СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии 10-11 кл

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по технологии разработана на основе федеральных документов, а также основной образовательной программы среднего образования и учебного плана общеобразовательной школы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии 10-11 кл»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Никольская средняя общеобразовательная школа»

Лаишевского муниципального района

Республики Татарстан


РАСМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШМО учителей ФК, технологии, Заместитель директора Директор школы

ОБЖ по учебно-воспитательной работе


Протокол №1 ______________________/Т.А.Гогова/ _______________/В.Г.Толокнова/

От «23» августа 2019 г.

Руководитель ШМО ____________/ А.В.Шакирова / «29» августа 2019 г. Приказ №94 от «29» августа 2019 г.





Рабочая программа по технологии

на 2019-2020 учебный год

10-11 класс






Учитель технологии: Волков С.Н. Год составления: 20 19 год


Пояснительная записка

Статус документа:

Рабочая программа по технологии 10-11 класс составлена на основе федерального компонента обязательного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по технологии, программы курса технологии для учащихся 10-11 класса. Данная программа по технологии разработана на основе:

- Федерального закона (от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.2, п.8, п.9;)

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 3.06.2011 г. №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9.03.2004 г. № 1312;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010г.№889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089);

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;

- Федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;

- Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Никольская СОШ» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан;

  • Учебного плана МБОУ «Никольская СОШ» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан.



Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой , проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построении профессиональной карьеры;

  • овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно и общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

  • развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;

  • воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;

  • формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.


Общая характеристика курса

       Курс направлен на социальную защиту учащихся в условиях рыночной экономики. Содержание курса призвано содействовать профессиональному самоопределению учащихся, реализации индивидуального потенциала, достижению сбалансированности между профессиональными интересами школьника, его психофизическими особенностями и возможностями рынка труда.
        Призван помочь сориентироваться в сложном мире труда, соотнести свои личностные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия в условиях выполнения профессиональных проб, которые проводятся параллельно изучению теоретической части курса по пяти основным типам профессий: «человек-человек», «человек – техника», «человек-природа», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ». Способствовать их профессиональному самоопределению на основе приобретения непосредственного опыта участия в разнообразной социально значимой деятельности.
       Формирование общетехнических и общетрудовых знаний в области компьютерных технологий даёт представление о мире профессий; воспитывает общественно ценные мотивы выбора профессии и трудолюбие; содействует развитию технологического мышления, творческого отношения к действительности, стремления к созиданию, проявлению индивидуальности у каждого обучающегося.
        Упор сделан на развитие у учащихся творческого потенциала и самостоятельности, становление и профессиональное самоопределение личности. В основу положен проектный подход, обеспечивающий использование при выполнении практических работ и изготовление объектов труда.
        Для выполнения различных трудовых заданий, творческих практических работ использован комплексный обучающий метод – метод проектов, который позволяет в большей степени проявить самостоятельность обучающимся в принятии решений, обеспечить формирование умений и навыков конструировать, планировать, организовывать и контролировать свой труд.
        Выполнение проектов совмещено с предварительным изучением обучающимися необходимых теоретических сведений, а также их подготовкой в области конструирования, решения творческих изобретательских задач. Выполнение творческих проектов рассматривается как один из эффективных способов трудового воспитания и технологического образования.
       В ходе выполнения проектов у учащихся должна выработаться и закрепиться привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций. Важно сформировать способность оценивать идеи исходя из реальных потребностей, материальных возможностей, научиться выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям дизайна и потребностям школы и рынка вариант их реализации.
       Курс рассчитан на учеников, имеющих базовую подготовку по информатике, и предполагает широкое применение ПК. Навыки использования информационных технологий предполагают умения работать с готовыми программными средствами: информационно-поисковыми системами, редакторами текстов и графическими редакторами, электронными таблицами и другими пакетами прикладных программ.                                                                                                            



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕЙ ПОЛНОЙ ШКОЛЫ (базовый уровень)

Знать/понимать

влияние технологий на общественное развитие; составляющие современного производства товаров или услуг; способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы; основные этапы проектной деятельности; источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства.

Уметь

оценивать потребительские качества товаров и услуг; составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда; использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач. Проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности; выбирать средства и методы реализации проекта; выполнять изученные технологические операции; планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг; уточнять и корректировать профессиональные намерения. Использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности для проектирования материальных объектов или услуг резюме и проведения самопрезентации. Повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности при коллективной форме труда; решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки; самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности; рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс

Наименование тем, разделов

Всего часов

Теория

Практика

I

Производство, труд и технологии

15



1.1

Влияние технологий на общественное развитие.

2

2


1.2

Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы.

3

2

1

1.3

Технологическая культура и культура труда

2

2


1.4

Производство и окружающая среда.

4

2

2

1.5

Рынок потребительских товаров и услуг.

4

2

2

II

Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг

16



2.1

Проектирование в профессиональной деятельности.

4

2

2

2.2

Информационное обеспечение процесса проектирования. Определение потребительских качеств объекта труда

4

2

2

2.3

Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация.

2

1

1

2.4

Введение в психологию творческой деятельности.

2

2


2.5

Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений.

4

2

2

III.

Творческая проектная деятельность

4



3.1

Анализ результатов проектной деятельности

2


2

3.2

Презентация результатов проектной деятельности

2


2

Итого

35

19

16




11 класс

Наименование тем, разделов

Всего

часов

Теория

Практика

I.

Производство, труд и технологии

8



1.1

Структура современного производства

4

2

2

1.2

Нормирование и оплата труда

2

1

1

1.3

Научная организация труда

2

1

1

II.

Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг

8

3

5

1

Функционально - стоимостной анализ

2

1

1

2

Защита интеллектуальной собственности

4

2

2

3

Презентация результатов проектной деятельности

2

1

1

III.

Профессиональное самоопределение и карьера

7

4

3

1

Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования

4

2

2

2

Виды и формы получения профессионального образования

2

1

1

3

Планирование профессиональной карьеры

1

1


IV.

Творческая проектная деятельность

11

2

9


Всего часов

34

12

22











СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

10 класс

I.Технологии и труд как части общечеловеческой культуры (15 час)


    1. Влияние технологий на общественное развитие (2 час)

Основные теоретические сведения.

Технология как часть общечеловеческой культуры, оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношения. Понятие о технологической культуре. Взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда в различные исторические периоды. Взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда для организаций различных сфер хозяйственной деятельности.

Практические работы

Ознакомление с деятельностью производственного предприятия. Анализ технологий, структуры и организации производства.

Варианты объектов труда

Промышленные предприятия, предприятия сферы обслуживания, информационные материалы.

1.2.Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы (3) час)

Основные теоретические сведения.

Взаимовлияние уровня развития науки, техники и технологии и рынка товаров и услуг. Научные открытия, оказавшие значительное влияние на развитие технологий. Современные технологии машиностроения, обработки конструкционных материалов, пластмасс. Современные технологии электротехнического и радиоэлектронного производства. Современные технологии строительства. Современные технологии легкой промышленности и пищевых производств. Современные технологии производства сельскохозяйственной продукции. Автоматизация и роботизация производственных процессов.

Современные технологии сферы бытового обслуживания. Характеристика технологий в здравоохранении, образовании и массовом искусстве и культуре. Сущность социальных и политических технологий.

Возрастание роли информационных технологий.

Практические работы

Ознакомление с современными технологиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Подготовка рекомендаций по внедрению новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве, на конкретном рабочем месте или производственном участке.

Варианты объектов труда

Описания новых технологий, оборудования, материалов, процессов.

1.3.Технологическая культура и культура труда (2 час)

Основные теоретические сведения.

Технологическая культура в структуре общей культуры. Технологическая культура общества и технологическая культура производства. Формы проявления технологической культуры в обществе и на производстве.

Основные составляющие культуры труда работника. Научная организация как основа культуры труда. Основные направления научной организации труда: разделение и кооперация труда, нормирование туда, совершенствование методов и приемов труда, обеспечение условий труда, рациональная организация рабочего места. Эстетика труда.

Практические работы.

Оценка уровня технологической культуры на предприятии или в организации ближайшего окружения.

Характеристика основных составляющих научной организации труда учащегося.

Варианты объектов труда

Деятельность на рабочем месте представителей различных профессий. Рабочее место учащегося.

1.4.Производство и окружающая среда (4 час)

Основные теоретические сведения.

Хозяйственная деятельность человека как основная причина загрязнения окружающей среды. Основные источники загрязнения атмосферы, почвы и воды. Рациональное размещение производства для снижения экологических последствий хозяйственной деятельности.

Методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды.

Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов.

Практические работы.

Выявление источников экологического загрязнения окружающей среды. Оценка радиоактивного загрязнения местности и продуктов. Изучение вопросов утилизации отходов. Разработка проектов по использованию или утилизации отходов.

Варианты объектов труда

Окружающая среда в классе, школе, поселке. Измерительные приборы и лабораторное оборудование. Изделия с применением отходов производства или бытовых отходов.

1.5. Рынок потребительских товаров и услуг (4) час

Основные теоретические сведения

Особенности рынка потребительских товаров и услуг. Субъекты рынка товаров и услуг. Законодательные и нормативные акты, регулирующие отношения продавца и покупателя. Основные положения зако­нодательства о правах потребителя и производителя.

Сертификация изделий и услуг. Маркировка продовольственных и промышленных товаров. Потребительские качества продовольственных и промышленных товаров. Ме­тоды оценки потребительских качеств товаров и услуг. Правила приобретения и возврата товаров.

Электронная коммерция в системе Интернет.

Значение страхования в современном обществе. Виды стра­хования. Обязательное страхование. Развитие системы страхо­вания в России. Страхование при выезде за пределы России. Страхование жизни и имущества. Выбор страховой компании.

Практические работы.

Ознакомление с основными положениями закона об охране прав потребителей. Чтение маркировки различных товаров. Изучение рынка товаров и услуг в Интернет.

Варианты объектов труда

Этикетки различных товаров. Информация в сети Интернет.


II.Технологии проектирования и создания материальных

объектов или услуг (16 ч)



2.1. Проектирование в профессиональной деятельности (4 час)

Основные теоретические сведения

Значение инновационной деятельности предприятия в условиях конкуренции. Инновационные продукты и технологии. Основные стадии проектирования технических объектов: техническое задание, техническое предложение, эскизный проект, технический проект, рабочая документация. Роль экспериментальных исследований в проектировании.

Практические работы

Определение возможных направлений инновационной деятельности в рамках образовательного учреждения или для удовлетворения собственных потребностей.

Варианты объектов труда

Объекты инновационной деятельности: оборудование, инструменты, интерьер, одежда и др.

2.2. Информационное обеспечение процесса проектирования. Определение потребительских качеств объекта труда (4 час)

Основные теоретические сведения

Определение цели проектирования. Источники информации для разработки: специальная и учебная литература, электронные источники информации, экспериментальные данные, результаты моделирования. Методы сбора и систематизации информации. Источники научной и технической информации. Оценка достоверности ин­формации. Эксперимент как способ получения новой информа­ции. Способы хранения информации. Проблемы хранения ин­формации на электронных носителях.

Использование опросов для определения потребительских качеств инновационных продуктов. Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта.

Технические требования и экономические показатели. Стадии и этапы разработки. Порядок контроля и приемки.

Практические работы

Проведение опросов и анкетирования. Моделирование объектов. Определение требований и ограничений к объекту проектирования.

Варианты объектов труда

Объекты проектной деятельности школьников, отвечающие профилю обучения.


2.3. Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация (2 ч) Основные теоретические сведения

Виды нормативной документации, используемой при проектировании. Унификация и стандартизация как средство снижения затрат на проектирование и производство. Учет требований безопасности при проектировании. Состав проектной документации. Согласование проектной документации (на примере перепланировки квартиры).

Практические работы

Определение ограничений, накладываемых на предлагаемое решение нормативными документами.

Варианты объектов труда

Эскизные проекты школьников в рамках выполняемого проекта и отвечающие профилю обучения. Учебные задачи.

2.4. Введение в психологию творческой деятельности (4 ч)

Основные теоретические сведения

Виды творческой деятельности. Влияние творческой деятельности на развитие качеств личности. Понятие о психологии творческой деятельности. Роль подсознания. «Психолого-познавательный барьер». Пути преодоления психолого-познавательного барьера. Раскрепощение мышления. Этапы решения творческой задачи. Виды упражнений для развития творческих способностей и повышения эффективности творческой деятельности.

Практические работы

Выполнение упражнений на развитие ассоциативного мышления, поиск аналогий.

Варианты объектов труда

Творческие задания, связанные с проектной деятельностью школьников и отвечающие профилю обучения. Сборники учебных заданий и упражнений.

2.5. Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений (4 ч)

Основные теоретические сведения

Выбор целей в поисковой деятельности. Значение этапа постановки задачи. Метод «Букета проблем». Способы повышения творческой активности личности. Преодоление стереотипов. Ассоциативное мышление. Цели и правила проведения мозгового штурма (атаки). Эвристические приемы решения практических задач. Метод фокальных объектов. Алгоритмические методы поиска решений. Морфологический анализ.

Практические работы

Применение интуитивных и алгоритмических методов поиска решений для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов.

Варианты объектов труда

Проектные задания школьников. Сборники учебных заданий и упражнений.



III.Творческая проектная деятельность (4 ч)

3.1. Анализ результатов проектной деятельности (2 час)

Основные теоретические сведения

Методы оценки качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности. Экспертная оценка. Проведение испытаний модели или объекта. Оценка достоверности полученных результатов.

Практические работы

Анализ учебных заданий. Подготовка плана анализа собственной проектной деятельности.

Варианты объектов труда

Объекты проектирования школьников. Сборники учебных заданий и упражнений.

3.2. Презентация результатов проектной деятельности (2) час)

Основные теоретические сведения

Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Методы подачи информации при презентации.

Практические работы

Подготовка различных форм презентации результатов собственной проектной деятельности. Компьютерная презентация.

Варианты объектов труда

Объекты проектирования школьников. Сборники учебных заданий и упражнений.











11 класс

I. Производство, труд и технологии

1. Организация производства (8 часов)

1.1. Структура современного производства (4 часа)

Основные теоретические сведения.

Сферы профессиональной деятельности: сфера материального производства и непроизводственная сфера. Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Виды предприятий и их объединений. Юридический статус современных предприятий в соответствии с формами собственности на средства производства: государственные, кооперативные, частные, открытые и закрытые акционерные общества. Цели и функции производственных предприятий и предприятий сервиса. Формы руководства предприятиями. Отрасли производства, занимающие ведущее место в регионе.

Понятие о разделении и специализации труда. Историческое развитие разделения труда. Формы разделения труда.

Формы современной кооперации труда. Профессиональная специализация и профессиональная мобильность.

Практические работы.

Анализ форм разделения труда в организациях и предприятиях посёлка. Описание целей деятельности, особенности производства и характера продукции предприятий ближайшего окружения. Таблица профессий, относящихся к материальному и нематериальному производству.

Составление схемы структуры предприятия и органов управления.

1.2. Нормирование и оплата труда (2 часа)

Основные теоретические сведения

Основные направления нормирования труда в соответствии с технологией и трудоемкостью процессов производства: норма труда, норма времени, норма выработки, норма времени обслуживания, норма численности, норма управляемости, технически обоснованная норма. Методика установления и пересмотра норм.

Зависимость формы оплаты труда от вида предприятия и формы собственности на средства производства. Понятие заработной платы. Сдельная и повременная формы оплаты труда: виды, применение и способы расчёта. Роль заработной платы в стимулировании труда.

Практические работы

Определение вида оплаты труда для работников разных профессий. Сопоставление достоинств и недостатков различных форм оплаты труда. Определение преимущественных областей применения различных форм оплаты труда.

1.3. Научная организация труда (2 часа)

Основные теоретические сведения

Факторы, влияющие на эффективность деятельности организации. Менеджмент в деятельности организации. Составляющие культуры труда: научная организация труда, трудовая и технологическая дисциплина, безопасность труда и средства ее обеспечения, эстетика труда. Формы творчества в труде. Обеспечение качества производимых товаров и услуг. Организационные и технические возможности повышения качества товаров и услуг.

Понятие о морали и этике. Профессиональная этика. Общие нормы профессиональной этики. Ответственность за соблюдение норм профессиональной этики.

Практические работы

Проектирование рабочего места учащегося, современного рабочего места. Анализ рабочего дня и эффективная его организация.

Варианты объектов труда

Модели или эскизы организации рабочего места.



II. Технология проектирования и создания материальных

объектов или услуг (8 часов)

1. Функционально - стоимостной анализ (2 часа)

Основные теоретические сведения

Цели и задачи функционально - стоимостного анализа (ФСА). ФСА как комплексный метод технического творчества. Основные этапы ФСА: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный и внедрения.

Практические работы

Применение элементов функционально-стоимостного анализа для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов. Решение творческих задач.



2. Защита интеллектуальной собственности (4 час)

Основные теоретические сведения

Понятие интеллектуальной собственности. Способы защиты авторских прав. Публикации. Рационализаторское предложение. Объекты на которые выдаётся патент: открытие и изобретение, промышленный образец и полезная модель. Правила регистрация товарных знаков и знака обслуживания.

Практические работы

Разработка товарных знаков. Разработка различных форм защиты проектных предложений (тезисы докладов, краткие сообщения, заявки на полезную модель или промышленный образец).



3. Презентация результатов проектной деятельности (2 час)

Основные теоретические сведения

Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Использование технических средств в процессе презентации. Организация взаимодействия участников презентации.



Практические работы

Подготовка различных форм презентации результатов собственной проектной деятельности. Компьютерная презентация.

Варианты объектов труда

Объекты проектирования школьников. Учебные задания.


Ш. Профессиональное самоопределение и карьера (7 часов)

Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования (4 часа)

Основные теоретические сведения

Способы изучения рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования.

Виды и формы получения профессионального образования (2 ч)

Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг.

Практические работы

Изучение регионального рынка труда и профессий и профессионального образования. Знакомство с центрами профконсультационной помощи.



Планирование профессиональной карьеры (1 час)

Основные теоретические сведения

Пути получения образования, профессионального и служебного роста. Виды и уровни профессионального образования и профессиональная мобильность.

Формы самопрезентации. Содержание резюме.

Практические работы

Сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями. Подготовка резюме и формы самопрезентации.

Варианты объектов труда

Резюме.

Творческая проектная деятельность (11 часов)

В течение отведённого времени ученики выполняют проект по уточнению своих профессиональных намерений «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».

Обсуждение идей и исследований. Оценка возможностей, необходимых для выполнения проекта. Сбор и обработка необходимой информации. Планирование работы.

Практическая деятельность по выполнению проекта. Консультации по выполнению практической части проекта. Корректировка деятельности. Оформление пакета документации.

Оценка качества выполненной работы. Подготовка к защите и защита проекта.






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ТЕХНОЛОГИИ
10 класс

(35 часов, 1 час в неделю

урока

темы


Наименование разделов и тем


Теория (элементы содержания)

Дата проведения


Примечание

План

факт

I. Производство, труд и технологии (15 ч)

Влияние технологий на общественное развитие (2 часа)

1

1

Технология как часть общечеловеческой культуры

Технология как часть общечеловеческой культуры, оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношения. Понятие о технологической культуре.




2

2

Организация сферы человеческого общества

Взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда в различные исторические периоды. Взаимообусловленность технологий, организация производства и характера труда для организации сфер хозяйственной деятельности.




Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы (3 ч)

3

1

Взаимовлияние уровня развития науки, техники и технологии и рынка товаров и услуг.

Взаимовлияние уровня развития науки, техники и технологии и рынка товаров и услуг. Научные открытия, оказавшие значительные влияние на развитие технологий.




4

2

Современные технологии  отраслей промышленности.

Взаимовлияние уровня развития науки, техники и технологии и рынка товаров и услуг. Научные открытия, оказавшие значительные влияние на развитие технологий.




5

3

Современные технологии сферы бытового обслуживания.

Характеристика технологий в здравоохранении, образовании, массовом искусстве и культуре. Сущность социальных и политических технологий.




Технологическая культура и культура труда – 2 часа

6

1

Технологическая культура в структуре общей культуры.

Технологическая культура в структуре общей культуры. Формы проявления технологической культуры в обществе и на производстве.




7

2

Основные составляющие культуры труда работника.

Основные составляющие культуры труда работника. Научная организация как основа культуры труда. Основные направления научной организации труда: разделение и кооперация труда, нормирование труда, совершенствование методов и приёмов труда, обеспечение условий труда, рациональная организация рабочего места. Эстетика труда.




Производство и окружающая среда – 4 часа

8

1

Хозяйственная деятельность человека как основная причина загрязнения окружающей среды

Хозяйственная деятельность человека как основная причина загрязнения окружающей среды .Основные источники загрязнения атмосферы, почвы и воды.




9

2

Рациональное размещение производства.

Рациональное размещение производства для снижения экологических последствий хозяйственной деятельности.





10

3

Методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды.

Методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды.




11

4

Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду.

Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов




Рынок потребительских товаров и услуг – 4 часа

12

1

Особенности рынка потребительских товаров и услуг.

Особенности рынка потребительских товаров и услуг. Субъекты рынка товаров и услуг. Законодательные и нормативные акты, регулирующие отношения продавца и покупателя.




13

2

Сертификация изделий и услуг.

Сертификация изделий и услуг. Маркировка продовольственных и промышленных товаров. Потребительские качества продовольственных и промышленных товаров. Методы оценки потребительских качеств товаров и услуг. Приобретения и возврата товаров.




14

3

Электронная коммерция в системе Интернет.

Электронная коммерция в системе Интернет.




15

4

Значение и виды страхования в современном обществе.

Значение страхования в современном обществе. Виды страхования. Обязательное страхование. Развитие страхования в России. Страхование жизни и имущества. Выбор страховой компании.




II. Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг (16 ч) Проектирование в профессиональной деятельности – 4 часа

16

1

Значение инновационной деятельности предприятия в условиях конкуренции.

Значение инновационной деятельности предприятия в условиях конкуренции.




17

2

Определение возможных направлений инновационной деятельности

Инновационные продукты и технологии.




18

3

Основные стадии проектирования технических объектов.

Основные стадии проектирования технических объектов: техническое задание, техническое предложение, эскизный проект, рабочая документация.




19

4

Роль экспериментальных исследований в проектировании.

Роль экспериментальных исследований в проектировании.





Информационное обеспечение процесса проектирования. Определение потребительских качеств объекта труда – 4 часа.

20

1

Определение цели проектирования. Источники информации.

Определение цели проектирования. Источники информации для разработки: специальная и учебная литература, электронные источники информации, экспериментальные данные, результаты моделирования




21

2

Методы сбора и систематизации информации. Способы хранения информации

Методы сбора и систематизации информации. Источники научной  и технической информации. Оценка достоверности информации. Способы хранения информации. Проблемы хранения информации на электронных носителях.




22

3

Использование опросов для определения потребительских качеств инновационных продуктов.

Использование опросов для определения потребительских качеств инновационных продуктов.




23

4

Технические требования и экономические показатели

Технические требования и экономические показатели. Стадии и этапы разработки. Порядок контроля и приёмки.




Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация – 2час

24

1

Виды нормативной документации.


Виды нормативной документации, используемой при проектировании.

Унификация и стандартизация как средство снижения затрат на проектирование и производство.




25

2

Состав и согласование  проектной документации

Учёт требований безопасности при проектировании. Состав проектной документации.




Введение в психологию творческой деятельности – 2 часа.

26

1

Виды творческой деятельности и её влияние на развитие личности.

Виды творческой деятельности. Влияние творческой деятельности на развитие качеств личности.




27

2

Этапы решения творческой задачи.

Этапы решения творческой задачи. Виды упражнений для развития творческих способностей и повышения эффективности творческой деятельности.




Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений – 4 часа.

28

1

Выбор целей и поисковой деятельности.

Выбор целей и поисковой деятельности.




29

2

Способы повышения творческой активности личности. Преодоление стереотипов.

Способы повышения творческой активности личности. Преодоление стереотипов.




30

3

Ассоциативное мышление.

Ассоциативное мышление. Цели и правила проведения мозгового штурма (атаки).




31

4

Алгоритмические методы поиска решений. Морфологический анализ.

Алгоритмические методы поиска решений. Морфологический анализ.




III. Творческая проектная деятельность (4 ч)

Анализ результатов проектной деятельности – 2 часа

32

1

Методы оценки качества материального объекта.

Методы оценки качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности.




33

2

Экспертная оценка. Оценка достоверности полученных результатов.

Экспертная оценка. Оценка достоверности полученных результатов.




Презентации результатов проектной деятельности – 2 часа

34

1

Определение целей презентации. Выбор формы презентации.

Определение целей презентации.

Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Метод подачи информации при презентации.




35

2

Презентация проектного изделия.










11 класс

(34 часа, 1 раз в неделю)

урока

темы


Наименование разделов и тем


Виды деятельности учащихся

Дата проведения


Примечание

план

факт

I. Производство, труд и технологии (8 ч)

1. Структура современного производства (4 ч)

1

1

Структура современного производства

Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Виды предприятий и их объединений. Юридический статус современных предприятий в соответствии с формами собственности на средства производства: государственные, кооперативные, частные, открытые и закрытые акционерные общества. Цели и функции производственных предприятий и предприятий сервиса. Формы руководства предприятиями. Отрасли производства, занимающие ведущее место в регионе.




2

2

Сферы профессиональной деятельности

Сферы профессиональной деятельности: сфера материального производства и непроизводственная сфера. Понятие о разделении и специализации труда. Историческое развитие разделения труда. Формы разделения труда. Формы современной кооперации труда. Профессиональная специализация и профессиональная мобильность.




3

3

Виды предприятий и их объединений

Виды предприятий и их объединений




4

4

Отрасли производства, занимающие ведущее место в регионе

Отрасли производства, занимающие ведущее место в регионе




2. Нормирование и оплата труда (2 ч)

5

1

Нормирование и оплата труда.

Основные направления нормирования труда в соответствии с технологией и трудоемкостью процессов производства: норма труда, норма времени, норма выработки, норма времени обслуживания, норма численности, норма управляемости, технически обоснованная норма. Методика установления и пересмотра норм. Определение вида оплаты труда для работников разных профессий. Сопоставление достоинств и недостатков различных форм оплаты труда.




6

2

Понятие заработной платы.

Зависимость формы оплаты труда от вида предприятия и формы собственности на средства производства. Понятие заработной платы. Сдельная и повременная формы оплаты труда: виды, применение и способы расчёта. Роль заработной платы в стимулировании труда. Определение преимущественных областей применения различных форм оплаты труда




3.Научная организация труда (2 ч)

7

1

Научная организация труда

Факторы, влияющие на эффективность деятельности организации. Проектирование рабочего места учащегося.




8

2

Менеджмент в деятельности организации

Менеджмент в деятельности организации. Составляющие культуры труда: научная организация труда, трудовая и технологическая дисциплина, безопасность труда и средства ее обеспечения, эстетика труда. Понятие о морали и этике. Профессиональная этика. Общие нормы профессиональной этики. Анализ рабочего дня и эффективная его организация.





II. Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг (8 ч)

1. Функционально - стоимостной анализ (2 ч)

9

1

Функционально - стоимостной анализ

Цели и задачи функционально - стоимостного анализа (ФСА). ФСА как комплексный метод технического творчества. Решение творческих задач.




10

2

Основные этапы ФСА

Основные этапы ФСА: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный и внедрения лиц. Решение творческих задач.




2. Защита интеллектуальной собственности (4 ч)

11

1

Понятие интеллектуальной собственности.

Понятие интеллектуальной собственности.




12

2

Способы защиты авторских прав.

Способы защиты авторских прав.




13

3

Рационализаторское предложение

Публикации. Рационализаторское предложение. Объекты на которые выдаётся патент: открытие и изобретение, промышленный образец и полезная модель. Разработка товарных знаков.




14

4

Правила регистрация товарных знаков и знака обслуживания


Правила регистрация товарных знаков и знака обслуживания. Разработка различных форм защиты проектных предложений




3. Презентация результатов проектной деятельности (2 ч)

15

1

Презентация результатов проектной деятельности

Определение целей презентации. Выбор формы презентации.




16

2

Особенности восприятия вербальной и визуальной информации

Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Использование технических средств в процессе презентации. Подготовка различных форм презентации




Ш.Профессиональное самоопределение и карьера (7 ч)

1. Рынок труда, профессий и профессионального образования (4 ч)

17

1

Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования

Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования. Изучение регионального рынка труда и профессий и профессионального образования.




18

2

Конъюнктура рынка труда и профессий

Конъюнктура рынка труда и профессий




19

3

Спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда.

Спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда. Знакомство с центрами профконсультационной помощи




20

4

Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования

Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг.




2. Виды и формы получения профессионального образования (2 ч)

21

1

Виды и формы получения профессионального образования.

Виды и формы получения профессионального образования. Центры профконсультационной помощи.




22

2

Региональный рынок образовательных услуг.

Региональный рынок образовательных услуг. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг. Знакомство с центрами профконсультационной помощи




3. Планирование профессиональной карьеры (1 ч)

23

1

Планирование профессиональной карьеры

Пути получения образования, профессионального и служебного роста. Виды и уровни профессионального образования и профессиональная мобильность.

Формы самопрезентации. Содержание резюме.




IV. Творческая проектная деятельность (11 ч)

24

1

Обсуждение идей и исследований

В течение отведённого времени ученики выполняют проект по уточнению своих профессиональных намерений «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».


Обсуждение идей и исследований. Оценка возможностей, необходимых для выполнения проекта. Сбор и обработка необходимой информации. Планирование работы.


Практическая деятельность по выполнению проекта. Консультации по выполнению практической части проекта. Корректировка деятельности. Оформление пакета документации.


Оценка качества выполненной работы. Подготовка к защите и защита проекта




25

2

Сбор и обработка необходимой информации.



26

3

Планирование работы.




27-29

4-6

Практическая деятельность по выполнению проекта.



30

7

Консультации по выполнению практической части проекта.



31

8

Корректировка деятельности учащихся



32

9

Оформление пакета документации.



33

10

Подготовка к защите и защита проекта



34

11

Защита проекта








Учебно - методический комплекс

Учебники

  1. Учебник «Технология» базовый уровень 10-11 класс для учащихся общеобразовательной школы под редакцией В.Д. Симоненко М. «Вентана-Граф» 2011г.

  2. Учебник «Технология Профессиональный успех» 10-11 Под редакцией С.Н. Чистяковой М. – Просвещение 2010 г.

  3. 3. Леонтьев А.В. Капустин В.С. Сасова И.А. Технология: Учебник для 10-11 класс / Под. Ред. И.А.Сасовой. – М. Просвещение, 2010


Методическая литература

  1. Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень). Сайт МО РФ: www.mon.gov.ru.

  2. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. 1-4 кл., 5-11 кл. – М.: Просвещение, 2006.-240 с.

  3. Сборник нормативных документов. Технология. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.-198 с.

  4. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры: Книга для учителя. М.: Вентана-Граф, 2003.-268 с.

  5. Технология. Базовый уровень: 10 - 11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: «Вентана-Граф», 2009.-112 с.

  6. Технология.10-11 классы. Рабочие программы, элективные курсы. Методическое пособие / Сос.: Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, Т.В.Озерова.-2–е изд., стереотип.-М.:Издательство «Глобус», 2009.-224 с.

  7. Технология. Творческие проекты: организация работы / авт.-сост. А.В. Жадаева, А.В. Пяткова.- Волгоград: Учитель, 2011.-88 с.

  8. Технология. 5-11 классы. Проектная деятельность на уроках: планирование, конспекты уроков, творческие проекты, рабочая тетрадь для учащихся / авт.- сост. Н.А. Пономарева.- Волгоград: Учитель, 2010.-107 с.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. - М.: Московский рабочий, 1973г.

2. Горский В.А. Техническое творчество юных конструкторов. - М.: ДОСААФ, 1980г.

3. Джонс Дж. Методы проектирования. - М.: Мир, 1986г.

4. Элотин Б., Зусман А. Месяц под звездами фантазии: Школа развития творческого воображения. - Кишинев: Лумина, 1998г.

5. Кудрявцев ТВ. Психология технического мышления. - М.: Педагогика, 1974г.

6. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978г.

7. Толяко В.А. Психология решения школьниками творческих задач. - Киев: Рад. школа, 1983г.

8. Петрович М.Т., Цуриков В. Путь к изобретению. - М.: Молодая гвардия, 1986г.

9. Растрагин Л. А. По воле случая. - М.: Молодая гвардия, 1986г.

10. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества. - М.: Просвещение, 1990г.

11. Тринг, Лейтуэйт. Как - изобретать? - М.: Мир, 1980г.

12. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: Учебное пособие для 8 - 11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 1995г.

13. Кламов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1990г.

14. Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8 - 11 классов общеобразовательных учреждений. Под ред. С.Н. Чистяковой. - М.: Просвещение, 1997г.



46