СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии 1 подготовительный класс для обучающихся с УО

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии 1 подготовительный класс для обучающихся с УО»

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Ручной труд» для 1-х подготовительных классов разработана в соответствии с:

- статьями 2, 79 Федерального закона Российской Федерации № 273-Ф3 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования (АООП НОО) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2024 – 2025 учебный год;

- авторской программой по Кузнецовой Л.А. «Ручной труд» 1 класс: - М.: «Просвещение», 2020 год.

- положением о рабочих программах, разрабатываемых по ФГОС Государственного бюджетного образовательного учреждения Калининградской области общеобразовательной организации для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Калининградская средняя общеобразовательная школа – интернат»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20

Целью преподавания дисциплины является: обогащение опыта ребёнка знаниями и сведениями о поделочных материалах, об окружающем рукотворном предметном мире, созданном из этих материалов, а также формирование трудовых умений и навыков овла­дения техническими приёмами обработки данных поделочных материалов, направленных на развитие творческих способностей учащихся.

Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:

  • воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);

  • уважение к людям труда;

  • сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;

  • формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.

Коррекционная направленность рабочей программы:

Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Коррекционная работа выражается в формировании умений:

  • ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

  • предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

  • контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий.

Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения, русского языка, изобразительного искусства, математики.

Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса

Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:

  • воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);

  • уважение к людям труда;

  • сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;

  • формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.

Коррекционная работа выражается в формировании умений: ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы); предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Вся работа на уроках носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности обучающихся при выполнении трудовых заданий, подготавливает их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.

Уроки труда тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.

Предусмотрены следующие виды труда:

  • работа с глиной и пластилином;

  • работа с природными материалами;

  • работа с бумагой и картоном;

  • работа с текстильными материалами;

  • работа с проволокой и металлоконструктором;

  • работа с древесиной.

Особое внимание уделяется соблюдению правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.

В целях ознакомления обучающихся младших классов с видами и характером профессионального труда планируются экскурсии в мастерские школы.

При составлении программы использованы учебники, входящие в Федеральный перечень учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ.

Учебники: Л.А. Кузнецова «Ручной труд», 1 класс.- СПб.: Филиал издательства «Просвещение», 2020г.





Место учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане


На изучение технологии в 1 классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю. Курс рассчитан на 33 часа (33 учебных недели) в соответствии с учебным планом ГБУ КО «Школа-интернат».


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Личностные, предметные, метапредметные результаты освоения учебного предмета .

Так как одной из основных задач обучения учащихся с умственной отсталостью – это подготовках к жизни, к овладению доступными им профессиями, посильному участию в труде, то большое место в программе отводится привитию учащимся практических умений и навыков. Наряду с формированием практических умений и навыков программа предусматривает знакомство учащихся с некоторыми теоретическими знаниями, которые они приобретают индуктивным путем, т.е. путем обобщения наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических операций с предметными совокупностями. Обучение трудовому обучению невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию речи учащихся. Поэтому на уроках учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с предметами, формами.

Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по трудовому обучению. Для отстающих учащихся, нуждающихся в дифференцированной помощи со стороны учителя, настоящая программа определяет упрощения, которые могут быть сделаны в пределах программных тем. В результате освоения предметного содержания курса трудового обучения у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать личностных, метапредметных: регулятивных, познавательных, коммуникативных и предметных результатов. На первый план при изучении курса трудового обучения выносится задача совершенствования познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы учащихся.

Личностными результатами изучения предмета являются:

  • Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной трудовой деятельности;

  • Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей работы;

  • Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

  • Развитие образного восприятия и освоение способов творческого самовыражения личности;

  • Гармонизация интеллектуального и эмоционального развития;

  • Формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах декоративно-прикладного искусства;

  • Формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы;

  • Развитие умений и навыков познания и самопознания через накопление опыта эстетического переживания;

  • Умение познавать окружающий мир и свою роль в нем как преобразователя, через учебную трудовую деятельность.

Метапредметные результаты изучения трудового обучения проявляются:

  • В соблюдении норм и правил культуры труда;

  • в соблюдении норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности;

  • в развитии творческого образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;

  • В развитии зрительной памяти, фантазии, воображения, творческой интуиции;

  • В формировании умения выделять главное, устанавливать взаимосвязь между общим и частным, планировать свою работу, осуществлять самоконтроль;

  • В совершенствовании зрительно-двигательной координации, эмоционально-волевой сферы, глазомерных навыков.


Предметные результаты изучения трудового обучения проявляются:

В познавательной сфере:

  • Распознать виды, назначения материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах;

  • познавать мир через учебную трудовую деятельность, представлять место и роль труда в жизни человека и общества;

  • понимать особенности разных видов декоративно прикладного искусства;

  • различать изученные виды и способы обработки материалов;

  • приобретать практические навыки и умения в трудовой деятельности;

  • формировать умения выделять признаки и свойства объектов; основные мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез; развивать способности к обобщению и конкретизации;

  • создавать условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций;

  • применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • формировать эмоционально-ценностное отношение к труду и к жизни, представлять систему общечеловеческих ценностей;

  • развивать эстетический вкус как способность чувствовать и воспринимать виды творчества во всем их многообразии;

  • уважать культуру другого народа, осваивать духовно-нравственный потенциал, накопленный в различных видах ДПИ, проявлять эмоционально-ценностное отношение к труду и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей.

В коммуникативной сфере:

  • формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в том числе овладевать культурой устной и письменной речи;

  • (школьники учатся: комментировать свою деятельность сначала по образцу учителя, давать полный словесный отчет о выполненных действиях, выполнении графических действий или задания, формулировать (при помощи учителя) вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы выполнения работы).

В эстетической сфере:

  • реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности;

  • развивать творческое мышление, вкус, воображение и фантазию;

  • воспринимать эстетические ценности, проявлять устойчивый интерес к творческим видам деятельности, художественно-декоративным традициям своего народа; формировать эстетический кругозор.

В физиолого-психологической сфере:

  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью приспособлений;

  • достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

  • соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;

В трудовой сфере:

  • подбор материалов с учетом характера объекта труда и метода обработки;

  • подбор материалов с учетом требований технологии;

  • планирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

  • соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

  • соблюдение трудовой дисциплины;

  • подбор и применение инструментов, приспособлений в зависимости от целей и задач трудовой деятельности.

  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;

  • выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления.

В мотивационной сфере:

  • оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

  • согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

  • осознание ответственности за качество результатов труда;

  • наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

Учащимся с нарушениями в развитии свойственны некритичность в выполнении действий, низкий уровень самоконтроля, обусловленные косностью и тугоподвижностью процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов. Из-за слабости регулирующей функции мышления и речи детям с особыми образовательными потребностями трудно полностью подчинить свои действия инструкции учителя, поэтому для формирования у них представлений об объектах труда, их свойствах, назначении и применении, способах и методах изготовления и др. требуется развернутость всех этапов формирования умственных действий. Многие проблемы в обучении трудовым операциям и многие ошибки в технологии изготовления объектов труда и выполнении других заданий снимаются, если учащиеся умеют контролировать свою деятельность. Формирование элементов учебной деятельности успешно корригируется в процессе специально организованного обучения, когда школьник сначала при помощи учителя, а затем и самостоятельно, учится определять цель своей деятельности, планировать её, двигаться по заданному плану, контролировать свои действия, оценивать и корректировать полученный результат.

При обучении трудовому обучению общеобразовательная, коррекционно-развивающая, воспитательная и практическая задачи в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида решаются комплексно при осуществлении тесной связи трудового обучения с другими учебными предметами, особенно с изобразительным искусством, музыкой, математикой, чтением. Деятельностный подход – основной способ получения знаний. В результате освоения предметного содержания трудового обучения у учащихся с ОВЗ должны сформироваться как предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной деятельности.

Такая работа может эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и представлена интересная возможность для их реализации. Когда действия учеников мотивированы, когда они смогут полученные на уроках трудового обучения знания применять в своей повседневной или трудовой деятельности, качество усвоения материала возрастает.



Содержание учебного предмета, коррекционного курса



Вводная часть, включающая: беседу о труде и профессиях; требования к поведению учащихся во время уроков трудового обучения; соблюдение порядка на рабочем месте и правильная рабочая поза; аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами; соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Вводная часть помогает создать условия для погружения учащихся в предметный мир. В ходе беседы дети знакомятся с предметами рукотворного мира (дома, транспорт, книги, мебель, посуда, одежда, обувь, игрушки), которые человек делает своими руками. В целях закрепления пройденного материала предлагается выполнить ряд заданий по картинкам с изображением предметов: «Сравни эти предметы. Определи, какие предметы относятся к природному миру, а какие — к рукотворному», «Определи, что общего в этих предметах». Ориентируясь в пространстве помещения, школьники находят и называют предметы природного и рукотворного мира.

«Работа с глиной и пластилином». Знакомство с этими пластическими материалами начинается с глины. Учащиеся вместе с учителем найдут ответы на вопросы: Что такое глина? Где находят глину? Какая бывает глина? Что делают из глины?

Широко доступным пластическим материалом считается пластилин. Учащиеся получают ответы на вопросы: Что такое пластилин? Чем пластилин отличается от глины? Какой бывает пластилин? Какие инструменты помогают при работе с пластилином? Как работать с пластилином? (приёмы обработки — скатывание, сплющивание, вытягивание, прощипывание и др.), Как лепить из пластилина объёмные фигурки?

Технические сведения. Пластические свойства глины и пластилина: сухая глина — твердая, размоченная— мягкая; холодный пластилин— твердый, теплый пластилин — мягкий и вязкий. Цвета глины: серый, красный, желтый. Цвета пластилина: красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый, коричневый, черный, белый. Организация рабочего места при выполнении лепных работ.

«Работа с природными материалами». Учащиеся совершают тематические экскурсии в те места, где можно найти разнообразные природные материалы. Затем упражняются в распознавании природных материалов и получают о них новые сведения. Дети найдут ответы на вопросы о том, где используются природные материалы (в городах, парках, домах), какие предметы быта, сувениры, декоративные украшения и игрушки делают из разнообразных природных материалов.

Занятия с природным материалом создают условия для развития наблюдательности, воображения умственно отсталых детей. Они знакомятся с группами изделий, выполненных из различных природных материалов: аппликации из засушенных цветов, трав и листьев; объёмные изделия, сочетающие в себе пластилин и сухую пушистую траву; изделия, выполненные на основе пластилина и шишек.

Технические сведения. Элементарные понятия о природных материалах. Свойства природных материалов: цвет, форма, величина, хрупкость засушенных листьев и цветов. Сбор, хранение природных материалов. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.

«Работа с бумагой и картоном». При изучении этого вида работы школьники получат сведения о бумаге, которая занимает на уроках труда в 1-м классе ведущее место из большого разнообразия поделочных и художественных материалов. Бумага — это общеизвестный материал, крайне необходимый современному человеку. Учащиеся получают ответы на вопросы: Какие предметы из бумаги используют в быту? Какие предметы из бумаги используют в игре? Какие предметы из бумаги используют в учёбе? Из существующего перечня сортов бумаги школьники 1-го класса знакомятся лишь с некоторыми: писчая бумага, печатная, бумага для рисования, впитывающая, папиросная или бумага для труда, бумага для упаковки промышленных товаров. Соприкасаясь с различными сортами бумаги, дети определяют на ощупь её плотность, гладкость, шероховатость, что способствует развитию тактильных ощущений. Игровые ситуации с использованием различных сортов бумаги способствуют развитию слуховой чувствительности у детей. Например, не видя бумаги, по шуму при её сминании дети на слух определяют и называют тот или иной её сорт. Бумага универсальна по своим физическим свойствам, что позволяет совершать с ней разнообразные практические действия, которые положительно влияют на коррекцию мелкой моторики умственно отсталых детей. При овладении приёмами безорудийной обработки бумаги (разрывание, обрывание, сминание и сгибание бумаги) школьники выполняют ряд практических заданий, в ходе которых усваивают понятия «аппликация», «рельефная аппликация», «мозаика», «оригами», учатся выявлять признаки основных геометрических форм (треугольник, квадрат, прямоугольник) и сопоставлять их с изображением реальных предметов.

В процессе овладения орудийными приёмами школьники узнают, какими бывают ножницы, как правильно их держать, передавать, как правильно резать ножницами бумагу: приёмы прямолинейного вырезания (разрез бумаги по короткой прямой линии, разрез бумаги по короткой наклонной линии, надрез бумаги по короткой прямой линии, разрез по длинной линии); приёмы криволинейного вырезания (разрез по незначительно изогнутым линиям; скругление углов прямоугольных форм; вырезание округлых форм несложных контурных очертаний; разрез по кругу). В ходе овладения приёмами криволинейного вырезания школьники осваивают понятия «круг», «овал», сопоставляя их с изображением реальных предметов.

Технические сведения. Свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается, впитывает влагу, теряя при этом прочность, режется. Различение бумаги по толщине. Элементарные понятия о назначении некоторых сортов бумаги (газетная, писчая, бумага для рисования, папиросная, оберточная, цветная). Основные цвета бумаги: красный, желтый, синий, зеленый. Инструменты для работы с бумагой: ножницы, карандаш, гладилка, шаблон, мерочка. Правила безопасной работы с режущими инструментами, организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой.

«Работа с нитками». В процессе изучения этого вида работы школьники найдут ответы на вопросы: Где нитки встречаются в природе? Из чего делает нитки человек? Какие сорта ниток бывают? (хлопчатобумажные, шёлковые, льняные, шерстяные). Изучая свойства ниток, школьники закрепляют понятия «толстый», «тонкий», «длинный», «короткий», осваивают цветовую гамму ниток, знакомятся с физическими свойствами ниток (нитки разрываются руками, разрезаются ножницами и т. д.).

Рассматривая иллюстративный материал, школьники знакомятся с разными областями использования ниток: вышивание нитками, вязание из ниток, изготовление тканей, из которых шьют различные предметы.

Технические сведения. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно- гигиенических требований при работе с нитками.



Тематическое планирование по «Ручной труд» (33 часа)


п/п

Кол-во часов

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

1

1

Вводный урок. Знакомство с предметом.

Знакомство с видами материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия;

Развивать тонкую моторику, словарь новыми понятиями (стека, пластилин).

2

1

Аппликация из пластилина «Яблоко»

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию:

- проговаривать последовательность действий на уроке;

под контролем учителя организовывать рабочее место и

поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами; с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую

практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;


3-4

2

Изделия из глины и пластилина «Домик», «Елочка»

5-6

2

«Коллекция из листьев»

7-8

2

«Бабочка»

9-10

2

«Коллекция образцов бумаги»

11-12

2

«Елочка»

13-14

2

«Наборная линейка»

15-16

2

«Помидор»

17-18

2

«Огурец»

19-20

2

«Свекла»

21-22

2

«Морковь»

23-24

2

«Геометрический орнамент из квадратов»

25-26

2

«Парусник из треугольников»

27-28

2

«Орнамент из треугольников»

29-30

2

«Как работать с нитками»

Анализ образца. Составление поэтапного плана работы.

Развитие чёткой координации произвольных движений пальцев рук при работе с инструментами..

31-32

2

«Приемы шитья» (без иголки)

33

1

«Елочка»





Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.


  1. Кузнецова Л.А. «Ручной труд» 1 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений. - СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2020

  2. Кузнецова Л. А. Методическое руководство к учебнику «Ручной труд» для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Пособие для учителей и родителей. - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2020

  3. Кузнецова Л. А. Рабочая тетрадь в 2-х частях по трудовому обучению для 1 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений для учащихся с интеллектуальными нарушениями.. - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2020

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБОБЩАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ


Литература для учителя

В.В. Воронкова «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений подготовительный, 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2006.

Электронные издания, Интернет ресурсы

Электронные презентации по темам