СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по технологии

1 класс. «Начальная школа 21 века»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии»


Рабочая программа по технологии

1 класс. «Начальная школа 21 века»


Пояснительная записка


Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования и примерной программе начального общего образования. Составлена на основе авторской программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Е.А. Лутцевой.

Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.

Задачами курса являются:

  1. развитие личностных качеств, интеллекта, творческих способностей;

  2. развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, схем, чертежей), творческого мышления;

  3. развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;

  4. развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

  5. формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира, о взаимосвязи человека с природой - источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;

  6. воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;

  7. овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями; расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, ознакомление с миром профессий и их социальным значением.

Содержание курса отобрано и целенаправленно структуированно в двух основных разделах: «Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры» и «Из истории технологии». Первый раздел включает информационно-познавательную и практические части и построен в основном по концентрическому принципу. Второй раздел отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Он построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного) освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды

Раздел включает информационно-познавательную и практическую части и построен в основном по концентрическому принципу. Его содержательная основа – это обобщенные первоначальные технико-технологические знания и умения, характерные для любой практической деятельности человека. Концентричность в изучении данного раздела достигается тем, что элементы технологических знаний и умений изучаются по принципу укрупнения содержательных единиц. От класса к классу школьники расширяют круг ранее изученных общетехнологических знаний, осваивая новые приемы, инструменты, материалы, виды труда.

Курс реализуется, прежде всего в рамках предмета «Технология», но сочетается также с курсом «Окружающий мир» как его деятельностный компонент (см. концепцию образовательной модели «Начальная школа XXI века», научный руководитель – чл.-корр. РАО проф. Н. Ф. Виноградова).

Методическая основа курса – организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого класса. Успешность движения детей от незнания к знанию включает три взаимосвязанных критерия их самооценки учебного труда: знаю, понимаю, могу.

Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, «открытия» новых знаний, опытные исследования предметной среды и т.п.).

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

Качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом. Степень самостоятельности.

Уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.


Объём программы:

В соответствии с учебным планом начального общего образования и годовым календарным учебным графиком на 2015-2016 учебный год программа по технологии будет пройдена за 33 часа (1 час в неделю).








Учебно-тематический план


п/п

Название раздела

Количество часов

Что нас окружает.


3

Кто где живёт.


6

Азбука мастерства.


7

Работаем с бумагой и картоном.


7

Помощники мастерства.


4

Сначала рисуем.


6



Всего:


33



Содержание тем учебного курса


Содержание курса целенаправленно отобрано, структурировано по двум основным содержательным линиям.

1. Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры.

2. Из истории технологии.

В программе эти содержательные линии представлены четырьмя разделами:

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

3. Конструирование и моделирование.

4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).


1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (6 ч).

Мир профессий. Профессии близких; профессии, знакомые детям; профессии мастеров.

Разнообразные предметы рукотворного мира (быта и декоративно-прикладного искусства).

Роль и место человека в окружающем мире. Созидательная, творческая деятельность человека и природа как источник его вдохновения. Элементарные общие правила создания рукотворного мира Бережное отношение к природе

Самообслуживание: организация рабочего места Гигиена труда.

Самоконтроль качества выполненной работы – соответствие результата(изделия) предложенному образцу.


2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (17 ч).

Знакомство с материалами (бумага, картон, нитки, ткань) и их практическим применением в жизни.

Основные свойства материалов: цвет, пластичность, мягкость, твердость, прочность; гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для бумаги и картона). Сравнение материалов по их свойствам:

Знакомство с графическими изображениями: рисунок, схема. Обозначение линии сгиба на рисунках, схемах.

Единообразие технологических операций (как последовательности выполнения изделия) при изготовлении изделий из разных материалов.

Связь и взаимообусловленность свойств используемых учащимися материалов и технологических приемов их обработки

Приемы выполнения различных видов декоративно-художественных изделий (в технике аппликации, мозаики, лепки, оригами, бумажной пластики и пр.).


3. Конструирование и моделирование (10 ч).

Элементарное понятие конструкции. Изделие, деталь изделия.

Конструирование и моделирование изделий из природных материалов и бумаги складыванием, сгибанием, вытягиванием по образцу и рисунку.

Неразборные(однодетальные) и разборные (многодетальные) конструкции (аппликации,

изделия из текстиля, комбинированных материалов), общее представление.

Неподвижное соединение деталей.


4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).


Демонстрация учителем готовых материалов на цифровых носителях (СD).





Планируемые результаты освоения учащимися учебного предмета


Личностными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих умений:


- Проявлять доброжелательность, внимательность, помощь.

- Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

- Применять правила делового сотрудничества: считаться с мнением другого человека.


Регулятивные УУД:

- Выстраивать последовательность необходимых операций.

- Осуществлять итоговый контроль, анализировать собственную работу.

Познавательные:

- Выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания.

- Анализировать дополнительную информацию.


Коммуникативные УУД:

- Характеризовать качество и признаки объекта.

- Приводить убедительные доказательства.

- Развивать умение общаться, взаимодействовать с людьми (особенно при КТД.

        Курс «Технология» осуществляется на основе предметно-практической деятельности, что позволяет ребёнку наиболее сознательно усваивать сложную информацию и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач.


Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по технологии являются следующие умения:

-        характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

-        находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;


Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса.

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны иметь представление:

О роли и месте человека в окружающем ребенка мире;

О созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;

О человеческой деятельности утилитарного и эстетического характера;

О некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;

О том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред.

Знать:

Что такое деталь (составная часть изделия);

Что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;

Какое соединение деталей называют неподвижным;

Виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия – на уровне общего представления;

Последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

Способы разметки: сгибанием, по шаблону;

Способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;

Виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;

Названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними;

Уметь:

Наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

Различать материалы и инструменты по их назначению;

Различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;

Качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями,

Безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);

Выполнять правила культурного поведения в общественных местах;

Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий;

Под контролем учителя:

Организовывать рационально рабочее место в соответствии с используемым материалом;

Осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли;

При помощи учителя:

Проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ним готовое изделие.




       


Перечень учебно-методического обеспечения



УМК рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и включен в федеральный перечень.


Учебник:


Е. А. Лутцева Технология, 1 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва. Издательский Центр «Вентана-Граф», 2012 год


Рабочая тетрадь :

Е. А. Лутцева «Ступеньки к мастерству», 1 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва. Издательский Центр «Вентана-Граф», 2012 год


Дидактические материалы:


Таблицы («Техника безопасности при работе с ножницами, острыми предметами»


Наборы: «Животные леса», «Птицы», «Овощи и фрукты», «Транспорт», «Декоративно-прикладное искусство», «Профессии».


Фотографии и иллюстрации.



Список литературы

1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М. : Просвещение, 2010. – 32с. – (Стандарты второго поколения).


2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1. – 5-е изд. перераб. – М. : Просвещение, 2011. – 400с. – (Стандарты второго поколения). Кондаков А.М., Кезина Л.П. 2010г.

Основной

3. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: Изд-во «Аким», 2009. – 208 с.

4. Берзина Р.Ф. Методика преподавания труда с практикумом: Курс лекций для студентов 1-2-х курсов по специальности «031200 – Педагогика и методика начального образования» – Стерлитамак: СГПА, 2008. – 190 с.

5. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – М.: Просвещение, 2008. – 208 с.

6. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению: Учеб. пособие для студ.. – М.: Издат. центр «Академия», 1999. – 256 с.

7. Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внекласс­ной работе. – М.: Просвещение, 2010. – 112с.

8. Гукасова A.M. Внеклассная работа по труду. – М.: Просвещение, 2008. – 176с.

9. Гукасова A.M. Работа с тканью на уроках труда в начальных классах. – М.: Просвещение, 2009. – 175 с.

10. Гукасова A.M., Фрейтаг И.П. Методика трудового обучения с практику­мом в учебных мастерских. Вып.5. Элементы технического моделирова­ния. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с.






Календарно-тематический план по технологии (1 класс)


п/п

Название раздела,

темы урока


Кол-во час

Характеристика деятельности учащихся

Дата проведения

Корректировка

план

факт



Давайте познакомимся ( 3 ч)






1.

Как работать с учебником. Я и мои друзья. Урок - заочная экскурсия.

1

Как работать с учебником? Кто нам поможет? Учебник, тетрадь, пособия, рисунок-пиктограмма.

Учиться различать средства познания окружающего мира.

03.09



2.

Материалы и инструменты. Организация рабочего места. Деловая игра "Совещание".

1

Как подготовить рабочее место? Рабочее место, порядок. Уметь различать инструменты и материалы, организовывать рабочее место.

10.09



3.

Что такое технология. Проблемная игра "Мозговой штурм".

1

Что такое технология? Технология учиться строить вопросительные предложения об окружающем мире.

17.09




Человек и земля (20 ч)






4.

Природный материал. Изделие: «Аппликация из листьев». Урок - сказка.

1

Как правильно хранить природный материал? Аппликация, пресс, природный материал, план работы. Учиться подготавливать природные материалы к работе.

24.09



5.

Пластилин. Изделие: аппликация  из пластилина «Ромашковая поляна». Урок - экспедиция.

1

Как работать с пластилином? Композиция, эскиз, сборка. Осваивать приемы работы с пластилином.

01.10



6.

Пластилин. Изделие «Мудрая сова». Урок - сказка.

1

Как работать с пластилином? Композиция, эскиз. Осваивать приемы работы с пластилином.

15.10



7.

Растения. Изделие: «Заготовка семян». Урок - путешествие.

1

Как правильно хранить семена? Земледелие, семя. Учиться извлекать семена из плода, правильное хранение семян.

22.10



8.

Растения. Проект «Осенний урожай». Изделие. «Овощи из пластилина». Урок - проект.

1

Как работать над проектом? Проект. Учиться планировать, осуществлять и оценивать результаты совместной групповой проектной работы.

29.10



9.

Бумага. Изделие. Закладка из бумаги.

1

Что можно сделать из бумаги? Шаблон, симметрия, правила безопасной работы. Осваивать приемы работы с бумагой и картоном.

05.11



10.

Насекомые. Изделие «Пчелы и соты».

1

Что можно сделать из бросового материала? Соты, бросовый материал. Осваивать приемы работы с природными материалами.

12.11



11.

Дикие животные. Проект «Дикие животные». Изделие: «Коллаж «Дикие животные».

1

Что такое коллаж? Коллаж. Познакомиться с видами диких и домашних животных.

26.11



12.

Новый год. Проект «Украшаем класс к новому году».

Украшение на ёлку. Изделие: «Украшение на ёлку». 

1

Как украсить класс? Раскрой, контур. Учиться планировать, осуществлять и оценивать результаты совместной групповой проектной работы.

03.12



13.

Проект «Украшаем класс к Новому году». Украшение на окно. Изделие: «Украшение на окно».

1

Как украсить класс? Раскрой, контур. Учиться планировать, осуществлять и оценивать результаты совместной групповой проектной работы.

10.12



14.

Домашние животные. Изделие: «Котенок».

1

Как работать с пластилином? Фигурка котёнка. Учиться использовать приемы работы с пластилином.

17.12



15.

Такие разные дома. Изделие: «Домик из веток».

1

Что можно сделать из гофрированного картона?

Макет, гофрированный картон. Учиться выполнять макет дома.

24.12



16.

Посуда. Проект «Чайный

 сервиз». Изделия: «Чашка»,

 « Чайник», «Сахарница».

1

Как правильно накрыть на стол? Сервиз, сервировка. Учиться сервировать стол.

31.12



17.

Свет в доме. Изделие: «Торшер».

1

Чем освещаются жилища? Торшер, окружность, шило. Осваивать приемы работы с бумагой, картоном, пластилином.

14.01



18.

Мебель. Изделие: «Стул».

1

Что можно сделать из гофрированного картона? Макет, гофрированный картон. Осваивать приемы работы с бумагой, картоном.

21.01



19.

Одежда, ткань, нитки.  Изделие: «Кукла из ниток».

1

Что можно сделать из ниток? Выкройка, модель. Осваивать приемы работы с нитками.

28.01



20.

Учимся шить. Изделие: «Закладка с вышивкой».

1

Как украсить  изделие вышивкой? Закладка, вышивка, стежок, строчка. Знакомиться с видами и свойствами материалов, правилами безопасной работы с ними.

04.02




21.

Учимся шить. Изделие: «Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями».

1

Как пришить пуговицу? Пуговица с ушком, со сквозными отверстиями. Знакомиться с видами и свойствами материалов, правилами безопасной работы с ними.

11.02



22.

Учимся шить. 

Изделие:«Медвежонок».

1

Как пришить пуговицу? Вышивка, виды стежков. Знакомиться с видами и свойствами материалов, правилами безопасной работы с ними.

18.02



23.

Передвижение по земле. Изделие: «Тачка».

1

Как работать с конструктором? Конструктор. Осваивать приемы работы с конструктором.

03.03





Человек и вода (3 ч)






24.

Вода в жизни человека.  Вода в жизни растений. Изделие: «Проращивание семян», «Уход за комнатными растениями».

1

Как ухаживать за комнатными растениями? Рассада. Учиться выращивать растения из семян и ухаживать за комнатными растениями.

10.03



25.

Питьевая вода. Изделие: «Колодец».

1

Как работать по шаблону? Колодец, модель, шаблон. Учиться пользоваться шаблоном для разметки изделия.

17.03



26.

Передвижение по воде. Проект:  «Речной флот». Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот».

1

Оригами. Что это? Проект, оригами. Учиться планировать, осуществлять и оценивать результаты совместной групповой проектной работы.

24.03




Человек и воздух (3 ч)












«Человек и воздух» (3 ч)






27.

Использование ветра. Изделие: «Вертушка».

1

Как использует человек ветер? Флюгер. Научиться пользоваться шаблоном для разметки изделия.

31.03



28.

Полеты птиц. Изделие: «Попугай».

1

Что такое мозаика? Мозаика. Осваивать приемы работы с бумагой.

07.04



29.

Полеты человека. Изделие: «Самолет», «Парашют».

1

Оригами. Что это? Летательный аппарат. Учиться находить нужную информацию в Интернете и других справочных пособиях.

21.04




Человек и информация (4 ч)






30.

Способы общения. Изделие: «Письмо на глиняной дощечке».

1

Зачем кодировать текст? Символы, пиктограмма, кодирование, шифр. Учиться кодировать и шифровать информацию.

28.04



31.

Важные телефонные номера.

1

Что такое безопасность? Перечень важных телефонных номеров. Правила общения. Знакомиться с профессиями, связанными с практической предметной деятельностью.

05.05



32.

Правила движения. Изделие:  Составление маршрута  безопасного  движения от дома до школы.

1

Что такое безопасность? Пиктограмма, шифрование. Учиться графически обозначать безопасный маршрут.

12.05



33.

Компьютер.


1

Что такое компьютер? Компьютер, Интернет.

19.05





20