
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной государственной программы по технологии для общеобразовательных школ Н.М.Конышевой . Смоленск: Ассоциация ХХ1 век, 2013г.
Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:
Конышева Н. М. Технология. 2 класс. Учебник. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
Конышева Н. М. Технология. 2 класс. Рабочие тетради №1 и №2. –Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.
Цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности.
Задачи:
формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;
развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе.
Общая характеристика учебного предмета
В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы курс технологии играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков технологии состоит в том, что в них понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты познавательной деятельности занимают равноправное положение. Данный учебный предмет построен на основе интеграции интеллектуальной и практической деятельности.
Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально-волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития.
Учебный материал каждого года имеет системную блочно-тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям, как: практико-технологическая (предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение курса «Технология» во 2 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 34 ч (34 учебных недели).
Содержание разделов и тем учебного курса
Новые приемы работы и средства выразительности в изделиях (8ч).
Свойства материалов, их изменение и использование в работе над изделиями. Изготовление квадрата. Оригами. Композиция. Общее понятие о композиции. Ошибки при составлении композиции. Простые симметричные формы. Разметка и вырезание симметричных форм. Симметрия и асимметрия в композиции. Использование симметрии и асимметрии в изделии. Особенности свойств природных материалов и их использование в различных изделиях для создания образа. Приемы работы с различными природными материалами. Композиция из засушенных растений. Создание изделий из природных материалов на ассоциативно-образной основе («Превращения»; «Лесная скульптура»).
Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника (10ч)
Привила и приемы разметки прямоугольника от двух прямых углов. Упражнения. Что такое развертка объемного изделия. Получение и построение прямоугольной развертки. упражнения в построении прямоугольных разверток. Решение задач на мысленную трансформацию форм, расчетно-измерительных и вычислительных. Использование особенностей конструкции и оформления в изделиях для решения художественно-конструкторских задач. Изготовление изделий для встречи Нового года и Рождества (поздравительная открытка, коробочка, упаковка для подарка, фонарик, ёлочка).
Изделия по мотивам народных образцов. Обработка ткани. Изделия из ткани. (9 ч)
Особенности изготовления и использования вещей в отдельных сферах народного быта; отражение культурных традиций в бытовых изделиях. Весеннее печенье «Тетерки». Раньше из соломки – теперь из ниток. Народная глиняная игрушка. Птица-солнце из дерева и щепы. Изготовление изделий из различных материалов на основе правил и канонов народной культуры.
Разметка деталей на ткани по шаблону. Вырезание деталей из ткани. Полотняное переплетение нитей в тканях. Разметка способом продергивания нити. Выполнение бахромы. Шов «вперед иголку», вышивка швом «вперед иголку». Изготовление изделий из ткани с использованием освоенных способов работы (дорожная и декоративная игольницы, салфетка).
Декоративно-прикладные изделия различного назначения (7 ч)
Конструирование игрушек из шаровидных форм (клубков, помпонов). Способы соединения деталей; отделка изделий. Мозаика. Использование мозаики в украшении зданий; материалы для мозаики. Особенности мозаики как художественной техники. Основные правила изготовления мозаики. Технология изготовления барельефа. Сюжеты для барельефов. Переработка форм природы и окружающего мира в декоративно-художественные формы в барельефе. Изготовление декоративной пластины в технике барельефа. Декоративная ваза. Связь формы, размера, отделки вазы с букетом. Различные способы изготовления и отделки изделия. Лепка вазы из пластилина и декорирование (барельеф, мозаика, роспись). Декоративная книжка-календарь. Связь образа и конструкции книжки с назначением изделия. Изготовление записной книжки. Разметка, изготовление деталей и сборка изделия с использованием освоенных способов и приемов работы.
Тематический план
№ | Название раздела | Всего часов |
1. | Дело мастера боится | 8 |
2. | О чём рассказывают вещи. | 10 |
3. | Мастер учится у мастеров. | 9 |
4. | Природа и фантазия в изделиях мастеров | 7 |
| Итого | 34 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу второго класса обучающиеся узнают:
- что такое развёртка объёмного изделия;
- условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах развёрток;
- что такое композиция;
- что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме и конструкции предметов, каков их конструктивный и эстетический смысл;
- швы «вперёд иголку» и «через край»;
получат представление:
- о том, что вещи должны подходить окружающей обстановке и характеру и облику своего хозяина;
- о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;
- о том, что природа является источником для создания человеком образов и конструкций;
- о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики.
Смогут научиться:
- с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов; чертить простые развёртки;
- читать технический рисунок и схему с учётом условных обозначений и выполнять по ним работу;
- выполнять несложные расчёты размеров деталей изделия;
- выполнять построение квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;
- лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться специальной палочкой и стекой;
- выполнять изображения в технике барельефа;
- расписывать изделия из пластилина красками (гуашью);
- изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами;
- выполнять разметку и бахрому на ткани способом продёргивания нитей;
- выполнять разметку на ткани по шаблону; выкраивать детали из ткани;
- выполнять швы «вперёд иголку» и «через край»;
- создавать простые фронтальные и объёмные композиции в соответствии с художественно- конструкторской задачей; подбирать материалы и способы их обработки;
- анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;
- вносить изменения и дополнения в конструкцию в соответствии с поставленными условиями;
- придумывать и выполнять несложное оформление изделия в соответствии с его назначением.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные
Положительное отношение и интерес к творческой деятельности;
Осознание своих достижений в области деятельности; способность к самооценке;
Уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
Представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов;
Чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;
Установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам деятельности;
Привычка к организованности, порядку, аккуратности;
Адекватная самооценка, активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
Чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов.
Предметные
Использовать в работе приёмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертёжными, режущими, колющими;
Правильно выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др.;
На основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах осознанно их подбирать и экономно расходовать;
Работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
Изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
Понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство, эстетическая выразительность – и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности;
Творчески использовать освоенные технологии работы;
Понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи).
Метапредметные результаты – формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД
- самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
- планировать предстоящую практическую работу;
- следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках: учебнике, дидактическом материале и др.;
- руководствоваться правилами при выполнении работы;
- осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
- прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.
Познавательные УУД
- находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
- анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, рисунки), сравнивать, характеризовать;
- анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
- осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
- понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью; аргументировано защищать продукт проектной деятельности.
Коммуникативные УУД
- организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
- формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
- выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
- в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
- проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
- самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название разделов и тем | Всего часов | Дата |
Дело мастера боится(8 ч) |
-
| Вводный урок. Повторение и обобщение пройденного, ознакомление с содержанием работы на новый учебный год. | 1 | |
-
| Разметка деталей из бумаги способом сгибания. Оригами (рыбка). | 1 | |
-
| Новые формы оригами (бабочка). Композиция с фигурками оригами. | 1 | |
-
| Приемы разметки и вырезания симметричных форм с зеркальной симметрией. Орнамент. | 1 | |
-
| Симметрия и асимметрия в композиции. Картина для сказочного героя. | 1 | |
-
| Приемы разметки и вырезания форм с поворотной симметрией. Композиция с лилией. | 1 | |
-
| Композиция на плоскости из засушенных растений. Аппликация на плоскости. | 1 | |
-
| Композиция на плоскости из засушенных растений. Аппликация на плоскости. | 1 | |
О чем рассказывают вещи(10ч) |
-
| Объемно-пространственные композиции из природных материалов. Скульптуры из природных материалов. | 1 | |
-
| Построение прямоугольника от двух прямых углов. | 1 | |
-
| Развертка. Построение прямоугольных разверток. Подставка для кисти. | 1 | |
-
| Образ и конструкция открытки. Новогодняя открытка. | 1 | |
-
| Конструирование прямоугольной развертки объемного изделия. Коробка-упаковка для подарка. | 1 | |
-
| Конструирование прямоугольной развертки объемного изделия. Коробка-упаковка для подарка. | 1 | |
-
| Конструирование объемных изделий из бумаги . Фонарик -елочное украшение. | 1 | |
-
| Конструирование объемных изделий из бумаги . Фонарик -елочное украшение. | 1 | |
-
| Конструирование объемных изделий из бумаги . Елочка. | 1 | |
-
| Изделия по мотивам народных образов. Весеннее печенье «Тетерки». | 1 | |
Мастер учится у мастеров (9 ч) |
-
| Изделия по мотивам народных образов. Кукла из ниток. | 1 | |
-
| Изделия по мотивам народных образов. Игрушка – свистулька. | 1 | |
-
| Работа с тканью. Разметка и раскрой прямоугольных деталей. Дорожная игольница. | 1 | |
-
| Работа с тканью. Разметка и раскрой прямоугольных деталей. Дорожная игольница. | 1 | |
-
| Работа с тканью. Выполнение бахромы. Салфетка с бахромой. | 1 | |
-
| Шов «вперед иголку». Салфетка с бахромой . | 1 | |
-
| Шов «вперед иголку». Салфетка с бахромой . | 1 | |
-
| Работа с тканью. Разметка деталей с припуском. Декоративная игольница. | 1 | |
-
| Обтягивание тканью деталей простой формы. Шов «через край». Декоративная игольница. | 1 | |
Природа и фантазия в изделиях мастеров( 7ч) |
-
| Мозаика: технология, декоративно-художественные особенности, композиция. | 1 | |
-
| Мозаика: технология, декоративно-художественные особенности, композиция. | 1 | |
-
| Мозаика: технология, декоративно-художественные особенности, композиция. | 1 | |
-
| Барельеф. Декоративная пластина из пластилина. | 1 | |
-
| Предмет и среда: декоративная ваза как предмет интерьера. Ваза из пластилина. | 1 | |
-
| Итоговая самостоятельная работа. Книжка-календарь. | 1 | |
-
| Подведение итогов года. Итоговая выставка. | 1 | |
| Итого | 34 ч | |
Литература
1. Конышева Н. И. Программы общеобразовательных учреждений: Образовательная область «Технология»: «Художественно-конструкторская деятельность: 1-4 классы - Смоленск, издательство «Ассоциация XXI век», 2013.
2. Конышева Н. М. Технология. 2 класс. Учебник. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 г.
3. Конышева Н. М. Технология. 2 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2. –
Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014 г.
4. Конышева Н. М. Технология: Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI
век, 2013 г.
9