СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация на рабочую программу

"Технология" для 10-11 классов

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для 10-11 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования на основе Примерной программы основного общего образования по технологии, рекомендованной письмом Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. № 03-1263, авторской программы «Технология. 10-11» под редакцией Симоненко В.Д. 2013 г.

В соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком МБОУ СОШ №2 на 2016-2018 учебный год программа рассчитана на 1 час в неделю в параллели 10-11 классов, итого 64 часа, 4 резерв.

Изменений в программе по сравнению с авторской нет.

Рабочая учебная программа включает в себя  следующие разделы: пояснительную записку, тематическое распределение количества часов, основное содержание обучения, требования к подготовки к учащимся, список рекомендуемой учебно-методической литературы, средства обучения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Образовательная область "Технология" - составная часть содержания среднего образования, обеспечивающая учащимся необходимый круг технико-технологических понятий, знаний и умений для полноценного самоопределения и адаптации к современным условиям.

В программе нашли отражение современные требования к уровню подготовки обучающихся в технологическом образова­нии, которые предполагают переход от простой суммы зна­ний к интегративным результатам, включающим межпред­метные связи. Обучение ставит своей целью не просто пере­дачу обучюащимся некоего запаса знаний, но и формирование мотивированной к самообразованию личности, обладающей навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и ис­пользованию информации.

Настоящая программа и поурочно-тематический план от­ражают актуальные подходы к образовательному процессу — компетентностный, личностно ориентированный и деятельностный. В процессе обучения у старшеклассников должно быть сформировано умение осознавать и формулировать свои взгляды и мнения. Особое место отводится решению проблемы подготовки учащихся к профессиональному само­определению, трудовой деятельности в условиях рыночной экономики.

В соответствии с требованиями стандарта образования программа ориентирует учителя на воспитание у школьни­ков гражданской позиции, развитие духовно-нравственного начала, национального самосознания, патриотизма. В про­грамме отражены тенденции времени: освещаются вопросы рыночной экономики, пропагандируются такие социально значимые качества личности, как предприимчивость, деловитость и ответственность, важность познавательной дея­тельности как необходимого элемента будущего профессионального труда.

Обучение направлено на формирование умения самостоятельно действовать и принимать решения, защищать свою позицию, планировать и осуществлять личные планы, находить нужную информацию, используя различные ис­точники (справочную литературу, интернет-ресурсы, СМИ, научные тексты, таблицы, графики, диаграммы, символы), осмысливать полученные сведения и использовать их на практике.

В целом программа направлена на освоение учащимися социально-трудовой, ценностно-смысловой, личностно-развивающей, коммуникативной и культурно-эстетической ком­петенций. Система учебных занятий планируется с учётом возрастной специфики старших классов.

Изучение технологии на базовом уровне направленно на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;

  • освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;

  • овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;

  • воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;

  • формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

  • профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

учебного предмета «Технология»

Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.

С учётом общих требований федерального государственно­го образовательного стандарта второго поколения изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:

  • развитие инновационной творческой деятельности обучаю­щихся в процессе решения прикладных учебных задач;

  • активное использование знаний, полученных при изуче­нии других учебных предметов, и сформированных универ­сальных учебных действий;

  • совершенствование умений осуществлять учебно-исследо­вательскую и проектную деятельность;

  • формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;

  • формирование способности придавать экологическую на­правленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.

На основе данной программы, в образовательном учреждении допускается построение комбинированной программы при различном сочетании разделов и тем с сохранением объема времени, отводимого на их изучение.

Содержание программы предусматривает освоение материала, последующим сквозным образовательным линиям:

  • культура, эргономика и эстетика труда;

  • получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;

  • знакомство с миром профессий, выбор обучающимисяжизненных, профессиональных планов;

  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

  • творческая, проектно-исследовательская деятельность;

  • технологическая культура производства;

  • история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;

  • распространённые технологии современного производства;

  • способы решения творческих задач.

Базовыми для предмета «Технология»в 10-11 классах являются разделы:

«Технологии в современном мире»;

«Методы решения творческих задач»;

«Технология проектирования изделий»;

«Профессиональное самоопределение и карьера».

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. В качестве приоритетных методов обучения используются упражнения, учебно-практические работы, деловые игры, метод проектирования, контроль и самоконтроль. Изучение материала программы, связанного с практическими работами, предваряется необходимым минимумом теоретических сведений.

Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.

В основу курса технологии в 10-11 классах положены такие принципы, как:

  1. научности – изучение техники и технологии должно вестись на строго научной основе, чтобы обучающимся давались научно достоверные, проверенные практикой знания. Для изучения надо отбирать новейшие достижения науки и техники, передовые методические технологии;

  2. связи теории с практикой обучения – при изучении теоритического материала необходимо сохранять его систему и логику. При выполнении трудовых действий опираться на знания и руководствоваться ними;

  3. систематичности и последовательности – сообщение учебного материала в строгой последовательности, когда получаемые знания опираются на ранее полученные;

  4. сознательности и активности – организация обучения, чтобы школьники могли сознательно и активно овладевать знаниями и методами применения их на практике, чтобы у них развивалась творческая инициативность и самостоятельность в мышлении, труде, речи и формировалось научное мировоззрение;

  5. наглядности – опора на занятиях на чувственно-практический опыт школьников;

  6. воспитание в обучении – строгое выполнение обучающимися требований культуры труда, норм времени, взаимных обязательств в коллективе и т. д.

  7. дидактической спирали - вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение: от простого к сложному;

  8. развивающего обучения - активизация мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.

  9. учёта индивидуальных особенностей учащихся - ориентация обучения и воспитания на развитие природных задатков, творческого мышления;

  10. сохранения здоровья учащихся - применение здравоохранительных технологий на всех этапах обучения.

Процесс обучения предмету «Технология» основывается на следующих принципах:

1. принцип личностных приоритетов (ориентация на личность школьника).

2. принцип доступности (ориентация на имеющиеся знания и умения обучающихся).

3. принцип необходимости (изучаемый в конкретных условиях учебный материал должен быть необходим для решения задач последовательного развития учащихся).

Реализация процесса обученияпредмету «Технология» должна удовлетворять следующим требованиям:

- соответствие (процесс обучения должен проходить в соответствии с требованиями нормативной и учебно-методической документации);

- функциональность (процесс обучения должен выполнять требуемые функции);

- действенность (процесс обучения должен быть технологичен, проблемные места идентифицированы и постоянно контролируемы, а также осуществление мер по улучшению организации процесса);

- эффективность (организация процесса обучения должна способствовать достижению результатов с установленными или ожидаемыми свойствами)


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Программа по технологии для 10-11 классов разработана для базового (универсального) уровня обуче­ния по 1 часу в неделю всего 64 часа за 2 года. Программа составлена с учётом федерального компо­нента государственного стандарта среднего (полного) обще­го образования по технологии и требований к уровню подго­товки выпускников средней школы.

Содержание программы сохраняет преемственность по отношению к основным программам образовательной области «Технология» для основной школы, в частности к авторской общеобразовательной программе под редакцией В.Д. Симоненко (2010 г.).

Программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в основной школе.

Программа по технологии для базового уровня обучения может реализовываться в учебных заведениях с базовым уровнем подготовки или с нетехнологическими профилями подготовки.

Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе на базовом уровне является:

  • продолжение формирования культуры труда школьника;

  • развитие системы технологических знаний и трудовых умений;

  • воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности;

  • уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.

Источники составления программы.

  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования, М.: Просвещение, 2011 год (стандарты второго поколения);

  2. Программасредних общеобразовательных учреждений. Технология 5-11 классы, М.: Просвещение, 2000 год;

  3. Авторская общеобразовательная программа под редакцией В.Д. Симоненко (2010 г.).

Программа предполагает двухлетнее обуче­ние (в 10-11 классах) в объёме 68 часов, из расчёта 34 часов в год в 10 классе и 34 часа в 11 классе, по1 часу в неделю.

Данное количество часов, содержание предмета полностью соответствует варианту авторской программы по технологиипод редакцией В. Д. Симоненко, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.

С учётом общих требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:

  • развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения творческих задач;

  • активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;

  • совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;

  • формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;

  • формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методы и формы обучения:

Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках технологии целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения:

  • перспективные (словесные, наглядные, практические);

  • логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником;

  • гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Проектное задание);

  • кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью;

  • контроля и самоконтроля (устный, письменный);

  • Стимулирования и мотивации;

  • Самостоятельной учебной деятельности;

  • Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учеником;

  • Групповая формаобеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся;

  • Индивидуальная работав наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

Формы контроля

  • Текущий контроль проводится систематически на каждом уроке и позволяет выявить степень усвоения изученного учебного материала. Он проводится в форме индивидуального и фронтального опроса, работы по карточкам. Большое внимание уделяется практическим работам.

  • Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения творческой работы;

  • Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме тестирования, творческой работы.

Виды контроля:

самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания – главная составляющая учебного процесса.

Учебно-тематический план 10-11 класс



10 класс

2

Технология в современном мире

16 часов


3

Технология проектной деятельности

16часов


4

11 класс

5

Технология в современном мире -

16часов


6

Технология проектной деятельности -

16 часов


7

Резерв

4 часа




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Глава 1. Технологии в современном мире.

Тема 1. Технологии как часть общечеловеческой культуры.

Основные теоретические сведения:

Технологическая культура.

Понятие «Технология».

Технологические уклады.

Связь технологии с наукой, техникой и производством.

Практические работы:

Подготовка доклада об интере­сующем открытии (известном учёном, изобретателе) в об­ласти науки и техники.

Тема 2.Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества.

Основные теоретические сведения:

Энергетика и энергоресурсы.

Промышленные технологии и транспорт.

Сельское хозяйство в системе природопользования.

Практические работы:

Посадка деревьев и кустарников возле школы. Оценка запылённости воздуха. Определение наличия нитратов и нитритов в пищевых продуктах. В техногенном мире.

Тема 3. Природоохранные технологии.

Основные теоретические сведения:

Применение экологически чистых и безотходных производств.

Использование альтернативных источников энергии.

Экологическое сознание и экологическая мораль


Практические работы:

Оценка качества пресной воды. Уборка мусора около школы. Выявление мероприятий по охране окружающей сре­ды на действующем промышленном предприятии.

Тема 4. Перспективныенаправления развития современных технологий.

Основные теоретические сведения:

От резца до лазера.

Современные электротехнологии.

Лучевые технологии. Ультразвуковые технологии.

Плазменная обработка.

Технология послойногопрототипирования.

Нанотехнологии. Новые принципы организации современного производства.

Автоматизация технологических процессов.

Практические работы:

Посещение промышленного пред­приятия (ознакомление с современными технологиями в про­мышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания).

Глава 2. Методы решения творческих задач.

Тема 5. Понятие творчества.

Основные теоретические сведения

Понятие творчества.

Понятие «твор­ческий процесс».

Защита интеллектуальной собственности.

Логические и эвристические (интуитивные) пути решения творческих задач, их особенности и области применения.

Практические работы:

Упражнения на развитие мышле­ния: решение нестандартных задач.

Тема 6. Как ускорить процесс решения творческих задач.

Основные теоретические сведения:

Прямая мозговая атака (мозговой штурм).

Обратная мозговая атака.

Метод контрольных вопросов. Синектика.

Практические работы:

Конкурс «Генераторы идей».

Ре­шение задач методом синектики.

Тема 7. Как найти оптимальный вариант.

Основные теоретические сведения:

Морфологиче­ский анализ (морфологическая матрица).

Функционально-стоимостный анализ (ФСА)

Практические работы:

Разработка новой конструкции входной двери с помощью эвристических методов решения задач.

Тема 8. Эвристические методы, основанные на ассоциации.

Основные теоретические сведения:

Методы фокальных объ­ектов.

Метод гирлянд случайностей и ассоциаций.

Практические работы:

Игра «Ассоциативная це­почка шагов».

Глава 3. Технология проектирования изделий.

Тема 9. Особенности современного проектирования.

Основные теоретические сведения:

Законы художественного конструирования.

Экспертиза и оценка изделия.

Практические работы:

Экспертиза ученического рабочего места и составление письменного заключения.

Решение тестов на определение наличия качеств проектировщика.

Тема 10. Алгоритм дизайна.

Основные теоретические сведения:

Банк идей.

Дизайн отвечает потребностям.

Практические работы:

Создание банка идей и предло­жений. Оценка объектов на основе их потребительских качеств (по выбору школьников).

Тема 11. Мысленное построение нового изделия.

Основные теоретические сведения:

Мечта и реальность.

Научный подход в проектировании изделий.

Приступим к материализации проекта.

Практические работы:

Выдвижение идей усовершенствования своего про­ектного изделия. Выбор наиболее удачного варианта с использованием метода морфологического анализа.

Глава 4. Профессиональное самоопределение и карьера.

Тема 12. Понятие профессиональной деятельности, структураи организация производства.

Основные теоретические сведения:

Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности.

Нормирование и оплата труда.

Практические работы:

Определение целей и задач своей будущей профессиональной деятельности.

Определение вида оплаты труда для работников определённых профессий.

Тема13 . Культура труда и профессиональная этика.

Основные теоретические сведения:

Понятие «культура труда».

Профессиональная этика.

Практические работы:

Анализ своего учебного дня и предложения по его реорганизации, повышающие эффективность учёбы. Обоснование смысла и со­держания этических норм своей будущей профессиональной деятельности.

Тема 14. Профессиональное становление личности.

Основные теоретические сведения:

Этапы и результаты профессиональ­ного становления личности.

Профессиональная карьера.

Практические работы:

Определение целей, задач и ос­новных этапов своей будущей профессиональной деятельно­сти. Составление плана своей будущей профессиональной карьеры.

Тема 15. Подготовка к профессиональной деятельности.

Основные теоретические сведения:

Рынок труда и профессий.

Виды профессионального образования.

Профессиональное резюме.

Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства.

Практические работы:

Изучение регионального рынка труда. Изучение содержания трудовых действий, уровня образования, заработной платы, мотивации, удовлетворённо­сти трудом работников различных профессий.

Составление автобиографии и профессионального резюме.

Тема 16. Планирование профессиональной карьеры.

Основные теоретические сведения:

Определение жизненных це­лей и задач. Составление плана действий по достижению на­меченных целей. Выявление интересов, способностей, про­фессионально важных качеств. Обоснование выбора специ­альности и выбора учебного заведения.

Практические работы:

Выполнение проекта «Мои жиз­ненные планы и профессиональная карьера».



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Учебная литература

  1. Технология : базовый уровень : 10-11классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под редакцией В.Д. Симоненко. –М. :Вентана-Граф», 2013.

  2. . материалы на электронных носителях и Интернет-ресурсы:

  3. // www.rosmisel.ru Игры и задачи на развитие творческого мышления

  4. //www.designacademy.ru Академия школы дизайна

  5. // www.sostav.ru Интернет- портал, посвященный рекламе, маркетингу

  6. http://fcior.edu.ru/card/25185/ohrana-truda-osnovnye-polozheniya-i-prava-rabotnikov.html - основные положения и права работников

  7. http://fcior.edu.ru/card/17925/bezbumazhnye-tehnologii-na-atp.html - безбумажные технологии

  8. http://fcior.edu.ru/card/29576/klassifikaciya-i-osnovnye-komponenty-sovremennyh-informacionnyh-tehnologiy.html - классификация современных технологий


СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся

  1. Персональный компьютер

  2. Мультимедийный проектор

  3. Принтер

  4. Колонки

  5. Мультимедийные презентации


ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов. Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы. Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится …». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития). Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться…». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.

10