г. Югорск
зам. директора по УВР
Дата: 31 августа 2021 г.
Дата: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Содержание учебного предмета……………… ………………………………………...5
3. Тематическое планирование……………………………………………………………..7
Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.
понимать исторические традиции ремёсел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
С учетом специфики данного учебного предмета в программе выделены четыре содержательные линии: «Общетрудовые знания, умения и способы деятельности», «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)», «Домашний труд», «Практика работы на компьютере».
Значение трудовой деятельности в жизни человека – труд как способ самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде. Реализация потребностей человека в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремесла и ремесленники. Названия профессий ремесленников. Современное состояние ремесел. Ремесленные профессии, распространенные в месте проживания обучающихся (крае, регионе, области). Технологии выполнения их работ во времена Средневековья и сегодня.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, асимметрия, композиция); гармония рукотворных предметов и окружающей среды (городской и сельский ландшафты).
Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и техники).
Природа – источник сырья. Природное сырье, природные материалы.
Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды (общее представление).
Развернутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы.
Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы).
Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью учителя доступных простых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности – изделия, оформление праздников.
Работа в малых группах. Осуществление сотрудничества.
Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертежных инструментов).
Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока.
Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки (пряжа). Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), ее свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.
Чертежные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приемы безопасной работы и обращения с колющими и режущими инструментами.
Технологические операции, их обобщенные названия: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.
Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертеж. Экономная рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертежных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертежных инструментов. Деление окружности и круга на части с помощью циркуля, складыванием.
Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей.
Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки).
Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объемных форм сгибанием. Виды соединения деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовой, проволочный). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Транспортные средства, используемые в трех стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделий из разных материалов; транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу. Биговка.
Демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов на цифровых носителях (СD) по изучаемым темам.Представление о назначении персонального компьютера, его учебных возможностях.
Учитель: Юкляевских С.Л.
Количество учебных часов по программе 34, количество учебных часов в неделю 1.
№ | Дата | Тема урока | Элементы содержания урока (проверяемые заданиями КИМ) | ФормируемыеУУД | Примечание |
Как человек учился мастерству (23 ч) |
1 | | Приспособление первобытного человека к окружающей среде. | Знакомство с учебником. Условные обозначения в учебнике. Систематизация знаний о материалах и инструментах. Инструктаж по охране труда. Значение трудовой деятельности в жизни человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде. Природа – источник сырья. | Р:умеют контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на уроке технологии принадлежностей и материалов. П:обще-учебные – умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о материалах и инструментах, правилах работы с инструментами, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации; логические – осуществляют поиск информации из разных источников. | |
2 | | Ремесла и ремесленники. | Реализация потребностей человека в укрытии (жилище), питании, одежде. Ремесла и ремесленники. Гончарная мастерская. Пластичные материалы. Приемы лепки. | Р:научатся принимать и сохранять учебную задачу; работать по плану. П:научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; рассуждать, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять поиск необходимой информации из разных источников. | |
3 | | Профессии ремесленников. Разделение труда. | Слобода. Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды. В мастерской ремесленника. Названия профессий ремесленников. Лепка. Способы получения форм. Последовательность работы над изделием. | П:научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя. К: научатся формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя. | |
4 | | Свойства материалов. | Природное сырье, природные материалы. Сравнение свойств материалов. Связь материала (его свойств) с изделием: каждому изделию свой материал. Практическое исследование свойств. Работа в малых группах. Осуществление сотрудничества. | Р:научатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. П:научатся анализировать объекты с выделением их существенных признаков (свойств), наблюдать, сравнивать, делать выводы. К: научатся инициативно сотрудничать в поиске информации, строить понятные для партнера высказывания, рассуждать, слушать и слышать учителя и одноклассников. | Практическая работа |
5 | | Назначение инструментов. | История появления инструментов. Что такое инструмент? Назначение и виды инструментов. Правила безопасной работы и обращения с колющими и режущими инструментами. | Р:научатся удерживать цель деятельности до получения ее результата. П:научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. | |
6 | | Введение в проектную деятельность. Замысел. | Введение в проектную деятельность. Процесс творческой деятельности человека от рождения идеи до ее воплощения в изделии. Зарождение замысла. Природа – источник вдохновения мастера. Развернутый анализ изделия (материалы, конструкция, технология изготовления). | Р:научатсяпринимать и сохранять учебную задачу. П:научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. К: научатся формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя. | |
7 | | Введение в проектную деятельность. Конструкция изделия. | Введение в проектную деятельность. Конструкция изделия. Разъемные и неразъемные конструкции. Развернутый анализ изделия (материалы, конструкция, технология изготовления). Работа с шаблоном. Инструкционная карта. Последовательность работы над изделием. | Р:научатся принимать и сохранять учебную задачу. П:научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о конструкции изделий. | |
8 | | Введениев проектную деятельность. Композиция. | Введение в проектную деятельность. Композиция. Композиционное расположение деталей в изделии. Виды композиций. Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия. | Р:научатся принимать и сохранять учебную задачу; анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины. | |
9 | | Введение в проектную деятельность. Симметрично и несимметрично. | Введение в проектную деятельность. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность: симметрия, асимметрия, композиция). Симметрия и асимметрия. Определение симметричности изделия. Ось симметрии. Развернутый анализ изделия (материалы, конструкция, технология изготовления). Последовательность работы над изделием. | Р:научатся принимать и сохранять учебную задачу. П:научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «Почему выбрал именно этот способ?»). К: научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя. Л: имеют мотивациюк учебной и творческой деятельности, проявляют положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью. | |
10 | | Технологические операции. | Технологический процесс. Технологическая операция. Названия технологических операций. Последовательность технологических операций при реализации замысла. Развернутый анализ изделия (материалы, конструкция, технология изготовления). Последовательность работы над изделием. | Р:научатся принимать и сохранять учебную задачу. П:научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; рассуждать, сравнивать, наблюдать. К: научатся формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя. Л: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, интерес к конструкторско-технологической деятельности. | |
11 | | Разметка деталей. | Разметка как технологическая операция. Инструменты для разметки деталей: их название, функциональное назначение и устройство. Правила разметки. Экономная рациональная разметка нескольких деталей. Трафарет, шаблон, заготовка. Развернутый анализ изделия (материалы, конструкция, технология изготовления). Последовательность работы над изделием. | Р:научатся принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения учебной задачи. П:научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя;осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации, проводить в сотрудничестве с учителем сравнение объектов труда по заданным основаниям. К: научатся формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя. | |
12 | | Отделение детали от заготовки. | Вторая технологическая операция – отделение детали от заготовки. Способы отделения детали от заготовки. Инструменты для отделения деталей от заготовки. Каждому мастеру – свой инструмент. Обрывная аппликация. Материалы для работ в технике обрывной аппликации. Развернутый анализ изделия (материалы, конструкция, технология изготовления). Последовательность работы над изделием. | Р:научатся принимать и сохранять учебную задачу. П:научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; делать умозаключения и выводы в словесной форме. К: научатся формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя; строить понятные речевые высказывания,принимать другое мнение и позицию. Л: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, понимают личную ответственность за будущий результат. | |
13 | | Сборка изделия. | Третья технологическая операция – сборка изделия. Основные способы сборки доступных материалов. Зависимость выбора способа сборки соединения от конструктивных особенностей изделия. Щелевой замок: использование в изделиях итехнология изготовления. | Р:научатся принимать и сохранять учебную задачу. П:научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; наблюдать, анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков. К: научатся формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя. | |
14 | | Отделка изделия. | Четвертая технологическая операция – отделка изделия. Основные способы отделки изделия. Гармоничные сочетания цветов. Особенности отделки изделий декоративно-прикладного искусства. Мотивы, используемые в отделке изделий. Виды орнамента. | Р:научатся принимать и сохранять учебную задачу; понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу. П:научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; строить понятные речевые высказывания, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков. | |
15 | | Новогодний проект. | Этапы работы над проектом. Способы соединения деталей. Приемы безопасной работы с инструментами. | П:научатся анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков; под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи. | |
16 | | Разметка с помощью чертежных документов. | Чертежные инструменты: их название и функциональное назначение. Устройство и виды линеек. Элементарные представления о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа.Разметка по линейке с опорой на простейший чертеж. | Р:научатся принимать и сохранять учебную задачу. К: научатся формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя. Л: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, проявляют интерес к новым знаниям. | |
17 | | Линии чертежа. Чертеж. | Профессия – инженер-конструктор. Элементарные представления о простейшем чертеже и эскизе. Чтение чертежа. Линии чертежа. | Р:научатся понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу. П:научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; понимать знаки, символы, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях. | |
18 | | Чтение чертежа. | Элементарные представления о простейшем чертеже и эскизе. Чтение чертежей. Линии чертежа. Разметка по линейке. | Р:научатся принимать и сохранять учебную задачу. П:научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; наблюдать, осуществлять поиск нужной информации в учебниках и учебных пособиях. | |
19 | | Разметка прямоугольника от двух прямых углов. | Элементарные представления о простейшем чертеже и эскизе.Правила разметки деталей с помощью линейки. Экономная рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертежных инструментов. Правила безопасной работы с ножницами и инструментами. | Р:научатся принимать и сохранять учебную задачу; оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. П:научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; понимать знаки, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях. | |
20 | | Разметка прямоугольника от одного прямого угла. | Элементарные представления о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа. Чтение чертежа. Чертежные инструменты: их название и функциональное назначение. Выполнение разметки с опорой на чертеж. | Р:научатся принимать и сохранять учебную задачу; понимать смысл инструкции учителя; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. К: научатся формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя. | |
21 | | Разметка прямоугольника с помощью угольника. | Элементарные представления о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа. Чтение чертежа. Чертежные инструменты: их название и функциональное назначение. Устройство угольника. Выполнение разметки с опорой на чертеж. История открытки. Виды открыток. Биговка: назначение приема и технология его выполнения. | Р:научатся понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу. П:научатся анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. К: научатся формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя. Л: имеют мотивациюк учебной и творческой деятельности. | |
22 | | Циркуль. Разметка деталей циркулем. | Элементарные представления о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа. Чтение чертежа. Чертежные инструменты: их название и функциональное назначение. Циркуль: устройство и приемы работы. Окружность. Радиус. Выполнение разметки деталей круглой формы с помощью циркуля. Правила безопасности при работе с циркулем. | Р:научатся принимать и сохранять учебную задачу. П:научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме. К: научатся формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя. Л: имеют мотивациюк учебной и творческой деятельности. | |
23 | | Радиус окружности. Чертеж окружности. | Элементарные представления о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа. Чтение чертежа. Чертежные инструменты: их название и функциональное назначение. Циркуль: устройство и приемы работы. Окружность. Радиус. Размер радиуса. Выполнение разметки деталей круглой формы с помощью циркуля с опорой на простейший чертеж. Развернутый анализ изделия (материалы, конструкция, технология изготовления). | Р:научатся принимать и сохранять учебную задачу. П:научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. К: научатся формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя. Л: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности. | |
Как человек учился делать одежду (6ч) |
24 | | Происхождение натуральных тканей, их свойства. | Материалы природного происхождения. Виды волокон. Натуральные ткани. Нитки. Строение ткани. Свойства тканей. Продольное и поперечное направление нитей. Основа, уток. Лицевая и изнаночная стороны ткани. | Р:научатся принимать и сохранять учебную задачу; ориентироваться в задании. П:научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; наблюдать, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; проводить сравнение изучаемых объектов по самостоятельно выделенным критериям. | |
25 | | Изготовление натуральных тканей. | Натуральные ткани. Получение ткани в древние времена. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Современное текстильное производство. | Р:научатся принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. П:научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; строить небольшие сообщения в устной форме, осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации. | |
26 | | Технологические операции обработки ткани. | Свойства ткани и особенности работы с нею. Технологические операции обработки ткани. Способы разметкидеталей на ткани. Лекало. Сшивание как способ соединения деталей. Прямая строчка. | Р:научатся принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. П:научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; анализировать объекты труда, выделять существенную информацию из познавательных текстов. | |
27 | | Технология изготовления швейных изделий. | Ассортимент швейных изделий. Технология изготовления швейных изделий. Двойная строчка: назначение и технология выполнения. Развернутый анализ изделия (материалы, конструкция, технология изготовления). Последовательность работы над изделием. | Р:научатся принимать и сохранять учебную задачу. П:научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; продуктивно пользоваться схемами, приведенными в учебной литературе. К: научатся формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя. | |
28 | | Строчка прямого стежка. | Способы украшения изделий из ткани. Инструменты вышивальщицы и правила работы с ними. Стежок. Строчка. Назначение строчек. Варианты строчек на основе строчки прямого стежка | Р:научатся принимать и сохранять учебную задачу. П:научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; строить небольшие сообщения в устной форме, продуктивно пользоваться схемами, приведенными в учебной литературе. | |
29 | | Разметка строчек. | Способы разметки на ткани мест прокладывания строчки. | Р:научатся принимать и сохранять учебную задачу. П:научатся продуктивно пользоваться схемами, приведенными в учебной литературе; под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи. | |
Как человек придумал себе помощников – машины и механизмы (5 ч) |
30 | | Транспортные средства. Макеты и модели. | Макет и модель. Конструирование объемных игрушек на основе готовых форм. | Р:научатсяпринимать и сохранять учебную задачу. П:научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации. | |
31 | | Виды соединения деталей конструкции. | Виды соединения деталей в конструкциях. Подвижное и неподвижное соединение деталей. Способы сборки разборных конструкций. Конструктор. Детали конструктора. Конструирование и моделирование изделий. | Р:научатся принимать и сохранять учебную задачу. П:научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками обобщать: выделять класс объектов по заданному признаку. | |
32 | | Техника в жизни человека. Транспорт. | Техника в жизни человека. Транспорт: виды, название, назначение.История возникновения наземного транспорта. История автомобиля | П:научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; проводить в сотрудничестве с учителем сравнение и классификацию объектов труда по заданным основаниям. | |
33 | | Техника в жизни человека. История развития транспорта. | История воздушного транспорта. Название летательных аппаратов и их назначение. | П:научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; проводить в сотрудничестве с учителем сравнение и классификацию объектов по заданным основаниям. | |
34 | | Техника в жизни человека. История развития транспорта. | История водного транспорта. Современные плавательные средства: название и назначение. | Р:научатся принимать и сохранять учебную задачу. П:научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя. | |