Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для 2 класса составлена на основе авторской программы Т.М. Рагозиной «Технология» (Рабочая программа по предмету «Технология» 2 класс.Т.М.Рагозина. М., «Академкнига/учебник, 2015 г.) и соответствует основной общеобразовательной программе начального общего образования МБОУ «Ерновская основная школа».
Планируемые результаты
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
составлять сообщения о трудовой деятельности человека осенью и весной и описывать её особенности;
рассказывать о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей), связанных с использованием текстильных материалов, с воздушным и водным транспортом;
подбирать материалы и инструменты для работы, рационально размещать их на рабочем месте;
использовать информацию из словаря учебника при выполнении заданий;
выполнять доступные действия по самообслуживанию (несложный ремонт одежды);
рассказывать о практическом применении природных материалов и бумаги в жизни, бережно относится к природе, как к источнику сырья;
отбирать природные и пластичные материалы, бумагу, нитки с учётом их свойств и технологии изготовления поделок;
применять приёмы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: режущими (ножницы), колющими (швейные иглы);
экономно размечать материалы на глаз, складыванием, по клеткам, по шаблону, по линейке;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (бумаги, природных, пластичных, текстильных материалов) оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;
анализировать устройство изделия: выделять детали и их форму;
выполнять практическое задание с опорой на простейший чертёж, схему.
Обучающиеся получат возможность научиться:
понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, как своего региона, так и страны, уважать их;
понимать особенность проектной деятельности и осуществлять её под руководством учителя: составлять план, определять последовательность изготовления изделия;
работать в малых группах.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов);
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно
делать простейшие обобщения и выводы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
чувствовать мир, искусство.
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
планировать практическую деятельность на уроке;
с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов (средством формирования этих действий служит технология продуктивно художественно-творческой деятельности);
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем (средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов).
Обучающиеся получат возможность научиться:
понимать культурные традиции своего региона, отраженные в рукотворном мире, и уважать их;
понимать особенность проектной деятельности и осуществлять ее под руководством учителя
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности);
договариваться сообща;
учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек (средством формирования этих действий служит работа в малых группах).
Обучающиеся получат возможность научиться:
учитывать позиции собеседника(соседа по парте).
уметь договариваться, приходить к общему решению в процессе совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов, работе на компьютере.
задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте).
взаимоконтролю и взаимопомощи при реализации проектной деятельности.
Содержание учебного предмета
1. Общекультурные и общественные компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания (4 ч.)
Трудовая деятельность человека осенью и весной в родном крае. Бережное отношение к природе как к источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастеров в создании предметной среды (общее представление). Распространённые виды профессий, связанных с использованием текстильных материалов, с воздушным и водным транспортом. Подбор материалов и инструментов, рациональное размещение материалов и инструментов на рабочем месте, анализ информации из словаря учебника при выполнении задания, соотнесение результатов деятельности с образцом, работа в малых группах. Проектирование изделий: составление плана деятельности, определение последовательности изготовления изделия. Результат проектной деятельности – изделия «Бумажный змей» и «Модель парусника».
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (25 ч.)
2.1. Природные материалы (8 ч.)
Практическое применение природного материала в жизни. Бережное отношение к природе как источнику сырья.
Растительные природные материалы: листья, веточки, семена и плоды растений, солома. Минеральные материалы: яичная скорлупа.
Подготовка растительных материалов к работе: сбор цветущих растений в сухую погоду, сортировка материалов по цвету, размеру, форме; хранение. Подготовка яичной скорлупы для работы.
Инструменты и приспособления для обработки природного материала: ножницы, кисточка для клея, карандаш, подкладная дощечка. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц.
Основные технологические операции ручной обработки природного материала: разметка деталей на глаз, резание ножницами, капельное склеивание деталей и по всей поверхности, окрашивание, отделка аппликацией, сушка.
Практические работы: изготовление аппликаций по рисункам.
2.2. Искусственные материалы
Пластилин и его свойства: пластичность, способность сохранять форму. Инструменты и приспособления для обработки пластилина: стеки, подкладная дощечка. Применение пластилина и массы для моделирования для изготовления художественных изделий.
Основные технологические операции ручной обработки пластилина: процарапывание бороздок стекой, сплющивание (расплющивание) шара, прижимание.
Практические работы: лепка моделей предметов живой природы (грибов), декоративных композиций по рисункам.
Практическое применение бумаги в жизни. Виды бумаги, используемые на уроках: цветная для аппликаций, для принтера, копирка, альбомная. Свойства бумаги: цвет, прозрачность, толщина.
Выбор материала для изготовления изделия с учётом свойств по его внешним признакам. Экономное расходование бумаги при разметке: на глаз, складыванием, сгибанием, по шаблону, по клеткам, по линейке. Использование измерений для решения практических задач: виды условных графических изображений – простейший чертёж, схема. Назначение линий чертежа (контурная, размерная, линии надреза и сгиба). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу, схеме.
Инструменты и приспособления для обработки бумаги: карандаш простой, ножницы, фальцовка, линейка, кисточка для клея, шаблон, подкладной лист. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц.
Основные технологические операции ручной обработки бумаги и картона: разметка, надрезание, вырезание, гофрирование, сгибание, сборка и соединение деталей (клеевое, ниточное, кнопкой), отделка аппликацией, сушка.
Практические работы: изготовление конвертов, новогодних игрушек, этикеток, гофрированных подвесок-кукол, рамок.
Практическое применение текстильных материалов в жизни. Виды тканей, используемых на уроках: ткани растительного происхождения (хлопчатобумажные и льняные). Лицевая и изнаночная сторона тканей. Экономное расходование ткани при раскрое от сгиба по выкройке прямоугольных деталей.
Нитки и их назначение. Свойства ниток: цвет, прозрачность, толщина..
Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечком, ножницы, портновский мел, выкройка. Приёмы рационального и безопасного использования игл и булавок.
Основные технологические операции ручной обработки текстильных материалов: отмеривание нитки, закрепление конца нитки узелком, раскрой деталей по выкройке, резание ножницами, сшивание деталей из ткани и украшение изделий ручным швом «вперёд иголку», обработка края ткани швом «через край», вышивание швом «вперёд иголку с перевивом», наматывание ниток на кольца, связывание ниток в пучок.
Практические работы: изготовление мешочков для хранения предметов, одежды для соломенных кукол, игрушек из помпонов.
3. Конструирование и моделирование (6 ч.)
Общее представление о современном транспорте, используемом человеком в воздухе и на воде (назначение, исторические аналоги, общее представление о конструкции).
Изделие, деталь изделия.
Конструирование и моделирование несложных технических объектов по схеме и простейшему чертежу.
Практические работы: создание вертушек и моделей самолётов, динамической модели.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов |
|
1 | Общекультурные и общественные компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания | 4 |
2 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Природные материалы | 8 |
3 | Пластические материалы | 4 |
4 | Бумага | 9 |
5 | Текстильные материалы | 4 |
6 | Конструирование и моделирование | 6 |
| Всего | 35 |
Календарно-тематическое планирование
(1 час в неделю, всего 35 часов)
№ п/п | Наименование раздела и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки (и/или коррекция) |
Основы культуры труда, самообслуживания (1ч.) |
1. | Использование природных материалов человеком | Анализируют предметы рукотворного мира, приводят примеры изделий, из которых они сделаны. Наблюдают связи предметов рукотворного мира с природой как источником сырья. | 02.09-04.09 | |
Природные материалы (4ч.) |
2. | Работа с природным материалом. Аппликация «Животный мир». Входная контрольная работа | Анализируют с помощью учителя предлагаемые задания: понимать поставленную цель, анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное, читать графические изображения (рисунки, схемы). Планируют с помощью учителя предстоящую практическую работу в соответствии с ее целями, задачами, особенностями выполняемого задания. Организовывают под руководством и контролем учителя свою деятельность: подготовить рабочее место, рационально разместить материалы, инструменты и приспособления, сохранять порядок на рабочем месте во время работы и убирать рабочее место по окончании работы; участвовать в коллективном обсуждении. Исследуют с помощью учителя: 1) приемы обработки природных материалов (разрезание ножницами, капельное склеивание, сушка); 2) приемы работы с инструментами (ножницы, карандаш, кисть для клея). Создают с помощью учителя мысленный образ будущего изделия с учетом поставленной конструкторско-технологической задачи и воплощают его в материале с опорой на рисунки. Соблюдают под контролем учителя приемы безопасного и рационального труда. Осуществляют с помощью учителя самоконтроль: сравнить способ действия и его результат с эталоном с целью обнаружения отличий от эталона. Обобщают с помощью учителя новое знание, открытое на уроке. | 07.09-11.09 | |
3. | Работа с природным материалом. Аппликация «Подводный мир» | 14.09-18.09 | |
4. | Панно из листьев «Осенний букет» | 21.09-25.09 | |
5. | Панно из природного материала «Цветочный хоровод» | 28.09-02.10 | |
Бумага (4ч.) |
6. | Сравнение свойств бумаги разных видов. Рисунок для этикетки | Анализируют с помощью учителя предлагаемые задания: понимать поставленную цель, анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное, читать графические изображения (рисунки, схемы). Планируют с помощью учителя предстоящую практическую работу в соответствии с ее целями, задачами, особенностями выполняемого задания. Организовывают под руководством и контролем учителя свою деятельность: подготовить рабочее место, рационально разместить материалы, инструменты и приспособления, сохранять порядок на рабочем месте во время работы и убирать рабочее место по окончании работы; участвовать в коллективном обсуждении. | 05.10-09.10 | |
7. | Разметка сгибанием. Аппликация «Этикетка» | 12.10-16.10 | |
8. | Ось симметрии. Аппликация «Этикетка» | 19.10-23.10 | |
9. | Изделие из бумаги «Конверт». Контрольная работа за 1 четверть | 26.10-30.10 | |
Пластические материалы (2ч.) |
10. | Изделия из пластичных материалов. «Грибы» | Моделируют и конструируют с помощью учителя несложные изделия с разными конструктивными особенностями. Планируют с помощью учителя последовательность практических действий для реализации поставленной задачи. Участвуют под руководством учителя в деятельности при выполнении практических работ, практической реализации окончательного образа объекта. Осуществляют с помощью учителя самоконтроль: сравнивают способ действия и его результат с эталоном. | 09.11-13.11 | |
11. | Композиция из пластичных материалов «Космос» | 16.11-20.11 | |
Бумага (1ч.) |
12. | Составление плана деятельности. Рамка | Моделируют с помощью учителя несложные изделия с разными конструктивными особенностями. Планируют с помощью учителя последовательность практических действий для реализации поставленной задачи. Участвуют под руководством учителя в деятельности при выполнении практических работ, практической реализации окончательного образа объекта. | 23.11-27.11 | |
Конструирование и моделирование (3 ч) |
13. | Разметка с помощью линейки. Модель «Вертушка» | Моделируют и конструируют с помощью учителя несложные изделия с разными конструктивными особенностями. Планируют с помощью учителя последовательность практических действий для реализации поставленной задачи. Участвуют под руководством учителя в деятельности при выполнении практических работ, практической реализации окончательного образа объекта. Осуществляют с помощью учителя самоконтроль: сравнивают способ действия и его результат с эталоном. | 30.11-04.12 | |
14. | Разметка по клеткам деталей самолёта. «Модель планёра» | 07.12-11.12 | |
15. | Конкурс проектов «Бумажный змей». Контрольная работа за 1 полугодие | 14.12-18.12 | |
Бумага (2ч.) |
16. | Гофрированные подвески «Олимпийские талисманы» | Моделируют с помощью учителя несложные изделия с разными конструктивными особенностями. Планируют с помощью учителя последовательность практических действий для реализации поставленной задачи. Участвуют под руководством учителя в деятельности при выполнении практических работ, практической реализации окончательного образа объекта. Осуществляют с помощью учителя самоконтроль: сравнивают способ действия и его результат с эталоном. | 21.12-25.12 | |
17. | Подвески «Новогодние игрушки» | 28.12-15.01 | |
Основы культуры труда, самообслуживания (2ч.) |
18. | Знакомство с текстильным материалом | Анализируют предметы рукотворного мира, приводят примеры изделий, из которых они сделаны. Наблюдают связи предметов рукотворного мира с природой как источником сырья. Анализируют элементарные приемы ухода за одеждой | 18.01-22.01 | |
19. | Правила ухода за одеждой | 25.01-29.01 | |
Текстильные материалы (3ч.) |
20. | Правила выполнения шва «вперед иголку с перевивом» | Анализируют с помощью учителя предлагаемые задания: понимать поставленную цель, анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное, читать графические изображения (рисунки, схемы). Планируют с помощью учителя предстоящую практическую работу в соответствии с ее целями, задачами, особенностями выполняемого задания. Организовывают под руководством и контролем учителя свою деятельность: подготовить рабочее место, рационально разместить материалы, инструменты и приспособления, сохранять порядок на рабочем месте во время работы и убирать рабочее место по окончании работы; участвовать в коллективном обсуждении. Исследуют с помощью учителя: 1) свойства материалов: физические (цвет, фактура, форма, прозрачность), механические (влагопроницаемость), технологические (строение); 2) приемы обработки текстильных материалов (отмеривание длины нитки, закрепление конца нитки узелком, раскрой деталей по лекалу, разрезание и вырезание ножницами, продергивание бахромы, разметка через копирку; сшивание деталей из ткани, вышивание швом «вперед иголку», связывание ниток в пучок, наклеивание деталей из ткани и ниток на картонную основу), конструктивные особенности используемых инструментов (ножницы, иглы); 3) приемы работы с приспособлениями (шаблон) и инструментами (ножницы). Создают с помощью учителя мысленный образ будущего изделия с учетом поставленной конструкторско-технологической задачи и воплощать его в материале с опорой на рисунки. Соблюдают под контролем учителя приемы безопасного и рационального труда. Участвуют под руководством учителя в совместной творческой деятельности при выполнении практических работ: создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности. Осуществляют с помощью учителя самоконтроль: сравнить способ действия и его результат с эталоном с целью обнаружения отличий от эталона. | 01.02-05.02 | |
21. | Изделие «Мешочек для всякой всячины». Заготовка деталей | 08.02-12.02 | |
22. | Сбор изделия «Мешочек для всякой всячины» | 15.02-19.02 | |
Бумага (1ч.) |
23. | Мозаичная аппликация из бумаги | Моделируют с помощью учителя несложные изделия с разными конструктивными особенностями. Планируют с помощью учителя последовательность практических действий для реализации поставленной задачи. Участвуют под руководством учителя в деятельности при выполнении практических работ, практической реализации окончательного образа объекта. Осуществляют с помощью учителя самоконтроль: сравнивают способ действия и его результат с эталоном. | 22.02-26.02 | |
Пластические материалы (1ч.) |
24. | Поделка из цветной массы «Еловая веточка» | Моделируют и конструируют с помощью учителя несложные изделия с разными конструктивными особенностями. Планируют с помощью учителя последовательность практических действий для реализации поставленной задачи. Участвуют под руководством учителя в деятельности при выполнении практических работ, практической реализации окончательного образа объекта. Осуществляют с помощью учителя самоконтроль: сравнивают способ действия и его результат с эталоном. | 01.03-05.03 | |
25. | Поделка из цветной массы «Петушок». Контрольная работа за 3 четверть | 09.03-12.03 | |
Природные материалы (4ч.) |
26. | Сувениры из яичной скорлупы | Планируют с помощью учителя предстоящую практическую работу в соответствии с ее целями, задачами, особенностями выполняемого задания. Организовывают под руководством и контролем учителя свою деятельность: подготовить рабочее место, рационально разместить материалы, инструменты и приспособления, сохранять порядок на рабочем месте во время работы и убирать рабочее место по окончании работы; участвовать в коллективном обсуждении. Соблюдают под контролем учителя приемы безопасного и рационального труда. Осуществляют с помощью учителя самоконтроль: сравнить способ действия и его результат с эталоном с целью обнаружения отличий от эталона. Обобщают с помощью учителя новое знание, открытое и освоенное на уроке | 15.03-19.03 | |
27. | Композиция из семян «Коллекция насекомых» | 01.04-02.04 | |
28. | Композиция из семян «Аквариум с рыбкой» | 05.04-09.04 | |
29. | Композиция из семян «Подводный мир» | 12.04-16.04 | |
Бумага (1ч.) |
30. | Техника оригами. Динамическая модель «Птицы» | Анализируют с помощью учителя предлагаемые задания: понимать поставленную цель, анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное, читать графические изображения (рисунки, схемы). Организовывают под руководством и контролем учителя свою деятельность: подготовить рабочее место, рационально разместить материалы, инструменты и приспособления, сохранять порядок на рабочем месте во время работы и убирать рабочее место по окончании работы; участвовать в коллективном обсуждении. Создают с помощью учителя мысленный образ будущего изделия с учетом поставленной конструкторско-технологической задачи и воплощать его в материале с опорой на рисунки. Соблюдают под контролем учителя приемы безопасного и рационального труда. | 19.04-23.04 | |
Текстильные материалы (1ч) |
31. | Игрушки из ниток «Весёлый зверинец» | Планируют с помощью учителя предстоящую практическую работу в соответствии с ее целями, задачами, особенностями выполняемого задания. Участвуют под руководством учителя в совместной творческой деятельности при выполнении практических работ: создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности. | 26.04-30.04 | |
Конструирование и моделирование (3 ч) |
32. | Подготовка проекта «Весенняя регата». Итоговая контрольная работа | Моделируют и конструируют с помощью учителя несложные изделия с разными конструктивными особенностями. Планируют с помощью учителя последовательность практических действий для реализации поставленной задачи. Участвуют под руководством учителя в деятельности при выполнении практических работ, практической реализации окончательного образа объекта. Осуществляют с помощью учителя самоконтроль: сравнивают способ действия и его результат с эталоном. | 04.05-07.05 | |
33. | Защита проекта «Весенняя регата» | 11.05-14.05 | |
34. | Проект «Мои любимые игрушки» | 17.05-21.05 | |
Основы культуры труда, самообслуживания (1ч.) |
35. | Трудовая деятельность человека весной | Уважительное отношение к труду людей. Контроль и самоконтроль. Анализируют связь человека с природой и предметным миром. Планирование предстоящей практической деятельности. | 24.05-31.05 | |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР
_____________ /Мартынов С.В. /
СОГЛАСОВАНО:
руководитель ШМО учителей начальных классов
_____________ /Дегтярева Л.А./
Протокол №1
от 31.08.2020 г.