СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа разработана к учебнику технология предметная линия В.М. Казакевич
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Болотнинского района Новосибирской области Корниловская средняя общеобразовательная школа имени И.А. Дасько
ПРИНЯТО решением методического объединения учителей ________________________
Протокол от __________№___ |
| СОГЛАСОВАНО Зам.дир.по УВР ___________И.Н. Нигареева 30.08.2019 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета « Технология»
5-8 класс
Срок освоения программы: 4 года
Составители: Чеботников Анатолий Алексеевич учитель технологии,
Саковская Наталья Кузьминична
Учитель технологии
год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Технология» разработана на основе ФГОС ООО, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Корниловской СОШ с учётом Примерная программа основного общего образования по технологии: с учетом авторской программы: Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.М. Казакевича и др. – 5-9 классы/ В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю.Семенова. - М.: Просвещение, 2018.
Согласно базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации, учебному плану и годовому календарному учебному графику МКОУ Корниловская СОШ на обучение технологии на базовом уровне отводится 282 учебных часов:
Класс | Кол-во часов в неделю | Кол-во учебных недель | Количество часов за учебный год |
5 класс | 2 | 35 | 70 |
6 класс | 2 | 35 | 70 |
7 класс | 2 | 35 | 70 |
8 класс | 1 | 36 | 72 |
Всего |
|
| 282 часов |
Рабочая программа ориентирована на УМК «Школа России»:
УЧЕБНИКИ
1. «Технология. 5 класс. / [ В.М. Казакевич и др.]; под ред. В.М. Казакевича. - М.: «Просвещение», 2019. – 176 с.
2. Учебник «Технология. 6 класс. / [ В.М. Казакевич и др.]; под ред. В.М. Казакевича. - М.: «Просвещение», 2019. – 192 с.
3. Учебник «Технология. 7 класс. / [ В.М. Казакевич и др.]; под ред. В.М. Казакевича. - М.: «Просвещение», 2019. – 192 с.
4. Учебник «Технология. 8-9 классы. / [ В.М. Казакевич и др.]; под ред. В.М. Казакевича. - М.: «Просвещение», 2019. – 255 с.
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Изучение технологии в основной школе обусловливает достижение следующих личностных результатов:
У учащихся будут сформированы:
- познавательные интересы и творческая активность в области предметной технологической деятельности;
-желание учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
-трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности;
- умение пользоваться правилами научной организации умственного и физического труда;
- самооценка своих умственных и физических способностей дли труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
- умение планировать образовательную и профессиональную карьеры;
- осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- технико-технологическое и экономическое мышление и их использование при организации своей деятельности.
Выпускник научатся:
пользоваться правилами научной организации умственного и физического труда;
планировать траекторию своей образовательной и профессиональной карьеры;
развивать интеллектуальные и творческие способности.
Выпускник получит возможность научиться:
ответственно относиться к природе и необходимости защиты окружающей среды;
проявлять технико – технологическое и экономическое мышление при организации своей деятельности.
Метапредметные результаты освоения технологии в основной школе должны отражать:
У учащихся будут сформированы:
- умение планировать процесс созидательной и познавательной деятельности;
- умение выбирать оптимальные способы решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
- творческий подход к решению учебных и практических задач при моделировании изделия или
в ходе технологического процесса;
- самостоятельность в учебной и познавательно-трудовой деятельности;
- способность моделировать планируемые процессы и объекты;
- умение аргументировать свои решения и формулировать выводы;
- способность отображать в адекватной задачам форме результаты своей деятельности;
- умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной и созидательной деятельности;
- умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими ее участниками;
- умение соотносить свой вклад с вкладом других участников в общую деятельность при решении задач коллектива:
- способность оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
- умение обосновывать пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемой деятельности;
- понимание необходимости соблюдения норм и правил культуры труда, правил безопасности деятельности в соответствии с местом и условиями деятельности.
Выпускник научатся:
- планировать процесс созидательной и познавательной деятельности;
- выбирать оптимальные способы решения задачи на основе заданных алгоритмов;
- моделировать планируемые процессы и объекты;
- оценивать принятые решения и формулировать выводы;
- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;
- составить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- работать в соответствии с предложенным планом;
- уметь выделять главные, существительные признаки понятий;
- высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности;
- выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, -представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог.
Выпускник получит возможность научиться:
- оценивать работу одноклассников;
- самостоятельно приобретать новые знания;
- уметь задавать вопросы;
- взаимодействовать с другими учениками, работать в коллективе, вести дискуссию;
- выявлять причинно-следственные связи;
- анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
- составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста;
- выделять главное, существенные признаки понятий;
- участвовать в совместной деятельности.
- использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
- уметь вести дискуссию, диалог.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по технологии являются:
В познавательной сфере у учащихся будут сформированы:
- владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
- ориентирование в видах и назначении методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также в соответствующих технологиях общественного производства и сферы услуг;
- ориентирование в вилах, назначении материалов, инструментов и оборудования, применяемых в технологических процессах: - использование общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности; - навык рационального подбора учебной и дополнительной технической и технологической информации для изучения технологий, проектирования и создания объектов труда; - владение кодами, методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
- владение методами творческой деятельности;
- применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В сфере созидательной деятельности у учащихся будут сформированы:
- способности планировать технологический процесс и процесс труда:
- умение организовывать рабочее место с учётом требований эргономики и научной организации труда;
- умение проводить необходимые опыты и исследования при подборе материалов и проектировании объекта труда;
- умение подбирать материалы с учётом характера объекта труда и технологии;
- умение подбирать инструменты и оборудование с учетом требований технологии и имеющихся материально-энергетических ресурсов:
- умение анализировать, разрабатывать и/или реализовывать прикладные технические проекты;
- умение анализировать, разрабатывать и/или реализовывать технологические проекты, предполагающие оптимизацию технологии;
- умение обосновывать разработки материального продукта на основе самостоятельно проведённых исследований спроса потенциальных потребителей;
- умение разрабатывать план возможного продвижения продукта на региональном рынке;
- навыки конструирования механизмов, машин, автоматических устройств, простейших роботов с помощью конструкторов;
- навыки построения технологии и разработки технологической карты для исполнителя:
- навыки выполнения технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений, правил безопасности труда:
- умение проверять промежуточные и конечные результаты труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных измерительных инструментов и карт пооперационного контроля;
- способность нести ответственность за охрану собственного здоровья;
- знание безопасных приемов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены;
- ответственное отношение к трудовой и технологической дисциплине;
- умение выбирать и использовать коды и средства представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертёж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
- умение документировать результаты труда и проектной деятельности с учетом экономической оценки.
В мотивационной сфере у учашихся будут сформированы:
- готовность к труду в сфере материального производства, сфере услуг или социальной сфере;
- навыки оценки своих способностей к труду или профессиональному образованию в конкретной предметной деятельности;
- навыки доказательного обоснования выбора профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или пути получения профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
- навыки согласования своих возможностей и потребностей;
- ответственное отношение к качеству процесса и результатов труда;
- проявление экологической культуры при проектировании объекта и выполнении работ;
- экономность и бережливость в расходовании материалов и денежных средств.
В эстетической сфере у учащихся будут сформированы:
- умения проводить дизайнерское проектирование изделия или рациональную эстетическую организацию работ;
- владение методами моделирования и конструирования; - навыки применения различных технологий технического творчества и декоративно прикладного искусства в создании изделий материальной культуры или при оказании услуг;
- умение сочетать образное и логическое мышление в процессе творческой деятельности;
- композиционное мышление.
В коммуникативной сфере у учащихся будут сформированы:
- умение выбирать формы и средства общения в процессе коммуникации, адекватные сложившейся ситуации;
- способность бесконфликтного общения:
- навыки участия в рабочей группе с учетом общности интересов ее членов;
- способность к коллективному решению творческих задач;
- желание и готовность прийти на помощь товарищу;
- умение публично защищать идеи, проекты, выбранные технологии и др.
В физиолого-психологической сфере у учащихся будут сформированы:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;
- достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учётом технологических требований;
- развитие глазомера;
- развитие осязания, вкуса, обоняния.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования планируемые результаты освоения содержания предмета «Технология» отражают:
- осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества: формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий про-мышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
- овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда:
- овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач:
- развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания:
- формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
Выпускник научатся:
-характеризовать группы профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины,
производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов
питания, сервиса, информационной сфере, описывает тенденции их развития,
-характеризовать ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции ее развития;
-разъяснять социальное значение групп профессий, востребованных на региональном рынке труда;
- характеризовать группы предприятий региона проживания;
-характеризовать учреждения профессионального образования различного уровня,
расположенные на территории проживания обучающегося, об оказываемых ими
образовательных услугах, условиях поступления и особенностях обучения;
-анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений;
-анализировать результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и
реализацией образовательной траектории.
Выпускник получит возможность научиться:
-предлагать альтернативные варианты траекторий профессионального образования для
занятия заданных должностей;
-анализировать социальный статус произвольно заданной социально-профессиональной
группы из числа профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины,
производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов
питания, сервиса, информационной сфере.
При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета «Технология» учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам и требования индивидуализации обучения.
Содержание учебного курса «Технология» строится по годам обучения концентрически. В основе такого построения лежит принцип усложнения и тематического расширения 11 базовых компонентов, поэтому результаты обучения не разделены по классам.
Содержание деятельности учащихся в каждом классе, с 5-го по 8-й, по программе в соответствии с новой методологией включает в себя 11 общих для всех классов модулей:
Модуль 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности. Модуль 2. Производство.
Модуль 3. Технология. Модуль 4. Техника.
Модуль 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов. Модуль 6. Технологии обработки пищевых продуктов.
Модуль 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии. Модуль 8. Технологии получения, обработки и использования информации. Модуль 9. Технологии растениеводства.
Модуль 10. Технологии животноводства.
Модуль 11. Социальные технологии
Содержание модулей предусматривает изучение и усвоение информации по следующим сквозным тематическим линиям:
- получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации:
- элементы черчения, графики и дизайна;
- элементы прикладной экономики, предпринимательства;
- влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
- технологическая культура производства;
- культура и эстетика труда;
- история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;
- виды профессионального труда и профессии.
МОДУЛЬ 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности Выпускник научится:
- обосновывать и осуществлять учебные проекты материальных объектов, нематериальных услуг, технологий;
- обосновывать потребность в конкретном материальном блате, услуге или технологии;
- четко формулировать цель проекта (вид, форму и предназначение изделия, услуги, технологии);
- разрабатывать программу выполнения проекта;
- составлять необходимую учебно-технологическую документацию;
- выбирать технологию с учетом имеющихся материально-технических ресурсов;
- осуществлять технологический процесс в соответствии с разработанной программой проекта:
- подбирать оборудование и материалы:
- организовывать рабочее место; - осуществлять технологический процесс;
- контролировать ход и результаты работы;
- оформлять проектные материалы;
- осуществлять презентацию проекта с использованием компьютера.
Выпускник получит возможность научиться:
- применять методы творческого поиска технических или технологических решений;
- корректировать технологию и программу (наполнения проекта с учетом изменяющихся условий для проектной деятельности;
- применять технологический подход для осуществления любой деятельности;
- овладеть элементами предпринимательской деятельности.
МОДУЛЬ 2. Производство
Выпускник научится:
- соотносить изучаемый объект или явления с природной средой и техносферой;
- различать нужды и потребности людей, виды материальных и нематериальных благ для их удовлетворения;
- устанавливать рациональный перечень потребительских благ для современного человека; - ориентирования в сущностном проявлении основных категорий производства:
продукт труда, предмет труда, средства производства, средства труда, процесс производства, технологический процесс производства;
- сравнивать и характеризовать различные транспортные средства, применяемые в процессе производства материальных благ и услуг;
- оценивать уровень совершенства местного производства.
Выпускник получит возможность научиться:
- изучать характеристики производства;
- оценивать уровень автоматизации и роботизации местного производства.
- оценивать уровень экологичности местного производства:
- определяться в приемлемости для себя той или иной сферы производства или сферы услуг; находить источники информации о перспективах развития современных производств в области проживания, а также об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда.
МОДУЛЬ 3. Технология
Выпускник научится:
- четко характеризовать сущность технологии как категории производства;
- разбираться в вилах и эффективности технологии получения, преобразования и применения материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды;
- оценивать влияние современных технологий на общественное развитие;
- ориентироваться в современных и перспективных технологиях сферы производства и сферы услуг, а также в информационных технологиях;
- оптимально подбирать технологии с учетом предназначения продукта труда и масштабов производства;
- оценивать возможность и целесообразность применимости той или иной технологии, в том числе с позиции экологичности производства;
- прогнозировать для конкретной технологии возможные потребительские и производственные характеристики продукта труда.
Выпускник получит возможность научиться:
- оценивать возможность и целесообразность применения современных технологий в сфере производства и сфере услуг в своём социально-производственном окружении;
- оценивать возможность и целесообразность применения современных технологий для бытовой деятельности своей семьи.
МОДУЛЬ 4. Техника
Выпускник научится:
- разбираться в сущности того, что такое техника, техническая система, технологическая машина, механизм;
- классифицировать виды техники по различным признакам; находить информацию о современных видах техники;
- изучать конструкцию и принципы работы современной техники;
- оценивать область применения и возможности того или иного вида техники;
- разбираться в принципах работы устройств систем управления техникой;
- ориентироваться в видах устройств автоматики в технологических машинах и бытовой технике;
- различать автоматизированные и роботизированные устройства;
- собирать из деталей конструктора роботизированные устройства;
- проводить и анализировать конструирование механизмов, простейших роботов, позволяющих решить конкретные задачи (с помощью стандартных простых механизмов, материального и виртуального конструктора);
- управлять моделями роботизированных устройств.
Выпускник получит возможность научиться:
- оценивать технический уровень совершенства действующих машин и механизмов;
- моделировать машины и механизмы;
- разрабатывать оригинальные конструкции машин и механизмов для сформулированной идеи;
- проводить модификацию действующих машин и механизмов применительно к ситуации или данному заданию.
МОДУЛЬ 5. Технологии и получения, обработки, преобразования и использования материалов
Выпускник научится:
- читать и создавать технические рисунки, чертежи, технологические карты;
- анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;
- подбирать ручные инструменты, отдельные машины и станки и пользоваться ими;
- осуществлять изготовление деталей, сборку и отделку изделий;
- изготавливать изделия в соответствии с разработанной технической и технологической документацией;
- выполнять отделку изделий: использовать один из распространённых в регионе видов декоративно-прикладной обработки материалов;
- осуществлять текущий и итоговый контроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
- выполнять чертежи и эскизы с использованием средств компьютерной поддержки;
- разрабатывать оригинальные конструкции в заданной ситуации;
- находить варианты изготовления и испытания изделий с учётом имеющихся материально-технических условий;
- проектировать весь процесс получения материального продукта;
- разрабатывать и создавать изделия с помощью 3D-принтера;
- совершенствовать технологию получения материального продукта на основе дополнительной информации.
МОДУЛЬ 6. Технологии обработки пищевых продуктов Выпускник научится:
- ориентироваться в рационах питания для различных категории людей в различных жизненных ситуациях;
- выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах;
- разбираться в способах обработки пищевых продуктов, применять их в бытовой практике;
- выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов;
- соблюдать санитарно-гигиенические требования при обработке пищевых продуктов;
- пользоваться различными видами оборудования современной кухни;
- понимать опасность генетически модифицированных продуктов для здоровья человека;
- определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам, органолептическими и лабораторными методами;
- соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд;
- разбираться в технологиях заготовки продуктов питания и применять их.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять рациональный выбор пищевых продуктов с учётом их питательной ценности и принципов здорового питания;
- составлять индивидуальный режим питания; - разбираться в особенностях национальной кухни и готовить некоторые блюда; - сервировать стол, эстетически оформлять блюда; - владеть технологией карвинга для оформления праздничных блюд.
МОДУЛЬ 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии Выпускник научится:
- характеризовать сущность работы и энергии;
- разбираться в видах энергии, используемых людьми;
- ориентироваться в способах получения, преобразования, использования и аккумулирования механической энергии:
- сравнивать эффективность различных источников тепловой энергии;
- ориентироваться в способах получения и использования энергии магнитного поля;
- ориентироваться в способах получения, преобразования, использования и аккумулирования электрической энергии;
- ориентироваться в способах получения, преобразования и использования химической энергии;
- осуществлять использование химической энергии при обработке материалов и получении новых веществ;
- ориентироваться в способах получения, преобразования и использования ядерной и термоядерной энергии.
Выпускник получит возможность научиться:
- оценивать, эффективность использования различных видов энергии в быту и на производстве;
- разбираться в источниках различных видов энергии и целесообразности их применения в различных условиях:
- проектировать электроустановки и составлять их электрические схемы, собирать установки, содержащие электрические цепи;
- давать сравнительную оценку электромагнитной «загрязнённости» ближайшего окружения;
-давать оценку экологичности производств, использующих химическую энергию;
- выносить суждения об опасности и безопасности ядерной и термоядерной энергетики.
МОДУЛЬ 8. Технологии получения, обработки и использования информации Выпускник научится:
- разбираться в сущности информации и формах её материального воплощения;
- осуществлять технологии получения, представления, преобразования и использования различных валов информации;
- применять технологии записи различных видов информации;
- разбираться в видах информационных каналов человека и представлять их эффективность;
- владеть методами и средствами получения, преобразования, применения и сохранения информации;
- пользоваться компьютером для получения, обработки, преобразования, передачи и сохранения информации;
- характеризовать сущность коммуникации как формы связи информационных систем и людей;
- ориентироваться в сущности менеджмента и иметь представление об основных методах управления персоналом;
- представлять информацию вербальными и невербальными средствами при коммуникации с использованием технических средств.
Выпускник получит возможность научиться:
- пользоваться различными современными техническими средствами для получения, преобразования, предъявления и сохранения информации:
- осуществлять поиск и извлечение информации из различных источников с применением современных технических средств;
- применять технологии запоминания информации;
- изготовлять информационный продукт по заданному алгоритму;
- владеть приёмами эффективной коммуникации в процессе делового общения;
- управлять конфликтами в бытовых и производственных ситуациях.
МОДУЛЬ 9. Технологии растениеводства
Выпускник научится:
- применять основные агротехнологические приемы выращивания культурных растений;
- определять полезные свойства культурных растений;
- классифицировать культурные растения по группам;
- проводить исследования с культурными растениями;
- классифицировать дикорастущие растения по группам;
- проводить заготовку сырья дикорастущих растений;
- выполнять способы подготовки и закладки сырья дикорастущих растений на хранение;
- владеть методами переработки сырья дикорастущих растений;
- определять культивируемые грибы по внешнему виду;
- создавать условия для искусственного выращивания культивируемых грибов;
- владеть безопасными способами сбора и заготовки грибов;
- определять микроорганизмы по внешнему виду;
- создавать условия для искусственного выращивания одноклеточных водорослей;
- владеть биотехнологиями использования одноклеточных грибов на примере дрожжей для получения продуктов питания.
Выпускник получит возможность научиться:
- проводить фенологические наблюдения за комнатными растениями;
- применять способы и методы вегетативного размножения культурных растений (черенками, отводками, прививкой, культурой ткани) на примере комнатных декоративных культур;
- определять виды удобрений и способы их применения;
- давать аргументированные оценки и прогнозы развития агротехнологий;
- владеть биотехнологиями использования кисломолочных бактерии для получения кисломолочной продукции (творога, кефира и др.);
- создавать, условия для клонального микроразмножения растений;
- давать аргументированные оценки и прогнозы использования технологий клеточной и генной инженерии на примере генно-модифицированных растений.
МОДУЛЬ 10. Технологии животноводства
Выпускник научится:
- описывать роль различных видов животных в удовлетворении материальных и нематериальных потребностей человека;
- анализировать технологии, связанные с использованием животных;
- выделять и характеризовать основные элементы технологий животноводства;
- собирать информацию и описывать технологии содержания домашних животных;
- оценивать условия содержания животных в квартире, школьном зооуголке, личном подсобном хозяйстве и их соответствие требованиям;
- составлять по образцам рационы кормления домашних животных в семье;
- описывать технологии и основное оборудование для кормления животных и заготовки кормов;
- описывать технологии и технические устройства для получения различных видов продукции (молока, мяса, яиц, шерсти) на современных животноводческих фермах;
- описывать экстерьер и породные признаки животных по внешнему виду и справочным материалам;
- описывать работу по улучшению пород животных (в городских школах, в клубах собаководов);
- оценивать по внешним признакам состояние здоровья домашних животных, проводить санитарную обработку, простые профилактические и лечебные мероприятия для кошек, собак (в городской школе);
- описывать содержание труда основных профессий, связанных с технологиями использования животных.
Выпускник получит возможность научиться:
- приводить, рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий животноводства;
- проводить исследования способов разведения и содержания домашних животных в своей семье, семьях друзей;
- оценивать по внешним признакам с помощью простейших исследований качество продукции животноводства;
- проектировать и изготовлять простейшие технические устройства, обеспечивающие условия содержания животных и облегчающие уход за ними: клетки, будки для собак, автопоилки для птиц, устройства для аэрации аквариумов, автоматизированные кормушки для кошек и др.;
- описывать признаки распространенных заболеваний домашних животных по личным наблюдениям и информационным источникам;
- исследовать проблему бездомных животных как проблему своего микрорайона.
МОДУЛЬ 11. Социальные технологии
Выпускник научится:
- разбираться в сущности социальных технологий:
- ориентироваться в видах социальных технологий;
- характеризовать технологии сферы услуг, социальные сети как технологию;
- создавать средства получения информации для социальных технологий;
- ориентироваться в профессиях, относящихся к социальным технологиям;
- осознавать сущность категорий «рыночная экономика», «потребность», «спрос», «маркетинг», «менеджмент».
Выпускник получит возможность научиться:
- обосновывать личные потребности и выявлять среди них наиболее приоритетные;
- готовить некоторые виды инструментария для исследования рынка;
- выявлять и характеризовать потребительский спрос на некоторые виды товаров и услуг;
- применять методы управления персоналом при коллективном выполнении практических работ и созидательной деятельности;
- разрабатывать сценарии проведения семейных и общественных мероприятий;
- разрабатывать бизнес-план, бизнес-проект.
II. Содержание учебного предмета «Технология» 5 класс
Содержание учебного предмета «Технология»
5 класс
Теоретические сведения. Что такое техносфера. Что такое потребительские блага.
Производство потребительских благ. Общая характеристика производства.
Проектная деятельность. Что такое творчество.
Что такое технология. Классификация производств и технологий.
Что такое техника. Инструменты, механизмы и технические устройства.
Виды материалов. Натуральные, искусственные и синтетические материалы. Конструкционные материалы. Текстильные материалы.
Механические свойства конструкционных материалов. Механические, физические и технологические свойства тканей из натуральных волокон.
Технология механической обработки материалов. Графическое отображение формы предмета. Кулинария. Основы рационального питания. Витамины и их значение в питании. Правила санитарии, гигиены и безопасности труда на кухне.
Овощи в питании человека. Технологии механической кулинарной обработки овощей.
Украшение блюд. Фигурная нарезка овощей. Технологии тепловой обработки овощей.
Что такое энергия. Виды энергии. Накопление механической энергии.
Информация. Каналы восприятия информации человеком. Способы материального представления и записи визуальной информации.
Растения как объект технологии. Значение культурных растений в жизнедеятельности человека. Общая характеристика и классификация культурных растений. Исследования культурных растений или опыты с ними.
Животные и технологии XXI века. Животные и материальные потребности человека.
Сельскохозяйственные животные и животноводство. Животные - помощники человека.
Животные на службе безопасности жизни человека. Животные для спорта, охоты, цирка и науки.
Человек как объект технологии. Потребности людей. Содержание социальных технологий.
Практические работы. Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной
литературе о техносфере. Проведение наблюдений. Составление рациональных перечней потребительских благ для современного человека. Экскурсии. Подготовка рефератов.
Самооценка интересов и склонностей к какому-либо виду деятельности.
Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о технологиях.
Экскурсия на производство по ознакомлению с технологиями конкретного производства.
Составление иллюстрированных проектных обзоров техники по отдельным отраслям и видам. Ознакомление с образцами различного сырья и материалов. Лабораторные исследования свойств различных материалов. Составление коллекций сырья и материалов. Просмотр роликов о производстве материалов, составление отчётов об этапах производства.
Составление меню, отвечающего здоровому образу жизни. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах. Определение качества мытья столовой посуды экспресс-методом химического анализа. Определение доброкачественности пищевых продуктов органолептическим методом и методом химического анализа.
Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе об областях получения и применения механической энергии. Ознакомление с устройствами, использующими кинетическую и потенциальную энергию. Изготовление игрушки йо-йо.
Оценка восприятия содержания информации в зависимости от установки. Сравнение скорости и качества восприятия информации различными органами чувств.
Описание основных агротехнологических приемов выращивания культурных растений. Определение полезных свойств культурных растений. Классифицирование культурных
растений по группам. Проведение исследований с культурными растениями в условиях школьного кабинета.
Сбор дополнительной информации и описание примеров разведения животных для удовлетворения различных потребностей человека, классифицирование этих потребностей.
Тесты по оценке свойств личности. Составление и обоснование перечня личных потребностей и их иерархическое построение.
Ознакомление с устройством и назначением ручных неэлектрифицированных инструментов.
Упражнения по пользованию инструментами.
Чтение и выполнение технических рисунков и эскизов деталей. Разметка проектных изделий и деталей. Изготовление простых изделий для быта из конструкционных материалов. Обработка текстильных материалов из натуральных волокон растительного происхождения с помощью ручных инструментов, приспособлений, машин.
Приготовление кулинарных блюд и органолептическая оценка их качества. Сушка фруктов, ягод, овощей, зелени. Замораживание овощей и фруктов.
Выполнение основных агротехнологических приёмов выращивания культурных растениий с помощью ручных орудий труда на пришкольном участке. Определение полезных свойств культурных растений. Классифицирование культурных растений по группам. Проведение опытов с культурными растениями на пришкольном участке.
Сбор информации об основных видах сельскохозяйственных животных села, соответствующих направлениях животноводства и их описание.
6 класс
Теоретические сведения. Введение в творческий проект. Подготовительный этап.
Конструкторский этап. Технологический этап. Этап изготовления изделия. Заключительный этап.
Труд как основа производства. Предметы труда. Сырьё как предмет труда. Промышленное сырье. Сельскохозяйственное и растительное сырьё. Вторичное сырьё и полуфабрикаты. Энергия как предмет труда. Информация как предмет труда.
Объекты сельскохозяйственных технологий как предмет труда. Объекты социальных технологий как предмет труда.
Основные признаки технологии. Технологическая, трудовая и производственная дисциплина.
Техническая и технологическая документация.
Понятие о технической системе. Рабочие органы технических систем (машин). Двигатели технических систем (машин). Механическая трансмиссия в технических системах. Электрическая, гидравлическая и пневматическая трансмиссия в технических системах.
Технологии резания. Технологии пластического формования материалов. Основные технологии обработки древесных материалов ручными инструментами. Основные технологии обработки металлов и пластмасс ручными инструментами. Основные технологии механической обработки строительных материалов ручными инструментами.
Технологии механического соединения деталей из древесных материалов и металлов. Технологии соединения деталей с помощью клея. Технологии соединения деталей и элементов конструкций из строительных материалов. Особенности технологии соединения деталей из текстильных материалов и кожи. Технологии влажно-тепловых операций при изготовлении изделий из ткани и кожи.
Технологии наклеивания покрытий. Технологии окрашивания и лакирования. Технологии нанесения покрытий на детали и конструкции из строительных материалов.
Основы рационального (здорового) питания. Технология производства молока и приготовления продуктов и блюд из него. Технология производства кисломолочных продуктов и приготовление блюд из них. Технология производства кулинарных изделий из круп, бобовых культур. Технология приготовления блюд из круп и бобовых. Технология производства макаронных изделий и технология приготовления кулинарных блюл из них.
Что такое тепловая энергия. Методы и средства получения тепловой энергии. Преобразование тепловой энергии в другие вилы энергии и работу. Передача тепловой энергии. Аккумулирование тепловой энергии.
Восприятие информации. Кодирование информации при передаче сведений. Сигналы и знаки при кодировании информации. Символы как средство кодирования информации.
Дикорастущие растения, используемые человеком. Заготовка сырья дикорастущих растений. Переработка и применение сырья дикорастущих растений. Влияние экологических факторов на урожайность дикорастущих растений. Условия и методы сохранения природной среды.
Технологии получения животноводческой продукции и её основные элементы. Содержание животных — элемент технологии производства животноводческой продукции.
Виды социальных технологий. Технологии коммуникации. Структура процесса коммуникации. Практические работы. Составление перечня и краткой характеристики этапов проектирования конкретного продукта труда.
Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о составляющих производства. Ознакомление с образцами предметов труда. Проведение наблюдений. Экскурсии на производство. Подготовка рефератов.
Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о технологической дисциплине. Чтение и выполнение технических рисунков, эскизов, чертежей. Чтение и составление технологических карт.
Ознакомление с конструкцией и принципами работы рабочих органов различных видов техники.
Упражнения, практические работы по резанию, пластическому формованию различных материалов при изготовлении и сборке деталей для простых изделий из бумаги, картона, пластмасс, древесины и древесных материалов, текстильных материалов, чёрного и цветного металла. Организация экскурсий и интегрированных уроков с учреждениями СПО соответствующего профиля.
Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в минеральных веществах. Определение доброкачественности пищевых продуктов органолептическим методом и экспресс-методом химического анализа.
Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе об областях получения и применения тепловой энергии. Ознакомление с бытовыми техническими средствами получения тепловой энергии и их испытание.
Чтение и запись информации различными средствами отображения информации. Классификация дикорастущих растений по группам. Выполнение технологий подготовки и закладки сырья дикорастущих растений на хранение Овладение основными метилами переработки сырья дикорастущих растений.
Реферативное описание технологии разведения комнатных домашних животных на основе личного опыта, опыта друзей и знакомых, справочной литературы и информации в Интернете.
Разработка технологий общения при конфликтных ситуациях. Разработка сценариев проведения семейных и общественных мероприятий.
Ознакомление с устройством и назначением ручных электрифицированных инструментов.
Упражнения по пользованию инструментами.
Практические работы по изготовлению проектных изделий из фольги. Изготовление изделий из папье-маше.
Разметка и сверление отверстий в образцах из дерева, металла, пластмасс. Практические работы по обработке текстильных материалов из натуральных волокон животного происхождения с помощью ручных инструментов, приспособлений, машин. Изготовление проектных изделий из ткани и кожи.
Приготовление кулинарных блюд и органолептическая оценка их качества.
Классификация дикорастущих растений по группам. Освоение технологии заготовки сырья дикорастущих растений в природной среде на примере растений своего региона. Выполнение по ГОСТу технологий подготовки и закладки сырья дикорастущих растений на хранение. Владение методами переработки сырья дикорастущих растений.
Реферативное описание технологии разведения домашних и сельскохозяйственных животных на основе опыта своей семьи, семей своих друзей.
7 класс
Теоретические сведения. Создание новых идеи методом фокальных объектов Техническая документация в проекте. Конструкторская документация. Технологическая документация в проекте.
Современные средства ручного труда. Средства труда современного производства. Агрегаты и производственные линии.
Культура производства. Технологическая культура производства. Культура труда.
Двигатели. Воздушные двигатели. Гидравлические двигатели. Паровые двигатели. Тепловые машины внутреннего сгорания. Реактивные и ракетные двигатели. Электрические двигатели.
Производство металлов. Производство древесных материалов. Производство синтетических материалов и пластмасс. Особенности производства искусственных волокон в текстильном производстве. Свойства искусственных волокон. Производственные технологии обработки кон-струкционных материалов резанием. Производственные технологии пластического формования материалов. Физико-химические и термические технологии обработки материалов.
Характеристики основных пищевых продуктов, используемых в процессе приготовления изделии из теста. Хлеб и продукты хлебопекарной промышленности. Мучные кондитерские изделия и тесто для их приготовления.
Переработка рыбного сырья. Пищевая ценность рыбы. Механическая и тепловая кулинарная обработка рыбы. Нерыбные пищевые продукты моря. Рыбные консервы и пресервы.
Энергия магнитного поля. Энергия электрического тока. Энергия электромагнитного ноля. Источники и каналы получения информации. Метод наблюдения в получении новой информации. Технические средства проведения наблюдений. Опыты или эксперименты для получения новой информации.
Грибы. Их значение в природе и жизни человека. Характеристика искусственно выращиваемых съедобных грибов. Требования к среде и условиям выращивания культивируемых грибов. Технологии ухода за грибницами и получение урожая шампиньонов и вёшенок. Безопасные технологии сбора и заготовки дикорастущих грибов.
Корма для животных. Состав кормов и их питательность. Составление рационов кормления.
Подготовка кормов к скармливанию и раздача животным.
Назначение социологических исследований. Технология опроса: анкетирование. Технология
опроса: интервью.
Практические работы. Чтение различных видов проектной документации. Выполнение эскизов и чертежей. Анализ качества проектной документации проектов, выполненных ранее одноклассниками. Разработка инновационного объекта или услуги методом фокальных объектов.
Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о современных средствах труда. Экскурсии. Подготовка рефератов о современных технологических машинах и аппаратах.
Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о технологической культуре и культуре труда. Составление инструкций по технологической культуре работника. Самооценка личной культуры труда.
Ознакомление с принципиальной конструкцией двигателей. Ознакомление с конструкциями и работой различных передаточных механизмов.
Проектные работы по изготовлению изделий на основе обработки конструкционных и текстильных материалов с помощью ручных инструментов, приспособлений, станков, машин. Организация экскурсий и интегрированных уроков с учреждениями НПО, СПО соответствующего профиля.
Определение доброкачественности рыбы и морепродуктов органолептическим методом и экспресс-методом химического анализа.
Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе об областях получения и применения магнитной, электрической и электромагнитной энергии.
Составление формы протокола и проведение наблюдений реальных процессов. Проведение хронометража учебной деятельности.
Определение по внешнему виду трупп одноклеточных и многоклеточных грибов. Определение культивируемых грибов по внешнему виду. Создание условий для искусственного выращивания культивируемых грибов. Владение безопасными способами сбора и заготовки грибов.
Сбор информации и описание условий содержания домашних животных в своей семье, семьях друзей. Проектирование и изготовление простейших технических устройств, обеспечивающих условия содержания животных и облетающих уход за ними: клетки, будки для собак, автопоилки для птиц, устройства для аэрации аквариумов, автоматизированные кормушки для кошек и др. Выявление проблем бездомных животных для своего микрорайона.
Составление вопросников, анкет и тестов для учебных предметов. Проведение анкетирования и обработка результатов.
Ознакомление с устройством и работой станков. Упражнения по управлению станками. Учебно-практические работы на станках.
Приготовление десертов, кулинарных блюд из теста и органолептическая оценка их качества. Механическая обработка рыбы и морепродуктов. Приготовление блюд из рыбы и морепродуктов. Определение по внешнему виду групп одноклеточных и многоклеточных грибов. Определение культивируемых грибов по внешнему виду. Создание условий для искусственного выращивания культивируемых грибов. Владение безопасными способами сбора и заготовки грибов. Опыты по осуществлению технологических процессов промышленного производства культивируемых грибов (в условиях своего региона).
8 класс
Теоретические сведения. Дизайн в процессе проектирования продукта труда. Методы дизайнерской деятельности. Метод мозгового штурма при создании инноваций.
Продукт труда. Стандарты производства продуктов труда. Эталоны контроля качества продуктов труда. Измерительные приборы и контроль стандартизированных характеристик продуктов труда.
Классификация технологий. Технологии материального производства. Технологии сельскохозяйственного производства и земледелия. Классификация информационных технологий.
Органы управления технологическими машинами. Системы управления. Автоматическое управление устройствами и машинами. Основные элементы автоматики. Автоматизация производства.
Плавление материалов и отливка изделий. Пайка металлов. Сварка материалов. Закалка материалов. Электроискровая обработка материалов. Электрохимическая обработка металлов. Ультразвуковая обработка материалов. Лучевые методы обработки материалов. Особенности технологий обработки жидкостей и газов.
Мясо птицы. Мясо животных.
Выделение энергии при химических реакциях. Химическая обработка материалов и получение новых веществ.
Материальные формы представления информации для хранения. Средства записи информации.
Современные технологии записи и хранения информации.
Микроорганизмы, их строение и значение для человека. Бактерии и вирусы в биотехнологиях. Культивирование одноклеточных зеленых водорослей. Использование одноклеточных грибов в биотехнологиях.
Получение продукции животноводства. Разведение животных, их породы и продуктивность. Основные категории рыночной экономики. Что такое рынок. Маркетинг как технология управления рынком. Методы стимулирования сбыта. Методы исследования рынка. Практические работы. Деловая игра «Мозговой штурм». Разработка изделия на основе
морфологического анализа. Разработка изделия на основе метода морфологической матрицы. Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о характеристиках
выбранных продуктов труда. Проведение наблюдений. Ознакомление с измерительными приборами и проведение измерений различных физических величин. Экскурсии.
Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе о конкретных видах отраслевых технологий. Составление технологических карт для изготовления возможных проектных изделий или организации услут.
Изучение конструкции и принципов работы устройств и систем управления техникой, автоматических устройств бытовой техники. Сборка простых автоматических устройств из деталей конструктора.
Практические работы по изготовлению проектных изделий посредством технологий плавления
и литья (новогодние свечи из парафина иди воска). Закалка и испытание твёрдости металла. Пайка оловом. Сварка пластмасс. Организация экскурсии и интегрированных уроков с учреждениями СПО соответствующего профиля.
Определение доброкачественности мяса птицы и других пищевых продуктов органолептическим методом и экспресс-методом химического анализа.
Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе об областях получения и применения химической энергии.
Определение микроорганизмов по внешнему виду. Создание условий для искусственного выращивания одноклеточных зелёных водорослей. Овладение биотехнологиями использования одноклеточных грибов на примере дрожжей. Овладение биотехнологиями использования кисломолочных бактерий для получения кисломолочной продукции (творога, кефира и др.).
Составление рационов для домашних животных, организация их кормления. Сбор информации и проведение исследования о влиянии на здоровье животных натуральных кормов.
Составление вопросников для выявления потребностей людей в конкретном товаре. Опенка качества рекламы в средствах массовой информации.
Учебно-тематический план
Модули и темы программы
|
| |||||||||||||
5 | 6 | 7 | 8 | |||||||||||
1. Методы и средства творческой и проектной деятельности.
| 4 | 4 | 4 | 2 | ||||||||||
Творчество и проектная деятельность. | 4 |
|
|
| ||||||||||
Этапы проектной деятельности. |
| 4 |
|
| ||||||||||
Проектная документация. |
|
| 4 |
| ||||||||||
|
|
|
| 1 | ||||||||||
Экономическая оценка проекта. Реклама проекта. |
|
|
| 1 | ||||||||||
2. Производство. | 4 | 4 | 4 | 2 | ||||||||||
Естественная и искусственная окружающая среда (техносфера). | 4 |
|
|
| ||||||||||
Производство и труд как его основа. Предметы труда. |
| 4 |
|
| ||||||||||
Средства труда. |
|
| 4 |
| ||||||||||
Продукт труда. Современные средства контроля качества. |
|
|
| 1 | ||||||||||
Транспорт на производстве. Транспортировка жидкостей и газов. |
|
|
| 1 | ||||||||||
3. Технология. | 6 | 6 | 6 | 3 | ||||||||||
| 6 |
|
|
| ||||||||||
Признаки технологии. Технологическая документация.
|
| 6 |
|
| ||||||||||
Технологическая культура производства и культура труда.
|
|
| 6 |
| ||||||||||
Общая классификация технологий. |
|
|
| 1 | ||||||||||
Современные и перспективные технологии 21-го века. |
|
|
| 2 | ||||||||||
4. Техника. | 6 | 6 | 6 | 3 | ||||||||||
Техника, её разновидности. Технический рисунок, эскиз и чертёж. | 6 |
|
|
| ||||||||||
Конструкционные составляющие техники. Рабочие органы. |
| 6 |
|
| ||||||||||
Двигательные и передаточные механизмы. |
|
| 6 |
| ||||||||||
Органы управления и системы управления техникой.
|
|
|
| 1 | ||||||||||
Механизация и автоматизация современного производства. |
|
|
| 1 | ||||||||||
Роботизация современного производства. |
|
|
| 1 | ||||||||||
| 8 | 8 | 8 | 4 | ||||||||||
| 8 |
|
|
| ||||||||||
|
| 8 |
|
| ||||||||||
|
|
| 8 | 2 | ||||||||||
|
|
|
| 1 | ||||||||||
|
|
|
| 1 | ||||||||||
7. Технологии получения, преобразования и использования энергии | 6 | 6 | 6 | 3 | ||||||||||
Работа и энергия. Виды энергии. Механическая энергия. Энергия волн. | 6 |
|
|
| ||||||||||
Технологии получения, преобразования и использования тепловой энергии. |
| 6 |
|
| ||||||||||
Технологии получения, применения энергии магнитного поля и электрической энергии. |
|
| 6 |
| ||||||||||
Технологии получения и использования химической энергии. |
|
|
| 2 | ||||||||||
Технологии получения и использования ядерной энергии. |
|
|
| 1 | ||||||||||
| 6 | 6 | 6 | 3 | ||||||||||
Информация и её виды. | 6 |
|
|
| ||||||||||
Способы отображения информации. |
| 6 |
|
| ||||||||||
Технологии получения информации. |
|
| 6 |
| ||||||||||
Технологии записи и хранения информации. |
|
|
| 1 | ||||||||||
Коммуникационные технологии. |
|
|
| 2 | ||||||||||
9. Технологии растениеводства. | 8 | 8 | 8 | 4 | ||||||||||
Культурные растения и агротехнологии. | 8 |
|
|
| ||||||||||
Технологии использования дикорастущих растений. |
| 8 |
|
| ||||||||||
Технологии разведения и использования грибов. |
|
| 8 |
| ||||||||||
Технологии выращивания и использования микроорганизмов. |
|
|
| 2 | ||||||||||
|
|
|
| 2 | ||||||||||
10. Технологии животноводства. | 6 | 6 | 6 | 3 | ||||||||||
| 6 |
|
|
| ||||||||||
Основные технологии животноводства. |
| 6 |
|
| ||||||||||
Технологии разведения и содержания животных. |
|
| 6 |
| ||||||||||
Технологии кормления животных. |
|
|
| 1 | ||||||||||
Технологии разведения и клонирования животных |
|
|
| 2 | ||||||||||
11. Социальные технологии. | 6 | 6 | 6 | 3 | ||||||||||
| 6 |
|
|
| ||||||||||
Виды социальных технологий. |
| 6 |
|
| ||||||||||
Методы сбора информации в социальных технологиях. |
|
| 6 |
| ||||||||||
|
|
|
| 2 | ||||||||||
Технологии менеджмента. |
|
|
| 1 | ||||||||||
|
|
|
|
|
Тематическое планирование 5 класс
№ раздела п/п | Название раздела, темы, количество часов | Характеристика основных видов
|
1 | Методы и средства творческой и проектной деятельности (4 ч.) Проектная деятельность. Что такое творчество | Понимать значимость творчества в жизни и деятельности человека и проекта как формы представления результатов творчества. Определять особенности рекламы новых товаров. Осуществлять самооценку интересов и склонностей к какому-либо виду деятельности |
2 | Производство (4 ч.) Что такое техносфера. Что такое потребительские блага. Производство потребительских благ. Общая характеристика производства
| Формировать представление о получении различных видов сырь я и материалов. Знакомиться с понятием «конструкционные материалы». Формировать представление о технологи получения конструкционных материалов, их механических свойствах. Анализировать свойства и предназначение конструкционных и текстильных материалов. Выполнять некоторые операции по обработке конструкционных материалов. Овладевать средствами и формами графического отображения объектов. Знакомиться с особенностями технологий обработки текстильных материалов. Проводить лабораторные исследования свойств различных материалов. Составлять коллекции сырья и материалов. Осваивать умение читать и выполнять технические рисун- ки и эскизы деталей. Изготавливать простые изделия из конструкционных материалов. Выполнять некоторые операции по обработке текстильных материалов из натуральных волокон растительного происхождения с помощью ручных инструментов, приспособлений, машин. Создавать проекты изделий из текстильных материалов |
3 | Технология (4 ч.) Что такое технология. Классификация производств и технологий. | Осознавать роль технологии в производстве потребительских благ. Знакомиться с видами технологий в разных сферах производства. Определять, что является технологией в той или иной созидательной деятельности. Собирать и анализировать дополнительную информацию о видах технологий. Участвовать в экскурсии на производство делать обзор своих наблюдений |
4 | Техника (4 ч.) Что такое техника. Инструменты, механизмы и технические устройства | Осознавать и понимать роль техники. Знакомиться с разновидностями техники и её классификацией. Пользоваться простыми ручными инструментами. Управлять простыми механизмами и машинами. Составлять иллюстрированные проектные обзоры техники по отдельным отраслям производства |
5 | Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов. (10 ч.) Виды материалов. Натуральные, искусственные и синтетические материалы. Конструкционные материалы. Текстильные материалы. Механические свойства конструкционных материалов. Механические, физические и технологические свойства тканей из натуральных волокон. Технология механической обработки материалов. Графическое отображение формы предмета
| Знакомиться с разновидностями производственного сырья и материалов. Формировать представление о получении различных видов сырья и материалов. Знакомиться с понятием «конструкционные материалы». Формировать представление о технологии получения конструкционных материалов, их механических свойствах. Анализировать свойства и предназначение конструкционных и текстильных материалов. Выполнять некоторые операции по обработке конструкционных материалов. Овладевать средствами и фор- мами графического отображения объектов. Знакомиться с особенностями технологий обработки текстильных материалов. Проводить лабораторные исследования свойств различных материалов. Составлять коллекции сырья и материалов. Осваивать умение читать и выполнять технические рисунки и эскизы деталей. Изготавливать простые изделия из конструкционных материалов. Выполнять некоторые операции по обработке текстильных материалов из натуральных волокон растительного происхождения с помощью ручных инструментов, приспособлений, машин. Создавать проекты изделий из текстильных материалов |
6 | Технологии обработки пищевых продуктов (12 ч.) Кулинария. Основ рационального питания. Витамины и их значение в питании. Правила санитарии, гигиены и безопасности труда на кухне. Овощи в питании человека. Технологии механической кулинарной обработки овощей. Украшение блюд. Фигурная нарезка овощей. Технологии тепловой обработки овощей
| Осваивать новые понятия: рациональное питание, пищевой рацион, режим питания. Знакомиться с особенностями механической кулинарной обработки овощей и видами их нарезки. Получать представление об основных и вспомогательных видах тепловой обработки продуктов (варка, жарка, тушение, запекание, припускание; пассерование, бланширование). Составлять меню, отвечающее здоровому образу жизни. Пользоваться пирамидой питания при составлении рациона питания. Проводить опыты и анализировать способы определения качества мытья столовой посуды экспресс-методом химического анализа. Осваивать способы определения доброкачественности пищевых продуктов органолептическим методом и экспресс-методом химического анализа. Приготавливать и украшать блюда из овощей. Заготавливать зелень, овощи и фрукты с помощью сушки и замораживания. Соблюдать пра- вила санитарии и гигиены при обработке и хранении пищевых продуктов |
7 | Технологии получения, преобразования и использования энергии. (4 ч.) Что такое энергия. Виды энергии. Накопление механической энергии
| Осваивать новые понятия: работа, энергия, виды энергии. Получать представление о механической энергии, методах и средствах её получения, взаимном преобразовании потенциальной и кинетической энергии, аккумуляторах механической энергии. Знакомиться с применением кинетической и потенциальной энергии на практике. Проводить опыты по преобразованию механической энергии. Собирать дополнительную информацию об областях получения и применения механической энергии. Знакомиться с устройствами, использующими кинетическую и потенциальную энергию. Изготавливать игрушку йо-йо |
8 | Технологии получения, об- работки и использования информации. (4 ч.) Информация. Каналы восприятия информации человеком. Способы материального представления и записи визуальной информации | Осознавать и понимать значение информации и её видов. Усваивать понятия объективной и субъективно информации. Получать представление о зависимости видов информации от органов чувств. Сравнивать скорость и качество восприятия информации различными органами чувств.
|
9 | Технологии растениеводства. (10 ч. ) Растения как объект технологии. Значение культурных растений в жизнедеятельности человека. Общая характеристика и классификация культурных растений. Исследования культурных растений или опыты с ними
| Осваивать новые понятия: культурные растения, растениеводство и агротехнология. Получать представление об основных агротехнологических приёмах выращивания культурных растений. Осознавать значение культурных растений в жизнедеятельности человека. Знакомиться с классификацией культурных растений и видами исследований культурных растений. Проводить описание основных агротехнологических приёмов выращивания культурных растений. Выполнять классифицирование культурных растений по группам. Проводить исследования культурных растений. Выполнять основные агротехнологические приёмы выращивания культурных растений с помощью ручных орудий труда на пришкольном участке. Определять полезные свойства культурных растений, выращенных на пришкольном участке |
10 | Технологии животноводства. (8 ч.) Животные и технологии XXI века. Животные и материальные потребности человека. Сельскохозяйственные животные и животноводство. Животные — помощники чело- века. Животные на службе безопасности жизни человека. Животные для спорта, охоты, цирка и науки | Получать представление о животных как об объектах технологий и о классификации животных. Определять, в чём заключаются потребности чело-века, которые удовлетворяют животные. Собирать дополнительную информацию о животных организмах. Описывать примеры использования животных на службе безопасности жизни человека. Собирать информацию и проводить описание основных видов сельскохозяйственных животных своего села и соответствующих направлений животноводства
|
11 | Социальные технологии (4 ч.) Человек как объект техно- логии. Потребности людей. Содержание социальных технологий | Получать представление о сущности социальных технологий, о человеке как об объекте социальных технологий, об основных свойствах личности человека. Выполнять тест по оценке свойств личности. Разбираться в том, как свойства личности влияют на поступки человека |
12 | Итоговое занятие (1 ч.) Обобщающая беседа по изученному курсу |
|