Муниципальное общеобразовательное учреждение
Захаровская средняя общеобразовательная школа
Принято Утверждаю:
Педагогическим советом Директор школы
Протокол № от Аксенов И.М._________
Приказ № от « » г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1679878)
учебного предмета
«Технология»
для 5 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель:
Старчукова Марина Николаевна
учитель технологии
село Захарово, 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
НАУЧНЫЙ, ОБШЕКУЛЬТУРНЫЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ ТЕХНОЛОГИИ Фундаментальной задачей общего образования является освоение учащимися наиболее значимых аспектов реальности. К таким аспектам, несомненно, относится и преобразовательная деятельность человека.
Деятельность по целенаправленному преобразованию окружающего мира существует ровно столько, сколько существует само человечество. Однако современные черты эта деятельность стала приобретать с развитием машинного производства и связанных с ним изменений в интеллектуальной и практической деятельности человека. Было обосновано положение, что всякая деятельность должна осуществляться в соответствии с некоторым методом, причём эффективность этого метода непосредственно зависит от того, насколько он окажется формализуемым. Это положение стало основополагающей концепцией индустриального общества. Оно сохранило и умножило свою значимость в информационном обществе.
Стержнем названной концепции является технология как логическое развитие «метода» в следующих аспектах: процесс достижения поставленной цели формализован настолько, что становится возможным его воспроизведение в широком спектре условий при практически идентичных результатах; открывается принципиальная возможность автоматизации процессов изготовления изделий (что постепенно распространяется практически на все аспекты человеческой жизни). Развитие технологии тесно связано с научным знанием. Более того, конечной целью науки (начиная с науки Нового времени) является именно создание технологий.
В ХХ веке сущность технологии была осмыслена в различных плоскостях: были выделены структуры, родственные понятию технологии, прежде всего, понятие алгоритма; проанализирован феномен зарождающегося технологического общества; исследованы социальные аспекты технологии. Информационные технологии, а затем информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) радикальным образом изменили человеческую цивилизацию, открыв беспрецедентные возможности для хранения, обработки, передачи огромных массивов различной информации. Изменилась структура человеческой деятельности — в ней важнейшую роль стал играть информационный фактор.
Исключительно значимыми оказались социальные последствия внедрения ИТ и ИКТ, которые послужили базой разработки и широкого распространения социальных сетей и процесса информатизации общества. На сегодняшний день процесс информатизации приобретает качественно новые черты. Возникло понятие «цифровой экономики», что подразумевает превращение информации в важнейшую экономическую категорию, быстрое развитие информационного бизнеса и рынка.
Появились и интенсивно развиваются новые технологии: облачные, аддитивные, квантовые и пр. Однако цифровая революция (её часто называют третьей революцией) является только прелюдией к новой, более масштабной четвёртой промышленной революции. Все эти изменения самым решительным образом влияют на школьный курс технологии, что было подчёркнуто в «Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы» (далее — «Концепция преподавания предметной области «Технология»).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» В ОСНОВНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Основной целью освоения предметной области «Технология» является формирование технологической грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации.
Задачами курса технологии являются: овладение знаниями, умениями и опытом деятельности в предметной области «Технология» как необходимым компонентом общей культуры человека цифрового социума и актуальными для жизни в этом социуме технологиями;
овладение трудовыми умениями и необходимыми технологическими знаниями по преобразованию материи, энергии и информации в соответствии с поставленными целями, исходя из экономических, социальных, экологических, эстетических критериев, а также критериев личной и общественной безопасности; формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности, готовности к предложению и осуществлению новых технологических решений;
формирование у обучающихся навыка использования в трудовой деятельности цифровых инструментов и программных сервисов, а также когнитивных инструментов и технологий; развитие умений оценивать свои профессиональные интересы и склонности в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности, владение методиками оценки своих профессиональных предпочтений.
Как подчёркивается в Концепции преподавания предметной области «Технология», ведущей формой учебной деятельности, направленной на достижение поставленных целей, является проектная деятельность в полном цикле: от формулирования проблемы и постановки конкретной задачи до получения конкретных значимых результатов. Именно в процессе проектной деятельности достигается синтез многообразия аспектов образовательного процесса, включая личностные интересы обучающихся. При этом разработка и реализация проекта должна осуществляться в определённых масштабах, позволяющих реализовать исследовательскую деятельность и использовать знания, полученные обучающимися на других предметах.
Важно подчеркнуть, что именно в технологии реализуются все аспекты фундаментальной для образования категории «знания», а именно: понятийное знание, которое складывается из набора понятий, характеризующих данную предметную область; алгоритмическое (технологическое) знание — знание методов, технологий, приводящих к желаемому результату при соблюдении определённых условий; предметное знание, складывающееся из знания и понимания сути законов и закономерностей, применяемых в той или иной предметной области; методологическое знание — знание общих закономерностей изучаемых явлений и процессов.
Как и всякий общеобразовательный предмет, «Технология» отражает наиболее значимые аспекты действительности, которые состоят в следующем: технологизация всех сторон человеческой жизни и деятельности является столь масштабной, что интуитивных представлений о сущности и структуре технологического процесса явно недостаточно для успешной социализации учащихся — необходимо целенаправленное освоение всех этапов технологической цепочки и полного цикла решения поставленной задачи.
При этом возможны следующие уровни освоения технологии: уровень представления; уровень пользователя; когнитивно-продуктивный уровень (создание технологий); практически вся современная профессиональная деятельность, включая ручной труд, осуществляется с применением информационных и цифровых технологий, формирование навыков использования этих технологий при изготовлении изделий становится важной задачей в курсе технологии; появление феномена «больших данных» оказывает существенное и далеко не позитивное влияние на процесс познания, что говорит о необходимости освоения принципиально новых технологий — информационно-когнитивных, нацеленных на освоение учащимися знаний, на развитии умения учиться.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Основной методический принцип современного курса «Технология»: освоение сущности и структуры технологии идёт неразрывно с освоением процесса познания — построения и анализа разнообразных моделей. Только в этом случае можно достичь когнитивно-продуктивного уровня освоения технологий.
Современный курс технологии построен по модульному принципу. Модульность — ведущий методический принцип построения содержания современных учебных курсов. Она создаёт инструмент реализации в обучении индивидуальных образовательных траекторий, что является основополагающим принципом построения общеобразовательного курса технологии. Модуль «Производство и технология» В модуле в явном виде содержится сформулированный выше методический принцип и подходы к его реализации в различных сферах. Освоение содержания данного модуля осуществляется на протяжении всего курса «Технология» с 5 по 9 класс. Содержание модуля построено по «восходящему» принципу: от умений реализации имеющихся технологий к их оценке и совершенствованию, а от них — к знаниям и умениям, позволяющим создавать технологии.
Освоение технологического подхода осуществляется в диалектике с творческими методами создания значимых для человека продуктов. Особенностью современной техносферы является распространение технологического подхода на когнитивную область. Объектом технологий становятся фундаментальные составляющие цифрового социума: данные, информация, знание. Трансформация данных в информацию и информации в знание в условиях появления феномена «больших данных» является одной из значимых и востребованных в профессиональной сфере технологий 4-й промышленной революции.
Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов». В данном модуле на конкретных примерах показана реализация общих положений, сформулированных в модуле «Производство и технологии». Освоение технологии ведётся по единой схеме, которая реализуется во всех без исключения модулях. Разумеется, в каждом конкретном случае возможны отклонения от названной схемы. Однако эти отклонения только усиливают общую идею об универсальном характере технологического подхода.
Основная цель данного модуля: освоить умения реализации уже имеющихся технологий. Значительное внимание уделяется технологиям создания уникальных изделий народного творчества. Модуль «Робототехника». В этом модуле наиболее полно реализуется идея конвергенции материальных и информационных технологий. Важность данного модуля заключается в том, что в нём формируются навыки работы с когнитивной составляющей (действиями, операциями и этапами), которые в современном цифровом социуме приобретают универсальный характер.
Модуль «Животноводство». Модуль знакомит учащихся с классическими и современными технологиями в сельскохозяйственной сфере. Особенностью этих технологий заключается в том, что их объектами в данном случае являются природные объекты, поведение которых часто не подвластно человеку. В этом случае при реализации технологии существенное значение имеет творческий фактор — умение в нужный момент скорректировать технологический процесс.
Модуль «Растениеводство». Модуль знакомит учащихся с классическими и современными технологиями в сельскохозяйственной сфере. Особенностью этих технологий заключается в том, что их объектами в данном случае являются природные объекты, поведение которых часто не подвластно человеку. В этом случае при реализации технологии существенное значение имеет творческий фактор — умение в нужный момент скорректировать технологический процесс.
Модуль «3D-моделирование, прототипирование, макетирование». Этот модуль в значительной мере нацелен на реализацию основного методического принципа модульного курса технологии: освоение технологии идёт неразрывно с освоением методологии ТЕХНОЛОГИЯ. 5—9 классы 9 познания, основой которого является моделирование. При этом связь технологии с процессом познания носит двусторонний характер. С одной стороны, анализ модели позволяет выделить составляющие её элементы. С другой стороны, если эти элементы уже выделены, это открывает возможность использовать технологический подход при построении моделей, необходимых для познания объекта. Именно последний подход и реализуется в данном модуле. Модуль играет важную роль в формировании знаний и умений, необходимых для создания технологий.
Модуль «Компьютерная графика. Черчение». Данный модуль нацелен на решение задач, схожих с задачами, решаемыми в предыдущем модуле: «3D-моделирование, прототипирование, макетирование» — формирует инструментарий создания и исследования моделей, причём сам процесс создания осуществляется по вполне определённой технологии. Как и предыдущий модуль, данный модуль очень важен с точки зрения формирования знаний и умений, необходимых для создания новых технологий, а также новых продуктов техносферы.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет "Технология" изучается в 5 классе два часа в неделю, общий объем составляет 68 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
Модуль «Производство и технология». Раздел Преобразовательная деятельность человека.
Технологии вокруг нас. Алгоритмы и начала технологии. Возможность формального исполнения алгоритма. Робот как исполнитель алгоритма. Робот как механизм. Раздел. Простейшие машины и механизмы. Двигатели машин. Виды двигателей. Передаточные механизмы. Виды и характеристики передаточных механизмов. Механические передачи. Обратная связь. Механические конструкторы. Робототехнические конструкторы. Простые механические модели. Простые управляемые модели.
Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов». Раздел Структура технологии: от материала к изделию.
Основные элементы структуры технологии: действия, операции, этапы. Технологическая карта. Проектирование, моделирование, конструирование — основные составляющие технологии. Технологии и алгоритмы. Раздел. Материалы и их свойства. Сырьё и материалы как основы производства. Натуральное, искусственное, синтетическое сырьё и материалы. Конструкционные материалы. Физические и технологические свойства конструкционных материалов. Бумага и её свойства. Различные изделия из бумаги. Потребность человека в бумаге. Ткань и её свойства. Изделия из ткани. Виды тканей. Древесина и её свойства. Древесные материалы и их применение. Изделия из древесины. Потребность человечества в древесине. Сохранение лесов. Металлы и их свойства. Металлические части машин и механизмов. Тонколистовая сталь и проволока. Пластические массы (пластмассы) и их свойства. Работа с пластмассами. Наноструктуры и их использование в различных технологиях. Природные и синтетические наноструктуры. Композиты и нанокомпозиты, их применение. Умные материалы и их применение. Аллотропные соединения углерода. Раздел. Основные ручные инструменты. Инструменты для работы с бумагой. Инструменты для работы с тканью. Инструменты для работы с древесиной. Инструменты для работы с металлом. Компьютерные инструменты. Раздел. Трудовые действия как основные слагаемые технологии. Измерение и счёт как универсальные трудовые действия. Точность и погрешность измерений. Действия при работе с бумагой. Действия при работе с тканью. Действия при работе с древесиной. Действия при работе с тонколистовым металлом. Приготовление пищи. Общность и различие действий с различными материалами и пищевыми продуктами.
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
Модуль «Робототехника». Раздел. Алгоритмы и исполнители.
Роботы как исполнители. Цели и способы их достижения. Планирование последовательности шагов, ведущих к достижению цели. Понятие исполнителя. Управление исполнителем: непосредственное или согласно плану. Системы исполнителей. Общие представления о технологии. Алгоритмы и технологии. Компьютерный исполнитель. Робот. Система команд исполнителя. От роботов на экране компьютера к роботам-механизмам. Система команд механического робота. Управление механическим роботом. Робототехнические комплексы и их возможности. Знакомство с составом робототехнического конструктора.
Раздел. Роботы: конструирование и управление.
Общее устройство робота. Механическая часть. Принцип программного управления. Принципы работы датчиков в составе робототехнического набора, их параметры и применение. Принципы программирования роботов. Изучение интерфейса конкретного языка программирования, основные инструменты и команды программирования роботов.
Модуль «Растениеводство». Раздел Элементы технологий выращивания сельскохозяйственных культур.
Земледелие как поворотный пункт развития человеческой цивилизации. Земля как величайшая ценность человечества. История земледелия. Почвы, виды почв. Плодородие почв. Инструменты обработки почвы: ручные и механизированные. Сельскохозяйственная техника. Культурные растения и их классификация. Выращивание растений на школьном/приусадебном участке. Полезные для человека дикорастущие растения и их классификация. Сбор, заготовка и хранение полезных для человека дикорастущих растений и их плодов. Сбор и заготовка грибов. Соблюдение правил безопасности. Сохранение природной среды.
Модуль «3D-моделирование, макетирование, прототипирование». Раздел. Модели и технологии.
Виды и свойства, назначение моделей. Адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Раздел 2. Визуальные модели.
3D-моделирование как технология создания визуальных моделей. Графические примитивы в 3D-моделировании. Куб и кубоид. Шар и многогранник. Цилиндр, призма, пирамида. Операции над примитивами. Поворот тел в пространстве. Масштабирование тел. Вычитание, пересечение и объединение геометрических тел.
Модуль «Компьютерная графика. Черчение» . Раздел 1. Модели и их свойства.
Понятие графической модели. Математические, физические и информационные модели. Графические модели. Виды графических моделей. Количественная и качественная оценка модели.
Раздел 2. Черчение как технология создания графической модели инженерного объекта. Виды инженерных объектов: сооружения, транспортные средства, линии коммуникаций. Машины, аппараты, приборы, инструменты. Классификация инженерных объектов. Инженерные качества: прочность, устойчивость, динамичность, габаритные размеры, технические данные. Функциональные качества, эксплуатационные, потребительские, экономические, экологические требования к инженерным объектам. Понятие об инженерных проектах. Создание проектной документации. Классическое черчение. Чертёж. Набросок. Эскиз. Технический рисунок. Понятие о стандартах. Знакомство с системой ЕСКД, ГОСТ, форматами. Основная надпись чертежа. Масштабы. Линии. Шрифты. Размеры на чертеже. Понятие о проецировании.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Патриотическое воспитание:
проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии;
ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленной революции;
осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий;
освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
Эстетическое воспитание:
восприятие эстетических качеств предметов труда;
умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов.
Ценности научного познания и практической деятельности:
осознание ценности науки как фундамента технологий;
развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки.
Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами;
умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз.
Трудовое воспитание:
активное участие в решении возникающих практических задач из различных областей; умение ориентироваться в мире современных профессий.
Экологическое воспитание:
воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой;
осознание пределов преобразовательной деятельности человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов; устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к внешнему миру;
выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а также процессов, происходящих в техносфере;
самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации;
оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации; опытным путём изучать свойства различных материалов; овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с приближёнными величинами; строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов;
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учётом синергетических эффектов.
Работа с информацией:
выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи; понимать различие между данными, информацией и знаниями;
владеть начальными навыками работы с «большими данными»;
владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности;
вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению проекта;
оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и процесс её достижения.
Принятие себя и других:
признавать своё право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право другого на подобные ошибки.
Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Общение:
в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта;
в рамках публичного представления результатов проектной деятельности;
в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов;
в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях. Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта;
понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия успешной проектной деятельности;
уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника — участника совместной деятельности;
владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики;
уметь распознавать некорректную аргументацию.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
Модуль «Производство и технология».
характеризовать роль техники и технологий для прогрессивного развития общества;
характеризовать роль техники и технологий в цифровом социуме;
выявлять причины и последствия развития техники и технологий;
характеризовать виды современных технологий и определять перспективы их развития;
уметь строить учебную и практическую деятельность в соответствии со структурой технологии: этапами, операциями, действиями;
научиться конструировать, оценивать и использовать модели в познавательной и практической деятельности;
организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности; соблюдать правила безопасности;
использовать различные материалы (древесина, металлы и сплавы, полимеры, текстиль, сельскохозяйственная продукция);
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и производственных задач;
получить возможность научиться коллективно решать задачи с использованием облачных сервисов;
оперировать понятием «биотехнология»;
классифицировать методы очистки воды, использовать фильтрование воды;
оперировать понятиями «биоэнергетика», «биометаногенез».
Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов»
характеризовать познавательную и преобразовательную деятельность человека;
соблюдать правила безопасности;
организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
классифицировать и характеризовать инструменты, приспособления и технологическое оборудование;
активно использовать знания, полученные при изучении других учебных предметов, и сформированные универсальные учебные действия;
использовать инструменты, приспособления и технологическое оборудование;
выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, технологического оборудования;
получить возможность научиться использовать цифровые инструменты при изготовлении предметов из различных материалов;
характеризовать технологические операции ручной обработки конструкционных материалов; применять ручные технологии обработки конструкционных материалов; правильно хранить пищевые продукты;
осуществлять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов, сохраняя их пищевую ценность;
выбирать продукты, инструменты и оборудование для приготовления блюда;
осуществлять доступными средствами контроль качества блюда;
проектировать интерьер помещения с использованием программных сервисов;
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления швейных изделий;
строить чертежи простых швейных изделий;
выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения швейных работ; выполнять художественное оформление швейных изделий;
выделять свойства наноструктур; приводить примеры наноструктур, их использования в технологиях;
получить возможность познакомиться с физическими основы нанотехнологий и их использованием для конструирования новых материалов.
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ Модуль «Робототехника»
соблюдать правила безопасности;
организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
классифицировать и характеризовать роботов по видам и назначению; знать и уметь применять основные законы робототехники;
конструировать и программировать движущиеся модели; получить возможность сформировать навыки моделирования машин и механизмов с помощью робототехнического конструктора; владеть навыками моделирования машин и механизмов с помощью робототехнического конструктора;
владеть навыками индивидуальной и коллективной деятельности, направленной на создание робототехнического продукта.
Модуль «Растениеводство».
соблюдать правила безопасности; организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
характеризовать основные направления растениеводства;
описывать полный технологический цикл получения наиболее распространённой растениеводческой продукции своего региона;
характеризовать виды и свойства почв данного региона; назвать ручные и механизированные инструменты обработки почвы;
классифицировать культурные растения по различным основаниям;
называть полезные дикорастущие растения и знать их свойства; назвать опасные для человека дикорастущие растения;
называть полезные для человека грибы; называть опасные для человека грибы;
владеть методами сбора, переработки и хранения полезных дикорастущих растений и их плодов;
владеть методами сбора, переработки и хранения полезных для человека грибов;
характеризовать основные направления цифровизации и роботизации в растениеводстве;
получить возможность научиться использовать цифровые устройства и программные сервисы в технологии растениеводства;
характеризовать мир профессий, связанных с растениеводством, их востребованность на рынке труда.
Модуль «ЗD-моделирование, прототипирование и макетирование»
соблюдать правила безопасности;
организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
создавать 3D-модели, используя программное обеспечение;
презентовать изделие;
называть виды макетов и их назначение;
создавать макеты различных видов;
выполнять развёртку и соединять фрагменты макета;
выполнять сборку деталей макета;
характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на рынке труда.
Модуль «Компьютерная графика, черчение»
соблюдать правила безопасности;
организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
понимать смысл условных графических обозначений, создавать с их помощью графические тексты;
владеть ручными способами вычерчивания чертежей, эскизов и технических рисунков деталей; 6
уметь читать чертежи деталей и осуществлять расчёты по чертежам;
выполнять эскизы, схемы, чертежи с использованием чертёжных инструментов и приспособлений оформлять конструкторскую документацию,
характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на рынке труда.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | контрольные работы | практические работы |
Модуль 1. Растениеводство. Элементы технологии возделывания сельскохозяйственных культур |
1.1 | Выращивание культурных растений | 8 | 0 | 6 | | Освоение новых понятий: культурные растения, растениеводство, агротехнология. Получение представления об основных агротехнологических приемах выращивания культурных растений. Осознание значения культурных растений в жизнедеятельности человека. Выполнение классификации культурных растений по группам. Проведение исследований с культурными растениями. Выполнение основных агротехнологических приемов выращивания культурных растений с помощью ручных орудий труда на пришкольном участке. Определение полезных свойств культурных растений, выращенных на пришкольном участке. | тестирование | |
| Итого по модулю | 8 |
Модуль 2. Производство и технология |
2.1 | Преобразовательная деятельность человека | 4 | 0 | 0 | | характеризовать познавательную и преобразовательную деятельность человека; выделять простейшие элементы различных моделей; | Письменный контроль | |
2.2 | Простейшие машины и механизмы | 7 | 1 | | | ; называть основные виды механических движений; описывать способы преобразования движения из одного вида в другой; называть способы передачи движения с заданными усилиями и скоростями; изображать графически простейшую схему машины или механизма, в том числе с обратной связью; | тестирование | |
| Итого по модулю | 11 | |
Модуль 3. Технологии обработки материалов и пищевых продуктов |
3.1 | Структура технологии: от материала к изделию | 2 | 0 | 0 | | называть основные элементы технологической цепочки; называть основные виды деятельности в процессе создания технологии; объяснять назначение технологии; читать (изображать) графическую структуру технологической цепочки; | тестирование | |
3.2 | Материалы и изделия | 6 | | 2 | | называть основные свойства бумаги и области её использования; называть основные свойства ткани и области её использования; называть основные свойства древесины и области её использования; называть основные свойства металлов и области их использования; называть металлические детали машин и механизмов; сравнивать свойства бумаги, ткани, дерева, металла; предлагать возможные способы использования древесных отходов; | Письменный контроль | |
3.3 | Трудовые действия как основные слагаемые технологии | 5 | 1 | 3 | | называть основные измерительные инструменты; называть основные трудовые действия, необходимые при обработке данного материала; выбирать масштаб измерения, адекватный поставленной задаче; оценивать погрешность измерения; осуществлять измерение с помощью конкретного измерительного инструмента; конструировать технологические операции по обработке данного материала из трудовых действий; | Контрольная работа | |
3.4 | Основные ручные инструменты | 4 | 0 | 2 | | называть назначение инструментов для работы с данным материалом; оценивать эффективность использования данного инструмента; выбирать инструменты, необходимые для изготовления данного изделия; создавать с помощью инструментов простейшие изделия из бумаги, ткани, древесины, железа; | Письменный контроль | |
| Итого по модулю | 15 | | | | | | |
Модуль 4. Робототехника |
4.1 | Алгоритмы и исполнители. Роботы как исполнители | 2 | 0 | 0 | | Понятие «робот», «робототехника», «робоспорт». Применение роботов в различных сферах жизни человека, значение робототехники. | тестирование | |
4.2 | Роботы: конструирование и управление | 4 | | 3 | | Знакомство и сборка новой простейших механизмов | | |
| Итого по модулю | 5 | | | | | | |
Модуль 5 «Компьютерная графика, черчение» |
5.1 | Техника выполнения чертежей и правила их оформления | 4 | | 2 | | Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнения чертежей с применением компьютерных программ. Цели и задачи изучения черчения в школе. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах. Выполнение эскизов деталей. Повторение сведений о способах проецирования. Правила нанесения размеров. | Письменный контроль | |
| Итого по модулю | 4 | | | | | | |
Модуль 6 «ЗD-моделирование, прототипирование и макетирование» |
6.1 | Понятие дизайн. | 3 | 0 | 1 | | Понятие дизайн, основные виды дизайна, сферы использования, профессия дизайнера. Понятие прототип, прототипирование. Значение прототипирования. Метод Мозговой штурм: преимущества и недостатки. | тестирование | |
6.2 | Моделирование в программе Blender | 6 | 0 | 3 | | Новейшие технологии, технология 3D –моделирования, сферы применения технологии, значение для общества. Профессии данной области. Приобретение навыков работы с новы программным обеспечением. Получение знаний о современных технологиях и технике Интерфейс программы Blender, горячие клавиши Blender | | |
6.3 | Итоговое повторение по курсу «Технология» | 2 | 0 | 0 | | | тестирование | |
6.4 | Итоговая контрольная работа по курсу «Технология» | 1 | 1 | 0 | | | Контрольная работа | |
| Итого по модулю | 10 | | | | | | |
Модуль 7. Растениеводство. Элементы технологии возделывания сельскохозяйственных культур |
7.1 | Технологии растениеводства | 15 | | 12 | | Освоение новых понятий: культурные растения, растениеводство, агротехнология. Получение представления об основных агротехнологических приемах выращивания культурных растений. Осознание значения культурных растений в жизнедеятельности человека. Выполнение классификации культурных растений по группам. Проведение исследований с культурными растениями. Выполнение основных агротехнологических приемов выращивания культурных растений с помощью ручных орудий труда на пришкольном участке. Определение полезных свойств культурных растений, выращенных на пришкольном участке | тестирование | |
| Итого по модулю | 15 | | | | | | |
| Всего | 68 | 3 | 32 | | | | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Растения как объект технологии. Значение культурных растений в жизнедеятельности человека | 1 | 0 | 0 | | тестирование |
2 | Общая характеристика и классификация культурных растений | 1 | 0 | 0 | | тестирование |
3-8 | Работа на пришкольном участке | 6 | | 6 | | Устный опрос |
9-10 | Техносфера. Потребительские блага и их производство Общая характеристика производства.. | 2 | 0 | 0 | | Письменный контроль |
11 | Что такое технология Классификация производств и технологий. Практическая работа №2 (стр 28 ( Использование ресурсов кабинета ТР)) | 1 | | 1 | | |
12 | Что такое техника Инструменты, механизмы и технические устройства | 1 | 0 | 0 | | тестирование |
13 | Практическая работа №3 «Составление иллюстрированного обзора моделей Отечественных автомобилей, выпускавшихся в СССР до 1991 г.» (ресурсы каб ТР | 1 | 0 | 1 | | |
14 | Что такое энергия. Виды энергии. | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль |
15 | Накопление механической энергии. | 1 | 0 | 0 | | |
16 | Практическая работа № 6 « Изготовление игрушки «Йо-йо» | 1 | 0 | 1 | | |
17 | Методы и средства производства и применения механической энергии | 1 | 0 | 0 | | тестирование |
18 | Проектная деятельность | 1 | 0 | 0 | | |
19 | Что такое творчество | 1 | 0 | 0 | | тестирование |
20-21 | Практическая работа № 3 «Изготовление композиции из роз и шара» | 2 | 0 | 2 | | |
22 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | 0 | 0 | | тестирование |
23 | Древесина как конструкционный материал | 1 | 0 | 0 | | |
24 | Основные технологические операции и приёмы ручной обработки древесины | 1 | 0 | 0 | | тестирование |
25 | Механические и технологические свойства металлов и сплавов. | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль |
26 | Основные технологические операции и приёмы ручной обработки металлов и искусственных материалов. | 1 | 0 | 0 | | тестирование |
27 | Натуральные волока растительного происхождения | 1 | 0 | 0 | | тестирование |
28 | Виды и свойства тканей из химических волокон | 1 | 0 | 0 | | |
29 | Практическая работа №4 «Создание коллекции из волокон и тканей» | 1 | 0 | 1 | | |
30 | Повторительно-обобщающий урок | 1 (13) | 0 | 0 | | Письменный контроль |
31 | Основы рационального питания. Витамины и их значение в питании. | 1 | 0 | 0 | | тестирование |
32-33 | Правила санитарии, гигиены и безопасности труда на кухне. Практическая работа № 5 « Определение загрязнения столовой посуды» ( стр 92) | 2 | 0 | 2 | | |
34 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | 0 | 0 | | тестирование |
35 | Первичные знания о роботах | 1 | 0 | 0 | | |
36 | Ознакомление с визуальной средой программирования | 1 | 0 | 0 | | |
37-40 | Сборка простых механизмов | 4 | 0 | 4 | | |
41 | Техника выполнения чертежей и правила их оформления | 1 | 0 | 0 | | тестирование |
42 | Чертежный шрифт | 1 | 0 | 1 | | |
43 | Чтение и выполнение чертежей. Сечения и разрезы | 1 | 0 | 1 | | |
44 | Практическая работа № 6 « Выполнение чертежа детали» | 1 | 0 | 1 | | |
45 | Дизайн. Виды дизайна. | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль |
46 | Создание объектов. Прототипирование | 1 | 0 | 0 | | тестирование |
47 | Практическая работа № 7» создание модели Школа будущего с применением метода Мозгового штурма» | 1 | 0 | 1 | | |
48 | 3D-моделирование-технология будущего | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль |
49 | Знакомство с программами для 3D-моделирования. Работа в программе Blender | 1 | 0 | 0 | | |
50-51 | Урок 3D-моделирования. Создание объекта | 2 | 0 | 2 | | |
52-53 | Итоговое повторение по курсу «Технология» | 2 | | | | тестирование |
54 | Итоговая контрольная работа по курсу «Технология» | 1 | 0 | 1 | | Контрольная работа |
55-57 | Исследования культурных растений и опыты с ними | 3 | 0 | 2 | | |
58-59 | Условия внешней среды, необходимые для выращивания культурных растений | 2 | 0 | 0 | | тестирование |
60-61 | Работа на пришкольном участке. Планирование деятельности. Работа над проектом « Наш школьный двор» | 2 | 0 | 1 | | |
62-63 | Работа на пришкольном участке. Основные агротехнологические приемы при посадке растений. | 2 | | 1 | | |
64-66 | Работа на пришкольном участке. Реализация проекта « Наш школьный двор» | 3 | | 3 | | |
67-68 | Работа на пришкольном участке. Реализация проекта « Наш школьный двор» | 2 | 0 | 2 | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Технология.5класс/класс В.М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г.Ю. Семенова, Е.Н. Филимонова, Г.Л.Копотева, Е.Н.Максимова. 2021г
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
https://www.uchportal.ru/load/47-2-2
http://school-collection.edu.ru/ http://um-razum.ru/load/uchebnye_prezentacii/nachalnaja_shkola/18
http://internet.chgk.info/ http://www.vbg.ru/~kvint/im.htm
Электронные образовательные ресурсы (цифровые)
1. Производство https://resh.edu.ru/subject/8/5/
2. Технология и технологии https://resh.edu.ru/subject/8/5/
3. Техника https://resh.edu.ru/subject/8/5/
4. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов. https://resh.edu.ru/subject/8/5/
5.Технологии обработки овощей 8 https://resh.edu.ru/subject/8/5/
6. Технологии получения, преобразования и использования энергии https://resh.edu.ru/subject/8/5/
7. Технологии получения, обработки и использования информации. https://resh.edu.ru/subject/8/5/
8. Технологии растениеводства https://resh.edu.ru/subject/8/5/
9. Животный мир в техносфере https://resh.edu.ru/subject/8/5/
10. Социальные технологии
11. Методы и средства творческой и проектной деятельности. https://resh.edu.ru/subject/
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
1. Магнитно-маркерная доска.
2. Интерактивная панель.
3. Колонки
4. Компьютер
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
1. Базовый набор LEGO Mindstorms EV3
2. Ресурсный набор LEGO Mindstorms EV3
3. Набор LEGO Технология и физика
4. Ноутбуки для учащихся