Результаты освоения учебного предмета
Изучение курса в соответствии с требованиями ФГОС НОО направлено на достижение следующих результатов:
Личностные – воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок: внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, уважительное отношение к своему и чужому труду и его результатам, самооценка, учебная и социальная мотивация.
Метапредметные – освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата); развитие логических операций, коммуникативных качеств.
Предметные – получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; освоение правил техники безопасности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
Планируемые результаты обучения по курсу «технология»
Личностные
Создание условий для формирования следующих умений:
– положительно относиться к учению;
– проявлять интерес к содержанию предмета «Технология»;
– принимать одноклассников, помогать им, принимать помощь от взрослого и сверстников;
– чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
– самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
– чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного им самим для родных, друзей, других людей, себя;
– осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;
– с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
– под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
Метапредметные
Регулятивные УУД.
– Принимать цель деятельности на уроке;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
– объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
– готовить рабочее место, отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
– выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
– выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
– совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД.
Учащийся научится с помощью учителя:
– наблюдать связи человека с природой и предметным миром, предметный мир ближайшего окружения; сравнивать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий;
– сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному;
– ориентироваться в материале на страницах учебника;
– находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
– делать выводы о результате совместной работы всего класса;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую – в изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД.
Учащийся научится:
– слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.
Предметные
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
Учащийся будет знать (на уровне представлений):
– о роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
– отражении форм и образов природы в работах мастеров художников; о разнообразных предметах рукотворного мира;
– профессиях близких и окружающих людей.
Учащийся будет уметь:
– обслуживать себя во время работы (соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их);
– соблюдать правила гигиены труда.
2. Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности.
Учащийся будет знать:
– общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, форма и др.);
– последовательность изготовления несложных изделий, формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;
– клеевой способ соединения;
– способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;
– названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.
Учащийся будет уметь:
– различать материалы и инструменты по их назначению;
– качественно выполнять операции и использовать верные приемы при изготовлении несложных изделий:
• экономно размечать по шаблону, сгибанием;
• точно резать ножницами;
• соединять изделия с помощью клея;
• эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой;
• использовать для сушки плоских изделий пресс;
• безопасно работать инструментами (ножницы, иглы) и правильно хранить их;
• с помощью учителя выполнять практическую работу и осуществлять самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, с помощью шаблона.
3. Конструирование и моделирование.
Учащийся будет знать:
– о детали как составной части изделия;
– конструкциях разборных и неразборных;
– неподвижном клеевом соединении деталей.
Учащийся будет уметь:
– различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
– конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.
Содержание
Раздел I. Природная мастерская (8 ч)
Рукотворный и природный мир города. Рукотворный и природный мир села. На земле, на воде и в воздухе. Природа и творчество. Природные материалы. Листья и фантазии. Семена и фантазии. Веточки и фантазии. Фантазии из шишек, желудей, каштанов. Композиция из листьев. Что такое композиция? Орнамент из листьев. Что такое орнамент? Природные материалы. Как их соединить?
Раздел II. Пластилиновая мастерская (4 ч)
Материалы для лепки. Что может пластилин? В мастерской кондитера. Как работает мастер? В море. Какие цвета и формы у морских обитателей?
Проект «Аквариум».
Раздел III. Бумажная мастерская (17 ч)
Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Бумага. Какие у нее есть секреты? Бумага и картон. Какие секреты у картона? Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? Наша родная армия. Ножницы. Что ты о них знаешь? Весенний праздник 8 Марта. Как сделать подарок-портрет? Шаблон. Для чего он нужен? Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? Весна. Какие краски у весны? Настроение весны. Что такое колорит? Праздники весны и традиции. Какие они?
Проект «Скоро Новый год!»
Раздел IV. Текстильная мастерская (3 ч)
Мир тканей. Для чего нужны ткани? Игла-труженица. Что умеет игла? Вышивка. Для чего она нужна? Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны?
Итоговый контроль (1ч)
Что узнали, чему научились.
календарно-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата | Тема и тип урока, страницы учебника | Творческая, исследовательская, проектная деятельность обучающихся | Формы контроля |
план | факт |
Раздел I. Природная мастерская (8 ч) |
1 | | | Рукотворный и природный мир города. Интерактивная экскурсия (учебник, с. 4–6; рабочая тетрадь, с. 3) | Исследование. Почему природу надо беречь? Как отличить учебник по технологии от других книг и учебников? | Фронтальная: устный опрос, игра. Индивидуальная (вместе с родителями): засушивание листьев, задание в рабочей тетради |
2 | | | Рукотворный и природный мир села. Экскурсия (учебник, с. 4–8; рабочая тетрадь, с. 4) | Исследование. Кто создал и создает окружающие предметы? | Фронтальная: устный опрос, игра. Выполнение заданий в рабочей тетради |
3 | | | На земле, на воде и в воздухе. Постановка учебной задачи (учебник, с. 8; рабочая тетрадь, с. 5) | Исследование. Какие виды транспорта бывают? | Фронтальная: устный опрос, игра. Выполнение заданий в рабочей тетради |
4 | | | Природа и творчество. Природные материалы. Интерактивная экскурсия (учебник, с. 9) | Исследование. Как влияет деятельность человека на окружающую среду и его здоровье? | Фронтальная: устный опрос, игра. Индивидуальная: композиция из природного мате-риала |
5 | | | Листья, семена и фантазии. Композиция из листьев и семян. Открытие нового знания (учебник, с. 10–11, рабочая тетрадь, с. 6) | Творческая деятельность. Составление композиции из листьев и семян по собственному замыслу | Фронтальная: устный опрос, игра. Индивидуальная: композиция из природного материала |
6 | | | Фантазии из веточек, шишек, желудей, каштанов. Освоение новых знаний (учебник, с. 12–13) | Творческая деятельность. Составление композиции из веточек, шишек, желудей и т. п. по собственному замыслу | Фронтальная: устный опрос, игра. Индивидуальная: композиция из природного материала |
7 | | | Композиция из листьев. Что такое композиция? Освоение новых знаний (учебник, с. 14–15, рабочая тетрадь, с. 7) | Исследование. Почему готовое изделие необходимо сушить под прессом? | Фронтальная: устный опрос. Индивидуальная: композиция из природного материала |
8 | | | Орнамент из листьев. Что такое орнамент? Решение учебной задачи (учебник, с. 16–17, 20) | Творческая деятельность. Составление композиции – орнамента из засушенных листьев по собственному замыслу | Фронтальная: устный опрос. Индивидуальная: композиция из природного материала |
|
9 | | | Материалы для лепки. Что может пластилин? Свойства пластилина. Освоение новых знаний (учебник, с. 22–23, рабочая тетрадь, с. 8) | Проблема. Как вы понимаете высказывание: «Поспешишь – людей насмешишь»? Исследование. Свойства пластичных материалов. Творческая деятельность. Лепка букв из пластилина по собственному замыслу | Фронтальная: устный опрос. Групповая: исследовательская работа; свойства пластилина. Индивидуальная: лепка букв из пластилина по собственному замыслу |
10 | | | В мастерской кондитера. Как работает мастер? Изделия из пластилина. Решение учебной задачи (учебник, с. 24–25, рабочая тетрадь, с. 9) | Творческая работа. Изготовление изделия из пластилина по собственному замыслу | Фронтальная: устный опрос, беседа по вопросам |
11 | | | В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? Изделия из пластилина. Решение учебной задачи (учебник, с. 26–27, рабочая тетрадь, с. 10) | Творческая работа. Изготовление изделия из пластилина по собственному замыслу | Фронтальная: устный опрос. Индивидуальная: изготовление изделия из пластилина |
12 | | | Наши проекты. Аквариум. Обобщение и систематизация знаний (учебник, с. 28–29, рабочая тетрадь, с. 10) | Творческая работа. Изготовление изделия из пластилина по собственному замыслу | Фронтальная: устный опрос. Групповая: изготовление изделия из пластилина |
Раздел III. Бумажная мастерская (17 ч) |
13 | | | Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Елочные игрушки из бумажных полосок. Освоение новых знаний (учебник, с. 32–33) | Творческая работа. Изготовление новогодних игрушек, елочных украшений | Фронтальная: устный опрос. Практическая работа |
14–16 | | | Наши проекты. Скоро Новый год! Решение учебной задачи (учебник, с. 32–35, рабочая тетрадь, с. 12–13) | Творческая работа. Изготовление новогодних игрушек, елочных украшений. Проект «Мастерская Деда Мороза и Снегурочки» | Фронтальная: устный опрос. Практическая работа |
| |
| |
17 | | | Бумага и картон. Какие у них секреты? Свойства разных видов бумаги. Освоение новых знаний (учебник, с. 36–39) | Исследовательская работа «Виды бумаги и картона, их свойства» | Фронтальная: устный опрос, проведение опытов. Выполнение заданий |
18 | | | Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? Изделия в технике оригами. Освоение новых знаний (учебник, с. 40–41, рабочая тетрадь, с. 14–15) | Исследование. Можно ли без помощи карандаша и других инструментов и приспособлений получить на бумаге прямую линию? Творческая работа. Изготовление фигурок в технике оригами | Фронтальная: устный опрос, выполнение заданий. Индивидуальная: изготовление изделий в технике оригами |
19 | | | Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? Изделия в технике оригами. Обобщение и систематизация знаний (учебник, с. 42–43, рабочая тетрадь, с. 16) | Творческая работа. Изготовление фигурок из бумаги в технике оригами. Решение проблемного вопроса: как вы понимаете высказывание: «Наши руки не для скуки»? | Фронтальная: устный опрос. Индивидуальная: изготовление изделий в технике оригами |
20 | | | Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? Изделия в технике оригами. Комплексное применение знаний и умений (учебник, с. 44– 45; рабочая тетрадь, с. 6) | Творческая работа. Изготовление изделий в технике оригами, выполнение аппликации на заданную тему по собственному замыслу | Фронтальная: устный опрос, игра. Индивидуальная: изготовление изделий в технике оригами |
21 | | | Наша армия родная. Подарок защитнику. Изделия в технике оригами. Комплексное применение знаний и умений (учебник, с. 46–47, рабочая тетрадь, с. 15) | Творческая работа. Изготовление изделий в технике оригами, выполнение аппликации на заданную тему по собственному замыслу | Фронтальная: устный опрос |
22 | | | Ножницы. Что ты о них знаешь? Резаная мозаика. Освоение новых знаний (учебник, с. 48–49, рабочая тетрадь, приложение, с. 3) | Творческая работа. Изготовление изделия из бумаги в технике мозаики по собственному замыслу | Фронтальная: устный опрос, игра. Индивидуальная: изготовление изделия в технике резаной мозаики |
23 | | | Весенний праздник 8 Марта. Как сделать подарок-портрет? Освоение новых знаний (учебник, с. 50–51, рабочая тетрадь, приложение, с. 6–7) | | Фронтальная: устный опрос. Индивидуальная: изготовление портрета мамы |
24 | | | Шаблон. Для чего он нужен? Весенний цветок. Освоение новых знаний (учебник, с. 52–53, рабочая тетрадь, приложение, с. 10– 11, 18) | Творческая работа. Изготовление изделий из бумаги на заданную тему по собственному замыслу | Фронтальная: устный опрос. Индивидуальная: изготовление изделия «Весенний цветок» |
25 | | | Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? Освоение новых знаний (учебник, с. 56–57, рабочая тетрадь, приложение, с. 19– 21) | Творческая работа. Изготовление орнамента из геометрических форм по собственному замыслу | Фронтальная: устный опрос. Индивидуальная: изготовление орнамента в полосе |
26 | | | Образы весны. Какие краски у весны? Аппликация с использованием шаблонов. Комплексное применение знаний и умений (учебник, с. 58–59, рабочая тетрадь, приложение, с. 14) | Творческая работа. Изготовление аппликации по собственному замыслу | Фронтальная: устный опрос. Индивидуальная: изготовление аппликации «Первоцветы» |
27 | | | Настроение весны. Что такое колорит? Рамка для аппликации. Освоение новых знаний (учебник, с. 60–61, рабочая тетрадь, приложение, с. 15– 16) | Творческая работа. Изготовление изделий на заданную тему по собственному замыслу | Фронтальная: устный опрос. Индивидуальная: изготовление изделия из бумаги |
28 | | | Праздники и традиции весны. Какие они? Коллаж. Решение учебной задачи (учебник, с. 62–63, рабочая тетрадь, приложение, с. 11) | Проблема. Как вы понимаете высказывание: «Каков мастер, такова и работа»? Индивидуальная. Изготовление изделия в технике коллажа по собственному замыслу | Фронтальная: устный опрос. Индивидуальная: изготовление изделия в технике коллажа |
|
29 | | | Мир тканей. Для чего нужны ткани? Виды тканей, их свойства. Освоение новых знаний (учебник, с. 66–67, рабочая тетрадь, приложение, с. 25, 30) | Исследовательская работа «Изучение свойств ткани». Оформление коллекции тканей. Творческая работа. Изготовление изделий из ниток | Фронтальная: устный опрос. Индивидуальная: изготовление изделия из ниток |
30 | | | Игла-труженица. Что умеет игла? Решение учебной задачи (учебник, с. 68–69, рабочая тетрадь, приложение, с. 28) | Исследование. Устройство иглы. Творческая работа. Изготовление изделия с вышивкой по собственному замыслу | Фронтальная: устный опрос. Индивидуальная: изготовление изделия с вышивкой |
31–32 | | | Вышивка. Прямая строчка и перевивы. Комплексное применение знаний и умений (учебник, с. 56–57, рабочая тетрадь, приложение, с. 19) | Творческая работа. Изготовление изделия с вышивкой по собственному замыслу | Фронтальная: устный опрос. Индивидуальная: изготовление изделия с вышивкой разновидностями прямой строчки |
| |
Итоговый контроль (1ч) |
33 | | | Диагностика качества учебно-познавательной деятельности. Контроль и оценка знаний | Презентация творческих работ, созданных в течение года | Индивидуальная: выполнение заданий (тестирование) |