Рабочая программа
Наименование учебного предмета: Технология
Класс: 3 «В»
Учитель, квалификация, педагогический стаж: Тлеуж Сулима Султановна, учитель начальных классов, стаж – 6 лет
Учебный год: 2018-2019
Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в год;
в неделю 1 час.
Рабочая программа по технологии 1-4 класса составлена по авторской программе Н.И. Роговцевой
Учебник: Технология 3 класс. (И. Роговцева, Н.В.Богданова, Н.В. Добромыслова) Москва, «Просвещение», 2015г.
Рабочую программу составила: Тлеуж С.С.
(подпись и расшифровка подписи)
Населенный пункт: аул Тахтамукай
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии разработана на основе ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования на основе примерной программы по технологии и программы по технологии Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. «Технология: Рабочие программы: 1-4 классы (из сборника рабочих программ «Школа России» М.: «Просвещение», 2011г. К учебнику Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. 3 класс. М.: «Просвещение», 2015г.
Нормативно - правовые основания формирования рабочей программы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12. 2012 года № 273-ФЗ.
2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2№2821-10), «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования».
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 576 от 08.06.2015 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015-2016 учебный год».
6. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1015 от 30.08.13 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
7. Закон РА от 27.12.2013 г. № 264 «Об образовании в Республике Адыгея».
8. Письмо МО и Н РА от 27.02.2012 года № 859 «О новой редакции учебных (образовательных) планов государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Республики Адыгея, реализующих основную общеобразовательную программу начального общего образования, при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования».
9. Письмо МО и Н РА от 04.07.2011 г. № 3378 «О примерных учебных (образовательных) планах и рекомендациях государственным и муниципальным общеобразовательным учреждениям Республики Адыгея, реализующим основную образовательную программу начального общего образования по формированию учебных (образовательных) планов при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования».
А, также, на основании:
- Учебного плана МБОУ «СШ №1 им. Героя России Мезоха В.Ч.» а.Тахтамукай на 2018-2019 учебный год;
- ООП НОО МБОУ «СШ №1 им. Героя России Мезоха В.Ч» а.Тахтамукай;
Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
2. Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
3. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.
4. Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и
организационных задач.
5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно - познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Содержание тем учебного предмета, курса
Введение (1 ч)
Элементы содержания темы.
Особенности содержания учебника для 3 класса. Планирование изготовления изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты. Критерии опенки качества изготовления изделий. Маршрут экскурсии по городу. Деятельность человека в культурно-исторической среде, в инфраструктуре современного города. Профессиональная деятельность человека в городской среде.
Понятия: городская инфраструктура, маршрутная карта, хаотичный, экскурсия, экскурсовод
Тема 1. Человек и Земля ( час)
Элементы содержания темы.
Основы черчения. Выполнение чертежа и масштабирование при изготовлении изделия. Правила безопасной работы ножом. Объёмная модель дома. Самостоятельное оформление изделия по эскизу.
Профессии: архитектор, инженер-строитель, прораб.
Понятия: архитектура, каркас, чертёж, масштаб, эскиз, технический рисунок, развёртка, линии чертежа
Назначение городских построек, их архитектурныеособенности.
Проволока: свойства и способы работы (скручивание,
сгибание, откусывание). Правила безопасной работы
плоскогубцами, острогубцами.
Объёмная модель телебашни из проволоки.
Понятия: проволока, сверло, кусачки, плоскогубцы, телебашня.
Профессии, связанные с уходом за растениями в городских условиях. Композиция из природных материалов. Макет городского парка. Сочетание различных материалов в работе над одной композицией.
Профессии: ландшафтный дизайнер, озеленитель, дворник. Понятия: лесопарк, садово-парковое искусство, тяпка, секатор.
Алгоритм построения деятельности в проекте, выделение этапов проектной деятельности. Заполнение технологической карты. Работа в мини-группах. Изготовление объёмной модели из бумаги. Раскрой деталей по шаблону. Создание тематической композиции, оформление изделия. Презентация результата проекта, защита проекта. Критерии оценивания изделия (аккуратность, выполнение всех технологических операций, оригинальность композиции).
Понятия: технологическая карта, защита проекта.
Виды и модели одежды. Школьная форма и спортивная форма. Ткани, из которых изготавливают разные виды одежды. Предприятия по пошиву одежды (ателье). Выкройка платья.
Виды и свойства тканей и пряжи. Природные и химические волокна. Способы украшения одежды — вышивка, монограмма. Правила безопасной работы иглой. Различные виды швов с использованием пяльцев. Строчка стебельчатых, петельных и крестообразных стежков.
Аппликация. Виды аппликации. Алгоритм выполнения аппликации.
Профессии: модельер, закройщик, портной, швея. Понятия: ателье, фабрика, ткань, пряжа, выкройка, кроить, рабочая одежда, форменная одежда, аппликация, виды аппликации, монограмма, шов.
Выкройка. Крахмал, его приготовление. Крахмаление тканей. Свойства бисера и способы его использования. Виды изделий из бисера. Материалы, инструменты и приспособления для работы с бисером Профессиональные обязанности повара, кулинара, официанта. Правила поведения в кафе. Выбор блюд. Способы определения массы продуктов при помощи мерок.
Кухонные инструменты и приспособления. Способы приготовления пищи (без термической обработки и с термической обработкой). Меры безопасности при приготовлении пищи. Правила гигиены при приготовлении пищи.
Сервировка стола к завтраку. Приготовление холодных закусок по рецепту. Питательные свойства продуктов.
Особенности сервировки праздничного стола. Способы складывания салфеток.
Особенности работы магазина. Профессии людей, работающих в магазине (кассир, кладовщик, бухгалтер).
Информация об изделии (продукте) на ярлыке.
Знакомство с новым видом природного материала — соломкой. Свойства соломки. Её использование в декоративно-прикладном искусстве. Технология подготовки соломки — холодный и горячий способы. Изготовление аппликации из соломки.
Правила упаковки и художественного оформления подарков. Основы гармоничного сочетания цветов при составлении композиции. Оформление подарка в зависимости от того, кому он предназначен (взрослому или ребёнку, мальчику или девочке).
Работа с картоном. Построение развёртки при помощи вспомогательной сетки. Технология конструирования объёмных фигур.
Анализконструкции готового изделия. Детали конструктора.
Инструменты для работы с конструктором. Выбор необходимых деталей. Способы их соединения (подвижное и неподвижное).
.Практическая работа:
Коллекция тканей.
Ателье мод.
Кухонные принадлежности.
Стоимостьзавтрак
Способы складывания салфеток
Человек и Земля
Проект: «Детская площадка»
Тема 2. Человек и вода ( часа)
Элементы содержания темы.
Виды мостов (арочные, понтонные, висячие, балочные), их назначение. Конструктивные особенности мостов. Моделирование. Изготовление модели висячего моста. Раскрой деталей из картона. Работа с различными материалами (картон, нитки, проволока, трубочки для коктейля, зубочистки ипр.). Новый вид соединения деталей — натягивание нитей. Понятия: мост, путепровод, виадук, балочный мост, висячий мост, арочный мост, понтонный мост, несущая конструкция.
Водный транспорт. Виды водного транспорта. Работа с бумагой. Работа с пластмассовым конструктором. Конструирование.
Океанариум и его обитатели. Ихтиолог. Мягкие игрушки. Виды мягких игрушек (плоские, полуобъёмные и объёмные). Правила и последовательность работы над мягкой игрушкой.
Виды и конструктивные особенности фонтанов. Изготовление объёмной модели фонтана из пластичных материалов по заданному образцу.
Практическая работа:
1. Человек и вода
Проекты:
1. Водный транспорт
2. Океанариум
Тема 3. Человек и воздух ( часа)
Элементы содержания темы.
История возникновения искусства оригами. Использование оригами. Различные техники оригами: классическое оригами, модульное оригами. Мокрое складывание.
Знакомство с особенностями конструкции вертолёта. Особенности профессий лётчика, штурмана, авиаконструктора.
Техника папье-маше. Применение техники папье-маше для создания предметов быта.
Основные этапы книгопечатания. Печатные станки, печатный пресс, литера. Конструкция книг (книжный блок, обложка, переплёт, слизура, крышки, корешок). Профессиональная деятельность печатника, переплётчика.
Особенности работы почты и профессиональная деятельность почтальона. Виды почтовых отправлений. Понятие «бланк». Процесс доставки почты. Корреспонденция. Заполнение бланка почтового отправления.
Кукольный театр. Профессиональная деятельность кукольника, художника-декоратора, кукловода. Пальчиковые куклы. Театральная афиша, театральная программка. Правила поведения в театре.
Практическая работа:
1. Условные обозначения техники оригами
2. Человек и воздух.
Тема 4. Человек и информация ( часов)
Элементы содержания темы.
Программа Microsoft Office Word. Правила набора текста. Программа Microsoft Word Document.doc. Сохранение документа, форматирование и печать. Создание афиши и программки на компьютере.
Понятия: афиша, панель инструментов, текстовый редактор.
Проект «Готовим спектакль
1ЧАС В РЕЗЕРВЕ.
Тематическое планирование
Разделы
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Здравствуй, дорогой друг! | |
2 | Человек и земля. | |
3 | Человек и вода. | |
4 5 6 | Человек и воздух. Человек и информация Резерв | |
№ п/п урока | Кол-во часов | Тема урока | Д/З | Дата |
Стр | . План. | |
01 | 1ч | Как работать с учебником. | С 4-10 | 04.09.18 г | |
02 | 1ч | Архитектура. Работа с бумагой. Мастера Адыгеи. | С 12-19 | 11.09.18 г | |
03 | 1ч | Городские постройки. Работа с проволокой. Особенности адыгейского дома. | С 20-23 | 18.09.18 г | |
04 | 1ч | Парк. Работа с природным материалом и пластилином. | С 24-27 | 25.09.18 г | |
05 | 1ч | Детская площадка. Мастера Адыгеи. Работа с бумагой. | С 28-31 | 02.10.18 г | |
06 | 1ч | Детская площадка. Работа с бумагой. Детская площадка моего аула. | С 32-34 | 09.10.18 г | |
07 | 1ч | Ателье мод. Украшение платочка монограммой. Стебельчатый шов. Растительный орнамент. | С 35-45 | 16.10.18 г | |
08 | 1ч | Аппликация из ткани. Украшение фартука. Петельный шов. Золотошвеи Адыгеи. | С 45-48 | 23.10.18 г | |
09 | 1ч | Изготовление тканей. Работа с бумагой и шерстяной нитью. | С 49-51 | | |
10 | 1ч | Вязание. Работа с шерстяной нитью. Плетение из рогоза у адыгов. | С 52-54 | | |
11 | 1ч | Одежда для карнавала. Работа с тканью. Национальная одежда адыгов. | С 55-58 | | |
12 | 1ч. | Бисероплетение. Работа с леской и бисером. | С 59-62 | | |
13 | 1ч | Кафе «Кулинарная сказка». Работа с бумагой. | С 63-67 | | |
14 | 1ч | Фруктовый завтрак. Работа со съедобными материалами. Национальная кухня адыгов. | С 69-71 | | |
15 | 1ч | Работа с тканью. Колпачок для яиц. | С 72-73 | | |
16 | 1ч | Кулинария. Работа с продуктами питания для холодных закусок. | С 74-77 | | |
17 | 1ч | Сервировка стола. Работа с бумагой. | С 78-79 | | |
18 | 1ч | Магазин подарков. Лепка. | С 80-85 | | |
19 | 1ч | Работа с природными материалами. Золотистая соломка. | С 87 | | |
20 | 1ч | Работа с бумагой и картоном. Упаковка подарков. Украшение коробки адыгейским орнаментом. | С 88-89 | | |
21 | 1ч | Автомастерская Работа с картоном. Конструирова-ние. | С 94-95 | | |
|
22 | 1ч | Работа с металлическим конструктором. | С 96-98 | | |
23 | 1ч | Конструирование. | С 100-103 | | |
24 | 1ч | Водный транспорт. Работа с бумагой. | С 104-107 | | |
25 | 1ч | Океанариум. Работа с текстильными материалами. Шитьё. | С.108-111 | | |
|
26 | 1ч | Работа с пластичными материалами. Пластилин. | С.112-114 | | |
27 | 1ч | Зоопарк. Работа с бумагой. Оригами. | С 115-119 | | |
28 | 1ч | Вертолётная площадка. Конструирова-ние. | С 120-121 | | |
29 | 1ч | Папье–маше. Работа с бумагой. | С 122-123 | | |
|
30 | 1ч | Переплётная мастерская. | С 126-127 | | |
31 | 1ч | Почта. Заполнение бланка. | С 128-129 | | |
32 | 1ч | Кукольный театр. Работа с тканью. Шитьё. | С 130-133 | | |
33 | 1ч | Беседа о героях нартского эпоса.Сэтэнай. Афиша. Работа с бумагой и картоном. | С 134-139 | | |
34 35 | 2ч | Резервный час. | | | |