БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ОМСКА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 77»
Рассмотрено на заседании МО Протокол №____ от «____»_______2019г. Руководитель МО ______Негодяева Г.Е. | Рассмотрено на заседании МС Протокол №____ От «____»________2019г. Председатель МС _______Е.Г.Голенкова | «Утверждаю» Директор школы __________Дектярева Е.В. «___»__________2019г. |
Рабочая программа по технологии
для 1 класса
Составитель: Жапарова С.В.,
учитель начальных классов, первая квалификационная категория
Рабочая программа составлена на основе рабочей программы Технология. Лутцева Е. А. , Зуева Т. П. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы. – М: просвещение, 2015
Используемый УМК:
Технология. Лутцева Е.А. и др. (1-4) (Школа России)
Срок действия программы ____ лет, 20 г___
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение технологии в начальной школе выделяется 135 ч, из них в 1 классе 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА
Личностные
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты освоения учебного предмета | Предметное содержание учебного предмета «Технология», распределенное по годам обучения |
Первый год обучения |
В результате первого года изучения учебного предмета «Технология» ученик научится: организовывать рабочее место по предложенному образцу, удобно и рационально размещать инструменты и материалы согласно своим физиологическим возможностям; осознанно соблюдать технику безопасной работы ножницами и иглой; понимать и ориентироваться в условных обозначениях при выполнении различных технологических операций; экономно расходовать используемые материалы; выполнять изделия по образцу, шаблонам; анализировать устройство изделия, определять в нем детали; называть технологические операции при работе над изделием; определять основные этапы создания изделий с опорой на рисунки и план работы; узнавать и называть основные свойства бумаги, картона, пластичных, текстильных и природных материалов и использовать эти свойства в работе над изделием; собирать, обрабатывать, сохранять и использовать природный материал в декоративных композициях; составлять композиции, используя различные техники (аппликация, рваная аппликация, мозаика, коллаж, конструирование из различных материалов); использовать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план) для изготовления изделий; называть основные виды профессиональной деятельности человека в разных сферах | Основные содержательные линии 1. Основы культуры труда (планирование и организация рабочего места, соблюдение правил безопасной работы инструментами, экономное расходование материалов). Самообслуживание. 2. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений. 3. Работа с условными обозначениями при выполнении различных технологических операций. 4. Технологические операции, их рациональное использование в зависимости от вида материала. Технология ручной обработки материалов. 5. Анализ устройства изделия, определение деталей и способов соединения, внесение творческих изменений в создаваемые композиции. 6. Практическая преобразовательная работа по изготовлению различных изделий индивидуально, в парах или в группах. Проектная деятельность. 7. Использование возможностей ИКТ в поисковой и проектной деятельности. Технологии работы с бумагой и картоном Бумага и картон, их основные свойства. Практическое применение бумаги и картона в работе над изделием. Технологические операции: разметка деталей (при помощи шаблона, на глаз, сгибанием и складыванием), выделение деталей (отрывание, резание ножницами), сборка (склеиванием) и отделка (раскрашиванием, аппликацией) при работе над изделием. Общие правила составления композиций (по образцу, в соответствии с собственным замыслом). Техники, используемые при работе с бумагой (аппликация, рваная аппликация, мозаика, коллаж, оригами). Технологии работы с пластичными материалами Пластичные материалы, их основные свойства. Практическое применение пластичных материалов в работе над изделием. Технологические операции: выделение деталей (резание стекой), формообразование деталей (скатывание, сплющивание, вытягивание, раскатывание и др.), сборка и отделка при работе над изделием. Общие правила составления композиций (по образцу, в соответствии с собственным замыслом). Техники, используемые при работе с пластичными материалами. Технологии работы с текстильными материалами Текстильные материалы, их основные свойства. Практическое применение текстильных материалов в работе над изделием. Технологические операции: выделение деталей (раскрой ножницами), отделка (вышивка) при работе над изделием. Общие правила составления композиций из ниток (по образцу, в соответствии с собственным замыслом). Техники, используемые при работе с текстильными материалами (строчка прямого стежка, декоративная вышивка по прямым линиям). Технологии работы с природным материалом Природные материалы, их основные свойства. Практическое применение природных материалов в работе над изделием. Технологические операции: сборка (склеиванием, соединением на пластилин) и отделка при работе над изделием. Подготовка природных материалов к работе (сбор, обработка, хранение) и их использование в декоративной композиции. Общие правила составления композиций (по образцу, в соответствии с собственным замыслом). Техники, используемые при работе с природными материалами (аппликация, конструирование). Элементы графической грамоты Условные обозначения при выполнении различных технологических операций (линии сгиба, линии разреза и др.). Информационно-коммуникационные технологии Способы представления информации. Технологии поиска информации. Проектная деятельность Проект как коллективная творческая деятельность. Правила сотрудничества. Технологии, профессии и производства Профессиональная деятельность людей, работающих с бумагой, текстильными и пластичными материалами |
Обучающиеся должны знать:
простейшие виды технической документации (чертеж, эскиз, рисунок, схема);
способ использования линейки как чертежно-измерительного инструмента для выполнения построений и разметки деталей на плоскости;
способ построения прямоугольника от двух прямых углов с помощью линейки;
что такое развертка объемного изделия (общее представление), способ получения развертки;
условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах разверток;
способы разметки и вырезания симметричной формы из бумаги (по половине и ¼ формы);
что такое композиция (общее представление), об использовании композиции в изделии для передачи замысла;
что такое барельеф, технику выполнения барельефа;
как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани;
что разметку деталей на ткани можно выполнять по шаблону и способом продергивания нити;
как сделать бахрому по краю прямоугольного изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;
швы «вперед иголку» и «через край», способы их выполнения;
о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики, способах их выполнения;
о символическом значении народной глиняной игрушки, ее основных образах;
Обучающиеся должны уметь:
правильно использовать линейку как чертежно-измерительный инструмент для выполнения построений на плоскости;
с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов;
читать технический рисунок и схему с учетом условных обозначений и выполнять по ним работу;
выполнять несложные расчеты размеров деталей изделия, ориентируясь на образец или технический рисунок;
чертить простые прямоугольные развертки (без соблюдения условных обозначений);
выполнять разметку квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;
выполнять разметку по предмету;
выполнять изображения в технике барельефа;
лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться специальной палочкой и стекой;
изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами;
создавать простые фронтальные и объемные композиции из различных материалов;
выполнять разметку на ткани способом продергивания нитей;
выполнять разметку на ткани по шаблону; выкраивать из ткани детали простой формы;
выполнять бахрому по краю изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;
выполнять швы «вперед иголку» и «через край»;
выполнять несложные изображения в технике мозаики (из бумаги и природных материалов);
анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;
придумать и выполнить несложное оформление изделия в соответствии с его назначением.
Обучающиеся могут знать:
что поделочные материалы (бумага, ткань, пластилин) могут менять свои конструктивные и декоративные свойства в результате соответствующей обработки (намачивания, сминания, разогревания и пр.);
что вещи должны подходить к окружающей обстановке и к характеру и облику своего хозяина;
что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;
что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;
о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;
что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме предметов, в композиции изделий и каков их конструктивный и эстетический смысл;
что такое проектная деятельность, требования к выполнению и защите проектов.
Обучающиеся могут уметь:
планировать предстоящую практическую работу, выстраивать технологическую последовательность изготовления простых изделий по образцу или собственному замыслу;
выполнять несложные эскизы разверток изделий с использованием условных обозначений;
вносить несложные изменения и дополнения в конструкцию и оформление изделия в соответствии с поставленными условиями;
создавать творческие фронтальные и объемные композиции по собственному замыслу в соответствии с художественно-конструкторской задачей; подбирать материалы и способы их обработки;
расписывать изделия из пластилина красками (гуашью);
выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Содержание курса | Тематическое планирование |
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда |
Мир, созданный мыслью, чувствами и руками человека1. | Формы и образы природы — первоисточник идей для мастера. Использование форм и образов природы в создании предметной среды (в лепке, аппликации, мозаике и пр.). Стилизация природных форм в бытовых вещах, технике, архитектуре и пр.; изготовление изделий на основе стилизации. Гармония предметного мира и природы, ее отражение в народном быту и творчестве, поэзии, музыке. |
Основы культуры труда | Организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Соблюдение в работе безопасных приемов труда. |
Мастер учится у природы. Мастер учится у других мастеров | Ремесла и их роль в культуре народов мира; традиции и творчество мастера при создании предметной среды; изготовление изделий по образцам изделий народных мастеров. |
Основы дизайна | Основные правила дизайна и их учет при конструировании вещей (единство формы, функции и декора; стилевая гармония). Виды декоративно-прикладных изделий; изучение и изготовление предметов декоративно-прикладного назначения; единство предмета и среды. |
Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности |
Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком | Материалы, их конструктивные и декоративные свойства. Выбор материалов по их свойствам и в зависимости от назначения изделия. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов. Способы обработки материалов для достижения различных декоративно-художественных эффектов. Технологии и приемы выполнения различных видов декоративно-художественных изделий (аппликация, мозаика, лепка, оригами, бумажная пластика, изделия из папье-маше, соленого теста и пр.) |
Инструменты и приспособления для обработки материалов | Правила рационального и безопасного использования инструментов и приспособлений |
Общее представление о технологическом процессе | Представление об устройстве и назначении изделий, подборе материалов и инструментов (в зависимости от назначения изделия и свойств материала), последовательности практических действий и технологических операций. |
Технологические операции ручной обработки материалов (изготовления изделий из бумаги, картона, ткани и др.) | Подбор материалов и инструментов. Разметка (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля). Обработка материала (отрывание, сгибание, складывание, резание ножницами, канцелярским ножом). Сборка деталей, способы соединений (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое). Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликаций и др) |
Графические изображения в художественно-практической деятельности | Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема. Линии чертежа. Чтение условных графических изображений. Использование графических изображений при конструировании и моделировании несложных и доступных архитектурных и других форм. |
Конструирование и моделирование |
Изделие и его конструкция. Композиция в художественно-практической деятельности | Изделие, деталь изделия. Конструкция изделия; различные виды конструкций и способы их сборки; изготовление изделий с различными конструктивными особенностями. Основные требования к изделию(соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Проектирование и изготовление изделий определенного назначения по принципу стилевой гармонии. Композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме, традиции и каноны декоративно-прикладного искусства в изделиях |
Конструирование и моделирование несложных объектов | Ознакомление с конструкциями и способами конструирования предметов архитектуры, декоративно-прикладного искусства. Проектирование изделий декоративно-прикладного назначения |
Использование информационных технологий |
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное от_ ношение к техническим устройствам. Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Вывод текста на принтер. | Знакомство с компьютером. Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. Правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы. Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Размер файла. Сменные носители. Полное имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами). Примеры программ для выполнения действий с файлами и папками (каталогами). Создание текстов и печатных публикаций. Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажеры. Текстовые редакторы. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев. Печатные публикации. Виды печатных публикаций. Иллюстрации в публикациях. Простые схемы и таблицы в публикациях |
Узнаём, как работают мастера
Что изучают на уроках технологии. Материалы и инструменты для уроков технологии. Правила поведения и организации работы на уроках технологи.
Учимся работать с разными материалами
Лепка из пластилина. Инструменты и приспособления для работы с пластилином, подготовка пластилина к работе, приемы обработки пластилина. Изготовление простых форм из пластилина: лепка по образцу, по памяти и по представлению.
Работа с бумагой. Простые приемы обработки бумаги: сгибание, складывание, разрезание. Правила техники безопасности при работе с ножницами. Изготовление простых форм из бумаги способом складывания. Работа со схемой, графической инструкцией. Изготовление квадрата из прямоугольной полосы.
Особенности работы с природными материалами. Аппликация из засушенных листьев.
Работа с яичной скорлупкой. Создание образа по ассоциации с исходной формой.
Фольга как поделочный материал. Лепка из фольги.
Поднимаемся по ступенькам мастерства
Шаблон, его назначение; разметка деталей по шаблону. Приемы рациональной разметки. Разметка форм по линейке и сгибанием (комбинированный способ). Новые приемы работы с пластилином. Создание форм и образов разными способами: из отдельных частей и из целого куска пластилина. Новые приемы обработки бумаги; сгибание картона и плотной бумаги, обработка сгибов. Простые приемы работы с нитками и иглой. Изготовление кисточки, рамки из ниток; пришивание пуговиц. Отмеривание ниток для изготовления кисточки и для шитья. Завязывание узелка. Правила безопасной работы с иглой.
Поролон как поделочный материал; особенности разметки деталей на поролоне, обработка поролона. Использование вторичных материалов для поделок.
Конструируем и решаем задачи
Конструирование на плоскости по образцу, по модели и заданным условиям. Аппликации из геометрических и других фигур. Конструирование объемных форм путем простых пластических трансформаций бумажного листа. Создание художественного образа на основе воображения и творческого использования материалов. Декоративно-художественные аппликации.
№ | Тема урока | Кол – во часов |
1 | «Красота окружающей природы» | 1 |
2 | «Образы родного края. Царство деревьев» | 1 |
3 | Приёмы приклеивания деталей без разметки. Изделие: «Получение и сушка семян» | 1 |
4 | Правила составления композиции из засушенных соцветий. Изделие: «Аппликация из листьев». | 1 |
5 | Правила составления композиции из засушенных соцветий Изделие: аппликация «Ромашковая поляна». | 1 |
6 | Приёмы нанесения цветного пятна на центр заготовки. Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна». | 1 |
7 | Приёмы оклеивания крышки спичечного коробка. Изделие «Котенок» | 1 |
8 | Выкладывание простейшего мозаичного изображения от края к центру. Изделие: «Закладка для книги» | 1 |
9 | Способы выкладывания резаных кусочков при изготовлении мозаики. Изделие «Пчелы и соты» | 1 |
10 | Приёмы изготовления овальной выкройки для подноса Изделие «Коллаж» | 1 |
11 | Роль салфетки в праздничной сервировке стола. Изделие «Зайчик» | 1 |
12 | Приёмы складывания квадрата «домиком», приёмы вырезания криволинейной заготовки. Изделие «Мудрая сова». | 1 |
13 | Способы разметки симметричных деталей. Правила склеивания и сушки объёмных изделий. Изделия «Чашка» | 1 |
14 | Приёмы разметки квадрата: сгибание прямоугольника. Изделие «Кораблик из бумаги» | 1 |
15 | Работа с бумагой. Свойства узора в орнаменте. «Украшения на елку» | 1 |
16 | Способ отделения заготовки вырыванием. Изделие «Волшебные фигуры» | 1 |
17 | Правила подготовки скорлупы к работе. Приёмы быстрого изготовления подставки. Изделие «Торшер» | 1 |
18 | Основные свойства ваты и возможность их использования в работе. Изделие «Кукла» | 1 |
19 | Приёмы оклеивания формы лоскутами ткани. Изделия «Закладка с вышивкой» | 1 |
20 | Знакомство с понятиями «долевая», «уточная» нити, «бахрома», мережная дорожка» Изделия «Строчка прямых стежков» | 1 |
21 | Приёмы прокладывания стежков «вперёд иголку» и его варианты. Изделия «Медвежонок» | 1 |
22 | Вязание петель на кольце Изделия «Дерево» | 1 |
23 | Оклеивание основы коробка бумагой. Изделие «Тачка» | 1 |
24 | Способы грунтовки деревянной катушки бумажными деталями. Изделия «Блюдце» | 1 |
25 | Способы грунтовки деталей из картонных трубочек. Изделие «Самолет» | 1 |
26 | Работа с бумагой. Плетение в ажурной заготовке. Изделие «Плот» | 1 |
27 | Приёмы изготовления цветка из полосы бумаги и растягивание заготовки. Изделие «Тюльпан» | 1 |
28 | Составление композиций из цветов. Изделие «Букет для мамы» | 1 |
29 | Особенности разметки детали по половине шаблона на гофрированной заготовке. Изделие «Попугай» | 1 |
30 | Способы отделки пасхальных яиц, роспись скорлупы фломастером. Изделие «Пасхальное яйцо» | 1 |
31 | Работа с природным материалом, объёмные работы из шишек. Изделие «Домовенок» | 1 |
32 | Принципы действия вертушки. Правила её сборки. Изделие «Вертушка» | 1 |
33 | Сортировка материалов для нового учебного года. | 1 |
VIII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ |
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
Примерная программа по технологии (труду). Учебно-методические комплекты (программа, учебники, рабочие тетради, дидактические материалы и пр.). Методические пособия и книги для учителя. Предметные журналы | |
Печатные пособия |
Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения. Альбомы демонстрационного и раздаточного материала | |
Информационно-коммуникативные средства |
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету | |
Экранно-звуковые пособия |
компьютер с программным обеспечением мультимедийный проектор экспозиционный экран | |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения. | |
Набор демонстрационных материалов. Объёмные модели геометрических фигур | |
Оборудование класса |
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования | В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами |