Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Ручной труд» для 1-х подготовительных классов разработана в соответствии с:
- статьями 2, 79 Федерального закона Российской Федерации № 273-Ф3 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования (АООП НОО) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2024 – 2025 учебный год;
- авторской программой по Кузнецовой Л.А. «Ручной труд» 1 класс: - М.: «Просвещение», 2020 год.
- положением о рабочих программах, разрабатываемых по ФГОС Государственного бюджетного образовательного учреждения Калининградской области общеобразовательной организации для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Калининградская средняя общеобразовательная школа – интернат»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20)
Целью преподавания дисциплины является: обогащение опыта ребёнка знаниями и сведениями о поделочных материалах, об окружающем рукотворном предметном мире, созданном из этих материалов, а также формирование трудовых умений и навыков овладения техническими приёмами обработки данных поделочных материалов, направленных на развитие творческих способностей учащихся.
Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:
воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
уважение к людям труда;
сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
Коррекционная направленность рабочей программы:
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:
ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий.
Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения, русского языка, изобразительного искусства, математики.
Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса
Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:
воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
уважение к людям труда;
сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
Коррекционная работа выражается в формировании умений: ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы); предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности обучающихся при выполнении трудовых заданий, подготавливает их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
Уроки труда тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.
Предусмотрены следующие виды труда:
работа с глиной и пластилином;
работа с природными материалами;
работа с бумагой и картоном;
работа с текстильными материалами;
работа с проволокой и металлоконструктором;
работа с древесиной.
Особое внимание уделяется соблюдению правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
В целях ознакомления обучающихся младших классов с видами и характером профессионального труда планируются экскурсии в мастерские школы.
При составлении программы использованы учебники, входящие в Федеральный перечень учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Учебники: Л.А. Кузнецова «Ручной труд», 1 класс.- СПб.: Филиал издательства «Просвещение», 2020г.
Место учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане
На изучение технологии в 1 классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю. Курс рассчитан на 33 часа (33 учебных недели) в соответствии с учебным планом ГБУ КО «Школа-интернат».
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, предметные, метапредметные результаты освоения учебного предмета .
Так как одной из основных задач обучения учащихся с умственной отсталостью – это подготовках к жизни, к овладению доступными им профессиями, посильному участию в труде, то большое место в программе отводится привитию учащимся практических умений и навыков. Наряду с формированием практических умений и навыков программа предусматривает знакомство учащихся с некоторыми теоретическими знаниями, которые они приобретают индуктивным путем, т.е. путем обобщения наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических операций с предметными совокупностями. Обучение трудовому обучению невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию речи учащихся. Поэтому на уроках учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с предметами, формами.
Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по трудовому обучению. Для отстающих учащихся, нуждающихся в дифференцированной помощи со стороны учителя, настоящая программа определяет упрощения, которые могут быть сделаны в пределах программных тем. В результате освоения предметного содержания курса трудового обучения у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать личностных, метапредметных: регулятивных, познавательных, коммуникативных и предметных результатов. На первый план при изучении курса трудового обучения выносится задача совершенствования познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы учащихся.
Личностными результатами изучения предмета являются:
Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной трудовой деятельности;
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей работы;
Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
Развитие образного восприятия и освоение способов творческого самовыражения личности;
Гармонизация интеллектуального и эмоционального развития;
Формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах декоративно-прикладного искусства;
Формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы;
Развитие умений и навыков познания и самопознания через накопление опыта эстетического переживания;
Умение познавать окружающий мир и свою роль в нем как преобразователя, через учебную трудовую деятельность.
Метапредметные результаты изучения трудового обучения проявляются:
В соблюдении норм и правил культуры труда;
в соблюдении норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности;
в развитии творческого образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
В развитии зрительной памяти, фантазии, воображения, творческой интуиции;
В формировании умения выделять главное, устанавливать взаимосвязь между общим и частным, планировать свою работу, осуществлять самоконтроль;
В совершенствовании зрительно-двигательной координации, эмоционально-волевой сферы, глазомерных навыков.
Предметные результаты изучения трудового обучения проявляются:
В познавательной сфере:
Распознать виды, назначения материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах;
познавать мир через учебную трудовую деятельность, представлять место и роль труда в жизни человека и общества;
понимать особенности разных видов декоративно прикладного искусства;
различать изученные виды и способы обработки материалов;
приобретать практические навыки и умения в трудовой деятельности;
формировать умения выделять признаки и свойства объектов; основные мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез; развивать способности к обобщению и конкретизации;
создавать условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций;
применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
В ценностно-ориентационной сфере:
формировать эмоционально-ценностное отношение к труду и к жизни, представлять систему общечеловеческих ценностей;
развивать эстетический вкус как способность чувствовать и воспринимать виды творчества во всем их многообразии;
уважать культуру другого народа, осваивать духовно-нравственный потенциал, накопленный в различных видах ДПИ, проявлять эмоционально-ценностное отношение к труду и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей.
В коммуникативной сфере:
формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в том числе овладевать культурой устной и письменной речи;
(школьники учатся: комментировать свою деятельность сначала по образцу учителя, давать полный словесный отчет о выполненных действиях, выполнении графических действий или задания, формулировать (при помощи учителя) вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы выполнения работы).
В эстетической сфере:
реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности;
развивать творческое мышление, вкус, воображение и фантазию;
воспринимать эстетические ценности, проявлять устойчивый интерес к творческим видам деятельности, художественно-декоративным традициям своего народа; формировать эстетический кругозор.
В физиолого-психологической сфере:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью приспособлений;
достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
В трудовой сфере:
подбор материалов с учетом требований технологии;
планирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
соблюдение трудовой дисциплины;
подбор и применение инструментов, приспособлений в зависимости от целей и задач трудовой деятельности.
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления.
В мотивационной сфере:
оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
осознание ответственности за качество результатов труда;
наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
Учащимся с нарушениями в развитии свойственны некритичность в выполнении действий, низкий уровень самоконтроля, обусловленные косностью и тугоподвижностью процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов. Из-за слабости регулирующей функции мышления и речи детям с особыми образовательными потребностями трудно полностью подчинить свои действия инструкции учителя, поэтому для формирования у них представлений об объектах труда, их свойствах, назначении и применении, способах и методах изготовления и др. требуется развернутость всех этапов формирования умственных действий. Многие проблемы в обучении трудовым операциям и многие ошибки в технологии изготовления объектов труда и выполнении других заданий снимаются, если учащиеся умеют контролировать свою деятельность. Формирование элементов учебной деятельности успешно корригируется в процессе специально организованного обучения, когда школьник сначала при помощи учителя, а затем и самостоятельно, учится определять цель своей деятельности, планировать её, двигаться по заданному плану, контролировать свои действия, оценивать и корректировать полученный результат.
При обучении трудовому обучению общеобразовательная, коррекционно-развивающая, воспитательная и практическая задачи в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида решаются комплексно при осуществлении тесной связи трудового обучения с другими учебными предметами, особенно с изобразительным искусством, музыкой, математикой, чтением. Деятельностный подход – основной способ получения знаний. В результате освоения предметного содержания трудового обучения у учащихся с ОВЗ должны сформироваться как предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной деятельности.
Такая работа может эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и представлена интересная возможность для их реализации. Когда действия учеников мотивированы, когда они смогут полученные на уроках трудового обучения знания применять в своей повседневной или трудовой деятельности, качество усвоения материала возрастает.
Содержание учебного предмета, коррекционного курса
Вводная часть, включающая: беседу о труде и профессиях; требования к поведению учащихся во время уроков трудового обучения; соблюдение порядка на рабочем месте и правильная рабочая поза; аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами; соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Вводная часть помогает создать условия для погружения учащихся в предметный мир. В ходе беседы дети знакомятся с предметами рукотворного мира (дома, транспорт, книги, мебель, посуда, одежда, обувь, игрушки), которые человек делает своими руками. В целях закрепления пройденного материала предлагается выполнить ряд заданий по картинкам с изображением предметов: «Сравни эти предметы. Определи, какие предметы относятся к природному миру, а какие — к рукотворному», «Определи, что общего в этих предметах». Ориентируясь в пространстве помещения, школьники находят и называют предметы природного и рукотворного мира.
«Работа с глиной и пластилином». Знакомство с этими пластическими материалами начинается с глины. Учащиеся вместе с учителем найдут ответы на вопросы: Что такое глина? Где находят глину? Какая бывает глина? Что делают из глины?
Широко доступным пластическим материалом считается пластилин. Учащиеся получают ответы на вопросы: Что такое пластилин? Чем пластилин отличается от глины? Какой бывает пластилин? Какие инструменты помогают при работе с пластилином? Как работать с пластилином? (приёмы обработки — скатывание, сплющивание, вытягивание, прощипывание и др.), Как лепить из пластилина объёмные фигурки?
Технические сведения. Пластические свойства глины и пластилина: сухая глина — твердая, размоченная— мягкая; холодный пластилин— твердый, теплый пластилин — мягкий и вязкий. Цвета глины: серый, красный, желтый. Цвета пластилина: красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый, коричневый, черный, белый. Организация рабочего места при выполнении лепных работ.
«Работа с природными материалами». Учащиеся совершают тематические экскурсии в те места, где можно найти разнообразные природные материалы. Затем упражняются в распознавании природных материалов и получают о них новые сведения. Дети найдут ответы на вопросы о том, где используются природные материалы (в городах, парках, домах), какие предметы быта, сувениры, декоративные украшения и игрушки делают из разнообразных природных материалов.
Занятия с природным материалом создают условия для развития наблюдательности, воображения умственно отсталых детей. Они знакомятся с группами изделий, выполненных из различных природных материалов: аппликации из засушенных цветов, трав и листьев; объёмные изделия, сочетающие в себе пластилин и сухую пушистую траву; изделия, выполненные на основе пластилина и шишек.
Технические сведения. Элементарные понятия о природных материалах. Свойства природных материалов: цвет, форма, величина, хрупкость засушенных листьев и цветов. Сбор, хранение природных материалов. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.
«Работа с бумагой и картоном». При изучении этого вида работы школьники получат сведения о бумаге, которая занимает на уроках труда в 1-м классе ведущее место из большого разнообразия поделочных и художественных материалов. Бумага — это общеизвестный материал, крайне необходимый современному человеку. Учащиеся получают ответы на вопросы: Какие предметы из бумаги используют в быту? Какие предметы из бумаги используют в игре? Какие предметы из бумаги используют в учёбе? Из существующего перечня сортов бумаги школьники 1-го класса знакомятся лишь с некоторыми: писчая бумага, печатная, бумага для рисования, впитывающая, папиросная или бумага для труда, бумага для упаковки промышленных товаров. Соприкасаясь с различными сортами бумаги, дети определяют на ощупь её плотность, гладкость, шероховатость, что способствует развитию тактильных ощущений. Игровые ситуации с использованием различных сортов бумаги способствуют развитию слуховой чувствительности у детей. Например, не видя бумаги, по шуму при её сминании дети на слух определяют и называют тот или иной её сорт. Бумага универсальна по своим физическим свойствам, что позволяет совершать с ней разнообразные практические действия, которые положительно влияют на коррекцию мелкой моторики умственно отсталых детей. При овладении приёмами безорудийной обработки бумаги (разрывание, обрывание, сминание и сгибание бумаги) школьники выполняют ряд практических заданий, в ходе которых усваивают понятия «аппликация», «рельефная аппликация», «мозаика», «оригами», учатся выявлять признаки основных геометрических форм (треугольник, квадрат, прямоугольник) и сопоставлять их с изображением реальных предметов.
В процессе овладения орудийными приёмами школьники узнают, какими бывают ножницы, как правильно их держать, передавать, как правильно резать ножницами бумагу: приёмы прямолинейного вырезания (разрез бумаги по короткой прямой линии, разрез бумаги по короткой наклонной линии, надрез бумаги по короткой прямой линии, разрез по длинной линии); приёмы криволинейного вырезания (разрез по незначительно изогнутым линиям; скругление углов прямоугольных форм; вырезание округлых форм несложных контурных очертаний; разрез по кругу). В ходе овладения приёмами криволинейного вырезания школьники осваивают понятия «круг», «овал», сопоставляя их с изображением реальных предметов.
Технические сведения. Свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается, впитывает влагу, теряя при этом прочность, режется. Различение бумаги по толщине. Элементарные понятия о назначении некоторых сортов бумаги (газетная, писчая, бумага для рисования, папиросная, оберточная, цветная). Основные цвета бумаги: красный, желтый, синий, зеленый. Инструменты для работы с бумагой: ножницы, карандаш, гладилка, шаблон, мерочка. Правила безопасной работы с режущими инструментами, организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой.
«Работа с нитками». В процессе изучения этого вида работы школьники найдут ответы на вопросы: Где нитки встречаются в природе? Из чего делает нитки человек? Какие сорта ниток бывают? (хлопчатобумажные, шёлковые, льняные, шерстяные). Изучая свойства ниток, школьники закрепляют понятия «толстый», «тонкий», «длинный», «короткий», осваивают цветовую гамму ниток, знакомятся с физическими свойствами ниток (нитки разрываются руками, разрезаются ножницами и т. д.).
Рассматривая иллюстративный материал, школьники знакомятся с разными областями использования ниток: вышивание нитками, вязание из ниток, изготовление тканей, из которых шьют различные предметы.
Технические сведения. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно- гигиенических требований при работе с нитками.
Тематическое планирование по «Ручной труд» (33 часа)
№ п/п | Кол-во часов | Тема урока | Основные виды учебной деятельности |
1 | 1 | Вводный урок. Знакомство с предметом. | Знакомство с видами материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия; Развивать тонкую моторику, словарь новыми понятиями (стека, пластилин). |
2 | 1 | Аппликация из пластилина «Яблоко» | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - перерабатывать полученную информацию: - проговаривать последовательность действий на уроке; под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами; с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; |
3-4 | 2 | Изделия из глины и пластилина «Домик», «Елочка» |
5-6 | 2 | «Коллекция из листьев» |
7-8 | 2 | «Бабочка» |
9-10 | 2 | «Коллекция образцов бумаги» |
11-12 | 2 | «Елочка» |
13-14 | 2 | «Наборная линейка» |
15-16 | 2 | «Помидор» |
17-18 | 2 | «Огурец» |
19-20 | 2 | «Свекла» |
21-22 | 2 | «Морковь» |
23-24 | 2 | «Геометрический орнамент из квадратов» |
25-26 | 2 | «Парусник из треугольников» |
27-28 | 2 | «Орнамент из треугольников» |
29-30 | 2 | «Как работать с нитками» | Анализ образца. Составление поэтапного плана работы. Развитие чёткой координации произвольных движений пальцев рук при работе с инструментами.. |
31-32 | 2 | «Приемы шитья» (без иголки) |
33 | 1 | «Елочка» |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Кузнецова Л.А. «Ручной труд» 1 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений. - СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2020
Кузнецова Л. А. Методическое руководство к учебнику «Ручной труд» для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Пособие для учителей и родителей. - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2020
Кузнецова Л. А. Рабочая тетрадь в 2-х частях по трудовому обучению для 1 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений для учащихся с интеллектуальными нарушениями.. - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2020
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБОБЩАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ
Литература для учителя | В.В. Воронкова «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений подготовительный, 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2006. |
Электронные издания, Интернет ресурсы | Электронные презентации по темам |