СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии 5 класс

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии 5 класс»


Приложение___

Рассмотрено

На заседании МО

Протокол №_____

«___»_____________ 2018г.

Рук МО_________________

Согласовано

Зам. директора

_____________________________

«____»_______________2018г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по технологии 5 класс




Инчина Александра Николаевича,

учителя технологии

























2018- 2019 учебный год



Содержание рабочей программы


Планируемые результаты освоения учебного предмета

2

Содержание учебного предмета

6

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

11



















































Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:


  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  •  умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  •  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты:


В познавательной сфере:


  • рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

  • оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

  • ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

  • владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;

  • классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;

  • распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

  • владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

  • применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;

  • владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

  • применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.


В трудовой сфере:


  • планирование технологического процесса и процесса труда;

  • подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

  • проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;

  • подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

  • проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

  • соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

  • соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

  • обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

  • выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

  • подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;

  • выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

  • документирование результатов труда и проектной деятельности;

  • расчет себестоимости продукта труда;

  • примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.


В мотивационной сфере:


  • оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

  • оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

  • выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;

  • выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;

  • согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

  • осознание ответственности за качество результатов труда;

  • наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.


В эстетической сфере:


  • дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

  • моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

  • разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;

  • эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

  • рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.


В коммуникативной сфере:


  • формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

  • выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;

  • оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;

  • публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

  • разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;

  • потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.


В физиолого-психологической сфере:


  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

  • достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

  • соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;

  • сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.








Содержание предмета «Технология»


В результате обучения, учащиеся овладеют:

  • трудовыми и технологическими знаниями и умениями

по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эс­тетическими свойствами;

  • умениями ориентироваться в мире профессий, оцени­вать свои профессиональные интересы и склонности к изуча­емым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

  • навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность.

познакомиться:

  • с основными технологическими понятиями и характе­ристиками;

  • с назначением и технологическими свойствами матери­алов;

  • с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

  • с видами, приемами и последовательностью выполне­ния технологических операций, влиянием различных техноло­гий обработки материалов и получения продукции на окру­жающую среду и здоровье человека;

  • с профессиями и специальностями, связанными с об­работкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

  • со значением здорового питания для сохранения свое­го здоровья; выполнять по установленным нормативам следующие тру­довые операции и работы:

  • рационально организовывать рабочее место;

  • находить необходимую информацию в различных ис­точниках;

  • применять конструкторскую и технологическую доку­ментацию;

  • составлять последовательность выполнения технологи­ческих операций для изготовления изделия или выполнения работ;

  • выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;

  • конструировать, моделировать, изготавливать изделия;

  • выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособ­лений, машин, оборудования, электроприборов;

  • соблюдать безопасные приемы труда и правила пользо­вания ручными инструментами, машинами и электрооборудо­ванием;

  • осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали);

  • находить и устранять допущенные дефекты;

  • проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

  • планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;

  • распределять работу при коллективной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни лля:

  • понимания ценности материальной культуры для жиз­ни и развития человека;

  • формирования эстетической среды бытия;

  • развития творческих способностей и достижения высо­ких результатов преобразующей творческой деятельности че­ловека;

  • получения технико-технологических сведений из разно­образных источников информации;

  • организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

  • изготовления изделий декоративно-прикладного искус­ства для оформления интерьера;

  • изготовления или ремонта изделий из различных мате­риалов с использованием ручных инструментов, приспособле­ний, машин, оборудования;

  • контроля качества выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов; выполнения безопасных приемов труда и правил элект­робезопасности, санитарии и гигиены;

  • оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства




Вводное занятие 1ч


Школьные учебные мастерские - правила внутреннего рас­порядка в мастерской. Организация труда и оборудование рабо­чего места. Общие сведения о санитарно-гигиенических требованиях. Рациональное размещение инструмента. Правила безопасного труда. Охрана окружающей среды. Экономное расходование всех видов ресурсов. Ознакомление с основными разделами программы обучения. Демонстрация проектных изделий, изго­товленных обучающимися 5 класса в предшествующие годы. Распре­деление общественных обязанностей между обучающимися.


Технология в жизни человека и общества 1ч


Основная цель данного раздела - формирование у школьников понятия о технологии как способе создания рукотворного мира для удовлетворения потребностей человека и общества; рассмотрение технологии как процесса преобразования вещества (древесины, металла, растительных, животных, синтетических и искусственных волокон - в изделия), энергии (солнечные батареи), информации (обработка информации многочислен­ных приборов и датчиков). Опора технологии на знания, уже по­лученные из других учебных предметов, и использование их для решения практических задач.

Необходимо дать разъяснение понятию «современные нау­коемкие технологии», пояснить, что такие технологии, как ин­формационная, ядерная, генная, космическая и другие, определяют, как высокие. Именно они являются основой экономическо­го процветания развитых стран. Высокие технологии окружают нас в повседневной жизни (сотовые телефоны, спутниковое цифровое телевидение, электронное оборудование, новейшие лекарственные препараты и т. п.).

Следует обратить внимание обучающихся на то, что технология помогает решать не только технологические (производствен­ные), но и человеческие (бытовые) проблемы. Результатом тех­нологической деятельности являются продукты труда, соответствующие определенным характеристикам, заданным на стадии проектирования.

Разъяснение роли технологии в жизни человека и общества можно начать на вводном занятии и продолжить на следующем уроке.

Межпредметные связи

Природоведение. Окружающий мир (мир живой и неживой природы, труд людей по использованию и охране природы, ору­дия труда, влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей).

Информатика (сбор, обработка, хранение, представлений и распространение информации, использование компьютера).

Изобразительное искусство (роль изобразительных искусств в организации материального окружения человека, декоративно-прикладная и художественно-конструкторская деятельность).

Дидактические средства

Схемы, рисунки, отражающие преобразующую деятельность человека.

Упражнения и исследования:

1. Дизайн-анализ изделий, выполненных обучающимися на уроках технологии.

2. Дизайн-анализ изделий массового производства.

В результате изучения раздела «Технология в жизни чело­века и общества» ученик должен:

знать/понимать

• отличия природного (нерукотворного) мира от рукотворного (искусственного);

• что такое технология;

• цели технологии;

уметь

• приводить примеры влияния технологии на общество и об­щества на технологию;

• выявлять влияние технологии на природный мир;

• использовать приобретенные знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни для выбора оптимальных технологий изготовления изделий и оказания услуг, удовлетворяющих потребности человека на основе ра­ционального использования всех видов ресурсов.

Нерукотворный и рукотворный мир. Важнейшие человече­ские потребности: пища, безопасность и сохранение здоровья, образование, общение, проявление и реализация интересов. Источники удовлетворения потребностей. Виды человеческой деятельности, направленные на удовлетворение потребностей. Технология как вид деятельности. Влияние технологии на общество, общества на технологию. Влияние технологии на окружающий природный и искусственный мир. Связь технологии с ремеслом декоративно-прикладным творчеством.




Основы проектирования 10ч


Цель изучения данного раздела - научить школьников творчески использовать знания и трудовые умения для решения задач, выдвигаемых практикой. В основу овладения технологическими процессами положен метод проектов, позволяющий развить интеллектуальные способности и творческое мышление обучающихся, их самостоятельность и ответственность за принимаемые решения.

Результатами проектов могут быть изделия, услуги, разработки по благоустройству окружающей среды и др. Система проектов строится по принципу усложнения, поэтому в основу учебной программы, закладывается ряд положений:

• постепенное увеличение знаний и навыков;

• выполнение проектов от простых к сложным;

• постепенное усложнение требований, предъявляемы к выполнению проектов (использование информационных технологий, учет влияния различных факторов; экологическое и экономическое решение проблем; нравственный аспект и др.);

• развитие способностей, обучающихся и осознание ими собственных возможностей для удовлетворения потребностей личности и общества;

• выбор проектов с учетом местных условий и народных трудовых традиций.

Работа по методу проектов может быть реализована как индивидуально, так и коллективно. В первом случае проект будет основан на сотрудничестве учителя и отдельного ученика, во втором - целой группы, в которую входит и сам учитель. Он следит за тем, чтобы ни одна детская инициатива не была упущена.

При разработке плана проекта обучающиеся используют различные источники информации - справочную литературу, сеть Интернет и др., советуются с членами семьи, специалистами, изучают инструменты, материалы, необходимые для выполнения проекта. Первоначальный план реализации проекта постоянно пересматривается, возможные упущения исправления.

Техника проектирования может быть разнообразной. Главное, чтобы план отвечал проекту, а не наоборот. Время, отведённое на разные виды деятельности в рамках проекта, варьируется в зависимости от содержания проекта. В процессе выполнения проекта обучающиеся разрабатывают и изготовляют изделие для конкретного человека или общества, нуждающегося в нём. Это одно из основных различий между проектом и упражнениями.

Учитывая преемственность технологии и трудового обучения, и период освоения метода проектов на изготовление изделия следует отводить примерно 70 % учебного времени.

Меж предметные связи

Информатика (использование сети Интернет; обработка данных исследования; ввод изображения с помощью инструментов графического редактора; чертежи, двухмерная и трехмерная графика; проектирование и моделирование и др.).

Обществоведение (овладение коммуникативной, практической деятельностью в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста; социальная ответственность; ресурсы и потребности; оценка собственных действий и др.).

Общеобразовательные предметы в зависимости от темы проекта.

Дидактические средства

Схема основных компонентов проекта (определение по­требностей и краткая формулировка задачи, набор первоначаль­ных идей, проработка одной или нескольких идей, изготовление изделия, испытание и оценка продукта труда).

Схема дополнительных компонентов проекта.

Раздаточный материал для выполнения упражнений по про­ведению интервью, атрибутивному анализу, дизайн-анализу и др.

Упражнения и исследования

1. Определение потребностей.

2. Проведение опроса (интервью) и фиксация результатов.

3. Дизайн-анализ изделия.

4. Краткая формулировка задачи проекта.

5. Разработка перечня критериев, которым должен удовлетворять объект проектирования.

6. Способы поиска информации, передачи идей, выбор лучшей идеи.

7. Планирование исследований по теме проекта.

8. Способы представления результатов исследований.

9. Окончательная оценка проекта (анализ изделия пользователем).

10. Эстетика (цвет, стиль).

11. Определение потребностей рынка в конкретной продукции

12. Способы презентации проекта.

13. Техника изображения объектов.

В результате изучения раздела «Основы проектирования» ученик должен:

знать/понимать

• что такое учебный проект;

• основные компоненты проекта;

• с чего начинается технологический проект.

уметь

• определять потребности людей и общества;

• проводить опрос (интервью) для определения потребностей;

• осуществлять дизайн-анализ изделий;

• обосновывать выбор изделия для проекта;

• формулировать задачу проекта;

• разрабатывать перечень критериев для выбранного изделия;

• представлять результаты проектной деятельности;

• проводить самооценку результатов планирования и выполнения проекта, оценивать качество изделия;

• использовать приобретенные знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни для анализа потребностей и выявления возможностей их удовлетворение с учетом существующих ресурсов; изготовления изделий, (соответствующих определенным потребностям; плани­рования и организации преобразовательной деятельности; поиска необходимой информации).

Учебный проект. Основные компоненты учебного проекта. Определение потребностей в изделиях, которые может изготовить пятиклассник. Анализ потребностей человека и их технологическое решение. Краткая формулировка задачи. Оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей для выполнения проекта. Разработка критериев для оценки соответствия изделия потребностям пользователя. Набор первоначаль­ных идей. Изображение их в виде эскизов. Проработка одной или нескольких идей и выбор лучшей. Планирование изготовле­ния изделия. Разработка простейшей технологической карты. Изготовление изделия. Испытание изделия в реальных условиях. Оценка процесса и результатов проектирования, качества из изготовленного изделия. Оценка изделия пользователем и самооценка учеником.


Создание изделий из конструкционных поделочных материалов 54ч


Цель изучения данного раздела - организация самостоятельной и творческой завершенной работы по изготовлению изделий из наиболее распространенных материалов (древесины, металла, пластика и др.). Обучающиеся знакомятся со свойствами конструкционных материалов и осваивают технологии их обработки.

Реализация проекта связана с постоянным решением задач, по обработке которых сопряжены с усвоением новых знаний и умений по обработке конструкционных материалов, другие - с использованием на практике ранее приобретенных знаний и умений, третьи - с поиском и выбором конкретных решений по преобразованию материалов в конечный потребительский продукт.

Важно, чтобы выбор объектов проектирования соответствовал возрастным особенностям обучающихся, их интересам, мате­риально-техническим условиям школьных мастерских, педагогическим, санитарно-гигиеническим требованиям и имел потребительский спрос.

Упражнения, предлагаемые в программе, направлены на организацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, связанной с разработкой проекта изготовления качественного продукта труда, удовлетворяющего чьи-либо потребности.

Работа над проектом по созданию изделий из конструкционных и поделочных материалов включает школьников в процессы разработки конструкции изделия; освоение технологий обработки материалов; выбора и наладки оборудования, инструментов, при­способлений; изготовления, контроля и оценки качества изделия.

Особое внимание обучающихся обращается на правила безопасного труда.

Программой предусмотрено также изучение элементов машиноведения и материаловедения. Обучающиеся знакомятся с устройством и работой сверлильного станка.

На занятиях обучающиеся получают первоначальные сведения о роли эстетики в жизни людей, об основах художественной обработки материалов и традиционных видах декоративно-прикладного творчества; обсуждают требования, предъявляемые к декоративно-художественным изделиям, получают сведение о ремеслах, распространенных в данной местности.

Проекты по созданию декоративно-прикладных изделий позволяют организовать работу с обучающимися по созданию собственного произведения, освоить приемы копирования, раскрашивания, выжигания, выпиливания, отделки изделий и т. п. Выполнение сувенирных и подарочных изделий способствует формированию у школьников доброго отношения к окружающим, потребности делать своими руками приятное людям, получать радость от самого процесса дарения.

Выполняя проекты в 5 классе, обучающиеся осваивают знания и умения выполнять разметку, ручную и механическую обработку древесины и металла.

Наличие в учебных мастерских (или в школе) компьютеров позволяет использовать их для создания и редактирования изо­бражений изделий, предусмотренных проектом; моделирования и конструирования изделий; проведения расчетов, оформления рекламных буклетов; разработки фирменных знаков (логотипов); выбора оптимальных размеров заготовок; изготовления рисунков и чертежей с использованием графического редактора; для управления техническими устройствами и т. д.

Межпредметные связи

Математика (длина отрезка, обозначение длины отрезка). Расстояние между точками. Прямая линия, ее обозначение. Вза­имное расположение двух прямых на плоскости: пересекающиеся, параллельные и перпендикулярные прямые. Прямой, острый и тупой углы. Единица величины угла - градус, обозначение гра­дуса. Масштаб. Построение параллельных линий и прямых углов. Прямоугольник, квадрат, многоугольник, окружность. Нахожде­ние периметра многоугольника и длины окружности. Окруж­ность и круг.).

Природоведение (растения леса; лиственные и хвойные деревья; использование и охрана природы человеком).

Черчение (чтение рабочих чертежей деталей).

Изобразительное искусство (специфика образно - символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства; орнамент как основа декоративного украшения; истоки и современное развитие народных промыслов).

Дидактические средства

Таблицы «Приемы безопасного труда», «Обработка древесины», «Обработка металла», «Элементы машиноведения», «Изготовление детали круглого сечения из древесины», Коллекции «Образцы коры и древесины», «Образцы пород древесины с основными дефектами», «Металлы». Технико-технологическая документация. Образцы готовых изделий.

Упражнения и исследования

1. Выбор объектов труда в зависимости от потребностей людей, наличия материалов и оборудования.

2. Упражнения по освоению приемов работы ручным инструментом и станочным оборудованием.

3. Экономная разметка материалов (заготовок).

4. Чтение технических рисунков и чертежей изготовляемых в проекте изделий.

5. Обозначение на чертеже допускаемых отклонений от номи­нальных размеров.

6. Разработка технологических (операционных) карт, техни­ческой и технологической документации на выбранное из­делие.

7. Выполнение эскизов, технических рисунков изделий (де­талей).

8. Планирование процесса изготовления изделия.

9. Сравнение запланированного хода работы с фактическим.

10. Контроль готового изделия по чертежу с помощью измерительных инструментов.

11. Эстетические требования к форме и отделке изделия, вы­полнение отделки изделия одним из распространенных и регионе видов декоративно-прикладной обработки материалов.

12. Изготовление декоративно-прикладных изделий (или отдельных деталей).

13. Анализ допущенных ошибок при планировании и изготовле­нии изделия и определение причин отклонений при выполнении проекта.

В результате изучения раздела «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов» ученик должен:

знать/понимать

• способы защиты материалов от воздействия окружающей среды; виды декоративной отделки изделий (деталей) из различных материалов; традиционные виды ремесел, народ­ных промыслов;

уметь

• обосновывать функциональные качества изготовленного из­делия (детали);

• выполнять разметку деталей на основе технологической до­кументации;

• проводить технологические операции, связанные с обра­боткой деталей резанием и пластическим формованием;

• осуществлять инструментальный контроль качества изго­товленного изделия (детали);

• осуществлять монтаж изделий;

• выполнять отделку изделий; освоить один из распростра­ненных в регионе видов декоративно-прикладной обработ­ки материалов;

• использовать приобретенные знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни для изготов­ления или ремонта изделий из конструкционных и поделочных материалов; защиты изделий от воздействия окружающей среды; выполнения декоративно-прикладной обработки материалов и повышения потребительских качеств изделий.

Достижение этих целей и решение поставленных зада предполагается посредством выполнения проектов.






Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов 22 часа

Основные теоретические сведения


Древесина и ее применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные признаки и свойства. Природные пороки древесины: сучки, трещины, гниль. Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера. Области применения древесных материалов. Отходы древесины и их рациональное использование. Профессии, связанные с производством древесных материалов и восстановлением лесных массивов.

Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж. Чертеж плоскостной детали. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов, фасок. Основные сведения о линиях чертежа. Правила чтения чертежей плоскостных деталей. Технологическая карта и ее назначение. Верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины. Основные технологические операции и особенности их выполнения: разметка, пиление, опиливание, отделка, соединение деталей, визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.


Практические работы


Распознавание лиственных и хвойных древесных пород по внешним признакам: цвету, текстуре. Выявление природных пороков древесных материалов и заготовок. Определение видов древесных материалов по внешним признакам. Чтение чертежа плоскостной детали: определение материала изготовления, формы, размеров детали, конструктивных элементов. Определение последовательности изготовления детали по технологической карте. Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок; установка и закрепление заготовок в зажимах верстака; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (измерительной линейкой, столярным угольником, ножовкой, напильником, лобзиком, абразивной шкуркой, молотком, клещами).

Изготовление плоскостных деталей по чертежам и технологическим картам: соотнесение размеров заготовки и детали; разметка заготовки с учетом направления волокон и наличия пороков материала; определение базового угла заготовки; разметка заготовок правильной геометрической формы с использованием линейки и столярного угольника; пиление заготовок ножовкой; разметка заготовок с криволинейным контуром по шаблону; выпиливание лобзиком по внешнему и внутреннему контуру; сверление технологических отверстий, обработка кромки заготовки напильниками и абразивной шкуркой; использование линейки, угольника, шаблонов для контроля качества изделия; соединение деталей изделия на клей и гвозди; защитная и декоративная отделка изделия; выявление дефектов и их устранение; соблюдение правил безопасности труда при использовании ручного инструмента и оборудования верстака. Уборка рабочего места. Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.


Технологии художественно-прикладной обработки материалов 6 часов


Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Региональные виды декора­тивно-прикладного творчества (ремесла). Единство функцио­нального назначения, формы и художественного оформления изделия. Эстетические и эргономические требования к изде­лию. Понятие о композиции.

Виды природных и искусственных материалов и их свой­ства для художественно-прикладных работ. Основные средства художественной выразительности в различных технологиях.

Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов при работе с древесиной и металлами в России.

Технологии художественно-прикладной обработки матери­алов различными видами инструментов (два-три вида технологий по выбору учителя*). Разработка изделия с учетом прагматического назначения и эстетических свойств. Составление рабочей документации. Освоение приемов выполнения основ­ных операций ручными инструментами.

Правила безопасности труда при выполнении художест­венно-прикладных работ с древесиной и металлами.

Примерные темы лабораторно-практических и прак­тических работ Ознакомление с характерными особенностями различных видов декоративно-прикладного творчества народов России.

Определение требований к создаваемому изделию. Разработка эскизов изделий и их декоративного оформления.

Выбор и исследование материалов и заготовок с учетом декоративных и технологических свойств, эксплуатационных качеств изделий. Определение последовательности изготовле­ния деталей. Выполнение подготовительных работ по созда­нию изделия.

Изготовление изделия с применением технологий ручной и механизированной обработки материалов. Отделка и презентация изделий.


Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов 22 часа


Основные теоретические сведения


Металлы; их основные свойства и область применения. Черные и цветные металлы. Виды и способы получения листового металла: листовой металл, жесть, фольга. Проволока и способы ее получения. Профессии, связанные с добычей и производством металлов. Понятие об изделии и детали. Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж, технологическая карта. Чертеж (эскиз) деталей из тонколистового металла и проволоки. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и т.п. Основные сведения о линиях чертежа. Правила чтения чертежей деталей. Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Ручные инструменты и приспособления для обработки тонколистового металла, их назначение. Основные технологические операции обработки тонколистового металла и особенности их выполнения: правка тонколистового металла, плоскостная разметка, резание ножницами, опиливание кромок, пробивание отверстий, гибка, отделка. Ручные инструменты и приспособления для обработки проволоки, их назначение. Основные технологические операции обработки проволоки и особенности их выполнения: определение длины заготовки, правка, линейная разметка, резание, гибка. Правила безопасности труда.




Практические работы


Распознавание видов металлов. Подбор заготовок для изготовления изделия. Чтение чертежей деталей из тонколистового металла и проволоки: определение материала изготовления, формы и размеров детали, ее конструктивных элементов. Определение последовательности изготовления детали по технологической карте. Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок на слесарном верстаке; закрепление заготовок в тисках; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами (слесарным угольником, слесарными ножницами, напильниками, абразивной шкуркой, киянкой, пробойником, слесарным молотком, кусачками, плоскогубцами, круглогубцами). Изготовление деталей из тонколистового металла по чертежу и технологической карте: правка заготовки; определение базовой угла заготовки; разметка заготовок с использованием линейки и слесарного угольника; резание заготовок слесарными ножницами; пробивание отверстий пробойником, опиливание кромки заготовки напильниками; гибка заготовок в тисках и на оправках; обработка абразивной шкуркой. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда. Уборка рабочего места. Изготовление деталей из проволоки по чертежу и технологической карте: определение длины заготовки; правка проволоки; разметка заготовок; резание проволоки кусачками; гибка проволоки с использованием плоскогубцев, круглогубцев, оправок. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда. Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.


Технология ведения домашнего хозяйства 6 часов


Цель изучения данного раздела - подготовить школьников к использованию технологических знаний и умений для начального ведения домашнего хозяйства.

Особое внимание следует уделить формированию культа человеческих отношений; освоению знаний и умений в области социальной этики, поведения в школе, в гостях, за столом; применению средств индивидуальной защиты и гигиены; оформлению жилых помещений и соблюдению в них эстетических и санитарно-гигиенических требований; воспитанию заботы о родных и близких людях; восстановлению и упрочению национальных и семейных традиций.

Следует воспитывать у школьников привычку экономически целесообразного поведения. Обучающиеся должны научиться анализировать бюджет семьи, рационально планировать расходы, ходя из актуальных потребностей семьи.

Необходимо обучить правилам санитарии и гиены, безопасным приемам работы с оборудованием и инструментами.

Одним из ведущих направлений данного раздела программы должно стать ознакомление с негативными последствиями влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей.

Межпредметные связи

Обществоведение (человек и его ближайшее окружение; межличностные отношения, общение).

Физика (безопасное обращение с электробытовыми приборами).

Упражнения и исследования

1. Распределение обязанностей в семье.

2. Подбор материалов, инструментов и оборудования для вы­полнения конкретных работ в домашнем хозяйстве.

В результате изучения раздела «Технология ведения домашнего хозяйства» ученик должен:

знать/понимать

• характеристики основных функциональных зон и инженерных коммуникаций в жилых помещениях; основные виды бытовых домашних работ; средства оформления интерьера; уметь

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выявления рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применения бытовых санитарно-гигиенических средств; применения средств индивидуальной защиты и гигиены.

Достижение этих целей и решение задач осуществляем при выполнении проектов.


Основные теоретические сведения


Способы ухода за различными видами напольных покрытий, лакированной и мягкой мебели, их мелкий ремонт. Технология ухода за кухней. Средства для ухода. Экологические аспекты применения современных химических средств в быту. Технологии ухода за одеждой и обувью. Профессии в сфере обслуживания и сервиса.

Интерьер жилого помещения и способы его организации. Эстетические, экологические, эргономические требования к интерьеру жилища. Регулирование микроклимата в доме. Приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Роль освещения в интерьере. Правила пользования бытовой техникой.

Практические работы

Выполнение мелкого ремонта обуви, мебели. Удаление пятен с одежды и обивки мебели. Разработка проектов планирования комнаты. Установка полки. Смена замка, разборка и смазка велосипеда и другой бытовой техники.


В связи с тем, что в составе классов имеются обучающиеся с ограниченными возможностями, а именно: Балаев Иван Сергеевич, Мишутин Александр Александрович, Хамаматов Магомед Шамилевич, Трудаков Данил Денисович. Ведется индивидуальная работа по усвоению умений, навыков, знаний.

Планируется индивидуальная работа по четвертям:

I. Закрепление знаний о проектировании, технологии обработки свойствах древесины, выработка навыков обеспечивающих: правильного понимания о рабочем месте, соблюдение охраны труда, выполнения поставленных заданий, правильной моторики движения тела и рук при выполнении технологических операций, постановка правильности и точности движений при обработке древесины.

II.Закрепление знаний о художественной обработке древесины, выработка навыков обеспечивающих: правильного понимания о рабочем месте, соблюдение охраны труда, выполнения поставленных заданий, правильной моторики движения тела и рук при выполнении технологических операций, постановка правильности и точности движений при обработке древесины.




















Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Количество часов в неделю - 2.

количество часов в год - 68

Учебник - Технология 5 класс Тищенко А.Т. Симоненко В.Д. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф»,2016

Кол-во часов

Название темы/урока

Домашнее задание

Часов

Примечание

План

Дата

Введение в курс «Технология» 2 часа

1

1

В водное занятие

П.1



 

2

1

Технологи я в жизни человека и общества



 

Основы проектирования 10 часов

3

1

Что такое творческий проект

П.2



 

4

1

Этапы выполнения проекта



 

5

1

Понятие о чертеже

П.3



 

6

1

Линии чертежа



 

7

1

Правила выполнения чертежей

Конспект



 

8

1

Чертеж плоской детали



 

9

1

Практическая работа №1

Конспект



 

10

1

Нанесение размеров на чертеже



 

11

1

Практическая работа №2

Конспект



 

12

1

Технологическая карта



 

Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов 22 часа

13

1

Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы.

П.3-4



 

14

1

Графическое изображение деталей и изделий.



 

15

1

Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины

П.5-6



 

16

1

Последовательность изготовления изделий из древесины



 

17

1

Разметка заготовок из древесины

П.7



 

18

1

Практическая работа №4



 

19

1

Пиление заготовок из древесины. Инструктаж по ТБ

П.8



 

20

1

Практическая работа №5



 

21

1

Строгание заготовок из древесины

П.9



 

22

1

Практическая работа №6



 

23

1

Сверление отверстий в деталях из древесины.Инструктаж по ТБ

П.10



 

24

1

Практическая работа №7



 

25

1

Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей

П.11



 

26

1

Практическая работа №8



 

27

1

Соединение деталей из древесины шурупами и саморезами

П.12



 

28

1

Практическая работа № 9



 

29

1

Соединение деталей из древесины клеем

П.13



 

30

1

Практическая работа № 10



 

31

1

Практическая работа № 10

П.14



 

32

1

Зачистка поверхностей деталей из древесины



 

33

1

Практическая работа №11

П.15



 

34

1

Отделка изделий из древесины



 

Технологии художественно-прикладной обработки материалов 6 часов

35

1

Актированный день. Самостоятельная работа по теме:"Выпиливание лобзиком."Дистанционно.

П.16



 

36

1

Актированный день. Самостоятельная работа по теме:"Выжигание по дереву". ДЛистанционно.



 

37

1

Творческий проект «Стульчик для отдыха на природе»

П.17



 

38

1

Выполнение проекта



 

39

1

Выполнение проекта

С.80-91



 

40

1

Выполнение проекта



 

Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов 22 часа

41

1

Карантин.Самостоятельная работа по теме"Понятие о машине и механизме". (дистанционно).

П.18



 

42

1

Карантин.Самостоятельная работа по теме"Тонколистовой металл и проволока." (дистанционно).



 

43

1

Карантин.Самостоятельная работа по теме"Искусственные материалы" (дистанционно).

П.19



 

44

1

Карантин.Самостоятельная работа по теме"Рабочее место для ручной обработки металлов" (дистанционно).



 

45

1

Графические изображения деталей из металла и искусственных материалов

П.21-22



 

46

1

Технология изготовления изделий из металлов и искусственных материалов



 

47

1

Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки

П.23-24



 

48

1

Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы



 

49

1

Практическая работа №12

П.25



 

50

1

Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов



 

51

1

Зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы

П.26-27



 

52

1

Гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки



 

53

1

Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов

П.28



 

54

1

Практическая работа №13



 

55

1

Устройство настольного сверлильного станка

П.29



 

56

1

Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов



 

57

1

Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, пластмассы

П.30-31



 

58

1

Творческий проект «Подставка для рисования»



 

59

1

Разработка и выполнение проекта

С.156-163



 

60

1

Разработка и выполнение проекта



 

61

1

Разработка и выполнение проекта

С.156-163



 

62

1

Разработка и выполнение проекта



 

Технология ведения домашнего хозяйства 6 часов

63

1

Интерьер жилого помещения

П.32-33



 

64

1

Эстетика и экология жилища



 

65

1

Проект "Моя комната"

Проект



 

66

1

Проект "Моя комната"



 

67

1

Технологии ухода за жилым помещением, одеждой, обувью

 



 

68

1

Средства ухода за жилым помещением,одеждой, обувью



 







15