СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена в соответствии с ФГОС НОО по учебнику Н.И.Роговцевой "Технология". 35 часов в год, 1 час  в неделю. УМК"Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии»

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по предмету «Технология» для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по технологии и авторской программы Н.И. Роговцевой«Технология. 1-4 классы».


Цели изучения технологии в начальной школе:

  • Приобретение личного опыта как основы обучения и познания;

  • Приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;

  • Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Основные задачи курса:

  • Духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре, развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;

  • формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами наро­дов России, развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;

  • формирование целостной картины мира (образа мира) на основе по­знания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;

  • развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка; а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

  • формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:

- внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

- умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;

- коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т.е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);

- первоначальных конструкторско-технологических знаний и технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;

- первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;

- творческого потенциала личности в процессе изготовления и реализации проектов.


Общая характеристика курса

Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на земле, в воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой. Названные особенности программы отражены в ее структуре. Содержание основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В программе в качестве особых элементов содержания обучения технологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя - к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.

Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает:

- знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;

- овладение инвариантными составляющими (способами работы) технологических операций разметки, раскроя, сборки, отделки;

первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;

- знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;

- изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия);

- осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;

- проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);

- использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной деятельности;

- знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;

- изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.

Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.

Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовно-нравственного развития детей. Рассмотрение в рамках программы «Технология» проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.

Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.

При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека, созидателя материальных ценностей и творца среды обитания, в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».

В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.

Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».

В «Технологии» естественным путем интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.

Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия дляраз вития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.


Место учебного предмета в учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ на изучение курса отводится 1 час в неделю.

Общее количество часов – 35.


Содержание тем учебного курса

Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Вместе с тем практи­ческая деятельность должна рассматриваться как средство об­щего развития ребёнка: становления социально значимых лич­ностных качеств школьника, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.


Содержание программы (35 ч)


Наименование разделов, тем

часы

Содержание программы

Вид работы

Универсальные учебные действия

Как работать с учебником

1

Вопросы юного технолога. Путешествие по городу

Знакомство с учебником и рабочей тетрадью.

Анализировать и сравнивать учебник и рабочую тетрадь, использовать знаково-символические средства.

Человек и земля

(21 час).

1

Архитектура.

Конструирование из бумаги дома.

Осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы, соотносить этапы изго­товления изделия с эта­пами создания изделия. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учеб­ном материале в со­трудничестве с учите­лем; учитывать правило в планировании и кон­троле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекват­но воспринимать оценку учителя.






















1

Городские постройки

Конструирование из проволоки телебашни.



1

Парк.

Композиция из природ­ных материалов (город­ской парк).



2

Проект «Детская площадка».

Конструирование из бумаги объектов дет­ской площадки.



2

Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани.

Строчка стебельчатых, петельных и крестооб­разных стежков. Аппли­кация из ткани.


1

Изготовление тканей.

Плетение гобелена.



1

Вязание.

Вязание крючком воз­душных петель.



1

Одежда для карнавала.

Работа с тканью.



1

Бисероплетение.

Бисероплетение.



1

Кафе.

Конструирование из бумаги модели весов.



1

Фруктовый завтрак.

Приготовление пищи.



1

Колпачок-цыплёнок.

Работа с тканью (кол­пачок для яиц).



1

Бутерброды.

Приготовление пищи.



1

Салфетница.

Конструирование из бумаги салфетки.



1

Магазин подарков.

Работа с пластичным ма­териалом (тестопластика).




1

Золотистая со­ломка.

Аппликация из соломки.




1

Упаковка подарков.

Работа с бумагой и кар­тоном.



1

Автомастерская.

Конструирование из бумаги с использовани­ем пластилина и кры­шек для колёс.



1

Резерв

Грузовик.

Повторение и систематизация знаний учащихся.Работа с металличе­ским конструктором.

Человек и вода

(4 часа).

1

Мосты.

Работа с различными материалами (картон, нитки, проволока, тру­бочки для коктейля, зу­бочистки и пр.).

Проектировать изделие: создавать образ в соот­ветствии с замыслом и реализовывать его. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекват­но воспринимать оценку учителя.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуника­ции.








1

Водный транспорт. Проект «Водный транспорт».

Конструирование из бумаги, пластмассового конструктора.




1

Океанариум. Проект «Океа­нариум».

Мягкая игрушка из под­ручных материалов.




1

Фонтаны.

Конструирование из пластичных материалов фонтана.

Человек и воз­дух

(3 часа).

3

Зоопарк.

Работа с бумагой (оригами)

Моделировать несложные изделия с разными конст­руктивными особенностя­ми, используя изученную художественную технику.

Человек и

информация

(5 часов).

1

Переплётная

мастерская.

Переплёт книги.

Принимать и сохранятьучебную задачу;

учитывать выделенныеучителем ориентиры

действия в новом учебном материале в со-

трудничестве с учителем.

.

1

Почта.

Заполнение бланка

почтового отправления.

2

Кукольный

театр.

Работа с тканью, шитьё.


2

Проект «Готовим

спектакль».


1

1

Афиша.

резерв

Работа на компьютере.




Учебно – тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Как работать с учебником

1 ч

2

Человек и земля

Резерв.

20 ч

1 ч

3

Человек и вода

4

Человек и воздух

Зч

5

Человек и информация

6

Выставка работ


итого

35 часов

Календарно-тематическое планирование по технологии 3 класс (35 ч)


п/п


Тема урока

Количество

часов



НРК,

практическое задание


Планируемые результаты

Дата

предметные

личностные

метапредметные

План

д/з

факт

1 четверть 8 часов

1


Как работать с учебником.ОБЖ «Предупреждение бытового травматизма»



1





Познакомить учащихся с учебником для 3 класса; актуализировать знания, полученные в 1—2 классах (отбор необходимых для работы над изделием материалов, инструментов, последовательность действий при работе над изделием); познакомить детей с понятием «стоимость», начать формировать умение вычислять стоимость изделия; познакомить на практическом уровне с составлением маршрутной карты города.

Уметь самостоятельно пользоваться учебником и рабочей тетрадью для 3 класса,

Применять знания, полученные в 1—2 классах;

нарисовать

маршрутную карту города.

Оценивать свои результатов.



04.09



С.3-7


2

Архитектура.ОБЖ«Современное жилище»






1



Изделие: дом.


Умельцы аула

Познакомить учащихся с основами черчения: с понятиями «чертёж», «масштаб», «эскиз», «технический рисунок», «развёртка», «прочитать чертёж», с основами масштабирования, выполнения чертежа развёртки, с основными линиями чертежа; закрепить правила

безопасности при работе ножом, ножницами; формировать умение анализировать готовое изделие, составлять план работы; научить различать форматы бумаги: А4 и А3; на практическом уровне показать значение клапанов при склеивании развёртки.

Проявлять:

интерес к изучению темы;

бережное отношение к природе города;

ответствен-ность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности;

желание участвовать в проекте «Двор моей мечты».


Объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре;

определять различия архитектурных особенностей и обосновывать своё мнение;

определять инструменты при работе с проволокой и обосновывать свой выбор;

использовать различные виды соединений природного материала и обосновывать свой выбор;

использовать приобретённые знания при создании проекта «Двор моей мечты».

адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога;

формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;



11.09





С.12-19


3

Городские постройки

1


Изделие: телебашня.


Познакомить с новыми инструментами — плоскогубцами, кусачками, правилами работы этими инструментами, возможностями их использования в быту; научить применять эти инструменты при работе с проволокой; отработать навык выполнения технического рисунка.

Проявлять интерес к объектам социального назначения.

Объяснять значение новых слов и использовать их в активном словаре;

определять инструменты для работы с проволокой и обосновывать свой выбор

формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.

выполнять учебное действие, используя план;

выполнять учебное действие, используя правило.

18.09





С.20-23


4

Парк

1

Изделие: городской парк.

«Городской парк Майкопа».


Актуализировать знания учащихся о природных материалах, о техниках выполнения изделий с использованием природных материалов, познакомить со

способами соединения природных материалов; совершенствовать умение работать по плану.

Проявлять интерес к ландшафтному дизайну.

Объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре;

определять виды соединений природного материала и обосновывать свой выбор;

формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

выполнять учебное действие, используя план;

оценивать выполнение учебного задания.

25.09





С.24-27


5-6

Детская площадка.ОБЖ«Как уберечься от порезов, ушибов, переломов»

2

Изделия: «Качалка и песочница», «Качели».





Проект «Моя детская площадка»

Формировать первичные навыки работы над проектом с помощью стандартного алгоритма, умение

самостоятельно составлять план работы и работать над изделием в мини-группах, учить самостоятельно проводить презентацию групповой работы по плану и оценивать результат по заданным критериям.

Выполнять проект «Двор моей мечты» (детская площадка).

Использовать приобретённые знания при выполнении задания.

адекватно взаимодействовать и представлять результат деятельности группы.

проявлять ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности.

выполнять задание в соответствии с планом;

распределять обязанности для выполнения учебного задания.

02.10

09.10





С.28-34





7

Ателье мод

1

Изделие: стебельчатый шов.


Национальный костюм.

Познакомить учащихся с некоторыми видами одежды, научить различать распространённые натуральные и синтетические ткани; актуализировать знания

учащихся о техниках выполнения изделий из ткани и пряжи, о видах швов, изученных в 1—2 классах; отработать алгоритм выполнения стебельчатого шва в работе над изделием «Украшение платочка монограммой».

Проявлять интерес к процессу создания выкройки.

Объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре;

определять различия профессий, связанных с процессом изготовления одежды, и обосновывать своё мнение.

адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога.

выполнять учебное задание, используя условные знаки;

выполнять учебное задание по плану, с взаимопроверкой.

16.10



С.35-44


8

Ателье мод

1

«Украшение платочка монограммой».

Изделие: петельный шов, украшение фартука.


Отработать алгоритм выполнения стебельчатого шва в работе над изделием «Украшение платочка монограммой».познакомить учащихся с одним из вариантов украшения одежды — аппликацией из ткани; обобщить и закрепить знания о видах аппликации, о последовательности выполнения аппликации; отработать алгоритм выполнения петельного шва в работе над изделием «Украшение фартука».

Проявлять интерес к истории создания одежды.

Объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре;

определять вид одежды в соответствии с её назначением;

использовать приобретённые знания в оформлении эскиза школьной формы.

формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога

выполнять учебное действие, используя план.

23.10



С.45-48


2 четверть 8 часов

9

Изготовление тканей

1


Изделие: гобелен.


Орнаменты народов республики.

Познакомить учащихся с технологическим процессом производства тканей; рассказать о возможности производства полотна ручным способом; развивать умения

сочетать цвета в композиции, размечать по линейке.

Проявлять интерес к истории создания тканей, в частности орнаментальных.

Объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре;

определять состав и свойства ткани и обосновывать своё мнение. Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

приходить к общему мнению в совместной деятельности.

выполнять учебное действие, проводить исследование тканей и оформлять данные в таблицу;

сопоставлять образец ткани с её описанием при составлении коллекции тканей.

06.11

С.49-51


10

Вязание

1

Изделие: воздушные петли.


Познакомить учащихся с особенностями вязания крючком, с применением вязанных крючком изделий, с инструментами, используемыми при вязании; научить пользоваться правилами работы при вязании крючком; актуализировать знания детей о видах ниток; отработать навык составления плана работы.

Проявлять интерес к истории возникновения вязания.

использовать приёмы переплетения и обосновывать свой выбор;

выполнять переплетение

Объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре; пользоваться правилами работы при вязании крючком;

использовать речевые средства в рамках учебного диалога.

отработать навык составления плана работы.

Выполнять учебное действие, используя алгоритм.



13.11



С.52-54


11

Одежда

для карнавала

1

Изделие: кавалер, дама.


Познакомить учащихся с понятием «карнавал», с особенностями проведения этого праздника, с разными карнавальными костюмами; сформировать представление

о значении крахмаления ткани, познакомить с последовательностью крахмаления ткани, со способами создания кар-

навального костюма из подручных средств;

Проявлять интерес к изучению темы;

проявлять желание узнать историю карнавального костюма.

рассказывать историю появления карнавала;

Объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре;

определять виды швов, их назначение и обосновывать своё мнение.

использовать речевые средства для представления результата.

оформлять эскиз маски с учётом образа и подбирать материалы для изготовления маски;

выполнять маску по своему эскизу;



20.11

С.55-58


12

Бисероплетение

1

Изделие: браслетик «Цветочки».


Познакомить учащихся с видами изделий из бисера, с его свойствами; показать различия видов бисера, познакомить учащихся со свойствами и особенностями лески; научить плести из бисера браслетик.

Проявлять интерес к истории создания изделий из бисера, в частности орнаменталь-ных.

Объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре;

определять инструменты, приспособления для бисероплетения;

выполнять учебное действие, используя план и схему плетения;

рассказывать историю появления бисероплетения;

27.11

С.59-62


13

Кафе «Кулинарная сказка». Работа с бумагой.

Конструирование


ОБЖ «Как следует питаться»

1

Изделие: весы.

Задания и


Познакомить учащихся с понятием «рецепт», его применением в жизни человека, с ролью весов

в жизни человека, с вариантами взвешивания продуктов, научить детей использовать таблицу мер веса продуктов в граммах; развивать навыки выполнения чертежей, навыки конструирования.

Знакомство с работой кафе, профессиональными обязанностями повара, кулинара, официанта. Правила поведения в кафе.

Уметь пользоваться таблицей мер веса продуктов

Уметь советоваться при

выборе блюд и способах определения массы продуктов при помощи мерок.

самостоятельно составлять план работы над изделием, собирать конструкцию из бумаги с помощью дополнительных приспособлений.



04.12

С.63-68



14

Фруктовый завтрак

1


Изделие: фруктовый завтрак.


Долина яблонь

Познакомить учащихся на практическом уровне с кухонными приспособлениями: разделочная доска, нож; отработать правила работы ножом; научить работать со съедобными материалами; расширить представления учащихся о видах салатов; воспитывать желание

учиться готовить; развивать чувство взаимовыручки в процессе совместной трудовой деятельности.

Уметь пользоваться ножом и разделочной доской, пользоваться рецептом, смешивать ингредиенты

Применять правила поведения при приготовлении пищи; приготовить салат «Фруктовый завтрак»

Советоваться какие ингредиенты будут использовать для приготовления салата? Какие кухонные приспособления понадобятся?

Выполнять действия на разделочной доске, знать для чего стаканы и миска, нож и ложка.



11.12

С.69-71


15

Сервировка стола

1

Изделие: цыплята.

Познакомить учащихся с приготовлением яиц вкрутую и всмятку; отрабатывать навыки работы с тканью; показать основы снятия мерок; учить пользоваться

сантиметровой лентой; отрабатывать навыки анализа готового изделия и планирования работы; знакомить с возможностями использования синтепона на практическом уровне.

Узнать о преимуществах синтепона.

Уметь размечать детали по линейке, Работать с выкройкой, использовать швы «вперёд иголку» и «через край»; уметь определять свойства синтепона,

Выставка работ учащихся

анализ своих работ и работ одноклассников по критериям: аккуратность, законченность.



18.12

С.72-73


16

Бутерброды.

1

Изделие: бутерброды или «Радуга на шпажке» (в зависимости от выбора учащихся).

На практическом уровне познакомить учащихся с видами холодных закусок; формировать умение

самостоятельно составлять план и работать по нему, работать ножом; воспитывать чувство взаимовыручки; учить самостоятельному изготовлению холодных закусок.

Определять, какую подготовительную работу нужно провести перед тем, как приступить к приготовлению пищи

Учиться самостоятельно изготавливать холодные закуски

Уметь распределять работу с товарищами в группе; приготовить бутерброды и закуску «Радуга на шпажке»

Рассказывать, какие вопросы и трудности возникли, при составлении плана



25.12

С.74-77


3 четверть-10 ч

17

Сервировка стола.Салфетница

1

Изделие: салфетница.


актуализировать знания о принципе симметрии, познакомить учащихся с видами симметричных

изображений; формировать умение выполнять работу с использованием орнаментальной симметрии; совершенствовать умение работать по плану, в соответствии с алгоритмом разметки по линейке, умения работы с бумагой, самостоятельного оформления изделия.

Уметь находить примеры, где встречали изображения с выраженной симметрией. Называть классификации видов симметрии.

самостоятельно придумывать декоративные элементы и оформлять изделие; сделать салфетницу из бумаги и картона.

анализировать образцы изделий, обсуждать план работы

умение работы с бумагой, самостоятельного оформления изделия.



15 .01

С.78-79


18

Магазин подарков. Работа с пластичными

материалами: тестопластика,лепка

1

Изделие: брелок для ключей.


Повторить свойства, состав солёного теста, приёмы работы с ним; познакомить учащихся с новым способом окраски солёного теста, совершенствовать навыки

лепки из теста, проведения анализа готового изделия, составления плана работы.

Проявлять:

интерес к изучению темы;позитивное отношение к процессу подготовки, оформления и вручения подарка;

Уметь отличать солёное тесто от других пластичных материалов (пластилина и глины)

Самостоятельно замешивать солёное тесто и использовать различные приёмы лепки из теста;

определять место приобретения различных подарков и обосновывать своё мнение;

определять вид подарка в зависимости от получателя и повода и обосновывать своё мнение; ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности;

сделать брелок из солёного теста



22.01



С.80-85


19

Работа с природными материалами.

Золотистая соломка

1





Изделие: золотистая соломка.


Познакомить учащихся на практическом уровне с новым природным материалом — соломкой, его свойствами и особенностями использования в декоративно-прикладном искусстве; отрабатывать приёмы работы с соломкой; формировать умение составлять композицию, учитывая особенности природного материала; развивать

навыки коллективной работы.

Изучить свойства соломки. Использование соломки в декоративно-прикладном искусстве. Технология подготовки соломки – холодный и горячий способы.

Знать способы обработки соломки, уметь выполнять из соломки свои композиции.

Делится мнениями о фонах для аппликации из соломки и обосновывать своё мнение.

определять цветовое решение для оформления подарка и обосновывать своё мнение;

осознание собственных достижений при освоении темы,



29.01

С.85-87


20

Работа с бумагой и картоном.

Упаковка подарков

1

Изделие: упаковка подарков.

Подарок ветерану

Формировать у учащихся представления о способах упаковки подарков и видах упаковки; познакомить с правилами художественного оформления подарка, освоить некоторые приёмы упаковки, показать на практическом уровне особенности использования, сочетания цвета

в композиции.

Уметь анализировать упакованные подарки по следующим критериям: достаточность декоративных элементов.

Уметь составлять план работы, упаковывать подарок, учитывая его форму и назначение

Уметь обсуждать сочетание цвета в композиции;

проводить групповой анализ образца изделия «Упаковка подарков».

изготовить изделие «Упаковка подарков»



05.02



С.88-89


21

Автомастерская. Работа с картоном.

Конструирование


ОБЖ «Основные правила поведения на улице и дороге»

1

Изделие: фургон «Мороженое»


Познакомить с основами устройства автомобиля; формировать представления о конструировании геометрических тел с помощью специального чертежа — развёртки, познакомить с правилами построения развёртки и склеивания геометрического тела на практическом уровне.

Проявлять:

интерес к изучению темы;

позитивное отношение к процессу:

конструирования изделий;

составления инструкции сборки фургона


Составлять план сборки фургона;

Собирать модель «фургон Мороженое» из металлического конструктора, используя выбранные детали.

Определять вид деятельности человека по его профессии.

Проявлять ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности;

осознание собственных достижений при освоении темы.

собирать фургон, используя составленную инструкцию.



12.02

С.90-95


22

Грузовик.

Изделие :

«Грузовик»


ОБЖ «Знакомство с дорожными знаками»







1


Формировать умение использовать полученные знания на практике.

На основе образца и иллюстраций к каждому этапу работы составлять план сборки изделия: определять количест­во деталей и виды соединений, после­довательность операций, самостоя­тельно составлять технологическую карту, определять инструменты, необ­ходимые на каждом этапе сборки. Ос­ваивать новые способы соединения деталей: подвижное, неподвижное.




Проявлять интерес к изучению темы.

Объяснять понятия: под­вижное соединение, непод­вижное соединение. Осваивать алгоритм сбор­ки различных видов авто­мобилей из конструктора.

Использовать приобретённые знанияна практике.Анализировать конструк-торско-технологические особенности предпола­гаемых изделий.Конст­руировать объекты с учё­том технических условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие инстру­менты и материалы.

.



19.02

С.96-98


23

Человек и вода

(4 часа)

Мосты. Работа с различными материалами.

Конструирование

1

Изделие: мост.


Мост а. Хатукай

Познакомить с особенностями конструкций мостов разных видов в зависимости от их назначения; формировать на практическом уровне умение использовать новый вид соединения материалов (натягивание нитей); познакомить с конструкцией висячего моста.

Проявлять интерес к истории мостостроения. Рассказывать:

об истории появления и развития мостостроения;

о видах моста по назначению;

Раскрывать значение понятий «мост», «виадук», «акведук», «путепровод», «балка», «пролёт», «пилон», «трос», «кабель», «конструкция» и использовать их в активном словаре;

формулировать понятные для партнёра высказывания, используя термины в рамках учебного диалога.

выполнять учебное действие, используя план;

выполнять самооценку учебного задания.

определять тип моста по назначению и обосновывать своё мнение;

определять назначение моста по названию и обосновывать своё мнение.



26.02

С.100-103



24

Водный транспорт. Работа с бумагой.

Конструирование


ОБЖ «Водоёмы»

1

Изделие: «Яхта».




Проект „Водный транспорт Чёрного моря“

Познакомить учащихся с различными видами судов, закреплять навыки работы с бумагой, конструирования из бумаги, работы с конструктором, формировать умение самостоятельно организовывать собственную

деятельность.

Рассказывать:

о видах водного транспорта;

о способах соединения деталей пластмассового конструктора;

Объяснять значение понятий «акватория» «судно», «корабль», «лодка», «паром», «яхта», «баржа», «верфь», «кораблестроитель», «порт» и использовать их в активном словаре;

адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога.

Знать алгоритм выполнения подвижного соединения деталей пластмассового конструктора.

Конструировать макет яхты.

Оформлять модель баржи из пластмассового конструктора и презентовать изделие.




05.03



С.104-107


25

Океанариум. Работа с текстильными

материалами. Шитьё

1





Изделие: осьминоги и рыбки.

Проект «Океанариум»





«Подводный мир Чёрного моря»

Познакомить учащихся с понятием «океанариум», с классификацией мягких игрушек, с правилами

и последовательностью работы над мягкой игрушкой; формировать умение соотносить по формереальные объекты и предметы быта (одежды); отработать навык самостоятельного составления плана и работы по нему; научиться изготавливать упрощённый вариант объёмной мягкой игрушки; развивать взаимовыручку впроцессе групповой работы над проектом.

Проявлять интерес к жизни морских обитателей;

проявлять интерес к изготовлению мягкой игрушки.

Распределять обитателей воды в морской и речной аквариумы.

Выполнять изделие «Осьминог» из перчатки или «Рыбка» из рукавицы.

Объяснять значение понятий «аквариум», «океанариум», «ихтиолог» и использовать их в активном словаре;

определять назначение аквариума, океанариума и обосновывать своё мнение;

определять материалы и инструменты для изготовления мягкой игрушки.

формулировать собственное высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога;

приходить к общему мнению при оценивании выполнения учебного задания.

выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

выполнять взаимопроверку учебного задания.

Рассказывать:

об обитателях аквариума, океанариума, знать правила поведения в океанариуме;

алгоритм изготовления мягкой игрушки.




12.03



С.108-111


26

Фонтаны.

Работа с пластичными материалами.

Пластилин. Конструирование

1

Изделие: фонтан.


Познакомить учащихся с декоративным сооружением — фонтаном, с видами фонтанов; научить применять правила работы с пластичными материалами, создавать из пластичного материала объёмную модель по заданному образцу; закреплять навыки самостоятельного анализа и оценки изделия.

Проявлять интерес к устройству и назначению фонтана.

Объяснять значение понятий «фонтан», «акведук», «чаша» и использовать их в активном словаре;

определять вид фонтана и обосновывать своё мнение;

определять назначение фонтана и обосновывать своё мнение.

Рассказывать:

в группе об истории появления фонтанов;

о видах фонтанов по назначению;

знать правила работы с пластичными материалами.

Рассматривать иллюстрации фонтанов и составлять рассказ

выполнять учебное задание, используя план;

выполнять взаимопроверку учебного задания.




19.03

С.112-114


4 четверть 9 часов

27

Человек и воздух (3 часа)


Зоопарк.

Работа с бумагой. Складывание.

Оригами


ОБЖ «Предосторожности при обращении с животными»

1

Изделие: птицы.



Птицы РА

Познакомить учащихся с видами техники оригами; представить краткую историю зарождения искусства оригами; познакомить учащихся с условными

обозначениями техники оригами на практическом уровне; формировать умение соотносить знаковые обозначения с выполняемыми операциями по складыванию оригами, умение выполнять работу по схеме.

Знать, что такое

бионика, оригами, классическое оригами, модульное оригами, мокрое складывание

Понимать условные обозначения техники оригами, уметь складывать фигурки оригами по схеме; выполнить работу над изделием «Птицы»

Работа в группах: по составлению композицию из птиц и декорирование её по своему вкусу.




02.04

С.115-119




28

Вертолётная площадка.

Работа с бумагой

и картоном. Конструирование





1

Изделие: вертолёт «Муха».


Познакомить учащихся с конструкцией вертолёта; отрабатывать навыки самостоятельной работы

по плану, конструирования из бумаги и картона; познакомить с новым материалом — пробкой и способами работы с ним.

Проявлять интерес:

к изучению темы;

к способам передвижения по воздуху и поиску ответов на собственные вопросы,

определять возможности летательных устройств (воздушный шар, вертолёт) для передвижения в воздухе

Раскрывать значение «модель», «схема», «воздушный шар», «вертолёт», «папье-маше» и использовать их в активном словаре;

различать условные обозначения оригами разных видов и обосновывать своё мнение;

определять материалы для изготовления изделия из папье-маше;

формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;

учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

о процессе изготовления изделия в технике папье-маше.




09.04

С.120-122


29

Работа с бумагой. Папье - маше

1

Изделие: воздушный шар.


Продолжить знакомить учащихся с возможностями использования технологии изготовления изделий из папье-маше; отработать навык создания изделий по этой технологии на практическом уровне; учить подбирать бумагу для выполнения изделия.

Уметь применять технологию изготовления изделий из папье-маше; уметь применять варианты цветового решения композиций из воздушных шаров.

Соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности,

выбирать вариант выполнения задания;

использовать приобретённые знания для выполнения ситуативного задания.

Обсуждение по следующим вопросам: какие материалы применяются в технологии изготовления изделия из папье-маше? Какую бумагу мы будем использовать в работе над изделием? Что можно делать из папье-маше?



16.04

с.122-124


30

Человек и информация

( 5 часов)


Переплётная мастерская








1




Изделие: переплётные работы.





Познакомить с процессом книгопечатания,

с целью создания переплёта книги, его назначением; познакомить с упрощённым видом переплёта; закрепить навыки

подбора материалов и цветов для декорирования изделия.

Планируемые результаты: научиться выполнять работу над простым видом переплёта при изготовлении изделия

«Переплётные работы».







Проявлять интерес к истории книгопечатания

проявлять бережное отношение к книге.








Раскрывать значение понятий «книгопечатание», «переплёт», «переплётчик» и использовать их в активном словаре;

определять назначение переплёта и обосновывать своё мнение;

определять материалы для выполнения переплёта книги и обосновывать своё мнение.

формулировать понятные для партнёра высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога.

используя план;

выполнять самооценку учебного задания,

Рассказывать:

о возникновении книгопечатания; о назначении переплёта книги.

Выполнять твердый переплёт папки достижений.

23.04

С.126-127


31

Почта

1





Экскурсия

на почту.

Познакомить учащихся с различными видами почтовых отправлений, с процессом доставки почты,

с профессиями, связанными с почтовой службой; формировать умение кратко излагать информацию, познакомить с понятием «бланк», показать способы заполнения бланка

на практическом уровне.

Проявлять интерес к средствам передачи информации,

заполнять бланк телеграммы.

Рассчитывать стоимость телеграммы.

Формулировать и писать фразу конструктивно


Раскрывать значение понятий «почта», «почтальон», «бланк», «письмо», «корреспонденция», «телеграмма», «телефон», «журнал», «газета», «посылка», «почтовый служащий», «почтовый ящик» и использовать их в активном словаре;

определять условия доставки корреспонденции адресату и обосновывать своё мнение;

определять функции работников почты и обосновывать своё мнение;

определять необходимый объём текста телеграммы

адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога,

рассказывать:

о способах передачи письменной информации;










30.04

С.128-129


32-33

Кукольный театр. Работа с тканью. Шитьё



ОБЖ «Вредные привычки»


2

Изделие: проект «Кукольный театр».


Проект „Кукольный театр“».




Золотое шитьеадыгов.


Закрепить навыки шитья и навыки проектной деятельности, работы в группе; научить изготавливать пальчиковых кукол.

Проявлять интерес к театру кукол;

проявлять интерес к изготовлению пальчиковой куклы, обосновывать своё мнение;

соотносить виды кукол и типы театров кукол и обосновывать своё мнение.


Раскрывать значение понятий «театр», «театр кукол», «кукловод», «художник, декоратор», «марионетка» и использовать их в активном словаре;

определять роль актёра-кукловода в театре кукол.

формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога;

приходить к общему мнению при оценивании выполненного учебного задания.

выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.

Разбираться в понятиях: сцена, занавес, раздвижной занавес, подъёмный занавес, нераздвижной занавес, кулисы

Обсудить проект создания декорации к сказке Красная шапочка

выполнить работу над изделием «Сцена и занавес» и разгадать кроссворд «Театр».

07. 05

14.05

С.130-132





23.05

С.133-135


34

Афиша. Изделие «Афиша» .

1

Изделие: проект-презентация «Работа на компьютере».


Познакомить учащихся со значением сети Интернет в жизни человека, сформировать начальное представление о поиске информации в Интернете; формировать умение на основе заданного алгоритма определять и находить адреса в Интернете.

Уметь находить нужную информацию в интернете, правильно формулируя тему для поиска


Уметь кратко формулировать тему для поиска по ключевым словам

Обсуждать темы интересной, практической информации

Научиться сохранять закладки на найденную информацию



21.05

С.135-139


35

Выставка работ.


ОБЖ «Основы здорового образа жизни и безопасность человека

1







28.05





Планируемые результаты освоения программы по технологии

Личностные

У обучающихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;

  • осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;

  • уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;

  • понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;

  • представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;

  • понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;

  • чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;

Предметные

Обучающиеся научатся:

  • использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);

  • правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;

  • на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;

  • отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;

  • работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;

  • изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;

  • решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;

  • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;

  • творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;

  • понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);

  • понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).

Метапредметные. Регулятивные.

Обучающиеся научатся:

  • самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;

  • планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;

  • следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;

  • руководствоваться правилами при выполнении работы;

  • устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия дляполучение необходимых результатов;

  • осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;

Познавательные.

Обучающиеся научатся:

  • находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

  • анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;

  • анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;

  • выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;

  • использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;


Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;

  • формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;

  • выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

  • в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;

  • проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;



Основные требования к уровню подготовки учащихся

Обучающиеся должны знать:

  • простейшие виды технической документации (чертеж, эскиз, рисунок, схема);

  • способ использования линейки как чертежно-измерительного инструмента для выполнения построений и разметки деталей на плоскости;

  • способ построения прямоугольника от двух прямых углов с помощью линейки;

  • что такое развертка объемного изделия (общее представление), способ получения развертки;

  • условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах разверток;

  • способы разметки и вырезания симметричной формы из бумаги (по половине и ¼ формы);

  • что такое композиция (общее представление), об использовании композиции в изделии для передачи замысла;

  • что такое барельеф, технику выполнения барельефа;

  • как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани;

  • что разметку деталей на ткани можно выполнять по шаблону и способом продергивания нити;

  • как сделать бахрому по краю прямоугольного изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;

  • швы «вперед иголку» и «через край», способы их выполнения;

  • о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики, способах их выполнения;

  • о символическом значении народной глиняной игрушки, ее основных образах;

Обучающиеся должны уметь:

  • правильно использовать линейку как чертежно-измерительный инструмент для выполнения построений на плоскости;

  • с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов;

  • читать технический рисунок и схему с учетом условных обозначений и выполнять по ним работу;

  • выполнять несложные расчеты размеров деталей изделия, ориентируясь на образец или технический рисунок;

  • чертить простые прямоугольные развертки (без соблюдения условных обозначений);

  • выполнять разметку квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;

  • выполнять разметку по предмету;

  • выполнять изображения в технике барельефа;

  • лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться специальной палочкой и стекой;

  • изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами;

  • создавать простые фронтальные и объемные композиции из различных материалов;

  • выполнять разметку на ткани способом продергивания нитей;

  • выполнять разметку на ткани по шаблону; выкраивать из ткани детали простой формы;

  • выполнять бахрому по краю изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;

  • выполнять швы «вперед иголку» и «через край»;

  • выполнять несложные изображения в технике мозаики (из бумаги и природных материалов);

  • анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;

  • придумать и выполнить несложное оформление изделия в соответствии с его назначением.

Обучающиеся могут знать:

  • что поделочные материалы (бумага, ткань, пластилин) могут менять свои конструктивные и декоративные свойства в результате соответствующей обработки (намачивания, сминания, разогревания и пр.);

  • что вещи должны подходить к окружающей обстановке и к характеру и облику своего хозяина;

  • что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;

  • что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;

  • о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;

  • что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме предметов, в композиции изделий и каков их конструктивный и эстетический смысл;

  • что такое проектная деятельность, требования к выполнению и защите проектов.

Обучающиеся могут уметь:

  • планировать предстоящую практическую работу, выстраивать технологическую последовательность изготовления простых изделий по образцу или собственному замыслу;

  • выполнять несложные эскизы разверток изделий с использованием условных обозначений;

  • вносить несложные изменения и дополнения в конструкцию и оформление изделия в соответствии с поставленными условиями;

  • создавать творческие фронтальные и объемные композиции по собственному замыслу в соответствии с художественно-конструкторской задачей; подбирать материалы и способы их обработки;

  • расписывать изделия из пластилина красками (гуашью);

  • выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений












33