I Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для 3 класса разработана на основе авторской программы Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой (Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цели изучения курса «Технология» в начальной школе:
развитие социально значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка);
приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности;
расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.
Основные задачи обучения:
стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
ознакомление с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения и развития;
овладение навыками передачи, поиска, проверки, преобразования, хранения информации, использования компьютера.
В связи с тем, что выпадают праздничные дни 8.03, 1-3.05, 9-10.05 количество проведенных уроков по технологии меньше на 1 ч, но за счет уплотнения материала 31.05 программа полностью пройдена.
Объединены следующие уроки:
33 Кукла-неваляшка. Проверим себя по разделу «Мастерская кукольника».
34 Что узнали, чему научились?
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам;
проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;
испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании;
принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;
опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Уметь:
формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
выявлять и формулировать учебную проблему;
анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;
самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
Познавательные УУД
с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;
открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Коммуникативные УУД
учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.
Предметные результаты
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Знать:
о характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства;
о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).
Уметь:
узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространенные в крае ремесла;
соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой).
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Знать:
названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);
последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
основные линии чертежа (осевая и центровая);
правила безопасной работы канцелярским ножом;
косую строчку, ее варианты, их назначение;
названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
Иметь представление:
о композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме,
о традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий.
Уметь частично самостоятельно:
читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;
подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
выполнять рицовку;
оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами;
находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет),
решать доступные технологические задачи.
3. Конструирование и моделирование
Знать:
Уметь:
конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;
изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
выбирать способ соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
Знать:
названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации, основные правила безопасной работы на компьютере;
иметь общее представление о назначении клавиатуры, пользовании компьютерной мышью.
Уметь с помощью учителя:
включать и выключать компьютер;
пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания);
выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать);
работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD): активировать диск, читать информацию, выполнять предложенные задания.
III Содержание
Информационная мастерская ( 3 ч)
Инструктаж по ТБ. Вспомним и обсудим.
Знакомимся с компьютером.
Компьютер – твой помощник. Проверим себя по разделу «Информационная мастерская».
Мастерская скульптора ( 5 ч)
Как работает скульптор? Скульптуры разных времен и народов.
Статуэтки.
Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объем?
Конструируем из фольги. Проверим себя по разделу «Мастерская скульптора».
Мастерская рукодельниц ( 10 ч)
Вышивка и вышивание.
Строчка петельного стежка.
Пришивание пуговиц.
Проект «Подарок малышам "Волшебное дерево"».
История швейной машины.
Секреты швейной машины.
Футляры. Проверим себя по разделу «Мастерская рукодельниц».
Проект «Подвеска».
Мастерская инженера, конструктора, строителя, декоратора ( 11 ч)
Строительство и украшение дома.
Объем и объемные формы. Развертка.
Подарочные упаковки.
Декорирование (украшение) готовых форм.
Конструирование из сложных разверток.
Модели и конструкции.
Проект «Парад военной техники».
Наша родная армия.
Художник-декоратор. Филигрань и квилинг.
Изонить.
Художественные техники из креповой бумаги. Проверим себя по разделу «Мастерская инженера, конструктора, строителя, декоратора».
Мастерская кукольника ( 5 ч)
Что такое игрушка?
Театральные куклы. Марионетки.
Игрушка из носка.
Кукла-неваляшка. Проверим себя по разделу «Мастерская кукольника».
Что узнали, чему научились?
На уроках используются элементы регионального компонента.
IV Календарно-тематическое планирование
№ п./п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения урока |
Информационная мастерская ( 3 ч) |
1 | Инструктаж по ТБ. Вспомним и обсудим. | 1 | 7.09 |
2 | Знакомимся с компьютером. | 1 | 14.09 |
3 | Компьютер – твой помощник. Проверим себя по разделу «Информационная мастерская». | 1 | 21.09 |
Мастерская скульптора ( 5 ч) |
4 | Как работает скульптор? Скульптуры разных времен и народов. | 1 | 28.09 |
5 – 6 | Статуэтки. | 2 | 5.10 12.10 |
7 | Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объем? | 1 | 19.10 |
8 | Конструируем из фольги. Проверим себя по разделу «Мастерская скульптора» | 1 | 26.10 |
Мастерская рукодельниц ( 10 ч) |
9 | Вышивка и вышивание. | 1 | 9.11 |
10 – 11 | Строчка петельного стежка. | 2 | 16.11 23.11 |
12 | Пришивание пуговиц. | 1 | 30.11 |
13 | Проект «Подарок малышам "Волшебное дерево"». | 1 | 7.12 |
14 | История швейной машины. | 1 | 14.12 |
15 | Секреты швейной машины. | 1 | 21.12 |
16 – 17 | Футляры. Проверим себя по разделу «Мастерская рукодельниц». | 2 | 28.12 11.01 |
18 | Проект «Подвеска». | 1 | 18.01 |
Мастерская инженера, конструктора, строителя, декоратора ( 11 ч) |
19 | Строительство и украшение дома. | 1 | 25.01 |
20 | Объем и объемные формы. Развертка. | 1 | 1.02 |
21 | Подарочные упаковки. | 1 | 8.02 |
22 | Декорирование (украшение) готовых форм. | 1 | 15.02 |
23 | Конструирование из сложных разверток. | 1 | 22.02 |
24 | Модели и конструкции. | 1 | 1.03 |
25 | Проект «Парад военной техники». | 1 | 15.03 |
26 | Наша родная армия. | 1 | 22.03 |
27 | Художник-декоратор. Филигрань и квилинг. | 1 | 5.04 |
28 | Изонить. | 1 | 12.04 |
29 | Художественные техники из креповой бумаги. Проверим себя по разделу «Мастерская инженера, конструктора, строителя, декоратора». | 1 | 19.04 |
Мастерская кукольника ( 5 ч) |
30 | Что такое игрушка? РК | 1 | 26.04 |
31 | Театральные куклы. Марионетки. | 1 | 17.05 |
32 | Игрушка из носка. | 1 | 24.05 |
33 – 34 | Кукла-неваляшка. Проверим себя по разделу «Мастерская кукольника». Что узнали, чему научились? | 1 | 31.05 |
9