1. Планируемые результаты учебного курса «Технология».
а) Личностные
Обучающийся научится:
– отзывчиво относиться к одноклассникам и проявлять готовность оказать им посильную помощь;
– проявлять интерес к историческим традициям России и своего края;
– испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании;
– принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
– опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
б) Метапредметные:
Регулятивные
Обучающийся будет уметь:
– формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
– выявлять и формулировать учебную проблему;
– анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;
– самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
– в коллективе разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
– осуществлять текущий контроль и точность выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания, проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
– выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
Познавательные
Обучающийся научится с помощью учителя:
– искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
– открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
– преобразовывать информацию (представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах). Коммуникативные УУД Учащийся научится с помощью учителя:
– высказывать свою точку зрения и её обосновывать;
– слушать других, принимать другую точку зрения;
– сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
– уважительно относиться к позиции другого человека, договариваться с ним.
Предметные
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
Обучающийся будет знать:
– характерные особенности изученных видов декоративно-прикладного искусства;
– профессии мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).
Обучающийся будет уметь:
– узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространённые в крае ремёсла;
– соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой).
2.Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности.
Обучающийся будет знать:
– названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);
– последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью чертёжных инструментов;
– линии чертежа (осевая и центровая);
– правила безопасной работы канцелярским ножом;
– косую строчку, её варианты, назначение;
– несколько названий видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
Обучающийся будет иметь общее представление о:
– композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объёме;
– традициях декоративно-прикладного искусства в изделиях.
Обучающийся будет уметь (с помощью учителя):
– читать простейший чертёж (эскиз) развёрток;
– выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов с опорой на чертёж (эскиз);
– подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий;
– выполнять рицовку;
– оформлять изделия и соединять детали строчкой косого стежка и её вариантами;
– находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
– решать доступные технологические задачи.
3.Конструирование и моделирование.
Обучающийся будет знать:
– простейшие способы достижения прочности конструкций.
Обучающийся будет уметь:
– конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;
– изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
– выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.
4.Практика работы на компьютере.
Обучающийся будет знать:
– названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
– основные правила безопасной работы на компьютере.
Обучающийся будет иметь общее представление о:
– назначении клавиатуры, приёмах пользования мышью. Учащийся будет уметь (с помощью учителя):
– включать и выключать компьютер;
– пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предложенного задания);
– выполнять простейшие операции над готовыми файлами и папками (открывать, читать);
– работать с ЭОР (электронными образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD, DVD, флэш-карте): активация диска, чтение информации, выполнение предложенных заданий, сохранение информации и изъятие диска из компьютера.
2.Содержание учебного предмета «Технология»
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание. Значение трудовой деятельности в жизни человека — труд как способ самовыражения человека. Элементарные общие правила создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия, композиция); гармония предметов и окружающей среды (городской и сельский ландшафты). Разнообразные предметы рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектура и техника). Природа — источник сырья. Природное сырьё, природные материалы. Мастера и их профессии. Традиции творчества мастера в создании предметной среды в прежние времена и сегодня (общее представление).Развёрнутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы. Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы). Введение в проектную деятельность, доступные простые проекты, выполняемые с помощью учителя (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение, защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, оформление праздников. Работа в малых группах. Осуществление сотрудничества. Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертёжных инструментов). Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока, организация рабочего места, поддержание порядка во время работы, уборка.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Материалы натурального происхождения: природные (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки (пряжа). Трикотаж, нетканые материалы (флизелин). Строение тканей, трикотажа, нетканых материалов. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), её свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам. Чертёжные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Лекало. Функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы и обращения с колющими и режущими инструментами. Технологические операции, их обобщённые названия: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка. Элементарное представление о простейшем чертеже. Линии чертежа (контурная и надреза, выносная и размерная, осевая, центровая и симметрии). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертёж. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертёжных инструментов. Деление окружности и круга на части с помощью циркуля, складыванием. Сборка изделия: шарнирное, ниточное соединение деталей. Отделка оклеиванием основы тканью, аппликацией, ручными строчками. Пришивание бусин.
3. Конструирование. Конструирование из готовых форм. Получение объёмных форм сгибанием. Разборные и неразборные конструкции. Подвижное и неподвижное соединение деталей изделия. Шарнирное соединение деталей. Способы сборки разборных конструкций (на оси). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия. Транспортные средства, используемые в трёх стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделий из разных материалов, транспортных средств по модели, из готовых развёрток. Биговка.
4. Использование информационных технологий. Демонстрация учителем с привлечением учащихся готовых материалов на цифровых носителях (СD) по изучаемым темам.
«Технология» как учебный предмет является комплексным и интегративным. В содержательном плане он предполагает следующие взаимосвязи с основными предметами начальной школы:
- с изобразительным искусством – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна;
- с математикой – моделирование, выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными числами;
- с окружающим миром – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем;
- с русским языком – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности; повествование о ходе действий и построении плана деятельности;
- с литературным чтением – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, извлечение предметной информации из деловых статей и текстов.
4. Тематическое планирование учебного предмета «Технология»
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Наши проекты |
1 | Информационная мастерская | 3 | |
2 | Мастерская скульптора | 6 | |
3 | Мастерская рукодельниц | 8 | 1.Подарок малышам «Волшебное дерево» 2. Подвеска. |
4 | Мастерская инженера, конструктора, строителя, декоратора | 11 | 3.Парад военной техники |
5 | Мастерская кукольника | 6 | |
| Всего часов | 34 | 3 |
Приложение №1
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Технология» 3 класс
№ п/п | Дата | Тема раздела, урока |
план | факт | кор- рекция |
Информационная мастерская |
1 | 05.09 | | | Вспомним и обсудим! (Учебник, с. 6—9. Рабочая тетрадь, с. 3) |
2 | 12.09 | | | Знакомимся с компьютером (Учебник, с. 10—13. Рабочая тетрадь, с. 7) |
3 | 19.09 | | | Компьютер — твой помощник (Учебник, с. 14—20. Рабочая тетрадь, с. 9) |
Мастерская скульптора |
4 | 26.09 | | | Как работает скульптор? (Учебник, с. 21—23. РТ, с. 10,15) |
5 | 03.10 | | | Скульптуры разных времён и народов (Учебник, с. 24—25. РТ, с. 10,15) |
6 | 10.10 | | | Статуэтки (Учебник, с. 26—31. Рабочая тетрадь, с. 19) |
7 | 17.10 | | | Рельеф и его виды. (Учеб., с. 32—33. РТ, с. 23) |
8 | 24.10 | | | Как придать поверхности фактуру и объём? (Учеб., С.34-35. РТ, с. 23) |
9 | 07.11 | | | Конструируем из фольги (Учебник, с. 36-40. Рабочая тетрадь, с. 28) |
Мастерская рукодельниц |
10 | 14.11 | | | Вышивка и вышивание. (Учебник, с. 41-45. Рабочая тетрадь, с. 33) |
11 | 21.11 | | | Строчка петельного стежка (Учебник, с. 46-47. Рабочая тетрадь, с. 37) |
12 | 28.11 | | | Пришивание пуговиц (Учебник, с. 48—51. Рабочая тетрадь, с. 41) |
13 | 05.12 | | | Наши проекты. Подарок малышам «Волшебное дерево» (Уч., с. 52-53. РТ с. 43) |
14 | 12.12 | | | История швейной машины (Учебник, с. 54-57. Рабочая тетрадь, с. 47) |
15 | 19.12 | | | Секреты швейной машины (Учебник, с. 58-59) |
16 | 16.01 | | | Футляры (Учебник, с. 60-63. Рабочая тетрадь, с. 50) |
17 | 23.01 | | | Наши проекты. Подвеска. (Учебник, с. 64-66. . Рабочая тетрадь, c. 53) |
Мастерская инженера, конструктора, строителя, декоратора |
18 | 30.01 | | | Строительство и украшение дома (Учебник, с. 68—71. РТ, с. 57) |
19 | 06.02 | | | Объём и объёмные формы. Развёртка (Учебник, с. 72-75. РТ, с. 60) |
20 | 13.02 | | | Подарочные упаковки (Учебник, с. 76-79. Рабочая тетрадь, с. 63) |
21 | 20.02 | | | Декорирование (украшение) готовых форм (Уч., с. 80-81. РТ, с. 65) |
22 | 27.02 | | | Конструирование из сложных развёрток (Учебник, с. 82-83. РТ, с. 67) |
23 | 05.03 | | | Модели и конструкции (Учебник, с. 84-87. Рабочая тетрадь, с. 69) |
24 | 12.03 | | | Наши проекты. Парад военной техники (Учебник, с. 88-89) |
25 | 19.03 | | | Наша родная армия (Учебник, с. 90-93. Рабочая тетрадь, с. 71) |
26 | 02.04 | | | Художник-декоратор. Филигрань и квиллинг (Уч., с. 94-99. РТ, с. 73) |
27 | 09.04 | | | Художественные техники из креповой бумаги (Уч., с. 100—102. РТ, с. 79) |
Мастерская кукольника |
28 | 16.04 | | | Что такое игрушка? (Учебник, с. 103—107. Рабочая тетрадь, с. 85) |
29 | 23.04 | | | Театральные куклы. Марионетки (Уч., с. 108—111. РТ, c. 87) |
30 | 30.04 | | | Игрушка из носка (Учебник, с. 112—113. Рабочая тетрадь, с. 89) |
31 | 07.05 | | | Кукла-неваляшка (Учебник, с. 114—117. Рабочая тетрадь, с. 91) |
32 33 34 | 14.05 21.05 28.05 | | | Защита проектов |
Приложение №2
Оценочный материал
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ТЕХНОЛОГИИ
ученика(цы) 2 _ класса _________________________ «____»_______________
1.Назови материалы, применяемые на уроках технологии: ___________ _______________________________________________________________
2.Перечисли необходимые инструменты и приспособления для работы над этими изделиями.
_________________ ______________________ __________________
_________________ ______________________ __________________
3. Отгадай загадки:
Маленького роста я,
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу,( ______________________ )
На пальце одном
Ведёрко вверх дном. (_____________________)
Два конца, два кольца,
Посередине гвоздик. ( ______________________)
Для работы с каким материалом необходимы эти инструменты и приспособления? _____________________________________________________________
4. Нарисуй способы пришивания пуговицы с четырьмя отверстиями.
5. Посмотри на фотографии. Определи порядок выполнения изделия. Расставь цифры от 1 до 3 так, чтобы получился картинный план работы.
6. Оцени свою работу:
Проверил – заместитель директора школы по УВР _________ Рываева Л.В.
Приложение №1
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Технология»
№ п/п | Дата | Тема раздела, урока |
план | факт | кор- рекция |
1 | 04.09 | | | Вспомним и обсудим! |
2 | 11.09 | | | Знакомимся с компьютером |
3 | 18.09 | | | Компьютер — твой помощник |
4 | 25.09 | | | Как работает скульптор? |
5 | 02.10 | | | Скульптуры разных времён и народов |
6 | 09.10 | | | Статуэтки |
7 | 16.10 | | | Рельеф и его виды. |
8 | 23.10 | | | Как придать поверхности фактуру и объём? |
9 | 13.11 | | | Конструируем из фольги |
10 | 20.11 | | | Вышивка и вышивание. |
11 | 27.11 | | | Строчка петельного стежка |
12 | 04.12 | | | Пришивание пуговиц |
13 | 11.12 | | | Наши проекты. Подарок малышам «Волшебное дерево» |
14 | 18.12 | | | История швейной машины |
15 | 25.12 | | | Секреты швейной машины |
16 | 15.01 | | | Футляры |
17 | 22.01 | | | Наши проекты. Подвеска. |
18 | 29.01 | | | Строительство и украшение дома |
19 | 05.02 | | | Объём и объёмные формы. Развёртка |
20 | 12.02 | | | Подарочные упаковки |
21 | 19.02 | | | Декорирование (украшение) готовых форм |
22 | 26.02 | | | Конструирование из сложных развёрток |
23 | 05.03 | | | Модели и конструкции |
24 | 12.03 | | | Наши проекты. Парад военной техники |
25 | 19.03 | | | Наша родная армия |
26 | 02.04 | | | Художник-декоратор. Филигрань и квиллинг |
27 | 09.04 | | | Изонить |
28 | 16.04 | | | Художественные техники из креповой бумаги |
29 | 23.04 | | | Что такое игрушка |
30 | 30.04 | | | Театральные куклы. Марионетки |
31 | 07.05 | | | Игрушка из носка |
32 | 14.05 | | | Кукла-неваляшка |
33-34 | 21.05 28.05 | | | Защита проектов |