ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования на основе примерной программы по технологии и программы по технологии Роговцева Н.И., Анащенкова С.В.. «Технология: Рабочие программы: 1-4 классы (из сборника рабочих программ «Школа России» М.: «Просвещение», 2011г. К учебнику Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. 3 класс. М.: «Просвещение», 2013г.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной деятельности
Цели изучения технологии в начальной школе:
Приобретение личного опыта как основы обучения и познания
Приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе владения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью
формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Общая характеристика курса
Теоретической основой данной программы являются:
- Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).
- Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Основные задачи курса:
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
- формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
- формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
- развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;
- формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
- обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
- формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
- формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;
- формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
- формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;
- формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Названные особенности программы отражены в ее структуре. Содержание основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В программе как особые элементы содержания обучения технологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.
Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает:
знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами работы) разметки, раскроя, сборки, отделки;
первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;
знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия);
осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;
проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);
использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной деятельности;
знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;
изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа: именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».
В «Технологии» естественным путем интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический -справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовно-нравственного развития детей. Рассмотрение в рамках программы «Технология» проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека-созидателя материальных ценностей и творца среды обитания в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Циклограмма тематического контроля
Четверть | Раздел | Практические работы | Проекты |
1 | Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. | | Проект «Детская площадка» |
Человек и земля | Практическая работа «Коллекция тканей» | |
2 | | Практическая работа «Кроссворд «Ателье мод» | |
| Практическая работа Тест «Кухонные принадлежности» | |
| Практическая работа: «Таблица «Стоимость завтрака» | |
3 | Человек и вода | Практическая работа: «Мягкая игрушка» | Проект «Океанариум» |
| Практическая работа: «Человек и вода» | |
4 | Человек и воздух | Практическая работа: «Тест «Условные обозначения техники оригами» | |
| Практическая работа: «Человек и воздух» | |
Человек и информация | | |
ИТОГО | 8 | 2 |
Информационно-методическое обеспечение
№ п/п | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | Анащенкова С.В. | Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы | 2011 | Москва «Просвещение» |
2 | Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова, Н.В.Добромыслова | Технология. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений | 2013 | Москва «Просвещение» |
3 | Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова, И.П.Фрейтаг | Уроки технологии: 3 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений | 2013 | Москва «Просвещение» |
4 | Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова, И.П.Фрейтаг | Электронное приложение к учебнику «Технология»: 3 класс учебник для общеобразовательных учреждений Н.И. Роговцева и др. | 2011 | Москва «Просвещение» |
Календарно- тематическое планирование по технологии 3 класс (34 ч)
№ п\п | Тема | Дата |
| | |
Вводный урок по курсу технология 1ч |
1 | Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. Путешествуем по городу. | |
Человек и земля (21 ч) |
2 | Архитектура. Изделие: «Дом». | |
3 | Городские постройки Изделие: «Телебашня» | |
4 | Парк Композиция из природных материалов. | |
5 | Проект «Детская площадка». | |
6 | Проект „Детская площадка“. | |
7 | Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. Изделие: «Строчка стебельчатых стежков». | |
8 | Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. «Украшение платочка монограммой». Изделие: петельный шов, украшение фартука. | |
9 | Изготовление тканей. Технологический прочес производства тканей. Изделие: гобелен. | |
10 | Вязание Изделие: воздушные петли. | |
11 | Одежда для карнавала. Изделие: кавалер, дама. | |
12 | Бисероплетение Изделие: браслетик «Цветочки». | |
13 | Кафе «Кулинарная сказка». Изделие: весы. | |
14 | Фруктовый завтрак. Изделие: фруктовый завтрак. | |
15 | Работа с тканью. Колпачок для яиц Изделие: колпачок-цыпленок. | |
16 | Кулинария Изделие: бутерброды или «Радуга на шпажке» (в зависимости от выбора учащихся). | |
17 | Сервировка стола. Салфетница Изделие: салфетница. | |
18 | Магазин подарков. Работа с пластичными материалами (тестопластика). Лепка. Изделие: брелок для ключей. | |
19 | Работа с природными материалами. Золотистая соломка Изделие: золотистая соломка. | |
20 | Работа с бумагой и картоном. Упаковка подарков Изделие: упаковка подарков. | |
21 | Автомастерская. Работа с картоном. Конструирование Изделие: фургон Мороженое | |
22 | Работа с металлическим конструктором Изделие: грузовик, автомобиль. | |
Раздел 2 Человек и вода 4 часа |
23 | Мосты. Работа с различными материалами. Конструирование Изделие: мост. | |
24 | Водный транспорт. Работа с бумагой. «Проект „Водный транспорт“, „Яхта“». | |
25 | Океанариум. Работа с текстильными материалами. Шитьё Изделие: осьминоги и рыбки. | |
26 | Фонтаны. Работа с пластичными материалами. Пластилин. Изделие: фонтан. | |
Раздел 3 Человек и воздух 3 часа |
27 | Зоопарк. Работа с бумагой. Складывание. Оригами Изделие: птицы. | |
28 | Вертолётная площадка. Работа с бумагой и картоном. Изделие: вертолёт «Муха». | |
29 | Работа с бумагой. Папьемаше Изделие: воздушный шар. | |
Раздел 4 Человек и информация 5 часов |
30 | Кукольный театр. Работа с тканью. Шитьё Изделие: проект «Кукольный театр». | |
31 | Работа с различными материалами. Конструирование и моделирование Изделие: сцена и занавес. | |
32 | Переплётная мастерская Изделие: переплётные работы. | |
33 | Почта «Заполняем бланк». | |
34 | Афиша. Интернет. Работа на компьютере Подведение итогов. Изделие: «Афиша» | |