемам, простейшим чертежам. | 23 ч. | - называет новые свойства изученных ранее материалов; - подбираеь материалы по декоративно-художественным свойствам в соответствии с поставленной задачей; - называет технологические приемы ручной обработки материалов; - экономно расходует используемые материалы; - применяет приемы рациональной и безопасной работы с инструментами: чертежными (линейка), режущими (ножницы), колющими (швейная игла); - распознаёт простейшие чертежи и эскизы; - изготавливает плоскостные и объемные изделия по рисункам, схемам, эскизам. - отбирает и выстраивает оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла; - прогнозирует конечный практический результат -самостоятельно комбинирует художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей |
3. Конструирование и моделирование: плоскостное конструирование и моделирование из геометрических форм; аппликация и мозаика из геометрических фигур; Объемное конструирование и моделирование из готовых форм; объемное конструирование и моделирование из бумаги; моделирование из деталей конструктора 4. Практика работы на компьютере | Выделение деталей изделия. Виды соединения деталей. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу и заданным условиям. Более сложные (по сравнению с первым классом) технические модели из готовых форм. Более сложные художественные образы из готовых геометрических форм (в том числе из цилиндра и конуса). Поделки из одной или нескольких полосок, полученные приемами складывания, сгибания. Летающие модели. Работа с конструктором. Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD). Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер | 11 ч в течении года | - выделять детали конструкции изделия, называть их форму, взаимное расположение, вид, способ соединения; - изменять вид конструкции с целью придания ей новых свойств; - анализировать конструкцию изделия по рисунку, простейшему чертежу или эскизу; - изготавливать конструкцию по рисунку, простейшему чертежу. - понимать информацию, представленную в учебнике в различных формах; - наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика), которые демонстрирует взрослый. - соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток; - создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале. - выполнять на основе знакомства с персональным компьютером как техническим средством, его основными устройствами и их назначением базовые действия с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку); - пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой информации; - пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными ресурсами). пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки. |