Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» п.Пуровск Пуровского района
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО учителей Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «СОШ №1»
начальных классов п.Пуровск
_______________________ ___________________________ ______________________ _______________
Протокол № _____ Приказ № ______________
от «___» _____________ 2018г. от «___» _____________ 2018г.
Руководитель МО:
_______________________
Рабочая программа
по учебному предмету «Технология» для 2-А класса
1 час в неделю (всего 34 часа)
учитель Купцова Елена Михайловна
2018/2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Технология» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009 года), Примерной основной образовательной программой начального общего образования, (от 08.04.2015 г.), основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ №1» п. Пуровск, учебного плана МБОУ «СОШ №1» п. Пуровск (2015 г.). и авторской программы Н. И. Роговцевой, Н. В. Богдановой, И. П. Фрейтаг, Н. В. Добромысловой, Н. В. Шипиловой «Технология. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России») и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Роговцева Н. И. Технология. 2 класс: учебник для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Добромыслова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Фрейтаг И. П. Технология. 2 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 4-е изд. – М.: «Просвещение», 2016.
Планируемые результаты освоения программы по технологии
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Личностные, предметные и метапредметные результаты
Личностные результаты:
воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни;
объяснять на доступном для первоклассника уровне свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками;
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).
Метапредметные результаты:
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);;
планировать практическую деятельность на уроке;
с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий учебника);
работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежей инструментов);
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
осуществлять текущий (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
учиться выполнять предлагаемые задания в паре, в группе из 3-4 человек;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Предметные результаты:
понимание общих правил создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность;
анализ предлагаемой информацию, планирование предстоящей практической работы, осуществление корректировки хода практических действий;
организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;
применять приёмы безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка), режущими (ножницы) и колющими (игла);
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;
слушать и понимать речь других;
анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи (в том числе в интерактивных средах на компьютере);
изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям (в том числе в интерактивных средах на компьютере);
соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «Технология» второклассник научатся:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
наблюдать над связью человека с природой и предметным миром;
составлять композиции на основе шаблонов, обмотанных нитками, различать виды ниток;
узнавать свойства, способы использования пластичных материалов (пластилин, солёное тесто, глина), составлять композицию с использованием пластичных материалов и природных материалов;
овладевать технологией изготовления изделий из папье-маше, с особенностями городецкой росписи;
различать орнаменты народной росписи (хохломская, городецкая, дымковская);
использовать в аппликации различные виды круп, яичную скорлупу;
создавать полуобъёмную аппликацию (изба), объёмную поделку из глины (русская печь), узнает их части и внутреннее убранство;
различать народные костюмы (русский, удмуртский), составлять композиции с использованием различных материалов, шаблонов;
выполнять простые швы («через край», тамбурный), выполнять орнамент – изонитью);
конструировать рыбок из природных материалов;
складывать изделия в технике оригами;
понимать символ птицы в культуре русского народа;
конструировать объёмное изделие на основе развёртки «ветряная мельница»;
создавать книжку-ширму, используя разметку и чертёж;
находить информацию в интернете об учебниках.
Второклассник получит возможность научиться:
оформлять папку достижений с использованием разных цветов;
применять технологию лепки из солёного теста;
выполнять объёмные композиции «Моя квартира»;
выполнять проект «Аквариум»;
выполнять изделие из фольги «Флюгер»;
выполнять книжку-раскладушку по изученным темам.
Система оценки достижений планируемых результатов. Критерии оценивания.
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года обучения. При текущем контроле проверяются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению различных изделий. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умение владеть ими в курсе технологии является основным и базовым для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребёнка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации).
Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий:
- чёткость, полнота и правильность ответа;
- соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам;
- аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств;
- целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесения творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).
В заданиях проектного характера необходимо обращать внимание на умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, отбирать необходимую информацию, находить решение возникающих при работе проблем, изготавливать изделие по заданным параметрам и оформлять выступление. Кроме того, отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умение выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.
Оценка "5"
тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
задание выполнено качественно, без нарушения соответствующей технологии;
правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка "4"
допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
задание выполнено с небольшими отклонениями (в пределах нормы) от соответствующей технологии изготовления;
в основном правильно выполняются приемы труда;
работа выполнялась самостоятельно;
норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка "3"
имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
задание выполнено с серьезными замечаниями по соответствующей технологии изготовления;
отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
самостоятельность в работе была низкой;
норма времени недовыполнена на 15-20 %;
не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка "2"
имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
неправильно выполнялись многие приемы труда;
самостоятельность в работе почти отсутствовала;
норма времени недовыполнена на 20-30 %;
не соблюдались многие правила техники безопасности.
Содержание программы
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1. | Здравствуй, дорогой друг! | 1 час |
2. | Человек и земля | 23 часа |
3. | Человек и вода | 3 часа |
4. | Человек и воздух | 3 часа |
5. | Человек и информация | 4 часа |
ИТОГО | 34 часа |
Здравствуй, дорогой друг (1 ч). Как работать с учебником. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями, критериями оценки изделия по разным основаниям. Материалы и инструменты. Рубрика «Вопросы юного технолога».
Человек и земля (23 ч). Деятельность человека на земле. Способы обработки земли и выращивания овощных культур. Значение овощных культур для человека. Технология выращивания лука в домашних условиях. Наблюдение за ростом растения и оформление записей происходящих изменений. Виды посуды и материалы, из которых она изготавливается. Способы изготовления посуды из глины и оформление её при помощи глазури. Назначение посуды. Способы хранения продуктов. Плетение корзин. Оформление композиции с использованием природных материалов. Сравнение приёмов работы с солёным тестом и приёмов работы с пластилином. Инструменты, используемые пекарем и кондитером. Национальные блюда, приготовленные из теста. Сравнение свойств солёного теста, глины и пластилина (по внешним признакам, составу, приемам работы, применению). Народный промысел хохломская роспись, способы нанесения орнамента. Технология создания хохломского растительного орнамента. Особенности создания городецкой росписи. Выполнение аппликации из бумаги. Особенности создания дымковской игрушки. Разные способы росписи матрёшек: семёновская, вятская, загорская (сергиево-посадская), полховско-майдановская, авторская. Приём получения новых оттенков пластилина. Значение лошади в жизни человека. Как человек ухаживает за лошадьми. Конструирование из бумаги движущейся игрушки лошадка. Создание движущейся конструкции. Подвижное соединение деталей изделия при помощи иглы и ниток, скрепок. Природные материалы для изготовления изделий: пшено, фасоль, семена и т.д. Свойства природных материалов и приёмы работы с этими материалами. Аппликация из природного материала. История возникновения ёлочных игрушек и традиции празднования Нового года. Симметричные фигуры. Приёмы изготовления изделий из яичной скорлупы. Создание разных изделий по одной технологии. Особенности деревянного зодчества. Знакомство с профессией плотник. Различные виды построек деревянного зодчества. Значение слов «родина», «родной». Конструкция русской избы (венец, наличник, причелина). Инструменты и материалы, используемые при строительстве избы. Традиции оформления русской избы, правила приёма гостей. Традиции и поверья разных народов. Правила работы с новым инструментом — циркулем. Изготовление помпона и игрушки на основе помпона. Работа с нитками и бумагой. Убранство русской избы. Утварь. Значение печи в быту. Устройство печи: лежанка, устье, шесток. Материалы, инструменты и приспособления, используемые в работе печника. Печная утварь и способы её использования. Сравнение русской печи с видами печей региона проживания. Изготовление модели печи из пластичных материалов. Украшение дома ткаными изделиями (половики, ковры). Знакомство со структурой ткани, переплетением нитей. Изготовление модели ковра, освоение способа переплетения полосок бумаги. Выполнение разных видов переплетений. Конструкции стола и скамейки. Конструирование мебели из картона. Национальный костюм и особенности его украшения. Национальные костюмы разных народов и национальные костюмы региона проживания. Соотнесение материалов, из которых изготавливаются национальные костюмы, с природными особенностями региона. Виды, свойства и состав тканей. Виды волокон. Внешние признаки тканей из натуральных волокон. Работа с нитками и картоном. Освоение приемов плетения в три нити. Элементы мужского и женского костюмов. Способы украшения костюмов. Изготовление изделия с помощью технологической карты. Знакомство с правилами разметки ткани. Создание выкроек. Разметка ткани по шаблону. Работа с ткаными материалами. Виды ниток и их назначение. Правила работы иглой, правила техники безопасности при шитье. Организация рабочего места при шитье. Виды швов и стежков для вышивания. Материалы, инструменты и приспособления для выполнения вышивки. Технология выполнения тамбурных стежков. Использование литературного текста для получения информации.
Понятия: земледелие, керамика, глазурь, тестопластика, народно-прикладное искусство, орнамент, имитация, роспись, подмалёвок, рельеф, пейзаж, лицевая сторона, изнаночная сторона, инкубатор, калька, курятник, птичник, птицефабрика, кракле, венец, наличник, причелина, утварь, лежанка, устье, шесток, переплетение, основа, уток, волокна, виды волокон, сутаж, плетение, пяльцы.
Практические работы: «Съедобные и несъедобные грибы», «Плоды лесные и садовые», «Выращивание лука», «Домашние животные», «Наш дом».
Человек и вода (3 ч). Вода и её роль в жизни человека. Рыболовство. Приспособления для рыболовства. Новый вид техники - «изонить». Рациональное размещение материалов и инструментов на рабочем месте. Аквариум и аквариумные рыбки. Виды аквариумных рыбок. Композиция из природных материалов. Соотнесение формы, цвета и фактуры природных материалов с реальными объектами. Работа с бумагой и волокнистыми материалами. Знакомство со сказочными морскими персонажами.
Понятия: рыболовство, изонить, аквариум, русалка, сирена.
Человек и воздух (3 ч). Значение символа птицы в культуре. Оберег. Способы работы с бумагой: сгибание, складывание. Освоение техники оригами. Использование силы ветра человеком. Работа с бумагой. Изготовление объёмной модели мельницы на основе развертки. Самостоятельное составление плана изготовления изделия. Новый вид материала — фольга (металлизированная бумага). Свойства фольги. Использование фольги. Соединение деталей при помощи скрепки.
Понятия: оберег, оригами, мельница, фольга, флюгер.
Человек и информация (4 ч). История книгопечатания. Способы создания книги. Значение книги для человека. Оформление разных видов книг. Выполнение чертежей, разметка по линейке. Правила разметки по линейке. Способы поиска информации. Правила набора текста. Поиск в Интернете информации. Организация выставки изделий. Презентация изделий. Выбор лучших работ.
Понятия: книгопечатание, книжка-ширма, компьютер, Интернет, набор текста.
Практическая работа: «Ищем информацию в Интернете».
Тематическое планирование
№ п/п | Дата | Кол-во часов | Тема, содержание |
план | факт |
Здравствуй, дорогой друг! (1 ч.) |
1(1). | | | 1 | Инструктаж по ТБ. Здравствуй, дорогой друг! |
Человек и земля (23 ч) |
2(1). | | | 1 | Земледелие. |
3(2). | | | 1 | Посуда. Изделие «Корзина с цветами». |
4(3). | | | 1 | Посуда. Изделие «Семейка грибов на поляне». |
5(4). | | | 1 | Посуда. Изделие «Игрушка из теста». |
6(5). | | | 1 | Посуда. Проект «Праздничный стол». |
7(6). | | | 1 | Народные промыслы. Изделие «Золотая хохлома». |
8(7). | | | 1 | Народные промыслы. Изделие «Городецкая роспись». |
9(8). | | | 1 | Народные промыслы. Изделие «Дымковская игрушка». |
10(9). | | | 1 | Народные промыслы. Изделие «Матрешка». |
11(10). | | | 1 | Народные промыслы. Изделие пейзаж «Деревня». |
12(11). | | | 1 | Домашние животные и птицы. Изделие «Лошадка». |
13(12). | | | 1 | Домашние животные и птицы. Изделия «Курочка из крупы», «Цыпленок», «Петушок» (по выбору учителя). |
14(13). | | | 1 | Домашние животные и птицы. Проект «Деревенский двор». |
15(14). | | | 1 | Новый год. Изделия «Новогодняя маска», «Елочные игрушки из яиц» (по выбору учителя) |
16(15). | | | 1 | Строительство. Изделия «Изба», «Крепость» (по выбору учителя). |
17(16). | | | 1 | В доме. Изделие «Домовой». |
18(17). | | | 1 | В доме. Проект «Убранство избы». Изделие «Русская печь». |
19(18). | | | 1 | В доме. Изделие «Коврик». |
20(19). | | | 1 | В доме. Изделие «Стол и скамья» |
21(20). | | | 1 | Народный костюм. Изделие «Русская красавица». |
22(21). | | | 1 | Народный костюм. Изделие «Костюмы для Ани и Вани». |
23(22). | | | 1 | Народный костюм. Изделие «Кошелёк». |
24(23). | | | 1 | Народный костюм. Изделия «Тамбурные стежки», «Салфетка» |
Человек и вода (3 ч.) |
25(1). | | | 1 | Рыболовство. Изделие композиция «Золотая рыбка». |
26(2). | | | 1 | Рыболовство. Проект «Аквариум». Изделие «Аквариум». |
27(3). | | | 1 | Рыболовство. Изделие «Русалка». |
Человек и воздух (3 ч.) |
28(1). | | | 1 | Птица счастья. Изделие «Птица счастья». |
29(2). | | | 1 | Использование ветра. Изделие «Ветряная мельница». |
30(3). | | | 1 | Использование ветра. Изделие «Флюгер». |
Человек и информация (4 ч.) |
31(1). | | | 1 | Книгопечатание. Изделие: «Книжка-ширма». |
32(2). | | | 1 | Поиск информации в Интернете. |
33(3). | | | 1 | Поиск информации в Интернете. |
34(4). | | | 1 | Подведение итогов за год. |