Планируемые результаты обучения
I. Результаты изучения технологии в 1 классе:
Личностные результаты. Создание условий для формирования следующих умений:
положительно относиться к учению;
проявлять интерес к содержанию предмета технологии;
принимать одноклассников, помогать им, отзываться на помощь взрослых и детей;
чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного самим для родных, друзей, для себя; бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;
с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
под контролем учителя изготавливать предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
при помощи учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке;
учиться проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
при помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место, при помощи учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;
сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);
при помощи учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
ориентироваться в материале на страницах учебника;
находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
делать выводы о результате совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.
Предметные результаты (по разделам)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
Знать (на уровне представлений):
о роли и месте человека в окружающем мире;
о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
об отражении форм и образов природы в работах мастеров художников, о разнообразных предметах рукотворного мира;
о профессиях, знакомых детям.
Уметь:
обслуживать себя во время работы: поддерживать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их;
соблюдать правила гигиены труда.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Знать:
общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.);
последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
способы разметки на глаз, по шаблону;
формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;
клеевой способ соединения;
способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;
названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.
Уметь:
различать материалы и инструменты по их назначению;
качественно выполнять операции и приемы по изготовлению несложных изделий;
экономно размечать сгибанием, по шаблону;
точно резать ножницами;
собирать изделия с помощью клея;
эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой;
использовать для сушки плоских изделий пресс;
безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);
при помощи учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, используя шаблон.
3. Конструирование и моделирование.
Знать:
о детали как составной части изделия;
конструкциях — разборных и неразборных;
неподвижном клеевом соединении деталей.
Уметь:
различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.
2.Содержание программы
Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры (26 ч.)
Элементы материаловедения. Материалы, из которых сделаны окружающие ребенка предметы (на уровне названий): бумага, картон, пластилин, глина, металл, стекло, пластмасса, песок, ткань и др. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая), тонкий картон, пластические материалы. Их свойства: цвет, пластичность, мягкость, твердость, прочность; гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для бумаги и картона). Сбор и сушка природного материала. Разнообразие тканей, их использование. Основные свойства: толщина, прочность, эластичность.
Инструменты и приспособления. Ножницы, шаблон, иглы, булавки, стека. Их функциональное назначение, устройство. Рациональные приемы работы ими. Безопасное обращение с колющими и режущими инструментами.
Организация рабочего места при работе с разными материалами. (Пластические, бумага, ткань.) Эстетика рабочего места и рациональное размещение необходимых материалов, инструментов, приспособлений.
Основы конструкторских знаний и умений. Деталь как составная часть изделий. Однодетальные и многодетальные изделия, неподвижное соединение деталей.
Основы технологических знаний и умений. Унифицированные технологические операции: разметка, разделение заготовки на части, формообразование детали, соединение деталей, отделка, приемы.
Разметка сгибанием, свободным рисованием, по шаблону, трафарету, на глаз (пластилин). Использование предметной инструкции. Экономная разметка материала.
Разделение заготовки на части отрыванием, разрыванием по линии сгиба, резанием ножницами.
Формообразование детали сгибанием.
Сборка изделия: клеевое соединение деталей (наклеивание мелких и средних по размеру деталей).
Отделка (изделия, деталей) росписью, аппликацией, прямой строчкой,
Сушка плоских изделий под прессом.
Единообразие технологических операций (как последовательности выполнения изделия) при изготовлении изделий из разных материалов.
Профессии людей из ближайшего окружения ребенка.
Человек в окружающем мире (7 ч)
Мир природный и рукотворный. Роль и место человека в окружающем ребенка мире. Гармония сосуществования человека и окружающего мира. Уязвимость и хрупкость природы и роль человека в разумном и неразумном ее освоении. Влияние неразумной деятельности человека на его существование. Человеческая деятельность утилитарного и эстетического характера. Созидающая деятельность человека и природа как источник его вдохновения. Мастер и мастерство.
Деятельность учащихся по созданию и сохранению красоты (эстетики) окружающего мира: поддержание чистоты во внешнем виде, на рабочем месте, в помещениях и во дворе; бережное, доброжелательное и внимательное отношение к близким, окружающим, животным; стремление быть полезным окружающим. Эмоциональное и словесное выражение своего отношения к позитивным и негативным явлениям действительности.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
иметь представление:
- о роли и месте человека в окружающем ребёнка мире;
- о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источника его вдохновения;
- о человеческой деятельности утилитарного и эстетического характера;
- о некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;
- о том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред;
знать:
- что такое деталь (составная часть изделия);
- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
- какое соединение деталей называют неподвижным;
- виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей). Их свойства и названия – на уровне общего представления;
- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибанием, по шаблону;
- способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
- виды отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка и её варианты;
- названия и назначения ручных инструментов, правила работы с ними;
уметь:
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы и инструменты по их назначению;
- качественно выполнять изученные операции приёмы по изготовлению несложных изделий;
- использовать для сушки плоских изделий пресс;
- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты;
- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
при помощи учителя:
- проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ними готовое изделие.
3. Тематическое планирование
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ООП НОО МБОУ " Крутинский лицей" Крутинского муниципального района Омской области.
На основе Программы четырехлетней начальной школы: «Начальная школа XXI века»/ РуководительН.Ф.Виноградова, утвержденной Министерством образования РФ – Москва: «Вентана –Граф», 2015г.
Программа рассчитана на 1 ч в неделю. Всего 32 часа.
Учебник : Технология, 1класс. Е.А.Лутцева - М.: Вентана –Граф,2012г
№ | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание | 8 часов |
2 | Обобщённые технико-технологические знания и умения | 4часа |
3 | Технология обработки бумаги | 14 часов |
4 | Технология обработки ткани | 6 часов |
| ИТОГО | 32 часа |
.
№ | Тема урока | Планируемые результаты | |
Личностные | Метапредметные | Предметные | Примечания |
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (8 ч) Представление о мире природы и мире, созданном руками человека. |
1 | Что ты видишь вокруг? | Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Формирование мотива, реализующего потребность в деятельности. Осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельностФормирование учебно-познавательного интереса к предмету. Формирование мотива, реализующего потребность в деятельности. Осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности челои чело | .Регулятивные УУД Учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке. Учиться программировать последовательность действий. Учиться готовить рабочее место. Познавательные УУД Наблюдать связи человека с природой и предметным миром. Находить ответы на предлагаемые вопросы используя учебник, свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке Коммуникативные УУД Учиться слушать и слышать учителя и одноклассников. Понимать возможность различных точек зрения. Обсуждать предложенную или выявленную проблему. | Знать о роли и месте человека в окружающем мире, о созидательной, творческой деятельности человека, о природе, как источнике его вдохновения. | | |
2 | Мир природы | Знать об отражении форм и образов природы в работах мастеров-художников, о разнообразных предметах рукотворного мира | | |
3 | Мир рукотворный | Знать о профессиях, знакомых ученикам. Уметь обслуживать себя во время работы. Уметь соблюдать правила гигиены труда | | |
4 | Окружающий мир надо беречь. (Представление о взаимоотношении окружающего мира и человека.) | Знать о профессиях, знакомых ученикам. Уметь обслуживать себя во время работы. Уметь соблюдать правила гигиены труда | | |
5 | Кто какой построил дом, чтобы поселиться в нем? | Знать о профессиях, знакомых ученикам. Уметь обслуживать себя во время работы. Уметь соблюдать правила гигиены труда | | |
6 | Помогаем дома. Лепим из пластилина. Подари сказку «Колобок». (Значение трудовой деятельности для человека.) | | | |
7 8 | Готовим праздник. Пластилин-волшебник. (О радости общения и совместного труда.) | | |
Обобщённые технико-технологические знания и умения (4 ч) |
9 | Общее представление о материалах. Какие свойства у разных материалов? | Личностные УУД Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи. Формирование бережного отношения к труду других людей. | Регулятивные УУД Объяснить выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке Познавательные УУД Сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий Анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного. Коммуникативные УУД Умение вступать в диалог с учителем. Формирование умения договариваться, находить общее решение | Знать общие названия изученных видов материалов. Знать последователь-ность изготовления несложных изделий. Знать о детали, как составной части изделия. Знать о конструкциях разборных и неразборных. Знать клеевой способ соединения. Уметь выполнять операции и приемы по изготовлению несложных изделий | | |
10 | Общее представление о конструкции изделия. Как устроены разные изделия? Изделие и его детали. | | |
11 | О способах соединения материалов. Как соединяют детали? | | | |
12 | Общее представление о технологии изготовления изделий. Одинаков ли порядок изготовления изделий из разных материалов? | | | | | |
Технология обработки бумаги (14 ч) | |
13 14 | Выбор материалов. Нужны ли нам бумага и картон? | Умение самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного для родителей, друзей, для себя. | Регулятивные УУД Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника. Познавательные УУД Делать простейшие обобщения. Группировать предметы и их образы по общему признаку. Ориентироваться в материале на страницах учебника Коммуникативные УУД Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Знать названия и назначения ручных инструментов и приспособлений, правила безопасной работы с ними. Знать клеевой способ соединения. Знать способы разметки на глаз, по шаблону. | | |
15 16 17 | Клеевое соединение бумажных деталей. Как аккуратно наклеить детали? Как клей сделать невидимкой? | Знать названия и назначения ручных инструментов и приспособлений, правила безопасной работы с ними. Знать клеевой способ соединения. Знать способы разметки на глаз, по шаблону. | | |
18 | Общее представление об инструментах и машинах-помощниках. Приёмы работы ножницами. | Знать названия и назначения ручных инструментов и приспособлений, правила безопасной работы с ними. Знать клеевой способ соединения. Знать способы разметки на глаз, по шаблону. | | |
19 | Какие ножницы у мастеров? | Уметь различать материалы и инструменты по их назначению. Качественно выполнять операции и приемы по изготовлению несложных изделий. Уметь экономно размечать сгибанием, по шаблону. Уметь точно резать ножницами. Уметь собирать изделия с помощью клея. Уметь эстетично и аккуратно отделывать изделия. | | |
20 | Понятие «линия». Виды линий | Умение самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения. | Регулятивные УУД Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника. Познавательные УУД Делать простейшие обобщения. Группировать предметы и их образы по общему признаку. Ориентироваться в материале на страницах учебника Коммуникативные УУД Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | | | |
| Соединение разных материалов | | | |
21 | Резание бумаги ножницами по размеченным линиям | | | |
22 | Разметка деталей по шаблону. Разметка круглых деталей. | | | |
23 | Разметка деталей по шаблону. Разметка деталей прямоугольной формы. Разметка треугольников. | | | |
24 | Разметка деталей сгибанием | | | |
25 | Преобразование заготовок. Как из квадратов и кругов получить новые фигуры? | | | |
26 | Разметка деталей сгибанием. Складываем бумагу. | | | |
Технология обработки ткани (6 ч) | |
27 | Свойства ткани. Швейные приспособления | Под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец. Чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности | Регулятивные УУД Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД Делать выводы о результате совместной работы всего класса. Преобразовывать информацию из одной формы в другую – в изделия, художественные образы. Коммуникативные УУД Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Знать свойства ткани, швейные приспособления. Уметь выполнять прямую строчку. Уметь при помощи учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, используя шаблон | | |
28 29 | Отделка изделий из ткани. Прямая строчка | | |
30 31 32 | Самостоятельная работа с опорой на инструкционную карту. Комплексная работа «Книжкина больница». | | |